Алмаз превращается в графит. Можно ли из графита сделать алмаз

В начале 1976 года на вооружение был принят артиллерийский комплекс АК-630. Основным его элементом была орудийная башня, оснащенная шестиствольным автоматом АО-18 калибра 30 мм. Из-за высокой скорострельности (до 5 тыс. выстрелов в минуту) обеспечивалось уверенное поражение всех типов целей, с которыми приходилось работать подобному в конце 70-х. Однако характеристики потенциальных целей, например противокорабельных ракет, постоянно росли, и АК-630 нужно было модернизировать.


В качестве одного из способов увеличения боевой эффективности установки выбрали самый очевидный – увеличение количества стволов. Однако новая версия АК-630 должна была основываться на уже имеющихся автоматах, поэтому решили установить в орудийной башне сразу две шестиствольные пушки. В самом конце 1983 года в командовании ВМФ утвердили тактико-техническое задание на новый комплекс, получивший обозначение АК-630М1-2 «Рой». Разработку его поручили тульскому ЦКИБ СОО, а главным конструктором назначили В.И. Бакалева. Одновременно с этим было поручено провести ряд работ, связанных с повышением надежности автоматов. В перспективе планировалось заменить уже имеющиеся на кораблях АК-630 на спаренную систему.

Разработка новой установки заняла всего несколько месяцев, и уже в марте 1984 года на заводе №535 (Тульский машиностроительный) начались заводские испытания, продлившиеся до конца ноября. Работы по установке «Роя» на корабли заняли гораздо больше времени – непосредственный монтаж удалось начать только в 87-м. В качестве корабля-носителя выбрали ракетный катер Р-44 проекта 2066 из состава Черноморского флота, там же производился монтаж установки. На испытания Р-44 с АК-630М1-2 вышел только летом 1989 года. В качестве мишеней на этих испытаниях использовались специализированные аппараты Ла-17К и переоборудованные ПТУР «Фаланга-2». В ходе стрельб удалось эффективно поражать цели, имитирующие противокорабельные ракеты, на высотах около 10 метров. При этом для поражения одной мишени требовалось около 200 снарядов. Значительного повышения боевых качеств достичь не удалось, поэтому командование флота не стало принимать АК-630М1-2 на вооружение. В то же время, с 1993 года эта артиллерийская установка предлагается на экспорт, но данных о крупных поставках до сих пор нет.

На выставке МВМС-2007 «Туламашзавод» продемонстрировал обновленную версию АК-630М1-2, названную АК-630М2 «Дуэт». Большого количества отличий от «Роя» у «Дуэта» нет, а почти все имеющиеся касаются корпуса башни – теперь он сделан угловатым и состоящим из ровных пластин. Утверждается, что сделано это для снижения радиолокационной заметности установки и корабля в целом. Блоки стволов на АК-630М2 закрыли общим кожухом. Судьба этой установки такая же, как и у АК-630М1-2 – отечественный флот ее пока не принимает на вооружение, а зарубежные потенциальные покупатели готовить контракты не спешат.

Основа всех установок этого семейства – автоматические пушки АО-18 калибра 30 мм. Пушки расположены одна над другой (расстояние между осями блоков стволов – 320 мм). Скорострельность установки АК-630М1-2 составляет 10000 выстрелов в минуту, для «Дуэта» этот параметр составляет от 4 до 10 тыс. выстрелов, т.к. в этой версии можно использовать автоматы по одному или оба сразу. Максимальная дальность стрельбы установки составляет 8100 метров (баллистическая). Максимальный радиус действия по воздушным целям и целям на поверхности – 4 и 5 километров соответственно. Однако наибольшая эффективность огня достигается на расстоянии менее километра. Несмотря на имеющуюся систему жидкостного охлаждения, для сохранения достаточных характеристик система управления артустановки соблюдает чередование очередей и перерывов между ними: очереди по 200 выстрелов с перерывами около полутора секунд или по 400 с перерывами в 5-6 сек. После каждых шести очередей требуется дополнительное время на охлаждение стволов и механики. При соблюдении рекомендованных режимов работы ресурса стволов хватает на 12 тыс. выстрелов, после чего падает начальная скорость снарядов.

