Тема урока: Эпоха Петра I. Северная война










Петр не получил систематического образования, но от природы любознательный и способный использовал любую возможность, чтобы узнать что - то новое. Как и прежде часто бывает в Немецкой слободе (Кокуй). Именно здесь он понимает, что Россия не имеет выходов к незамерзающим морям, которые так ей необходимы. Через них можно было вести более обширную торговлю с другими странами, налаживать с ними культурные связи, иметь большие стратегические выгоды. Вид Немецкой слободы


Здесь же к Петру пришла первая любовь. Он влюбился в дочь виноторговца Анну Монс. Это побудило Наталью Кирилловну быстро женить его на русской дворянке Евдокии Лопухиной, которая родила ему сына Алексея. Но ни жена, ни сын не интересовали Петра. Он был полон великими замыслами. Е.ЛопухинаАлексейА.И. Монс




1695 г. - первый азовский поход, главной целью которого было взятие турецкой крепости Азов, закрывавшей России выход из Дона в Азовское море. Этот поход успеха не принес. Главными причинами неудач было отсутствие единого военного командования, слабость артиллерии, отсутствие у России флота. Битва при Азове












Петр принимал участие в посольстве инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Петр объехал пол - Европы, учился корабельному и военному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, наблюдал за работой английского парламента, побывал на заседании Генеральных штатов в Гааге, посетил Оксфордский университет. Познакомился с И.Ньютоном и др. Вид ГаагиИсаак Ньютон






Северная война (гг.) Карл XII Петр I




1700 г. - поражение под Нарвой. Король Швеции Карл XII (шведский лев) сначала вывел из войны Данию, затем Саксонию и двинул 15-тысячное войско к Нарве, куда Петр привел 40-тысячное войско. Русские понесли значительные потери убитыми, ранеными, утонувшими, пленными. Карл предложил русским покинуть позиции, сохранив оружие, но сдав артиллерию. Петр бежал. Поражение под Нарвой


















1709 г. - Полтавская битва принесла поражение шведам и полную победу русской армии. «Непобедимая армия» Карла XII перестала существовать. Карл XII и гетман Мазепа, предавший Петра, бежали в Турцию. Полтавская «виктория» означала перелом в войне. Боевые действия оказались перенесенными на территорию других стран. Значительно окреп международный престиж России. Панорама Полтавского сражения


1711г. - Прутский поход. Карл XII, находившийся в Турции, убедил султана начать совместную войну против России. Огромная турецко- крымская армия (180 тыс. чел) окружила лагерь русских (38 тыс.чел) на реке Прут. В окружение попал Петр, его жена Екатерина I, весь двор, все руководство армией. Ситуация казалась безвыходной. Тогда Екатерина I отдала все свои драгоценности и предложила сделать то же самое и другим для того, чтобы передать все это турецкому визирю, в обмен на выход русской армии из окружения. По условиям перемирия Россия вернула Турции Азов, согласилась не препятствовать Карлу XII вернуться в Швецию, не держать своих войск в Речи Посполитой. Орден «За любовь и Отечество» 1721 г. - подписан Ништадтский мирный договор между Россией и Швецией, по которому Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом, города Ригу, Ревель (Таллин), Дерпт (Юрьев), Пярнов (Пярну), ряд островов в Балтийском море. Текст Ништадтского мирного договора Карта земель, отошедших России







В презентации по истории на тему «Пётр 1» вы найдете информацию о важных этапах жизни Российского Императора, его роли в реформировании государства.
Начало правления Петра Великого приходится на конец 17 – начало 18 века, период, когда в России господствовало крепостничество, промышленность отставала в развитии от западных стран. Государство было экономически слабым и уязвимым в военном плане. Назревала необходимость срочных социально-экономических и политических перемен. С целью преодоления отсталости страны Петром 1 было положено начало разрешения накопившихся в государстве проблем.

Эпоха Петра Первого связана с преобразованием России в империю и превращением ее в мощное военное государство. 18 век стал веком модернизации практически всех сфер общественной жизни. Изменения коснулись экономики, политики, культуры, образования. Также Петром были осуществлены радикальные реформы в военной и социальной сфере, в системе управления страной. Государство стало активно вмешиваться в экономику. Петр Первый, безусловно, сыграл очень важную роль в истории России.

Данная презентация будет полезной для урока истории учащимся начальных и старших классов.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию «Пётр 1» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Презентация Пётр 1
Детство
Семья
Образование

Увлечения
Начало правления Петра
Царствование
Реформы Петра 1

Титул императора
Наследники Петра 1
Смерть и наследие

Эпоха Петра I Урок разработан учителем ВКК МОУ СОШ № 14 г.Воронежа Нимец Оксаной Леониовной Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью Петра Великого, выяснить причины преобразований и их значение; воспитывать чувство гордости за Родину; продолжать учить анализировать деятельность исторических личностей.

