Боевой путь 111 стрелковой дивизии. Пионеры афганской войны

Изделия из натурального жемчуга ценятся с давних времен и считаются изысканным украшением. Высокая стоимость жемчужин объясняется их долгим созреванием и трудностями добывания.

Стоимость жемчуга в зависимости от вида

Натуральный природный жемчуг. Этот вид жемчуга производится моллюсками от начала до конца, без участия человека. Добывается он в Индийском океане и Персидском заливе. Стоимость одной жемчужины природного происхождения может колебаться от $ 1000 до $ 10000.

Натуральный морской жемчуг, культивированный человеком. Такой жемчуг созревает внутри моллюска до двух лет. Участие человека сводится к запуску и контролю процесса. Преимущество такого жемчуга в возможности контролировать размер, форму и цвет жемчужины. Несмотря на то, что добыча культивированного жемчуга намного проще, стоимость одной жемчужины варьируется от $ 100 до $ 600. Черный культивированный жемчуг стоит от $ 1000 за одну жемчужину.

Характеристики натурального культивированного жемчуга, выращенного в речной воде, ниже по сравнению с морским. Поэтому стоит он значительно дешевле: от $ 20 до $ 100 за одну жемчужину.

Искусственным жемчуг считается тогда, когда для его формирования не требуется участия живых организмов. Он может быть сделан так хорошо, что с первого взгляда сложно от оригинала. Независимо от качества, искусственный жемчуг в разы дешевле натурального.

Как отличить природный жемчуг от искусственного

По каким критериям можно отличить настоящий жемчуг от искусственного, чтобы не попасться на уловки аферистов?
Один из способов – проверить шероховатость жемчужин. Его минус в том, что позволяет определить только природный жемчуг. Натуральный культивированный жемчуг может быть идеально гладким, так как за его формированием следил человек.

Натуральный жемчуг тяжелее искусственного, ведь жемчужина не полая внутри. Перед покупкой взвесьте жемчуг в руке.

Просверленные отверстия в жемчужинах также являются важным критериям. При сверлении искусственного жемчуга могут образоваться сколы верхнего покрытия. При тщательном рассмотрении каждой жемчужины, вы заметите проступающий пластик.

Если украшение уже куплено, проверить его натуральность можно при помощи зажигалки. Пронесите жемчуг над огнем, натуральный жемчуг останется в неизменном виде, а подделка оплавится.

Чтобы жемчуг стал выгодным денежным вложением и прослужил сотни лет, передаваясь по наследству, хранить его рекомендуется в мешочке из мягкой ткани (бархат, велюр и т.п.). После контакта с кожей нужно протереть жемчуг мягкой тряпочкой для удаления кожного жира, косметики и духов.

Телебашня «Жемчужина Востока» (Китай) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Китай
  • Горящие туры в Китай

Китайский город Шанхай (Shanghai), имеющий неофициальные названия «Жемчужина Востока» и «Восточный Париж», быстрыми темпами растет и эволюционирует, завоевывая все больше важных экономических и финансовых позиций в мире. В деловом районе Шанхая Пудун (Pudong) возведено множество суперсовременных офисных и банковских зданий.

От всего этого великолепия отличается здание, ставшее символом Шанхая, - самая высокая в Азии (468 м) и третья в мире, после башни CN Tower в Торонто (553 м) и Останкинской телебашни в Москве (540 м), телевизионная башня «Жемчужина Востока».

Ее построили очень быстро в середине 90 гг. прошлого столетия по проекту китайского инженера Цзя Хуанчена.

С высоты «Космического модуля», расположенного в самой верхней и большой из сфер «Жемчужины Востока», открываются потрясающие панорамные виды Шанхая, района Новый Пудун и набережной Бунд.

Благодаря своим размерам, неповторимому архитектурному дизайну, телебашня стала интереснейшей достопримечательностью Шанхая, потрясающей и самой посещаемой в городе. Удачное сочетание в дизайнерском решении башни ультрасовременных технологий и китайских традиций делает «Жемчужину Востока» необычайно живописной посреди зеленой лужайки на берегу реки Хуанпу (Huangpu), между двух окружающих ее мостов Янпу и Нанпу, олицетворяющих драконов, словно играющих жемчугом.

Телебашня на различных уровнях украшена пятнадцатью сферами разного диаметра, напоминающими, по идее авторов-архитекторов, ажурные жемчужины, опускающиеся на нефритовое блюдо. Посетителей поднимают к смотровой площадке башни «Космический модуль» на высоту 267 м на двухпалубном лифте, вмещающем до пятидесяти человек одновременно, или на скоростном лифте, взлетающем со скоростью 7 м в секунду.

С высоты «Космического модуля», расположенного в самой верхней и большой из сфер «Жемчужины Востока», открываются потрясающие панорамные виды Шанхая, района Новый Пудун и набережной Бунд, даже видно устье великой реки Янцзы в погожий ясный день.

На смотровой площадке для осмотра достопримечательностей могут разместиться до тысячи шестисот человек.