Боеприпасы, применяемые на АК-630М1-2 и АК-630М2, полностью аналогичны используемым АК-630. Это:
- ОФ-84. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 390 грамм. Содержит 48,5 г взрывчатого вещества, инициируемого взрывателем А-498К.
- ОФЗ. Модификация ОФ-84, имеющая большее могущество.
- ОР-84. осколочный снаряд. Общая масса – 390 г, 11,9 г взрывчатого вещества. Не оснащается взрывателем, но имеет трассер.

«Рой» и «Дуэт» могут работать в комплексе с несколькими вариантами систем управления:
- РЛСУ «Вымпел-АМ2». Совместима с РЛС МР-123АМ2 и МР-176М2. Также имеются лазерный целеуказатель КМ-11-1 и дальномер ЛДМ-1 «Крейсер».
- РЛСУ «Ласка». Более новый комплекс оборудования, способный управлять сразу двумя артустановками. Обнаруживает цели в секторе 180° по азимуту и 40° по углу места на расстоянии до 21 км. При этом возможно сопровождение до четырех целей с распределением по важности и перенацеливанием орудия «потоковым способом».

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Рой» в серию не пошла, а единственный корабль, на котором ей удалось поработать – Р-44 – в октябре 2008 года списали и отправили на утилизацию. Есть информация, что по две установки АК-630М2 «Дуэт» будут ставиться на малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М». Строительство головного корабля этого проекта «Град Свияжск» было начато в 2010 году на Зеленодольском судостроительном заводе.

Эксплуатация корабельных АУ Инструкция

по проверке пневмосистемы АУ «АК- 630» («АК-630М»).

I , Общие положения.

Отсутствие воздуха на артустановке «АК - 6ЗО» («АК- 630М») из-за какой-либо неисправности в пневмосистеме равносильно отсутствию артустановки на корабле!!!

Сжатый воздух при стрельбе используется в начале каждой очереди для работы пневмостартера и пневмоподтяга, а также для включения и отключения механизма отключения подачи.

Проверки пневмосистемы совмещаются с периодическими осмотрами АУ и при подготовке ее к стрельбе.

Проверка пневмосистемы проводится совместно комендором и артэлектриком.
Личный состав, обслуживающий АУ «АК – 630», должен знать следующее:


  1. Время наполнения баллона воздухом от 0 до 150 кгс/см ² и от 90 до
    150 кгс/ см ², (на каждом корабле это время определяется практически).

  1. Перед заполнением баллон необходимо продуть, открыв на 1..2 секунды
    специально предусмотренный для этого вентиль.

  1. Стрельба из АУ «АК- 630» при давлении воздуха в баллоне менее 90 кгс/см ² недопустима. Давление в баллоне 150 кгс/ см ² обеспечивает стрельбу различными режимами в объеме боекомплекта 2000шт.
Для поддержания АУ в постоянной боевой готовности необходимо:

  1. после заполнения корабельного баллона воздухом вентили баллона закрыть
    для предотвращения утечек;

  2. систематически следить за герметичностью уплотнительных устройств
    баллона;

  3. при повышенных утечках воздуха за сутки необходимо сальники подтянуть
    или заменить новыми;

  4. периодически проверять герметичность пневмосистемы артустановки и
    функционирование ее механизмов, работающих от воздуха.

II. Последовательность проверки пневмосистемы.

А. Проверка исправности системы.

Проверка исправности пневмосистемы осуществляется следующим образом:


  1. Убедиться, что АУ обесточена.

  2. Убедиться, что автомат АО-18 разряжен.

  3. Убрать патронную ленту из трактов питания в магазин за пределы
    пневмоподтяга; под звездками подтяга ленты не должно быть.

  4. Слить конденсат из масловлагоотделительных баллонов путем медленного и
    равномерного поворота сливного вентиля, удаление конденсата производить
только при отсутствии давления в пневмосистеме (стравливание сжатого воздуха из пневмосистемы производить через электровоздушные клапаны ЭК-48 нажатием на их флажки-рычаги ручного открытия); после слива конденсата баллоны - масловлагоотделители закрыть.

  1. Заполнить пневмосистему артустановки, открыть вентиль корабельного баллона (установлен и закреплен в барбете АУ).

