"Статут", Исследовательский центр частного права при Президенте РФ, 2010 год, 433 стр.
Данная книга представляет собой сборник материалов, созданных в разное время и объединенных в этот сборник с одной целью - раскрыть сущность и обозначить результаты процесса кодификации в российском гражданском праве. Автор выделяет и рассматривает три кодификации: создание Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, принятие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, а затем Гражданского кодекса РСФСР 1964 года и создание действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Особое внимание уделено современному Гражданскому кодексу РФ, четыре части которого вводились в действие в течение 12 лет (1994 - 2006 гг.). Кроме этого, в работе затрагиваются вопросы унификации гражданского законодательства в рамках экономического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.
Три кодификации отечественного гражданского права (вместо предисловия, введения и послесловия)
Первая кодификация
Вторая кодификация
Третья кодификация
I. Советские кодификации гражданского права
Общие вопросы кодификации
Развитие кодификации гражданского законодательства
В. И. Ленин и становление гражданского законодательства
Законодательство о правоспособности и имущественных правах граждан
Законодательство об экспроприации эксплуататорской собственности
Первый советский гражданский кодекс
Соотношение общесоюзного и республиканского гражданского законодательства
Формы кодификации общесоюзного гражданского законодательства
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
О Гражданском кодексе РСФСР
Основные положения об обязательствах в новых гражданских кодексах союзных республик
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик
Правовое регулирование хозяйственной деятельности
Основы гражданского законодательства и предпринимательская деятельность
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (комментарий статей 1 - 4 главы 1 "Основные положения"
Отношения, регулируемые гражданским законодательством
Гражданское законодательство Союза ССР и республик
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей
Объекты гражданских прав
II. Гражданский кодекс Российской Федерации
Общие вопросы кодификации
Законодательное обеспечение рыночной экономики
Общие вопросы
Гражданско-правовое обеспечение рыночной экономики
Юридические лица
Концепция Гражданского кодекса России
Доклад от 17 мая 1994 г.
Заключительное слово от 18 мая 1994 г.
Общая концепция проекта Гражданского кодекса Российской Федерации
Гражданское законодательство в советской плановой экономике и в рыночной экономике России
Российские революции и преемственность гражданского права
Проблема создания единого гражданского законодательства на едином экономическом пространстве
Что новый Гражданский кодекс России получил "в наследство" от прежних кодексов?
Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации
Гражданское законодательство как предмет ведения Федерации в прошлом и настоящем нашего Отечества
Создание Гражданского кодекса России: 15 лет сотрудничества, взаимопонимания и дружбы с юристами Нидерландов
Гражданский кодекс России и его воздействие на экономические сделки
Основные характеристики ГК России
Основные тенденции применения ГК России судами
ГК России: обеспечение стабильной среды для экономических сделок
Надо ли вносить изменения в Гражданский кодекс? (маленькая иллюстрация к большим вопросам)
Что же случилось со злосчастной статьей 855?
Гражданский кодекс России действует: что дальше? (проблемы и перспективы развития российского гражданского законодательства)
Code Civil Франции и кодификация гражданского права России (связи в прошлом, проблемы влияния и совершенствования)
Современная история кодификации гражданского права началась во Франции и в России одновременно
Мог ли французский Code Civil стать гражданским кодексом Российской империи?
Французский Code Civil действовал в Российской империи 100 лет (1815 - 1914)
Есть ли в российских гражданских кодексах нормы из Code Civil Франции?
Проблемы совершенствования и модернизации гражданских кодексов
Части первая и вторая Гражданского кодекса
Новый Гражданский кодекс РФ
Третий Гражданский кодекс России на фоне пятой российской Конституции
"Действующие лица" Гражданского кодекса
Собственность в Гражданском кодексе
Свобода и соблюдение договора
Вводный комментарий к Гражданскому кодексу
Для чего нужен Гражданский кодекс?
Гражданский кодекс в системе российского права
Как пользоваться Гражданским кодексом
О концепции первой части Гражданского кодекса
Вопросы, возникающие по общей характеристике части первой Гражданского кодекса
Общие правила об обязательствах в Гражданском кодексе
Гражданская ответственность государства за акты власти
Обязательства вследствие неосновательного обогащения
О части третьей Гражданского кодекса
Наследование по закону: реальность и перспектива
Что предпочтительней?
