Ветер; День рождения ёлочки; Одуванчик; Снег идёт.

— Ветер; День рождения ёлочки; Одуванчик; Снег идёт

Ветер

В один прекрасный осенний вечер я гулял в парке. Вдруг подул сильный ветер. Ворчливой старичок безжалостно срывал осеннюю краску, сдувал с земли опавшие листья. Злодей вихрем поднимал ввысь золотой ковёр. Голые деревья качаются из стороны в сторону. Могущественный повелитель властвует над всеми.

День рождения ёлочки

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.

Одуванчик

Уронило солнце на землю золотой лучик. Вырос в этом месте первый молодой одуванчик. Головка у него чудесного золотистого цвета. Он – маленький портрет большого солнца.

Снег идёт

Я подошёл к окну. За стеклом было тихо. Как на экране, кружились снежинки. Казалось, что они танцуют. Танец белых озорниц был медленный. Но вот подул ветер, и проказницы закружились быстрее.

Жалко, что вальс белых балерин быстро кончился. Но зато вместо кружащихся в воздухе хлопьев на земле появился белый пушистый ковёр. А сзади, охраняя тишину, темнели деревья.

Конспект урока в 5 классе по теме:

« Служебные части речи. Союз». (Слайд № 1)

Цель: учить различать служебные части речи, знать роль союзов в предложении и речи, первичное знакомство с простыми и составными, сочинительными и подчинительными союзами.

Ход урока:

    Индивидуальная работа у доски (упр. 150, 153) – 2 уч-ся.

    Опрос по материалу § 10 (слайд № 2)

Какие служебные части речи вы знаете?

Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

Что такое предлог? Какова его роль в предложении?

3. Проверка д/з (упр. 143)

Чем предлоги отличаются от союзов?

4. Работа по основной теме урока (слайд № 3)

Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час

Порою я совсем не повторяюсь.

Порою повторяюсь много раз.

По строению союзы бывают простыми и составными. По значению делятся на сочинительные и подчинительные.

5. Закрепление материала.

(Слайд № 4) Какое значение имеют выделенные союзы?

Что связывают эти союзы в тексте? Запишите стихотворение, укажите союзы.

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: дева на скале

Прекрасней волн, небес и бури.

А.С. Пушкин

6. (Слайд № 5) Это интересно!

Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания

Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения

Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом (очень часто употребляется)

(Н. Холодов)

7. Проверка работы у доски (слайд № 6)

    Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

    Белка песенки поёт и орешки все грызёт.

    Едет с грамотой гонец и приехал наконец.

Закончите предложение.

Союз И может соединять (что?)… .

(Слайд № 7) – упр. 153

    Гроза прошла, и тучи разошлись.

    Клен роняет оранжевые листья, и земля покрывается ковром.

    На лесных полянах видны гроздья рябины, и птицы спешат полакомиться ими.

Закончите предложение.

Союз И может соединять части (чего?) … .

8. Тренировочные упражнения: 152, 149.

Составить схемы предложений, объясняющие, что может соединять союз «И»

9. Итог урока. (слайд № 8)

Что такое союз?

Какова роль союза в предложении и речи?

Какими бывают союзы по строению и значению?

10. Д/з § 11, упр 154

Используемая литература:

    Русский язык.Практика. 5класс: учеб. Для общеобразват. учреждений)/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; - 16 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010

    Г. Александрова. Занимательный русский язык. Санкт-петербург, «Тригон», 1997

Страница 6 из 32

Упражнение: №1-№40 №41-№70 №71-№90 №91-№120 №121-№150 №151-№200 №201-№230 №231-№251 №252-№280 №281-№310 №311-№330 №331-№350 №351-№380 №381-№410 №411-№440 №441-№470 №471-№500 №501-№530 №531-№560 №561-№590 №591-№621 №622-№650 №651-№680 №681-№710 №711-№740 №741-№770 №771-№810 №811-№840 №841-№870 №871-№910 №911-№950 №951-№1059

Упражнение 151 (157). Союз и может соединять (ч т о?) однородные члены предло­жения.
Упражнение 152 (158). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 153 (159). 1. Гроза прошла , и тучи рассеялись . 2. Клен роняет оранже­вые листья, и земля преображается . 3. На лесных полянах видны гроздья рябины, и птицы с удовольствием их клюют .
Союз и может соединять (ч т о?) простые предложения в со­ставе сложного и однородные члены.
Упражнение 154 (160). 1. Заяц не трус, но себя бережет. 2. Замок - собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом. 3. Ястреб всегда сначала ощиплет добычу до перышка, а потом уже ест. 4. Месяц под ко­сой блестит, а во лбу звезда горит.
Некусает ся - частица не с глаголами пишется раздельно, (что делает?) кусает ся (3-е л.).
Во всех предложениях, кроме последнего, союзы соединяют однородные члены.
Перед союзами а и но всегда ставится запятая.
Упражнение 155 (161). Соединять усилия, соединяет войска.

