Символы власти в российской империи. Регалии романовых

Древние государственные регалии принадлежат к наиболее значительным государственным символам. К ним относятся венцы, короны, скипетры, державы, меч, бармы, щит, троны. Однако государь являлся в полном облачении лишь несколько раз в год – во время важнейших церковных праздников и на приёмах особо важных иноземных послов. Некоторые регалии использовали лишь единожды при жизни монарха. В настоящее время подлинные регалии Московского, а позже Российского государства хрнятся в коллекции Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. В этой статье мы расскажем о царский регалиях в хронологической последовательности, начиная с самых древних.

Царские регалии в коллекции Оружейной палаты

Самым древним символом княжеской власти является меч. Впервые его стали изображать ещё на древних иконах. Чуть позже к мечу добавился щит. Таким образом княжескую власть в первую очередь символизировало оружие, в древние времена – щит и меч. Однако государственный щит и государственный меч в коллекции оружейной палаты относятся к XVI-XVII векам.

О щите – ниже.

Самая древняя регалия, представленная в нашей сокровищнице – это шапка Мономаха. О ней подробно рассказано в статье . Кратко повторим основные факты.

Царские регалии. Шапка Мономаха

Существует старинное “Сказание о князьях Владимирских”, согласно которому Владимир Мономах венчался на Великое Киевское княжение Шапкой Мономаха. Сказание гласит, что венец подарил ему византийский император Константин Мономах, приходившийся дедом киевскому князю. (Подробно о “Сказании о князьях Владимирских” рассказано в статье ) .

На одном из барельефов Мономахова трона видно, что князь Владимир изображён в шапке Мономаха.

Мономахов трон. Фрагмент

Историю о том, что византийский император пожаловал эту шапку давнему предку Грозного, активно распространяли во времена царя Ивана. Однако это не более, чем красивая легенда, придуманная для объяснения (легитимизации) нового статусного звания Государя Всея Руси. Ещё в XIX веке историки опровергли византийскую версию происхождения Шапки Мономаха.

По сей день существуют три версии о месте изготовления этой регалии. Согласно первой из них, шапку Мономаха могли изготовить в Византии, но не при императоре Константине, а гораздо позже, во время правления Палеологов в XIV-XV веках. В пользу этой версии говорит то, что скань на изделии очень высокого качества, характерная для византийских мастеров.

Есть и другая гипотеза, согласно которой шапка Мономаха имеет центральноазиатское происхождение. На это указывает мотив цветка лотоса в её украшении. Вероятным местом её изготовления могут быть Самарканд или Бухара.

Третья версия гласит, что это работа греческих мастеров, работавших в Москве.
Возможно, что шапку Мономаха подарил Ивану Калите татарский хан Узбек. Подобный подарок был подношением хана своему вассалу, поэтому при русском дворе такую версию замалчивали и выдавали венец за византийскую работу.

Надевали шапку Мономаха не на голову, а на особую шапочку, сшитую из парчи.

Церемония венчания на царство

Все средневековые правители, в том числе и западные, в символах государства ориентировались на Константинополь. Во многих европейских государствах существовали короны, похожие на венец византийского императора. На таких коронах почти всегда изображали Христа в венце. Таким образом отражалась идея божественного происхождения власти. Государь есть помазанник Божий и проводник учения Христа на земле.


Корона Константина IX Мономаха. XI век. Фото с сайта http://botinok.co.il/node/52192

Корона, скипетр и держава «Большого наряда» Царя Михаила Феодоровича Романова

Знаки царской, королевской и императорской власти известны с глубокой древности и в общем одинаковы во всех государствах. В России императорскими регалиями являлись: Корона, Скипетр, Держава, Государственный меч, Государственное знамя, Большая государственная печать и Государственный щит.

К регалиям в обширном смысле относились еще трон, порфира и другие парадные одеяния. В Московской Руси в состав регалий входили и бармы (оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда).

Одна часть регалий хранилась в Оружейной палате в Москве, а другая - в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, откуда перед коронацией торжественно перевозилась в Москву.



Скипетр (в старину «Скиптр», чаще «Скифетр») принадлежит к древнейшим символам власти. Первообразом для него послужил пастушеский посох. Он существовал уже у греков. Римские Цари переняли Скипетр от этрусков; впоследствии его употребляли в Риме полководцы во время триумфа и Императоры; верхний конец его украшен был орлом. Римляне нередко посылали Скипетр союзным иностранным государям в знак дружбы.

