Социологические теории личности.

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж. Г. Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934), «Исследование человека» (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы. Вместе с тем ключевое понятие этой теории - «социальная роль» - было разработано в начале ХХ в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее - Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений. Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус). Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к «тюремному» эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: «Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях…». Эксперимент планировалось провести в течение одной - двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили «заключенными», другую - «тюремщиками». Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали «заключенных» и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать «тюремщиков» от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они «вошли в роль» и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно «тиcки» социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола. В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома. В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, «переступать через самих себя». Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряжённости. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

В науке существует множество теорий личности. Мы рассмотрим четыре из них: ролевую теорию личности; концепцию "зеркального Я"; диспозиционную теорию личности; концепцию парадоксального человека.

Ролевая теория личности (Я. Морено, Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон). Фундаментом и составной частью ролевой теории личности являются понятия социального статуса и социальной роли (см. § 10.2). Приведем ключевые положения данной теории.

  • 1. Личность в этой теории представляется в своем роде социальным статусно-ролевым существом.
  • 2. Отмечается, что поведение людей обусловлено их статусной позицией. Социальные статусы значимы в жизни людей, потому что они образуют совокупность их прав и обязанностей и формируют систему ожиданий в отношении их ролевого поведения.
  • 3. Усвоение ролевого поведения осуществляется в процессе социализации индивидов.
  • 4. Функциональное значение статусов и ролей заключается в том, что они являются показателями социальной адаптированности людей к условиям социальной жизни, показателями их социального успеха, выступают важной основой для самооценки человеком самого себя, выявляют шансы, обозначают горизонты социальных перспектив для индивидов.
  • 5. Социальная роль рассматривается как выполняющая функцию "соединения" индивида с социальным миром, включения его в систему социальных связей, общество. Не осваивая роли, индивид не может интегрироваться в социум.
  • 6. Роль не только функционально зависит от статуса. Существует и обратная зависимость статусов от ролей, так как именно посредством ролей, ролевого поведения индивидов воспроизводится структура социальных статусов. Воспроизводство статусно-ролевой структуры есть необходимая сторона воспроизводства социальной структуры общества, социума в целом.
  • 7. Ролевое поведение не следует отождествлять с ролевыми ожиданиями. Исполнение роли зависит не только от статусных ожиданий, но также: а) от способностей индивида; б) значимости роли для него; в) системы стимулирования, вознаграждения, общественного признания; г) социального контроля.
  • 8. Ролевое обучение, принятие роли, ролевое исполнение, ролевая динамика являются выражением (в существенной части) формирования, развития и этапов жизненного пути личности.
  • 9. Ролевое поведение не исключает возможности возникновения ролевых конфликтов. В общем плане под ролевым конфликтом понимается ситуация, при которой индивид сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. В частности, к ролевым относятся конфликты следующих типов:

"семья – работа". Ролевой конфликт данного типа представляет собой столкновение семейных и производственнотрудовых ролей человека;

"тинэйджер". Этот тип ролевого конфликта есть противоборство обычных для тинэйджера ролей, таких как роль сына/дочери, роль ученика/школьника и роль друга/товарища в компании сверстников;

"менеджер". На ролевом уровне профессия менеджера достаточно конфликтна. В самом деле, например, менеджер среднего звена может попасть в очень непростую ситуацию, когда требования и ожидания вышестоящего руководства серьезно разойдутся с требованиями, ожиданиями его подчиненных.

Личность в теории "зеркального Я"

Основателями концепции "зеркального Я" являются американские ученые Чарльз Кули (1864–1929) и Джордж Мид (1863–1931).

Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий (интеракций) между людьми. По сути, окружающие нас люди – зеркало, в котором мы видим себя. Получается, что наши представления о себе самих зависят от того, что, по нашему мнению, думают о нас другие. Таким образом, Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, устанавливаемой человеком с другими людьми, как главного источника данных о собственном "Я", обратной связи между "Я-каким-меня-видят-другие" и "Я-каким-я-сам-себя-вижу". В процессе интеракций люди создают свое "зеркальное Я" . Этот феномен Кули представил утверждением: "Я есть то, что я думаю о том, что другие думают обо мне". Таким образом, "зеркальное Я" состоит из трех элементов:

  • 1) как меня воспринимают другие;
  • 2) как они реагируют на то, что видят;
  • 3) как я отвечаю на реакцию других людей.

В концепции "зеркального Я" личность представляется социальным существом, поскольку формируется в процессе взаимодействий, общения, интеракций, зеркального отражения себя через других ("я есть то, ...что другие думают обо мне"). Этим концепция "зеркального Я" отличается от фрейдизма, выделяющего в структуре личности несоциальное "Оно". Кроме того, в теории "зеркального Я" личность также оказывается активным, самостоятельным, относительно автономным социальным существом. "Зеркальное Я" – не копия мнений других людей обо мне, а результат моей собственной реакции, моего мнения относительно того, что другие думают обо мне ("я есть то, что я думаю...что другие думают обо мне"). Этим концепция "зеркального Я" отличается от бихевиоризма, с его формулой "стимул – реакция".

Дальнейшее развитие концепция "зеркального Я" связано с идеями Джорджа Мида. Как и Ч. Кули, он считал, что "Я" продукт социальный, формирующийся на основе взаимодействий между людьми. По Дж. Миду, человеческое "Я" (англ. Self – 1. собственная личность, свое "Я"; 2. личность, субъект) состоит из двух частей:

  • 1) "Я-сам" – "Я как субъект" (от англ. I – личное местоимение в именительном падеже).
  • 2) "Я-меня" "Я как объект" (от англ. Me – местоимение "я" в косвенном падеже).

Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые имеются у других людей относительно этого человека. Он считал, что "Я-меня" (Me) образуют усвоенные человеком установки, значения, ценности, а "Я-сам" (/) есть то, как человек в качестве субъекта воспринимает ту часть своего "Я", которая обозначена как "Я-меня" (Me). Совокупность "Я-сам" (/) и "Я-меня" (Me) образует "интегральное Я" (Self).

Мид выделил три этапа формирования "зеркального Я" в детском периоде жизни человека:

  • 1. Имитация, когда дети, имея очень ограниченный опыт, копируют поведение взрослых, не понимая его.
  • 2. Игра, когда дети научаются языку и другим символам, осознают поведение как освоение определенных игровых ролей: врача, пожарного, учителя, разбойника. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и поступкам такой смысл, какой придают им другие.
  • 3. Коллективная игра, когда дети учатся осознавать ожидания не одного человека, а группы, многих людей. Следование правилам коллективных игр (футбол, бейсбол, баскетбол) подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в социальных нормах, законе. На данном этапе приобретается чувство социальной идентичности.

Таким образом, в концепции Дж. Мида развитие личности связано с принятием ею на себя функций-ролей других людей. Ролевые перемены происходят под влиянием механизма обобщенного другого ("значимых других").

Теория личности как субъекта и объекта деятельности разработана в марксистской социологии, ролевой теории личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и других.

В западной социологии социологические концепции личности - собирательное понятие, объединяющее ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, выводимым из тех или иных факторов.

Теория зеркального "Я";

Ролевая теория;

Отдельные ветви необихевиоризма в социологии;

Теории референтной группы;

Установки и некоторые др.

В теории зеркального "Я" (Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производное от полностью социально обусловленного "Я" человека. Близкие взгляды отстаивались сторонниками ролевой теории (Р. Линтон, Морено, Т. Парсонс и др.): личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид.

Основные положения ролевой теории личности

Ролевая теория личности рассматривает поведение человека как игру актеров, роль требует от актёров определенного поведения, которое соответствует или не соответствует ожидаемому.

Классическое определение теории ролей (социальной роли) дано в 1936 г. Р. Линтоном. В понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.

Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные.

Конвенциальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации, межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом: «Понятие «социальный статус», которое относится к положению человека в обществе, не следует смешивать с понятием «конвенциальная роль», которое относится к тому вкладу, который вносит участник в организованное предприятие. Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Но каждый человек ежедневно исполняет много ролей. С определенным положением в обществе соотнесен ограниченный набор взаимосвязанных ролей



В структуре социальной роли выделяют 4 элемента:

Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

Требования, связанные с данным поведением.

Оценка выполнения предписанной роли.

Санкции в рамках требований социальной системы.

Попытка систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Любая из ролей описывается пятью основными характеристиками:

Эмоциональной;

Способом получения;

Масштабом;

Формализацией;

Мотивацией.

Российский ученый И.С. Кон подчеркивает "главным понятием для описания личности является понятие социальной роли"

И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. Развивая эту мысль, В.А. Ядов пишет: «Несмотря на ограниченность, неполноту такого представления, минимизирующего субъективное начало (оно сводится к адаптивной активности индивидов), ролевое отображение личности охватывает важные моменты человеческой сущности. Последняя, как хорошо известно, кроется не в свойствах индивидуальности, а в социальных, обобщенных свойствах людей, делающих их продуктом данной системы общественных отношений. Социально-типическое доминирует над индивидуально-неповторимым.

В ролевой теории Т. Парсонса преодолевается утилитарное представление о социальной системе как системе рациональных ролевых отношений, и раскладываются механизмы эмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. Роли делятся на предписанные по естеству, т.е. по рождению, возрасту, полу, принадлежностью к касте и достигаемые:«Внутри категории несоциальных объектов как единиц имеет место дальнейшее разделение, которое не прямо релевантно классификации модальностей: это различение между организмами и другими несоциальными объектами. Концептуализируя их, теория действия не рассматривает актора как организм; общепризнанное (хотя обычно имплицитно) предположение, что он является таковым, - основная ошибка, биологизирующая анализ поведения. Но конкретный индивид, который осуществляет поведение, все же всегда представляет собой определенный аспект организма. Его следует отличать от других объектов, поскольку в своем личностном аспекте он «привязан» к отдельному организму. Это, разумеется, одинаково верно как для «эго», так и для «другого». Качества и способности к деятельности организма дают критерии, которые могут оказаться чрезвычайно важным фокусом для ориентации действия, опять-таки как для собственного организма «эго», так и для организма «другого».



Например, значение собственного пола для личностной структуры «эго», а также в его собственном «признании » своей сексуальной роли, может анализироваться с точки зрения роли отдельных «характеристик» его тела как объекта его ориентации, благодаря которым он «причисляет себя» к прочим лицам того же пола как отличным от лиц противоположного пола. То же самое относится, конечно, и к способностям или свойствам, таким как физическая сила или ловкость».

Интеракционистские концепции переносят акцент со стандартизированного ролевого поведения на конкретные, ситуационные свойства взаимодействия людей.

Важнейшей категорией интеракционистов Д. Мида, Г. Блумера, Т. Куна, И. Гофмана является "ролевое поведение". Интеракционалисты делят роли на конвенциональные, которые стандартизированы и безличны, строятся на основе прав и обязанностей и "межличностные роли", в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных особенностей участников взаимодействия.

Читайте также:
  1. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  2. Админ теории менед-та(А Файоль) и теория бюрократического построения орг-и(М Вебер)
  3. Алексеев. Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
  4. Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.
  5. Билет 3 вопрос Основы теории управления социальными системами.
  6. Биологическое и социальное в личности. Биологизаторские и социологизаторские концепции

Человек занимает в обществе определенное положение, в социологии называемое понятием «статус». Человек обладает целым набором статусов. Одновременно он может быть сыном, отцом, мужем, калмыком, депутатом.