Первый этаж телебашни отдан под Музей истории Шанхая, где восковые фигуры в интерьерах и чудесная восточная музыка удивительно живо воссоздают быт китайского народа. В сферах «Жемчужины» располагаются галереи и магазины. В самой нижней сфере работает развлекательный центр «Космический город», погружающий посетителей в мир научной фантастики. В средней части башни находится гостиничный деловой комплекс, в который входят 25 номеров для постояльцев и конференц-залы.

Пообедать и получить удовольствие можно во вращающемся ресторане «Жемчужина Востока», между второй и третьей сферами, совершающем в час полный оборот. Это единственный подобный ресторан во всей Азии на такой высоте.

В «жемчужине», где расположена смотровая площадка, также находятся клуб, концертный зал и магазины.

В этом замечательном месте, узнаваемом архитектурном символе Шанхая, ежегодно бывает огромное множество посетителей, и все-таки главное назначение башни - спецобслуживание теле- и радиосвязи. С телебашни идет трансляция передач девяти телеканалов и десяти радиостанций в радиусе 44 миль.

Как добраться

Доехать на метро до остановки Lujiazui station. Или от железнодорожной станции перейти дорогу по надземному переходу.

Время работы

На телебашню «Жемчужина Востока» можно попасть с 8:30 до 21:30.

Стоимость билета

Вход на все уровни стоит около 220 CNY (китайских юаней), билет в музей - 35 CNY.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.


