— Ветер; День рождения ёлочки; Одуванчик; Снег идёт
Ветер
В один прекрасный осенний вечер я гулял в парке. Вдруг подул сильный ветер. Ворчливой старичок безжалостно срывал осеннюю краску, сдувал с земли опавшие листья. Злодей вихрем поднимал ввысь золотой ковёр. Голые деревья качаются из стороны в сторону. Могущественный повелитель властвует над всеми.
День рождения ёлочки
Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.
Одуванчик
Уронило солнце на землю золотой лучик. Вырос в этом месте первый молодой одуванчик. Головка у него чудесного золотистого цвета. Он – маленький портрет большого солнца.
Снег идёт
Я подошёл к окну. За стеклом было тихо. Как на экране, кружились снежинки. Казалось, что они танцуют. Танец белых озорниц был медленный. Но вот подул ветер, и проказницы закружились быстрее.
Жалко, что вальс белых балерин быстро кончился. Но зато вместо кружащихся в воздухе хлопьев на земле появился белый пушистый ковёр. А сзади, охраняя тишину, темнели деревья.
Конспект урока в 5 классе по теме:
« Служебные части речи. Союз». (Слайд № 1)
Цель: учить различать служебные части речи, знать роль союзов в предложении и речи, первичное знакомство с простыми и составными, сочинительными и подчинительными союзами.
Ход урока:
Индивидуальная работа у доски (упр. 150, 153) – 2 уч-ся.
Опрос по материалу § 10 (слайд № 2)
Какие служебные части речи вы знаете?
Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?
Что такое предлог? Какова его роль в предложении?
3. Проверка д/з (упр. 143)
Чем предлоги отличаются от союзов?
4. Работа по основной теме урока (слайд № 3)
Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения.
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час
Порою я совсем не повторяюсь.
Порою повторяюсь много раз.
По строению союзы бывают простыми и составными. По значению делятся на сочинительные и подчинительные.
5. Закрепление материала.
(Слайд № 4) Какое значение имеют выделенные союзы?
Что связывают эти союзы в тексте? Запишите стихотворение, укажите союзы.
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.
А.С. Пушкин
6. (Слайд № 5) Это интересно!
Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания
Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения
Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом (очень часто употребляется)
(Н. Холодов)
7. Проверка работы у доски (слайд № 6)
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Белка песенки поёт и орешки все грызёт.
Едет с грамотой гонец и приехал наконец.
Закончите предложение.
Союз И может соединять (что?)… .
(Слайд № 7) – упр. 153
Гроза прошла, и тучи разошлись.
Клен роняет оранжевые листья, и земля покрывается ковром.
На лесных полянах видны гроздья рябины, и птицы спешат полакомиться ими.
Закончите предложение.
Союз И может соединять части (чего?) … .
8. Тренировочные упражнения: 152, 149.
Составить схемы предложений, объясняющие, что может соединять союз «И»
9. Итог урока. (слайд № 8)
Что такое союз?
Какова роль союза в предложении и речи?
Какими бывают союзы по строению и значению?
10. Д/з § 11, упр 154
Используемая литература:
Русский язык.Практика. 5класс: учеб. Для общеобразват. учреждений)/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; - 16 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010
Г. Александрова. Занимательный русский язык. Санкт-петербург, «Тригон», 1997
Страница 6 из 32
Упражнение 151 (157).
Союз
и
может соединять (ч т о?) однородные члены предложения.
Упражнение 152 (158).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 153 (159).
1.
Гроза прошла
,
и
тучи
рассеялись
. 2.
Клен роняет
оранжевые листья, и
земля преображается
. 3. На лесных полянах
видны
гроздья
рябины, и
птицы
с удовольствием их
клюют
.
Союз
и
может соединять (ч т о?) простые предложения в составе сложного и однородные члены.
Упражнение 154 (160).
1. Заяц не трус, но себя бережет. 2. Замок - собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом. 3. Ястреб всегда сначала ощиплет добычу до перышка, а потом уже ест. 4. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Некусает
ся
- частица
не
с глаголами пишется раздельно,
(что делает?)
кусает
ся
(3-е л.).
Во всех предложениях, кроме последнего, союзы соединяют однородные члены.