Ratio legis
Необходимые наследники
Право представления
Доли наследников
Концепция развития российского законодательства в сфере международного частного права
Новый этап в развитии международного частного права в России
Кодификация гражданского права и развитие отечественного международного частного права
О части четвертой Гражданского кодекса
Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса
"Американская история"
III. Унификация гражданского законодательства и модель Гражданского кодекса государств - участников СНГ
О модели Гражданских кодексов государств - участников Содружества (тезисы)
Создание модели Гражданского кодекса - важнейший шаг к сближению законодательства стран СНГ
Об унификации частного права в Содружестве Независимых Государств
Модельные акты и кодексы в системе правового обеспечения интеграции
Выступление на открытии Международной конференции "Итоги и перспективы кодификации гражданского законодательства в государствах - участниках СНГ" (24 февраля 1997 г. Санкт-Петербург)
Новые Гражданские кодексы государств - участников СНГ: стабильность и переходный характер регулирования
Некоторые оценки оказания помощи при разработке законодательства и состояния международного сотрудничества
Об унификации гражданского законодательства на едином экономическом пространстве (советский и постсоветский опыт)
После Великой октябрьской социалистической революции до начала 1990-х гг. в образовании бывшего СССР действовала моноуровневая система образования, ставившая целью подготовку специалистов к решению узкого круга конкретных профессиональных задач ("германская система").
Эта система обладала существенными достоинствами: государственная типизация и унификация учебных планов во всех ссузах и вузах; возможность получения узких, но глубоких знаний и умений по конкретной специальности; упрощенная процедура перехода студентов из одного учебного заведения в другое по одинаковой специальности; возможность использования единого учебно-методического обеспечения подготовки специалистов (учебники, учебные пособия, плакаты, схемы, учебные фильмы и др.).
Вместе с тем, моноуровневая система имела ряд недостатков: отсутствие гибкости и адаптации в образовании в зависимости от личности обучаемого и уровня его способностей; невозможность перехода в непрофильный вуз; сложность учета потребностей рынка (заказчиков) и конкретных возможностей учебных заведений; несоответствие содержания программ и требований к специалистам западноевропейской системы образования, что усложняло нострификацию дипломов выпускников или делало её невозможной.
Систему многоуровнего образования можно представить в виде структуры, предусматривающей следующие уровни (ступени) образования (рис. 2.3).
I уровень - неполное высшее образование с продолжительностью обучения не менее двух лет. Контингент студентов формируется в основном из выпускников школ. Квалификация не присваивается.
II уровень - высшее профессиональное образование. Контингент студентов формируется из выпускников I уровня образования, а также из выпускников ссузов и колледжей. Полный срок обучения - не менее 4-х лет; квалификация (академическая степень) - бакалавр. Выдается диплом о высшем образовании.
III уровень - реализуется по основным профессиональным образовательным программам двух типов:
первый тип (магистратура) - на базе программы бакалавра по соответствующему направлению осваивается программа специализированной подготовки, включающая обязательную научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Нормативный срок обучения - не менее 2-х лет. Выпускнику присваивается квалификация (академическая степень) "магистр" и выдается соответствующий диплом;
второй тип (специалитет) - программа включает дисциплины всех циклов (блоков) ГОС ВПО, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации. Нормативный срок обучения после окончания бакалавриата - не менее одного года. Выпускнику присваивается квалификация специалиста, удостоверенная дипломом о высшем образовании.
Образовательные программы подготовки специалистов могут осваиваться независимо от бакалаврской подготовки. В этом случае нормативные сроки обучения устанавливаются ГОС ВПО по конкретной специальности, но не менее 5 лет.
Освоение образовательных программ в вузе обеспечивается соответствующей организацией учебного процесса. В настоящее время широкое распространение в вузах получила блочно-модульная структура учебных планов: на первом уровне (1 и 2 курсы) содержание образования соответствует в основном дисциплинами социально-гуманитарного и естественно-математического циклов ГОС ВПО, что позволяет заложить фундамент образования; общепрофессиональные дисциплины на I уровне составляют 10-15 % профессиональной образовательной программы. Такой подход сохраняет единое образовательное пространство, его открытость, определенную защищенность студента: он без особых потерь в случае необходимости может перейти из вуза в вуз, с одной профессиональной программы на другую.
