А ты красавица божусь лишь только замолчишь. Знаменитая басня: Петух и Кукушка в льстивом диалоге

Иван Андреевич Крылов - русский поэт, драматург, переводчик и академик - хорошо известен во всем мире. Жанр, в котором он особенно прославился, - басня. Петух и Кукушка, Лисица и Ворона, Стрекоза и Муравей, Осёл и Соловей - эти и многие другие образы, иносказательно обличающие разнообразные людские пороки, знакомы нам с детства.

Как Крылов стал баснописцем

Сочинять басни поэт стал почти случайно: перевел несколько творений француза Лафонтена, которого любил с ранней юности, опыт оказался удачным. Природное остроумие Крылова, тонкое языковое чутье и склонность к меткому народному словцу как нельзя лучше совпали с увлечением этим жанром. Подавляющее число из двухсот с лишним басен Крылова - оригинальные, созданные на основе личного опыта и наблюдений и не имеют аналогов среди трудов других баснописцев.

У каждого народа есть свой более или менее знаменитый автор, обогативший национальную сокровищницу баснями и притчами. В Германии это Лессинг и Сакс, в Италии - Фаэрно и Вердицотти, во Франции - Одан и Лафонтен. Особую роль в возникновении и развитии жанра играет древнегреческий автор Эзоп. Всюду, где требовалось хлестко и точно высмеять явления, которые искажают и коверкают жизнь, на помощь приходила басня. Петух и Кукушка у Эзопа или иного поэта могут выступать в обличии других животных, насекомых или вещей, но суть басни останется неизменной: она сатирой излечивает безнравственность.

Басня «Кукушка и Петух»

Сюжет строится на диалоге двух дурно поющих птиц. Это очень забавная басня. Петух и Кукушка наперебой расхваливают пение друг друга. Все знают о том, что крик кочета совсем не мелодичен, недаром есть выражение «дать петуха», когда речь идет о сорванном голосе. Голос кукушки тоже трудно назвать благозвучным. Тем не менее Петух жалует Кукушку первой певицей леса, а та говорит, что он поет «лучше райской птички». Пролетающий мимо Воробей указывает задушевным собеседникам, что как бы они ни изощрялись в похвале, истина заключается в том, что их «музыка плоха».

Но может быть, напрасно над ними смеется автор, и несправедлива басня? Петух и Кукушка - добрые друзья и поддерживают друг друга приятным словом - что же в этом плохого? Давайте посмотрим на динамику сюжета. Сначала Кукушка недалека от истины, она говорит, что Петух поет громко и важно. Тот в ответ дарит более вычурную похвалу. Кукушка благосклонно принимает льстивые слова, их она «век слушать» готова. Дифирамбы собеседника становятся еще цветистее и совсем не соответствуют действительности, хотя Петух и божится, что Кукушка поет «что твой соловей». Та благодарит, усердствует во взаимной похвале и тоже «по совести» уверяет, что ее слова подтвердит всякий. И как раз в это мгновение Воробей опровергает неумеренные речи обеих птиц. Автор умело подчеркивает, что угодливые восхваления героев неискренни, что на самом деле ни тот, ни другой не испытывают того восхищения, о котором говорят. Почему же они это делают? Мораль басни «Кукушка и Петух» очевидна: только потому, что получают ответную лесть.

Как возникло произведение?

Басня была опубликована в популярном сборнике «Сто русских литераторов» и снабжена карикатурой, изображавшей в виде Кукушки и Петуха двух современников Крылова - беллетриста Николая Греча и писателя Фаддея Булгарина. Этот дуэт был известен тем, что оба литератора неуемно нахваливали друг друга в печатных изданиях. В первоначальном варианте басни намек на реальные события выглядит ярче, а в морали звучит мысль о том, что, сколько бы герои ни «кадили» друг другу, таланту у них не прибавится. В окончательной редакции, однако, идея выведена за рамки частного случая. Благодаря этому и стала так актуальна эта басня Крылова. Петух и Кукушка нередко проглядывают в каждом из нас, когда мы лицемерно расхваливаем кого-то в расчете получить в свой адрес лестные слова.

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» -
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всём лесу у нас такой певицы нет!» -

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».-
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха!..»