Перед союзами
а
и
но
всегда ставится запятая.
Упражнение 155 (161).
Соединять усилия, соединяет войска.
Частица.
Упражнение 157 (163).
1. Не п
еребивай собеседника. 2
Не
з
аводи длинный разговор по телефону. 3. Не о
бъясняйся жестами.
Частица
не
употреблена перед глаголами.
Упражнение 158 (164).
Не сиди в транспорте, если рядом стоит инвалид или пожилой человек. Не ешь на ходу. Не дерись. Не кричи во время занятий. Не жуй жвачку на уроке. Не опаздывай. Не разговаривай во время спектакля.
Упражнение 159 (165).
Значение желательности выражено в предложениях правого столбика, это значение внесла частица бы.
Витя охотно пел_бы ч. _в хоре. Была_бы ч. _весна теплая!
Упражнение 160 (166).
Первое предложение - утвердительное, а второе - вопросительное. Вопросительный смысл во второе предложение внесла частица ли
.
Упражнение 161 (167).
1.
Я л
ь
на свете всех милее, всех румяней и белее? 2. Ой, вы, гости-господа, долго
ль
ездили? 3. Не видал
ли
где на свете ты царевны молодой?
Автор - А.С. Пушкин.
Упражнение 162 (168).
Более настойчиво просьба выражена во втором предложении обеих пар, усилительный оттенок высказываниям придала частица
же
.
Упражнение 163 (169).
Давайте же мыться, купаться, плескаться, нырять, кувыркаться. 2. Ах, ты пела - это дело. Так пойди же попляши! 3. Что я? Царь или дитя? - говорит он, не шутя. - Нынче ж еду! 4. Как же долго я спала! 5. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. 6. Какая ж красота выткана...
Частицы
ж
и
же
внесли оттенок усиления действия.
Упражнение 164 (н).
Частицы
бы
(б
),
же
(
ж
),
ли
(ль
)
пишутся отдельно от других слов.
Когда_же ч. _ты перестанешь хулиганить? Что_бы ч. _ты хотела по
лучить в подарок? Любишь_ли ч. _ты мороженое?Станцуй_же ч. _нам
наконец! Если_бы ч. _я был взрослым, я сделал_бы ч. _все совсем по
другому.
Повторим изученное в разделе «Морфология и орфография»
Упражнение 166 (172).
Упражнение 167 (173).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 168 (174).
Че
ремуха души
стая
с ве
сною расцве
ла
И ветки зо
ло
тистые, что кудри, зави
ла
...
Кругом ро
са ме
двяная спа
да
ет по ко
ре,
По
д нею зеле
нь пряная си
яет в се
ре
бре.
Че
рё′муха (словарное слово) душйст[ая] (души
′ст,
как[ая]?)
с ве
сно′ю (ве′
шние) расцве
ла′ (цве′
л)
И ве′
тки зо
ло
ти′стые (зо′
лото, позоло′
та), что ку′дри, зави
ла′
(ви′
ть ж.р.)...
Кругом ро
са′ (ро′
сы) ме
двя′ная (ме′
д) спа
да′е
т (па
д
ать.
I спр.) по ко
ре′ (ко′
рка),
По
д (предлог) нею зе′ле
нь (зеле′
ный) пряная си
я′ет (словарное слово) в се
ре
бре′ (словарное слово, сере′
бряный).
Упражнение 169 (175).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 170 (176).
Слова как части речи изучаются в морфологии.
Самостоятельные части речи - имена существительные, глаголы, имена прилагательные, наречия, местоимения.
Служебные части речи - предлоги, союзы, частицы.
Самостоятельные части речи |
Служебные части речи |
Передают в речи основную информацию |
Служат для связи слов |
Отвечают на вопросы |
Не отвечают на вопросы |
Обозначают предметы, признаки, действия |
Не обозначают предметы, признаки, действия |
Являются членами предложения |
Самостоятельно не являются членами предложения |
|
Упражнение 172 (178). (Н а ч е м?) на снегу - существительное, начальная форма - (ч т о?) снег ; неодушевленное; м.р., 2-е скл., употреблено в форме предл. п, ед.ч.; в предложении выполняет роль обстоятельства.