  2. На слух (по шипению) убедиться в отсутствии (наличии) утечек воздуха из
    системы. Место утечек может быть определено смачиванием стыковочных
    мест мыльным раствором. Появление пузырьков говорит о негерметичности в
    данном месте. Утечка воздуха устраняется заменой медных прокладок в
    местах соединений или подтяжкой накидных гаек в трубопроводах, рукавах или заменой трубопроводов и рукавов в случае их прорыва - при закрытом вентиле корабельного баллона и после полного стравливания из пневмосети сжатого воздуха путем медленного и плавного поворота маховичков на баллонах масловлагоотделителях.
    Гайки трубопроводов и рукавов должны быть обвязаны контровочной
    проволокой. После окончания работы мыльный раствор должен быть удален
    влажной ветошью.

  3. Проверить давление на манометрах пневмоподтяга и стартера. Давление
    должно быть 70±4кгс/см². Правильность показаний манометров необходимо периодически проверять установкой на их место контрольных манометров.
Если показания контрольных манометров не будут соответствовать требуемой величине, тогда следует заменить редуктор ИЛ-611 из ЗИП, соблюдая при этом все правила по технике безопасности и требования по проверкам.

8. Осмотреть внешне электровоздушные клапаны ЭК-48 и редукторы ИЛ-611,
убедиться в их целости и наличии пломб на них. Регулировка редукторов не
допускается!

Убедившись в исправности системы, опробовать вручную механизмы, работающие от воздуха.

Б. Проверка механизмов, работающих от воздуха, вручную.

Нажатием (1-2 раза) на рычаги (флажки) электровоздушных клапанов (с последующим отпусканием) проверить:


  1. Расстопорение - стопорение артустановки последовательным нажатием на
    рычаг одного («расстопорено»), затем другого («застопорено»)
    электровоздушного клапана.

  2. Работу стартера автомата.

  3. Включение и выключение механизма подачи.

  4. Работу подтяга патронной ленты.
В. Проверка работы пневмосистемы при дистанционном управлении.

После ручной проверки подать на артустановку электропитание и проверить работу пневмосистемы при дистанционном управлении:

1. Артэлектрик на ПУАРТ 1-2 раза включает и выключает привода наведения

2. Комендор, находящийся у артустановки, следит за энергичностью расстопорения и стопорения АУ.
3. Артэлектрик ставит переключатель управления на панели КП прибора 3 в
положение « ^ ВК », включает «ДУ » . Комендор, приняв управление,
разворачивает А У в безопасный сектор, дает приказание артэлектрику
включить цепь стрельбы, дважды нажимает на кнопки «Огонь » и следит за
вращением блока стволов автомата. Вращение должно быть энергичным.
4. Артэлектрик при первом нажатии на кнопки «Огонь » находится в барбете и
фиксирует работу пневмоподтяга, при втором нажатии - на палубе у АУ,
следит за работой механизма подачи.
5.Проверив пневмосистему, комендор ставит визирную колонку и артустановку
в исходное положение. Артэлектрик выключает цепь стрельбы, «ДУ», привода
наведения и электропитание. Корабельный баллон пополнить воздухом до 150 кгс/см ², закрыть вентили.

Проверка пневмосистемы окончена.

III . Дополнения.

ВНИМАНИЕ! Личному составу, обслуживающему АУ «АК- 630М», необходимо при проверках пневмосистемы знать и помнить следующее;


  1. Резиновое кольцо АО-18.03.002 в клапане цилиндра пневмоподтяга заменять
    после каждых 2000 выстрелов. Для замены кольца необходимо отсоединить
    трубопровод от штуцера цилиндра пневмоподтяга, расстегнуть булавку,
    вынуть ось и с поворотом снять штуцер, вынуть из него клапан, заменить
    кольцо. Резиновое уплотнение клапана должно быть целым, шарик внутри
    свободно перекатываться. Перед сборкой необходимо смазать трущиеся
    поверхности клапана смазкой МС -70, вставить клапан в штуцер, с поворотом
    установить штуцер в цилиндр пневмоподтяга, вставить ось и застегнуть
    булавку, подсоединить трубопровод к штуцеру, проверить герметичность
    соединения включением пневмоподтяга от ЭК-48.

  2. Электровоздушный клапан ЭК-48 рассчитан на кратковременную работу.
    Поэтому держать его включенным более 60 секунд не разрешается.

  3. Накидные гайки ниппельного соединения клапана ЭК-48 необходимо
    затягивать до полного прекращения травления воздуха. Затяжку накидных
    гаек на штуцерах и их снятие производить с придерживанием штуцеров
    ключом от проворачивания во избежание нарушения контровки и
    герметичности клапана.
Литература:

  1. Техническое описание и Инструкция по эксплуатации артиллерийских
    установок АК-630, АК-630М. стр 196 - 199

  2. ПМСП-А-213-75.

Оорррпрп

Шннеенеееееееее
еееееернррррри4555555жддщдщ

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка АО-18, спроектированная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 - калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть применена для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Производство освоено на Тульском машиностроительном заводе.

Применение

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А
-Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
-ТАРКР «Адмирал Лазарев»
-ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
-ТАКР проекта 1143 "Кречет"
-ЭМ проекта 956 «Сарыч»
-Крейсера проекта

Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал»
-Сторожевые корабли проекта 1135
-Сторожевые корабли проекта 11356
-Малые ракетные корабли проекта 1239
-Малые противолодочные корабли проекта 1124
-Малые ракетные корабли проекта 1234
-Ракетные катера проекта 1241

Сторожевые катера проекта 10410
-Облегчённый вариант пушки под наименованием ГШ-6-30А применялся в качестве штатного оружия на истребителе-бомбардировщике МиГ-27
-Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322
-Малые артиллерийские корабли проекта 1208 и 12081

ТТХ

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
-Патрон: 30х165 мм
-Длина ствола: 54 калибра
-Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин
-Длина очереди:
-6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
-6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
-Масса патрона: 0,83 кг
-Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
-Дальность стрельбы: 4000 м
-Вертикальная плоскость: от -12 до +88 град
-Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
-Горизонтальная плоскость: от +180 до -180 град
-Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг
-Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
-Боевой расчёт: 1 чел.
-Боезапас: основной - 2000 ед., запасной бункер - 1000 ед. (только у АК-630М)

Боекомплект

В боекомплект артустановок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов:

1. Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 48,5 г, взрыватель А-498К. Модификация снаряда ОФ-84 имеет обозначение ОФЗ.
2. Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 11,7 г, взрывателя нет. Вес патрона 832-834 г, длина патрона до 293 мм. Вес гильзы около 300 г. Порох марки 6/7ФЛ.

Звук корабельных автоматов производит большое впечатление. 170 выстрелов в секунду — дикий вой, непереносимый для человеческого уха. Из-за этого наши морские офицеры предпочитают установки АК-306 с меньшим темпом стрельбы, чем у АК-630 и «Палаша».

Александр Широкорад



Первый советский зенитный автомат АК-230. Темп стрельбы 1000 выстрелов в минуту был недостаточным для надежного поражения противокорабельных ракет


Установка АК-306 — упрощенный вариант АК-630


30-мм артустановка АК-630, выпускающая 5000 выстрелов в минуту, до сих пор остается основным средством самообороны флота


Для охлаждения стволов пытались использовать патроны с охлаждающей жидкостью, которая при выстреле испарялась, не доходя до дульного среза


Морской автоматизированный зенитно-ракетный комплекс «Пальма», он же «Палаш» годится для размещения на кораблях малого водоизмещения и катерах. Два шестиствольных автомата АО-18КД выпускают 10 000 снарядов в минуту с увеличенной начальной скоростью снаряда с 900 м/с до 1100 м/с

Современные системы скорострельных пушек практически подошли к своему пределу — 5000 выстрелов в минуту. Дальнейшее увеличение темпа стрельбы достигается увеличением количества артиллерийских модулей


Основное средство борьбы американского флота против противокорабельных ракет — 20-мм установка «Вулкан-Фаланкс» МК.15 (США) имеет блок из шести стволов, темп стрельбы 4500 выстр./мин. Вес установки 6,18 т


30-мм установка «Голкипер» (Нидерланды, 1984) имеет семь стволов, темп стрельбы 4200 выстр./мин. Вес установки 5,9 т


Основные преимущества западных конкурентов перед отечественными системами — лучшая система наведения, более скоростные приводы наведения, а также использование подкалиберных снарядов, способных пробить бронированную боевую часть крылатой ракеты и вызвать детонацию взрывчатого вещества

В октябре 1943-го около Ялты германские бомбардировщики Ю-87 потопили лидер «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный». Их зенитные орудия оказались бесполезны против низколетящих самолетов, а автоматы 70К имели малую скорострельность и после 80−100 выстрелов раскалялись до 350−4000С. После этого боя Сталин запретил выход больших кораблей «без достаточного авиационного прикрытия». Адмиралы перестраховались, и до конца войны ни один корабль от эсминца и выше не вышел из портов в Черное море.

Лес стволов

Американские 40-мм автоматы «Бофорс» оказались не лучше наших 70К, и янки решили взять числом. На своих кораблях они везде, где можно, натыкали зенитные автоматы. На линкорах их стало свыше ста, а на крейсерах — до 60, причем половина была 40-мм калибра, а половина — 20-мм. Лес стволов создавал море огня. Тем не менее камикадзе прорывались сквозь него и поражали палубы и надстройки кораблей. Им удалось потопить сравнительно немного кораблей, зато десятки были превращены в огромные костры, которые хотя оставались на плаву, но затем годились лишь на лом.

С появлением реактивных самолетов и крылатых противокорабельных ракет (ПКР), действовавших на низких и сверхнизких высотах, роль классических зенитных автоматов практически свелась к нулю. Мне врезался в память фотоснимок 1967 года: над израильскими зенитчиками пролетает египетский МиГ-17, а они даже не реагируют на него. По лицам видно, что они ничего не видят и не слышат.

Барабанщики

Для эффективной защиты кораблей потребовались полностью автоматизированные установки с темпом стрельбы в несколько тысяч выстрелов в минуту. В них огонь открывается и ведется без всякого участия расчета. Система управления огнем сама обнаруживает цель, срабатывает автозапросчик «свой-чужой», выбирается наиболее опасная для корабля цель, рассчитывается ее траектория и упреждение пушки, автоматически производится наведение стволов и открывается огонь.

Дальнейшее увеличение темпа стрельбы связано с почти непреодолимыми технологическими и конструктивными трудностями. Поэтому конструкторы решили уйти от классической схемы автомата «один ствол — один казенник» и перейти к другим схемам: револьверной (барабанной) и с вращающимся блоком стволов. В таких схемах происходит совмещение операций, невозможных для классической схемы.

По барабанной схеме была создана советская двуствольная установка АК-230. Но и у нее предельная скорострельность оказалась лишь 1000 выстр./мин. на ствол, чего было недостаточно для гарантированного поражения малоразмерной цели, летящей с околозвуковой скоростью. А между тем в 1982 году одной сравнительно небольшой аргентинской ракеты «Экзозет» хватило для потопления новейшего британского фрегата «Шеффилд» водоизмещением 4200 т.

Шестистволки

В результате все ведущие морские державы приступили к созданию систем ближней самообороны с вращающимся блоком стволов.

В 1963 году в СССР началось проектирование шестиствольного автомата АО-18 (ГШ-6−30К). Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерная особенность этого оружия — непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов. Питание — непрерывное ленточное.

Серьезной проблемой при темпе стрельбы 5000 выстр./мин. становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки воды или антифриза между кожухом и стволами.

Установка АК-630 полностью автоматизирована. Ведение стрельбы определяет система «Вымпел». Вот, к примеру, один из вариантов стрельбы. «Вымпел» просчитывает время, когда цель и снаряды, выпущенные из АК-630, окажутся в точке, удаленной на 4000−3800 м от корабля (предельная дальность действия установки в автоматическом режиме). В момент, когда открывается огонь, цель может находиться на дистанции 5−6 км. Первоначально стрельба ведется короткими очередями по 40 выстрелов с перерывами в 3−5 секунд, а затем, если цель не сбита, установка переходит на непрерывный огонь до поражения цели. После этого она автоматически начинает обстреливать следующую цель.

Первоначально 30-мм автоматы комплектовались выстрелами с осколочно-фугасными снарядами весом 390 г и осколочно-трассирующими снарядами весом 386 г. Шестиствольная 30-мм отечественная артустановка АК-630 была принята на вооружение в 1980 году. АК-630 и ее упрощенный вариант АК-306 до сих пор остаются основным средством самообороны нашего флота.

Бронебойным — огонь!