ПИОНЕРЫ АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ.
«ОШСКИЙ» БАТАЛЬОН ВДВ
У человека, мало-мальски знакомого с историей Афганской войны,
наверняка сложилось впечатление, что первыми советскими десантни-
ками, вступившими на афганскую землю, были воины 345-го полка
ВДВ. Однако, это не совсем так. На самом деле пионерами необъяв-
ленной войны в ДРА были гвардейцы-десантники из 111-го полка, вхо-
дившего до осени 1979 года в состав 105-й Ферганской дивизии ВДВ.
Справедливости ради расскажем об этом малоизвестном факте под-
робнее.
Сначала – краткая история самого 111-го гвардейского парашют-
но-десантного полка. Этот полк вош;л в состав 105-ой дивизии не в
момент е; формирования в декабре 1944 г. в Белоруссии, а уже зна-
чительно позже, в эпоху Хрущ;ва. Середина 50-х годов прошлого века
характеризовалась реформами в Советской Армии. Сокращение чис-
ленности ВДВ было незначительным. Однако соединения и части со-
ветского десанта подверглись новому структурированию. Некоторые
дивизии ВДВ были расформированы, их полки стали пополнять другие
соединения крылатой пехоты. В 1955 г. была расформирована 11-я
гвардейская воздушно-десантная дивизия, а 111-й полк этого бывшего
теперь соединения был включ;н в состав 105-й гвардейской воздушно-
десантной дивизии. Местом дислокации 111-го полка 105-й ВДД яв-
лялся город Ош в Киргизии (Киргизской Советской Социалистической
Республики). Ош – один из древних городов Средней Азии; первые
упоминания о н;м в исторических источниках относятся к IX веку н.э.
Через это место, издревле являвшееся центром шелководства, когда-
то проходил торговый путь из Средней Азии в Китай, а также в Индию.
В состав Российской Империи он вош;л в 1876 г. после покорения Ко-
кандского ханства. В советское время Ош стал превращаться в инду-
стриальный город Киргизской ССР. Основой экономики стала л;гкая и
пищевая промышленность. В 1978 г. в городе проживало 165 тыс. че-
ловек. Ош, расположенный в южных предгорьях Алтайского хребта, по
обеим берегам р.Акбура, находится в 120 км к востоку от Ферганы,
места дислокации 345-го полка 105-й ВДД.
Во второй половине 60-х и в 70-е гг. XX века, во время руково-
дства ВДВ генералом Василием Филипповичем Маргеловым, 111-й
полк был на хорошем счету у советского командования. Благодаря
строгим и ж;стким традициям 105-й Ферганской дивизии в 111-м полку
была на должном уровне поставлена боевая, огневая и физическая
подготовка. Почти каждый год ошский полк участвовал в крупных уче-
ниях Среднеазиатского военного округа. При этом иногда учения име-
ли характер двухсторонних, т.е. в них участвовали и другие полки 105-
й дивизии. К примеру, в 1968 г. такое двухстороннее учение с десанти-
рованием в горно-пустынной местности было проведено с участием
111-го и 345-го полков 105-й ВДД. 1970 год был юбилейным для совет-
ских ВДВ. Крылатая гвардия отмечала сво; сорокалетие. Неслучайно
тогда в СССР были проведены крупные учения под кодовым названи-
ем «Восток-70». В этих учениях, которыми руководил маршал Совет-
ского Союза, замминистра обороны Кирилл Сем;нович Москаленко,
участвовал 111-й полк ВДВ. Примечательно, что этот полк получил
наивысшую, отличную оценку, что давало основание считать эту бое-
вую часть одной из лучших в составе советского десанта. Следует
также добавить, что получить оценку «отлично» на учениях такого
уровня удавалось далеко не всем частям и соединениям ВДВ, совет-
ское военное руководство в то время подходило к оценке боеготовно-
сти наших войск строго, порой очень строго. Были случаи, когда наши
десантники незаслуженно получали за действия на учениях даже
удовлетворительные оценки. К примеру, в 1978 г. 103-я Витебская ди-
визия получила «тройку», и эта оценка была, очевидно, необъектив-
ной (об этой истории подробнее говорится во второй книге нашей три-
логии, посвящ;нной Витебской дивизии).
Думается, такое положение дел сложилось в силу субъективного,
человеческого фактора, из-за сложных, натянутых отношений замми-
нистра обороны маршала С.Л.Соколова и командующего ВДВ генера-
ла В.Ф. Маргелова.
На протяжении 70-х годов 111-й полк 105-й ВДД уверенно удержи-
вал репутацию одного из лучших полков крылатой гвардии. В 1973 г. в
300 км от столицы Киргизии г. Фрунзе были проведены крупные учения
с участием войск Среднеазиатского военного округа, на которых при-
сутствовал командующий округом генерал армии Николай Григорьевич
Лященко. В этих учениях участвовал и 111-й полк, которому была по-
ставлена задача захватить условный объект противника – отдельный
ракетный дивизион танковой дивизии. Выполняя поставленное зада-
ние, ошские десантники десантировались сразу на несколько площа-
док приземления, что и позволило достичь окружения объекта и его
«уничтожения». Гвардейцы действовали, как их учили: дерзко и реши-
тельно. Закономерно, что 111-й полк получил за свои действия на уче-
ниях оценку «отлично». Главным экзаменатором был командующий
округом Н.Г. Лященко, который выразил благодарность десантникам за
их профессионализм.
111-й гвардейский парашютно-десантный полк стал добротной
школой для молодых офицеров, сержантов и рядовых, которые впо-
следствии совершили карьеру на поприще службы в советском десан-
те. Примером может служить военная судьба генерал-полковника Ос-
вальдса Миколовича Пикаускаса, который в 80-е гг. был авторитетным
высокопоставленным офицером ВДВ. Пикаускас начинал свою де-
сантную карьеру как раз в 111-ом полку; в 1964 г. он служил рядовым в
этой воинской части. Впоследствии он окончил с золотой медалью и
дипломом с отличием Рязанское училище ВДВ. Продолжил службу в 7-
й гвардейской воздушно-десантной дивизии (Каунас). В 70-е годы обу-
чался в Военной академии им. М.В. Фрунзе. Несколько лет О.М. Пи-
каускас командовал 108-м гвардейским парашютно-десантным полком.
При этом командире коллектив полка добился отличных показателей
по боевой подготовке и прочим критериям. Поистине О.М. Пикаускас
являлся достойным представителем десантной школы, командующего
ВДВ Василия Филипповича Маргелова. Освальдс Миколович был, с
одной стороны, строгим, весьма требовательным командиром, а с дру-
гой – тактичным и интеллигентным человеком, никогда не употреб-
лявшим нецензурную лексику, матерщину. Идеи боевого братства, вы-
двинутые ещ; В.Ф. Маргеловым в 60-е гг., Пикаускас успешно вопло-
щал в частях ВДВ, которыми ему довелось командовать. Он также ко-
мандовал 98-й дивизией ВДВ, которая становится лучшим соединени-
ем крылатой гвардии в 80-е гг. В 1995 г. первый заместитель коман-
дующего ВДВ О.М. Пикаускас, не дожив до 50 лет, скончался в резуль-
тате тяж;лой болезни. Крылатая гвардия понесла действительно
крупную утрату.
В книге «История ВДВ России» да;тся следующая историческая
оценка этого командира-десантника: «В воздушно-десантных войсках
он был одним из самых любимых генералов. Освальдс Миколович по-
нимал, что учить людей, которые выполняют трудные боевые задачи,
можно только на личном примере. Помимо исключительной честности,
острого чувства справедливости, ему были присущи спокойствие, ос-
новательность, тактичность, редкое умение не повышать голос на под-
чин;нных. Он был прирожд;нным педагогом…
Не считают умершими людей, память о которых жив;т в наших
сердцах, именами которых мы вправе гордиться. Они живы, пока жи-
вет наша память, пока мы произносим за них третий тост. Никогда не
забудется в Воздушно-десантных войсках имя настоящего десантника
и мужественного человека – генарал-полковника Освальдса Миколо-
вича Пикаускаса».

1979 год стал судьбоносным не только для 105-й гвардейской
воздушно-десантной дивизии. В начале этого года советское руково-
дство спровадило «Железного Человека» на поч;тную пенсию. С ян-
варя Василий Филиппович становится Инспектором Генеральной ин-
спекции Министерства обороны СССР. Новым командующим ВДВ был
назначен генерал Сухоруков, военачальник, безусловно, достойный и
опытный, преданный идеологии в советских ВДВ, но лиш;нный хариз-
матической отметины, которая была у его предшественника. Эпоха
Маргелова завершилась. Через несколько месяцев завершится и ис-
тория 105-й Ферганской дивизии как таковой. Это элитное соединение
ВДВ будет вовлечено в реформаторские пертурбации, которые ини-
циировало Министерство обороны с целью создания сил быстрого
реагирования окружного подчинения – десантно-штурмовой бригад.
351-й полк 105-й ВДД и станет базой для создания одной из таких бри-
гад – 56-й. Это соединение, как и 345-й полк (который будет считаться
отдельным), примет участие в необъявленной войне с самого начала.
Но верн;мся к 111-му полку Ферганской дивизии. К середине 1979
года эта десантная часть, дислоцированная в киргизском городе Ош,
по-прежнему имела достаточно высокий рейтинг боевой подготовки.
Личный состав полка был достаточно хорошо подготовлен к боевым
действиям в горно-пустынной местности. Это исторический факт. И
именно бойцам этого полка будет суждено первыми вступить на отно-
сительно мирную и дружественную нам тогда афганскую землю.
Решение направить в Афганистан один батальон 111-го гвардей-
ского парашютно-десантного полка было принято советским руково-
дством 28 июня 1979 г. Предыстория этого решения такова.
14 июня в Доме народов в Кабуле премьер-министр ДРА Хафи-
зулла Амин (который через несколько месяцев, отстранив от власти
президента Тараки, станет правителем Афганистана) через советского
представителя Горелова обратился к советскому правительству с оче-
редной просьбой об оказании военной помощи правящему в ДРА про-
коммунистическому режиму. В личной беседе с Л.Н. Гореловым дес-
пот-премьер заявил, в частности: «Мы полностью не уверены в людях,
охраняющих Дом народов. Я обращаюсь к Вам с просьбой, чтобы Вы
доложили своему руководству об оказании нам помощи, направив в
ДРА для охраны правительства в Доме народов и аэродромов Баграм
и Шинданд советские экипажи на танках и БМП».
16 июня 1979 г. Л.Н. Горелов из Кабула доложил об этом обраще-
нии в Москву. Согласно размещ;нным в Интернете данным (В.И. Аб-
лазов), уже 24 июня 1979 г., т.е. за несколько дней до принятия офи-
циального решения в Кремле, министр обороны маршал Д.Ф. Устинов
распорядился выделить батальон десантников из состава 105-й ВДД
для отправки в Афганистан «для охраны техники и л;тчиков транс-
портной авиации в Баграм и возможного обеспечения эвакуации со-
ветников в экстремальной обстановке».
27 июня решение относительно просьбы Х. Амина было принято в
Москве «кремл;вскими старцами». В книге корифея истории Афган-
ской войны Александра Ляховского «Трагедия и доблесть Афгана»
есть ранее засекреченный документ, извлеч;нный автором из Архива
Президента РФ. В записке ЦК КПСС об этом факте, в частности, гово-
рилось: «Для обеспечения охраны и обороны советской авиаэскадри-
льи на аэродром Баграм направить в ДРА, при согласии афганской
стороны, парашютно-десантный батальон в униформе (комбинезоны)
под видом авиационного технического персонала». В этом же доку-
менте признавалось целесообразным направить в Кабул для охраны
советского посольства спецотряд КГБ в составе 125-150 человек под
видом обслуживающего персонала нашего посольства. Эта «Записка»
была подписана главными лицами государства: А. Громыко (министр
иностранных дел), Ю. Андропов (КГБ), Д. Устинов (министр обороны),
Б. Пономар;в (заведующий Международным отделом ЦК КПСС).
На следующий день, 28 июня 1979 г., Политбюро ЦК КПСС утвер-
дило изложенные в «Записке» предложения, направленные на усиле-
ние советского присутствия в Афганистане, обстановка в котором с
каждым дн;м становилась вс; более напряж;нным.
Итак, Кремль сделал свой выбор. Было решено отправить в Баг-
рам один батальон советских десантников. Министерство обороны
распоряжается направить в ДРА батальон 111-го полка 105-й Ферган-
ской гвардейской воздушно-десантной дивизии. Уже в июне 1979 г.
Генштаб Советской армии принял решение о расформировании 105-й
дивизии ВДВ. 3 июля генерал-лейтенант Н.Н. Гуськов (руководитель
ликвидационной комиссии) вызвал командира первого батальона 111-
го полка 105-й ВДВ-гвардии подполковника В.И. Ломакина и поставил
ему следующую задачу: «Летите под видом технических специалистов,
все офицеры с погонами сержантов, чтобы не раскрывать структуру
батальона. Никаких привязок к округу и ВДВ – прилетели из СССР.
Первое и основное – охрана аэродрома. Пусть кругом вс; горит и ру-
шится, но самол;ты при этом должны взлетать и садиться. Обустраи-
ваться прид;тся самим, все материалы – из Союза. Продукты пока на
30 суток, в дальнейшем – закупать на базаре. Деньги будете получать
местные – афгани. Офицеров в общих чертах сориентировать сейчас,
солдат и сержантов – на аэродроме, перед посадкой в самол;ты». Уже
с конца июня личный состав этого полка находился в состоянии повы-
шенной боеготовности. Наступило 7 июля 1979 г. – исторический мо-
мент, когда 1-й батальон 111-го ГПДП по воздуху был переброшен на
афганскую землю, на авиабазу Баграм. В указанной выше книге Алек-
сандра Ляховского говорится, что 1-й батальон ошского полка под ко-
мандованием гвардии подполковника В.И. Ломакина был отправлен в
ДРА 7 июля в полном составе на тр;х военно-транспортных самоле-
тах. Очевидно, это не совсем так. Согласно воспоминаниям некоторых
ныне здравствующих ветеранов – участников тех событий, переброска
1-го батальона в Баграм осуществлялась в несколько заходов. Утром 7
июля в Афганистан с Ферганского аэродрома улетела 1-я рота 1-го
батальона, а остальные роты убыли в ДРА в ночь на 8 июля. Личному
составу «ошского» батальона в воздухе сообщили о том, что их на-
