Толкование гексаграммы 6 отношения. Без конфликтов не бывает серьезных достижений, а тем более прорывов

Гексаграмма 6 указывает на подходящее время, чтобы четко выразить свое мнение, при этом нет надобности в агрессивных действиях. В случае если не представляется возможности одержать победу в споре, лучшим решением будет уладить конфликт, либо найти способ ухода от него. Следует сохранять спокойствие и умиротворение, помня о том, что в сложившейся ситуации присутствует связь с духовными силами.

Самое главное это придерживаться золотой середины. Не позволяйте чувствам страсти и гнева завладеть вами. Это станет открытием пути (обретение счастья).

Размолвка и усугубление конфликтного положения закроют путь (бедствие). Направьте усилия на поиск людей, которые смогут оказать на вас положительное влияние. Очень важно осознать величие в себе. Это будет весьма полезным и откроет дорогу к просветлению.

Еще не пришло время для новых начинаний и установки определенной цели, требующей многих усилий и серьезных шагов. Сейчас окружение слишком наполнено противоречивыми движениями. Данное время не расположено к гармонии, идет спор между людьми и идеями.

Нет смысла в попытках свести все воедино. Небеса готовят нечто новое. Выражайте свою точку зрения и наблюдайте, что из этого выйдет. При необходимости следует иметь готовность к компромиссу либо к отступлению.

Толкование рисунка к гексаграмме 6

Согласно китайской традиции, 64 гексаграммы иллюстрированы, изображенные символы дополняют толкование гексаграмм.

1. 2 китайских иероглифа О (коу), Э (шэ) говорят о том, что проблемы могут возникнуть из-за беззаботных разговоров.

2. Тигр, который спит у подножия горы рассазывает о том, что пришло время для принятия мер, которые помогут не допустить паники и не предаться безумству.

3. Документ в облаках символизирует нечто, что можно видеть, но нет возможности приблизиться.

4. Человек, изображенный около тигра, несет значение предостережения для гадающего, следует быть весьма бдительным.

Толкование гексаграммы согласно Вэнь-вану

Тяжба. Вы имеете только хорошие намерения, однако существует противодействие с чьей-то стороны. Остановка на половине пути приведет к удаче, а прорыв вперед - к беде. Подходящее время для свидания с важной персоной. Неблагоприятное время, чтобы пересекать великую реку.

Указания к толкованию

1. Эта гексаграмма относится к февральским. В летнее и осеннее время она положительна, в зимний и весенний периоды – отрицательна.

2. Следует рассчитывать и строить планы наперед, а также принимать меры против неприятностей.

3. В тяжбе нет победителей.

Значение отдельных яо согласно Чжоу-гуну

Первое яо

Начальная шестерка. Если не провоцировать конфликт, следует ожидать критики, но в итоге все закончится хорошо.

1. Самое эффективное решение спора – это забыть о том, что стало предметом конфликта.

2. Возможна потеря денежных средств.

3. Излишняя расточительность в деталях мешает выдающимся начинаниям.

Второе яо

Девятка вторая. Человек принимает решение не вступать в конфликт, так как это неразумно, смиряется с поражением и направляется домой. Триста домов его родного города получают защиту от бедствия.

1. Беззаботные разговоры могут привести к проблемам.

2. Своевременное отступление может предотвратить негативные последствия.

3. После апреля – отрицательное предвестие.

Третье яо

Шестерка третья. Исследование добродетели прошлого будет способствовать стойкости. Существует вероятность опасности, однако в результате ждет удача. Если представится возможность нести службу при царе, не тратьте усилия на поиски заметного поста.

1. Это предупреждение об опасности, она может возникнуть из-за чрезмерной вспыльчивости.

2. Не поддавайтесь на провокационные действия окружающих.

3. Скромный будет вознагражден выгодой, а гордый наказан неудачей.

Четвертое яо

Девятка четвертая. Человек сдается, уходит от спора и смиряется с тем, что предлагает провидение. Он меняет своё отношение к жизни и чувствует умиротворение от упорства при хорошей работе. Ожидает удача.