Частица.

Упражнение 157 (163). 1. Не п еребивай собеседника. 2 Не з аводи длинный разговор по телефону. 3. Не о бъясняйся жес­тами.
Частица не употреблена перед глаголами.
Упражнение 158 (164). Не сиди в транспорте, если рядом стоит инвалид или пожи­лой человек. Не ешь на ходу. Не дерись. Не кричи во время заня­тий. Не жуй жвачку на уроке. Не опаздывай. Не разговаривай во время спектакля.
Упражнение 159 (165). Значение желательности выражено в предложениях правого столбика, это значение внесла частица бы.
Витя охотно пел_бы ч. _в хоре. Была_бы ч. _весна теплая!
Упражнение 160 (166). Первое предложение - утвердительное, а второе - вопроси­тельное. Вопросительный смысл во второе предложение внесла частица ли .
Упражнение 161 (167). 1. Я л ь на свете всех милее, всех ру­мяней и белее? 2. Ой, вы, гости-господа, долго ль ездили? 3. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Автор - А.С. Пушкин.
Упражнение 162 (168). Более настойчиво просьба выражена во втором предложении обеих пар, усилительный оттенок высказываниям придала час­тица же .
Упражнение 163 (169). Давайте же мыться, купаться, плескаться, нырять, кувыркать­ся. 2. Ах, ты пела - это дело. Так пойди же попляши! 3. Что я? Царь или дитя? - говорит он, не шутя. - Нынче ж еду! 4. Как же долго я спала! 5. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. 6. Какая ж красота выткана...
Частицы ж и же внесли оттенок усиления действия.
Упражнение 164 (н). Частицы бы (б ), же ( ж ), ли (ль ) пишутся отдельно от дру­гих слов.
Когда_же ч. _ты перестанешь хулиганить? Что_бы ч. _ты хотела по лучить в подарок? Любишь_ли ч. _ты мороженое?Станцуй_же ч. _нам наконец! Если_бы ч. _я был взрослым, я сделал_бы ч. _все совсем по другому.

Повторим изученное в разделе «Морфология и орфография»

Упражнение 166 (172).

Упражнение 167 (173). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 168 (174). Че ремуха души стая с ве сною расцве ла
И ветки зо ло тистые, что кудри, зави ла ...
Кругом ро са ме двяная спа да ет по ко ре,
По д нею зеле нь пряная си яет в се ре бре.

Че рё′муха (словарное слово) душйст[ая] (души ′ст, как[ая]?) с ве сно′ю (ве′ шние) расцве ла′ (цве′ л)
И ве′ тки зо ло ти′стые (зо′ лото, позоло′ та), что ку′дри, зави ла′ (ви′ ть ж.р.)...
Кругом ро са′ (ро′ сы) ме двя′ная (ме′ д) спа да′е т (па д ать. I спр.) по ко ре′ (ко′ рка),
По д (предлог) нею зе′ле нь (зеле′ ный) пряная си я′ет (словарное слово) в се ре бре′ (словарное слово, сере′ бряный).
Упражнение 169 (175). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 170 (176). Слова как части речи изучаются в морфологии.
Самостоятельные части речи - имена существительные, гла­голы, имена прилагательные, наречия, местоимения.
Служебные части речи - предлоги, союзы, частицы.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Передают в речи основную информацию

Служат для связи слов

Отвечают на вопросы

Не отвечают на вопросы

Обозначают предметы, признаки, действия

Не обозначают предметы, признаки, действия

Являются членами предложения

Самостоятельно не являются членами предложения


Упражнение 170 (с).
(К т о?) они - местоимение; личное; употреблено в им. п. мн. ч.; в предложении является подлежащим.
(К а к?) по -разному - наречие; неизменяемое слово; в пред­ложении является обстоятельством.
Упражнение 171 (177).
Предл. прил. суш. нареч. гл. сущ.
местоим. суш.
С русским языком можно творить чудеса... Нет таких звуков,
сущ. союз. сущ. прил. союз. прил. предл. мест. част. гл
образов и мыслей - сложных и простых, для которых не нашлось
част. пред. мест. сущ. прил. сущ.

