Тарас бульба характеристика андрия кратко. Об отношении Тараса к отчизне и сыновьям

Младший сын Тараса Бульбы, Андрий. Образование он получил одинаковое с братом, но отличался значительно от последнего своим характером. В школе он учился охотнее и без особенного напряжения сил. В шалостях и вообще в школьных предприятиях Андрий отличался изобретательностью и активностью, так как почти всегда являлся предводителем; такого прямодушия, как у Остапа, у Андрия не было; он умел лгать и увертываться от наказания и вообще отличался значительной подвижностью. В то время, как Остап ни о чем другом, кроме разгульной казацкой жизни не думал, Андрий был доступен и другим чувствам: он был мечтателен, и предметом его мечтаний была женщина, свежая, черноокая, нежная. Таким образом, Гоголь уже в самом начале повести подчеркивает в характере Андрия ту черту, которая впоследствии привела его к гибели. Печальная участь как бы уже была предначертана Андрию, и причиной ее является женщина. В этом факте особенно сильно выразился взгляд Гоголя на женскую любовь, на красоту женщины, и на ее роль в жизни человека. Смотря на несчастного Андрия, становится ясным, что, по мнению Гоголя, женщина и ее красота ведут к гибели человека; они являются источником минутных радостей, а за них приходится расплачиваться дорогою ценою. Так именно и случилось с Андрием. Мечтательность составляет кардинальную черту в характере Андрия; она составляет его индивидуальность, выделяет его из общего уровня казаков. Андрий и сам понимал, что он выделяется своею мечтательностью и склонностью к женской любви из среды товарищей и потому тщательно скрывал от них все заветные движения своей души, потому что по понятиям того времени стыдно было думать казаку и даже бесчестно о женщине и любви, не отведав битвы. Несмотря на свою мечтательность и на вытекающую отсюда некоторую нежность, Андрий вовсе не лишен был твердого мужественного характера; он также кипел жаждой подвига и совершил бы его и даже, быть может, поднялся бы до степени известного народного борца за свободу, если бы роковая случайность не направила всей его энергии в противоположную сторону. Насколько Остап действует по традиции, настолько Андрий не считается с традицией, поддаваясь лишь порывам чувства. Эти порывы у Андрия проявились несколько раз в течение повести. В самом начале Андрий, выведенный из терпения насмешками отца, запальчиво вскрикнул: «Пусть теперь попробует! пускай теперь кто-нибудь зацепит. Его вопрос: «Кто сказал?» свидетельствует, что он не считался и не при навал традиций и авторитета. Единственным авторитетом для Андрия было его собственное чувство. Все несчастие Андрия и за ключалось в том, что «отчизна» сосредоточилась у него на польке, женщине из враждебного народа. Эта роковая случайность и привела его к гибели; гибель Андрия была неизбежна; она логически вытекала из этой роковой случайности, из духа того времени. Иначе и быть не могло, так как эта роковая случайность выбила его из колеи, поставила в полный разлад с духом и требованиями эпохи. Как человек, выбитый из колеи роковою случайностью, Андрий должен был естественно пасть жертвою этой же случайности, и он пал, и этим логически заканчивается в повести роман молодого казака с полькой. Выделяясь из общей среды казаков своими чувствами и воззрениями, Андрий во многом сохранил отпечаток своего века и среды. Он сохранил отвагу, мужество и воинственность. Так, например, Андрий велит еврею Янкелю передать старому Тарасу следующее: «Янкель! скажи отцу, скажи брату, скажи казакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец — теперь не отец мне, брат — не брат, товарищ — не товарищ и что я с ними буду биться со всеми, со всеми буду биться!» Если вообще поступок Аидрия относительно отца, товарищей и родины нельзя назвать честным и благородным, если поступок этот справедливо называется изменой, то все же последние слова его изобличают в нем присутствие некоторого благородства. Он изменил родине, перешел на сторону ее заклятых врагов, и в этом он подчинялся непреодолимой силе любви, но он не стыдится по казаться перед прежними товарищами, не скрывается, а гордо и прямо объявляет им, что рвет всякую связь с прошлым и всецело принадлежит врагам. Андрий не стыдится выйти на битву и сражается так, что обнаружил необыкновенное мужество; он был самым видным и лучшим воином среди целого гусарского полка, красы всех конных полков польского войска. Только инстинктивная робость пред отцом заставляет Андрия беспрекословно подчиниться его приказаниям: слезть с коня, стоять и не шевелиться. Андрий не смел поднять на отца даже глаз и не сказал в свое оправдание ни слова, хоть и знал, что старый Тарас снял с плеча ружье, целится в него и выстрел сейчас грянет. Не отсутствие мужества сказал ось в этой покорности И безответности, а то, что чувство сыновнее пересилило в нем в данный момент все другие чувства: не мог он поднять руки на старого отца, как в запальчивости обещал. Старые чувства еще были крепки в нем, любовь не успела их уничтожить в душе его и дать ему столько воли, чтобы мог он вступить в бой с родным отцом. Этого не рассчитал Андрий, выезжая на битву. Пылкая, непреодолимая любовь, то, что называется страстью, захватила своим могучим крылом молодого казака, и он умер с именем гордой красавицы на устах. Автор не мог удержаться, чтобы не выразить своей жалости по поводу безвременной и трагической кончины Андрия, не выразить своего сочувствия, и это он сделал в коротком, но чудном сравнении: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». Даже свирепый Тарас, в руках которого еще дымилось ружье от выпущенной в сердце сына пули, не мог удержаться, чтобы по-своему не выразить сочувствия и жалости над убитым. «Чем бы не казак был? — сказал Тарас, — и станом высокий и чернобровый. Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

/ / / Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Андрий – один из центральных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Образ младшего сына предводителя казаков Тараса Бульбы сложен и противоречив.

Андрий Бульба предстает перед читателем красивым и мужественным юношей. Молодой казак смел, силен и отважен: автор пишет, что на Украине он один из храбрейших ее сынов-защитников. Но судьба бесстрашного и гордого казака трагична. Полюбив польскую панночку, он отрекается от Родины, предает семью и товарищей, переходит на сторону врагов Сечи. Погибает Андрий от рук отца своего Тараса Бульбы. Рассмотрим персонаж более подробно.

Андрий – видный и статный юноша: высокий, чернобровый, с лицом дворянина, крепкой рукой, твердой в бою. Н.В. Гоголь отмечает во внешности героя могучую физическую силу, называя его красивейшим, быстрейшим и самым молодым в стане. Н.В. Гоголь наделяет своего персонажа неординарной внешностью с целью подчеркнуть его силу, доблесть и неустрашимость.

Характер молодого казака непростой. Личность его противоречива. Андрий Бульба – пан, дворянин, образованный молодой человек. Вместе со старшим братом он закончил Киевскую академию. Учился легко, охотно, без напряжения.

Среди товарищей-козаков Андрий считался порядочным, хорошим человеком, добрым воякой и был гордостью отца: ему было радостно видеть, как оба сына его были одними из лучших.

По натуре младший сын Тараса Бульбы был юношей чувствительным, отчаянным, пылким. Автор пишет, что у Андрия чувства преобладали живые и более развитые, чем у Остапа. видит своего младшего сына быстро увлекающимся и впечатлительным. Много раз удивлялся он Андрию, когда видел его устремленным в запальном увлечении, на что не решился бы хладнокровный и разумный человек.

Кроме этого, Н.В. Гоголь отмечает в юноше восторженное отношение к музыке, любовь к уединению, умение сострадать, страстность. Молодой воин тщательно скрывал от всех тайные мысли и желания. Стыдно было в то время столь неопытному козаку мечтать о любви, о женщине.

Особенной чертой личности Андрия была потребность в любви. Он не только «кипел жаждой подвига». Душа его желала и других чувств: в 18 лет потребность любви вспыхнула в нем с небывалой силой. Андрий страстно, горячо, беззаветно полюбил прекрасную полячку. Любовь и чувство долга перед Родиной и казачеством вступили в душе героя в яростное противоборство.