В России торжественное вручение Скипетра Царю впервые встречается в чине венчания Феодора Иоанновича, но, по-видимому, он был в употреблении и раньше; по рассказу англичанина Горсея, Скипетр, служивший при венчании Царя Феодора Иоанновича, куплен был еще Иоанном IV. При избрании Царем Михаила Феодоровича ему поднесен был, как главный знак верховной масти, царский посох. При венчании на Царство и в других торжественных случаях московские Цари держали Скипетр в правой руке; при больших выходах Скипетр несли перед царем особые стряпчие.

Скипетр, который использовали русские Императоры в XIX и XX веках, был изготовлен к коронации Павла I в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и драгоценными камнями; вершину его украшает знаменитый бриллиант Орлова в 2,5 миллиона рублей.


Держава, имея форму шара, увенчанного крестом, представляет собой символ владычества над землей.

Позднейшие римские Императоры держали в руках шар с изображением богини победы. Позже это изображение было заменено крестом, и в таком виде Держава перешла к византийским и германским Императорам, а затем и к остальным монархам. В Россию Держава перешла из Польши, где ее называли «Яблоко», и в старину носила названия «Яблоко царского чина», «Яблоко владомое», «Яблоко державное» («вседержавное» или «самодержавное») и просто «Яблоко», также «Держава Российского Царствия».

Держава, употребляемая русскими Государями с конца XVIII века, была изготовлена к коронации Павла I. Она сделана из золота, ее обручи состоят из бриллиантовых листьев. Посредине находится большой миндалевидный бриллиант. Сверху Держава украшена неотделанным большим овальным сапфиром, окруженным бриллиантами, вверху - бриллиантовый крест.


Одна из древнейших средневековых Корон принадлежит к числу наших императорских регалий - это так называемая Шапка Мономаха, присланная, по преданию, в 988 году византийскими Царями Василием II и Константином IX святому равноапостольному князю Владимиру по случаю его Крещения и бракосочетания с их сестрой Царевной Анной.

Эта Корона принадлежала всегда старшему в роду: князья младшей линии имели свои Короны различных форм. Великие княгини, княжны и Царицы также имели свои Короны. До Петра Великого Цари очень часто надевали Короны, и число их было очень значительно.

Большая императорская российская Корона представляет собой верх совершенства по необычайному количеству драгоценностей и их художественному сочетанию. Кроме большого рубина на дуге, она украшена также бриллиантами и жемчугом. На рубине прикреплен крест, состоящий из пяти великолепных бриллиантов. Спереди и сзади - две лавровые ветки, соединенные внизу лентой. Внутренние стороны половинок усеяны каждая 27-ми матовыми жемчужинами роскошной величины и цвета. Дуга, отделяющая половинки короны, представляет собой дубовые листья с желудями. Над дугой спереди находится большой восьмиугольный бриллиант и три бриллианта в форме миндалин. Нижняя часть украшена 27-ми большими бриллиантами, окруженными множеством малых. Высота короны 26 см, диаметр от 19 до 21 см. Она подбита пурпуровой бархатной шапочкой.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕЧАТЬ


Государственная церемониальная печать имеет вид большой монеты. Она была сделана из серебра в царствование Алексея Михаиловича. На ней вырезан государственный орел, но без титульных гербов и без надписи.

Государственная печать прилагалась к государственным актам в знак окончательного утверждения их верховной властью. Она изготавливалась в министерстве иностранных дел со вступлением Императора на престол, по высочайше утвержденным рисункам, в трех видах: большая, средняя и малая.

Большая государственная печать имеет изображение Большого государственного герба, вокруг которого помещается полный, или большой, императорский титул. Она прикладывалась: к государственным законам, учреждениям и уставам; к статуту орденов; к манифестам; к брачным договорам членов Императорского Дома; к духовным завещаниям членов Императорского Дома при утверждении таковых Государем Императором; к грамотам на титул Императорского Высочества и Князя императорской крови; к дипломам на княжеское и графское достоинство; к полномочиям, аккредитованиям и отозваниям дипломатических лиц при восточных дворах: к патентам на звание консула.

Средняя государственная печать имеет изображение Среднего государственного герба; на краях ее помещается средний титул его императорского величества. Она прилагалась: к грамотам городам и обществам о подтверждении прав и преимуществ; к дипломам на баронское и дворянское достоинство; к ратификациям трактатов с иностранными державами и к грамотам к восточным правителям; к грамотам ханам хивинским и эмирам бухарским.