Унификация дисциплин I уровня образования позволила многим вузам частично решать и экономические задачи: в расписание занятий студентов смежных направлений и специальностей можно поставить совмещенные потоковые лекции, что снижает затраты на обучение, сохраняя качество. С введением государственных образовательных стандартов вузы получили достаточную академическую свободу, дающую им право в рамках объема часов, отведенных на курсы по выбору студента и на региональный (вузовский) компонент, повышать качество подготовки специалиста введением соответствующих авторских курсов, расширяя объем содержания федерального компонента.
Большинство заказчиков на специалистов (рыночные организации), наряду с профессиональными требованиями к работнику, в качестве обязательных выдвигают знание иностранного языка и умение работать на компьютере в режиме пользователя. ГОС ВПО позволяют вузу обеспечить соответствующую подготовку благодаря гибкости и вариативности образовательно-профессиональной программы и личностно ориентированной концепции образования.
Возможность выстраивания учебного плана для сопряженных с бакалавриатом специальностей также делает образовательную систему более открытой и мобильной. Таким образом, требования ГОС ВПО ориентированы на:
· открытость, гибкость, мобильность системы образования;
· культуросообразный подход к отбору содержания, обеспечивающий развитие и самоопределение личности;
· фундаментализацию знаний во взаимосвязи с практической направленностью на профессиональную деятельность;
· целостность и преемственность образовательных программ разных уровней, их открытость и вариативность, преемственность;
· личностно ориентированный характер образования, учитывающий способности и возможности каждого субъекта образовательного процесса;
· широкое внедрение и использование новых информационных и инновационных образовательных технологий.
Возможность осуществить выбор или смену образовательной траектории в процессе получения высшего образования, не прерывая его, развивает чувство ответственности, самоопределения, ускоряет социализацию будущего специалиста и обеспечивает учащимся эмоциональную комфортность. Расширение спектра профессиональных видов деятельности после окончания вуза повышает социальную защищенность выпускника.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Экономика образования
Введение Предмет и задачи курса Экономика образования Образовательные учреждения в условиях перехода к рыночным.. Введение.. Предмет и задачи курса Экономика образования..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Отраслевой аспект образования
Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйс
Особенности образовательных услуг
Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему з
Научные подходы к системе образования
Ядром всей системы экономических наук является экономическая теория. Она служит методологическим ключом других экономических наук, вооружает их теоретическим содержанием, т.к. выясняет экономически
Экономика образования как учебная дисциплина
Главную содержательную часть учебной дисциплины составляют научные знания. С другой стороны, и наука не может развиваться без изучения и освоения системы этих знаний подрастающим поколением.
Основные элементы системы образования
Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной, моноуровневой и многоуровневой, универсальной и специализированной, моноотраслевой
Профессиональные учебные заведения
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественной деятельности на базе основного обще
Профессиональная подготовка и профессиональное образование
Профессиональная подготовка имеет целью приобретение человеком умений и навыков для выполнения работы, предназначенной для рабочих профессий. Эта подготовка не является повышением образоват
Программы магистратуры
Магистратура в России является третьим уровнем высшего профессионального образования. Полный нормативный срок освоения профессиональной образовательной программы по очной форме обучения - 6 лет. С
Характеристика системы образования
Показатели системы образования в России за период с 1985 по 2000 гг. приведены в табл. 1.2, где можно пронаблюдать следующие тенденции (по сравнению с 1985 г.):
1. Число учебных заведений.
Международные показатели в области образования
Важным методом оценки существующего состояния системы образования Российской Федерации по отношению к высокоразвитым странам является сравнение показателей на международном уровне, это позволяет
Проблемы системы образования
Существующая система образования является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода Российской Федерации. Рассмотрим основные недостатки и
Общие проблемы образования России
1. Социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе, кризисное положение экономики, острый дефицит бюджета привели к неудовлетворительному финансированию образования. В 90-х гг.