Однако стрельбы по крылатым противокорабельным ракетам на полигонах и в ходе локальных войн показали, что ракету, подлетевшую к кораблю-цели на несколько сотен или даже десятков метров, недостаточно сильно повредить — необходимо уничтожить ее боевую часть. Но боевые части многих ПКР бронированы. Поэтому за рубежом в боекомплект ряда корабельных автоматических малокалиберных установок включены выстрелы с подкалиберными бронебойными снарядами. Среди них 20-мм американская шестиствольная артустановка «Вулкан-Фаланкс», 30-мм англо-голландский семиствольный «Голкипер» и другие.

В ГНПП «Прибор» были созданы бронебойные подкалиберные снаряды «Кернер» и «Трезубец», предназначенные для 30-мм армейских автоматов 2А38, 2А42 и 2А72. Эти снаряды способны пробить 25-мм броню под углом 60 градусов с дистанции 1000−1500 м. С учетом стандартизации 30-мм выстрелов этим подкалиберным снарядом можно легко комплектовать и выстрелы для морских 30-мм автоматов типа ГШ-6−30К.

Умножаем на два

В 1970-х годах началась разработка противокорабельных крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, которые должны были иметь защищенную броней многослойную боевую часть и возможность выполнить на конечном участке траектории сложные противозенитные маневры. При подобной маневренности практически невозможно рассчитать точку прицеливания с требуемой точностью, поэтому для надежного отражения атак таких ракет нужно существенно увеличить темп стрельбы установки с целью создания достаточно плотного поля снарядов в расчетном «окне» подхода противокорабельной ракеты. Исследования, проведенные в КБП, НИИ-61 и других организациях, показали, что предельный темп стрельбы для шестиствольного автомата типа АО-18 — 5000 выстр./мин. Для дальнейшего повышения темпа стрельбы могло быть два пути: во‑первых, применить новые конструктивные схемы автомата — например, сочетать многоствольную схему с револьверной, а во-вторых, использовать жидкое взрывчатое вещество в качестве метательного заряда, что сразу решает ряд проблем, в том числе экстракцию гильз. Существовали проработки телескопических боеприпасов, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженной взрывчатым веществом метательного заряда. За рубежом и у нас рассматривались и иные варианты конструкции автомата и боеприпасов. Но самым простым путем повышения темпа стрельбы было увеличение числа блоков 30-мм стволов с одного до двух.

В одной люльке

Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1−2 была начата в июне 1983 года. Характеристики АК-630М1−2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также разместить ее на ранее построенных кораблях взамен артустановки АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000 патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения двух штатных автоматов ГШ-6−30К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально возможного использования деталей и узлов от АК-630М (около 70%).

Наведение на цель осуществляется дистанционно от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ». МР-123/176М2 — это модернизированная система МР-123/176, в которую введен новый противоракетный режим работы. Система управления имеет лазерные прожекторы КМ-11−1 и лазерный дальномер ЛДМ-1 «Крейсер». Оба автомата ГШ-6−30К размещены в одной люльке, в нижней и верхней плоскостях. Режим стрельбы одного автомата ГШ-6−30К — 6 очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5−6 секунд или по 200 выстрелов с перерывами 1−1,5 секунды.

Смерть имитаторов

С 19 марта по 30 ноября 1984 года опытный образец АК-630М1−2, изготовленный на Тульском машиностроительном заводе, проходил заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном катере Р-44 проекта 206.6, причем замена АК-630М на АК-630М1−2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях. В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1−2 показал себя достаточно эффективным средством. В качестве мишеней были использованы ЛА-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие ПКР «Гарпун». Установка успешно сбивала «Фаланги», летевшие на высоте около десяти метров, расходуя на одну ракету около двухсот снарядов. Однако в серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только одного катера.

Главной причиной неудачи АК-630М1−2 было появление серьезных конкурентов — артиллерийско-ракетных комплексов 3М87 «Кортик» и «Палаш», которые и должны были занять место АК-630М. Тем не менее в 1993—1995 годах артустановки АК-630М1−2 успешно рекламировались различными российскими экспортными организациями.

Под псевдонимом

В конце 1970-х в КБП под руководством генерального конструктора А.Г. Шипунова начались работы по созданию ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» 3М87, получившего впоследствии «псевдоним» «Каштан». Кто завел моду придумывать «псевдонимы» — осталось неизвестным. Замечу лишь, что такого не было даже при Сталине.

Комплекс «Кортик» предназначен для поражения целей ракетами на рубеже от 1,5 км до 8 км, а затем дострела уцелевших целей 30-мм автоматами на дистанции от 500 до 1500 м. «Кортик» включает один командный модуль и от одного до шести боевых станций. Командный модуль состоит из радиолокационной станции обнаружения целей и системы обработки информации, целераспределения и целеуказания. Боевые ракетно-артиллерийские установки снабжены собственной системой управления, состоящей из радиолокационного и телевизионно-оптического канала.

Артиллерийская часть комплекса состоит из двух 30-мм шестиствольных автоматов 6К30ГШ с суммарным темпом стрельбы около 10 000 выстр./мин., созданных на базе ГШ-6−30К и использующих те же выстрелы. Боекомплект находится не в подбашенном помещении, как на ранних установках, а в двух барабанах по 500 патронов, расположенных рядом с блоками стволов. Ленточное питание автоматов заменено на шнековое (беззвеньевое).

На вращающейся части комплекса смонтированы два блока по четыре ракеты, помещенные в цилиндрические транспортно-пусковые контейнеры. Ракета 9М311 унифицирована с ракетой войскового комплекса ПВО 2К22М «Тунгуска». Система управления ракетой полуавтоматическая с радиокомандной линией связи.

9М311 — единственная отечественная корабельная ЗУР с осколочно-стержневой боевой частью. При разрыве боеголовки стержни образуют нечто типа кольца радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На расстоянии больше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно.

Малые размеры позволяют размещать комплекс на любых кораблях, от ракетных катеров до авианосцев, а также на наземных объектах.

Адмирал с восемью кортиками

На вооружение «Кортик» поступил в 1989 году. Восемь модулей 3М87 были установлены на авианосце «Адмирал Кузнецов», шесть модулей на атомном крейсере проекта 1144 «Адмирал Нахимов», по два модуля было установлено на двух СКР проекта 1154 типа «Неустрашимый». К концу 1994 года производство «Кортика» прекратилось. Первоначально предполагалось большую часть артустановок АК-630 заменить «Кортиком» как на строящихся, так и на состоящих в строю кораблях, для чего был унифицирован шаровой погон и иные установочные части АК-630 и 3М87. Однако на кораблях ряда проектов «Кортик» не проходит по высоте (2250 мм по сравнению с 1070 мм у АК-630).

Точное машиностроение

В начале 1990-х появились сведения о разработке ЦНИИ «Точмаш» — ракетно-артиллерийском комплексе «Палаш», фигурировавшем также под именем «Пальма». «Палаш» выгодно отличается от «Кортика» вдвое меньшей массой и габаритами, что позволяет разместить его на кораблях малого водоизмещения и катерах. Темп стрельбы тот же, что и у АК-630М1−2 и «Кортика», — 10 000 выстр./мин. с увеличенной начальной скоростью снаряда с 900 м/с до 1100 м/с. В «Палаше» использованы два разработанных КБП шестиствольных автомата АО-18КД.

Оптико-электронные системы наведения автоматов находятся в шаре над установкой. Система имеет телевизионный и инфракрасный каналы, лазерный дальномер. В стрельбовом модуле комплекса «Палаш» предусмотрена возможность установки восьми легких гиперзвуковых ракет «Сосна Р», наводимых по лазерному лучу с помощью лазерно-лучевого канала. В этом случае боевые возможности стрельбового модуля удваиваются, дальность действия увеличивается до 8 км по самолету и до 4 км по противокорабельным ракетам.

В ноябре 2005 года опытный образец комплекса «Палаш» в чисто артиллерийском варианте (без ракет) был доставлен в Севастополь, где к февралю 2006 года его установили на ракетном катере Р-60. Весну этого года Р-60 провел за мысом Херсонес, где состоялись первые стрельбы: шесть очередей по 480 осколочно-фугасных снарядов. Дальнейшие испытания, по предположению украинских специалистов, будут проходить на Феодосийском полигоне, если, конечно, это допустит правительство Украины. Главная интрига — сумеет ли «Палаш» эффективно использовать подкалиберные снаряды и насколько эффективна его система управления.