Слайд 2

Петр I Алексеевич Император России 1682-1725 Выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат, вся деятельность связана с радикальными преобразованиями и реформами, направленными на устранение отставания России от европейских стран в начале 18 в.

Слайд 3

Регенство Софьи 1682-1689 Стрелецкий мятеж Царевна Софья Алексеевна Утро стрелецкой казни

Слайд 4

Детство Петра     Петр получил домашнее образование под надзором «дядьки» Никиты Зотова. Тот сетовал, что царевич к 11 годам не слишком успевал в грамоте, истории и географии, захваченный «экзерцициями солдатского строя» – военными «потехами» вначале в с.Воробьеве, затем в с. Преображенском. В этих экзерцициях будущего царя участвовали специально созданные отряды «потешных войск» (ставшие впоследствии гвардией и ядром русской регулярной армии). Физически крепкий, подвижный, любознательный, Петр освоил при участии дворцовых мастеров столярное, оружейное, кузнечное, часовое, типографское ремесла. Большое влияние на формирование его интересов оказали иностранцы (Ф.Я.Лефорт, Я.В.Брюс, П.И.Гордон) – вначале учителя в разных областях, а в дальнейшем – и его сподвижники. Царь с детства знал немецкий, позже изучил голландский, отчасти английский и французский языки.

Слайд 5

Петр и его «кумпания»   А.Д.Меншиков Александр Меншиков, стал его другом и опорой на всю жизнь. Петр научился ценить не знатность и родовитость, а способности человека, его смекалку и преданность делу. Под руководством голландца Ф.Тиммермана и русского мастера Р.Карцева учился в 1680-х кораблестроительству, в 1684 совершал плавания на своем ботике по Яузе. Феофан Прокопович, Руководитель Синода

Слайд 6

Сподвижники Петра Ф.Ю.Ромодановский Князь Куракин Ф.Лефорт

Слайд 7

Деятельность Петра  Петр лично участвовал в Азовских походах против Турции (1695–1696), завершившихся взятием Азова и выходом на берега Азовского моря  Под видом изучения кораблестроения и морского дела ездил одним из 30 волонтеров при Великом посольстве 1697–1698 в Европу. Там Петр Михайлов, как царь себя называл, прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге и Бранденбурге, полгода работал плотником на верфях Амстердама, изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии.  Одновременно Великое посольство подготовило создание Северного союза против Швеции, окончательно оформившегося два года спустя (1699).  Заключив Константинопольский мир 1700 с Турцией, Петр переключил все усилия страны на борьбу со Швецией, которой правил 17-летний Карл XII, снискавший, несмотря на молодость, репутацию талантливого полководца.

Слайд 8

Северная война 1700-1721   Петр I объявил войну Швеции и в конце августа осадил Нарву. Карл XII 19 (29) ноября нанес сокрушительное поражение русской армии под Нарвой, несмотря на ее трехкратное численное превосходство. Думая, что русская армия разбита, шведский король отправился в Речь Посполитую. Воспользовавшись тем, что Карл XII «увяз», по выражению Петра I, в Польше, русские развернули активные наступательные действия на Балтийском побережье Взятие шведами Нарвы

Слайд 9

Первые победы      В октябре 1702 русские взяли Нотебург (Шлиссельбург), В апреле 1703г. - Ниеншанц в устье Невы, где в мае был заложен Петербург; 1703 г. захватили Копорье и Ямбург, 1704 – Дерпт (совр. Тарту) и Нарву В августе 1708 г. Карл XII двинулся на Украину, рассчитывая на помощь изменившего Петру I гетмана И.С.Мазепы. Сражение за крепость Нотебург

Слайд 10

28 сентября (9 октября) 1708 г. русские разгромили у деревни Лесной шедший на соединение с главными силами шведов 16-тыс. корпус А.Л.Левенгаупта.