правляют в Афганистан. Ещ; в Фергане бойцам и командирам этого
батальона было приказано снять с военной формы всю десантную
символику и штатные знаки отличия (петлицы и шевроны ВДВ, тель-
няшки и береты). На погонах офицеров были закреплены ж;лтые сер-
жантские лычки. Командир «ошского» батальона В.И. Ломакин носил
погоны старшины. Сержантский же состав имел на погонах красные
(полевые) лычки. Таким образом, ошские десантники были закамуф-
лированы под технических специалистов ВВС.
Итак, в начале июля 1979 г. десантники «ошского» батальона 111-
го ГПДП оказались на земле Афганистана. Советские воины оказались
в совершенно незнакомой и диковинной обстановке, словно в другом
историческом измерении. Для них здесь в Баграме вс; было необыч-
но: климат, рельеф, люди… Нельзя сказать, что настроение у солдат
было подавленное. Для этого не было оснований, ведь никто из них не
мог предположить, что через несколько месяцев они и целая Совет-
ская армия будут по непонятной воле рока вовлечены в страшную и
необъявленную войну с непонятным и диким народом. А тогда, в июле,
наши воины будут испытывать только одно настоящее страдание. От
афганской жары в первое время все гвардейцы по-настоящему муча-
лись жаждой. Но, как известно, человек ко всему привыкает. Уже вско-
ре эта прозаическая проблема была не так актуальна.
Между тем бытовая жизнь в Баграме потихоньку налаживалась.
Были поставлены казармы, столовая, сооружены и прочие бытовые
армейские объекты. Армейская жизнь стала идти своим чередом. Ко-
нечно, в этой жизни была своя специфика. Полноценной боевой и ог-
невой подготовки в новых условиях быть не могло. Да и официальный
статус ошских десантников на этой авиабазе не позволял выявлять их
принадлежность к ВДВ. Ведь эти здоровые и бравые ребята в комби-
незонах были, выражаясь армейским сленгом тех врем;н, «фанерой»,
младшим обслуживающим персоналом ВВС.
Наши воины не были единственным боевым контингентом на баг-
рамской авиабазе. Здесь находились и военнослужащие афганской
армии, а именно – офицеры и солдаты афганских ВВС, а также штат-
ный состав мощных противовоздушных (зенитных) установок. Отно-
шения между «шурави» («советскими») и афганскими военными в те
месяцы, предшествующие войне, были вполне дружелюбными и спо-
койными. Ведь «шурави» уже много-много лет были друзьями афган-
ского народа. Советских людей в афганском обществе (за исключени-
ем религиозных фанатиков) воспринимали с должным уважением и
почитанием. И было, конечно, за что.
До начала осеннего сезона, наверное, главным занятием личного
состава батальона были инженерные, фортификационные работы.
Аэродром в Баграме в тот момент был, в общем-то, советской военной
базой, dе facto. Сюда почти постоянно из Союза прилетали военно-
транспортные и прочие самол;ты с грузами, и не только. Чтобы обезо-
пасить эту базу от возможных нападений, было решено опоясать Баг-
рамский аэродром системой окопов и прочих простых земляных со-
оружений. Вот и пахали в поте лица, изнывая от баграмской жары на-
ши гвардейцы, роя окопы и проклиная очень ж;сткую, похожую на це-
мент землю. Немало, конечно, было и свободного времени, а коротать
его было нелегко. Территория передвижения была ограничена авиаба-
зой Баграма. Хотя в то относительно мирное время рядовому составу
ошского батальона командиры разрешали иногда выбираться за пре-
делы аэродрома, за мелкими покупками. Наши воины тогда были
удивлены одним парадоксом. В этой беднейшей и дикой горной стране
на рынках и в лабазах свободно продавали дефицитные для тех лет
товары ширпотреба (джинсы, кроссовки, прочее модное в мире барах-
ло, фирменные кассетные магнитофоны и проч.). У нас, в Советском
Союзе, эти дивные и очень желанные вещи простой человек, «совок»,
мог приобрести, что называется, «из-под полы» у фарцовщиков и спе-
кулянтов втридорога. Поэтому наши солдаты, очарованные этими ве-
щами, конечно, желали что-то купить на свою скромную зарплату, что-
бы, демобилизовавшись, увезти эти вещи в Союз. Особенно эта про-
блема была актуальной для тех бойцов, кто должен был уйти на дем-
бель в конце 1979 года. Старались что-нибудь припасти на дембель и
те воины, которые должны были демобилизоваться в 1980 г.
В фотоальбоме нашей книги есть один характерный фотоснимок,
на котором изображены несколько молодых беззаботных людей в
модной одежде: джинсах, батниках, очках. Это – мои земляки из Стер-
литамака: Михаил Пермяков, Анатолий Макаров, Сергей Крылов. Все
они с «ошского» батальона. В момент, когда они фотографировались в
Баграме (очевидно, конец лета 1979 г.), парням, увы, было неведомо,
какое испытание готовит им судьба. На их лицах – улыбки, а в головах,
наверное, мысли о мирном и спокойном дембеле в 1980 г. Но уже ско-
ро шестерни неумолимого рока вовлекут этих первых «афганцев» в
мясорубку необъявленной и проклятой войны. Эти парни уже в начале
следующего года будут участвовать в первых боях с мятежниками.
Михаил Пермяков («Седой») погибнет в бою в августе 1980 года, не
дотянув до дембеля совсем немного. Родители этого парня до сих пор
живы. Когда я был у них дома два года назад, то запомнил фотопорт-
рет «Седого», который стоял на серванте. Взгляды наши тогда встре-
тились. Анатолий Макаров также будет участвовать в первых бое-
столкновениях. Но судьба его будет миловать. Он благополучно вер-
н;тся домой и через почти 30 лет даст мне за бутылкой горилки интер-
вью, поделится воспоминаниями, предоставит редкие фото, которые и
будут включены в фотоальбом книги. Сергей Крылов, насколько я
знаю, был поваром в батальоне; дыхание войны его обжигало не час-
то, но стрелять приходилось и ему. Он тоже уйд;т на дембель невре-
димым, и мне с ним будет суждено познакомиться и выпить водки.
Именно от него я впервые услышал об «ошском» батальоне, который
первым вступил на афганскую землю за полгода до начала войны. Как
и Миши Пермякова, его уже тоже нет на земле, он умер два года на-
зад от сердечного приступа. Поэтому посвященное ему стихотворение
я так и не успел передать…
