Так ли нужна человеку свобода.

Я не кинокритик. Фильм для меня лишь повод поразмышлять о нашей жизни, о вечном. Как, например, это делает французский философ Жиль Делёз. У нас на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета даже существует постоянный киноаналитический семинар «Смотрим Делёза».

«Край» – фильм о человеческой любви в нечеловеческих условиях. И о свободе.
На мой взгляд, это лучший фильм Алексея Учителя. Считаю, что «Край» вполне достоин выдвижения на «Оскар». Хотя мне кажется, в Германии этот фильм не поймут, тем более в Америке. Для них это какая-то инопланетная, потусторонняя жизнь.

Режиссёр фильма Алексей Учитель говорит, что открыл новый жанр – «драмбастер».
Ещё до написания сценария, его привлекли две идеи: 1\ гонка паровозов, 2\ немецкая девушка, прожившая в сибирской тайге и не знавшая, что была война.

Фильм великолепно снят. Чувствуется хорошая операторская работа. В картине гармоничное сочетание интриги, драмы и лирики. Вот только мелодии выразительной не хватает.

В этом фильме я не почувствовал недостоверности. А вот в фильме Михалкова «Утомлённые солнцем: Предстояние» почти в каждом кадре.
Натяжки, конечно, есть. Ну как может прожить немецкая девушка одна в сибирской тайге пять лет? Я жил в сибирской тайге (правда, летом); и даже летом там одному не выжить.

Но в целом всё в фильме выглядит вполне достоверно. Хорошо отработала массовка. Я сам снимался в массовке в американском фильме «Анна Каренина», и знаю, как трудно управлять людьми.

Владимир Машков, в роли Игната, убедителен как никогда.
Освободившись от имиджа секс-символа, Машков стал ещё интереснее и глубже. Для полной убедительности он даже паровозные трюки исполнял сам (судя по титрам).
И за что бабы любят таких?.. «Чертей в нём больше!» – самый честный ответ женщины.

Игнат – человек из железа! Этакий «человек-паровоз». «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей!»
Сколько таких людей погибло на великих стройках коммунизма, сколько комсомольских строек стоят заброшенными?!..

Но это не «Коммунист», а Машков (при всём его таланте) не Урбанский.
Не хочется кричать в поддержку побеждающему Игнату, как кричали погибающему коммунисту.
Некоторые скажут: искусство – ложь, и фильм «Коммунист» красивая ложь.

Но сегодня все уже устали от «чернухи». А ещё больше от так называемого «юмора» на телеканалах.
Фильм «Край» редкое исключение для современного кинематографа, очерняющего наше прошлое. Словно и не было никаких светлых сторон в недавней советской действительности.
Но я, поживший при социализме, не соглашусь. Человек стремился к высокому, а не только к удовлетворению своих материальных потребностей!

У меня дядя работал помощником машиниста на паровозе, и рассказывал, какой тяжёлый это был труд. Многие до пенсии не доживали. Ещё ему приходилось конвоировать пленных немцев, которые работали на стройке. Сколько не пытались их подгонять, они работали по своему заведённому неспешному ритму, но зато делали всё гораздо качественней, нежели наши халтурщики.

Ремонтируя паровоз, Игнат старается не только для себя, но и для других тоже.
А вот сейчас стараются только для себя. Сегодня эгоизм человека определяет, что хорошо, а что плохо; что справедливо, а что нет; что правда, а что ложь.

Человек – он не от головы до пяток, а от макушки до небес!
Человек создан для высоких целей и сверхзадач.
А в «Крае» этого нет!
Хотя, возможно, любовь и есть сверхзадача, самая высокая цель человеческой жизни – научиться любить несмотря ни на что!

Нет, умом Россию не понять!
Только у нас ездят по встречке. К чему это приводит, мы видим постоянно.
Смерти не боятся!
Россия – страна невозможного! Дальше некуда! – вольное поселение, где люди живут не за колючей проволокой.

По мнению французского аристократа Маркиза де Кюстина, совершившего путешествие по России в 19 веке и оставившего книгу «Записки о России», Россия - «дикая и варварская азиатская страна, населённая невежественным и неграмотным, грубым народом».

