Дистанционное обучение плюсы и минусы эссе. Дистанционное обучение: плюсы и минусы, отзывы

Сегодня нас будет интересовать такая тема, как дистанционное обучение. Плюсы и минусы такой системы - вот то, о чем нужно узнать. Ведь данное направление в современном мире начинает вживаться в систему образования. Можно ли допустить это? Или придется всеми силами держаться за "классику"? Какие есть недостатки и преимущества у дистанционной формы получения знаний? Так ли она страшна на самом деле, как некоторые предполагают? Во всем этом придется разбираться досконально. Иначе можно принять неверное решение!

Новинка

Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих. Ведь прогресс на месте не стоит, с каждым днем в мире появляются новые теории и приспособления для облегчения современной жизни человека. Причем захватываются все сферы - и образование в том числе.

Вообще, - это новинка. Она многих привлекает. Ведь не нужно будет ходить в школу или университет - достаточно просто появиться в интернете, пройти небольшую авторизацию, и вы сможете получить лекцию или посетить занятие. Экономия времени и для детей, и для взрослых. Но вот только учителя, а также ученики разделились на несколько категорий. Первые признают то, что такая система действительно способна помочь, а вторые опровергают это. Так какие есть плюсы и минусы дистанционного обучения школьника? Кому и чему верить?

В любое время

Конечно же, однозначно ответить никак не получится. Ведь наш сегодняшний вопрос - это вечная проблема всего современного образования. В некоторых случаях дистанционное обучение может помочь. А иногда - навредить. Тут роль играют многие факторы.

Например, плюсы и минусы имеет в одинаковом количестве, в принципе. Роль играет только важность каждой области. Среди преимуществ такого обучения - его универсальность. Без проблем, в любое время школьник или студент сможет заниматься своим образованием. Сразу же жить становится проще. Конечно же, это плюс. Вы не связаны временными рамками, можете распределять время так, как хотите. Ведь главное в нашем сегодняшнем образовании - это результат. Хоть весь материал за день усваивайте, хоть растягивайте его на неделю.

Самообразование

Имеет дистанционное обучение плюсы и минусы. Отзывы от учителей, родителей и учеников указывают на то, что при подобной форме изучения материала огромную роль играет самообразование. Фактически именно им вы и будете заниматься. То есть никаких учителей за спиной, никакой слежки и ограничений во времени. С одной стороны, это плюс - можно научиться рационально пользоваться временем, лучше усваивать материал. Кроме того, есть такие люди, которым проще учиться, когда никто не отслеживает процесс. Можно сказать, "со стержнем" ученики.

С другой же стороны, дистанционное обучение требует организованности и собранности. К примеру, маленьким детям такое образование, скорее всего, дастся с огромным трудом - им сконцентрироваться трудно. Особенно когда нет контроля. Также есть ученики, которые к самообразованию вообще не предрасположены. Такие дети будут все время развлекаться, а не учиться.

Всегда и везде

Плюсы и минусы дистанционного образования - это спорный вопрос. Он требует досконального изучения всех нюансов. Иначе можно сделать неправильные выводы. Разумеется, раз уж в Европе такая форма уже давно используется, значит, и в России при хорошо продуманной системе она даст результаты.

Помимо уже перечисленных преимуществ, можно выделить то, что обучение школьников на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, если ученик заболел. Достаточно только включить компьютер, присоединиться к виртуальной конференции - и вы сможете побывать на занятии. И это без вреда для здоровья.

Получается, прогулы могут быть сведены к минимуму. Да, с интернетом иногда случаются разнообразные сбои. Но их как раз проверить можно. А вот реальный прогул - нет. Нередко именно дистанционное обучение помогает даже во время долгой болезни или невозможности посещать школу оставаться в общем потоке и не отставать от прочих учеников.

Обстановка

Еще один плюс, который, как правило, не сильно выделяется - это обучение в комфортной обстановке. Нередко детям просто не хочется ходить в школу. Им там некомфортно, неприятно. В таком случае ни о какой результативности обучения и речи быть не может.

А вот если дома материал усваивается лучше, то ДО - прекрасный выбор. Он не только позволит заниматься самообразованием и всегда оставаться на связи, но и не причинит никакого дискомфорта. Вы можете создать себе максимально удобные условия для обучения, а затем просто слушать лекции и уроки.

Правда, за младшими школьниками родителям все равно придется следить в таком случае. Они еще не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием. Пожалуй, дистанционная форма обучения больше подходит средней и старшей школе. Детям, которые уже могут осознанно контролировать свою деятельность и делать то, что необходимо.

Свобода действий

Дистанционное обучение плюсы и минусы имеет многочисленные. Можно сказать, что у каждого преимущества есть свой антипод-недостаток. И наоборот. Говоря о школьном дистанционном обучении, среди минусов зачастую выделяют полную свободу действий. Действительно, если за ребенком не следить - он, вполне вероятно, вообще забросит учебу. Так что плюсы и минусы дистанционного обучения школьников - вопрос очень спорный.

Интернет-семинар контролировать крайне трудно. Разумеется, если система дистанционного образования в школах будет разработана и продумана до мелочей (как контролировать детей, проводить тестирование и так далее), то такая форма даст видимый прогресс и максимальные результаты. В противном случае дистанционное образование просто еще больше отдалит детей от образовательного процесса.