бы в нашем языке точного выражения.

Упражнение 172 (178). (Н а ч е м?) на снегу - существительное, начальная форма - (ч т о?) снег ; неодушевленное; м.р., 2-е скл., употреблено в форме предл. п, ед.ч.; в предложении выполняет роль обстоятельства.

(Что сдела л?) насорил - глагол, начальная форма -(что сделать?) насорить; 2-е спр., прош. вр.

(К а к и е?) еловые (шишки) - прилагательное, начальная форма -(какой?) еловый ; употреблено в форме им. пад., мн. ч.; согласуется в роде, числе и падеже с сущ. шишки ; в предложе­нии выполняет роль определения.

Упражнение 173 (179).

Единственное число

Множественное число

1-е л. делаю, топлю

делаем, топим

2-е л. делаешь, топишь

делаете, топиге

3-е л. делает, топит

делают, топят


Упражнение 174 (180).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 175 (181). 1. В сине м небе звезды блещу т (I спр., 3-е л., мн. ч.), в с ине м (каком ?) море (ср. р., предл. п.) волны хлещут. 2. Мать и сын те­перь на воле , видя т холм в ши роко м поле, море синее кругом, дуб зе леный над хо лмом. 3. Пушки с пристани па л я т , к ораблю пристать ве лят. 4. С башни князь Гвидон сбегает (бе′ г[ать] , I спр.), до рогих го стей встре чае т.
Упражнение 176 (182).

Бо ро′ться (I спр.) - бо′ ре тся, бо рю′тся, уви′ деть (И спр.) - уви′ ди т, уви′ дя т, ходи′ ть (II спр.) - ходи т, хо′дя т, раста′я ть (I спр.) - раста′е т, раста′ю т.
Упражнение 177 (183). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 178 (184). Досыта, изредка, влево, справа, вправо, направо, насухо, на­скоро, немедленно, вдвоем, втроем, вперед, впереди, впервые, повсюду, тотчас, наутро, наружу.
Упражнение 179 (185). Шалун уж отморозил пальчик; ему и больно, и смешно, и мать грозит ему в окно.
Для составления предложения нам понадобились союзы и пред­лог.
Упражнение 180 (186). Перед союзом и запятая ставится в сложных предложениях. Перед союзами а а но запятая ставится всегда.
1. Прозвенел звонок, и учитель вошел в класс. 2. Прозвенел звонок , но никто не вышел из класса. 3. Урок начался , а мы были все еще далеко от школы.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Понятие о синтаксисе и пунктуации

Упражнение 181 (187). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 182 (188). Если ты учи шь ся (II спр., наст, вр., 2-е л.), работае шь (I спр., наст, вр., 2-е л.) охотно, отдыхае шь (I спр., наст, вр., 2-е л.) уме­ло, - жизнь строи шь (II спр., наст, вр., 2-е л.) правильно. Сделай же ее интересной и полезной!
Упражнение 183 (189).
Меж ре деющих ве рхушек Стала ель в лесу заметней -
Показалась си нева. Бережёт густую тень.
Зашумела у опушек Подосиновик последний
Ярко-желтая ли ства. Сдвинул шляпу набекрень.


Упражнение 185 (191). 1. В синтаксисе изучаются словосочетания и предложения . 2. Правильно употреблять знаки препинания учит пунктуа­ция . 3. Мы, начали изучать синтаксис и пунктуацию .
Упражнение 186 (192). Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (каку ю?) русску ю природу. Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах. Наблюдал, как живут деревья, изучал повадки зверей и птиц в пору (како го?) весенне го цве­тения и осеннего листопада, в зимню ю (каку ю?) стужу и (ка­ко й?) летни й зной (м.р.).
Морфемы полезно найти для правильного написания уд­военного с.
Упражнение 187 (193). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 188 (194). 1. 1. Охотник отправился в лес и взял с собой собаку (од­нородные члены).
2. Собака почуяла запах зайца. 3. Гончая, которая шла по следу зверька, бросилась вперед.
II. 1. Зимой в природе все уснуло. 2. Зимнее царство за­служило этот отдых. 3. Под глубоким снегом спят реки, озё­ра, пруды (однородные член ы пре дло жения). 4. Траву скоси­ли на сено, которое своими напоминает о душистом лете.