А вот автор новой книги «Россия и свобода» П.А. Сапронов считает, что «счета Руси-России со свободой очень сложные, трудные и запутанные. Утрата свободы для страны и народа означает кризис или катастрофу, но и устойчивое пребывание в свободе не даётся.
Срыв в несвободу и рабство на русской почве имели внешний источник – ордынское иго. Но свобода не даётся русскому человеку в руки ещё в виду характера его религиозности, отношений с Богом.
Русский человек чает сверхсвободы как полноты и любви, пренебрегая свободой, проскакивая мимо неё. Свобода это слишком мало».

«Всю Россию пропили, или только до Урала?» – спрашивает в фильме герой Сергея Гармаша, и вопрос сей звучит вполне актуально.

Всё познаётся в сравнении. И потому хотелось бы привести слова из нового фильма Оливера Стоуна «Уолл-Стрит: деньги не спят»: «Время сейчас достаточно мерзопакостное. Значит, надо быть мерзавцем»!

А вот в моём любимом фильме Сергея Соловьёва «Чужая белая и рябой» отец главного героя, бывший фронтовик, говорит: «Никто и ничто не заставит нас быть непорядочными людьми»!

Если даже в сталинское время можно было сделать паспорт окольным путём, то о какой несвободе можно говорить?
Один мой знакомый пенсионер рассказывал, как в те годы решил сбежать с шахты, где работал. Ну а паспорта, разумеется, там не выдавали. Решил поехать в Москву. А в поездах ходили и проверяли документы. Спасла его женщина, спрятав под юбкой.

Имя – это судьба. Поэтому не случайно в фильме «Край» немецкого мальчика спасает русская мадонна (в исполнении Юлии Пересильд) с именем Софья (по-гречески, «мудрость»).
Сестру одного моего знакомого во время войны угнали в Германию, где она родила ребёнка. Работала в котельной, и благодаря тому, что ей платили пособие на ребёнка, смогла выжить.

Россию всегда спасали женщины.
Русь – это «баба», и успешно такой страной правили именно женщины. Время правления Елизаветы Петровны и Екатерины Великой было не самым худшим в истории России.

Россия всегда держалась на женщинах и благодаря женщинам. Мужиков убивало в войнах, и потому вся тяжесть разрухи и восстановления ложилась на женские плечи.
У меня тётя во время блокады Ленинграда, когда умерла от голода её мать, пришла на завод в двенадцать лет и проработала там до 75! Сейчас в 82 года она жива и здорова.

Женщины думают о детях, а мужики о войне!
В то время как наши женщины трудятся и на работе и дома, детей рожают и воспитывают, наши мужики ссорятся и обижаются друг на друга как дети в песочнице.

Некоторые называют Россию Василисой Прекрасной, но не Василисой Премудрой!
А русский философ Владимир Соловьёв считал, что Россию спасёт Вечная Женственность, СОФИЯ – Премудрость Божия.
Основной идеей философии Владимира Соловьёва была идея Софии (Душа Мира). Он понимал её как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром.

София представляет собой Вечную Женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении.
Владимир Соловьёв считал, что «все мужчины – христы, все женщины – богородицы».

По Владимиру Соловьёву «смысл любви – … небесный предмет нашей любви только один всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия… Но задача человека не в том, чтобы ей поклоняться, а в том, чтобы реализовать и воплотить этот идеал как индивидуальный и на земле... В нашей материальной среде нельзя сохранить истинную любовь, если не понять и не принять её как нравственный подвиг».

Да, у нас убогих любят! Но заботятся об убогих в других странах лучше.
Почему-то не видят русские люди смысла в простой счастливой жизни. Им тяжёлое трудное счастье подавай. Только в трудной жизни мы видим смысл.

Зачем вообще человеку даётся жизнь?
В чём смысл человеческой жизни?
Об этом есть хорошая книга Виктора Франкла «Человек в поисках смысла». В ней он пишет:
«Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остаётся нереализованным... Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом… Нравственный кризис – кризис смысла, кризис ответственности – это расплата за теорию и практику воспитания людей-«винтиков».

«Все люди рождаются свободными», – гласит Всеобщая Декларация прав человека.
Свобода – неотъемлемое право каждого человека, его естественное право!
Николай Бердяев считал, что всё его творчество это «философия свободы».

У Высоцкого есть песня со словами: «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?»
Многие не понимают и не знают, как распорядиться свободой. Это хорошо показано в фильме «Новая земля»: как только зэков выпустили на свободу, они стали беспощадно убивать друг друга.

Всё это давно описано в книге известного американского психолога Эриха Фромма «Бегство от свободы».
«Основная идея этой книги состоит в том, что современный человек… не приобрёл свободы в смысле реализации его личности... Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нём чувство бессилия и тревоги…»
«Современный человек… подвержен соблазну отдать свою свободу всевозможным диктаторам – или потерять её, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо выкормленный и хорошо одетый автомат».

Свобода ныне принесена в жертву порядку.
Джордж Оруэлл в романе «1984 год» убедительно показал, что тоталитаризм может лишить человека свободы, но не способен лишить его любви!
Любовь - самое свободное состояние человека. Любовь и есть свобода!

Но зачем человеку свобода?
Нужна ли человеку свобода?

Как сказал недавно философ Вадим Межуев: «Свобода равна уходу от времени». «Свободное время – это время, когда человек создаёт сам себя».

Мерилом богатства общества должно быть не рабочее время, а свободное время.
Но если сейчас людям предоставить много сводного времени – большинство сопьётся.
Психологи даже выявили «синдром выходного дня», когда люди не знают, чем себя занять в очередном отпуске или на длительных новогодних каникулах. Большинство, как известно, спасается и развлекается пьянством.
А наркотики, а порнография, а бессмысленные тусовки, бесконечный серфинг в Интернете... Не на это ли тратит свободное время большинство людей?

Я согласен с тем, что «проблема не в том, чтобы увеличить свободное время, а чтобы придать смысл труду, превратить его в источник свободы и самореализации».

На что тратит свободное время машинист Игнат в фильме «Край»? Он отвечает, что нет у него свободного времени, поскольку работы много. Игнат полностью самореализуется в труде, и ему не нужно время для досуга.

В последние двадцать лет ценность труда заметно упала. Во-первых, потому что труд перестал быть ценностью и мерилом человеческой жизни и усилий. Все видят, что платят не за труд и даже не за знания, а за должность, за место, за связи.

У протестантов труд это благо и ценность, источник благодати божьей и мера оценки человека. Именно поэтому протестантская трудовая этика создала великую промышленную Америку.

А у нас труд не в чести, что нашло своё отражение в народной мудрости: «трудом праведным не наживёшь палат каменных»; «работа не волк, в лес не убежит»…
Сколько не работай, сколько не откладывай трудовые накопления, всё равно отберут, не через дефолт, так через инфляцию. Наши родители до сих пор не могут простить государству, что в результате так называемых реформ потеряли все свои трудовые накопления.

Наши люди избавлены от трудности выбора: иметь или быть? Их лишили возможности ИМЕТЬ, оставив лишь возможность БЫТЬ. Совсем не как в книге известного американского психолога Эриха Фромма «Иметь или быть?».

Счастлив тот, кто свободен, потому что свобода есть умение признать нужное ненужным.
Деньги не дают свободы, потому что свобода не зависит от денег. Она вообще ни от чего не зависит.
Нельзя желать невозможного: иметь много денег и быть свободным!

Если цель прогресса свобода, то ведь она не зависит ни от каких условий.
Человек может чувствовать себя более свободным в тюрьме, нежели в собственном доме.

Если человек свободен, то он свободен независимо ни от каких материальных или политических условий. Он может быть свободен всегда и везде несмотря ни на что. А когда для свободы требуются какие-то условия, то это уже не свобода. Если хотите, свобода свободна!

Тот, кто ставит собственное понимание свободы в зависимость от обстоятельств, тот несвободен.

Свобода не может быть целью человеческого существования. Она скорее средство. Не так ли?

Никакая власть не делает человека свободнее, потому что любая власть - это несвобода. И для тех, кто этой властью обладает, и для тех, кто по наивности ждет от нее большей свободы.
Свобода не даруется и не завоевывается. Тот, кто хочет быть свободным, свободен, и все.

Известный физик Роджер Пенроуз пытается найти основы человеческой свободы на уровне квантового устройства клеток головного мозга.

Свобода - это ощущение приобретения, когда теряешь все!
Свобода духа - это свобода без условий.

Некоторые считают, что не может быть свободы без частной собственности!
Другие напротив - что собственность это капкан для свободы.

А на пользу ли вообще человеку свобода?

Свобода от общества - это иллюзия, до тех пор, пока мы живём в нём.
Свобода зависит не от общества, а от самого человека!

Свобода не в материальной обеспеченности, а в самоограничении. Причем не только в отказе от существующих привязанностей, но и от привязанностей желаемых.

Главное в человеке не то, что он имеет, а то, что он может отдать; оставшееся и составляет его суть.

Русским, возможно, более чем кому-либо, нужна свобода. Они ищут равенства, а не равноправия, свободы духа, а не свободы желаний, свободы без удобства, свободы от удобств и от выгоды.
Какой другой народ способен бороться с собственным достатком? Может быть, это мазохизм, но русская душа не может без страдания, а прежде сострадания, потому как только оно освобождает от плена наслаждения и личной выгоды. Мы готовы с радостью мучиться ради всех, находя в этом смысл своего существования. Именно жажда сострадать, причем без всякого расчета, - вот отличительная особенность русской души. Сострадать с выгодой невозможно; это единственное, что невозможно делать с выгодой для себя». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)

Если свобода – это осознанная необходимость, а любовь – самое свободное состояние человека, то
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

Встретила в проповеди прот. Всеволода Шпиллера вот такое определение личности :

Личность - это непостижимое, сверхрациональное, ни в какие внешние рамки не укладывающееся, свободно спонтанное существо человека, глубочайший корень во мне, который сознается как некая абсолютно-ценная, несказанная и непередаваемая тайна и подлинная реальность моего «я».

Вы согласны с таким определением? Если нет, то почему?


...Для христианского понимания личности очень важно делать четкое различие между личностью и индивидуумом. Индивидуум связан с материальным миром, он порождается родовым процессом. Он имеет чисто биологическое происхождение и детерминирован родовой, биологической и также связанной с ней социальной наследственностью. Человек есть индивидуум, но он не только индивидуум. Человек есть личность. Личность же - это не натуралистическая, а духовная категория. Она не порождается родовым процессом, она происходит от Бога. Она свидетельствует о том, что человек есть точка пересечения двух миров, и что в нем всегда происходит борьба духа и природы, свободы и необходимости, независимости, недетерминированности и зависимости, детерминированности.
Личность - не животная особь. Личность есть свобода в человеке, возможность победы над детерминацией мира. Все личное в человеке противоположно всякому автоматизму, психическому, социальному, всякому. Личность - это непостижимое, сверхрациональное, ни в какие внешние рамки не укладывающееся, свободно спонтанное существо человека, глубочайший корень во мне, который сознается как некая абсолютно-ценная, несказанная и непередаваемая тайна и подлинная реальность моего «я». Усвоение дарованных естеству человека благодатных объективных возможностей спасения, усвоение их каждым человеком в отдельности нужно понимать как усвоение их этой свободно спонтанной глубиной человека. Только тогда они становятся моими. Только тогда они реализуются. И это и есть так называемая субъективная сторона нашего спасения, в отличие от объективной. Усвоение их человеком, иначе говоря, есть дело свободы человека, личности... Ее свободного изнутри самоопределения в Боге.
Вся тайна Креста Господня, тайна Голгофы есть тайна свободы. Сын Божий никого не принуждает внешней силой признать Себя. Распятый обращен к свободе человеческого духа, только к свободе. Он никак, ничем, ни в чем, никого не насилует. Чтобы в Нем узнать своего Бога нужен подвиг свободного духа. Бог, распятый на кресте, как бы скрывается тем, что исчезает всякое насилие и все необходимости природного мира в откровении Божества, здесь все обращается к духовному взору, к внутренней свободе. А для чувственного взора, подавленного силами внешнего мира, в Распятии виден лишь униженный и растерзанный человек, видно лишь поражение и гибель правды в мире. Как может Бог явиться в мире не как сила и мощь, а как крестная мука, как бессилие и немощь? Об этом соблазнился некогда еврейский народ, крест был соблазном иудеям и безумием для язычников. Таким же соблазном и безумием он остается теперь для «иудеев» арийского происхождения и для «язычников всех языков» наших дней. Они ждут явления правды в силе. Им нужна победа ее в мире. Этот соблазн есть отречение от свободы духа.
Если бы Сын Божий явился в силе, как царь мира сего и победитель, то свободе человеческого духа наступил бы конец. Потому что Царство Божие осуществлялось бы насилием и принуждением, как совершенно основательно думают современные христиане. Но религия распятой правды есть религия свободы духа. Распятая правда явилась миру как безмерная, беспредельная любовь, отвергающая насилие и делающая человека бесконечно свободным в Правде! Поэтому лишь в свободе, и в ней одной, усвояются человеком все спасительные и благодатные дары - плоды искупительной жертвы Господа Иисуса Христа. «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3.17).
Христианство - религия победы над адом и в этой жизни, и в другой. Мы делаем ее своей победой в свободном подвиге соучастия в деле Христа Спасителя, совершенной Его божественной и человеческой, Его богочеловеческой любовью к людям, явленной во всей его жизни, в страстях Его, в смерти и воскресении. Соучастие же в нем возможно только в ответной Ему любви. В свободной встрече любви Бога к человеку и человека к Богу и утверждается в человечестве теперешнее религиозное сознание людей, в котором самое главное и самое для него характерное - это всепревозмогающая радость и свет любовного общения и солидарности между Богом и миром, между миром и Богом. Оно не принимает бессмысленной и даже кощунственной идеи автоматического и как бы магического действия силы подвига Христа. Существо Его подвига в том, что Он вливает в мир, вводит в него возрождающую его от порчи силу, помогающую людям стать соучастниками спасительной жертвы Христа. В меру сил разумения совершившегося, когда Господь Иисус Христос преклонил на Кресте Главу, мы теперь таким образом стремимся приблизиться к сокровенному смыслу величайших, последних тайн Божиих....

