Упражнения для развития памяти pdf. Александр Романович Лурия – психолог, основатель нейропсихологии в России

Джошуа Фоер, победитель Чемпионата США по памяти, рассказывает о том, как он тренировал свою память в течение целого года. Его книга хороша не только тем, что в ней изложено множество популярных мнемонических методик - от ассоциативных связей до . В ней в доступной, увлекательной форме объясняются принципы работы нашего мозга и выводы передовых научных исследований. Кроме того, есть много интересных исторических отсылок.

2. «Думай как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее», Барбара Оакли

Хотя в первую очередь эта книга о математике и особенностях математического мышления, из неё вы узнаете много секретов эффективного обучения. Суть методики, которую предлагает Оакли, заключается в том, что нужно прийти к пониманию предмета. Если вы что-то сумели понять, то и запомнить это вам не составит труда. С этой книгой вы научите свой мозг осваивать новые, даже самые сложные области знания.

3. «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное», Кристин Лоберг, Майк Байстер

Упражнения из этой книги нацелены на тренировку изобретательности и внимательности, умения быстро принимать решения и производить хорошее впечатление на окружающих. Хорошая - приятное дополнение к этому списку. Отличное руководство для работы над собой и развития умственных способностей.

4. «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти», Нил Барнард

Барнард предлагает методику, чтобы эффективно использовать возможности своего мозга и избежать проблем с памятью в старости. Она включает три компонента:

  1. , чтобы мозг получал все необходимые полезные вещества.
  2. Упражнения для ума, чтобы укрепить нейронные связи.
  3. Устранение потенциальных физических угроз (нарушений сна, заболеваний, некоторых медицинских препаратов, которые могут оказать негативное воздействие).

5. «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти», Анхельс Наварро

Психолог Анхельс Наварро собрала упражнения, которые улучшают концентрацию и внимательность, учат мыслить более креативно. К тому же, все упражнения разделены по уровням, чтобы вы могли постепенно переходить от простых головоломок к самым сложным. Подача в игровой форме не даёт заскучать и задействует воображение.

6. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти», Гарри Лорейн, Джерри Лукас

Основной метод для развития памяти, который рекомендуют авторы, - ассоциации. Остальные техники так или иначе связаны с ними. Они научат вас запоминать всё подряд: длинные слова и абстрактные понятия, списки дел и покупок, речи выступлений и тексты лекций, имена и лица людей, номера телефонов, даты, многозначные числа.

7. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев

Артур Думчев, автор этой книги, помнит число Пи до 22 528 знаков после запятой. В своей книге он делится техниками по развитию памяти, которыми пользуется сам, чтобы быстро запоминать большие объёмы информации, решать в уме сложные задачи и заучивать наизусть длинные ряды цифр.

В этом издании уклон на практическую работу с читателем. Предлагаются конкретные приёмы с понятными примерами, алгоритмами выполнения и пояснениями.

8. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп

Книга тренера и консультанта по саморазвитию Роджера Сайпа посвящена широкому кругу вопросов, связанных с ускоренным обучением: развитию памяти и интеллекта, и управлению энергией, расстановке приоритетов и тайм-менеджменту.

9. «Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга», Лоренс Кац, Мэннинг Рубин

Психологи Кац и Рубин доказали, что выполнение однотипных, скучных дел день за днём приводит к ухудшению памяти и снижению умственных способностей. Решение проблемы простое и очевидное: нужно добавить разнообразия в привычную рутину.

Вам предстоит научиться выполнять необычным способом обычные действия: делать всё с закрытыми глазами, управляться левой рукой вместо правой, добираться новыми маршрутами. Эти забавные опыты помогают поддерживать жизнедеятельность клеток мозга.

10. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк

В основе книги простая идея - ошибаться можно, и это нормально. Гибкий подход, который пропагандирует Дуэк, это установка на рост: планомерно работая над собой, вы сможете развить любые свои качества. В том числе и память.

Книга Дуэк - это заряд мотивации, который поможет вам становиться лучше и прийти к пониманию, что любой недостаток можно превратить в вашу сильную сторону.