Удобство

Плюсы и минусы дистанционного обучения (на английском, русском или любом другом языке) можно обсуждать бесконечно долго. Но главное преимущество такой формы получения знаний - это удобство. Неважно, по каким именно причинам - будь то свобода времени и действий либо экономия времени. Учить и учиться таким образом просто удобно.

Особенно для учителей такой вариант подходит больше всего. Можно не отрываться от собственных дел, а также заниматься подработками во время урока. К примеру, если ввести такую форму обучения, у женщин в декрете отпадет надобность в оформлении отпуска. Вы сможете без проблем присматривать за малышом и параллельно обучать учеников в школе. Легко все и просто. А главное - удобно! Да, важно проработать систему образования на расстоянии. Но это не отменяет факт того, что подобный прием сделает учебу доступной для всех - и для учеников, и для учителей!

Учебные материалы

Какие имеет дистанционное обучение плюсы и минусы? Признаться честно, преимущества данной системы образования описывать куда проще. Да и заметить их можно невооруженным глазом. Разумеется, при правильной реализации процесса.

К примеру, очередное преимущество - это доступность учебных материалов. В электронном виде можно читать любой учебник или конспект. Всю информацию при необходимости вам дадут просторы интернета. Речь идет о дополнительном материале. Не нужно тратить уйму времени и денег на покупку и поиск учебников, методичек и прочих учебных конспектов.

К слову, дистанционное обучение избавит детей от массы книг в сумках. Сейчас даже у первоклассника портфель иногда весит столько, что и подумать страшно, как дети ходят так в школу! Все это оказывает на здоровье негативное влияние. А электронные учебники вообще ничего не весят. Да и на занятии говорить, что вы забыли методичку дома, больше не получится. Есть доступ в сеть - значит, и весь материал будет у вас под рукой!

"Вышка"

Как видите, плюсов и минусов у нашей сегодняшней системы много. Если ее хорошенько проработать, то останутся только преимущества. К сожалению, настолько хорошо еще не разрабатывалась ни одна образовательная система. Но такая вероятность не исключена.

Если говорить об образовании более взрослых людей, то здесь дистанционная форма стала крайне популярной. Ею активно пользуются. Вы сможете учиться и получать высшее образование (и даже несколько), не отрываясь от повседневной жизни, работы и семьи. Это все - огромные возможности. Таким образом, можно жить в одном городе, а обучаться - в другом. И даже не нарушая ваш привычный уклад. Выбор вузов, которые предусматривают обучение на расстоянии, с каждым годом увеличивается.

Кроме того, подобная форма отличается по стоимости. Затраты на дистанционное обучение меньше. А значит, получить высшее образование вы сможете безо всяких проблем и по доступным ценам. Так что не стоит думать, что отсутствие личности в стенах учебного университета - это плохо. Вовсе нет.

Как видите, дистанционное обучение плюсы и минусы в школе и в университете имеет разнообразные. Плюсов много. Но и недостатков тоже хватает. Рекомендуется использовать такую форму, если ребенок лучше занимается самостоятельно (предрасположен к самообразованию), а также когда нет возможности посещать уроки в школе. Помните, при правильной организации образовательного процесса от ДО останутся только плюсы. А вот в качестве получения "вышки" уже сейчас это прекрасный выбор!

Получение образования – один из важных этапов жизни человека, помогающий ему не только всесторонне развиваться, но и выбрать определенную узкую специализацию, наиболее приходящуюся по нраву, чтобы в дальнейшем, применяя опыт, зарабатывать деньги.

Но как бы это ни было важно для человека, на этом этапе не обойтись без трудностей. Многие сталкиваются с такими проблемами, как нехватка денег, времени и отсутствие приличных учебных заведений, где можно было бы получить качественное образование. Последнее связано с тем, что наибольшая часть населения сосредоточена в европейской части России, а это Москва и Санкт-Петербург – две главных столицы, в университетах которых работают высококвалифицированные преподаватели, дающие реальные знания и базу, которые можно применить в дальнейшем. Но, например, люди, проживающие в Ямало-Ненецком Автономном округе, просто не имеют возможности приехать в эти или другие крупные города России. Что им делать, если они жаждут получить хорошие знания? А если еще прибавляется плохое материальное обеспечение и абсолютное отсутствие свободного времени?

В таком случае многие выбирают дистанционное образование. Дистанционное образование представляет собой получение образования на расстоянии. Этот способ стал доступным благодаря развитию Интернет-сети. Теперь преподавателю и ученику не обязательно очно контактировать друг с другом, ведь эту необходимость заменяет Интернет-связь.

Тем, кто заинтересован в получении такого образования, наверняка интересно узнать его преимущества и недостатки.

Плюсы дистанционного обучения

Во-первых, как уже было сказано, дистанционное обучение – это хороший способ получения образования при ограниченных финансах . Сравнивая привычную очную форму обучения и дистанционную, при выборе последней вы экономите достаточно круглую сумму.