Мы все хотим быть счастливы.

Многие понимают, что счастье это удел человека.

Но единицы осознают, что ЧЕЛОВЕКОМ прямо-ходящего примата делает только СВОБОДА.

Поэтому счастливы единицы.

Оглянитесь вокруг и убедитесь в этом.

Посмотрите на молодых людей и людей в возрасте. И Вам откроется истина.

Молодые люди, которые еще ничего не сделали со своей жизнью более веселы, подвижны и жизнерадостны. Люди в возрасте это те же молодые люди которые уже успели осуществить то к чему стремились. Они менее подвижны, менее жизнерадостны и то, что с легкостью могли сделать в молодости сейчас для них невозможно. Просто у них уже ограничена свобода. У них уже обязанности, статус, дело и пр...

Вывод прост. Когда человек достигает якобы своих стремлений и желаний он становится менее счастлив и жизнерадостен. И это не единичный случай а ПРАВИЛО.

Почему мы не замечаем такой простой вещи? По двум причинам. Первая - это правило. Все так живут и мне так жить, нечего выделываться. Вторая это элементарное отсутствие энергии. Почти все силы мы тратим на создание неволи - своей и наших близких. А также на поддержание смысловых конструкций которые нам позволяют не замечать очевидного. Например общество приняло за аксиому, что менее жизнерадостны более взрослые люди из-за того, что в возрастом уменьшается физическая сила и выносливость организма. И в то же время все отлично понимают, что среднестатистический молодой человек гораздо уступает более взрослому и по силе и по выносливости и по эффективности в любой конкретной интеллектуальной или физической задаче. А физическая активность путешествующих западных пенсионеров вообще впечатляет. Ка и то, что для нескольких часов физической активности в ночном клубе молодые люди в обязательном порядке употребляют "допинг".

Даже если один человек на несколько минут задумается о своей жизни, захочет понять что есть свобода, любовь, счастье, достоинство, честь, справедливость. На несколько секунд забудет о куче беспокоящего его хлама, который ничего не стоит и у видит красоту неба, и всего живого. Значит все не зря. И в мире появится еще один Человек.

Я подчеркиваю ЧЕЛОВЕК, а не житель, потребитель, душа населения, избиратель и пр.

Кстати можете убедится на этом простом примере - масса усилий прикладывается, чтобы ЧЕЛОВЕК - ЛИЧНОСТЬ никогда не появлялся. Из речи даже изживают это понятие. Вы можете узнать из новостей, сколько молока на душу населения, что хочет средний избиратель, что выбирает потребитель, можно стать членом общества, гражданином, кому повезет VIP персоной. Человеком или Личностью никогда. Напротив это понятие сводится на нет и употребляется к обезличенной массе = На митинге было 100 человек.

Когда мы устаем от повседневной лжи и становимся честными перед собой. В это момент мы отчетливо понимаем, что в жизни Нас интересуют всего несколько вещей, примерно в такой последовательности

Счастье (мы хотим быть счастливыми)

Любовь (мы хотим любить, а еще больше чтобы любили нас)

Свобода (мы хотим быть свободными от тяжелых и унылых обязанностей, которые угнетают нас)

На страницах этого сайта Вы получите ответы на все самые главные вопросы

Как стать счастливым .