10 лучших книг по развитии памяти

1. Наталья Грейс. "Как Помочь Себе Самому (КПСС). Приемы развития памяти, внимания и речи"

Хотите, чтобы вас услышали?!

Хотите, чтобы вам повезло в бизнесе и в личной жизни?!

Хотите, чтобы за вашей спиной выросли крылья успеха?!

Тогда считайте, что вы уже начали двигаться к цели, так как держите в руках эту уникальную книгу. Это не классический учебник, но все же учебник, притом вовсе не скучный. Изложенные в нем методики эффективны и просты. Изучив их, вы не только получите удовольствие, но и научитесь управлять своей речью, а значит, жизнью и людьми. И вырастут у вас крылья, и пойдете вы по жизни легко, а все вокруг будут улыбаться и говорить о вас: "Харизма!!!"

Эта книга станет для вас золотым ключиком в мир успеха.

А вы знаете что это очень трудоемкий процесс. Роскошную фотокнигу, сделанную именно для Вас, хочется брать в руки, детально рассматривать, вглядываясь в каждую мелочь на дорогих сердцу снимках, показывать другим. Такова человеческая сущность - мы любим красивые, качественные вещи.

2. Юрий Пугач. "Развитие памяти. Система приемов"

Настоящая книга научит быстро и четко обрабатывать поступающую информацию и ориентироваться в обстановке, учитывать неожиданно возникающие факторы, влияющие на принятие решения.

3. Тони Бьюзен. "Руководство по развитию памяти и интеллекта"

4. Гарри Лорейн. "Развитие памяти и способности концентрироваться"

Как известно, большинство людей лишь на 8-10 процентов использует ресурсы своего мозга. Гарри Лорейн разработал систему развития ментальных способностей, которая позволяет задействовать остальные 90 процентов. Освоив ее, Вы на все сто включите в работу логику, рационализм, наблюдательность, внимание, концентрацию, память, креативность, воображение...

В результате сможете отправить в мусорную корзину свой органайзер - за ненадобностью. Вам не придется делать заметки, чтобы запоминать факты, цифры и имена, Вы с легкостью будете удерживать в памяти списки предстоящих дел, тексты выступлений и даже номера телефонов, научитесь эффективно распоряжаться временем, систематизировать информацию и планировать текущую деятельность.

Автор этой оригинальной системы уверен: избежать хаоса в бизнесе, личных отношениях и в любой другой сфере Вам поможет только одно - организованность, и если Вы организуете свой разум, то сумеете привести в порядок свою жизнь - а именно этой цели служит книга, которую Вы держите в руках.

5. Джон Богосиан Арден. "Развитие памяти для "чайников"

Итак, вы хотите улучшить свою память. Универсального метода улучшения памяти не существует. С увеличением количества изученных и отработанных способов, используемых для облегчения запоминания, будут улучшаться и свойства вашей памяти. Работа по улучшению памяти приносит свои плоды людям самых различных возрастных категорий, начиная со студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче экзаменов, и заканчивая беззаботными пенсионерами, которые занимаются этим впервые. Улучшить память может практически каждый человек, независимо от того, где он работает, и чем занимается. О способах, используемых для улучшения памяти, и идет речь в этой книге.

6. И. Ю. Матюгин, Е. И. Чакаберия, И. К. Рыбникова, Т. Б. Слоненко, Т. Н. Мазина "Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения"

Том 1. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.

Книга поможет научиться запоминать телефоны, исторические даты, номера машин; в абстрактных цифрах видеть животных и птиц, овощи и фрукты; находить сравнение с людьми. По методике, изложенной в этой книге, занималась Вика Рыбникова - призер международных соревнований по развитию памяти (Япония, 1993 г.). Книга содержит большое приложение. Детям и взрослым понравится способ запоминания телефонов с помощью басен и песен.

Том 2. Зрительная, тактильная, обонятельная память.

"Зрительная память" содержит игры, которые можно давать с пятилетнего возраста. Большое приложение к играм позволит проводить занятия в течение года. "Тактильная память" - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Игры научат определять "шероховатость" голоса, вспоминать вещи, до которых вы дотрагивались в течение дня. "Обонятельная память" научит подбирать, какому человеку, какой запах больше подходит, овладеть древним магическим приемом управления настроением с помощью запахов.