***
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку *


* В альманахе «Сто русских литераторов» (Т. 2. СПб., 1841), где впервые была напечатана басня Кукушка и Петух, она сопровождалась карикатурой Дезарно, в которой угадывались фигуры Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча, изображённые с головами Петуха и Кукушки.
О взаимном славословии этих литераторов писал Пушкин в памфлете «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов» (1831).

Звуковой диафильм Кукушка и петух

Размер видео: 560 x 315

Звуковой диафильм Кукушка и петух по басне Крылова из книги девятой. Дата создания: 1834, опубл.: «Сто русских литераторов», 1841, т. II, СПБ., стр. 15-16.

    В последних строчках этой басни и написана мораль.

    Один хвалит другого только потому, что тот похвалил его. И не важно для них - истина это или просто лесть. Воробей же - не желает быть льстецом и поэтому говорит правду.

    Только глупый не сможет отличить лесть от правды.

    Крылов на примере героев басни очень смешно показал, что, сколько бы люди занимались подхалимством, это не изменит мнение других людей о качестве из работы. В этой басне Крылова Кукушка и Петух расхваливают пение друг друга. Но пролетающий мимо воробей говорит им правду о их певческим способностях и тем самым намекает им о том, что похвальбы ничего не изменят.

    В басне Крылова Кукушка и петух высмеивается лесть, которую люди часто используют по отношению друг к другу. А также, что люди говорят часто не правду, а то что им выгодно. Похвала идет не за заслуги, а за такую же похвалу.

    Басня Ивана Сергеевича Крылова о том, что если нет таланта и умения, то от похвалы они не прибавятся. Лесть- вот главная тема произведения.

    Петух хвалит кукушку, а кукушка хвалит петуха, хотя на самом деле хвалить не за что.

    Во времена Крылова были на слуху два журналиста Греч и Булгарин. В отличие от прогрессивных литераторов они раболепствовали перед властями. Слепо подчинялись lll отделению, выполняли все его указания. А вдобавок ко всему этому беззастенчиво хвалили друг друга.

    Когда Крылов написал басню Кукушка и петух, то всем стало ясно, что это о Грече и Булгарине. В басне кукушка и петух восхваляют друг у друга несуществующие достоинства. Когда Крылов сам читал эту басню, то он очень натурально передавал скрипучий голос Греча и осиплую речь Булгарина.

    Крылов признавался, что его натолкнул на эту басню памфлет Торжество дружбы Феофилакта Косичкина. Тогда он ещ не знал, что эту статью написал Пушкин.

    Мораль этой басни в том, что многие люди говорят друг другу, какие они хорошие и талантливые, чтобы угодить. А на самом деле таких людей в нашем обществе много, которые в глаза будут петь о том, что ты умница, а за глаза - рассказывать совсем другое.

    Кто не помнит содержания басни Крылова Петух и кукушка можно почитать его здесь. В этой басне два льстеца, в олицетворении петуха и кукушки нахваливают друг друга. Но сколько не льсти другому, не станет он талантливее. Вот в чем мораль басни.

    Можно говорить, что у героев этой басни были реальные прототипы, подхалимы-журналисты, хвалящие сами себя, но разве от этого басня перестанет быть актуальной в наши дни? По сюжету кукушка и петух занимаются восхвалением певческих талантов друг друга и только воробей им резонно замечает, что музыка их плохонькая. Мораль же этого в том, что и тогда и сейчас лесть будет приятна людям и для того чтобы лишний раз услышать приятное о себе они готовы льстить другому. Это способ самоутверждения, когда объективное мнение никому не нужно, для поднятия самооценки и самолюбования достаточно определить себе круг общения, где каждый будет восхвалять другого. Хитрые люди используют этот прием для достижения своих целей - помните песню лисы Алисы и кота Базилио из фильма Приключения Буратино - там основная мысль было, что человеку немножко подпоешь и делаешь с ним что хочешь.

    Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. Вот и вся мораль. Как выяснилось, эта басня была написана Крыловым по совершенно конкретному поводу и в ней высмеивалось подхалимство журналистов, которых звали - Греч и Булгарин.