Этот вопрос всегда будет для нас на первом месте. Причина этого наша маленькая хитрость. Мы думаем, что мы умные, а счастье всеобъемлющая категория, которая может включать в себя любовь и прочие радости. И став счастливым, мы получим все сразу по оптовым ценам. Или может так статься, что когда мы станем, счастливы все остальное нам не понадобиться. Поэтому Каждый (психически здоровый) человек хочет Счастья.

Как найти свою любовь .

Люди всегда хотели любить. Об этом много сказано и показано. Все искали любовь. Но раньше больше искали, достойную кандидатуру кого полюбить. Теперь мы намного умнее, и пользуясь снова маленькой хитростью, все чаще хотим, чтобы любили нас. Так выгодней и удобней.

Как стать свободным .

Этот вопрос наименее распространенный, но он имеет наибольшее количество аспектов. Мы хотим быть свободны от всего. Нас интересует финансовая свобода, физическая свобода, свобода слова, свобода выбора, свобода мысли, свобода самовыражения и много-много свобод.

И начнем мы конечно с конца.

Свобода это сложное и объемное понятие, которое должно стать частью каждой личности.

Личность, находящаяся в добровольном рабстве таковой не является. Запомните это навсегда!!!

А любви и счастья достойна только личность. Это аксиома!

С выходом в свет этого сайта каждый может получить или оказать другим помощь в освобождении Человека от иллюзий, в мире которых он живет и которые превращают его в раба гордящегося своими цепями.

Так живет большинство людей, не имея представления о своем истинном предназначении в этом мире, отдавая свою жизнь и свободу силам о природе существования, которых даже не подозревают. В результате все находятся в гонках за призрачными целями, достигая которых, часто чувствуют опустошение. Вероятно, у каждого в жизни было нечто подобное. Ты получаешь то, чего добивался, ждешь ощущения праздничной радости, счастья, но оно не приходит. Все обыденно и неинтересно.

«Ожидание праздника интересней самого праздника». Со временем это становиться нормальным состоянием и к определенному возрасту человек понимает, что будущего нет, все будет, так как раньше с небольшими изменениями. И только где-то глубоко в душе еле слышно живет надежда, что все измениться как-то станет по-другому и правильно, и мы это почувствуем. Неожиданно придет любовь. Вы будете счастливы и на Вас будет приятно смотреть.

А пока этого не произошло, мы делаем то, что умеем, чему нас научили. А научили нас малому, ненужному и вредному, отчего надо освобождаться в первую очередь. И никто не говорил нам, что счастье и любовь не придут к нам. Потому, что Мы не свободны. И счастье с любовью к нам просто не пропустит конвой.

Поэтому чтобы быть счастливыми нам нужна свобода от

ЖАДНОСТИ кто имеет 1 рубль, меняет жизнь и силы, чтобы иметь 2. Кто имеет миллион, хочет 10 и так до бесконечности.

Свобода от

ЗАВИСТИ миллион и 10 миллионов нужны нам только по тому, что у кого-то есть больше, и ничего кроме зависти нами не движет в этой гонке, как бы мы это не оправдывали. Представьте ситуацию, что Вы живете в обществе, где все трудятся примерно одинаково и получают за это примерно одинаковые деньги, скажем 1000. К Вам приходит «руководитель» и сообщает, что со следующего месяца Ваша заработная плата увеличивается до 2000. Это будет праздник для Вас и семьи, теперь Вы богач. Но ситуация очень измениться если Вы узнаете что Вам подняли оплату в 2 раза, а всем остальным в 5. Вы стали вдвое богаче, но будете чувствовать себя бедняком. Хотя жить Вам станет лучше вдвое. Такой парадокс. Задумайтесь над этим и поймете, что это так.

Свобода от

ГЛУПОСТИ потому, что мы редко задумываемся над тем, чем и как мы живем, кормя жадность и глупость и пр. Есть расхожая фраза «Все продается и все покупается» и никто никогда не говорит Вам о том, что продать Вы можете все и навсегда, а купить можете не все, а навсегда вообще не можете ничего купить.

Можно навсегда продать любовь, дружбу, здоровье, уважение, а купить этого Вы не сможете никогда. Купить можно только секс, лесть, лекарства, подхалимство.