До декабря 1979 г. личный состав «ошского» батальона продол-
жал мирно пребывать в Баграме, неся обычную гарнизонную службу.
Дембеля считали дни до возвращения в Союз, солдаты других призы-
вов также думали, что их пребывание в ДРА скоро закончится, и они
вернутся на советскую землю. Размеренный темп службы наших де-
сантников был нарушен в сентябре. Батальон подняли по тревоге и
выдали боеприпасы. Построенным на взл;тной полосе воинам сооб-
щили, что предстоит лететь в Кабул. Это было связано со сменой вер-
ховной власти в афганском правительстве. 8 октября 1979 г. прези-
дент ДРА и лидер НДПА Н. Тараки был убит (задушен подушками) по
приказу начальника гвардии премьер-министра Х. Амина. 10 октября
было официально объявлено, что Тараки умер от непродолжительной
и тяж;лой болезни. К власти в Афганистане приш;л Х. Амин, злодей
афганской истории и главный зачинщик грядущей войны. Вот почему в
те октябрьские дни «ошский» батальон подняли по тревоге. Убийство
президента Н. Тараки было, с одной стороны, неожиданным фактом
для высших военных советских советников в Афганистане, и это тра-
гическое событие могло обернуться непредсказуемыми последствия-
ми. Но в тот же день десантникам был дан отбой. Возникает вопрос:
почему батальону вооруженных десантников, которые уже должны
были лететь в Кабул для защиты Н.Тараки, дали отбой? Причина за-
ключалась в том, что самол;ты с советским десантом на борту не
имели возможности взлететь, ибо на наши лайнеры были нацелены
жерла афганских зенитных установок, которые могли в любой момент
начать изрыгать смертоносный огонь. Дело в том, что Х. Амин, кото-
рый в тот момент уже был фактически правителем Афганистана, дал
соответствующее распоряжение войскам афганского гарнизона в Баг-
раме. По утверждению такого компетентного исследователя, как Алек-
сандр Ляховский, афганским зенитчикам была поставлена задача –
расстреливать любой самол;т независимо от того, взлетает он или
приземляется. На другой день в Баграме стало известно, что новым
президентом Афганистана стал Х. Амин.
7 октября 1979 г. на авиабазе в Баграме произошло серь;зное ЧП.
В результате несчастного случая погиб офицер особого отдела, капи-
тан Чепурной. В книгах по истории Афганской войны этот случай упо-
минается лишь вскользь. Как же погиб этот советский офицер-
особист? Согласно официальной версии, гибель этого человека про-
изошла в результате неосторожного обращения с пистолетом ино-
странного производства. По непроверенным данным, капитан Чепур-
ной находился за пределами баграмской авиабазы. После общения с
Бахусом он стал крутить и рассматривать пистолет и случайно сам
произв;л роковой выстрел. Вот такая нелепая смерь. Гроб с телом
погибшего советского офицера был уже готов для отправки в Союз на
самол;те, когда представители афганской военной администрации
потребовали вскрытия «груза 200». Такая оскорбительная акция аф-
ганских властей объяснялась внутренней политикой нового президен-
та-сатрапа Хафизуллы Амина, который, придя к власти, начал сразу
жесткое преследование своих политических врагов и оппонентов.
Главными недругами он считал т.н. «банду четыр;х» членов Политбю-
ро НДПА, сторонников убиенного Н.Тараки: Сарвари – начальник
службы безопасности, Ватанджар – министр внутренних дел, Маздурь-
яр – министр по делам границ, Гулябзай – министр связи. По приказу
Амина все рейсы на афганских аэродромах подлежали осмотру, при-
ч;м вскрытию подлежали все подозрительные грузы, ящики. Крово-
жадный президент ДРА опасался, что его главные враги сумеют уйти
от преследования. Процедурой отправки «груза 200» из Кабула в Союз
руководил генерал-лейтенант Николай Гуськов, заместитель коман-
дующего ВДВ. Несмотря на его протест, афганцы вс; же вскрыли гроб
с телом Чепурного и, удостоверившись, что в ящике лежит умерший
советский офицер, дали добро на взл;т.
Существует и другая, неофициальная версия гибели капитана Че-
пурного. Е; источник – мнения ныне здравствующих ветеранов «ош-
ского» батальона. Согласно этой версии, Чепурной находился в ком-
пании с офицерами ВВС. В ходе этого застолья вспыхнула ссора меж-
ду Чепурным и одним из офицеров (В.И.Ломакин?). Началась стрель-
ба, и офицер-особист был убит.
На другой день командир «ошского» батальона гвардии подпол-
ковник Василий Иосифович Ломакин был уволен из рядов Советской
Армии. Формально он нарушил приказ командования не покидать рас-
положение батальона (выезд в Кабул на узел связи был разреш;н
один раз в неделю). Командование ВДВ, конечно, попыталось как-то
смягчить положение, в котором, увы, оказался заслуженный подпол-
ковник крылатой гвардии. Благодаря заступничеству руководства ВДВ,
В.И. Ломакин не потерял права на пенсию.
Следует заметить, что капитан Чепурной был не единственный
погибший из числа советских военнослужащих, находящихся на аф-
ганской земле в довоенный период, т.е. до конца декабря 1979 г.
Из-за нелепой случайности где-то в начале осени 1979 г. погиб
рядовой «ошского» батальона Ибрагимов. Источником этой информа-
ции является не печатный архивный документ, а устная информация,
которую автор этой книги получил от одного ветерана «ошского» ба-
тальона. Согласно этой версии дело было так. Не только рядовой со-
став «ошского» батальона, но и офицеры раз в 1,5-2 недели получали
возможность посетить столичный город Кабул. Понятно, что важной
для молодых офицеров целью такого «культпохода» была покупка
модных товаров, ширпотреба. На машине группа офицеров, переоде-
тых в гражданскую одежду, организованно выезжала в столицу ДРА.
При этом штатное оружие (пистолеты) офицеры оставляли на «базе» в
расположении батальона. Пистолеты при себе имел лишь старший
группы убывающих офицеров.
Во время одного из таких выездов в Кабул и произошло несча-
стье. Один из офицеров, переодетый в «гражданку», оставил дежур-
ному по роте свой пистолет, который был снят с предохранителя. По-
видимому, дежурный, балуясь с оружием, и произв;л выстрел в рядо-
вого Ибрагимова. Этот боец, который был родом из. г. Калинина (ныне
– Тверь), скончался.