Слайд 11

Полтавское сражение 27 июня 1709 года  В конце апреля 1709 Карл XII осадил Полтаву, которую отчаянно защищал отряд И.С.Келина. В июне к городу подошли главные силы русской армии во главе с Петром I. В состоявшейся 27 июня (8 июля) Полтавской битве Карл XII потерпел сокрушительное поражение, потеряв более 9 тыс. убитыми и 3 тыс. пленными. 30 июня (11 июля) А.Д.Меншиков вынудил остатки шведской армии (16 тыс.) под командованием А.Д.Левенгаупта капитулировать у Переволочной на Днепре; Карлу XII удалось бежать в Османскую Империю.  Полтавская битва подорвала военное могущество Швеции и ознаменовала решающий перелом в войне

Слайд 12

Победы русского флота. Завершение войны.   27 июля (7 августа) 1714 года молодой русский флот одержал свою первую морскую победу при Гангуте (Ханко) и занял Аландские острова; 27 июля (7 августа) 1720 у острова Гренгам шведский флот был разгромлен.  Швеция заключила 30 августа (10 сентября) 1721 Ништадтский мир с Россией, уступив ей Эстляндию, Лифляндию, Ингрию и западную Карелию, но сохранив за собой Финляндию.  В результате Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю, решив одну из своих главных исторических задач; было покончено с господством шведов на Балтике. Россия стала важной силой в европейской политике, тогда как Швеция утратила статус великой державы; серьезно ослабли и внешнеполитические позиции Речи Посполитой.

Слайд 13

Слайд 14

Реформы Петра армии и управлении.         Создал регулярную армию на основе рекрутского набора и военный флот 1716 г. Воинский устав стал определять права и обязанности всех чинов армии и флота 1720 г. был написан Морской устав 1722 г. издан Табель о рангах всех воинских, статских и придворных служебных чинов, по которой родовое дворянство можно было получить «за беспорочную службу императору и государству». Устанавливая порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам Указом о единонаследии 1714 г. уравнивались поместья и вотчины, вводился майорат (предоставление права наследования недвижимости старшему из сыновей) 1711 г. Создан Сенат, ведавший отныне законодательством и делами управления 1718-1720 гг. -исполнительными учреждениями нового типа стали– коллегии 1721 г. - учреждение подконтрольной правительству Духовной коллегии, или Синода

Слайд 15

Областная,городская реформы и изменения в экономике.      1708–1710гг. - проведена областная реформа, разделившая страну на 8 губерний во главе с губернаторами и генерал-губернаторами, губернии были поделены на провинции, провинции на уезды. 1720 г -реформа городского управления. Были созданы по европейскому образцу Главный магистрат в столице (на правах коллегии) и магистраты в городах. Все они были призваны «размножать» торговлю и мануфактуры. 1724 год -подворное обложение крестьян заменила подушная подать приказы о строительстве железоделательных заводов и мануфактур, оружейных предприятий в Карелии и на Урале (в Олонецком крае), в Липецке, добыче цветных металлов (меди, серебра) Проведение политики протекционизма, направленной на подержание отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и меркантилизма, выражавшаяся в государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь страны и преобладании вывоза товаров из страны над возом с целью концентрации денежных средств внутри страны.

Слайд 16

Реформы в области культуры и образования        Стал отправлять молодых дворян за границу для обучения Открыл новые учебные заведения: навигацкую школу (1701), Медикохирургическое училище (1707) – будущая Военно-медицинская академия, существующая до сих пор, Морская академия (1715), Инженерная и Артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях. В 1719 г. начал действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой. Издавались буквари, учебные карты и вообще было положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию. 1708 г. реформа алфавита (замена скорописи гражданским шрифтом) содействовала распространению грамотности С 1703 г. - выход первой русской печатной газеты «Ведомости». В эпоху Петра I было возведено много зданий для государственных и культурных учреждений, архитектурный ансамбль Петергофа (Петродворца). Строились крепости (Кронштадт, Петропавловская крепость и др.), началась плановая застройка столицы (Петербург), положившая начало градостроительному планирования

1 слайд

2 слайд

Эпоха Петра I «Почва для истории великого человека есть история народа.» С.М.Соловьев.

3 слайд

План урока: 1. Личность Петра I 2. Внешняя политика Петра I 3. Внутренняя политика Петра I 4. Итоги правления Петра I Повторительно-обобщающий тест по теме: «Эпоха Петра I»

4 слайд

Личность Петра I В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра. - Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. - Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию. - «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - писал о Петре А.С.Пушкин.

5 слайд

Итак, ответьте на вопросы: 1. Каким видели Петра его современники? 2. Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления? 3. Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии?

6 слайд

7 слайд

19 августа 1700 года Россия объявляет Швеции войну. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы: 1. В чем заключалась военная реформа Петра? Как она повлияла на русскую армию? Рекрутские наборы Выпуск отечественного оружия Совершенствование организации и снабжения армии 2. Назовите основные события Северной войны и кратко их охарактеризуйте? Северная война 1700-1721 гг. Сражение у о. Гренгам Июль 1720 г Ништадский мир 30 августа 1721 г. Полтавская битва 27 июня 1709 г. Прибалтика 1710 г. Нарва 1700 г (поражение) Нотебург, Эрестфер 1701-1704 гг Гангутское сражение 27 июля 1714 г Прутский поход 1711 г. Сражение у Лесной 1708 г.