1. Удовлетворенность принесет счастье.

2. Следование добрым намерениям послужит созданию хороших условий.

3. Не стройте планов по выдвижению своей кандидатуры на выборах.

Пятое яо

Девятка пятая. Судебный процесс – большая удача.

1. Обретение желаемого.

2. Предпринимайте действия тогда, когда представляется возможность.

3. Подходящее время, чтобы заняться поиском спутника жизни.

Шестое яо

Верхняя девятка. Даже в случае, когда человек внезапно удостоится почетного пояса, к полудню его сорвут трижды.

1. Сложная работа, которая не принесет плодов.

2. Торжество не подтверждается реальностью.

3. Обретенное не покроет потерянного.

Следует учитывать, что ицзин гексаграмма отличается своеобразной трактовкой, нацеленной скорее на интуитивное, тонкое восприятие Книги Перемен.

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №6

Сун. Суд (Тяжба)

Ожидание небесполезно. Оно именно может и должно быть наполнено самопроверкой. Конечно, она является временным отходом от внешнего мира и погружением в себя. Такое расхождение внешнего и внутреннего выражено даже в символике гексаграммы. Здесь наверху, во внешнем – Небо (Творчество), а внизу, внутри – Вода (Опасность). Сущность неба – в его стремлении возвышаться, так же как сущность воды – в ее стремлении течь вниз. Между ними – конфликт, тяжба, т.е. суд. Но вода отражает в себе творческое небо, она пронизана его силами. Это выражено и в триграмме воды, где световая черта погружена в середину двух теневых черт. Бдительное сохранение во внутреннем этой отраженной сущности неба приводит к гармоническому единению с ним. Но всякое чрезмерное доведение дела до конца и здесь пагубно, ибо выявится до конца сущность воды, тяготеющая вниз и отдаляющая от неба. Наоборот, если не поддаваться ее тяготению, а взирать на небо как на высший человеческий идеал творчества, если свидеться с великим человеком, то будет благополучие, и обратно: его не будет, если ринуться самостоятельно в поток жизни. В пути познания дело обстоит здесь так же. Должно быть произнесено суждение о соотношении уже известного и вновь приобретенного опыта. В этом суждении – суд над ошибками как прошлого, так и нового опыта. Такой суд имеет не только отрицательную сторону осуждения, но (едва ли не в большей степени) и положительную сторону суждения об ошибках и освобождения от них. Тем более, что в данной сфере это суд человека над самим собой – суд лучшего, что есть в человеке, над его ошибками и упущениями, суд творчества над пассивной косностью и преодоление ее. Это все сконденсировано в следующем тексте:

Суд.
Обладателю правды – препятствие.
Бдительность и уравновешенность – к счастью.
Крайности – к несчастью.
Благоприятно свидеться с великим человеком.
Не благоприятен брод через великую реку.

1. Все дурное в начале возникновения еще не обладает достаточно большой силой сопротивления, чтобы считать его неустранимым. На первой ступени "суда" оно символизировано слабой чертой, податливый характер которой указывает на легкую возможность преодоления зла, т.е. того, что здесь подлежит осуждению. Самое большое, по поводу него могут возникнуть незначительные толки и прения, но в конечном счете дело будет исправлено хотя бы одним своевременным раскаянием. В тексте читаем:

В начале слабая черта.
Не вечно то, о чем идет дело.
Будут небольшие толки.
В конце концов – счастье.

2. Не одолев зла вовремя, мы на следующей ступени даем ему возможность окрепнуть настолько, что оно уже довлеет над нами. Оно гонит нас и понуждает к суду, но суд этот не будет для нас на пользу, но может быть лишь в осуждение. Судясь, мы сами на себя накличем беду. Здесь лучше отказаться от суда и хотя бы с полдороги вернуться и скрыться у себя дома; лучше вернуться даже в незначительные свои владения, чем в тяжбе гнаться за чем-то большим. – Так и в познании в аналогичных условиях бывает предпочтительнее вернуться к незначительному, но вполне освоенному опыту, чем, сбившись с правого пути, стремиться к стяжанию все новых и новых познаний, остающихся совершенно внешними и не осваиваемыми. Допустив ошибку, необходимо отказаться от того, чтобы произнести конечное суждение. Надо вернуться к исходной точке и исправить допущенную погрешность и лишь после этого двигаться дальше. В тексте это выражено в следующем совете:

Сильная черта на втором [месте].
[Пусть он] вернется и скроется в своем поселении из трехсот дворов.
[Тогда] не будет беды, [вызванной им самим].