Упражнение 189(195) В последних двух абзацах рассказывается о пунктуационных задачах и о пунктограмме.
В данном тексте не встретилось - вопросительного знака, восклицательного знака, тире, кавычек и многоточия.
Упражнение 190 (196) Примёмбение - посадка на планету Мёмба, по аналогии с посадкой на планету Земля - приземление.

Упражнение 191 (197) . 1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помо гает пунктуационный разбор. 2.Предло жения для пунктуационного разбора будут выделяться в тексте цифрой 7. 3.Произве сти пунктуационный разбор - это значит объяснить, какие знаки препинания нужно поставить и почему.

Упражнение 192 (198). В схеме отражен разбор предложения и объяснена постановка знаков препинания. В ней выделены главные члены предложения, показаны однородные сказуемые и как они разделяются, а также то, что это предложение - повествовательное.
Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах.
В конце предложения ставится точка, так как предложе­ние повествовательное, невосклицательное. Дополнения о ле­се, его обитателях, цветах разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и, а пе­ред дополнением тpanравах стоит союз и, поэтому запятая не ставится.

Упражнение 193 (199). Кто из вас не видел этого лёгког о и проворного зверь­ка? Идёшь по лесной тропинке, сtop/span80/spana2обираешь в кузовок гриб ы и вдруг услышишь резкий, громкий звук. Это играют, резвят­ся на деревьях весёлые проворные белки.
В конце первого предложения ставится вопросительный знак, так как предложение вопросительное. Однородные чле­ны легкого и проворного разделяются союзом и , поэтому за­пятая не ставится. В конце второго предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклица­тельное. Сказуемые идешь , собираешь , услышишь разделяют­ся запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и , а последнее однородное сказуемое услы­шишь отделяется союзом и , поэтому запятая не ставится.
Идёшь - 2-е л., ед.ч.
Услыши′ шь -слы′шать - 4 глагола на -ать, II спр., ед.ч., 2-е л.
Упражнение 194 (200). В словах идешь и услышишь выделены разные орфограммы. В слове услышишь - безударная гласная в личном окончании глагола, а в слове идешь - правописание мягкого знака в оконча­нии глагола 2-го лица единственного числа.

Предложение

Упражнение 196 (202). Читать и понимать текст, лишенный знаков препина­ния, очень трудно.
Видное место в народном искусстве занимают мастера Нижегородской, Ивановской, Вологодской, Архангельской областей. Все знают расписные подносы Жостова, шка­тулки Палеха, вологодские кружева, архангельские бере­стяные туеса. Это искусство утверждает красоту, и народ хранит его.
Упражнение 197 (203). Шест вовать - непроизносимая со­гласная в корне - словарное слово.
Шеф ствовать - шефы .
По улице шествовал духовой оркестр..
Отличник взял шефство над слабым учеником.
Эти предложения повествовательные, невосклицательные, простые.
Упражнение 198 (204). Дождь висит (ви′снет), как дымчатые пряди.
На шесте пустует (I спр.) птичий дом .
А синица (словарное слово) в празд ничном (словар­ное слово) наряде (2-скл., пр.п.)
Щеголяет (I спр.) прямо под дождём.
Наря ди′ть - наря ′д
Наряд - наряди ть
Упражнение 199 (205). 1. Однажды корреспондент молодёж­ной газеты побывал в старинном северном посёлке, где живут охотники и рыбаки, а летом туда приезжают и их дети. 2. В этом посёлке познакомился корреспондент с Олежкой Сутлиным, который перешёл в третий класс. 3. Познакомились они на каменистом берегу, что служил пристанью для туристских теп­лоходов, Олежка рассказывал много интересного о своём крае.
Вопросительное слово нельзя ставить в начале предложения, если в конце его не стоит вопросительный знак.
Упражнение 200 (206). Невидимо й жизнь ю полнит ся зимни й лес. От дерева к дереву тянут ся лёг кие сле ды белок, ма­леньки е сле дочки ле сных мышей и птиц. Только очень вни­мательный человек може т наблюдать жизнь зимне го леса. Нужно уметь хо дить тихо, слушать и останавливать ся. Только тогда откроет ся перед вами вся чудесн ая красота спящего зим­не го леса.
От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц.
В конце предложения ставится точка, так как предложе­ние повествовательное, невосклицательное. Подлежащие сле­ды , следочки разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и , дополнения мышей , птиц разделяются союзом и .