Вопрос придумать на аленький цветочек. Викторина по сказочной повести С

Викторина по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» Подготовила библиотекарь МОУ СОШ№29 «Гармония» Симонян Наталья Валентиновна.


220 лет со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.


Сказку "Аленький цветочек" записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 - 1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова-внука": "Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я "Царь-девицу", "Иванушку - дурачка", "Жар-птицу" и "Змея Горыныча". Сергей Тимофеевич Аксаков


Сколько дочерей было у купца? 1


Три: Старшая Средняя Младшая


Почему купец больше всех любил меньшую дочь? 1


Она была собой лучше всех и к нему ласковее.


Куда ездил купец по делам? 2


В тридевятое царство, тридесятое государство.


Что заказала купцу старшая дочь? 3


Золотой венец из каменьев самоцветных.


Что заказала средняя дочь? 4


Тувалет из хрусталю восточного.


Что заказала младшая дочь? 5


Аленький цветочек Цветочек аленький


Где сорвал купец цветочек аленький? 7


Пошел купец гулять по садам диковинным и увидел цветочек аленький, краше которого нет. Сорвал его…


Что случилось после того, как купец сорвал цветочек аленький? 8


Появилось чудище невиданное.


Что потребовал от Купца зверь лесной? 9


Прислать заместо себя одну из дочерей своих.


Какой предмет помогал быстро попасть во владения зверя лесного? 10


Волшебное кольцо.


На какой палец надо было надеть перстень? 11


На мизинец.


Сколько времени дал зверь лесной купцу побывать дома? 12


Три дня и три ночи.


Кто отправился на остров вместо купца? 13


Младшая дочь Настенька.


Что случилось с аленьким цветочком, когда купеческая дочь принесла его в сад? 14


Он прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего.


Объясни значение слова яства. 11


Еда, кушанье.


Какие слова произнесла дочь купеческая прося зверя лесного ей показаться? 12


Если ты стар человек – будь мне дедушка, Если середович – будь мне дядюшка, Если же молод ты – будь мне сердечный друг.


Почему дочь купеческая захотела вернуться домой? 13


Рассматривая блюдечко с голубой каемочкой, она увидела родные края. К


О чем просило чудище Настеньку, отпуская ее домой?

Как встретили ее дома? 14



Что сделали сёстры из зависти к младшей сестре? 15


Перевели в доме все часы на час назад.


Что увидела Настенька на острове, когда вернулась обратно? 16



Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного? 17



Чем закончилась сказка? 17

Спасибо за внимание!

АКСАКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
  • Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова - русского литератора.
  • Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
  • Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге.
  • Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков - отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова-старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.
  • В приложении к «Детским годам Багрова-внука» дана была сказка «Аленький цветочек» - самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.
  • Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык.
  • С.Т.Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники и любят потомки.
  • Источник: Библиогид
Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?
  • Ключница Пелагея
Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?
  • Средней - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими.
  • Старшей - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе
На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?
  • На правый мизинец
«Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»?
  • Расписка
Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад?
  • Злость
  • Зависть
  • Жадность
Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?
  • За час до истечения 3 дней и 3 ночей
А сейчас - чёрная шкатулка. Прослушайте отрывок из сказки и скажите, что здесь находится. «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»?
  • Шелковая цветная ткань с узорами
Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?
  • Двенадцатой
Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?
  • 30 лет
Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?
  • Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь
Мультфильм «Аленький цветочек»
  • Мультфильм рисованный, 42 мин. Союзмультфильм, 1952 г.
  • По сказке С.Аксакова Фильм восстановлен на студии им.Горького в 1987 г.
  • Режиссер Лев Атаманов
  • Сценарист Георгий Гребнер
  • Художники-постановщики Леонид Шварцман, Александр Винокуров
  • Посмотреть мультфильм
Разные издания книги Автор презентации Марина Локсина
  • Автор презентации Марина Локсина
  • Для сайта http://skazvikt.ucoz.ru/

КРАСАВИЦА и ЧУДОВИЩЕ

Литературно – познавательная игра
по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» Для учащихся 1-5 классов

Оформление: игровое поле, разделенное на три сектора, в центре которого стоит аленький цветочек, атрибуты: зеркальце, венец, перстень.