(Что сдела л?) насорил - глагол, начальная форма -(что сделать?) насорить; 2-е спр., прош. вр.
(К а к и е?) еловые (шишки) - прилагательное, начальная форма -(какой?) еловый ; употреблено в форме им. пад., мн. ч.; согласуется в роде, числе и падеже с сущ. шишки ; в предложении выполняет роль определения.
Упражнение 173 (179).
|
Упражнение 174 (180).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 175 (181).
1. В сине
м небе
звезды блещу
т (I спр., 3-е л., мн. ч.), в с
ине
м (каком
?) море (ср. р., предл. п.) волны хлещут. 2. Мать и сын теперь на воле
, видя
т холм в ши
роко
м поле, море синее
кругом, дуб зе
леный над хо
лмом. 3. Пушки с пристани
па
л
я
т
,
к
ораблю пристать ве
лят. 4. С башни
князь Гвидон сбегает (бе′
г[ать]
, I спр.), до
рогих го
стей встре
чае
т.
Упражнение 176 (182).
Бо
ро′ться (I спр.) - бо′
ре
тся, бо
рю′тся, уви′
деть (И спр.) - уви′
ди
т, уви′
дя
т, ходи′
ть (II спр.) - ходи
т, хо′дя
т, раста′я
ть (I спр.) - раста′е
т, раста′ю
т.
Упражнение 177 (183).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 178 (184).
Досыта, изредка, влево, справа, вправо, направо, насухо, наскоро, немедленно, вдвоем, втроем, вперед, впереди, впервые, повсюду, тотчас, наутро, наружу.
Упражнение 179 (185).
Шалун уж отморозил пальчик; ему и больно, и смешно, и мать грозит ему в окно.
Для составления предложения нам понадобились союзы и предлог.
Упражнение 180 (186).
Перед союзом
и
запятая ставится в сложных предложениях. Перед союзами
а а но
запятая ставится всегда.
1.
Прозвенел
звонок,
и
учитель вошел
в класс. 2.
Прозвенел
звонок
, но
никто
не
вышел
из класса. 3.
Урок начался
,
а мы
были
все еще далеко от школы.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Понятие о синтаксисе и пунктуации
Упражнение 181 (187).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 182 (188).
Если ты учи
шь
ся (II спр., наст, вр., 2-е л.), работае
шь
(I спр., наст, вр., 2-е л.) охотно, отдыхае
шь
(I спр., наст, вр., 2-е л.) умело, - жизнь строи
шь
(II спр., наст, вр., 2-е л.) правильно. Сделай же ее интересной и полезной!
Упражнение 183 (189).
Меж ре
деющих ве
рхушек Стала ель в лесу заметней -
Показалась си
нева. Бережёт густую тень.
Зашумела у опушек Подосиновик последний
Ярко-желтая ли
ства. Сдвинул шляпу набекрень.
Упражнение 185 (191).
1.
В синтаксисе изучаются словосочетания и
предложения
.
2.
Правильно употреблять знаки препинания учит
пунктуация
. 3. Мы, начали изучать
синтаксис
и
пунктуацию
.
Упражнение 186 (192).
Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (каку
ю?) русску
ю природу. Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах. Наблюдал, как живут деревья, изучал повадки зверей и птиц в пору (како
го?) весенне
го цветения и осеннего листопада, в зимню
ю (каку
ю?) стужу и (како
й?) летни
й зной (м.р.).
Морфемы полезно найти для правильного написания удвоенного с.
Упражнение 187 (193).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 188 (194).
1.
1. Охотник отправился в лес и взял с собой собаку (однородные члены).
2.
Собака почуяла запах зайца. 3. Гончая, которая шла по следу зверька, бросилась вперед.
II.
1. Зимой в природе все уснуло. 2. Зимнее царство заслужило этот отдых. 3. Под глубоким снегом спят реки, озёра, пруды (однородные член
ы пре
дло
жения). 4. Траву скосили на сено, которое своими
напоминает о душистом лете.
Упражнение 189(195)
В последних двух абзацах рассказывается о пунктуационных задачах и о пунктограмме.
В данном тексте не встретилось - вопросительного знака, восклицательного знака, тире, кавычек и многоточия.