Адресуется практическим психологам, педагогам, родителям, детям.

7. Рюта Кавашима. "Японская система развития интеллекта и памяти. Программа "60 дней"

Обрести и сохранить здоровый, молодой, великолепно функционирующий мозг представляется чрезвычайно трудной задачей, а между тем это намного проще, чем кажется. Перед вами специальная 60-дневная программа выдающегося японского невролога, профессора Рюты Кавашимы, по которой уже тренируются более 2000000 людей. Теперь она поможет и вам!

8. Николай Хорошевский. "Современные методы развития памяти и мышления"

Память - Великая и Коварная. Великая потому, что ее подлинная суть и резервы неведомы, а Коварная потому, что подводит, сопротивляется и даже саботирует свою работу, если человек не умеет с ней правильно обращаться. Хитрая и своенравная, она прекрасно знает себе цену и, прежде чем предложит услуги, потребует эту цену заплатить. Однако тот, кто вложит упорство, труд и время в знание законов и овладение ее методами, заслужит ее благосклонность.

Но чтобы добиться серьезных успехов, обилием информации нужно уметь пользоваться, заставить хорошо работать "маленькие серые клеточки" мозга.

В книге Н.И.Хорошевского "Современные методы развития памяти и мышления" рассмотрены особенности развития памяти и мышления и представлены современные методы повышения их эффективности.

9. Олег Андреев. "Техника развития памяти. Самоучитель"

Многим людям известны какие-либо приемы запоминания той или иной информации. Однако в целом эти приемы помогают человеку воспринять лишь небольшой объем информации, не развивая при этом свою память.

В книге представлены занятия по тренировке памяти, которые позволят вам в совершенстве развить те механизмы вашего мозга, которые отвечают за запоминание и хранение информации.

Вы забудете, что значит забывать!

10. Алан Бэддели. "Ваша память. Руководство по тренировке и развитию"

Путеводитель по стране памяти, в котором описан как ее общий ландшафт, так и отдельные, наиболее яркие достопримечательности и даже малодоступные, малоизученные экзотические уголки. В этой книге, написанной известнейшим экспертом с мировым именем, вы найдете последние научные данные, практические тесты и профессиональные советы по улучшению и развитию памяти. Для студентов и преподавателей, всех интересующихся проблемами психологии человека.

Джошуа Фоер, победитель Чемпионата США по памяти, рассказывает о том, как он тренировал свою память в течение целого года. Его книга хороша не только тем, что в ней изложено множество популярных мнемонических методик - от ассоциативных связей до . В ней в доступной, увлекательной форме объясняются принципы работы нашего мозга и выводы передовых научных исследований. Кроме того, есть много интересных исторических отсылок.

2. «Думай как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее», Барбара Оакли

Хотя в первую очередь эта книга о математике и особенностях математического мышления, из неё вы узнаете много секретов эффективного обучения. Суть методики, которую предлагает Оакли, заключается в том, что нужно прийти к пониманию предмета. Если вы что-то сумели понять, то и запомнить это вам не составит труда. С этой книгой вы научите свой мозг осваивать новые, даже самые сложные области знания.

3. «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное», Кристин Лоберг, Майк Байстер

Упражнения из этой книги нацелены на тренировку изобретательности и внимательности, умения быстро принимать решения и производить хорошее впечатление на окружающих. Хорошая - приятное дополнение к этому списку. Отличное руководство для работы над собой и развития умственных способностей.

4. «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти», Нил Барнард

Барнард предлагает методику, чтобы эффективно использовать возможности своего мозга и избежать проблем с памятью в старости. Она включает три компонента:

  1. , чтобы мозг получал все необходимые полезные вещества.
  2. Упражнения для ума, чтобы укрепить нейронные связи.
  3. Устранение потенциальных физических угроз (нарушений сна, заболеваний, некоторых медицинских препаратов, которые могут оказать негативное воздействие).