Аксаков
Сергей Тимофеевич

(1791 – 1859)

С.Т. Аксаков остался в истории литературы и как писатель, и как общественный деятель. Известен он также дружбой с Н.В. Гоголем, покровительством ему.
Аксаков развивал ставший традиционным в русской прозе жанр автобиографической повести о детстве. В 1858 году появилась его книга «Детские годы Багрова – внука». Эта история о формировании детской души – второе его произведение из обширного замысла, посвященного истории дворянской семьи. Замысел получил свое воплощение в трилогии, в которую вошли еще «Семейная хроника» и «Воспоминания». А возник этот большой труд в результате общения с Гоголем. Аксаков много рассказывал ему о своей семье, о детстве в родовом имении, о родственниках и знакомых. И под влиянием Гоголя, убеждавшего записать эти «воспоминания прежней жизни», он и принялся за трилогию.
Тема становления характера ребенка всегда волновала Аксакова. В его бумагах сохранилась записка к неизвестному адресату: «Есть у меня заветная дума, которая давно день и ночь меня занимает…я желаю написать книгу для детей, какой давно не бывало в литературе».
Дело, которым он занялся, оказалось поистине нелегким. Вспомним, что 50-е – 60-е годы прошлого века – это период особого внимания к педагогическим проблемам. Избежать нравоучительного тона в этой атмосфере было трудно, но Аксакову это вполне удалось.
Главный герой повествования, Сережа Багров, - восприимчивый чуткий мальчик, способный к сильным чувствам и глубоким переживаниям. Он много размышляет над поведением окружающих и собственным отношения к ним, но больше всего его занимает природа.
К детским воспоминаниям Аксакова относится и услышанная им от ключницы Пелагеи и сказка об аленьком цветочке. Время, когда он работал над «Аленьким цветочком» было в литературе периодом всеобщего увлечения фольклором. Слова Аксакова, что он «реставрирует» сказку Пелагеи из обломков, свидетельствуют не только о бережном отношении к фольклорному материал, но и о творческом вкладе самого писателя.В «Аленьком цветочке» есть все признаки народной волшебной сказки. Чудеса, творимые в ней, не по силам обыкновенному человеку. «Богатый купец, именитый человек» не может сам выбраться из волшебного леса – его вызволяет невидимое «чудище».
В этой сказке, как и в любой другой, происходит победа добра над злом. Прекрасный язык сказки сделал ее шедевром и определил ее место в классике детской литературы.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
Одна из таких незабываемых сказок – « Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Аксаковым еще в прошлом веке, но до сир пор пользуется большой популярностью у детей и даже взрослых. Давайте же пройдемся по страницам этой сказки, представим себя ее героями (как положительными, так и отрицательными) и узнаем, кому повезет сорвать заветный аленький цветочек, приносящий счастье.
Для игры нам необходимо три игрока. Отбор мы произведем следующим образом: всем присутствующим раздаются карточки, те, которым достанутся карточки с изображением аленького цветочка и становятся нашими игроками.
Условия игры: каждый участник должен ответить на 12 вопросов или заданий, кто первым придет к финалу, тот и получает в награду аленький цветочек.
И так, в некотором царстве, в некотором государстве жил был купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у него три дочери, все три красавицы писаные, и любил он дочерей своих больше всего своего богатства. Вот собирается как- то он по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям: « Дочери мои милые, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам, и мало ли много ли времени проезжу- не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли будете вы жить честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

1 блок вопросов

1) Что заказала отцу себе в подарок старшая дочь?

2) Что пожелала получить в подарок средняя дочь?

(Зеркало)

3) О каком подарке мечтала младшая, самая любимая дочь?