Статусы можно подразделить на две основные группы: предписанные (аскриптивные) и достигаемые. Аскриптивный статус человек получает от рождения - пол, расовая принадлежность, фамилия. Достигаемый статус (врача, инженера, бухгалтера, специалиста) приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий. Чтобы обрести достигаемые статусы, необходимо получить образование, пройти конкурсный отбор при устройстве на работу, выдержать испытательный сроки постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Для каждого человека один из его статусов будет главным. Так, мужчина может идентифицировать свой статус с местом работы и должностью, женщина - с социальной позицией мужа. Достигаемые статусы связываются со способностями человека. Например, при приеме на работу учитываются не столько знатность происхождения, пол или национальность, сколько уровень профессиональной подготовки и т.п.

Иногда статусы могут быть смешанными. Различают также временные и постоянные статусы. Временные статусы преходящи и четко не определены. Например, человек лишается статуса молодого в период вступления в зрелый возраст жизни; выпускник вуза, получивший диплом об образовании, теряет статус студента.

С понятием «статус» тесно связана другая категория, называемая ролью. Роль - система предписаний, которая создается в результате процесса взаимодействия и зависит от статуса. По-другому, роль - предписанные ожидания поведения в соответствии с занимаемым статусом. Статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, а роль представляет собой аспект статуса.

Роли подразделяются на три группы:

1) психосоматические, характеризующиеся биологическими потребностями, адаптированными к культуре;

2) психодраматические, в которых ожидания социального окружения определяют поведение личности;

3) социальные, которые связаны с ожиданиями поведения, соответствующего определенному социальному статусу.

Человек выполняет соответствующие своему статусу социальные роли, а совокупность ролей, выполняемых индивидом, называется ролевым набором. Это связано с тем, что в реальной жизни индивид взаимодействует с лицами, наделенными разнообразными статусами. В течение жизни человек осваивает и меняет множество ролей.



Сначала он осваивает роль, ребенка, затем ученика, товарища, студента, молодого работника, опытного специалиста, мужа или жены, отца или матери и т.д.

Ролевая теория личности возникла в американской социальной психологии 30-х годов (Дж.Мид) и получила развитие в различных социол.течениях (пр.вс.-Парсонса). Личность-функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Социальная роль-модель поведения, заданная соц\ной позицией личности в системе соц\ных отношений.

Составляющие социальной роли:

1) ролевые ожидания (то, чего ждут от той или иной роли);

2) ролевое поведение (то, что он реально выполняет в рамках своей роли). Межличностная роль-функции, выполняемые человеком в личных отношениях с др. людьми. Принятие роли - попытка принять на себя поведение личности в др. ситуации или др. роли. Исполнение роли - действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.



Роли могут пониматься:

1) объективно (с точки зрения общественного значения роли);

2) субъективно (преломляясь в сознании индивида).

Ролевой конфликт-противоречия, возникающие между функциями, выполняемыми одним человеком (пример-конфликт между профессиональной и семейной жизнью женщины). Усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности.

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом , антропологом Р. Линтоном . Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее четко эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа , рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (социальное творчество), персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения общественно значимых целей.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т. п.). В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения, что в свою очередь зависит и от индивидуально-личностных особенностей субъекта и от того, насколько глубоко воспринимается им данная социальная роль. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Создание благоприятных условий для самореализации и развития личности ведет к тому, что сохраняется ролевая окраска социального поведения. Последнее регулируется не столько требованиями исполнения данной роли, сколько осознанной целеустремленностью и гибким, творческим использованием объективных ресурсов для достижения социально значимой цели.

Итак, социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстают в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый и т. п.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из нескольких возможных вариантов исполнения роли (скажем, ленивого или старательного ученика).

Американские социологи (Р. Линтон, Дж. Мид) по-разному трактуют социальную роль – как единицу общественной структуры (Р. Линтон) или в плане непосредственного взаимодействия людей (ролевой игры), в ходе которой благодаря тому, что человек представляет себе в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми.

Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т. е. шаблонным, поведением; за пределами социальной роли остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые роли. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.