5. «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти», Анхельс Наварро

Психолог Анхельс Наварро собрала упражнения, которые улучшают концентрацию и внимательность, учат мыслить более креативно. К тому же, все упражнения разделены по уровням, чтобы вы могли постепенно переходить от простых головоломок к самым сложным. Подача в игровой форме не даёт заскучать и задействует воображение.

6. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти», Гарри Лорейн, Джерри Лукас

Основной метод для развития памяти, который рекомендуют авторы, - ассоциации. Остальные техники так или иначе связаны с ними. Они научат вас запоминать всё подряд: длинные слова и абстрактные понятия, списки дел и покупок, речи выступлений и тексты лекций, имена и лица людей, номера телефонов, даты, многозначные числа.

7. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев

Артур Думчев, автор этой книги, помнит число Пи до 22 528 знаков после запятой. В своей книге он делится техниками по развитию памяти, которыми пользуется сам, чтобы быстро запоминать большие объёмы информации, решать в уме сложные задачи и заучивать наизусть длинные ряды цифр.

В этом издании уклон на практическую работу с читателем. Предлагаются конкретные приёмы с понятными примерами, алгоритмами выполнения и пояснениями.

8. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп

Книга тренера и консультанта по саморазвитию Роджера Сайпа посвящена широкому кругу вопросов, связанных с ускоренным обучением: развитию памяти и интеллекта, и управлению энергией, расстановке приоритетов и тайм-менеджменту.

9. «Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга», Лоренс Кац, Мэннинг Рубин

Психологи Кац и Рубин доказали, что выполнение однотипных, скучных дел день за днём приводит к ухудшению памяти и снижению умственных способностей. Решение проблемы простое и очевидное: нужно добавить разнообразия в привычную рутину.

Вам предстоит научиться выполнять необычным способом обычные действия: делать всё с закрытыми глазами, управляться левой рукой вместо правой, добираться новыми маршрутами. Эти забавные опыты помогают поддерживать жизнедеятельность клеток мозга.

10. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк

В основе книги простая идея - ошибаться можно, и это нормально. Гибкий подход, который пропагандирует Дуэк, это установка на рост: планомерно работая над собой, вы сможете развить любые свои качества. В том числе и память.

Книга Дуэк - это заряд мотивации, который поможет вам становиться лучше и прийти к пониманию, что любой недостаток можно превратить в вашу сильную сторону.