(Аленький цветочек)

2 блок вопросов

1) Что особенного было в венце, который привез старшей дочери отец?

(Этот золотой венец из каменьев самоцветных, от которых свет, как от месяца полного и как от солнца красного, и светло от него в темную ночь, как среди бела дня).

2) Каким свойством обладало зеркало, которое привез отец средней дочери?

(Это, из хрусталя восточного зеркало, имело такое свойство, что в нем была видна вся красота поднебесная, и смотрясь в него, девушка только прибавляет себе красоты)

3) А что особенного было в цветочке, который достал отец младшей дочери?

(Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете)

3 блок вопросов

1) Как узнала младшая дочь о существовании аленького цветочка?
(Она увидела его во сне, и была поражена его красотой)

2) Кем по роду занятий был отец трех сестер из сказки « Аленький цветочек»?
(Купец, торговый человек)

3) С помощью чего обычно приобретал подарки и товары отец?
(С помощью денег, которым все двери открыты)

4 блок вопросов

1) Каким видом транспорта пользовался отец – купец для своих торговых дел?

(Торговыми кораблями, потому что вел торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде)

2) Какими, чисто российскими товарами он торговал?

(Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое)

3) В какие страны плавал по торговым делам отец-купец?

(В далекие заморские страны)

5 блок вопросов

1) Как звали старшую дочь купца?

(Прасковея)

2) Как звали среднюю дочь?

(Марфа)

3) Как звали отца из сказки « Аленький цветочек»?

(Степан)

4) Как звали младшую дочь купца?

(Настенька)

6 блок вопросов

1) Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.

(Зверь лесной, чудо морское)

2) Опишите внешний вид чудища, которое повстречал купай, затем
и его дочь.

(Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные).

3) Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?

(Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые)

7 блок вопросов

1) Кто из дочерей купца добровольно согласился отправиться к чудищу?

(Младшая дочь Настенька)

2) Чем прогневал купец чудище, когда находился у него в гостях?

(Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина)

3) Где рос аленький цветочек?

(В саду, на зеленом пригорке)

8 блок вопросов

1) Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые ей предложило чудо – зверь?

(Свой собственный сарафан)

2) Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища лесного?

(Олени, козленок, павлины, райские птицы)

3) Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу?

(Белоснежные лебеди)

9 блок вопросов

1) Чем занималась Настенька во дворце чуда лесного, зверя морского?

(Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни)

2) Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?

(Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком)

3) Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве?

(Морские коньки)

10 блок вопросов

1) Когда наказал Настеньке вернуться в нему во дворец чудо лесное?

(На вечерней заре)

2) Какую подлость совершили сестры, в отношении Настеньки, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец?

(Они перевели все часы в доме на один час назад, а чтобы никто этого не заметил, закрыли ставни)

3) Что привезла Настенька в подарок своим сестрам, когда приехала в родительский дом в гости?

(Сундуки с богатыми нарядами)

11 блок вопросов

1) Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не вернулась к назначенному сроку?

(Все погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас)

2) Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого?

(На пригорке, в саду, обнимающем аленький цветочек)
3) Как вы думаете, почему умер зверь лесной, чудо морское?

(От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернется)

12 блок вопросов

1) В чем был секрет чуда лесного, зверя морского?

(Он был заколдован злой волшебницей, до тех пор пока не полюбит его девушка)

2) Какой по счету девушкой, попавшей в этот волшебный дворец, оказалась Настенька?

(Двенадцатой, а предыдущие не смогли оценить положительные качества его и покинули дворец)

3) Скажите, кем на самом деле был зверь лесной, чудо морское.

(Королевичем)

Вот и подошли мы к конечному пункту нашего путешествия, и сейчас посмотрим насколько кто продвинулся к заветному аленькому цветочку.
(подведение результатов)

И последнее испытание, которое предстоит пройти нашему победителю, чтобы взять заветный цветок, это ответить на два вопроса.