Ведущие тенденции нового столетия
Сокращенный вариант доклада.министра образования РФ В.М. Филиппова. Осмысливая происходящее в нашей стране и в мире, трудно удержаться от вывода, что мы стоим на пороге новой эпохи. Эпохи, в которо
Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить:
· историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческ
Основные задачи государства в сфере образования
Образование является сферой ответственности и интересов всего государства и его институтов. Государство в сфере образования обязано обеспечить:
- реализацию конституционного права и равные
Ожидаемые результаты реализации Доктрины
Качество образования:
- создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;
- индив
Федеральная программа развития образования
Принята Государственной думой РФ 15 марта 2000 г. как Федеральный Закон, регламентирующий государственную политику в области образования, и в качестве основы выделения средств из федерального бюдже
Концепция модернизации российского образования до 2010 г
Одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756р. Она не только "вобрала" в себя актуальные положения предыдущих, но и развила их, расширила спектр целей и задач реформирова
Качество образования
Качество образования включает ряд компонентов, среди которых можно выделить следующие.
1. Учебно-методическое обеспечение, методы и технологии обучения. Предусматривают традиционные
Возрастание роли внебюджетных средств
Впоследнее время увеличивается доля внебюджетных средств в образовании. Они формируются за счет привлечения средств населения по следующим направлениям:
-введение платы за образование;
Традиционная европейская (германская) модель
Традиционная система высшего образования, существующая в настоящее время во всех европейских странах, обязана своим развитием прежде всего Германии и, отчасти, Франции.
Образование в облас
Стратегия реформирования системы образования
Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратеги
Основы бюджетного законодательства РФ
Основным документом, регламентирующим сметно-финансовую деятельность бюджетных учреждений является Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ и введ
Смета доходов и расходов ГОУ
Смета является основным финансовым планом государственного образовательного учреждения (ГОУ). Она составляется в виде баланса доходов и расходов. При разработке сметы решаются следующие
Современное состояние учебно-материальной базы
Состояние учебно-материальной базы сферы образования, обеспеченность средних общеобразовательных школ учебными кабинетами, мастерскими дана в таблице.
Базы образования в РФ
Программа строительства учебных заведений предусматривает на 2001-2995 гг.: Капстроительство - 843 млрд. руб. (при 40% индексе цен); дошкольные учреждения –1150 тыс. мест; школы – 302 тыс. мест; ПТ
Роль преподавательского потенциала в развитии образования
Отрасль образования готовит квалифицированные кадры для всех отраслей экономики, в т.ч. и для себя. Подготовку преподавателей и воспитателей для всех ступеней образовательных учреждений осуществляю
Послевузовское образование и его ступени
В соответствии со статьей 21 “Закона об образовании” подготовка профессорско-преподавательских кадров осуществляется через систему послевузовского образования в аспирантуре, ординатуре, адъюнктур
Воспроизводство педагогических кадров в современных условиях
Педагогические кадры готовятся в высших и средне специальных учебных заведениях. В системе образования на педагогическое приходится более пятой части вузов страны, и каждый третий студент. Наиболь
Сущность и структура оплаты труда
Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовн
Системы оплаты труда
Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная. Формы оплаты труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная; прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-пр
Трудовые договоры
Труд в образовательном комплексе является важной составной частью совокупного труда в масштабе народного хозяйства и имеет немало общего с другими видами трудовой деятельности, особенно в сфере на
Трудовой договор
Трудовые отношения в системе образования регламентируются ст. 331-336 Трудового кодекса РФ и Законом РФ "Об образовании".
В соответствии со ст. 56 Закона РФ "Об образовании
Рабочее время работников образования
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продол
Сущность эффективности образования
Сущность эффективности образования как интегрированного показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности.
Многофункциональность образовательного комп
Формирование эффективных экономических отношений в образовании
В ходе модернизации образования государство намерено наращивать его финансовую поддержку до нормативной потребности. В образовании невозможно добиться высокого качества и эффективности без построен
Двухуровневая система образования и компетентностный подход
Two-level education system and competence approach
Харин Александр Александрович
к.э.н, доцент, зав.кафедрой «Управление инновациями»
Харина Ольга Сергеевна
к.э.н., преподаватель кафедры «Прикладная информатика»
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных
технологий и предпринимательства»
Аннотация: Смена политического строя в России в последнем десятилетии прошлого века привела к значительным изменениям в управлении экономикой и необходимости глубокой интеграции в мировое экономическое пространство, которое характеризуется высококонкурентной средой во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в образовательной сфере.
Abstract: Change of a political system in Russia last decade of the last century led to considerable changes in management of economy and need of deep integration into world economic space which is characterized by the high-competitive environment in all branches of a national economy, including in the educational sphere.
Ключевые слова: Инновации, двухуровневая система образования, компетенции, подход.