  • 1. Ашкинезер, Е.В. Развиваемся, играя: практ. пособие / Е.В. Ашкинезер. - Мозырь. Белый Ветер, 2011. - 67с
  • 2. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. - СПб.: Питер, 2011. - 560 с.
  • 3. Белых В. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 32 с.
  • 4. Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 64 с.
  • 5. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, 2007. - 208 с.
  • 6. Бозиева С. К., Ногерова Н. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №44
  • 7. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре/ А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение. 2015. - 136с
  • 8. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - №1
  • 9. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. - М.: Попурри, 2016. - 256 с.
  • 10. Васильева, М.А., Игровая деятельность детей, как средство воспитания и пути совершенствования руководства ею/ М. А. Васильева. - М.: Просвещение. 2013. - 104с
  • 11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2001 - 247с
  • 12. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте. - М.: Говорящая книга, 2012. - 0 с.
  • 13. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Развиваем память. Для детей 4-6 лет. - М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 96 с.
  • 14. Гольдфельд, И.Л. Развитие памяти у старших дошкольников / И.Л. Гольдфельд, О.Г. Кузьмина // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. - 2012. - № 11. - С. 118-123.
  • 15. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] - Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. - 380
  • 16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2007 - 368с
  • 17. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: Сфера, 2010 - 528с.
  • 18. Земцова О. Н. Развиваем память. - СПб.: Азбука-Аттикус, Machaon, 2014. - с.
  • 19. Зинченко П.И. Вопросы психологии памяти. - М.: Наука, 2009 - 347с
  • 20. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 184с
  • 21. Истомина, З.М. Развитие памяти / З.М.Истомина. - М.: Психология, 1977.- 120 с.
  • 22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ А. Н. Леонтьев. - М. Просвещение, 2013. - 173с.
  • 23. Льери А. Где находится память? Искусство запоминать. - М.: Ломоносов, 2012. - 224 с.
  • 24. Маркова, Т.А. Актуальные проблемы педагогики игры. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/ Т. А. Маркова. - М. Педагогика, 2010. - 321с
  • 25. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 160 с.
  • 26. Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. - М.: Доброе слово, 2014. - 64 с.
  • 27. Николаева Л. Тренировка быстрого чтения и запоминания без забывания для всех возрастов. - М.: Рипол Классик, Владис, 2011. - 384с
  • 28. Репина Л. П. Феномен памяти в современном гуманитарном знании// Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2011. - №3
  • 29. Рзаева Т. Ш. Развитие и улучшение памяти// Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2013 - №2
  • 30. Романова В. А. Сборник психологических тестов - М.: Генезис, 2013 - 374с
  • 31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713с.
  • 32. Савельев А. Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования// Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2012. - №2
  • 33. Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста// Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.
  • 34. Сеченов И. М. Избранные произведения [Текст]: научное издание. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 2008. - 412 с.
  • 35. Старостина Ю. Н. Формирование произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Ю. Н. Старостина, С. Н. Архипова // Научные исследования: от теории к практике: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. -- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. -- С. 165-166.
  • 36. Терентьева Н. Память и внимание. - М.: Стрекоза, 2011. - 32 с.
  • 37. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
  • 38. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей/ А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2014. - 96с
  • 39. Федяинова А.О., Степанова Н.А. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников// Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 262-263
  • 40. Хэнкок Дж. Как тренировать память. Не думайте о памяти - лучше используйте ее на все сто! - М.: Претекст, 2013. - 288 с.
  • 41. Шупикова В. С. Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры // Концепт. - 2013. - Т. 3. - С. 1891-1895.
  • 42. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 314с

Основная литература:

    Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

    Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

    Зинченко Т.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. М., 2002.

    Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2002.

    Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

    Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. - М.: Педагогика, 1974.

    Лурия А.Р. Внимание и память. - М.,1975.

    Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. - М., 1978.

    Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: МГУ, 1976.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2002.

    Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

    Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

    Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология, вып 4. Научение и память. - М.: Прогресс, 1973.

    Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.

Дополнительная литература.

    Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М.,1973.

    Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1996.

    Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.

    Корсаков С.С. Болезненные расстройства памяти и их диагностика. М., 1980.

    Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., МГУ, 1968.

    Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1977

    Соколов Е.Н. Механизмы памяти. - М.МГУ, 1969.

    Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1926.

    Хофман И. Активность памяти. - М.: Прогресс, 1986.

    Эббингауз Г.Основы психологии. СПб., 1912.

Вопросы для самостоятельного повторения по теме:

1.Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

2.Общая характеристика системы памяти.

3. Определение памяти. Основные функции, процессы, содержания и связи памяти.

4. Явление и понятие ассоциации. Законы, условия и виды ассоциаций.

5. Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Экспериментальное исследование опосредствованного запоминания.

6. Представление о памяти в бихевиоризме.

7. Когнитивный подход к исследованию памяти: основные понятия и положения.

8. Виды, уровни и типы памяти.

9. Характеристика, задачи и установки произвольного запоминания. Понятие и источники мнемической направленности.

10. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания.

11. Кратковременная память: основные методы и результаты исследований.

12. Структура долговременной памяти. Феноменальная память. Амнезии.

Практикум по теме

Тема: «Исследование закономерностей процесса памяти »

Задание 1.

Цель задания . Изучение скорости образования и характера появляющихся ассоциаций методом предъявления ряда слов.

Необходимый материал и оборудование . Секундомер, список слов.

Ход выполнения задания . В первой части задания экспериментатор зачитывает испытуемому слова. Испытуемый должен отвечать на каждое предъявленное слово любым другим, пришедшим ему в голову. Протоколист, имея на бланке перечень предлагаемых слов и пользуясь секундомером, фиксирует время, затраченное на ответную реакцию, и ответ испытуемого. Испытуемому предъявляется 20-25 слов.