Во-вторых, такой способ обучения позволяет вам заниматься в любое время, когда вам это удобно, ведь все материалы в определенное время высылаются вам на почту или выкладываются на сайте, а когда их проходить и практиковать свои знания вы решаете уже сами. Это очень удобно, особенно при наличии основной работы.

В-третьих, вы самостоятельно выбираете место обучения : будь то кафе, работа, парк или просто дом.

Также к плюсам дистанционного обучения можно отнести то, что это дает реальные знания . Обозревая традиционную в России систему обучения, становится ясно, что человек не получит хорошего образования, если он сам этого не захочет. Переходя на тему дистанционного обучения, стоит отметить, что теперь ему самому надо проходить материал, а, как известно, при самостоятельном изучении и поиске необходимой информации вещи, которые надо выучить, сами укладываются в голове, что дает несравнимое преимущество.

Кроме того, у обучающегося никогда не возникнет проблем с недостаточным количеством материала, справочников и учебников, ведь все необходимое он получает в Интернете. Из этого вытекает следующее преимущество – для того чтобы проконсультироваться с тьютором, необязательно назначать очную встречу, ведь все необходимое можно узнать, просто написав ему на электронную почту.

Зачеты и экзамены, проводимые в ВУЗах, заставляют волноваться, ведь принимать их будет строгий преподаватель, которому можно еще и не с первого раза сдать. При обучении на расстоянии эта проблема уходит в прошлое, потому как для того, чтобы педагог понял, усвоили ли вы тему, вам просто нужно пройти онлайн-тест в спокойной домашней обстановке. Разве это не явное преимущество?

И, наконец, преподавателям всегда трудно оценить способности каждого студента в группе, но при дистанционном образовании у него есть все возможности «выжать» из вас максимум, приняв во внимание ваши качества.

Минусы дистанционного обучения

После таких преимуществ недостатки могут показаться несущественными, однако они все же присущи такой форме получения образования.

Например, то же заочное общение преподавателя и студента может совершенно по-другому повлиять на запоминание необходимой информации. В процессе жестикуляций педагога, показа его эмоций и действий мозг обучающегося лучше запоминает предлагающуюся информацию. При дистанционном обучении придется приложить больше усилий для усвоения.

Также такое обучение не подойдет ленивым людям , ведь человек должен обладать самодисциплиной, чтобы после работы сесть за компьютер, учиться и выполнять тестовые задания.

Кроме того, людям, которые прекрасно излагают свои мысли вслух, дистанционная форма обучения может не только не помочь, но и наоборот – усугубить ситуацию, ведь в основном все экзамены проходят в письменной форме. При этом преподаватель не может оценить самостоятельной умственной деятельности человека.

Еще один существенный недостаток – это недостаток научных кадров , которые могли бы развивать такую систему, совершенствовать ее, ведь в большинстве своем россияне придерживаются традиционных методов обучения, соответственно, получение образования на расстоянии развивается медленно, не давая в полной мере тех знаний, которые могли бы быть получены при очной форме обучения в институте.

Выводы

Таким образом, дистанционное обучение – это специфическое средство получения образования. Это не идеальный вариант абсолютно для всех людей, но многие могут вынести пользу из этого опыта на практике.

Образование является важным условием для успешной карьеры. Но не каждый человек может себе позволить поступить в престижный вуз на дневную или заочную форму обучения, так как это требует немалых финансовых затрат.

Кроме того получению диплома таким способом могут препятствовать такие факторы, как работа, необходимость обеспечения семьи, здоровье, а также географическая удаленность вуза от постоянного места проживания учащегося. Так что же делать?

В нашу эпоху цифровых технологий и интернета можно получить высшее образование, не выходя из дома. В этом вам поможет дистанционная система обучения.

Что это такое?

Дистанционное образование – это обучение на удаленном расстоянии без необходимости личного посещения вуза.

Студент и преподаватель, которого называют тьютором, могут находиться на разных континентах, но это не мешает учебному процессу.

Чаще всего эту форму обучения выбирают люди, которые хотят получить второе образование или повысить свою квалификацию, и уже имеют определенную базу знаний по выбранной специальности. Но можно, как говорится, и с нуля начать учиться.

После прохождения курса обучения выдается документ, который имеет такую же правовую силу, как и обычный диплом, полученный после окончания вуза.

Срок обучения зависит от выбранной специальности и составляет 3,5-5 лет. Он может существенно варьироваться в зависимости от интенсивности вашего графика учебы, так как вы сами выбираете индивидуальную программу обучения.

Стоит отметить, что далеко не все специальности можно освоить с помощью дистанционного обучения. Например, нельзя выучиться на врача не посещая вуза для получения практических знаний. Чаще всего курсы дистанционного образования включают специальности, связанные с информационными технологиями и коммерцией.

Теперь давайте подробнее выясним, как это обучение происходит?

У каждого студента на сайте его вуза есть его персональная страничка, куда преподаватели отправляют пособия, учебники и необходимые учебные материалы для самостоятельного изучения предмета, а также задания, выполнив которые, студент обязан отправить их на проверку преподавателю.

Таким же образом сдаются все тесты, зачеты и экзамены. Затем преподаватель также с помощью электронной почты сообщает студенту его оценку или отправляет обратно его работу для исправления ошибок.