Вопросы победителю

1) С помощью чего можно попасть в волшебный дворец?
(Волшебного кольца)
2) Покажите, как пользоваться этим кольцом?

Вот мы и завершили наше путешествие, и как говорится в сказке: « Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».

Награждение победителей.

Список использованной литературы
1. Аксаков С.Т. Аленький цветочек. М: Издательство « Малыш» - 1991 –
40 с.

______________________________________

1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? ___________________________________________________

2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? _________________________________________

3. Какими словами начинается эта сказка? _______________________________________________________

4. Как звали отца сестёр из сказки «Аленький цветочек»? __________________________________________

5. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? ____________________________

6. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? ______________________________

7. Какими чисто российскими товарами торговал отец? ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________

8. Как звали старшую дочь? __________________________________

9. Как звали среднюю дочь? __________________________________

10. Как звали младшую дочь? _________________________________

11. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? _________________

13. Что было особенного в аленьком цветочке? __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

14. Как она узнала о существовании аленького цветочка? __________________________________________

___________________________________________________________________________________________

15. Что случилось с купцом в дороге? __________________________________________________________

16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка. ____________________________________________

Страшен был зверь ________________, чудо ___________________: руки ______________, на руках когти ____________________, ноги _______________, спереди – сзади горбы великие _________________, весь __________________ отверху донизу, изо рта торчали ________________________, нос ___________, как у _________________ а, а глаза были _____________________.

___________________________________________________________________________________________

19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях? ___________________________________

___________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? _________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

23. «Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»? ________________________

______________________________________________________________________________

_________________________________________________

«Очутилась она во дворце зверя ___________________________, чуда ________________________, во палатах высоких, _________________________, на кровати из резного золота со ножками _____________________, на пуховике пуха ________________________, покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»? __________________________________________________________________________

27. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? _________________________________

___________________________________________________________________________________________

28. Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? _____________________

___________________________________________________________________________________________

29. Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища? __________________________________

___________________________________________________________________________________________

30. Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу? ________________________________________

31. Чем занималась Настенька во дворце чудища? ________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

33. Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве? _____________________________________

_______________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

_____________________________________

___________________________________________________________________________________________ 37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? ___________________________________________________________________________________________

38. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого? ________________________________

___________________________________________________________________________________________

39. Как выдумаете, почему умер зверь лесной? ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

_________________________

______________________________

__________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». (ответы)

1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? Сергей Тимофеевич Аксаков

2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея

3. Какими словами начинается эта сказка? «В некотором царстве, в некотором государстве …»

4. Как звали отца сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Степан

5. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Купец, торговый человек

6. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями, потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде

7. Какими чисто российскими товарами торговал отец? Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое

8. Как звали старшую дочь? Прасковея

9. Как звали среднюю дочь? Марфа

10. Как звали младшую дочь? Настенька

11. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие? Средней - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими; старшей - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.

12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? Младшая

13. Что было особенного в аленьком цветочке? Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете

14. Как она узнала о существовании аленького цветочка? Она увидела его во сне и была поражена его красотой

15. Что случилось с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники

16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка. Зверь лесной, чудо морское

17. Опишите внешний вид чудища. Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.

19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях? Он самовольно сорвал любимый цвкток хозяина

20. Где рос аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке

21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? Если он пришлет вместо себя одну из дочерей

22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома? золотой перстень

23. «Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»? Расписка

24. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? На правый мизинец

25. Что стало с сорванным аленьким цветочком? Прирос к прежнему стеблю

26. Вспомни и вставь пропущенные слова.

«Очутилась она во дворце зверя лесного , чуда морского , во палатах высоких, каменных , на кровати из резного золота со ножками хрустальными , на пуховике пуха лебяжьего , покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»? Шелковая цветная ткань с узорами

27. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? Исполнялись все ее желания

28. Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? Свой собственный сарафан

29. Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища? Олени, козлёнок, павлины, райские птицы

30. Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди

31. Чем занималась Настенька во дворце чудища? Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни.

32. Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские? Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком

33. Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве? Морские коньки

34. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? За час до истечения 3 дней и 3 ночей, на вечерней заре.

35. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки с богатыми нарядами.

36. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что, сестры перевели часы назад, а чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.

37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? Всё погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.

38. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого? На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек.

39. Как выдумаете, почему умер зверь лесной? От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернётся.

40. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем

41. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? Двенадцатой

42. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? 30 лет

43. Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? Зависть

44. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь


Презентация составлена в форме игры Морской бой. Технологическая карта урока рассчитана на участие в уроке двух классов.

Просмотр содержимого документа
«карта ур»

Тема урока: Урок –викторина С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цели урока:

1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;

2) Развивающая: развитие умений и навыков грамотного художественного пересказа содержания прочитанного (на основе l-ой главы), выразительного чтения отрывков из сказки (при ответе на вопросы) ;

3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного (на основе содержания волшебной сказки Аксакова), любви к произведениям устного творчества, желания читать и изучать сказки, стать добрым человеком.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел уже звонок

Сегодня у нас не простой урок, а волшебный, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят чудеса. А где это может происходить? Одну из таких сказок вы прочитали к нашему уроку внеклассного чтения

Это сказка С. Аксакова «Аленький цветочек» (слайд)

Мы познакомимся с творчеством писателя, поразмышляем над смыслом сказки, выскажем своё отношение к героям, постараемся понять причину их поступков.

А чтобы нам было интереснее, мы поработаем группами из разных классов, лучших знатоков ждёт награда – они будут защищать честь гимназии в районном конкурсе.

Но есть у нас сегодня и группа поддержки, если знатоки не справляются с заданием, то им можно рассчитывать на помощь своих одноклассников. Так же группа поддержки будет внимательно наблюдать за командами и в конце урока назовёт десять самых активных, по 5 из каждого класса для включения их в команду гимназии.

Начинается урок

В сказке

2.Проверка домашнего задания

Итак, начинаем с домашнего задания.

4Б - почему у сказки такое название.

Слайд 3, 4, 5 Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Мать разделяет и горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.

В Казанскую гимназию Аксаков поступил на десятом году. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное – нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел три с половиною года.

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: первичная проверка запоминания ранее изученного материала.

Вспомним правила работы в группе Слайд.6

    Распределите роли в группе.

    Внимательно прочитайте задание.

    При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

    Не перебивай говорящего.

Задание 1 Вспомним содержание сказки. У вас на столах на этих листочках – план, на одних – обычный, на других - цитатный. Мы предлагаем вам восстановить события в нужной последовательности, пронумеровать пункты плана и прикрепить листочки на доску

Проверка: учителя переворачивают полоски с текстом, должна получиться обложка с названием сказки

Команды читают пункты плана на полосках бумаги, нумеруют их и прикрепляют на доску магнитами.

Набор для 4 а

Нашел купец подарки для старших сестер.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у зверя лесного.

Скучает Настенька по батюшке и сестрам.

Купец встретился со зверем лесным.

Превращение зверя в принца.

Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо

Набор для 4б

«Жил – был богатый купец…»

«Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»

«Я отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»

«Для меня достал ты аленький цветочек, мне и надо выручить тебя»

«Так и стала жить да поживать молодая дочь купецкая, красавица писаная»

«А сестры с ней разговаривают, о том о сём расспрашивают, позадерживают»

«Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что же ты меня не встречаешь?»

«Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного»

4. Изучение лексики сказки

Задание 2. Текст сказки наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки и сможете ли вы объяснить их лексическое значение

Проверка на интерактивной доске слайд 7

Команды получают листки с напечатанными на них старинными выражениями. Члены команды пишут значение рядом через тире.

Набор для 4 а

Пригорок муравчатый.

Яства сахарные.

Опочивать легла.

Челядь дворовая.