Во второй части задания испытуемому предлагаются другие слова, на которые он должен отвечать не произвольно, а соблюдая определенные условия. Например, можно предложить отвечать словом-антонимом или синонимом или словом, относящимся к раздражителю как часть к целому, как причина к следствию и т. д.

Вычисляется среднее время образования ассоциаций. При обработке результатов первой части задания полученные ассоциации классифицируются. Могут получиться следующие типы связей (характеры ассоциаций):

вид-род (стол - мебель);

часть-целое (корма - лодка);

ассоциация из той же категории (стол - стул);

предикативные (змея-ядовитая, зима - суровая);

по контрасту (черное- белое);

по элементарному определению слова-раздражителя (пение - хорошее);

по определению функции предмета (топор - рубить);

по отрицанию (щедрый - нещедрый);

по адекватности (пещера - убежище);

речедвигательные, т. е. ответ-штамп (обман - зрения);

по созвучию (топор - мотор);

по установлению причинной зависимости (боль - слезы; резать - больно).

При обработке результатов второй части задания характер ассоциаций не анализируется, поскольку он дан заранее, а основное внимание уделяется изучению связи между скоростью образования ассоциаций и их сложностью.

Задание 2.

Цель задания . Изучение непроизвольного запоминания слов, имеющих эмоциональную окраску, и нейтральных слов.

Необходимый материал . Ряд слов: мрак, мелодия, людный, грусть, страх, творчество, ритм, тревога, гнев, восторг, вопль, игра, боль, зависть, тусклый, фасон, замок, шерсть, пуговица, прическа, плоскость, стекло, пальто, береза, берег, песок, шарф, пятно.

Ход выполнения задания . Испытуемый делит чистый лист бумаги на 2 части по вертикали. Затем он прослушивает слова и записывает их следующим образом: слева пишет слова, которые, по его мнению, имеют эмоциональную окраску, справа - не имеющие эмоциональной окраски. Исписанный листок бумаги откладывается.

После этого на чистом листе, разделив его на 2 части, испытуемый воспроизводит слова, придерживаясь своего разделения на эмоциональные и неэмоциональные.

Подсчитывается записанное количество слов на первом и втором листах (эмоциональные и неэмоциональные слова подсчитываются отдельно). Затем составляется соотношение (для каждой группы слов отдельно) между количеством правильно воспроизведенных слов и общим количеством слов каждой группы. Обычно дробь для эмоциональных слов должна быть больше, чем для нейтральных.

Задание 3.

Цель задания . Исследование опосредствованного запоминания методом свободного графического ассоциирования.

Необходимый материал . Слова и словосочетания: мальчик - трус, сердитая учительница, трудная работа, развитие, ошибка, праздник, дом, ум, город, слепой музыкант, наука, подъем, движение, улица, покой.

Ход выполнения задания . А)Экспериментатор предлагает испытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосочетаний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. После окончания чтения под каждой пиктограммой (пиктограмма – образец рисуночного письма), начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение. Б) испытуемому предлагается прослушать и запомнить 15 слов и сочетаний.

Обработка данных выполненного задания : Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в первой и второй серии. Вывод должен содержать определение значения опосредованного запоминания на процесс последующего воспроизведения.

Задание 11

Цель задания . Выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Необходимый материал . Четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.

Ход выполнения задания . Экспериментатор читает испытуемому вслух I ряд слов (интервал между словами - пять секунд). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова II ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся слова III ряда. Спустя 10 минут экспериментатор показывает испытуемому слова IV ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывая» в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова IV ряда.

Обработка данных выполненного задания . После проведения опыта заполняется таблица и делается вывод об эффективности разных видов памяти:

Задание 4.

Цель задания . Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал . Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка данных выполненного задания . Результаты опыта записываются в таблицу.

Задание 5.

Цель работы: изучить некоторые рациональные приемы запоминания.

Необходимый материал: набор слов для запоминания.

1. К опыту 1.- шкаф, село, тетрадь, машина, сабля, стекло, ручка, заяц, молоко, буква, шум, лев, лампа, дыня.

