Юрий викторович щербатых психология стресса и методы коррекции. Психологический стресс

Щербатых Ю. В.

Щ61 Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-469-01517-3

Данное учебное пособие соответствует основным положениям Госстандарта по психологии. В книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и меди­циной. В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

Для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов высших учебных заведений, психологов-практиков, организующих семинары и тренинги по стресс-менеджменту, а также для всех интересующихся психологией.

ББК 88.352 УДК 159.942.5

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

13ВМ 5-469-01517-3

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006


Введение.................................................................................. 7

Список сокращений.................................................................. 10

ГЛАВА 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине..................... 12

1.1.1. Классическая концепция стресса.............................. 12

1.1.2. Физиологические проявления стресса..................... 15

1.2. Психологический стресс.................................................. 20


(эмоционального) стресса......................................... 20

1.2.2. Особенности психологического стресса............... 24

1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний..... 28

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.............. 31

Литература............................................................................. 32

ГЛАВА 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

2.1. Формы проявления стресса............................................ 35

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе...... 35



2.1.2. Изменение интеллектуальных процессов

при стрессе.............................................................. 39

2.1.3. Изменение физиологических процессов

при стрессе.............................................................. 41

2.1.4. Эмоциональные проявления стресса........................ 43

2.2. Оценка уровня стресса.................................................... 44

2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса.......... 44

2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса........ 53

2.2.3. Прогноз уровня стресса............................................ 59

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............... 64

Литература................................................................................ 65

ГЛАВА 3. Динамика стрессовых состояний

3.1. Общие закономерности развития стресса.................... 68

3.1.1. Классическая динамика развития стресса............ 68

3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень

стресса...................................................................... 73

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере
развития экзаменационного стресса......................... 76



3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса......................... 78

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний

детский опыт.............................................................. 78

3.2.2. Родительские сценарии............................................. 80

3.2.3. Личностные особенности....................................... 81

3.2.4. Факторы социальной среды.................................... 86

3.2.5. Когнитивные факторы............................................... 87

3.3. Негативные последствия длительного стресса................. 89

3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс.............. 89

3.3.2. Посттравматический синдром............................... 93

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............... 96

Литература................................................................................ 98

ГЛАВА 4. Причины возникновения психологического стресса

4.1. Субъективные причины возникновения психологического
стресса.............................................................................. 101

4.1.1. Несоответствие генетических программ современным
условиям................................................................... 101

4.1.2. Стресс от реализации негативных родительских
программ.................................................................. 103

4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом

и механизмы психологической защиты.................. 103

4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками

и убеждениями личности..................................... 105

4.1.5. Невозможность реализации актуальной

потребности.............................. ........................... 109

4.1.6. Стресс, связанный с неправильной

коммуникацией..................................................... 111

4.1.7. Стресс от неадекватной реализации условных
рефлексов............................................................... 113

4.1.8. Неумение обращаться со временем

(стресс и время)....................................................... 114

4.2. Объективные причины возникновения психологического
стресса.............................................................................. 117

4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты
существования) ..................................................... 118

4.2.2. Взаимодействие с другими людьми....................... 119

4.2.3. Политические и экономические факторы............... 120

4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства.............................. 121

4.3. Каузальная классификация стрессоров........................... 122


4.3.1. Степень подконтрольности стрессора................... 122

4.3.2. Локализация стрессора........................................... 124

4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа.... 126

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............ 128

Литература.............................................................................. 130

ГЛАВА 5. Особенность профессиональных стрессов

5.1. Общие закономерности профессиональных стрессов... 132

5.1.1. Профессиональный стресс................................... 132

5.1.2. Феномен профессионального выгорания............ 138

5.2. Примеры профессиональных стрессов......................... 139

5.2.1. Учебный стресс....................................................... 139

5.2.2. Спортивный стресс............................................... 143

5.2.3. Стресс медицинских работников............................ 146

5.2.4. Стресс руководителя............................................... 147

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.............. 149

Литература.............................................................................. 151

ГААВА 6. Методы оптимизации уровня стрессов

6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса................... 154

6.2. Способы саморегуляции психологического состояния

во время стресса.............................................................. 161

6.2.1. Аутогенная тренировка......................................... 161

6.2.2. Метод биологической обратной связи................ 167

6.2.3. Дыхательные техники............................................ 170

6.2.4. Мышечная релаксация.......................................... 171

6.2.5. Рациональная психотерапия.................................... 174

6.2.6. Диссоциирование от стресса................................... 176

6.2.7. Использование позитивных образов
(визуализация)......................................................... 177

6.2.8. Нейролингвистическое программирование........... 178

6.2.9. Физические упражнения.......................................... 182

6.2.10. Религия как способ борьбы со стрессами........... 183

6.2.11. Медитация........................................................... 185

6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени

его наступления............................................................... 186

6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования
поведенческих навыков.................................................... 188