8 слайд

3. Покажите на карте основные места сражений. 4. Каковы были итоги Северной войны для России? Северная Война 1700-1721 гг.

9 слайд

№ 1 “Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”. 1. Когда были сказаны эти слова Петром? 2. В чем значение этого события? Прочитайте отрывки из документов и ответьте на поставленные вопросы: № 2 “Ее королевское величество Свейское уступает сим его царскому величеству Российского государства в совершенное вечное владение в сей войне от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии… …Сверх того его царское величество обязан быть и обещает его королевскому величеству и королевству Свейскому сумму двух миллионов ефимкою, исправно без вычета заплатить и отдать…» 1. О чем идет речь в документе? 2. В чем значение этого события?

10 слайд

Внутренняя политика Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране. 1. Как выглядело управление страной до Петра? 2. Что вы знаете о государственном устройстве страны в годы петровских реформ? 3.Какие сферы жизни страны также подверглись реформированию? Император Обер- прокурор Сенат Уезды с воеводами Синод Генерал-прокурор Губернии с губернатором 12 коллегий Провинции с воеводами Иностранная, Военная Адмиралтейская, Штатс Ревизион, Коммерц Берг, Мануфактур Камер, Вотчинная Юстиц, Главный магистрат

11 слайд

Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение: Команда № 1 Команда № 2 2. Какое значение имело создание Синода для церкви? 2. В чем заключается значение «Табели о рангах»? 3.Каковы были итоги преобразований в области управления? 1. Основание Санкт-Петербурга 2. Начало Северной войны 3. Академия наук 4. Учреждение Синода 5. «…Мать Полтавской баталии…» произошла в 1724 г. – Н 1721 г. – А 1703 г. – С 1708 г. – Т 1700 г – Е 1. Провозглашение России империей 1714 г.- Л 2. Введение нового летоисчисления 1721 г.- Л 3. Гангутское сражение 1721 г.- К 4. Ништадтский мирный договор 1700 г.- О 5. Первый Азовский поход 1699 г.- Я 6. Указ о создании российского флота 1695 г.- Е 7. Учреждение Сената 1696 г.- Г 8. Начало городской реформы 1711 г.- И

12 слайд

Экономика при Петре I Промышленность Налоги и повинности Торговля Посессионные крестьяне Экспорт/импорт Внутренний рынок и ярмарки Налоговая реформа Перепись населения - ревизия Поместье = вотчина Введение новых культур Мануфактуры

13 слайд

В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В результате экономической политики за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависела от импорта.

14 слайд

Культура в эпоху Петра I Искусство Наука и просвещение Образование Учеба дворян за границей Публичная библиотека 1714 г. Театр 1704 г. Газета «Ведомости» 1702-1703 гг. Новое Летоисчисление 1700 г. Гражданский шрифт Кунсткамера 1714 г. Академия наук 1725 г. Морское Артиллерийское Инженерное Живопись И.Никитин А.Матвеев Архитектура Б.Растрелли Д.Трезини П.Зарудный Европейская одежда Новое в быту «Ассамблеи» Этикет

15 слайд

Архитектура петровской эпохи Сухарева башня в Москве Кунсткамера Петропавловский собор Набережная р.Нева

16 слайд

Мы повторили пройденный материал по теме «Эпоха Петра I» и теперь напишем итоговый тест 1. Какая из названных реформ не является реформой, проведенной Петром I? Судебная реформа. Денежная реформа. Военная реформа. Губернская реформа. 2. Какое событие эпохи Петра I В.О.Ключевский назвал «великим кладбищем для народа»? Поражение под Нарвой. Строительство Петербурга. Подавление булавинского восстания. Прутское окружение. 3. Что предусматривал Указ о единонаследии 1714 г. Передачу царского престола по наследству. Передача поместья только одному наследнику. Избрание патриарха в России. Запрещение разводов.