Существует несколько видов технологий дистанционного обучения:

  1. Кейс-технология. Она предполагает использование бумажных носителей в виде рабочих тетрадей, которые тьютор регулярно проверяет. Взаимодействие между учащимся и преподавателем в этом случае осуществляется с помощью почтовых пересылок или же личных встреч в учебных центрах.
  2. Телевизионно-спутниковая технология. Она очень редко используется из-за дороговизны и отсутствия у учащихся технической возможности ее применения. Главный ее недостаток – это отсутствие обратной связи между тьютором и учеником.
  3. Сетевая технология или интернет-обучение.

Чаще всего дистанционное образование включает в себя все эти три технологии, но в разных пропорциях. Конечно, в учебном процессе преобладает использование интернета, но учащиеся также получают диски с учебными материалами и лекциями.

Как и у всех форм обучения у дистанционного образования тоже есть свои преимущества и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • Возможность обучения в любом вузе мира. Независимо от вашего географического местоположения и часового пояса вы можете получить все необходимые знания, не выходя из дома. Это особенно важно для людей с инвалидностью, а также для тех, кто проживает в таких регионах, где нет возможности получить образование из-за отсутствия подходящих высших учебных заведений. Диплом об окончании вуза таким способом могут получить даже мамы, заботящиеся о своих маленьких детях, и лица, отбывающие срок в местах лишения свободы.
  • Стоимость дистанционного обучения значительно ниже, чем очной или заочной формы, так как отсутствует личный контакт с преподавателями, например для прослушивания лекций, а значит, вам не нужно оплачивать их рабочее время. К тому же у вас нет необходимости ехать в другой город или страну для учебы в вузе и, таким образом, вы экономите на проезде и проживании.
  • Гибкий график обучения. Каждый учащийся сам решает, сколько времени ему необходимо потратить на изучение данного предмета, и, исходя из этого, сам рассчитывает продолжительность своих занятий. Кроме того в некоторых вузах можно отложить обучение на длительный срок и позже вернуться к нему без необходимости повторной оплаты.
  • Возможность учиться в любом удобном для вас месте без отрыва от основного вида деятельности. Это означает, что вы можете учиться даже во время перерывов на работе, и вам не нужно брать отпуск, чтобы сдать очередные зачеты или экзамены. Вы даже можете прослушивать лекции или выполнять задания, сидя дома на удобном диване, или находясь на отдыхе в далеких странах.
  • Быстрое и эффективное взаимодействие между учеником и преподавателем. Чаще всего общение между ними осуществляется с помощью интернета, поэтому у ученика всегда есть возможность задать интересующий его вопрос и быстро получить на него ответ, и при этом не нужно назначать личную встречу.
  • Использование современных технологий в учебном процессе.
  • Доступность учебных материалов. Бывает так, что в вузах нет достаточного количества учебников и различных пособий, поэтому их приходиться покупать. При дистанционном образовании все необходимые учебные материалы находятся в электронном виде, поэтому у учащихся всегда есть все, что нужно для получения знаний в полном объеме.
  • Спокойная обстановка. Учащийся испытывает меньший стресс при прохождении тестов и сдачи зачетов и экзаменов, так как отсутствует личный контакт с тьютором, и ему не нужно думать о том, какое впечатление он производит на преподавателя.

Есть и минусы у этой формы образования. К ним можно отнести:

  • Наличие жесткой самодисциплины и сильной мотивации. Русский человек склонен к лени. В дистанционном образовании очень важно самостоятельно настраиваться на учебу, но некоторым людям это тяжело сделать без посторонней помощи. Учащийся должен иметь хорошую силу воли и самодисциплину, чтобы вовремя выполнять все задания, так как такая форма обучения хоть и имеет гибкий график, но у нее все же есть обязательные контрольные точки, которые нужно своевременно проходить.
  • Недостаток практических знаний. Дистанционное образование не может дать учащемуся практические навыки работы по выбранной специальности.
  • Отсутствие личного контакта с преподавателем и сокурсниками. Это может стать негативным моментом для людей, которые любят общаться вживую, а не с помощью интернета. Кроме того некоторым учащимся намного лучше запоминать учебный материал на слух, когда преподаватель читает лекцию, а не зубрить его по учебникам.
  • Необходим постоянный доступ к интернету и источникам информации. Не у всех людей, желающих получить дистанционное образование, есть возможность постоянного доступа к интернету, а у некоторых даже нет компьютера.
  • Недостаточная компьютерная грамотность. Для того чтобы в полном объеме получить все необходимые знания учащийся должен быть технически подкован и разбираться в использовании компьютерных онлайн-программ для того, чтобы наравне со всеми принимать участие в онлайн-лекциях и пользоваться всем необходимым для обучения.
  • Некоторые курсы и программы для получения дистанционного образования разработаны некачественно и не соответствуют всем требованиям. Это происходит из-за отсутствия достаточного уровня квалификации у людей, разрабатывающих эти учебные пособия.
  • Не все работодатели признают диплом о получении дистанционного образования.
  • Проблема с идентификацией учащегося. Преподавателям сложно проследить, самостоятельно ли студент выполняет все задания, сдает зачеты или нет. Поэтому на итоговую аттестацию учащемуся все же придется приехать в вуз или его филиалы для личной сдачи экзамена.
  • Все обучение в письменной форме. Многим людям намного проще излагать выученный ими материал в устной форме, чем в письменной форме. Из-за этого могут появиться проблемы при выполнении заданий.