Упражнение 190 (196)
Примёмбение - посадка на планету Мёмба, по аналогии с посадкой на планету Земля - приземление.
Упражнение 191 (197) . 1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помо гает пунктуационный разбор. 2.Предло жения для пунктуационного разбора будут выделяться в тексте цифрой 7. 3.Произве сти пунктуационный разбор - это значит объяснить, какие знаки препинания нужно поставить и почему.
Упражнение 192 (198).
В схеме отражен разбор предложения и объяснена постановка знаков препинания. В ней выделены главные члены предложения, показаны однородные сказуемые и как они разделяются, а также то, что это предложение - повествовательное.
Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах.
В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Дополнения
о лесе, его обитателях, цветах
разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза
и,
а перед дополнением
тpanравах
стоит союз
и,
поэтому запятая не ставится.
Упражнение 193 (199).
Кто из вас не видел этого лёгког
о и
проворного зверька? Идёшь по лесной тропинке, сtop/span80/spana2обираешь в кузовок гриб
ы и
вдруг услышишь резкий, громкий звук. Это играют, резвятся на деревьях весёлые проворные белки.
В конце первого предложения ставится вопросительный знак, так как предложение вопросительное. Однородные члены
легкого
и
проворного
разделяются союзом и
, поэтому запятая не ставится. В конце второго предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые
идешь
, собираешь
, услышишь
разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза
и
,
а последнее однородное сказуемое
услышишь
отделяется союзом
и
, поэтому запятая не ставится.
Идёшь
- 2-е л., ед.ч.
Услыши′
шь
-слы′шать
- 4 глагола на
-ать,
II спр., ед.ч., 2-е л.
Упражнение 194 (200).
В словах
идешь
и
услышишь
выделены разные орфограммы. В слове
услышишь
- безударная гласная в личном окончании глагола, а в слове
идешь
-
правописание мягкого знака в окончании глагола 2-го лица единственного числа.
Предложение
Упражнение 196 (202).
Читать и понимать текст, лишенный знаков препинания, очень трудно.
Видное место в народном искусстве
занимают
мастера
Нижегородской, Ивановской, Вологодской, Архангельской областей.
Все знают
расписные подносы Жостова, шкатулки Палеха, вологодские кружева, архангельские берестяные туеса. Это
искусство утверждает
красоту, и
народ
хранит
его.
Упражнение 197 (203).
Шест
вовать
-
непроизносимая согласная в корне - словарное слово.
Шеф
ствовать
-
шефы
.
По улице шествовал духовой оркестр..
Отличник взял шефство над слабым учеником.
Эти предложения повествовательные, невосклицательные, простые.
Упражнение 198 (204).
Дождь висит
(ви′снет), как дымчатые пряди.
На шесте
пустует
(I спр.) птичий
дом
.
А
синица
(словарное слово) в празд
ничном (словарное слово) наряде
(2-скл., пр.п.)
Щеголяет
(I спр.) прямо под дождём.
Наря
ди′ть - наря
′д
Наряд
- наряди
ть
Упражнение 199 (205).
1. Однажды корреспондент молодёжной газеты побывал в старинном северном посёлке, где живут охотники и рыбаки, а летом туда приезжают и их дети. 2. В этом посёлке познакомился корреспондент с Олежкой Сутлиным, который перешёл в третий класс. 3. Познакомились они на каменистом берегу, что служил пристанью для туристских теплоходов, Олежка рассказывал много интересного о своём крае.
Вопросительное слово нельзя ставить в начале предложения, если в конце его не стоит вопросительный знак.
Упражнение 200 (206).
Невидимо
й жизнь
ю полнит
ся зимни
й лес. От дерева к дереву тянут
ся лёг
кие сле
ды белок, маленьки
е сле
дочки ле
сных мышей и птиц. Только очень внимательный человек може
т наблюдать жизнь зимне
го леса. Нужно уметь хо
дить тихо, слушать и останавливать
ся. Только тогда откроет
ся перед вами вся чудесн
ая красота спящего зимне
го леса.
От дерева к дереву тянутся
лёгкие
следы
белок, маленькие
следочки
лесных мышей и птиц.
В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Подлежащие
следы
,
следочки
разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и
, дополнения
мышей
, птиц
разделяются союзом
и
.