Малая государственная печать имеет изображение Малого государственного герба и малый императорский титул. Ею заверялись следующие документы: грамоты на пожалованные земли; патенты на чин; благоволительные грамоты за оказанные какими-либо сословиями заслуги и приношения; грамоты монастырям на милостивую дачу; грамоты на потомственное почетное гражданство; грамоты на тарханское достоинство; листы в Китайский трибунал: ответные грамоты, кредитивы, договора с иностранными правительствами и паспорта, выдаваемые министерством иностранных дел.

Государственные печати царствующего Императора хранились в министерстве иностранных дел за ключом канцлера, вице-канцлера, министра или управляющего министерством. О всяком приложении Государственной печати обязательно составлялся официальный протокол.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЧ


Государственный меч представляет собой стальную полосу длиной 97,82 см, выбитую с одной стороны тремя долами шириной 6,675 см.

На клинке Государственного меча, около эфеса, вычеканен золотом с одной стороны двуглавый орел, держащий в когтях извивающегося дракона, с другой - гриф с обнаженным мечом. На верху рукояти - орлиные головы под короной; крыж с орлиными же головами.

Ножны государственного меча обтянуты золотым глазетом. Государственный меч упоминается в числе регалий уже при Императоре Петре I Алексиевиче.

При обряде Священного коронования Государственный меч, Государственная печать и Государственное знамя впервые были употреблены Императрицей Елизаветой и с тех пор всегда выносились во время торжественных процессий.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЩИТ


Государственный щит хранится в Московском Кремле в Оружейной палате. Щит круглой формы, диаметр 58,4 см, обтянут красным бархатом и украшен фигурными пластинами из золота и серебра со вставками из изумрудов, рубинов, жемчуга и бирюзы, запонами из горного хрусталя и нефрита. По предположению историков он был изготовлен в конце XVII века. Использовался Государственный щит только на церемониях погребения Императоров России. Ученые считают, что эта традиция берет свое начало в XVIII веке.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗНАМЯ


На прекрасной золотой ткани темного оттенка изображен с обеих сторон императорский орел с титульными гербами на персях, на крыльях и по его окружности. Внешние гербы соединены пальмами и дубовыми ветвями. На древке - золотой Государственный орел.

Государственное российское знамя употреблялось при обряде Священного коронования Императоров и при погребении Государей. Оно служило эмблемой или символом единства Государства, хотя и составленного из разных земель и народностей. Государственное знамя делалось из золотой ткани, на которой вышивались изображения Государственного орла и всех гербов, помещенных в Большом государственном гербе. Древко Государственного знамени, кайма и бахрома полотна были окрашены в государственные цвета. Древко увенчано золотым Яблоком (Державой) с Государственным орлом.

На Андреевских лентах, украшавших Государственное знамя, были обозначены знаменательные даты: 862 год (основание Государства великим князем Рюриком), 988 год (крещение Руси великим князем Владимиром), 1497 год (принятие царского титула Иоанном IV Васильевичем Грозным) и 1721 год (принятие императорского титула Петром I Алексиевичем).

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

По книге: Россия Державная.
Церемониал, атрибуты и структура верховной власти от Великих
Князей до Императоров. М., 2007.


Корона, скипетр, держава – это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны, в основном, античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, – военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

Шапка Мономаха

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Шапка Мономаха

Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В ХVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей

Рассказы историков

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе – «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с ХVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».


«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава).

1627–1628 гг.
Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до ХVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую – державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.


К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке – всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, над головами орла – три короны практически на одной линии, средняя – с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом – символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.


Печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.

Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов. 1683 г. Серебро

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654–1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба. Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохра-нимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению». Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда – Н. С.); на персех (на груди – Н. С.) изображение наследника; в пазнок-тех (в когтях – Н. С.) скипетр и яблоко (держава – Н. С.), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».



Герб державный

Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский – светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич – Петр I.


Корона, скипетр, держава - это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру.

Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, - военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Герб России. 2-я пол. XVII в

Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В XVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр.

Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе - «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с XVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными рега-

лиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данный тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

Шапка Мономаха

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую - державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава). 1627-1628 гг.

К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке - всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла - скипетр, в левой - держава, над головами орла - три короны практически на одной линии, средняя - с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом - символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.

Печать царя Алексея Михайловича. 1667г.

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654-1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба.

Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохранимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению».

Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милоетивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда. - Н. С); на персех (на груди. - Н. С.) изображение наследника; в пазноктех (в когтях. - Н. С.) скипетр и яблоко (держава. - Н. С), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».

Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский - светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич - Петр I.

Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

Мастер Василий Кононов. 1683г.

Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов - серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха - повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия».
В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава - женского.

Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».

Иконописным праобразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила - как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.