6.4.1. Коммуникативные навыки..................................... 188

6.4.2. Уверенное поведение.............................................. 189



6.4.3. Эффективное целеполагание как метод

профилактики стрессов.............................................. 193

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.................. 195

Литература................................................................................ 196

Заключение............................................................................. 199

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Тесты.............................................................. 200

Приложение 2. Ответы к тестовым заданиям........................... 231

Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы

к экзамену......................................................... 232

Приложение 4. Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология

стресса и методы его коррекции»....................... 240

Приложение 5. Упражнения и практические занятия

по курсу «Психология стресса и методы

его коррекции».................................................. 244

Предметный указатель............................................................... 254


Введение

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фунда­ментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам при­спосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастани­ем числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликт­ных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматри­вал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психоло­гическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно слож­ная и чувствительная психика человека способна серьезно модифи­цировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмо­циональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрес­совыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диаг­ноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на произ­водстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья» 1 .

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники за­частую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содер­жание, из-за чего у людей может складываться неправильное, иска­женное представление об этом явлении. Для практического психолога


1 Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 326.


8 Введение


Введение 9

желательно уметь выявлять не только психологические, но и физио­логические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справлять­ся с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психоло­гам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной сторо­ны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем пред­мете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем ми­нимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, ко­торый позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном посо­бии большое внимание уделено физиологическим и медицинским ас­пектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к чет­вертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, - в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому зада­чей данного специального предмета является соединение воедино по­лученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», сту­денты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь - психологиче­ские) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных про­цессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основ­ные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного


курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладева­ют наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и за­дания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавате­лей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.


Список сокращений


АД - артериальное давление.

АДС - артериальное давление систолическое.

АДД - артериальное давление диастолическое.

АКТГ - адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ - аутогенная тренировка.

ВИК - вегетативный индекс Кердо.

ВНД - высшая нервная деятельность.

ВНС - вегетативная нервная система.

ВСР - вариабельность сердечного ритма.

ИН - индекс напряжения регуляторных систем.

И ПС - интегральный показатель страхов.

НЛП - нейролингвистическое программирование.

НС - нервная система.

ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР - сенсомоторная реакция.

ЧСС - частота сердечных сокращений.

ЦНС - центральная нервная система.


Глава 1

СТРЕСС КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Проблема стресса в биологии и медииине

1.1.1. Классическая концепция стресса

1.1.2. Физиологические проявления стресса

1.2. Психологический стресс

1.2.1. Введение понятия психологического
(эмоционального) стресса

1.2.2. Особенности психологического стресса

1.2.3. Дифферениировка стресса и других состояний


1 2 Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория


1.1. Проблема стресса в биологии и медииине 1 3

Лекция 1

СТРЕСС КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Проблема стресса в биологии и мелииине

1.1.1.Классическая концепция стресса

1.1.2.Физиологические проявления стресса

1.2. Психологический стресс

1.2.1.Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

1.2.2.Особенности психологического стресса

1.2.3.Дифферениировка стресса и других состояний

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине

1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом ис­следований различных отраслей науки: биологии, медицины, психо­логии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса опре­деляет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революцион­ной для науки середины XX века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел дру­гим путем и начал искать общие закономерности биологических ре­акций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический ком­понент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабле­ние внимания - это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий по­беды, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучи­тельно умирает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы со­вершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, на­значение которых - справиться с возросшими требованиями к человече­ской машине» .

До появления работ этого автора считалось, что реакция организ­ма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диамет­рально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разно­образные повреждающие воздействия он назвал адаптационным син­дромом, или стрессом.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функцио­нальных и морфологических изменений, развертывающихся как еди­ный процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса: + стадию тревоги; + стадию резистентности (адаптации); + стадию истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущаю­щим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, про­исходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологиче­ский характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стеро­идные гормоны - глюкокортикоиды, которые, собственно, и выпол­няют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отри­цал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим во­просом не занимался и соответственно нервной системе в его концеп­ции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запуска­ют ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном син­дроме выделял две его формы: стресс полезный - эустресс и вредо­носный - дистресс . Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что на­ходит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Так, по мнению, стресс - это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздей­ствия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» .

Близким по смыслу является и определение, кото­рый рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, раз­вивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» .

В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угро­жающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» .

Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную сис­тему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс

В то же время при отсутствии этих условий или же при значитель­ной силе негативного воздействия на организм первичный стресс пе­реходит в его повреждающую форму - дистресс. Этому может спо­собствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).

Рис. 2. Факторы, способствующие переходу первичного стресса в дистресс

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаж­даться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответству­ющую философию жизни» .

Специалисты в области психологии труда указывают, что «про­блема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности пе­рерастания стресса в дистресс» .

В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с кото­рым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса про­цесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается опреде­ленными негативными эмоциями, такое положение вещей не являет­ся единственно возможным.

При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутвер­ждения и повышением личностной самооценки .

Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описа­нию дистресса.

1.1.2. Физиологические проявления стресса

Активация гипоталамуса

Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу:

Является высшим центром вегетативной нервной системы;

Отвечает за координацию нервной и гуморальной систем орга­низма;

Управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частно­сти, дренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочеч­ники;

Формирует эмоциональные реакции человека;

Регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.

Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, воз­никающем при столкновении человека со стрессором, именно гипота­ламус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций.

С одной стороны, он повышает активность симпатической нерв­ной системы, а с другой - вызывает секрецию антистрессорных гор­монов коры надпочечников (рис. 3).

Рис. 3. Схема нервно-гуморальных процессов, происходящих в организме

человека при стрессе. Темными стрелками показаны процессы, которые

положены в основу концепции Г. Селье

Повышение активности симпатического отдела нервной системы

Нервная регуляция метаболизма в организме человека является ито­гом динамического баланса двух подсистем вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела - помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (ес­ли можно победить) или бегства (если враг сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со вре­менем запасы энергии в организме заканчиваются, и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энергии в организме происходит возбуждение парасимпатического отде­ла, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха .

Соответственно на начальных этапах стресса первым повышает­ся активность симпатического отдела, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет, и на ней может выступать холодный пот. Если стресс продолжается доста­точно долго (а также при ограниченных запасах адаптационной энер­гии или «слабом» типе высшей нервной деятельности человека) акти­вируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желу­дочно-кишечными расстройствами.

Включение гормональных механизмов

Следует отметить, что Ганс Селье получил Нобелевскую премию за открытие именно этого аспекта стрессорных реакций - активации коркового слоя надпочечников, которые помогают организму человека и животных преодолевать различные трудности при помощи специ­альных антистрессорных гормонов. Данная реакция также запускает­ся гипоталамусом, но существенно отличается от предыдущей. Под действием гормонов коркового вещества надпочечников (глюкокор-тикоидов) усиливаются все обменные процессы, в крови появляется больше глюкозы, подавляются воспалительные процессы, организм становится менее чувствительным к боли - в результате повышается степень адаптации к повышенным требованиям среды обитания.

Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро орга­низму удастся справиться со стрессом, который последовательно про­ходит стадии тревоги, адаптации и истощения.

На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали ранее, фактически и состав­ляет суть этой стадии.

Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает адаптация - стадия равновесия стрессора и защитных ме­ханизмов, на которой организму удается более-менее компенсировать ущерб от негативного воздействия. Эту стадию может испытывать спортсмен на середине длинной дистанции, руководитель фирмы во время выполнения ответственного проекта, студент в первой полови­не экзаменационной сессии.

Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны. Поэтому, если стрессорный фактор про­должает воздействовать на организм, физиологический стресс сме­няется на патологический, другими словами - человек заболевает. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других за­болеваний, являются частыми осложнениями длительных психоло­гических стрессов1.

Роль сердечно-сосудистой системы при формировании стрессорных реакций

Согласно результатам многочисленных клинических наблюдений и экспериментальных работ, сердечно-сосудистая система в первую очередь реагирует на стресс, а также становится одной из первых мишеней стресса . По мнению большинства исследователей, ведущим патогенным фактором в отношении сердечно-сосудистой системы при стрессах является активация катехоламинового и адре-нокордикоидного механизмов, которые через нарушение проница­емости мембран сердечных клеток приводят к расстройствам их ме­таболизма и гипоксии . При этом исследователи подчеркивают двустороннюю связь стресса и ишемии сердечной мышцы: с одной стороны, ишемия нередко возникает как результат стресс-реакции, вызывающей спазм и тромбоз коронарных сосудов, а с другой сторо­ны, ишемия, обусловленная любой причиной, вызывает боль, страх смерти, а в итоге - выраженный эмоциональный стресс .

Значение нервной системы в преодолении стресса

Отмечая несомненные заслуги Г. Селье, следует отметить, что в его теории явно недостаточное значение отведено роли нервной сис­темы - главной регулирующей системе нашего организма, активно участвующей во всех процессах адаптации к неблагоприятным фак­торам среды. Изучая механизмы адаптации организма к возмуща­ющим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, Э. Геллгорна и других уче­ных, отметивших важнейшую роль нервной системы в формирова­нии адаптивных реакций организма в условиях стресса.

Как отмечал академик, «центр тяжести исследований про­блемы стресса из сферы нейроэндокринных взаимоотношений все более отчетливо перемещается в так называемую психическую сферу, основу которой бесспорно составляют эмоциональные переживания человека» .

Начало физиологическому направлению исследований проблемы стресса положили работы У. Кеннона, создавшего теорию гомеостаза. Ведущее место в поддержании гомеостаза и во взаимодействии орга­низма с окружающей средой принадлежит, по Кеннону, центральной и вегетативной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпато-адреналовой системе, мобилизующей организм для реализа­ции наследственных программ «борьбы и бегства».

Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли физиоло­ги отечественной школы, . Физиолог открыл феномен «трофического» действия симпатических нервов, одним из первых обнаружив возможность нервной системы напрямую влиять на обмен веществ в тканях, минуя эндокринные механизмы. В результате исследования закономерностей протекания нервных процессов в критических условиях создал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и извращение функ­ционирования сильного звена. В его опытах в условиях эксперимен­тального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза, который по своей сути являлся типич­ным стрессом, возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследова­ниях отечественных и зарубежных авторов. Признавая выдающиеся заслуги в изучении физиологии ЦНС, следует помнить, что его исследования проводились на экспериментальных животных и их результаты не дают исчерпывающего представления о механиз­мах стресса у человека в связи с существованием у последнего вто­рой сигнальной системы и особенностей жизнедеятельности в усло­виях социальной среды. Тем не менее, даже работая с животными, отмечал существенную роль индивидуальных факторов, в частности, врожденного типа ВНД, в формировании картины фор­мирующегося экспериментального невроза. То, что стрессовые ситуа­ции могут приводить к значительным физиологическим нарушениям, было показано в опытах на обезьянах, где конфликтная ситуация с де­монстративным лишением полового партнера приводила к возникно­вению устойчивой гипертензии и нарушению сердечной деятельности.

Как отмечал, «отрицательные эмоции возникают в ситуациях прагматической неопределенности, дефицита информа­ции, необходимой для организации действий» . На важную роль фактора неопределенности в возникновении и развитии психи­ческих стрессовых реакций указывается как отечественными , так и зарубежными исследователями .

В других работах было показано значение иных условий, способ­ствующих развитию стресса:

Иммобилизации ;

Дефицита времени ;

Нарушения биологических ритмов ;

Изменения условий жизни и упроченного динамического стерео­типа .

Интересно отметить, что все эти факторы в той или иной степени встречаются у студентов при подготовке и сдаче ими экзаменов. Ожи­дание сначала самого экзамена, а потом и оценки вносит элемент не­определенности, способствующий развитию стрессовых реакций. Дли­тельное ограничение движений, связанное с повторением большого количества материала, является формой частичной иммобилизации, а необходимость уложиться в жесткий лимит времени, отпущенный на подготовку к экзаменационному ответу, создает дополнительное напряжение. К этому надо добавить нарушение режима сна и бодрст­вования, особенно в ночь перед экзаменом, и нарушение привычных динамических стереотипов (образа жизни) в период сессии. С учетом всего вышеизложенного придется согласиться, что во время экзаме­национной сессии студентам приходится сталкиваться с широким диапазоном синергично действующих стрессогенных факторов, при­водящих в итоге к развитию выраженного стресса.

1.2. Психологический стресс

1.2.1. Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было при­своено наименование психологический стресс . Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенно сти взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интер­претироваться не только как реакция, но как процесс, в котором тре­бования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую си­туацию .

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональ­ный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физио­логи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конеч­но же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение дан­ного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и да­же примат эмоций в комплексной реакции1.

В содержание этого термина включаются как первичные эмоцио­нальные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия био­логической или социальной среды, так и физиологические механиз­мы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме чело­века . Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типич­ные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера. Сам Г. Селье в одной из своих поздних работ писал:

«Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испыта­ет страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические ре­зультаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требо­вание приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым» .

Актуальность исследований по изучению механизмов и последст­вий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми ве дущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).

Так, еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоциональ­ного стресса» .

В одной из монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сер­дечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» .

По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосуди­стой системы . Основными причинами возникновения этих наруше­ний становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механиз­мов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные усло­вия, когда его положение кажется ему бесперспективным («No Future» Syndrom), то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. . В последнее время показано, что эмоциональные проблемы явля­ются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами .

Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоцио­нального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержа­ние в связи со следующими обстоятельствами:

Эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и живот­ным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

Эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоцио­нальными реакциями, а в развитии психологического стресса пре­обладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

Термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиолога­ми, а термин «психологический стресс» - психологами.

В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «клас сические» стадии - тревоги, адаптации и истощения. Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов.

Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по раз­личным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологическо­го, психологического и эмоционального стресса. Так, автор трехтом­ного учебника по психологии объединяет понятия «стресс» и «аффект», которые принципиально различаются как по силе, так и по длительности протекания. Как известно, продолжительность аф­фектов составляют секунды или минуты, в то время как для развития стресса требуются недели, дни или в острых случаях - часы. В пер­вом томе своего учебника пишет:

«Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов явля­ется стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и дли­тельного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку».

В то же время в другом месте своего учебника (в Словаре основных психологических понятий) автор приводит уже иное определение стресса: «Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого рас­стройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации».

В плане обсуждения данного определения можно отметить, что это определение скорее подходит к понятию «дистресс», так как при некоторых видах стресса продуктивность деятельности, наоборот, уве­личивается. Автор другого учебника по общей психологии, ­лаков, относит стресс к одному из видов эмоционального состояния, а одной из главных особенностей стресса называет его «крайнюю не­устойчивость», что противоречит базовому положению Г. Селье о про­должительном и достаточно устойчивом характере стресса, связан­ном с его гуморальной природой. пишет: «Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется по вышенной физиологической и психологической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчи­вость. При благоприятных условиях это состояние может трансформиро­ваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях - в со­стояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования сис­тем и органов, истощение энергетических ресурсов»1.

Здесь следует отметить, что с точки зрения биологической целе­сообразности (применение «стратегии борьбы или бегства») стресс повышает эффективность функционирования систем органов - на­пример, когда человек убегает от агрессивно настроенной собаки или участвует в спортивном соревновании. Снижение работоспособно­сти происходит только тогда, когда природные программы поведения вступают в противоречие с социальными нормами или условиями ин­теллектуальной деятельности (что проявляется, например, при стрес­се авиадиспетчеров или биржевых маклеров).

Другое спорное положение относительно стресса касается последовательности событий во время его разворачивания. Автор пишет: «Сущность стрессовой реакции заключается в "подготовительном" возбу­ждении и активации организма, необходимой для готовности к физиче­скому напряжению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс все­гда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истоще­нию физиологических резервов»2.

Данное положение является достаточно дискуссионным, так как большинство авторов считают, что стресс является не подготовкой к возбуждению, а следствием его, и он не предшествует трате энергети­ческих ресурсов, а вызывает эту трату .

1.2.2. Особенности психологического стресса

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, опи­санного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфиче­ских особенностей, среди которых можно выделить несколько важ­ных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится .

В отличие от животных человек реагирует не только на действи­тельную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вы­зывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмо­ционального стресса, к которому не всегда применимы закономерно­сти его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Другая особенность психологического стресса - сущесвенное зна­чение оценки человеком степени своего участия в активном воздей­ствии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации . По­казано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной сис­темы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуа­ции обусловливает преобладание парасимпатических реакций .

Основные отличия между биологическим и психологическим стрес­сом отражены в табл. 1.

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разно­видности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное поврежде­ние организму?». Если ответ «Да» - это биологический стресс, если «Нет» - психологический.

Таблица 1 . Отличия между биологическим и психологическим стрессом

Параметр

Биологический стресс

Психологический стресс

Причина стресса

Физическое, химическое или биологическое воздей­ствие на организм

Социальное воздействие или собственные мысли

Характер опасности

Всегда реальный

Реальный или виртуальный

На что направ­лено действие стрессора

На жизнь, здоровье, физи­ческое благополучие

На социальный статус, чувст­во самоуважения и т. д.

Наличие реаль­ной угрозы жиз­ни или здоровью

Отсутствует

Характер эмо­циональных переживаний

«Первичные» биологиче­ские эмоции - страх, боль, испуг, гнев

«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с ког­нитивным компонентом - беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.

Временные гра­ницы предмета стресса

Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим

Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)

Влияние лич­ностных качеств

Незначительное

Очень значительное

♦ Переохлаждение, вы­
званное долгим купанием

♦ Ожог горячим паром

♦ Интоксикация, вызванная приемом алкоголя

♦ Вирусная инфекция

♦ Обострение гастрита по­
сле приема острой пиши;

♦ Травма (ушиб, перелом) \

♦ Выговор, полученный от
начальника

♦ Повышение квартплаты

♦ Страх полетов на само­летах

♦ Семейный конфликт

♦ Беспокойство за здоровье
близких родственников

♦ Несчастная любовь

Ч Беспокойство по поводу будущего

Механизм развития психологического стресса можно продемонст­рировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в со­ответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или под­сознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка со­бытия. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоцио­нальная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающий­ся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

Таблица 2. Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса

Субъективные факторы

Усиление уровня стресса

Уменьшение уровня стресса

Память о про­шлом

Наличие неудачных выступ­лений в прошлом, провалы публичных выступлений

Опыт успешных выступле­ний, презентаций, публич­ных докладов

Мотивации

«Аля меня очень важно от­лично выступить на зашите и получить высшую оценку»

«Мне все равно, как я вы­ступлю и какую оценку получу»

Установки

♦ «Все зависит от меня»

♦ «Во время публичных вы­ступлений все волнуются,
а я особенно»

♦ «От судьбы не уйдешь»

♦ «подумаешь, зашита дип­лома. Это всего лишь формальность, не стоящая особых переживаний»

Ожидания

Неопределенность ситуации, непонятно отношение чле­нов комиссии

Определенность ситуации (ожидание благожелательно­го отношения к себе членов комиссии)

Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4).

Рис. 4. Механизмы формирования психологического стресса

1.2.3. Дифферениировка стресса и других состояний

Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний доста­точно сложна и в большинстве случаев весьма условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность. При доста­точной интенсивности и длительности такие эмоциональные явле­ния, как страх, тревожность, фрустрация , психологический диском­форт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационно­го синдрома .

Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от про­цесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальны­ми и вегетативными изменениями, а утомление определяется высши­ми этажами нервной системы, в первую очередь - корой больших по­лушарий. Однако между ними есть и «переходные точки»: утомление развивается при начале истощения активации, вызванного симпати­ческим регулированием, что запускает активность парасимпатическо­го отдела, способствующего восстановлению потраченных ресурсов. Преобладающая активность парасимпатической системы при утом­лении выражается в снижении речевой активности, стремление к по­кою и легкости возникновения сонного торможения . По мнению, только крайне редко сильное утомление может за­пускать развитие и симпатических реакций, выражающееся в пере­возбуждении и нарушении сна. В реальной трудовой деятельности утомление может проявиться:

Или в снижении интенсивности труда работника при сохранении величины начального напряжения его физиологических функций (снижение производительности труда);

Или в увеличении степени напряженности физиологических функ­ций при неизменных показателях количества и качества труда (воз­растание «цены результата труда»);

Или (что бывает наиболее часто) в некотором снижении трудовых показателей с одновременным увеличением напряжения физио­логических функций.

В последней ситуации утомление к концу работы может быть до­статочно глубоким, и для восстановления нормального функциональ­ного состояния организма потребуется продолжительный отдых.

В случае если отдых оказывается недостаточным для полного восста­новления работоспособности к началу следующего трудового перио­да, то в этот период утомление развивается более быстро и глуби­на его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период. Это показывает, что утомление обладает способностью к на­коплению, постепенно переходя в качественно новое состояние - пе­реутомление. Последнее обычно определяется как хроническое утом­ление, не ликвидируемое за обычные периоды отдыха (ежедневный и еженедельный). Синдром умственно-эмоционального переутомле­ния расценивается некоторыми авторами как особое нозологическое состояние организма, находящееся между нормальными и патоло­гическими реакциями, которое в неблагоприятных условиях может переходить в болезнь . Особую роль в развитии нервного пере­напряжения и хронического утомления играют наследственно-кон­ституционные факторы, ибо без учета генотипических особенностей трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги в экстремальных ситуациях у разных индивидуумов.

Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно со­стояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него - перегрузку.

Например, Ксандрия Вильяме считает, что перегрузка возникает тогда, когда человек не в состоянии удовлетворить предъявляемые к нему требо­вания и берет на себя больше, чем может сделать. Она пишет: «Перегрузка случается тогда, когда вы слишком много работаете, пытаетесь совместить дом, семью, карьеру и другие обязательства, когда требования к вашему времени и силам оказываются чрезмерными. Это происходит тогда, когда дел так много, что вы безуспешно растрачиваете энергию, у вас все равно не остается времени на отдых или выходные. Вы мало спите, но все равно не успеваете сделать все, особенно когда несколько человек одновременно предъявляют к вам противоречивые требования»1.

По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представля­ют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. К. Вильяме отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения - страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Она пишет:

«Если требования, предъявляемые к вашему времени и к вашим силам, ве­дут к перегрузкам, это вызывает неполадки в вашем организме и сбои в его работе. Проблемы со здоровьем приводят к постоянной тревоге и агрес сивности, что усиливает стресс на психическом и эмоциональном уровнях. К стрессу может привести даже опасение, что у вас просто не хватит физи­ческих сил справиться с перегрузкой. Таким образом, если организм не справляется с перегрузкой, то эта перегрузка может стать причиной стресса. Перегрузка обычно вызывается вашими обязанностями, а не тем, что вам хочется делать. Если вы чрезвычайно заняты, но вам нравится то, что вы делаете, то, скорее всего, вы будете воспринимать каждую новую зада­чу как волнующее приключение и с энтузиазмом приступать к ее реше­нию. В этом случае стресс маловероятен. Такое состояние лучше называть "высокой нагрузкой", а не перегрузкой. Высокие нагрузки с меньшей веро­ятностью ведут к стрессу, хотя длительное их присутствие может тоже от­рицательно сказаться на здоровье»1.

Близким к состоянию психологического стресса, по мнению неко­торых исследователей, является также состояние эмоциональной на­пряженности . Данные авторы считают, что эмоциональная напря­женность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напря­женности. Авторы разъясняют свою концепцию следующим образом:

«В ответ на самые различные воздействия со стороны внешней или внут­ренней среды наряду с отражением и оценкой этих воздействий в созна­нии возникает определенное эмоциональное возбуждение (некоторая тре­вога) как сигнальный процесс - подсознательный анализ информации, неудовлетворенной потребности или оценка неблагоприятного состояния в организме. Затем, если человек начинает какую-либо сознательную ак­тивную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмо­циональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функцио­нальных резервов - преимущественно их мобилизация. Эмоциональное напряжение направлено на достижение успеха в выполняемой деятель­ности. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмо­циональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя моти­вация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха. Под эмоциональ­ной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, па­дением работоспособности» .

При анализе данной концепции обращает на себя внимание сход­ство предложенных этапов эмоциональной напряженности с этапами классического стресса, только проходящего не на гормонально-био­химическом, а на нервно-психическом уровне.

/ Что такое стресс?

на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых "Формула долголетия", посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни человека. Первые два месяца видео будут посвящены различным аспектам долголетия, а затем будут выходить видео с конкретными рекомендациями по продлению жизни и повышению ее качества.

Видео №10 «Советы 102-летнего долгожителя - путь к здоровому долголетию»

В наше время «стресс» - чуть ли самое популярное слово. Семейная ссора - стресс, ребенок принес из школы двойку - стресс, подскочил курс доллара - стресс, не вдевается нитка в иголку - опять стресс, оставил машину в неположенном месте и из головы не выходит тревожная мысль об эвакуаторе - само собой стресс, а уж когда муж возвращается домой с работы позже обычного и от него при этом слегка пахнет женским парфюмом - то стресс вырастает до таких размеров, что молнии начинают сверкать! Но называя наши разнообразные психологические реакции на эти разные события одним словом мы не продвинемся на пути к пониманию, что же с нами происходит на самом и деле и как от этого избавиться.

Изначально термин стресс пришел из медицины - после того, как Ганс Селье обнаружил типичную реакцию организма на разнообразные повреждающие факторы среды в опытах на крысах. При этом важнейшим признаком стрессорной реакции было ее негативное воздействие на организм и гормональный ответ со стороны надпочечников, которые вырабатывали антистрессорные гормоны глюкокортикоиды. Эти вещества помогали крысам справиться с теми неприятностями, которые придумывал для них Ганс Селье. Он морозил их в ледяной воде, бил током, подвергал воздействию механических и химических факторов - в общем создавал им адскую жизнь. И в результате и у бедных крысок развивался стресс, который проявлялся в различных телесных нарушениях типа язвы желудка и нарушении эндокринной системы..

Но люди - не крысы! И стрессы у них проявляются тоже по-другому. Наше отличие состоит в том, что мы выдумываем себе большую часть наших неприятностей или многократно преувеличиваем в сознании возникающие проблемы. Поэтому и стрессы у нас не совсем такие, как у животных, которых изучал Селье. Поэтому в 1975 году Ричард Лазарус вел понятие «психологического стресса» как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено в том плане, что психологический стресс стал рассматриваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию

(например, трехдневный байдарочный поход второй категории будет сильным стрессом для офисного работника и легкой прогулкой для спортсмена-водника; или публичное выступление явиться сильнейшим стрессом для человека, не имеющего опыта, и легкой разминкой для матерого политика.).

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г.Селье, обладает рядом особенностей - в частности, он может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится. То есть стрессом может быть то, что не происходит в настоящий момент и не произойдет в будущем - если мы допускаем такой вариант теоретически (например стресс летать на самолете или беспокойство по поводу срыва важной сделки у бизнесмена).

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса:

«Наносит ли стрессор явное повреждение организму?» .

Если «Да» - это биологический стресс, если «Нет» - психологический.

Подводя итог сказанному давайте постараемся дать определение понятию стресс в применению к человеку:

«Стресс - это длительная системная (психологическая и гормональная) реакция организма на жизненные ситуации, которые человек считает угрожающими для своего благополучия, и не видит возможности для их быстрого разрешения» (Ю.В.Щ.).

Введение




Список сокращений

АД - артериальное давление.

АТ - аутогенная тренировка.

НС - нервная система.

СМР - сенсомоторная реакция.

Психологический стресс

Глава 2

Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессор-ных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Мии В. ]. выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

Настроение (например, волнение);

Когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

Физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор); + поведенческие реакции .

В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

Оценка уровня стресса

Прогноз уровня стресса

Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у которых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводить с ними соответствующую работу в плане психопрофилактики стресса. Специалисты в области физиологии труда отмечают, что различные виды неблагоприятных функциональных состояний (утомление, монотония, неадекватные реакции при стрессах и т. д.) не только существенным образом снижают успешность и качество труда, но и заставляют человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» за выполняемую работу . Поэтому своевременный прогноз возможных отклонений в нормальном функциональном состоянии у отдельных лиц и своевременная реализация коррекционных мероприятий не только помогли бы этим людям сохранить здоровье, но и за счет оптимизации их функционального состояния повысить эффективность их деятельности.

В настоящее время существуют различные методы прогнозирования реакций человека на стресс. Их основная задача состоит в учете индивидуальных психических и физиологических особенностей испытуемого и экстраполяции полученных данных на аналогичные ситуации в будущем. К этим методам относятся:

1) использование идентичных стрессоров (например, изучение психологических и вегетативных реакций студента на одном экзамене дает возможность прогнозировать характер и уровень переживаемого им стресса на другом);

2) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях (воздействие сильных зрительных, звуковых и тактильных раздражителей);

3) мысленное моделирование стрессорных ситуаций (в частности, при помощи метода нейролингвистического программирования);

4) прогнозы на основе психологических тестов и опросников",

5) математические модели (простой, множественной регрессии и пр.);

6) создание при помощи различных устройств модельной стрессорной ситуации, которая по своим параметрам была бы достаточно близ ка к ситуации реальной.


Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 326.

Стрессор - фактор, вызывающий стресс.

От англ. &ге§з - напряжение.

Иммобилизация - принудительное обездвиживание.

Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 331.

Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1999, с. 442.

Там же, с. 680.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2002, с. 456.

Там же, с. 457.

Например: Свидерская Н. Е. и др. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у чело­века // Журнал ВИД. 2001. Т. 51, №2, с. 158-165.

Щербатых Ю. В. Насколько метод цветовых выборов Люшера измеряет вегетатив­ный компонент тревоги? // Прикладные информационные аспекты медицины. 2003. Т. 5. № 1-2, с. 108-113.

Введение

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья» .

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники зачастую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содержание, из-за чего у людей может складываться неправильное, искаженное представление об этом явлении. Для практического психолога желательно уметь выявлять не только психологические, но и физиологические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справляться с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психологам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной стороны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем предмете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем минимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, который позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном пособии большое внимание уделено физиологическим и медицинским аспектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к четвертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, - в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому задачей данного специального предмета является соединение воедино полученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь - психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал доя преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

Список сокращений

АД - артериальное давление.

АДС - артериальное давление систолическое.

АДД - артериальное давление диастолическое.

АКТГ - адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ - аутогенная тренировка.

ВИК - вегетативный индекс Кердо.

ВНД - высшая нервная деятельность.

ВНС - вегетативная нервная система.

ВСР - вариабельность сердечного ритма.

ИН - индекс напряжения регуляторных систем.

И ПС - интегральный показатель страхов.

НЛП - нейролингвистическое программирование.

НС - нервная система.

ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР - сенсомоторная реакция.

ЧСС - частота сердечных сокращений.

ЦНС - центральная нервная система.

Глава 1 СТРЕСС КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

«Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психологической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов».

Здесь следует отметить, что с точки зрения биологической целесообразности (применение стратегии «Борьбы или бегства») стресс повышает эффективность функционирования систем органов – например, когда человек убегает от агрессивно настроенной собаки или участвует в спортивном соревновании. Снижение работоспособности происходит только тогда, когда природные программы поведения вступают в противоречие с социальными нормами или условиями интеллектуальной деятельности (что проявляется, например, при стрессе авиадиспетчеров или биржевых маклеров).

1.2.2. Особенности психологического стресса

Психологический стресс в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится @@@@@21, 23#####. В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порой вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Другая особенность психологического стресса – существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации @@@@@4#####. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций @@@@@16#####.

Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в табл. 1.

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?» Если ответ «Да» – это биологический стресс, если «Нет» – психологический.

Таблица 1. Отличия между биологическим и психологическим стрессом.

Таблица 1. (Окончание).

Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

Таблица 2. Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса.

Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4).

Рис. 4. Механизмы формирования психологического стресса.

1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний

Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний достаточно сложна и в большинстве случаев весьма условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность. При достаточной интенсивности и длительности такие эмоциональные явления, как страх, тревожность, фрустрация, психологический дискомфорт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационного синдрома @@@@@16#####.

Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от процесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальными и вегетативными изменениями, а утомление определяется высшими этажами нервной системы, в первую очередь – корой больших полушарий. Однако между ними есть и «переходные точки»: утомление развивается при начале истощения активации, вызванного симпатическим регулированием, что запускает активность парасимпатического отдела, способствующего восстановлению потраченных ресурсов. Преобладающая активность парасимпатической системы при утомлении выражается в снижении речевой активности, стремление к покою и легкости возникновения сонного торможения @@@@@16#####. По мнению В. В. Суворовой, только крайне редко сильное утомление может запускать развитие и симпатических реакций, выражающееся в перевозбуждении и нарушении сна. В реальной трудовой деятельности утомление может проявиться:

+ или в снижении интенсивности труда работника при сохранении величины начального напряжения его физиологических функций (снижение производительности труда);

+ или в увеличении степени напряженности физиологических функций при неизменных показателях количества и качества труда (возрастание «цены результата труда»);

+ или (что бывает наиболее часто) в некотором снижении трудовых показателей с одновременным увеличением напряжения физиологических функций.

В последней ситуации утомление к концу работы может быть достаточно глубоким, и для восстановления нормального функционального состояния организма потребуется продолжительный отдых.

В случае если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период. Это показывает, что утомление обладает способностью к накоплению, постепенно переходя в качественно новое состояние – переутомление . Последнее обычно определяется как хроническое утомление, не ликвидируемое за обычные периоды отдыха (ежедневный и еженедельный). Синдром умственно-эмоционального переутомления расценивается некоторыми авторами как особое нозологическое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями, которое в неблагоприятных условиях может переходить в болезнь @@@@@11#####. Особую роль в развитии нервного перенапряжения и хронического утомления играют наследственно-конституционные факторы, ибо без учета генотипических особенностей трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги в экстремальных ситуациях у разных индивидуумов.