Рецензии

Дмитрий, Вы молодец! Я уже много лет выношу идею написания книги о разведчиках 111го Ошского ГВ ПДП, которые были в составе первой роты (нештатная неофициальная разведрота полка) 1го батальона. Именно они, разведчики 1ой роты на двух Ан-12 приземлились на Баграмский аэродром рано утром (еще было темно) 8го июля 1979 года, затем минут через 10-20 начали садиться 12 самолетов АН-12. Это и был 1й батальон 111го Ошского ПДП 105ой Венской (Ферганской) Гвардейской воздушно-десантной девизии. Неофициальная нештатная разведрота на тот момент была лучшей разведротой среди всех разведподразделений 105ой ГВ ВДД. С 1976 года когда командиром роты стал капитан Манюта Владимир Александрович, пальму первенства лучших разведчиков среди разведподразделений 105ой ГВ ВДД никому не уступало. Она была действительно лучшей среди лучших в дивизии и во всех ВДВ СССР. До 1976 года лучшей среди разведподразделений была 100-ая отдельная разведрота. Кто в те времена служил не только в названной разведроте, но и в девизии были наслышаны о 7-дневном переходе по пустыне с одной фляжкой воды на 7 суток и по 3 банки тушенки с кашей на каждого. Остальное должны были добыть в пустыне.на исходе 6-7 дняокончания похода десантники ели змей, пауков, верблюжьи колючки. Воду незаметно добывали у местных пастухов, случайных путников, геологов и у водителей случайно попадавших машин.Гвардейцы десантники 100-ой разведроты с доблестью и честью, похудевшие на 10-12 кг и стройные как кипарисы прибыли на конечную точку в заданный срок и время.