К сожалению, на сегодняшний день не во всех вузах есть дистанционная форма образования. Это весьма ограничивает возможность получения диплома в понравившемся вам учебном заведении. Однако количество институтов и университетов, поддерживающих эту форму обучения, с каждым днем становится все больше. Ведь за новыми технологиями наше будущее.

МБОУ СОШ №2 пгт Ноглики

Плюсы и минусы дистанционного образования

Куневич Елена Леонидовна

2018

Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.

Д. Дьюи.

Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и, в первую очередь, глобальной сети Интернет открывают детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение. Именно такая форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения, особенно актуальна в работе с детьми-инвалидами, для которых физические заболевания часто являются непреодолимой преградой в получении образования.

Применение дистанционного обучения в школе - это дополнительный способ обеспечения непрерывности и требуемой интенсивности учебного процесса, сотрудничества между учителями и учащимися. В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Качественное образование в большей степени остается недоступным для большинства детей-инвалидов, несмотря на то, что в последнее время, изменились подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ребенка на дому часто приводит к тому, что он боится общения с другими детьми, становится замкнутым. В итоге ограниченность социальных контактов и бедность социального опыта создают сложность формирования социальной и коммуникативной компетентностей у детей-инвалидов, что негативно сказывается на их социализации. Очень часто дети-инвалиды бояться различных препятствий и трудностей, бояться контактов с людьми. Их повышенная тревожность, неуверенность в себе и неумение устанавливать коммуникативные взаимоотношения создают барьеры между ребенком-инвалидом и внешним миром.

Цели и задачи:

    Провести анализ работы МБОУ СОШ №2 в системе дистанционного обучения. Выявить положительные и отрицательные тенденции организации полноценного среднего образования детей с ОВЗ путем интеграции очного и дистанционного обучения.

    Повышение мотивации учащихся, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, за счет организации творческих, исследовательских, практико-ориентированных курсов, а также создание среды общения, социализации и профессиональной ориентации школьников.

Ожидаемые результаты:

    Повышение качества подготовки учащихся, находящихся на домашнем обучении.

    Создание условий, позволяющих обучающимся на дому успешно реализовывать школьную программу.

От того, в каких условиях находится ребёнок с самого раннего возраста, во многом зависит его будущее. Развитие человека, формирование его личности зависят от благотворного влияния семьи, от стремления родителей познать особенности развития детей в каждом возрастном периоде, от желания изучить своего ребёнка, от умения направить процесс формирования его личности.

Никому в голову не придёт готовиться стать инвалидом самому или готовить к этой участи своих родных. Но никто, к сожалению, не застрахован от временной или постоянной потери трудоспособности, от травмы, увечья, тяжёлого заболевания или рождения нездорового ребёнка.

По статистике, каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности близкого человека. Особенно тяжело переживаются в семье случаи тяжёлого заболевания детей. От того, какую стратегию поведения во взаимоотношениях с ребёнком - инвалидом выберут родители, во многом зависит состоятельность самого ребёнка.

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.

Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов.

У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

У многих детей с отклонениями в развитии, трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход.

Обучение детей с ОВЗ посредством дистанционных форм позволяет обеспечить каждого ребенка высококачественным образованием независимо от конкретного места обучения. Получение знаний с помощью информационной компьютерной среды предоставляет ребенку возможность приобрести соответствующие профессиональные навыки, необходимые ему в дальнейшем и для работы, и для достойного существования в целом. На практике неоднократно было доказано, что обучение посредством дистанционных образовательных технологий делает доступным получение детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствующего образования, а также полное освоение ими базовой общеобразовательной программы среднего общего образования. Преимущества дистанционного обучения Здесь сетевой учитель и тьютор (преподаватель-консультант) сможет проводить уроки с помощью специальной технологической карты, которая используется в качестве механизма индивидуализации учебного процесса посредством разнообразных индивидуально-ориентированных моделей организации и учебного плана, и урока (в зависимости от образовательных потребностей и возможностей данной категории учащихся). Первостепенной задачей образования здесь выступает сохранность индивидуальности ребенка, а также создание подходящих условий для его самовыражения. Это может быть достигнуто благодаря дифференцированному обучению, учитывающему степень усвоения школьником знаний, темп его деятельности и развитость тех или иных навыков и умений.

Какие условия требуется создать в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ? Они должны гарантировать такие возможности, как:

1. Достижение запланированных результатов в отношении освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

2. Применение и обычных, и специфических оценочных шкал академических достижений детей с ОВЗ, которые соответствуют их образовательным потребностям.

3. Адекватность оценки темпов изменчивости жизненной компетенции каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с остальными учащимися, а также родителями (либо законными представителями) и работниками школы.

4. Индивидуализация образовательного процесса касаемо детей с ОВЗ.

5. Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.

6. Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.

7. Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.

8. Вовлечение детей с ОВЗ, родителей и педагогических работников в процесс разработки основной образовательной программы начального общего образования, а также в проектирование внутренней социальной среды и формирование индивидуальных маршрутов обучения.