К опыту 2 - рыба, автомобиль, мах, стул, небо, туфли, градусник, учебник, лиса, щетка, море, парта.

К опыту 4 - дым - дыра, железо - желудь, карандаш - конь, стол-сено, корень-колокол, чайник - чернила, заяц - зеркало, лупа - лозунг, мыло - мельница, нора--ноль, огурец - очки, вода - ветер.

К опыту 5 - дуб - дерево, луна - планета, толстый - тонкий, взрыв - разрушение., теленок - корова, карандаш-тетрадь, рабовладелец - раб, материализм--идеализм, тучи - дождь, ученик - учитель, зима - лето, сладкое - горькое.

К опыту 6 - стадион, соревнование, выстрел, старт, бровка, соперник, обход, рывок, финиш, аплодисменты,

К опыту 7 - любовь, стипендия, победа, твист, зачет, невеста, декан, звонок, измена, праздник, змея, гол.

2. Набор карточек с изображением предметов и чисел. Всего 12 карточек, на каждой из которых в центре крупно изображен предмет, а в левом углу мелко - двузначное число: чашка, 12; голубь, 44; лыжи, 79; ваза, 16; футбольный мяч, 47; собака, 72; тарелка,18; штанга, 38; медведь, 76; ложка, 81; автомобиль, 53; дерево, 27.

3. Таблицы со схематическим изображением гимнастических упражнений.

4. Секундомер.

5 . Сводный протокол опытов.

Ход выполнения задания . Групповые и демонстрационные опыты, самостоятельный анализ студентами экспериментальных данных, полученных на занятиях.

Длительное и точное сохранение и воспроизведение изучаемого материала требуют рационально организованного запоминания. Оно предполагает: 1) правильную формулировку цели и создание установки па запоминание; 2) глубокое осмысливание; 3) целесообразно построенное повторение.

Соответственно этим моментам на занятии проводится три серии опытов.

В I серии проводятся два опыта: опыт 1, в котором цель запомнить не ставится, и опыт 2, в котором определяется цель запомнить.

Опыт 1 - групповой. Перед началом опыта экспериментаторпроизносит: «Внимание!» - и через 5 сек. диктует первое слово. В данном опыте (и во всех следующих) слова (или числа) .зачитываются однотонным голосом, с интервалами 5 сек. Через 5 сек. после произнесения последнего, двенадцатого, слова (или числа)подается команда: «Пишите». На воспроизведение дается I мин.

Инструкция: «Сейчас вам будут зачитаны слова. Слушайте их внимательно и старайтесь запомнить слова среднего рода. Когда будет сказано: «Пишите», возьмете карандаши и запишите в любом порядке слова среднего рода».

Студентам предлагается записать все прочитанные слова и зачеркнуть слова среднего рода. Оставшиеся слова принимаются за показатель непроизвольного запоминания. Результаты опыта каждый студент вносит в графу «опыт 1, индивидуальные данные». Высчитываются средние показатели группы и заносятся в соответствующую графу сводного протокола.

Опыт 2 - групповой.

Инструкция: «Сейчас вам будут читаны слова. Слушайте их внимательно и старайтесь запомнить. Когда будет сказано: «Пишите», - возьмите карандаши и запишите слова, которые сможете вспомнить, в любом порядке».

Студенты подсчитывают индивидуальные данные, высчитывают средние показатели по группе, вносят их в соответствующие графы сводного протокола, сопоставляют и объясняют результаты, полученные в опытах 1 и 2, знакомятся с данными психологических исследований А. А. Смирнова и Л.В. Занкова формулировки цели для эффективности запоминания.

II серия опытов преследует цель продемонстрировать значение осмысливания для продуктивности запоминания (опыты 3,4,5,6,), а также влияние эмоций на запоминание (опыт 7).

Опыт 3. Исследование продуктивности непроизвольного запоминания, включенного в активную мыслительную деятельность. Опыт демонстрационный. Для него используются 12 карточек, на которых в центре изображены различные предметы, а в правом углу--числа. Испытуемые (два студента) на время покидают аудиторию; оставшимся объясняют существо опыта. Затем в аудиторию приглашают одного из студентов и открывают перед ним 12 карточек.