Набор для 4 б

Паче зеницы ока.

Музыкальный конкурс

Цель:

Задание 3 Теперь посмотрим, как вы чувствуете душой эту сказку?

(Звучит музыка, а вы представляете, какие события происходят в этот момент в сказке

и подбираете соответствующую иллюстрацию)

Расскажите, что же вы представили?

Из иллюстраций на столах дети выбирают подходящие и рассказывают кратко, что происходит.

Чтение по ролям

Цель: развитие навыков выразительного чтения, умения анализировать поступки людей.

Задание 4 Какой урок мудрости преподносит автор, У каждой группы он будет свой .

Чтобы справиться с заданием вам предстоит прочитать по ролям предложенный отрывок, а затем ответить на вопрос, записанный там же.

Приложение 1.

Вопрос 4А Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит? Ответ - самопожертвование. Работа с Толковым словарем.

А вы могли бы так поступить?

- Подберите однокоренные слова . (Милость, сердечность, сердечный).

- Кому адресуем эти слова? (Меньшой дочери. Она жертвует собой во имя покоя, счастья другого).

- Назовите однокоренные слова к слову жертвовать . (Самопожертвование, жертва, жертвенный).

Вопрос 4 б Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться? Ответ Перестала Настя его бояться потому, что он добрый. Страшный был зверь, безобразный, но сколько добра он ей сделал, стал её настоящим другом. Полюбила она зверя за душу его добрую, за слова ласковые, за то, что угождал ей во всём. И сама Настя была доброй, отзывчивой и ласковой девушкой именно такой, которая смогла оценить доброту души этого зверя, поэтому добро в сказке побеждает.

5.Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Вы читали?

А теперь все быстро встали!

Мы читали!

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки!

Уходи от нас скорей!

Не пугай ты нас, детей!

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло!

Громче музыка играй,

Нас на танец приглашай!

(Звучит музыка, ученики выполняют танцевальные упражнения).

Викторина Морской бой

Цель: проверка знания содержания сказки.

На сетке название раздела и цена вопроса. Команды по очереди выбирают вопрос, если затрудняются, им помогает группа поддержки. Переход к сетке вопросов по значку домик в правом нижнем углу.

Запись очков на доске.

6. Подведение итогов викторины

Цель: Обучение самооценке и оценке работы группы.

Сейчас нам предстоит оценить работу в группе. Посовещайтесь и назовите тех, кто принёс своей команде больше пользы, кто был активен, кто лучше знает содержание сказки.

Выслушиваются предложения игроков и группы поддержки. Дети, названные в результате выходят к доске.

8.Итог урока.

Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Скоро прозвенит звонок

Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек.

Посмотрите сколько у нас их на поляне, пусть они расцветут в душе у каждого из нас Слайд 10

Какой урок извлекаем мы из сказки, написанной автором для своей единственной внучки Оленьки? (Самоотверженная любовь, верность и преданность способны победить зло). - Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке?

Давайте растить свой «аленький цветочек». - Как? (Попробуем, даже когда нам не хочется, помочь кому-то. Иногда ведь достаточно только одного взгляда, улыбки, чтобы кому-то стало веселее, легче. Делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее от нашей доброты).

Приложение 1.

Задание 4а

Заутра позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей всё, что с ним приключилося, всё от слова до слова, и спросил, хочет ли она избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, к чуду морскому.

Старшая дочь наотрез отказалася и говорит:

Позвал честной купец к себе другую дочь, середнюю, рассказал ей всё, что с ним приключилося, всё от слова до слова, и спросил: хочет ли она избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, чуду морскому.

Середняя дочь наотрез отказалася и говорит:

Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.

Позвал честной купец меньшую дочь и стал ей всё рассказывать, всё от слова до слова, и не успел кончить речи своей, как стала перед ним на колени дочь меньшая, любимая, и сказала:

Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, мне и надо выручить тебя.