Keywords: Innovations, two-level education system, competences, approach.
ВВЕДЕНИЕ
Для развития российской высшей школы государством была выбрана стратегия по расширению доступа граждан РФ к высшему профессиональному образованию, повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством внедрения системы ступеней высшего образования и применения системы учебных кредитов, аналогичной европейской (ECTS), выдача выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement).
Такой подход закреплен законодательно в ст.2, п.1, п/п.3 ФЗ №125 , согласно которому одним из принципов государственной политики в сфере образования является интеграция российской системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему, которая должна происходить при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран .
Процесс гармонизации систем высшего образования стран Европы начался еще в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования, а в 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация , которая заложила основу движения по построению единой образовательной среды в Европе и получило название Болонского процесса, основная цель которого отражена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Цель Болонского процесса
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, став 34 страной-участницей уникального примера добровольного сближения образовательных систем разных стран, который стал возможным благодаря методам «мягкой» интеграции, принятым в Европейском союзе . Следует отметить, что этот процесс подразумевает проведение странами модернизации своих систем высшего образования в соответствии с определенными направлениями развития , в том числе внедрение двухуровневой системы образования, основывающейся на использовании системы зачётных единиц (академических кредитов), и введении докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня). Таким образом, формируется трехуровневая система высшего образования, имеющая отличия в зависимости от региона и представленная двумя доминирующими моделями , отраженными на рисунке 2.
Рисунок 2 - Доминирующие модели системы высшего образования в Европе
Согласно ФЗ №125 расширена автономия высших учебных заведений, которая позволяет внедрить систему кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета и накопления единиц трудоемкости образовательной программы. В 2004 году Министерством образования Российской Федерации была разработана и направлена во все вузы России « Методика расчета зачетных единиц для российских вузов ». Эта методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS. С 2005 года Россия представляет на официальных встречах европейских министров образования Национальные доклады о реализации Болонского процесса.
В 2005 г. вышел приказ Минобрнауки "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы" и были утверждены "Перечень головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией" и "Перечень вузов, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией". Для обеспечения высокого качества образования Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Минобрнауки России прилагает усилия для согласования требований университетов Европейского Союза и высших учебных заведений России .
Согласно Федеральному закону от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» с 31 декабря 2010 года прекращен набор студентов на большинство направлений специалитета, а прием абитуриентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется по одной из соответствующих ступеней: бакалавр или магистр. Таким образом, в 2011 году начался массовый переход российских вузов на систему двухуровневого образования.
Предполагается, что создание единого образовательного пространства позволит национальным образовательным системам заимствовать лучшие практики, поэтому эти системы должны быть однотипными, состоять из единых образовательных циклов (бакалавриат – магистратура), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания получаемых квалификаций и т.д. По сути бакалавр - это законченное базовое высшее образование в той или иной сфере, имеющее общий практикоориентированный характер. Магистр - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В магистратуре углубленно изучается какое-либо направление профессиональной деятельности, причем не обязательно связанное напрямую с квалификацией, полученной в бакалавриате. Заканчивается обучение защитой магистерской диссертации. Таким образом, продолжить обучение в магистратуре могут выпускники, желающие совершенствовать свои профессиональные знания в каком-либо узком научном направлении. Кроме того, магистерская подготовка обязательно включает в себя научно-исследовательскую работу или практику и позволяет готовить специалистов высшей квалификации, склонных к аналитической деятельности.
Положительным моментом при внедрении двухуровневой системы образования является то, что после окончания бакалавриата выпускник может пойти работать, имея диплом о высшем образовании. В процессе своей работы выпускник вуза сможет определиться с тем, какое дальнейшее образование он хочет получить, какие практические навыки и знания у него есть, и хочет ли он получить специализированное образование в дальнейшем.
К отрицательным моментам можно отнести ограничение количества мест в магистратуру. Предварительные прогнозы позволяют сделать вывод, что в магистратуре будет обучаться не более 20 процентов бакалавров. Кроме того, введение двухуровневой системы образования потребует еще и структурной перестройки выпускающих кафедр многих крупных вузов, а также затронет учебно-вспомогательный персонал и практически весь профессорско-преподавательский состав, т.к. в связи с введением в действие федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, возникает необходимость переформирования состава кафедр из-за изменения учебной нагрузки преподавателей. Еще одним неоднозначным моментом является то, что переход на двухуровневую модель образования потребует от руководства вузов разработки или закупки нового программно-методического и информационного обеспечения основных образовательных программ, а также перестройки учебного процесса целого вуза. Особенно это касается высших учебных заведений, вводящих бакалаврские и магистерские программы обучения впервые.