Инструкция первому студенту : «Перед вами карточки с изображением различных предметов. Сгруппируйте карточки по признакам, определенным вами».

После этого студенту предлагают перечислить предметы и числа(которые стояли в углу каждой карточки). Подсчитывают количество правильно воспроизведенных предметов и чисел. Данные заносятся в соответствующую графу протокола.

И нструкция второму студенту : «Перед вами карточки, в правом углу каждой - цифры. Расположите карточки по числам, от большего к меньшему». После выполнения задания студенту предлагают воспроизвести числа и предметы, изображенные на картинках. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных чисели предметов. Данные вносятся в соответствующую графу протокола.

Студенты сравнивают и объясняют результаты, полученные в опытах 3,1,2.

В опытах4 и 5 исследуется запоминание слов в зависимости от характера связей между ними.

Опыт 4 - групповой. В нем используются слова, имеющие внешнее сходство.

Опыт 5 - групповой . В нем используются слова, имеющие содержательныесвязи.

Инструкция для опытов 4 и 5 : «Сейчас вам зачитают пары слов, старайтесь запомнить первое слово пары, используя второе вспомогательное для запоминания первого». При воспроизведении экспериментатор зачитывает вспомогательное слово, а студенты записывают первое слово пары.

Затем студенты подсчитывают индивидуальные данные, высчитывают средние показатели группы и вносят результаты в соответствующие графы протоколов.

Опыт 6. Логическое запоминание продиктованных слов, дающих возможность, мысленно составив предварительный план, написатьрассказ, состоящий из этих слов. Инструкция та же, что и в опыте 2.

Студенты подсчитывают индивидуальные данные, выводят средние данные по группе. Затем сопоставляют и объясняют результаты 5, 6 и знакомятся с исследованиями (А. А. Смирнова, В. А. Петровского) значения составления плана при заучивании материала.

Опыт 7. Запоминание эмоционально окрашенного материала.

Инструкция та же, что в опыте 2, набор слов для опыта 7. Студенты подсчитывают индивидуальные показатели, выводят средние данные по группе и объясняют результаты опыта.

IIIсерия опытов преследует цель ознакомить студентов правилами повторения материала. В опытах 8 и 9 иллюстрируется одноиз правил повторения. Экспозиция в этих опытах длится 45 сек, на узнавание и воспроизведение дается 90 сек.

Опыт 8. Исследование узнавания

Инструкция: «Сейчас вам будет показана таблица, на которой схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их, с тем, чтобы потом в другой таблице отыскать эти упражнения и записать номера, которыми они обозначены.

Подсчитываются индивидуальные и средние данные по группе.

Опыт 9. Исследование воспроизведения.

Инструкция: сейчас вам будет показана таблица, на которой схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их с тем, чтобы потом зарисовать или описать.

Студенты подсчитывают индивидуальные и средние данные по группе.

Правила повторения материала.

1. Повторять материал своевременно, пока он еще не забыт. Забывание происходит интенсивно в первые дни после запоминания, поэтому и повторение имеет особое значение именно первые дни.

Интересны данные М.Н.Шардакова о ходе забываний учебного материала школьниками:

Временные интервалы

Без повторений

После повторения

В первый день ерез 3-4 дня.

Через месяц.... Через 2 месяца. . . Через 6 месяцев. .

Через 3-4 месяца

Через месяц

Через 2 месяца

Через 6 месяцев

    Повторять материал следует разнообразно - вносить изменения в сам процесс повторения: несколько изменять содержание того, что повторяется, привлекать новые, дополнительные сведения; изменять способы повторения, для чего использовать материал при выполнении новых задач, требующих новых мыслительных операций.

    Активно воспроизводить материал в процессе заучивания и сознательно проверять воспроизводимое - устранять пробелы в запоминаемом.

    Правильно распределять повторение во времени. Надо различать два вида повторений: концентрированное (повторений следуют одно за другим до полного заучивания материала) неконцентрированное (повторения разделены определенными промежутками времени). Неконцентрированные повторения более продуктивны, чем концентрированные (см. таблицу).