17 слайд

4. Как называется проводимая Петром I экономическая политика, характеризовавшаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь страны? Политика капитализма. Политика протекционизма. Политика меркантилизма. Политика «открытых дверей». 5. Укажите какие события связаны с Азовскими походами Петра I 1695 и 1696 гг.: взятие Азова начало кораблестроения в Воронеже набор в армию крестьян и холопов походы В.В.Голицына в Крым Бахчисарайский русско-турецкий мир 6. Введенная Петром I рекрутская система формирования армии предусматривала: принудительный набор солдат от определенного количества дворов пожизненную службу в армии 25-летнюю службу в армии набор в армию «охочих» людей комплектование армии из поместного ополчения

18 слайд

7. Укажите соответствие между именами сподвижников Петра I и родом их деятельности: 8. Установите соответствие между событиями эпохи Петра I и их датировками: 9. Установите соответствие между нововведениями Петра I в сфере культуры и их датировками: П.И.Ягужинский Генерал-прокурор Сената П.А.Толстой Дипломат, глава Тайной канцелярии Б.П.Шереметев Полководец, фельдмаршал Ф.Ю.Ромодановский Глава Преображенского приказа Мятеж стрелецких полков 1698 г. Астраханское восстание 1705-1706 гг. Восстание Кондрата Булавина 1707-1708 гг. «Дело» царевича Алексея 1718 г. Введение юлианского календаря 1700 г. Введение нового гражданского шрифта 1708 г. Создание Кунсткамеры 1719 г. Открытие Академии наук 1725 г.

19 слайд

10. Выберите государственные реформы, проведенные Петром I 1. Учреждение Боярской Думы 2. Организация коллегий 3. Роспуск магистратов 4. Создание Сената 5. Введение губернского административного деления 6. Уничтожение Синода 7. Провозглашение империи 8. Уничтожение патриаршества 11. Выделите обычаи, введенные Петром I 1. Празднование Нового года 1 января 2. Летоисчисление с сотворения мира 3. Летоисчисление с рождения с рождения Иисуса Христа 4. Короткий кафтан 5. Проведение ассамблей 6. Празднование Нового года с 1 сентября 7. Длинные рукава у одежды 8. Обязательность бороды

20 слайд

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключении урока мне хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I , произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: Итог урока «То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».

21 слайд

22 слайд

Дидактические и методические цели Форма урока: в интерактивной форме; с использованием инновационных информационных технологий: компьютер, мультипроектор, интерактивная доска. Задачи урока: Урок проводится в завершении изучения темы “Эпоха Петра Великого” как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации. Интерактивная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы в изучении темы “Эпоха Петра I”, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.

23 слайд

I. Образовательные цели. Объяснить учащимся, что: - эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития; - значение петровских преобразований для страны огромно: реформы в управлении государством, промышленности, экономике, церкви, культуре изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами; - после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия; - огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны. II. Воспитательные цели. Используя материал

Cлайд 1

Эпоха Петра Первого Эпоха коренного перелома Авторы - учащиеся 10 В класса Исследовательская группа «Летописцы»

Cлайд 2

План исследования 1. Политический портрет Петра Первого 2. Внутренняя политика. 3. Внешняя политика. 4. «Культурная революция» 5. Итоги правления – петровские преобразования: модернизация или ошибка.

Cлайд 3

Цель исследования Рассмотреть весь спектр преобразования Петра Великого, для того чтобы сделать вывод о возможной необходимости столь радикальных перемен в жизни общества и государсвта.

Cлайд 4

Политический портрет Петра Первого. . 30 мая 1672 г. – 28 января 1725 г.- годы жизни Петра Первого. 1682 -1725 гг. -правление Петра Великого. 1696 – 1698 гг.-Великое посольство в Западную Европу.

Cлайд 5

Внутренняя политика Причины реформ: 1.Социально-экономическое, политическое и культурное Отставание России от Запад- ной Европы. 2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости. РЕФОРМЫ 1.Государственного аппарата управления. 2.Экономические преобразования.

Cлайд 6

Внешняя политика. З А Д А Ч И 1.Борьба с Крымским ханством и завоевание выхода в 2. Борьба за выход в Балтийс- кое море. Азовское и Черное моря. 1695 – 1696 гг.-Азовские походы. 1700 – 1725 гг. – Северная война. 27 июня 1709 г. - Полтавская битва.

Cлайд 7

«Культурная революция» 1702г. – была оборудована первая обсерватория. 1725г. – начались регулярные метереологические исследования Создание системы образования. 1719г. – создание Кунсткамеры. Усиление светских начал в культуре.

Cлайд 8

Итоги правления. Улучшение международного положения. Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Становление абсолютной монархии в России. Подчинение церкви государству. Ускорение темпов социально – экономического и культурного развития России.

Источники информации Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.,1994г. Павленко Н.И. Петр Великий. М.,1989г. Буганов В.И. Петр великий и его время. М.,1989г. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Сост. Орлов А.С. М.,1999г. http://www.kunstkamera.ru/rightl.html http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.html http://www.viperson.ru/wind.php?ID=212131&soch=1 http://pages.nov.ru/Russian/History/hist2.html