    Хочу рассказать один доказанный факт о том что басню Петух и Кукушка Крылов написал про двух журналистов: Булгарина и Греча так как в ней описаны точные отношения между ними, в басне говорится о том что Кукушка нахваливала Петуха за то что он е хвалит, а Петух нахваливал Кукушку за то что она хвалила его, мораль такова: Человек с завышенной самооценкой любящий себя и не меньше любит когда его хвалят, ради лести в свой адрес готов хвалить и льстить другому даже если это не правда.

Кукушка хвалит петуха / За то, что хвалит он кукушку
см. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Кукушка хвалит петуха / За то, что хвалит он кукушку" в других словарях:

    КУКУШКА, и, жен. 1. Лесная перелётная птица, обычно не вьющая своего гнезда и кладущая яйцо в чужое гнездо. К. хвалит петуха (о неумеренных и неоправданных похвалах друг другу; ирон.). Ночная к. дневную всегда перекукует (посл. о том, что влияние … Толковый словарь Ожегова

    Ср. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. Крылов. Кукушка и Петух. Ср. Un sot trouve toujours un plus sot qui l admire. Boileau. A. P. 1, 232. Ср. On ne loue d ordinaire que pour être loué. La… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Петушка хвалит кукуха - шутл. травестирование известного крылатого выражения «кукушка хвалит петуха (за то, что хвалит он кукушку)». Из басни И. Крылова «Кукушка и петух» (1841) … Словарь русского арго

    Взаимность - 1. в психологии ощущения обобщение, согласно которому продолжительность воздействия стимула и его интенсивность взаимодействуют таким образом, чтобы вызывать появление ощущения (закон Бансена Роско). Упомянутый закон предполагает, видимо, что… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Рецензии

Маргарита! Я из поколения рождённых до войны. И сейчас вспоминаю доброту отношений среди людей того трудного времени. Есть небольшая корректура Вашему заявлению о "бесплатном образовании в СССР". В первый класс я пошёл в 1946 году и в 1953 году закончил седьмой класс. Да, семилетнее образование было бесплатным, а вот за обучение в 8, 9 10 классах надо было платить. И была у меня мечта поступить в Ленинградское Высшее Военно-Морское училище имени Фрунзе. Но семья была бедной, а платить за среднюю школу было нечем. Так и потерял военный флот одного адмирала. Будет желание, гляньте:

Ку-ку не кукареку, у реки два берега. Есть и среди богатых-добрые и щедрые, есть злые и жадные бедные люди. Деньгами талант не купишь, его только распространишь, в этом плане Пушкину повезло, но умер молодым. Перед человеком выбор-долго жить или много заработать. ИЛИ не "И". Богатые становятся рабами своих денег, охраняя их. Жить богатому долго не приходится, есть исключения как и во всём. Но вы правильно повернули назад, Маргарита и ты не забыла как всё это было. Рождённых в СССР ждёт светлое будущее.
Буквы учили в церкви, Бога понимали через явления. Церкви разрушили и буквы начали учить для человеческого общения, находя общаг как общее. Бедность не страшила, искали равенство во всём, не понимая сути "ё".
Учёным как и святым дан дар свыше. Голос тоже дар свыше, но его не дают, а продают. Пугачёва немного напугана, ушла в иную роль, но истина всё равно восторжествует. Маргарита, если мы доживём до двести, то сможем вести как цвести и грести без грусти. Мы началось с Николая Второго-святой сути, переходящей в учёную. Твёрдый знак был убран с конца слов, а "ё" не утвердили, только твердили, не быв при этом твёрдыми. Цель наша ель, превратили в ёлку, не поняв. Ель предшествие вечной жизни на земле-рождество Христа говорило о вечности. Ёлка как распятие-срубленная ель. Я лечовежа, снимаю с себя срок как рок человека-век и живу без него. Лечовежа лечит людей вежливостью, взяв иглу у ежа. В игле хранится вечная жизнь-логика, а в памяти хранится вечная смерть.
Логика и память две сестры, логика освободилась от памяти и не нуждается в ней.
Смерти нет, душа имеет вечную жизнь и не хочет снимать с себя эту ношу-тело.
Тело для души как солнце для земли.