Залился слезами честной купец, обнял он свою меньшую дочь, любимую, и говорит ей таковые слова:

Дочь моя милая, хорошая, пригожая, меньшая и любимая! Да будет над тобою моё благословение родительское, что выручаешь ты своего отца от смерти лютой и идёшь на житьё противное к страшному зверю лесному, чуду морскому.

Задание 4б.

"Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и всё, что тебе пожелается, всё, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою".

Прочитала она словеса огненные, и пропали они со стены белой мраморной, как будто их никогда не бывало там. И вспало ей на мысли написать письмо к своему родителю и дать ему о себе весточку. Не успела она о том подумать, как видит она, перед нею бумага лежит, золотое перо со чернильницей. Пишет она письмо к своему батюшке родимому и сестрицам своим любезным:

"Не плачьте обо мне, не горюйте, я живу во дворце у зверя лесного, чуда морского, как королевишна; самого его не вижу и не слышу, а пишет он ко мне на стене беломраморной словесами огненными; и знает он всё, что у меня на мысли, и в ту же минуту всё исполняет, и не хочет он называться господином моим, а меня называет госпожой своей".

Не успела она письмо написать и печатью припечатать, как пропало письмо из рук и из глаз её, словно его тут и не было. Заиграла музыка пуще прежнего, на столе явились яства сахарные, питья медвяные, вся посуда золота червонного. Села она за стол веселёхонька, хотя сроду не обедала одна-одинёшенька; ела она, пила, прохлаждалася, музыкою забавлялася.

Просмотр содержимого презентации
«морской бой»

По сказке Аксакова

«Аленький цветочек»

Орешкина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МОУ Гимназия 89


История создания

Герои сказки

Сюжет сказки

Признаки волшебной сказки

Анализ содержания сказки


История создания 10

Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?



История создания 20



История создания 30

В каком году была написана сказка?



История сздания 40

С каким произведением Аксакова связана сказка?



История создания 50

Что написано в подзаголовке сказки?


«Сказка ключницы Пелагеи»

значится в подзаголовке


Герои сказки 10

Как звали отца сестёр из сказки

«Аленький цветочек»?



Герои сказки 20

Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?


Купец,

торговый человек


Герои сказки 30

Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в

родительский дом в гости?



Герои сказки 40

Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Чем он торговал?


Торговыми кораблями, потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде.

Торговал сибирскими мехами, уральскими

самоцветами и камнями, жемчугом.


Герои сказки 50

Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.


Зверь лесной, чудо

морское


Сюжет сказки 10

Что случилось с купцом в дороге?



Сюжет сказки 20

Как младшая дочь узнала о существовании аленького цветочка?


Она увидела его во сне

и была поражена его красотой


Сюжет сказки 30

Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях?


Он самовольно

сорвал любимый цветок хозяина


Геометрические фигуры 40

Сюжет сказки 40

Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?


Средней -

золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице

каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими;

Старшей - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему


Сюжет сказки 50

Какой наряд выбрала Настенька

из тех, которые предложил ей чудо –зверь?



Признаки волшебной сказки10

Какой волшебный предмет дал

зверь лесной, чудо морское,

чтобы купец мог

быстро очутиться дома?



Признаки волшебной сказки20

Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?


За час до

истечения 3 дней и 3 ночей, на вечерней заре .


Признаки волшебной сказки30

На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться

во дворце чуда морского, зверя лесного?



Признаки волшебной сказки 40

Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные,

глубины морские?



Признаки волшебной сказки 50

Сколько лет провёл принц в образе

зверя лесного, чуда морского?



Анализ содержания 10

Продолжи фразу:

Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что,…..


сестры перевели

часы назад, а чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.


Анализ сказки 20

Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?



Анализ сказки 30

Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад?



Анализ сказки 40

Как выдумаете, почему умер зверь лесной?


От тоски, от любви к

Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернётся.


Анализ сказки 50

Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?


Верность данному слову;

преданность; бескорыстная,

искренняя любовь