Я скажу просто вдохновение есть. Размышления писателя (Фазиль Искандер)

Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года. Гораздо чаще в русской поэзии появлялись стихотворения о весне или лете – таких временах года, когда в природе царит возрождение и расцвет.

Пожалуй, один Александр Сергеевич Пушкин считал осень «унылой порой, очей очарованьем» . Только ему приятна была «прощальная краса» и «пышное природы увяданье» . А лето как раз не было слишком желанным, ведь всем известны строки поэта о том, что он любил бы лето красное, «когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» .

В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета описана поздняя осень, потому что «осыпал лес свои вершины» , а «сад обнажил свое чело» . Использование здесь олицетворений очень трогательно, как будто перед нами абсолютно одушевленные персонажи, которые прощаются со своими зрителями, как настоящие актеры, сняв перед ними шляпу.

Дальше на сцену вступает новое действующее лицо: «Дохнул октябрь» . И вдруг – обезличенность: «Георгины дыханьем ночи обожгло» . Словно автор не в силах поверить, будто октябрь способен на такую жестокость. И все-таки холодное дыхание осени вызывает соответствующее настроение: тоску по ушедшему лету, грусть от предстоящих долгих осенних вечеров, наполненных ожиданием далекой весны.

На первый взгляд, неожиданным оказывается противопоставление во втором четверостишии: «Но в дуновении мороза…» лишь одна роза «благоуханна и пышна» .

Действительно, по меньшей мере, странно видеть живую розу среди погибших цветов. Перед глазами возникает яркая картина: заледеневшие, почерневшие от «дуновения мороза» последние цветы осени - георгины, и яркая, наверняка, красная, как огонь во тьме, роза. Автор называет ее царицей. А герой, застывший, восхищенный, обращается к ней почтительно, как к персоне самых высоких кровей: «Царица роза» .

Что ж, вполне традиционно считать розу царицей цветов. Однако у Фета она действительно заслуживает высокого титула, ведь роза «между погибшими одна… благоуханна и пышна» . Это ли не чудо? Поэтому герой, потерявший надежду на счастье, вновь ее обретает. Он как будто расправляет плечи и вместе с розой противостоит «жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня» .

И опять вступает в силу традиционный для поэзии Фета параллелизм: для розы «гаснущий день» - осенняя ночь. Но и для героя гаснущий день означает наступление старости. Это достаточно распространенная аналогия в русской поэзии. А уж «жестоких испытаний» в жизни самого Афанасия Афанасьевича было немало.

Параллелизм последних строк тоже очевиден: роза, которая «очертаньем и дыханьем весною» веет, означает, что герой еще чувствует себя молодым, так как весна – время молодости и цветения.

В завершении анализа просто необходимо вспомнить, какое огромное значение придавал Фет концовке, считая, что она должна быть такой, чтобы ни одного слова к ней нельзя было прибавить. Именно таков финал стихотворения «Осенняя роза». Последнее четверостишие вновь построено на параллелизме героя и розы: наперекор всем несчастьям («жестоким испытаньям» ) и приближающейся старости («злобе гаснущего дня» ) роза своей красотой («очертаньем» ) и ароматом («дыханьем» ) напоминает ему о вечной молодости и красоте. Иными словами, герой – уже немолодой человек, но в «злобе гаснущего дня» , т. е. в угасании собственной жизни, все-таки остается восприимчив ко всему доброму и прекрасному. В этом и заключается смысл финала.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Русская версия журнала GQ 8 сентября 2015 года провела церемонию вручения наград «Человек года». Музыкантом года по версии издания стал лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков. Отношение к нему как к Индии: кому-то он очень нравится, а кто-то относится к нему с осторожностью. Многие считают его современным суфием и духовным учителем. БГ дает много интервью и делится своими мыслями и мировоззрением.

сайт с удовольствием публикует подборку остроумных и мудрых ответов Бориса Борисовича.

  1. Когда перестанешь исправлять других людей и начнешь исправлять себя, ты поймешь, что нет никаких проблем. У каждого только те проблемы, которые ему поставляет его собственное сознание.
  2. Мы под словом «любовь» обычно понимаем «захватить ее в собственность, и съесть, и запереть в этом ящичке». А любовь надо не запирать, а напротив - открывать. Любовь - это не привязывать к себе, а отпускать.
  3. Поклонницы? Их становится все меньше. Я уже стал как памятник Крылову. Какое влечение можно испытывать к пророку Моисею, например?
  4. По мне что цифра в 50 (лет),что 40, нисколько не тяжелее. Я изучал математику и могу точно сказать: все цифры одинаковы.
  5. Слово «проблема» очень опасно. Мы говорим «проблема», обозначая то, что очень сложно, неприятно и нерешаемо. Если подойти к "проблеме", когда мы полны здоровой энергии, это будет не проблема, а задача, решать которую будет увлекательным делом.
  6. Если боишься терять, то ты пока не нашел себя. Как найдешь - успокоишься, потому что устройство жизни таково, что нам не принадлежит ничего, что можно потерять. Вор залезает в карман, старость крадет красоту, болезни - людей... А мы так бессильны со всеми своими тюрьмами, законами, кремами, микстурами...
  7. Жизнь разнашивается, как ботинок: чем дальше, тем удобнее. Может быть, выглядит со стороны хуже, а внутри все здорово.
  8. Когда помогаешь, действовать надо как в Библии. Ее главный герой учит приблизительно следующему: пусть твоя левая рука не знает, что делает правая. Что в переводе на русский язык означает: если ты что-то делаешь - молчи об этом. Иначе твоя помощь сводится к нулю.
  9. Любовь - фокусник, который вытаскивает человека из его собственной шляпы.
  10. Я не занимаюсь никакой специальной практикой для очищения кармы. Мне, как любому нормальному человеку, не до этого. Ты можешь уйти в монастырь и очищаться, либо продолжать заниматься повседневным делом. Если все будут очищать карму, кто будет дороги ремонтировать? По идее, нужно совместить, чтобы ремонт дорог был очищением кармы или пение песен было очищением кармы, вот я и пытаюсь это сделать.
  11. Мне абсолютно наплевать, мужик я, баба или растение. Потому что мне не нужно себе ничего доказывать. Я очень люблю музыку. И, когда я связан с музыкой - я в ней растворяюсь. И там нет ни мужского, ни женского - никакого начала. Я, может, скажу ужасную вещь, но мужчинам, которые гордятся только тем, что они мужчины, просто больше нечем гордиться.
  12. С возрастом я не изменился. Сейчас я лучше понимаю, чего я хочу, но это недостижимо. Это - совершенство. Есть старинный принцип: «Жить быстро, умереть молодым». Рок-н-ролльный такой. Умереть молодым не значит умереть в раннем возрасте. Можно умереть молодым в 98 лет. Старость – это когда человек теряет интерес к жизни, замыливание восприятия.
  13. Все, что не выдерживает чувства юмора, даже не стоит того, чтобы им заниматься.
  14. Вдохновение - не вода, его нельзя черпать. Если освободить место в голове, оно придет. Секрет в том, чтобы садиться – работать, работать и работать больше. Тогда будет вдохновение. Оно приходит, когда ты готов к нему.
  15. Мне интересно играть музыку, которая меня целиком захватывает. А повторять сделанное когда-то ради того, чтобы ублажить публику - дело сомнительное. Это все равно что сказать своей жене: "Ты отдохни часа два, а я пока схожу позанимаюсь любовью со своей предыдущей женой".