Можно купить движимое и недвижимое имущество, но Вас, его лишат в обязательном порядке (преступники незаконным путем, государство законным путем а если нет, то смерть сделает это по определению). Это надо помнить всегда. В этом легко убедиться если смотреть новости и знать историю.

Описанное выше это не главная суть и не главная цель, это начало пути. Даже полная СВОБОДА это только ступень. Мы пойдем гораздо дальше, и мы знаем, что любой путь начинается с первого шага, любой подъем с первой ступеньки. И помним, что вверх тяжелее, чем вниз. А хорошая новость, что у свободного человека намного больше сил, ему хочется вверх, ему приятно вверх. И у него получается.

Нужна ли нам свобода? Хочу огорчить Вас, дорогие мои, для большинства человечества свобода губительна, как яд. Лишь единицы могут грамотно воспользоваться своими новыми свободами и открывшимися, в связи с этим, возможностями.

Свобода и иллюзии, которые она дает человеку, это большой дар, которым мы, человеки, не можем грамотно распорядится. А вообще, какие свободы мы имеем, какие хотели бы иметь?

1. Свобода воли и выбора. Сейчас, вроде бы, свобода воли и выбора это само собой разумеющееся, но приглядитесь повнимательнее. При свободной воле, выборе, который постоянно нам предоставляется, мы совсем сбились с пути истинного. Волю и выбор мы получили, но как ими пользоваться нас никто не научил. "Выбирай то, что тебе хочется..." - главный лозунг, которой нам привили к данной свободе. Хотите откровенно, это лозунг маркетологов. Вас, как овец, выводят на поле, где есть три вида травы и Вам волей неволей приходится её жрать. Где выбор?

А по-другому никак... Человек - пытливое создание. Усмирить его пытливый ум невозможно, лишь только убить. Дав нам свободу выбора, у нас одновременно отнимают видимую цель в жизни. Когда-то жизнь человека была наподобие путешествия на поезде из Москвы в Питер. Ты знал куда ехал, кроме рельсового пути не было ничего, да и другого пути по рельсам до Питера из Москвы просто нет.

Нужна ли нам эта свобода при нашем незнании способов её приминения?

2. Свобода вероисповедания. Будь христианином, мусульманином, буддистом, сатанистом и прочим...истом. Никто не навязывает. Сейчас за час ты можешь сменить веру и никто тебе не имеет права и слова сказать. А что в итоге? Религиозные войны, борьба за прихожан. Я не хочу лезть в эти психологические игры, но скажу прямо для меня Иисус, пророк Мухамед, Будда - это всего лишь очень мудрые люди, которых я бы послушал, чьи бы слова расценил как достойные моего внимания. Эти люди были слишком мудры и слишком свободолюбивые. Не замечаете? Свобода выбора и воли... Перечитай первый пункт и ты всё поймешь про религиозную свободу.

3. Свобода мысли. Мысль - штука, и правда, материальная. В этом я сам убеждал не раз. Сейчас моя свобода мысли выражается в этих строках. Я пишу то, что хочу, то что думаю, о чём мыслю. Никто никогда мне не запрещал мыслить вольно, но при этом меня с детства направляли в сторону здравого смысла и логики. В принципе, я уже здесь... Представьте, пишу о свободе мысли, и в плеере начинаете играть "Нирвана". Не материально... Вот и говорите после этого... "Smells Like Teen Spirit/ Повеяло духом подростка".

К сожалению, навык мыслить здраво по жизни получают не все. У некоторых это не зарождается и таких людей хочется просто придушить в момент их ментальных откровений.

Зачем человечеству свобода мысли, если большинство мыслить не умеет?

4. Свобода. Свобода физическая, как её можно назвать. Самая явная свобода и, к вашему сожалению, самая нереализуемая и нарушаемая самим человеком.

Есть два типа ограничений в этой свободе.

Природные. Свободный, да? А почему ты постоянно дышишь? Почему ты не можешь отказаться от этого? Почему ты ешь и пьешь? Почему ты срешь, извините за выражение? Почему моргаешь и потеешь? Свободный, да? Смешно

Психические деструктивные. Зачастую человек лишает себя свободы, в принципе, сознательно, обретая оковы в виде привычек, привязанностей. Сигареты, алкоголь, наркотики, да та же любовь. Да, любовь. Она превращает свободного человека в раба.

Нужна ли тебе эта "свобода" или лучше сесть в поезд Москва - Питер?

Глупые Мы - свободолюбивые людишки...

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.