3. Невозможность движения изнутри вовне уже в самой гексаграмме указана ясно: во внешнем стоит творческая сила, против которой не может устоять внутренний мир, находящийся в состоянии опасности. Над последним здесь произносится суд. Эта невозможность движения вперед в момент кризиса (третья позиция) выступает особенно отчетливо, ибо эта позиция – момент перехода от внутреннего к внешнему. Конечно, всякий отказ от новых познаний, от движения вперед, всякое стойкое пребывание на месте опасно, но здесь оно лишь в состоянии привести к счастливому исходу. Здесь человек не может действовать самостоятельно ради новых достижений. Лишь достигнутое встарь может здесь поддержать человека. Но подлинный вождь человечества является и самым совершенным носителем того, что было достигнуто встарь. Поэтому, следуя за ним, еще возможно действовать, только даже при таком действии ничего не достичь ради себя. Человек здесь подобен вьющемуся растению, которое при поддержке высокого и крепкого дерева может подняться на большую высоту. Но это, конечно, не собственная возможность подъема на высоту. – Так же и в познании: в момент кризиса отношения субъекта к объекту
первый не в состоянии выработать методологию познания ad hoc и вынужден пользоваться прежде выработанной методологией. (Не следует, однако, упускать из виду то, что данное положение является лишь частным случаем и совсем не выражает общих гносеологических воззрений нашего памятника. Здесь имеется в виду лишь конкретная возможность, характерная для данной ситуации в процессе познания. – Ю.Щ.) В тексте это зашифровано в следующие слова:

Слабая черта на третьем [месте].
Кормись от достигнутого встарь.
Стойкость опасна, [но], в конце концов, будет счастье.
Может быть, следуя за вождем, будешь действовать,
[но ничего] не совершишь [сам].

4. Влияние кризиса еще продолжается и на данной позиции, и здесь человек тоже не в состоянии совладать с собою и доводит дело до суда. Но данная позиция уже включена в триграмму Творчество, т.е. здесь человек обладает творческой мощью, благодаря которой он может все свои поступки исправить и вернуться в состояние невиновности, соответствующее замыслу рока. Поняв его, человек может достичь полного и совершенного примирения со своей судьбой. Стойко сохраняя эту примиренность, он вступает в мир как гармонически входящая в него часть. Опять-таки не следует полагать, что здесь дана раз и навсегда общая установка. Дело идет о специфических условиях одного из моментов "суда", причем "суд" этот теперь рассматривается с точки зрения судящего (верхняя триграмма). С этой точки зрения суд не наказание, а исправление ради торжества необходимости закона судеб. Необходимо торжество истины над временной и кажущейся правильностью. Именно восстановление истины и имеется здесь в виду. В тексте это выражено так:

Сильная черта на четвертом [месте].
Не одолевший [себя идет на] суд.
[Пусть он] обратится и воссоединит [себя] с судьбою,
[и в этой] перемене [да обретет он] умиротворение.
Стойкость – к счастью.

5. С точки зрения произносящего приговор суда, суд – это главное и совершенное познание, очищение и исправление проступка. С высоты этого действия не может быть упущено из виду ни одно дурное дело. Познается все, что не является благим. А раз оно познано в характеристике, то оно уже не будет больше совершаться. Так восстанавливается полная невиновность, то изначальное состояние гармонии, которое было до первых причин преступления. Его больше нет, как его не было до его замысла. Поэтому и текст здесь лаконичен:

Сильная черта на пятом [месте].
Суд.
Изначальное счастье.