Почему то Вы ничего не пишете о командире полка 111го Ошского ГВ ПДД 105ой ГВ ВДД. Это был подполковник Швец Николай АЛександрович (ему сейчас 72 года, живет в Украине, г.Чернигов), человек-легенда в ВДВ СССР, не зря его в дальнейшем десантники прозвали "КэП" или "наш батя". Швец Николай Александрович настоящий офицер, соответствующий предназначению и духу ВДВ (Войска дяди Васи). Он ученик генерала армии, Героя Советского Союза, участника ВОВ, два раза командующего ВДВ СССР - Маргелова Василия Филипповича. Пополковник Швец Н.А. дважды, один раз с подполковником Ломакиным В.И., был на территори Афганистана. Первй раз в начале апреля, второй раз в середине мая. Продолжение следует...

Уважаемый Дмитрий, не хотели бы Вы быть соавтором в нашей книге? Вы и я? У меня есть очень много свидетелей того времени, непосредственно участвующих в этих событиях и фотоматериалы.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Флаг ВДВ 111 пдп - это дань уважения славным традициям соединения. 111 полк ВДВ внес большой вклад в создание образа десантника, как элиты Вооруженных Сил.

Характеристики

  • 111 ПДП
  • 111 гв. ПДП
  • в/ч 01986

111-й гвардейский парашютно-десантный полк

К большому сожалению, далеко не все представители молодого поколения десантников помнят названия и свершения славных соединений ВДВ, расформированных во времена Советского Союза. В этой статье «Военпро» напомнит всем ветеранам о днях службы в 111 пдп, а молодому поколению предоставит возможность узнать историю, как это было.

111 пдп 105 вдд в Оше

111-й гвардейский парашютно-десантный полк был сформирован в г. Рыбинск на основе подразделений 11-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в 1955 году. Вскоре после создания 111 пдп был придан 105 гв. ВДД.

В 1960 году полк передислоцируется в Туркестанский военный округ. Местом дислокации 111 пдп был город Ош.

В Средней Азии 105-я дивизия ВДВ, в том числе и 111 гвардейский парашютно-десантный полк проходили усиленную подготовку, для адаптации к боевым действиям в условиях пустынной и горной местности.

В 1968 году состоялись учения с десантированием подразделений 111 гв. пдп и 351 пдп. Действия личного состава полков в горно-пустынной местности были довольно высоко оценены командованием.

На следующий год 111 полк ВДВ отлично показал себя в совместных учениях с войсками Среднеазиатского военного округа.

В 1970 году под руководством Маршала Советского Союза К. Москаленко проводились крупномасштабные учения «Восток-70». Действия гвардейцев-десантников 111 пдп получили высшую оценку от командования.

В 1972 году была проведена инспекторская проверка Министерства Обороны СССР. Десантники из 111 пдп не посрамили цвета ВДВ и получили хорошую оценку инспекторов.

В 1973 году 111 полк ВДВ получает оценку «отлично» за смелые действия на учениях. Боевая задача подразделений полка - десантирование на четырех площадках пустынной местности и уничтожение ракетного дивизиона танковой дивизии была выполнена блестяще.

Расформирование 111 пдп

Прежде, чем начать разговор о расформировании 111 пдп и всей 105 вдд надо заметить, что подразделения полка были направлены в Афганистан еще летом 1979 года. Речь идет о 1 пдб 111 гвардейского парашютно-десантного полка, выполнявшего задачу по охране аэродрома Кабула и обеспечении высадки основных сил. Также надо отметить, что 1-й парашютно-десантный батальон 111 пдп, находясь уже в Афганистане на момент расформирования дивизии, был передан 345-му отдельному парашютно-десантному полку и в его составе продолжил выполнение боевых задач практически до самого конца войны в Афганистане.

Расформирование дивизии осенью 1979 года стало полной неожиданностью для большинства офицеров и личного состава. Начиная с 1978 г. 105 вдд, в том числе и 111 пдп постоянно находилась в степени готовности «военная опасность». Действительно, все говорило о том, что дивизию, наиболее подготовленную в ВС СССР к боям в жарких климатических условиях и горно-пустынной местности, направят в один из очагов напряженности. Афганистан, Вьетнам, в котором начались столкновения с китайской армией, Иран, полыхающий в огне исламской революции - всюду мог пригодиться опыт 111 пдп. Но историю не изменить и полк, как и вся дивизия были расформированы и на их основе созданы новые соединения ВДВ.