9. Использование в рамках образовательного процесса передовых, научно обоснованных коррекционных технологий, которые ориентированы на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

10. Взаимодействие в одном образовательном пространстве и общеобразовательной, и специальной школы, которое позволит продуктивно использовать многолетний педагогический опыт касаемо обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также применить созданные специально для этого ресурсы.

«Плюсы» дистанционного обучения

Дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, благодаря приоритетному национальному проекту «Дистанционное образование детей-инвалидов» имеют уникальную возможность обучаться с применением средств компьютерной техники и связи.

    Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

    Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между учителем и учеником, так и между учениками. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как учителями, так и учащимися. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени, провести «классное собрание» или консультацию. Все это дает возможность преподавателю быстро реагировать на запросы учащегося, контролировать и корректировать его работу.

    В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Педагог в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (40 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

    При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

    Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.

    Преимущества дистанционного обучения являются практически безграничными, а виртуальная среда оказывает помощь в преодолении барьеров. Ведь главное - захотеть их преодолеть, потому что непреодолимыми барьерами являются те, которые мы перед собой выдвигаем сами.

Ограниченные ресурсы учебного плана индивидуального обучения (не более 10 часов в основной школе, 12 часов в 10-11-х классах) обусловливают сокращение учебной программы, что затрудняет реализацию государственного образовательного стандарта и приводит к образовательному неравенству при выборе профессионального образования, отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Зачастую дети- инвалиды не могут выйти из дома не только из-за отсутствия пандуса для выхода из квартиры, но и из-за боязни столкнуться с различными препятствиями и различными людьми в «большом мире».

В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний. Данная форма получения образования приобретает все большую популярность. При этом под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

    Технологии дистанционного обучения позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, за счет увеличения учебной нагрузки на 5-6 часов, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. будет содействовать их интеграции в социум посредством Интернет-технологий. Для ребенка с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.

    В центре ДО ребенок может общаться с психологом. Психолог в свою очередь не только работает с ребенком, но и с родителями. С помощью таких консультаций родители не только получают бесплатную квалифицированную помощь психолога и выявляют психологические проблемы ребенка, но и решают эти проблемы. У ребенка есть возможность записаться на различные учебные курсы и самостоятельно или под руководством учителей и родителей, изучать их, готовиться к сдаче экзаменов.

    Техническое обеспечение включает комплект «Архимед», электронный микроскоп с помощью которых он может проводить различные эксперименты по физике, химии, биологии.

    Центр ДО предоставляет учащимся большой выбор различных электронных ресурсов по всем предметам.

    Учитель во время урока может использовать любые из них как полностью так и частично. А также составить свои задания, тесты, в зависимости от потребности и возможностей ученика.

    Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

    Специальная учебная среда позволяет контролировать “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

    Центр дистанционного образования обеспечивает безопасное Интернет-пространство для ребенка. Родители могут не беспокоиться, что их ребенок будет посещать «не нужные сайты», заводить сомнительные знакомства, играть в игры.

    Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

    У ребенка есть возможность участвовать в различных конкурсах, видеоконференциях. Часто на видеоконференции приглашаются писатели, художники. Во время конференций ребенок может задавать вопросы и получать квалифицированные ответы. Общаться с участниками конференций.

    Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности с высоким уровнем её эффективности. Для учащихся с ОВЗ данный фактор в значительной степени является существенным, так как в условиях необратимости недуга, школьник всю жизнь будет вынужден самостоятельно получать образование сначала по выбранной специальности, а затем для повышения уровня своей профессиональной квалификации.

    Дистанционное образование позволяет детям, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.

    Дистанционное образование позволяет детям, проживающим в отдаленных населенных пунктах, и не имеющим возможность выехать к месту обучения, получить профессиональное образование.

«Минусы» дистанционного образования.

Дистанционное обучение весьма популярная форма обучения, которая применяется все чаще в современной системе обучения. Большинство источников говорят о плюсах дистанционного обучения, в то время когда о минусах все предпочитают молчать. Если вы решили выбрать такой путь обучения как дистанционное обучение, тогда нужно знать с какими недостатками придется сталкиваться.

    При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

    Отсутствие психологической мотивации и возможные сложности в том случае, если сложно себя мотивировать самостоятельно. Зачастую, то, что хотят родители и учителя – не хотят дети. Им нужен контакт реальный, а не виртуальный.

    Отсутствие контроля процесса обучения, что для некоторых учеников обязательно, чтобы они могли получить знания. Часто во время обучения, когда отсутствуют родители или опекуны ребенок не может самоорганизоваться.

    Учитель должен изучить возможности ребенка, знать особенности его заболевания, уметь определить по его поведению уровень напряженности, тревожности, обострение симптомов заболевания. Вовремя отреагировать на такие симптомы, помочь ребенку справиться с таким состоянием на расстоянии. Для этого нужна специальная подготовка педагога.

    Технические возможности, такие как доступ к Интернету. Часто во время занятий пропадает связь или ее скорость настолько не стабильна, что занятие приходится переносить. Что не желательно как для учителя, так и для ученика. Так как нарушается режим занятий и отдых ребенка, а также расписание его внеурочных занятий.