Внедрение двухуровневой системы образования – это один из начальных этапов интеграции российской системы образования в европейскую. Дальнейшее продвижение требует разработки совместных с европейскими вузами международных образовательных программ. В тоже время состояние дел в российском образовании, с точки зрения анализа Болонскогопроцесса, показывает, что лишь небольшое число российских вузов имеют совместные образовательные программы с университетами зарубежных стран, а практика выдачи совместных дипломов еще не получила достаточного распространения в российских университетах.
Несмотря на необходимость перехода на двухуровневую систему образования, в некоторых российских вузах сохранится и традиционная форма обучения. В основном это медицинские высшие учебные заведения и некоторые технические, по направлениям подготовки которых недостаточно 4 лет для освоения профессиональных навыков.
В ходе итоговой коллегии Минобрнауки РФ 19 марта 2011 г. глава ведомства Андрей Фурсенко отметил, что сегодня невозможно предсказать потребность российской экономики в тех или иных специалистах с горизонтом в пять-семь лет, поэтому высшее профессиональное образование в форме бакалавриата, как базы, является более предпочтительным, чем подготовка узких специалистов. «Уровневая подготовка в большей степени соответствует быстроменяющейся экономике будущего и в то же время делает российское образование более привлекательным для иностранцев»,- сказал министр .
В связи с переходом на систему двухуровневого образования Министерство образования и науки РФ инициировало процедуру создания Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового 3 поколения, ориентированных на реализацию компетентностного подхода, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС должны обеспечивать:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность ООП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» была утверждена структура ФГОС. Они должны включать 3 вида требований:
- к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- к результатам освоения ООП.
Особенностью стандартов нового поколения является внедрение компетентностного подхода как метода моделирования результатов обучения и их представления в виде норм качества высшего образования. Под результатами обучения при этом понимаются наборы компетенций, включающие знания, умения и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Создание сопоставимой системы степеней (единого образовательного пространства) требует изменения методов обучения, процедур и критериев оценки, способов обеспечения качества образования. Разработка содержания квалификаций, а также документации, обеспечивающей учебный процесс (рабочие программы дисциплин, учебные планы и пр.) в терминах компетенций и результатов обучения решает в определенной степени задачу выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершению обучения. Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана.
Компетентностная модель (далее - модель) специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся внешних условиях. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.
Суть модели заключается в том, что компетенции бакалавра по специальности состоят из инвариантных к области деятельности и специальных компетенций. Инвариантными к области деятельности являются социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие компетенции, а специальные компетенции разрабатываются применительно к области деятельности для конкретных направлений подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение компетентностного подхода создает определенные трудности для преподавателей, которым необходимо четко указывать какие компетенции или группы компетенций обеспечиваются разработанными ими курсами и разработать новые контрольно-измерительные материалы, которые помогут понять, освоена студентами нужная компетенция или нет.
Процесс перехода на двухуровневую систему образования является поступательным движением в сторону создания единой системы высшего профессионального образования с развитыми странами. Наша страна только приступила к осуществлению этого процесса, в рамках которого необходимо учитывать недостатки и лучшие практики, выявленные при внедрении принципов Болонского процесса в других странах, а также положительный опыт советской системы образования. Такой подход даст возможность построить максимально эффективную систему образования в Российской Федерации, которая будет являться основой развития современной экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Федеральный закон №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 (с изм. от 16.11.2011) // СПС Консультант Плюс. // http://www.consultant.ru/popular/education/
- Справка по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» (к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года). Сайт Минобрнауки России. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/mpk-8.html
- Ларионова М.В. Формирование общего образовательного пространства в условиях развития интеграционных процессов в Европейском союзе. Дисс.д.полит.н., М., 2006.
- Николаев Д., Суслова Д. Россия в Болонском процессе // Вопросы образования. №1, 2010 г.
- Россия и Болонский процесс. http://www.bologna.mgimo.ru/
- Фурсенко: вузы в 2011 году массово перейдут на двухуровневую систему. 19.03.2011 РИА Новости.