Н.В. Гоголь раскрывает психологические мотивы измены Андрия. Любовь не приносит ему счастья, благочестия. Неподвластное ему влечение к красавице-панночке приводит молодого юношу к предательству. Он готов биться со всеми: с отцом, братом, запорожцами. Отец ему не отец, а Отчизна не Отчизна.

Любовная одержимость погубила благородство Андрия, запятнала его честь и достоинство. Отчизна теперь для него – панночка, ведь к ней тянется душа. Андрий в порыве чувств говорит, что все отдаст и продаст за свою любовь.

Таким образом, через образ Андрия Н.В. Гоголь поднимает нравственные проблемы: предательство и подвиг, чувство и долг, моральный выбора человека.

Одним из главных действующих лиц повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» является один из сыновей Тараса Бульбы по имени Андрей. Всего у Тараса Бульбы было два сына, второго из них звали Остап. Образ Андрей противоречивый. С одной стороны, он был хорошим и умным казаком, который мог добиться существенного успеха. С другой стороны, в какой-то момент он решил, что его личные дела и любовные переживания важнее, чем общее дело его родины.

Анализировать образ Андрея и давать ему характеристику достаточно просто, ведь и в реальной жизни встречается довольно много подобных людей. Он был достаточно талантлив и выгодно отличался от старшего Остапа некоторым особенностями, в частности, был более изобретателен и хитер. В то же время, несмотря на свои существенные успехи в составе войска, Андрей был в большей степени привязан к жизни мирской, для него крайне важно было устроить свою личную жизнь, что в те времена было просто непростительно. Он зашел слишком далеко, так как позволил себе полюбить абы кого, а барышню, из-за любви к которой он вынужден перейти на сторону врага. А этот переход, в свою очередь, означало измену своего отца и своего брата. Эмоции Андрея настолько захлестнули его, что он даже на словах стал высказывать, что родина для него больше ничего не означает, что любовь к барышне — это одно лишь чувство, которое управляет им.

Переход на сторону врага в то время был совершенно непростительным поступком, независимо от того, что двигало человеком. Андрей сражался против своего бывшего войска, брата и отца, и был убит отцом своим. Тарас Бульба после долго смотрел на мертвое тело и после сказал, что в таком виде Андрей прекрасен. Это свидетельствует об ужасной ненависти, которую имел отец по отношению к своему сыну, при этом Тараса Бульбу обвинить ни в чем нельзя, то время не оставляло выбора.

Образ Андрея в целом представляется отрицательным, но, несмотря на это, стоит все же справедливости ради признать, что характеристика не была бы полной, если бы о такой сложной судьбе Андрея не пожалели бы. Он был действительно талантливый, мог добиться больших успехов. Так случилось, что, осознавая свои преимущества, он решил служить не своему войску и стране, а самому только себе. Любовь затмила глаза, вышла для него на первое место, и через свою любовь он стал объектом ненависти своего отца и был бесславно им убит. Сложно преувеличить трагичность жизни Андрея. Далеко не всем суждено в жизни испытать прекрасное чувство взаимной любви, а он обязан был от него отказаться. Но не смог.

В интересном литературном произведении всегда есть несколько планов повествования, несколько сюжетных линий и, конечно же, запоминающиеся колоритные герои. В повести Гоголя «Тарас Бульба» отражено не только идеализированное представление об историческом прошлом, но и показана личная драма главного героя – Тараса Бульбы – и двух его сыновей – Остапа, старшего сына, и Андрия, младшего. Если Тараса можно назвать народным героем, а Остапа – настоящим козаком, то как же обстоит дело с Андрием? Кто он: предатель, смельчак, неразумный юноша? В этом вопросе можно разобраться благодаря подробной характеристике Андрия из «Тараса Бульбы».

Читатель знакомится с Андрием уже в первой главе. Становится известно, что он со своим братом вернулись домой после окончания семинарии. Видно, что это ещё дети: они смущаются, мнутся, им неловко от реакции отца на их приезд. «…два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».

В честь возвращения Остапа и Андрия Бульба собрал всех сотников, чтобы похвастаться своими детьми. И «гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что… нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь». Тарас Бульба решает воплотить эту идею. Буквально на следующий день путешественники отправляются на Сечь.

Сын Тараса Бульбы Андрий раскрывается на протяжении всего произведения. В «Тарасе Бульбе» описание Андрия дано лишь кусочками, благодаря которым создаётся целостный образ. Это красивый молодой человек. «Ясною твёрдостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щёки блистали всею яркостью девственного огня, и как шёлк, лоснился молодой чёрный ус».

Во второй главе некая ретроспектива: становится известно как младший сын проявил себя во время учёбы в семинарии. Именно там и формируется характер Андрия из «Тараса Бульбы». Молодой человек «имел чувства несколько живее и как-то более развитее». Учёба давалась ему легко, да и учиться ему нравилось. Несмотря на это именно Андрий чаще всего был «предводителем довольно опасного предприятия», но с помощью своей изобретательности умел выйти сухим из воды. Тарас Бульба в Андрие видел огромный потенциал для того, чтобы сын стал славным козаком. Смелый, решительный, лёгкий на подъём, всегда находивший необычный выход из ситуации.

Кроме любви к приключениям, в Андрие рано открылась потребность любить и быть любимым, но он стыдился говорить об этом своим товарищам или брату. С каждым годом он всё реже участвовал в каких-либо выходках, ему нравилось ходить по Киеву, наслаждаясь красотой садов и притягательностью стареньких закоулков. Однажды он встретил дочь польского пана и, позабыв о здравом рассудке, в тот же вечер решил пробраться к ней в покои. Интересно, что Андрий в повести «Тарас Бульба» – единственный персонаж, с которым связана любовная линия. Чувствительность к красоте природы и невероятная лиричность в отношениях с панночкой тесно связаны и неделимы. Андрий изначально показывается как персонаж, способный ощущать более тонкие материи. Этот образ овеян романтическим ореолом. Тут есть и культ служения прекрасной даме, и пылкие признания, и удивительная встреча с панночкой, спустя много лет после одного проведённого вместе вечера. Ни чувства козака, ни чувства девушки не смогли угаснуть, несмотря на прошедшее время.

Отец любил обоих своих сыновей, воспитывал в них любовь к свободе, вере и родной земле, отправил их получить хорошее образование в киевскую семинарию. Он больше всего желал, чтобы они продолжили его дело – искреннее служение Своему народу и Родине. Именно поэтому предательство Андрием Тараса Бульбы перерастает масштабы семейной драмы. Это становится неким конфликтом двух разных точек восприятия мира. Для Бульбы вся жизнь воспринималась как бравая битва за справедливость, для его младшего сына главнее отцовских ценностей оказалась любовь. Стоит отметить, что ни одну из двух позиций нельзя назвать ограниченной. Реальность каждого персонажа преломлялась сквозь его собственную призму миропонимания. Несмотря на то что Бульба женат, их отношения с женой нельзя назвать романтическими. Скорее даже совсем наоборот. Тарас не прислушивается к ней, обращается как со служанкой, кричит и бьёт её. Любовные чувства, если они и были, бесповоротно ушли. С Андрием дело обстоит иначе: увидев однажды прекрасную девушку, почувствовав, как его сердце наполняется теплотой, Андрий не смог забыть этого, не смог отказаться. Он видит панночку через несколько лет после того вечера в Киеве. Она изменилась, повзрослела, но от этого казалась юноше ещё прекрасней. Он говорит с ней о том, что чувствует, не боится рядом с этой девушкой быть собой. Андрий говорит по-настоящему красиво и проникновенно: «Царица!.. за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец. И от всего этого откажусь, кину, брошу, сожгу, затоплю, если только ты вымолвишь одно слово… или хотя бы только шевельнёшь своею тонкою чёрною бровью! Ты иное творенье Бога…» Он трепетно обнимает её, не желая никогда более с ней не расставаться.

Не смог понять этого отец. Тарас Бульба убивает Андрия. Старый козак просит загнать его сына в кольцо, чтобы некуда было бежать предателю. Но Андрий и не пытается избежать этой смерти. Он понимал, какие последствия будет иметь его отказ от предыдущей жизни. Перед смертью произносит он лишь имя панночки, чем ещё больше оскорбляет и разочаровывает отца. Бульба сожалеет не только о смерти сына, но и о том, что для сына любовь оказалось важнее выстроенной Тарасом системы ценностей.

Образ Андрия из «Тараса Бульбы» нельзя назвать однозначным. Да, его отношение к женщинам отличалось от общепринятого на тот момент, он совершил один из самых страшных поступков с точки зрения законов Запорожской Сечи, он предал отца и отказался от Родины. Но вместе с тем Андрий до конца боролся за право быть собой, право на собственное счастье, которое не ограничивалось общим благом и степными просторами. Андрий любит природу, скучает по матери, но его привлекает и музыка пуль и оружий. Бросает хлеб умирающему от голода мужчине, но в битвах не щадит ни своих, ни чужих. В Андрие до некоторого времени органично уживаются две крайности: тонко чувствующая натура и храбрый воин, который бесстрашно смотрит в глаза смерти. Его нельзя назвать слабохарактерным человеком. Согласитесь, нужно иметь достаточно внутренних сил и веры в чувство, чтобы суметь отречься от всего. «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет её оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

Как сложилась бы дальнейшая судьба Андрия можно только предполагать. Например, его могли убить в сражении, или же он остался жив, а потом женился на полячке, получив титул и земли. Или же его отец, желающий отомстить, нашёл бы способ убить или сына или его полячку.

С помощью приведённой выше характеристики Андрия из повести «Тарас Бульба» легко представить каким на самом деле был этот персонаж, как тщательно и продуманно он создан автором, и насколько ярко он предстаёт в воображении читателей. Это описание поможет ученикам 6-7 классов при подготовке сочинения на тему «Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба»»

Тест по произведению

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ


ОБРАЗ АНДРИЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА"

"Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все дурны, когда мы им подчиняемся".
Ж.Ж. Руссо

Прочитав замечательную повесть "Тарас Бульба", созданную гением великого русского писателя Н.В.Гоголя, мы познакомились с тремя ее главными персонажами: Тарас Бульба, Остап и Андрий. Андрий Бульба, наиболее сложный, неоднозначный и противоречивый герой повести, произвел на меня самое яркое впечатление.
Так что же это за человек? Каков его внутренний мир? Как складываются его отношения с другими действующими лицами повести? Попробуем проследить весь недолгий жизненный путь нашего героя, найти взаимосвязь его характера, поступков и реалий времени.

Прежде всего, стоит упомянуть о внешнем облике Андрия, описание которого многократно встречается в авторском тексте:
"….он был очень хорош собою….", "…открыл большие глаза свои…", "…мужественное лицо……..исполненное силы и непобедимого для жен очарования…".
Гоголь представляет нам следующие описания Андрия: дюжий молодец с крепким, здоровым лицом, покрытым первым пухом волос.
В казачьем убранстве: "…Их лица,…, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности…", после участия в боевых действиях: "…Черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны…"
Автор передает облик Андрия через впечатления о нем других героев повести: встреча в осажденном городе с полячкой: "…поражена видом козака, представшего во все красе и силе юношеского мужества, который, казалось, и в самой неподвижности своих членов уже обличал развязную вольность движений; ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус".
Даже Тарас Бульба, разглядывая мертвого сына, отмечает: "…и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою!."

Младший сын казачьего полковника Тараса Бульбы, закаленного в боях война, православного христианина, пользующегося глубоким уважением в казачьей среде, детство провел в скромном домике среди деревьев и лугов, где они со старшим братом были окружены безграничной заботой и любовью матери. Отца дети видели редко, однако безмерно уважали и боялись. С 12 лет Андрий с братом обучались в киевской академии (бурсе), престижном по тем временам учебном заведении, но в, то, же время, отличавшимся суровыми нравами и обычаями (побои, полуголодная жизнь и пр.).
Именно здесь, в бурсе, происходит становление и формирование характера Андрия.
Учится он охотно и без напряжения, имеет задатки лидера, часто "..являлся предводителем довольно опасного предприятия…", имел изобретательный ум, изворотлив (умел увертываться от наказания). Как и прочие юноши того времени, Андрий "..кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам."
"Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет".
"Потребность любви" - главнейшая отличительная черта этого героя повести. Отношение его к женщине радикально отличается от общепринятого в то время в среде казаков. Андрий воспринимает женщину, как богиню, как объект восхищения и преклонения. Замечание Н.В.Гоголя: "Одни только обожатели женщин не могли найти здесь (на Запорожской сечи) ничего,…", предопределяют неверный жизненный путь молодого человека.
Реалии времени вынуждают его стать скрытным, т.к. "…в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы". Добиться внимания и расположения прекрасной дамы возможно лишь, став воином и героем. Подвиг для Андрия не самоцель, а лишь средство для достижения цели, коей является любовь прекрасной дамы.
Юноша полон романтических идей, созерцательности и мечтательности ("… бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева…").
Лирический и романтический образ героя раскрывается автором посредством описания природы (вишневые сады, звездное небо и пр.). Однако, при всем при этом, Андрий - человек действия, и его внутренний мир рвался на свободу, требуя реального воплощения. Случайная встреча с дочерью ковенского воеводы мгновенно дала старт к реальному воплощению подвига во имя прекрасной дамы в жизнь (дерзкое проникновение в спальню красавицы через каминную трубу). Безумный, смелый, но… увы не обдуманный поступок, ибо, что делать дальше, Андрий не знал, "..стоял, потупив глаза и не смея от робости пошевелить рукою…". В этом весь наш герой: скромный и застенчивый, дерзкий и решительный, порывистый и вдохновенный, но, никогда не предвидящий последствий и даже не задумывающийся о них.
По велению отца, попав на сечь, Андрий со всею страстью своей натуры погрузился в разгульную жизнь (стал на хорошем счету у казаков, бойко и метко стрелял, переплывал Днепр против течения). Участие в настоящих боевых действиях вызывало у Андрия восторг, "…погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве…". Даже отец удивлялся Андрию, который "…одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях".

Что же привело столь блистательного во всех отношениях юношу к предательству, бесславной и преждевременной кончине?

  • Впечатлительная и страстная натура Андрия
  • Неокрепшая личность
  • Несформировавшийся характер
  • Пробелы в воспитании
  • Неосознанное желание выйти из-под опеки деспотичного отца
  • Юношеский эгоизм и максимализм
  • Всепоглощающая любовь-страсть
  • Роковая череда событий:
    - Возлюбленная в осажденном городе, страдающая от голода,
    - Величественная органная музыка,
    - Умирающие от голода горожане,
    - Встреча с прекрасной возлюбленной,
    - Страстное объяснение в любви со стороны полячки.

Внезапное осознание того, что его страсть к девушке взаимна, что потаенная, столь желанная мечта его (взаимная любовь) достигнута, наш герой забывает обо всем, и не задумываясь отрекается от отца, от товарищей, от отчизны. Вот, что он говорит: "…Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!"
"И погиб козак! Пропал для всего козацкого царства!..", пишет Гоголь.

Внезапный переход Андрия на сторону врага - необдуманный и спонтанный поступок, вызывает разочарование и удивление, но понятен и объясним.
Когда же глазами Тараса мы наблюдаем, как Андрий "чистил перед собою
дорогу", убивая бывших товарищей своих, становится очевидна вся глубина нравственного падения героя, не имеющая никакого оправдания.
Любовь и убийство, также как "гений и злодейство" - две вещи несовместные.

Образ Андрея, соткан автором из противоречий: ум и безрассудство, честь и бесчестье, любовь и предательство, гуманность и жестокость. Думающий читатель вместе с автором любит и ненавидит этого юношу.
Испокон веков в душе каждого человека присутствует бог и дьявол, и оттого, какой выбор сделает человек на перепутье судьбы, зависит быть ему предателем или героем.