    Сбой работы ПО во время занятий. Некорректная работа различного оборудования.

    Сложно получить практические знания и навыки.

    Нет универсальных курсов, которые учитывают возможности всех учеников. Курсы разрабатываются педагогами. Каждый курс разработанный педагогом рассчитан на возможности ребенка, с которым он занимался, и не учитывает возможности других детей. Поэтому к каждому уроку надо дополнительно готовить материал. Учитель, который полагается только на готовые курсы, не может провести полноценное занятие с ребенком.

    Недостаточность компьютерной грамотности сужает круг тех, кто может учиться дистанционно. Очень важно, чтобы родители владели компьютерной грамотностью. Часто после того, как ребенок поэкспериментирует с настройками различных программ, необходимо вмешательство грамотного специалиста. К сожалению техники из ЦДО сильно загружены и надеяться на быструю помощь не приходиться.

Заключение

Невзирая на наличие минусов, необходимо все же помнить, что дистанционное обучение обладает и плюсами, благодаря чему оно и стало таким популярным.

Такой тип обучения нежелательно применять в случае основного обучения в системе школьного образования, так как он не способен обеспечить полноценными знаниями. В то же время он отлично подходит в качестве дополнительного обучения, так как курсы для получения дополнительных навыков, реализации личностных компетенций ребенка.

Задача дистанционного обучения - учесть возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с ОВЗ, оказать помощь в получении индивидуального образования, в котором будут сочетаться различные формы обучения, включая дистанционное. Также, необходимо обеспечить развитие творческих способностей, культурное развитие, навыки самостоятельной деятельности, социализацию. Обучение должно быть направлено на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог адаптироваться в жизни. Привлечение родителей к занятиям детей даст возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях сети Интернет, почувствовать себя уверенней и, в конечном счете, преодолеть трудности, характерные для многих семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся являются не пассивными «потребителями» знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Вследствие этого включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности». Дистанционное обучение дает возможность детям с ограниченными возможностями в большей степени реализовать свой потенциал, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе.

Такое обучение определяется их психофизиологическими особенностями и предполагает изменение педагогических коммуникаций и создание новых дидактических средств, что позволяет планировать индивидуальный график обучения в соответствии с проблемами и заболеваниями ребенка.

Литература:

    А.А. Андреев.- (http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html), дата обр. к д-ту 13.03.2012г.

    Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.

    Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия "Дистанционное обучение". [Электронный документ] /

    Газман и обретения в воспитании 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл. корр. РАО / Материалы всероссийской конференции. – М.: УВЦ «Инноватор», 1996. С. 15.

    Дистанционное обучение и его технологии // Интернет-журнал "Эйдос"сентября. http://www. *****/journal/2005/0910-18.htm

    Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.

    Ишемгулова, И.Г. Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы. [Электронный документ] / И.Г. Ишемгулова.- (http://biro.ufanet.ru/files/dok/IchemgulovaIG.doc), дата обр. к д-ту 13.05.2012г.

    Королева, Е.П. Дистанционное обучение в США и Европе. [Электронный документ] / Е.П. Королева.- (http://www. cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/do_usa/index.shtml), дата обр. к д-ту 15.03.2012г

    Полат Е.С.»Дистанционное обучение:организационные и педагогические аспекты».- М.:ИНФО,2006

    Федеральный Закон «Об образовании», статья 32, пункт 2, подпункт 5

    Якиманская к учебным программам , ориентированным на личностное развитие школьников // Вопр. психол. 1994. № 2. С.

Приложение 1.

Диск с презентацией.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Дистанционное обучение рискует стать достаточно популярной формой обучения, но вещь это не идеальная, про плюсы и минусы дистанционного обучения в данной статье и хотелось бы поговорить. Мне казалось, что минусы дистанционного обучения я назвал в статье , но сейчас перечитал и увидел, что минусы там названы неявно, потому ограничиться перечислением только плюсов не получится. Но это не беда, всё будет разбито на 2 пункта и перечислено в виде списка, так что Вам будет вполне удобно.

Пойдем от минусов к плюсам, так что первый пункт статьи будет про минусы.

Минусы дистанционного обучения

Многие наверняка считают, что плюсов быть не может, а есть только минусы дистанционного обучение. Или наоборот, кто-то думает, что дистанционное обучение – это идеальная форма обучения, где нет минусов. Хочу разочаровать и первых и вторых, есть и плюсы и минусы. Вот потихоньку и пойдем перечислять.