6. Искупление проступка в осуждении не должно приводить человека к легкомысленному отношению к возможности искупить проступок. В противном случае это будет переразвитием искупления, которое описывается в шестом отделе данной гексаграммы. Здесь речь идет о таком легком отношении к прощению. Человек может быть прощен, но он снова совершает проступок, рассчитывая на новое раскаяние и искупление. Если на предыдущей ступени речь была о полном и совершенном исправлении, то здесь – переразвитие, все вновь и вновь возникающее исправление проступков, совершаемых снова и снова. (Текст здесь облекает эти мысли в образы, понятные и без объяснения, но полные специфики жизни придворных феодалов древнего Китая. – Ю.Щ.)

Наверху сильная черта.
Может быть, тебя пожалуют парадным поясом,
[но] до конца аудиенции [ты] трижды порвешь его.

Гексаграмма Сунн принадлежит к тем символом, выполнять советы которых людям тяжелее всего. В данном случае речь идет о том, что необходимо проявить терпимость к тем, кто не разделяет ваши взгляды на жизнь. А это в большинстве случаев сложно, поскольку наша природа такова, что все не созвучное нам воспринимается враждебно. Но если не проявить уважения к чужому мнению, то дальнейшие события будут разворачиваться в негативном ключе.

Первое, на что стоит обратить внимание, когда перед вами предстает гексаграмма Сунн – это собственное эго. Очень часто мы не замечаем его, называя своей личностью. Но на самом деле не так: каждый индивид богаче, чем его эго, ибо мы также еще и чувствуем, и мыслим. А функция эго – защищать нас. И вот сейчас наступает тот момент, когда необходимо понять, что эго не только защищает от всего враждебного, но и от того, что могло бы сделать жизнь более разнообразной и радостной. А для этого необходимо на какое-то время перестать мыслить в категориях войны – «свой» и «чужой». Нужно попробовать в окружающем мире заметить еще что-то. И ключом к такому поведению является терпимость. Не спешите сразу враждебно относиться к тому, что «подкинет» вам судьба, умерьте пыл и попытайтесь разобраться в своих мыслях и эмоциях. И тогда обнаружите массу вариантов легкого решения тех проблем, которые вас давно беспокоят.

Гексаграмма Сунн предупреждает о том, что в самое ближайшее время вы можете оказаться в центре тяжелого конфликта, выбраться из которого стандартными действиями (ответным раздражением) не сможете. Придется проявить чудеса дипломатичности. И главное тут – ни в коем случае не попадаться на провокации, не спешить доказывать правоту, а позволить ситуации немного развернуться, так сказать, естественным путем и только потом уже вносить коррективы.

Как уже говорилось выше, очень важно не поддаваться на провокации, причем не столько со стороны окружающих людей, но и со стороны собственных слабостей, капризов и недостатков. Ибо именно сейчас они активизируются как никогда. И самое печальное – вряд ли вы будете к этому полностью готовы, поскольку конфликт или ряд конфликтов может разворачиваться таким образом, что затронет самые больные места. Поэтому, чтобы не усугублять ситуацию, стоит заранее распланировать стратегию «отхода», то есть то, что вы будете делать, чтобы поддерживать себя в равновесии, в спокойствии или при случае быстро восстанавливать эмоциональное равновесие.


Когда ссорятся братья, не иди к ним и не пытайся их рассудить. Стой в стороне и не вмешивайся в их дела. Родные братья снова помирятся, а тебя возненавидят в сердце своем.
Менандр

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.
ГУА НИЖНИЙ, КАНЬ. ВОДА. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.

Ключевые слова

Ссора. Конфликт. Разборка.

Объяснение структуры

Не доверяй простодушно, будь насторожен, особенно в трудных условиях. Не замахивайся на Соломоновы решения, это - прерогатива Соломонов. Ожидай долгих неприятностей.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, КАНЬ. ВОДА. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.

НИЖНИЙ ИНЬ.

Не будь консервативен и зациклен, ищи новые методы и средства для разрешения конфликта, снятия напряженности. Все меняется в этом мире, и как смотрел в корень великий царь народа иудеев Соломон, третий царь Израиля: "Все проходит, и это пройдет!" - так и ты не думай, что вражда будет вечной. В улаживании тяжб и преодолении тягот начинай с малого. От резей в желудке не принимай молотое стекло. Не затягивай неприятности, ищи пути выхода из них.

ВТОРОЙ ЯН.

Иногда лучше уйти в тень от неприятностей, переждать их. Ты в невыгодной, проигрышной позиции, но это временное явление. Не усугубляй страдание, лучше отмолчись, исчезни. Лучи Солнца могут сжечь тебя, укройся от них.

ТРЕТИЙ ИНЬ.

Пережди, будь в укрытии как можно более долго, и ты увидишь, что это для тебя - благо. Подчинись высшему - силе закона, логике, здравому смыслу. Признай свои ошибки.

ГУА ВЕРХНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЯН.

Умеренность поможет, но от судьбы не уйдешь, к ней вновь вернешься.

ПЯТЫЙ ЯН.

От умеренности достигнешь спокойствия и счастья. Тяжба, ссоры прекратятся.

ВЕРХНИЙ ЯН.

Но не уповай, что так будет вечно. Еще сегодня твою награду, полученную днем, могут отобрать вечером. Будь спокоен. Отличий недостаточно для подлинного почитания и побед над собственным "я".

Главное в гуа

При приближении тяжб, ссор будь наготове, будь благоразумен.

Основной тезис

Не нарушай заповедей и обетов, сдаваясь на милость судьбы.

Береги глаза, не ослепни от заблуждений. Предупреждай конфликты в зародыше.

Прорицательный аспект

При выпадении знака СУН ожидай периода напряженности в отношениях с другими людьми, чаще всего негатив возможен в отношениях с родственниками и начальством.

Будь осторожен, как лис, - следи за ситуацией.
Соблюдай выдержку, спокойствие, не лезь на рожон.
Доверяй противнику - возможно, он в чем-то прав.
Не плюй против ветра - вернется рикошетом тебе в лицо.
Старайся урегулировать конфликты любого рода, стремись к примирению.
Если можно, скройся от недоброжелателей, дай им время понять, насколько они не правы.
В примирении не уповай на высокую милость, ибо можешь снова потерять.
Что бы ни случилось, твердо стой на позиции справедливости и избегай ненависти к своим врагам. Ударили по правой щеке, подставь левую.

Знак неожиданно неоднозначный: Небо вверху, Вода внизу, и ей никогда не подняться. Трудности, очень важны внутризнаковые связи.

Соответствие с Таро

В Таро, как правило, обострения отношений на всех уровнях описывается мастью мечей. Ссоры, конфликты, тяжбы - также. Но в случае знака Сун все не так однозначно. Вообще, если говорить о какой-то одной карте Таро, которую можно поставить в соответствие этому знаку, то это был бы, без сомнения, Рыцарь Мечей, Северный ветер. Но, учитывая связи между уровнями, реальное положение вещей применительно к этому знаку будет достаточно сложным и не таким однозначным.

Продолжительная ТЯЖБА всколыхнет толпы. Принимают это посредством знака СЕДЬМОГО, ШИ, ВОЙСКО. Печаль омрачает чело...

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Осторожность, опасность, неисполнение. Конфликты, затрудняющие продвижение дел, охлаждают пыл. Виноваты не только все те, кто рядом. Ищи в себе. Политическая борьба обречена на провал. Неготовность, незрелость, амбициозность. Но это даже к лучшему. Не строите воздушных замков. Возможно даже снятие с высокой должности, но во благо пострадавшему.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Бизнес, дела денежные также "тормозятся" из-за разногласия сторон. Следует искать консенсус, компромисс. Открывать новые предприятия не показано, много противников. Прибыль ничтожна.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Любовные отношения не складываются, в семье - разлад, возможен развод. Виновата, как правило, женщина - Инь, которая, страдая амбициозностью, старается взять верх.

4. Межличностные отношения.

Межличностные отношения не складываются, хотя друзья остаются верными.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Ухудшение здоровья, состояния нервной системы. Вегетососудистая дистония.

6. Тенденция.

Налаживание отношений с миром бытия во всех аспектах. 

АРКАН XX, СУД. ДЕВЯТКА ЖЕЗЛОВ

Арканы уменьшения позитива, Арканы с маленьким модулем, "двойки", что означает трудности, которые требуют преодоления, во всех сферах жизни.

Кармический "уклон" характеризует Аркан XX, Суд.

Преодолеть негативные тенденции в данной ситуации можно, отрабатывая свои кармические долги. Упорно противостоять неприятностям, культивировать в себе желание улучшить мир, в котором живете, и самих себя. Разумность и выдержка - главные орудия и в борьбе с кармическими негативами. Помогите кому-то от всей души, позаботьтесь о престарелых родственниках, пожертвуйте на благотворительность.

Вера Склярова. Карточный канон "И-Цзин"


АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ


Вы ощущаете дисгармонию. Назревает конфликт. Ведите себя скромно и сдержанно; если Вам бросают перчатку, не поднимайте ее. Постарайтесь умерить и свои требования, не пускайтесь ни в какие предприятия в одиночку, пока обстоятельства не изменятся к лучшему. Напротив, примите участие в совместной с кем-либо работе. Пусть все идет своим порядком, тогда и наступит мир и покой, и Вы лишний раз убедитесь в том, что жизненные проблемы не только удручают, но и учат.

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ

для большей информации наведи мышку на название гексаграммы

№ 6 – Сун. Тяжба

[Обладателю правды – препятствие. С трепетом блюди середину! Крайность – к несчастью. Благоприятно свидание с великим человеком. Не благоприятен брод через великую реку]

I. В начале шестерка.
Твои проблемы (действия) не вечны.
– Будут незначительные разговоры, а, в конце концов, счастье.

II. Девятка вторая.
Если не одолеешь в тяжбе.
– Поверни – и беги! Скройся в своем поселении из трехсот дворов, тогда не будет беды.

III. Шестерка третья.
Кормись от того, что приобрел ранее.
– Стойкость ужасна, но если будешь стойким в опасности, – в конце концов, будет счастье.
Пожалуй следуй за вождем, но без того, чтобы совершать что-либо самому.

IV. Девятка четвертая,
Не одолеешь в тяжбе. Если опять подчинишься приказу, то [положение] изменится.
– [Будешь спокоен в стойкости – будет счастье].

V. Девятка пятая.
Тяжба.
– Изначальное счастье!

VI. Наверху девятка.
Быть может, будешь пожалован парадным поясом, но до конца утреннего приема тебе трижды порвут его.

НАЗВАНИЕ

Сун (Тяжба): дискутировать, отстаивать свою точку зрения, требовать правосудия, выступать перед лицом судьи или правителя; подавать жалобу, начинать судебную тяжбу; споры, пререкания, дискуссии; поправлять, выговаривать, выносить суждение, разрешать конфликт. Иероглиф изображает знак государственного чиновника и подразумевает обращение к власти.


ОБРАЗНЫЙ РЯД

Это время для ясного выражения своей точки зрения без необходимости предпринимать агрессивные действия. Если Вы не можете победить в споре, постарайтесь разрешить конфликт или уйти от него. Поскольку в ситуации есть связь с духами, Вам не следует тревожиться. Прежде всего, соблюдайте золотую середину. Не поддавайтесь гневу или страсти. Это откроет путь (счастье). Ужесточение спора и разлад закрывают путь (несчастье). Ищите людей, чье влияние может помочь Вам. Осознавайте величие в себе. Это принесет пользу и просветление. Сейчас не время начинать новый проект или вступать в реку жизни с определенной целью. Вокруг слишком много противоречивых движений. Время не располагает к гармонии, люди и идеи спорят друг с другом. Не пытайтесь сводить все воедино. Небо готовит что-то новое. Выражайте свои взгляды и смотрите, к чему это приведет. Если необходимо, будьте готовы к компромиссу или отступлению.