Список минусов прилагается

Итак, минусы:

  1. Необходимость понимать, что высшее образование даже в такой форме нужно Вам, а не преподавателям. А значит, Вы должны заставить себя делать работы пораньше. Да, при обычном (в первую очередь очном) обучении тоже необходимо всё делать вовремя, но там Вы хотя бы регулярно видите преподавателей, которые не забывают напоминать о том, что неплохо было бы поучиться и сдать ту или иную работу. При дистанционном же обучении преподаватели могут быть на другом конце географии страны и никакой связи с ними у Вас не будет, только куратор изредка будет присылать на электронную почту разного рода письма. Преподаватели же Вам не напишут, в лучшем случае они ответят на Ваш вопрос или скажут о том, что работа принята на такую-то оценку или не принята.
  2. В продолжение того, что преподаватели в лучшем случае ответят Вам. Они также могут не ответить, потерять электронное письмо с Вашей работой и прочее. Радости это ни разу не добавляет.
  3. Если Вы надеетесь развить свои навыки коммуникации, то дистанционное обучение Вам никоим образом не поможет. Все лекции проходят в формате «вот я, вот компьютер, и я его слушаю». Иногда можно написать что-то в чате, и преподаватель ответит на вопрос или не ответит. Поговорить с преподавателем можно максимум на защите курсовой работы и на Государственном экзамене (на ГОСах). Общение с одногруппниками совсем не такое, как при очном обучении. Все студенты из разных городов и посидеть в компании одногруппников у вас вряд ли получиться. Хорошо, если Вы пошли учиться с кем-то, кого раньше знали, тогда с ним и пообщаетесь. С другими же одногруппниками общение только через ВК, WhatsApp или ещё какие-то приложения, не предполагающие общения иного, кроме письменного, поговорить не удастся.
  4. Пункт, который противоречит одному из плюсов, а именно плюсу «возможность учиться в отдаленных регионах». Это не совсем так, поскольку для обучения необходим хороший интернет, который можно найти далеко не во всех маленьких городах, не говоря уже про деревни.
  5. Практические знания. Не знаю, возможно я ещё мало проучился и дальше будет реальная практика, но пока практика ограничивается научно-исследовательскими работами, которые не имеют ничего общего с практикой на рабочем месте. Возможно, дальше будет настоящая практика, но я почему-то в этом сомневаюсь.
  6. Уровень знаний, получаемых дистанционно. Конечно, в рекламе напишут, что дистанционное обучение является очень эффективным, но это не так. Привычному очному обучению оно проигрывает и очень сильно.

Итак, минусы, которые со стороны могут показаться не слишком страшными, я перечислил, пора переходить к плюсам дистанционного обучения.

Плюсы дистанционного обучения

Здесь сложно.

Тяжело сравнить столь разные вещи

Сравнивая очное и дистанционное обучение, мне было очень тяжело найти плюсы дистанционного обучения, но всё же нашел, вот они:

  1. Возможность самостоятельно решать, когда делать контрольные, курсовые и прочие работы. В 90% случаев это будет последняя неделя перед сессией, так что не знаю, плюс это или минус. Но давайте считать, что свобода – это плюс.
  2. Возможность самостоятельно решать где учиться. Но опять же, если не писать рекламу, а просто трезво взглянуть на вещи, то становится очевидно, что учиться Вы будете дома. Ни в каком офисе Вам не дадут заниматься своими делами, ещё нашел перл, что обучаться можно в местах лишения свободы. Ничего кроме смеха это не вызывает, хоть сам и не привлекался, но примерно могу представить каково на зоне учиться. Ещё классно то, что можно учиться в любой точке мира, ага. Вот и представьте, что Вы зимой из мороза, снега и прочего улетели в жаркую страну, где можно греться, загорать, купаться и так далее, но вместо этого Вы сидите в номере и пишите курсовую.
  3. Возможность смотреть вебинары сколько угодно, делать задания в темпе, удобном Вам. Вот это правда, такая возможность присутствует.
  4. Теоретическая возможность связаться с преподавателем или куратором в любой момент. Подчеркиваю, теоретическая , они даже выполненные работы могут потерять, что уж говорить о возможности или невозможности просто связаться и задать вопрос. Во время сессии - это ещё возможно, потом скорее нет.
  5. Учиться можно дома в спокойной и привычной обстановке. Не нужно каждое утро транспортировать с утра пораньше свой организм через пробки в ВУЗ, достаточно включить ПК. Далее Вы путем несложных действий попадаете на лекцию или можете писать контрольную/курсовую работу.
  6. Как Вы уже поняли, часть статьи я списываю из другой статьи, там есть ещё один восхитительный плюс – индивидуальный подход к студентам. Мол, преподаватель может каждому студенту уделить столько внимания, сколько тому нужно и ответить на все его вопросы. Нет, это фантастика. Такого не бывает, скорее в ВУЗе Вы найдете преподавателя и зададите ему вопрос, чем сделаете это дистанционно.
  7. Библиотека, пусть и виртуальная, всегда под рукой. Вот это правда, очень удобно, можно в любой момент ознакомиться с любой книгой, которая вам необходима для обучения.
  8. Стоимость дистанционного обучения ниже, чем очного по аналогичной специальности. Но не забывайте о том, что очно можно учиться и на бюджетной основе, то есть не платить ни копейки, а ещё и стипендию получать. Причем можно получать очень , как её добиться, читайте по ссылке.

Плюсов получилось больше, чем минусов, при этом совсем абсурдные плюсы из рекламы я не стал переписывать. Но посмотрите на эти плюсы, большинство из них элементарно можно оспорить, так что плюсов реальных там 2-3 может наберется, не больше.

В заключение хочется сказать о том, что первое высшее образование стоит получить на очной основе или хотя бы на , но никак не на дистанционной. Второе, третье и далее уже можете получать так, как Вам заблагорассудится. До встречи на страницах блога сайт

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся.