Древнейшие цивилизации планеты. Какие народы из ныне живущих самые древние

Книга принадлежит перу профессора Д. Берчу и посвящена непрерывному историческому процессу взаимного влияния различных народов, населявших Румынию начиная с неолитической эпохи. Результатом тесного общения племен Карпат и Дуная, их знакомства со средиземноморскими культурами стали великолепные достижения бронзового века. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей древних цивилизаций.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Даки. Древний народ Карпат и Дуная (Думитру Берчу) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Акерамический горизонт

Первые земледельцы и скотоводы

Вот на этом фоне и из этих элементов и должен был сложиться неолит – эпоха, когда человек поднялся на новую ступень развития и научился производить для себя средства существования. В Румынии проблему перехода человека к неолитическому образу жизни необходимо соотносить с общей обстановкой, сложившейся в результате возникновения и распространения неолитических культур в Юго-Восточной и Центральной Европе. Население такого обширного региона, разумеется, не могло одновременно перейти к новому образу жизни, и развиться одновременно везде он тоже не мог. Природа Ближнего Востока благоприятствовала появлению первых сообществ с экономикой, основанной на земледелии и скотоводстве. Находки 1965 г. в Фессалии, где был вскрыт акерамический горизонт, открыли новые перспективы археологических исследований на юго-востоке Европы.

Еще до 1959 г. похожий горизонт был обнаружен на юго-западе СССР, на Украине, возле Каменной Могилы. Какое-то время были только предположения о том, что такой уровень может присутствовать и в Румынии, но только в 1962 г. были обнаружены открытые площадки с культурным слоем, в котором ясно прослеживается акерамический горизонт. Первая из таких площадок была обнаружена в песчаных дюнах Беря возле Чумешти в провинции Марамуреш; другие находки того же периода были сделаны в Ербичени, в районе Ясс в Центральной Молдавии. Теперь к этим площадкам можно добавить находки из пещеры Ла-Адам в Добрудже. Точки эти образуют на карте треугольник, покрывающий большую часть территории Румынии, которая тем не менее с юго-запада остается открытой для проникновения неолитических влияний из Греции и с Адриатического моря. Стоянка Беря-Чумешти указывает на присутствие на равнине Сомеш культуры протосельско-хозяйственного типа, тесно связанной с культурами Ербичени и Рипичени. Все эти места располагаются вдоль линии, по которой «неолитическая революция» распространилась на Карпаты и дальше в Центральную Европу из Крыма, с северных и западных берегов Черного моря. Рассмотрим район Добруджи. Новые находки в пещере Ла-Адам позволяют признать: гипотеза о том, что в местности между Дунаем и Черным морем должен был существовать культурный центр, где практиковалось уже одомашнивание некоторых животных, все очевиднее становится доказанным фактом.

Акерамический горизонт в Румынии подтвержден большим числом находок микролитических кремневых и обсидиановых орудий, множества целых и сломанных лезвий, по большей части без ретуши, лезвий с затупленной спинкой, зазубренных лезвий, буравчиков, скребков, резцов и всевозможных геометрических орудий в форме трапеций и неравносторонних треугольников; в Чумешти найдены характерные серповидные орудия; также обнаружено значительное число микролитических отщепов, призматических и пирамидальных нуклеусов. Черный обсидиан, из которого в основном выполнены находки Беря, происходит из Карпатского региона. В раннем неолите обсидиан вообще активно использовался в Румынии, Венгрии и Югославии. На площадках в Беря-Чумешти и Ербичени обнаружены как кости диких млекопитающих, так и кое-какие останки домашних животных, таких как овца, коза и корова. При этом структура и морфология микролитических орудий остается традиционно граветской – что уже отмечалось в тарденуазских культурах Венгрии. Находки в пещере Ла-Адам позволили установить стратиграфическую последовательность уровней культурного слоя, поскольку вертикальное сечение этого раскопа содержит полный набор горизонтов от мустьерской культуры вплоть до среднего неолита – т. е. до культуры хаманджия. Акерамический неолитический горизонт содержит индустрию, технически и морфологически все еще принадлежащую к микромезолитическому типу; там встречаются ножи, треугольные зазубренные наконечники стрел, буравчики, резцы, микролезвия, скребки с полукруглым рабочим краем, отщепы и т. п.; некоторые из этих орудий – как показали археологи тыргушорского раскопа – явно приближались уже по типу к неолитическим орудиям (рис. 6). Исследования также подтвердили полную родовую преемственность между каменной индустрией акерамического горизонта культурного слоя этой пещеры и индустрией культуры хаманджия в этом же раскопе, где уже присутствовала керамика. В других местах стратиграфия селений культуры хаманджия говорит о том, что орудия микромезолитической традиции продолжают присутствовать даже в уровнях, соответствующих достаточно развитым фазам этой культуры, и очевидно ассоциируются с другими, типично неолитическими орудиями. В акерамическом уровне в Тыргушор кроме нескольких костей волка, зайца и других животных встретился и фрагмент черепа овцы. Однако в этом горизонте отсутствуют козы, останки которых встречаются в уровнях культуры хаманджия. Существует предположение, что овца была одомашнена в этом регионе на ранней стадии акерамического неолита; тогда получается, что Добруджа была одним из центров одомашнивания этого животного.

Рис. 6. Ранние неолитические артефакты. Веретенообразные нуклеусы (1, 2 ); кремневые и обсидиановые микролиты (3–8 ). 1 – культура хаманджия (Тыргушор); 2 – Глэвэнешти-Векь; 3–5, 7 – Чумешти-Беря, культура линейно-ленточной керамики; 6, 8 – Дрэгичану, культура дудешти. Длина образца № 1–4,2 см, остальные в масштабе

Можно соотнести эту ситуацию с ситуацией в Крыму, который, в свою очередь, был связан с до-керамическими центрами Ирака и Малой Азии. Очевидно, что микролитическая индустрия Добруджи поразительно напоминает индустрию Крыма (горизонт мурзак-коба), а через него связана и с центром в Ираке. Тем не менее, хотя в существовании сходной зоны к северу и западу от Черного моря сомневаться не приходится, это требует все же более конкретного подтверждения. Акерамический неолитический горизонт юго-востока, востока и северо-востока Румынии более тесно связан с этим Понтийским регионом, чем с культурами Центральных и Западных Балкан. Есть сообщения – правда, пока неподтвержденные – о существовании акерамического горизонта и в других частях Румынии.

Хронологически румынский акерамический горизонт можно датировать шестым тысячелетием до н. э., а начало его может относиться к еще более раннему периоду.

Ранний неолит: 5500–3500 гг. до н. э

Происхождение и источники

В конце предыдущего периода вся Юго-Восточная Европа медленно двигалась к новому неолитическому образу жизни. Повторим еще раз: ранние румынские неолитические культуры, знавшие керамику, невозможно рассматривать вне связи с аналогичными культурами Ближнего Востока и остальной частью Юго-Восточной Европы. Затем на свет появились новые культуры; эти культуры – боян и вэдастра – охватывают период от раннего до среднего неолита и представляют собой уже не «древнейшие неолитические культуры». История неолита начинается в Понтийской области, тесно связанной с восточной частью Балканского хребта и северо-западным побережьем Черного моря. Климат этого региона, а также возможность связи с другими группами людей, живущих вдоль черноморского побережья и в глубине суши, обеспечивали лучшие условия для развития, нежели те, что преобладали в других частях страны. Леса в то время простирались до самого моря и предоставляли людям охотничьи угодья, достаточные для обеспечения потребностей в пище; в то же время плодородная почва делала возможным выращивание зерновых культур. Понтийская зона играла значительную роль во всех фазах неолита; именно в этой зоне – куда следует включить и прилегающий Дунайский регион – в пределах объединенного Карпато-Дунайского ареала появились одна за другой оригинальные и весьма характерные культуры. Самые ранние неолитические культуры в этой зоне еще демонстрируют следы общего средиземноморского влияния, которое в начале периода было очень сильным. Однако, судя по индивидуальному характеру местных отложений и благодаря разнообразию влияний, которым подвергались Понтийская зона и Дунайский регион, данная группа культур в ходе развития приобрела собственный структурный характер.

Рис. 7. Ранний неолит в Румынии. I – культура хаманджия; II – культура дудешти; III – культура криш; IV – культура линейно-ленточной керамики; V – культура Нижнего Буга

1 – Молдова-Векь; 2 – Вэршанд; 3 – Чумешти; 4 – Беря (Чумешти); 5 – Турдаш; 6 – Алба-Юлия; 7 – Чипэу; 8 – Хэрман; 9 – Лец; 10 – Траян; 11 – Трушешти; 12 – Валя-Лупулуй; 13 – Периени; 14 – Сэлчени; 15 – Чамурлия-де-Жос; 16 – Бая (Хаманджия); 17 – Капидава; 18 – Гура-Доброджи; 19 – Мангалия; 20 – Чернавода; 21 – Бэешти; 22 – Кошерени; 22а – Боян (Вэрэшти); 23 – Бухарест; 23а – Дрэгичану; 24 – Валя-Рэи; 25 – Чиряшов; 26 – Вербица; 27 – Варна; 28 – Каблешково; 29 – Караново; 29а – Хотница; 30 – Кремиковчи; 31 – Старчево

Горизонт кардиальной керамики в низовьях Дуная

Эта фаза началась с возникновением культуры хаманджия, распространившейся по всей Добрудже; и вполне возможно, что позже некоторые группы людей переправились на левый берег Дуная – на юго-восток Мунтении, юг Молдавии, юг Молдавской ССР и еще дальше вдоль побережья в юго-западную часть Украинской ССР. О столь широком распространении говорят некоторые обнаруженные элементы культуры хаманджия и признаки ее влияния. Более того, аналогии между культурой Нижнего Буга и культурой хаманджия можно объяснить только реальными контактами между носителями этих культур. Свидетельства этой культуры имеются также в Болгарии, недалеко от Варны и дальше к югу возле Бургаса. Обе эти площадки лежат на пути проникновения, который пролегает с юга вдоль западного побережья Черного моря к устью Дуная. Схожая с этой культура обнаружена в Фессалии, Черногории, Далмации, Северной и Южной Италии, на Сицилии, в Южной Франции, Испании, а также на побережье Португалии и Северной Африки. По всей видимости, этот горизонт, распространившийся вокруг Средиземного моря, берет начало на Сицилии и в Сирии. Именно оттуда пустились в путь первые неолитические мореходы, двигаясь вдоль берегов и от острова к острову. Позднее они проникли и в глубь суши – как, например, в Добрудже и Фессалии. Можно предположить, что остальные регионы – такие, как Северная Африка, – где в последнее время обнаружены образцы примитивного реалистического искусства, сходные с культурой хаманджия, тоже представляли собой часть общего движения вокруг Средиземного моря. Вероятно, первые неолитические люди, знавшие керамику, прибыли на юго-восток Румынии – в Дунайско-Понтийский регион – на маленьких лодках-однодеревках. На это указывает не только то обстоятельство, что в разных местах побережья находят посуду, украшенную отпечатками раковины-сердцевидки (cardium, отсюда и название – горизонт «кардиальной керамики»), но и тот факт, что люди культуры хаманджия, как известно ученым, занимались глубоководным рыболовством. При раскопках в Добрудже найдены кости крупных рыб (например, рыбы дорада вида aurata aurata ), которые живут далеко от берега. Точную дату, когда люди горизонта кардиальной керамики впервые поселились в Румынии, определить трудно, но научные данные свидетельствуют о том, что именно они создали или привезли с собой самую первую неолитическую культуру керамики. В момент их прибытия климат Добруджи имел степной характер, о чем говорят останки мелкой лошади, жившей, вероятнее всего, в степях Азии. Этот вид был широко распространен в Европе в верхнем плейстоцене, но позже исчез. Его новое (уже в голоценовом периоде) появление в Европе и Киренаике (где в последние годы были обнаружены его останки) можно объяснить только возвращением степного климата. Помимо зоны распространения культуры хаманджия, этот вид обнаружен в зоне культуры старчево-криш, которая какое-то время существовала одновременно с первой. Без сомнения, новоприбывшие застали в Понтийском регионе местную акерамическую среду, которая приняла в себя и поглотила неолитические элементы.

Северопонтийский и Бугский регионы

Тот факт, что в Румынии и на юго-западе Советского Союза были обнаружены памятники раннего и среднего неолита, позволяет также предположить существование культур, которые поначалу развивались параллельно и лишь позже начали контактировать и влиять друг на друга. Подобные контакты установились, возможно, между группой культур хаманджия, расширявшей свою территорию на север и северо-восток, и нижнебугской культурой, распространявшейся на юг и юго-запад. По технике изготовления, форме и украшениям керамика бугской культуры демонстрирует близость к культуре хаманджия; в то же время другие ее черты отражают общее средиземноморское влияние. Две культуры напоминают одна другую и по набору микролитических инструментов; обе они испытывали общее влияние, хотя и с разных направлений. Результатом всего этого стала расписная керамика культуры кукутень-триполье.

Следовательно, одним из центров, в которых развивалась неолитическая цивилизация и откуда она постепенно распространялась по территории Румынии, является Дунайско-Понтийский регион, тесно связанный с Северным Причерноморьем, Нижним Бугом и Малой Азией.

Кампинийцы, испытавшие неолитическое влияние

Недавние открытия и наблюдения – например, в Лапоше, на лесистых холмах Северо-Восточной Мунтении, на одном из притоков Бузэу (1959–1960 и 1962–1963 гг.) – показывают, что в этих местах жили кампинийцы, уже испытавшие неолитическое влияние и использовавшие типичные макролитические орудия. В верхнем уровне культурного слоя Лапоша найдены макролитические орудия, отличающиеся по форме, технике изготовления и материалу, а также несколько черепков очень примитивно изготовленной керамической посуды. Этот же стратиграфический горизонт содержал и микролитические орудия, определенные как тарденуазские с неолитическим влиянием. Археологические свидетельства из Мунтении, Молдавии, Марамуреша, Трансильвании и Баната подтверждают существование широкого кампинийского фронта, который можно соотнести с продвижением кампинийцев, пришедших с юга, а также с ускорением их перехода к неолитическому образу жизни. Южное происхождение кампинийской культуры, ее ответвление на значительной территории от палеолитических культур, а также тот факт, что макролитические элементы продолжали присутствовать в культурах позднего неолита Румынии и юго-запада СССР, – все это ясно показывает, что находки из кампинийского горизонта Понтийско-Дунайского региона образуют неотъемлемую часть общей исторической картины Европы, Африки и Ближнего Востока. Поэтому не может быть никаких сомнений в том, что кампинийское население было не только постоянным и чрезвычайно активным элементом румынского неолита, но и одной из сил, стоявших за переходом от охоты и собирательства (собирание пищи) к земледелию и скотоводству. В свете этого южное происхождение кампинийцев представляется еще более вероятным, если принять во внимание тот факт, что орудие, которое археологи именуют киркой, подразумевает с функциональной точки зрения, что носители этой культуры возделывали землю.

Культура тарденуаз с неолитическим влиянием

Тарденуазский элемент выглядит столь же, и даже более сильным, чем элемент кампинийского происхождения, а в некоторых районах заметны одновременно оба влияния. Тарденуазские площадки обычно находят в открытой местности. Недавние раскопки в Чумешти, Ербичени и Рипичени принесли богатый урожай микролитического инвентаря: многочисленные лезвия и микролезвия, односторонние скребки и пластинки в форме микролитических проколок, геометрические кремни в форме треугольников, трапеций и полумесяцев; резцы и нуклеусы, в том числе призматические, и т. п. Кроме кремня, использовался обсидиан с Карпатских гор. Изучение материала из тарденуазского горизонта, обнаруженного как в Молдавии, так и в Марамуреше, указывает на то, что скотоводство, возможно, уже практиковалось в то время. Между тарденуазскими культурами Румынии, Северо-Западного Причерноморья и Крыма прослеживаются четкие аналогии (типы и варианты скребков, изготовленных из круглых или овальных пластинок, трапеции, веретенообразные нуклеусы и т. д.), что говорит о широком распространении зоны этих культур на запад и северо-запад от Черного моря.

Археологический материал всех ранних румынских культур включает в себя кремневую или обсидиановую индустрию тарденуазского типа. Тарденуазцы обеспечили преемственность развития и, вместе с другими микролитическими группами, не только задали направление, но и дали обществу толчок в движении к неолитическому образу жизни – а он за долгое время существования и развития вобрал в себя все местные группы и некоторые внешние элементы.

Горизонт расписной керамики

Одним из новшеств, пришедших на эту территорию с Ближнего Востока, явилась техника окрашивания керамики перед обжигом. Почти вся территория Румынии входит в район, охваченный горизонтом расписной керамики, исключением является только Понтийский «кардиальный» регион. Прибывавшие сюда группы людей привозили с собой и сельскохозяйственные новшества – новые виды домашних животных и культурных растений. Они принадлежали к большой культурной группе ранненеолитической расписной керамики, которая распространилась с Ближнего Востока далеко в Карпатский регион и охватила собой всю Юго-Восточную Европу; внутри этой территории, однако, можно выделить районы разной величины с присущими только им характерными чертами. В Югославии существует старчевская культура, которая распространяется и на юго-запад Румынии (Банат, Олтения), в Северо-Западной Болгарии в то же время появляется карановская культура (горизонт расписной керамики). В Западной Румынии, Молдавии и на востоке Венгрии обнаружена культура криш; она распространилась на восток до долины Буга, где вступила в контакт с бугской культурой. В Греции начинали развиваться протосескловские культуры. Кришская культура в Румынии существовала дольше, чем старчевская; кроме того, ей предшествовали – по крайней мере, в районах, выходящих к Черному морю, – определенные местные культуры. Следовательно, неолитические носители керамики пришли не на пустую землю. Селения располагались возле рек, на низких речных террасах или в непосредственной близости от водных путей; кроме того, следы поселений находят в пещерах. Нет никаких свидетельств существования укреплений. Селения, по всей видимости, носили разбросанный характер – полуземлянки или поверхностные хижины в них располагались на значительном удалении друг от друга. Однако в Глэвэнешти-Векь шесть поверхностных жилищ располагаются единой группой. Большинство хижин в плане имеют форму прямоугольника; некоторые землянки снабжены входными ступенями и разделены на две комнаты. Самые важные стоянки – в Леце, возле Сфынту-Георге, где горизонт культуры криш содержит три уровня, и в Периени в Молдавии, где впервые было установлено стратиграфическое и хронологическое положение культуры криш по отношению к культуре линейно-ленточной керамики: уровень последней лежит выше и перекрывает уровень первой. Кроме того, систематические раскопки проводились на площадках к югу от Карпат, в Олтении; одна из них находится в Валя-Рэи возле Рымнику-Вылча, в ней два культурных уровня, другая у Вербицы, в зоне перехода равнины в Гетскую гряду, где археологический горизонт также содержит два уровня. Кремневые орудия, такие как ножи, скребки, проколки и трапеции, принадлежат к микролитическому типу; имеются также микролитические нуклеусы и кремневые лезвия для изогнутых роговых серпов. Единственный пока серп такого типа, обнаруженный в районе распространения культуры старчево-криш, был найден в Валя-Рэи в 1963 г.; он лежал в большом горшке для хранения припасов, стоявшем в углу одной из хижин. Несколько кремневых лезвий все еще держались в специальной щели, прорезанной в изогнутой рукоятке. Этот серп напоминает серпы карановского типа в Болгарии и натуфианского и хачиларского типов на Ближнем Востоке. Наряду с кремнем использовался местный обсидиан (рис. 8).

Рис. 8. Обсидиановые (3 ) и кремневые (1, 2, 4–9 ) микролиты культуры криш из Валя-Рэи (Олтения). 1–4 – уровень I; 5–9 – уровень II. Длина образца № 1 – 3,3 см

Полированные каменные топоры имели плоскую или трапециевидную форму; кроме того, встречаются «колодкообразные» топоры; а в Валя-Рэи, например, я нашел очень маленький топорик. Присутствуют там характерные лопаточки из кости, а также долота, шилья и буравчики и аналогичные орудия из кости. Типичные пряслица из обожженной глины имеют четырехконечную форму, но встречаются также биконические и конические экземпляры. Найдены также грузы для натягивания основы на вертикальном ткацком станке. Керамика включает три основные группы: а) грубая посуда из глины с добавлением резаной соломы, часто без всяких украшений; б) тонкая гладкая обмазанная посуда и в) расписная посуда, которая может быть одно-, двух-или даже трехкрасочной. Декоративные мотивы нарисованы черным или иногда белым по красному фону и состоят из параллельных линий разной толщины или заштрихованных треугольников; реже встречаются спиральные линии. Имеются также украшения в виде вырезанных по глине сот или кукурузных початков или выдавленных отпечатков пресноводных ракушек (рис. 9).

Рис. 9. Расписная чаша на полой подставке из Валя-Рэи, культура криш. Высота чаши над реконструированным основанием – 6,6 см

Встречаются самые разные по форме керамические изделия. Чаше всего находят большие сферические кувшины с длинным горлышком, которые использовались для хранения пиши и воды; попадаются также «бочкообразные» кувшины и кувшины на высоком полом основании крестообразного, круглого или квадратного сечения. Некоторые формы сосудов, а также грубые желобки на них, которые появляются здесь впервые, предвещают появление культуры винча, корни которой можно отыскать, в частности, и в материалах культуры старчево-криш. О верованиях и ритуалах того времени свидетельствуют глиняные алтари, антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки; уровень I в Валя-Рэи содержал две разбитые фигурки баранов со следами красной и черной краски. Там находились также глиняные штампы южного типа, которые использовались для нанесения рисунка на тело или на ткань. Мертвых хоронили в скрюченном положении; могильников не было; в Валя-Лупулуй (Яссы), однако, обнаружено двойное погребение. С антропологической точки зрения люди культуры старчево-криш представляли собой разнородную группу. В качестве личных украшений использовались морские раковины spondylus и tridacna; их получали в ходе межплеменного обмена, который охватывал значительные территории. Хозяйственная деятельность включала возделывание земли (выращивали пшеницу-однозернянку) и скотоводство. В Всрбина в хижине были найдены кости мелкой лошади: останки таких животных обнаружены в культурном слое этого периода в Венгрии и Югославии, а также в Добрудже в зоне культуры хаманджия.

Относительная хронологическая характеристика румынского материала культуры старчево-криш была выяснена в Леце (юго-восток Трансильвании), где этот слой залегает под слоем культуры боян (фаза II); в Вербичоара (Олтения), где поверх нее залегает слой культуры винча; в Периени (Молдавия), где этот материал сопровождается линейно-ленточной керамикой; при этом в Центральной Трансильвании некоторые черты этой культуры продолжали существовать и развиваться еще в среднем неолите. Этот горизонт, восточносредиземноморского происхождения, в некоторых местах существовал достаточно долго и внес существенный вклад в формирование культур петрешти и кукутени. Радиоуглеродный анализ материала из Дьяларет, Каталсег и Ходмезёвашархей-Котачпарт в Венгрии, а также Вршник (старчево III фаза) и Горня-Тузла (последняя старчевская фаза) в Югославии (5140 ± 100 г. до н. э.; 4420 ± 100 г. до н. э.; 4500 ± 100 г. до н. э.; 4915 ± 50 г. до н. э.; 4449 ± 75 г. до н. э. соответственно) позволяет отнести культуру криш в целом к периоду, предшествовавшему культуре линейно-ленточной керамики в Центральной Европе; в свою очередь, последняя датируется концом пятого тысячелетия до н. э.

Согласно общепринятому мнению, время от времени группы людей покидали первоначальный центр этой культуры – лессовые регионы Центральной Европы – и распространялись во всех направлениях; на западе они добрались до Бельгии и Парижского бассейна, на востоке – до долины Буга. Тот факт, что люди культуры линейно-ленточной керамики жили и в Румынии, установлен только в последние пятнадцать лет; выяснилось, что юго-восточная граница их расселения – Нижний Дунай. Племена этой культуры прошли или даже заселили всю Молдавию; то же самое можно сказать про Трансильванию и северо-восток Мунтении, а также про область вокруг Бухареста. Племена, несущие культуру линейно-ленточной керамики, проникали в Карпато-Дунайский регион двумя различными путями: с севера, в обход Карпатских гор, откуда одни группы людей распространялись на юг к устью Дуная и северо-восточной Мунтении, а другие двигались к долине Буга; второй путь начинался в нынешней Словакии и Северо-Восточной Венгрии, откуда люди двигались по речным долинам в Юго-Восточную Трансильванию. Первую, северо-западную, фазу характеризует керамика, украшенная глубокими насечками в виде лент и линий непрерывного спирального или волнистого рисунка. Характерный сосуд – чаша на высокой полой подставке, форма и расписные украшения которой обнаруживаются в Валя-Рэи уже в поздней фазе культуры криш. Культура Северо-Западной Румынии, представленная в основном материалом из Чумешти-Беря (Марамуреш), связана с «восточно-словацкой» культурой линейно-ленточной керамики или той же культурой Венгерской равнины (Алфёльд), определяемой по находкам из Тарнабода и с других площадок Восточной Венгрии. Радиоуглеродный анализ тарнабодского материала дает датировку 4330 ± 100 до н. э., что приложимо также к румынскому горизонту Чумешти-Беря. В других районах Румынии находят также линейно-ленточную «нотную» керамику. Стратиграфическое и хронологическое ее положение впервые удалось определить в Периени (Молдавия), где уровень линейно-ленточной керамики перекрывает уровень культуры криш. В Молдавии (Траян, стоянка Дялул-Фынтынилор, и Флорешти) горизонт линейно-ленточной керамики залегает ниже горизонта прекукутени, а в Мунтении – перекрыт слоем боян 1. В Трансильвании черепки «нотной» линейно-ленточной керамики иногда встречаются в слое, который прерывает последовательные средненеолитические слои и предшествует культуре петрешти. Можно предположить, таким образом, что носители этого стиля проникли в Карпато-Дунайский регион довольно поздно, тогда как культура чумешти-беря относится к более раннему времени. Стоянки располагаются на нижних террасах рек или даже в их долинах (Глэвэнешти-Векь на реке Жижа). На стоянках можно обнаружить жилища – как полуземлянки, так и просто хижины, иногда расположенные группами; однако больших помещений, какие находят в центрах возникновения этих племен, пока обнаружить не удалось. Среди орудий – характерные «колодкообразные» тесла из полированного камня и плоские трапециевидные топоры/тесла, иногда довольно большие; их находят в жилищах и хранилищах, как, например, в Глэвэнешти-Векь. Кремневые и обсидиановые орудия носят откровенно микролитический характер (лезвия с ретушью и без, зазубренные лезвия, скребки; есть также геометрические кремни, причем чаще всего встречается трапеция); находят также веретенообразные нуклеусы, как кремневые, так и обсидиановые. Керамику можно разделить на два типа: первая – грубая посуда из глины с добавлением мякины, украшенная рядами простых надрезов или рельефным узором в виде сот. Ко второму типу относится тонкая посуда из серовато-черного материала; сосуды украшены резными узорами в виде лент или «нотными» мотивами. Наиболее типичные формы сосудов – полусферические чаши и маленькие чашечки с прямыми стенками. Некоторые из грубых сосудов, предназначенных для хранения продуктов, декорированы. Керамика демонстрирует сильное сходство с керамикой культуры криш – это относится к технике и формам, а также к декоративным мотивам в виде спиральных или ленточных узоров и т. п. Это сходство позволяет предположить, что данная керамика берет свое начало в культуре криш. Как бы то ни было, наследие культуры криш и культуры линейно-ленточной керамики сыграло важнейшую роль в формировании последующих культур, таких как прекукутени, боян, тиса и препетрешти, не говоря уже о зонах, где влияние обеих культур складывалось. Точно так же со временем становится все более очевидным, что между культурами линейно-ленточной керамики и хаманджия существовали прямые контакты.

Средиземноморские импульсы

Имеются указания на то, что элементы культур кардиальной керамики, центральноевропейской линейно-ленточной керамики, расписной керамики эгейско-средиземноморского происхождения и причерноморской культуры Нижнего Буга взаимно влияли друг на друга. Поэтому неудивительно, что расписная керамика культуры кукутени-триполье впервые появилась именно здесь – в том месте, где сходятся зоны влияния всех этих элементов. Следующая серия открытий привлекла общее внимание еще к одному элементу эгейско-средиземноморского происхождения. В этой зоне – там, где встречались и смешивались культуры старчево-криш, хаманджия и культура линейно-ленточной керамики, – была обнаружена еще одна культура раннего неолита, весьма сходная с культурой винча.

Культура дудешти

В районе Бухареста была обнаружена своеобразная керамика (рис. 10). Она изготовлена из грубой глины, небрежно обожжена, но покрыта ровным слоем черного или серовато-черного лощеного ангоба. Сосуды украшены параллельными канавками, сгруппированными наклонно или под углом; уже на самом глубоком уровне появляется декоративный мотив спирали; изображается спираль нанесением коротких, очень близко расположенных штрихов. Важное место занимает также резная керамика с узорами из изогнутых линий, меандров, зигзагов или параллельных наклонных штрихованных лент. В основном именно из этой керамики развивается позднее керамика вэдастра I – примитивно изготовленная посуда из глины с примесью мякины. Появляются крупные сосуды. Среди тонкой черной или серовато-черной посуды из глины с примесью песка находят чаши на полой подставке. Встречаются также биконические сосуды с небольшими выпуклостями. Даже в форме биконической чаши прослеживается связь с посудой криш-старчево. Форма и декоративные мотивы больших шарообразных сосудов позволяют провести аналогию с открытиями, сделанными в Кан-Хасан в Анатолии, а также с материалом из Чатал-Хююк в Анатолии и бассейне реки Марица в Южной Болгарии. Эту керамику иногда находят вместе с микролитами, включая конические и призматические нуклеусы, отретушированные лезвия, простые и двойные скребки (на лезвиях или отщепах), трапеции и т. п. Среди археологических находок есть также трапецеидальные плоские топоры, всевозможные орудия из кости, глиняные пряслица, зооморфные и антропоморфные фигурки. Присутствие микролитов указывает на сохранение тарденуазской традиции. Но керамика – техника ее изготовления (особенно черной желобчатой), а также форма сосудов и декоративные мотивы – подтверждает южное, эгейско-анатолийское происхождение этой культуры, распространившейся по всей Южной Болгарии до Нижнего Дуная. Начальную точку можно обнаружить на юго-западе Анатолии; двинувшись оттуда, она пересекла Эгейское море и юг Болгарии (находки в Хотнице близ Тырнова, представляющие одну из промежуточных стадий этого движения на север). По всей видимости, эта культура тесно связана с культурой винча, но представляет более ранний период, чем даже начало последней. Ее область распространения, на сколько можно судить в настоящее время, охватывает юго-восточную часть Олтении, север и центр Болгарии и Мунтению. Возможно, она заходила также в Трансильванию и на юг Молдавии.

Конец ознакомительного фрагмента.

3 440

Древние цивилизации

За последние два-три миллиарда лет карта мира претерпела колоссальные изменения. Геологи полагают, что первоначально все земли составляли один единый континент, Пангею, стоявший посреди громадного океана.

Затем он распался на Лавразию, включавшую в себя нынешние Северную Америку, Европу, а также Северную и Центральную Азию, и Гондвану, в которую входили теперешние Южная Америка, Африка, Антарктида, Индия и Австралия, между которыми пролегало огромное средиземное море (Тетрис). За долгие века Лавразия и Гондвана заросли бескрайними лесами, уничтоженными резкими переменами климата. Затем, терзаемые ледниками и разрываемые подземным давлением, вызванным колебаниями магнитного поля Земли, колоссальные плиты земной коры стали трескаться и медленно отступать до тех пор, пока не приняли свою сегодняшнюю форму.

Древние считали, что первая земная цивилизация зародилась на Крайнем Севере задолго до того, как он покрылся арктическими льдами. Это царство света и красоты было Землей богов. Китайцы считали, что их император наделен властью богом Дракона, пребывавшим на Небесном Северном полюсе и являвшимся символическим воплощением Царя Космоса. Египтяне поклонялись Сияющим существам, стоявшим за Осирисом в созвездии Большой Медведицы, и сориентировали Великую пирамиду на альфу Дракона (то есть самую яркую звезду в созвездии Дракона, Тубан), бывшую в те времена Полярной звездой. Некоторые индийцы считали, что арийцы пришли с Белого острова, Света-двипы, который, по их представлениям, находился на Крайнем Севере. Говорят, что «Веды» и «Махабхарата» содержат астрономические данные, которые могут быть понятны лишь в том случае, если наблюдатель находится на Северном полюсе.Эскимосы помнят Сияющих Духов Севера. Индейцы сиу говорят об острове на севере, колыбели их предков, поглощенной водами. Знаменитые колеса пророка Иезекииля двигались с севера. Зевс и Гермес явились грекам с горы Олимп, символизировавшей северные районы. Даже сегодня рождественский дед (или Дед Мороз) обитает в своей Стране чудес на Северном полюсе. Исследователи НЛО отмечают, что эти объекты обычно сначала появляются на севере, предположительно сквозь полюсные проходы в радиационных поясах Земли, открытых Ван Алленом. Или, возможно, их направляет подземная цивилизация Агарты, якобы существующая под нашими ногами на многокилометровой глубине. Давным-давно тогдашние тропические земли Крайнего Севера наверняка привлекали людей космоса при их приближении к Земле. Адепты тайных знаний учат, что покрытый ныне льдами Северный полюс некогда был идиллическим Эдемом, колыбелью человечества.

Люди второго цикла жили среди сказочных красот на приполярном континенте Гиперборее, над которым не заходило солнце. Туда наведывался Аполлон на своей знаменитой Стреле или в колеснице, запряженной лебедями, под которой, видимо, понимался космический корабль. По древним свидетельствам, гиперборейцы были очень высокими блондинами со светлой кожей и голубыми глазами, то есть представляли собой идеальный нордический тип человека. В допотопный период в полярных областях было жарко, так как Земля, вероятно, находилась ближе к Солнцу и имела ось, перпендикулярную орбите, в связи с чем ее движение не приводило к смене времен года. В легендах утверждается, что гиперборейцы были звездными пришельцами, которые колонизировали эту часть Земли, похожую на их собственную планету, и стали прародителями белой расы. В VI веке до н. э. Гекатей Милетский писал, что гиперборейцы поклонялись Аполлону в чудесном круглом храме, который часто отождествляют со Стоунхенджем, подразумевая, что страна Гиперборея в действительности была Древней Британией. Китайский писатель Ли Цзе засвидетельствовал прибытие в Китай белых людей с Севера, общавшихся с богами. Наши древние предки называли столицу этого чудесного царства, расположенного за Северным Ветром, Туле, что напоминает мифическую родину мексиканских тольтеков под названием Туллан, означавшим якобы «Земля Солнца». Использовавшийся всеми древними народами знак свастики мог символизировать Северный полюс, вокруг которого вращается Земля. Полярный символ рыбы означал первое обиталище человека, пока он не был позднее позаимствован христианами.

В памяти народов сохранился неясный отзвук колоссального катаклизма, опустошившего эти прекрасные северные земли. В легендах говорится, как Солнце изменило свой курс, а комета или упавшая Луна сместила ось Земли, завершив тем самым один из возрастов мира. Предания майя и индусов даже наводят на предположение о какой-то ядерной войне между богами Гипербореи и магами Лемурии, которая потрясла всю планету, вызвав изменение климата и наступление ледникового периода. Скифы, сыны гиперборейцев, вокруг Черного моря воздвигали своим предкам таинственные менгиры.

Божественные Короли снизошли и обучили людей наукам и искусствам, ибо человек не мог более жить в первой стране, превратившейся в замороженный труп.

Третья человеческая раса обосновалась на континенте, известном среди народов нынешних регионов Индийского и Тихого океанов как Лемурия, или, соответственно, My. Континент простирался на север до Гималаев, а на юг, омываясь великим внутренним Азиатским морем, до Австралии и Антарктиды, западнее Филиппин. Первые народы Лемурии состояли якобы из гигантов-гермафродитов. За миллионы лет они эволюционировали в мужчин и женщин, а их рост снизился с 365 до примерно 215 сантиметров. В общем, лемурийцы своим обликом напоминали краснокожих индейцев времен конкисты, хотя их кожа имела голубоватый оттенок. Посередине выдающегося вперед лба у них выступала большая выпуклость (шишка) наподобие грецкого ореха, известная как «третий глаз», свидетельство высокоразвитой психической силы. В оккультных преданиях рассказывается, что учителя с Венеры открыли посвященным Лемурии космические истины; из этих возвышенных доктрин сформировалось тайное знание Востока.

Спустя долгие века мужчины приобрели цвет восходящего солнца и достигли богоподобного совершенства, а женщины стали светлы и грациозны, развив в себе такое психическое восприятие, при котором женская интуиция превосходила научную логику. Секс рассматривался как духовное общение, брак — как самые священные узы, а разводы были неизвестны. Смерть означала восхождение в более возвышенные миры, и лемурийцы могли умирать, когда они этого желали. Жизнь им далеко не казалась совершенной, мир, в котором они жили, опустошался катаклизмами, извержения вулканов истязали их землю, в конечном счете расколов ее пополам и низвергнув в глубины океана. Некоторые лемурийцы, вероятно, вернулись со своими учителями на другие планеты и приобрели чудесные знания, недоступные нам сегодня. Лемурийцы строили громадные города. Из белого камня гор (мрамора) и из черного камня (подземной лавы) они высекали свои собственные изображения по своему размеру и подобию и поклонялись им.

По сведениям, почерпнутым главным образом из оккультных источников, выстроенные из красного дерева высокие прямоугольные дома имели широкую выступающую крышу, обеспечивающую максимум тени, поскольку солнечный блеск и жара, усиленная теплом вулканической почвы, создавали серьезные проблемы для лемурийцев, и без того страдавших из-за землетрясений, разрушавших их империю Солнца. Гигантские дворцы и храмы, сложенные из необычайно прочного камня, не до конца поддались разрушительному действию времени, остатки циклопических построек все еще разваливаются в одиноком запустении среди дебрей Америки и Азии, где находились уцелевшие после бедствия лемурийские колонии. Золото и серебро имелись в изобилии и использовались не для чеканки монеты, а в декоративных целях, а алмазы, ввиду их широкого распространения, ценились не выше стекла. Самыми роскошными украшениями считались редкостные ярко окрашенные перья, столь почитаемые спустя тысячелетия мексиканскими ацтеками. Освещенные солнцем здания сияли среди пышной растительности, покрывавшей просторные проспекты, так как перевозки осуществлялись в основном по воде. Лемурийцы были знаменитыми мореходами, основавшими поселения по всей Земле, отличавшиеся своими циклопическими каменными строениями. Народы этой веерной империи говорили на одном языке, маяксе, в который своими корнями уходят шумерский и китайский языки.

Когда лемурийские жрецы чертили свои таинственные знаки на коже или камне, они имели обыкновение поворачиваться к Южному полюсу, при этом их руки двигались в направлении Востока, источника света. Соответственно они писали справа налево. Когда люди белой расы научились письму у темнокожих лемурийцев, вместо того чтобы поворачиваться на Юг, они становились лицом к Северу, но писали также в сторону Востока. Ученые, вероятно наученные людьми космоса, изучили радионику, основанную на солнечной и космической энергии, и принесли свет и тепло в жилища и производственные помещения. Глубокие знания драгоценных камней открыли им удивительные свойства полупроводников и лазерных лучей. Лемурийцы были также знамениты своим холодным светом, столетиями не угасающим в лампах. Корабли и летательные аппараты использовали какую-то форму ядерной энергии, может быть, космическую энергию межзвездных кораблей, технология применения которой была завещана Древней Индии. Американский полковник Джеймс Чёрчворд, претендующий на то, что изучил все храмовые записи предшествующих цивилизаций, приводит захватывающее описание воздушного судна, использовавшегося индусами около 20 тысяч лет назад.

Когда нефтяные скважины на Земле высохнут, ученые, несомненно, когда-нибудь используют космические силы, которые были известны лемурийцам, представленные в виде крестов, кругов и свастик, изображенных на древних камнях, найденных на Юкатане и в Индии. Имея в распоряжении такие силы, лемурийцы пользовались радионическими изобретениями, выходящими за пределы наших представлений, и, возможно, переняли от обитателей Венеры многие знания в области медицины и электроники, необходимые для космических полетов.

«Затем с мощным ревом быстрого снижения с невообразимой высоты, в окружении ярких огненных масс, заполнивших небо пляшущими языками пламени, корабль Огненных Господ стремительно пронесся сквозь воздушное пространство. Он остановился над Белым островом, лежащим в море Гоби. Он был зеленым и источал ярчайшие лучи, ибо Земля сделала все, что было в ее силах, чтобы достойно встретить своего Царя».

Это первое описание космического полета, вероятно, относится ко временам Лемурии и касается сошествия с Венеры Саната Кумары, реального воплощения божества, вместе с четырьмя Огненными Господами и сотней помощников в город, похороненный ныне в песках пустыни Гоби. В южноамериканских легендах говорится о чудесной белокурой Орехоне, некогда спустившейся на сияющем, как золото, космическом корабле на остров Солнца в озере Титикака, чтобы дать цивилизацию прародителям инков. Подобные предания о богах и богинях в огненных колесницах хранятся в преданиях всех древних народов. Знание и сила порождает духовную гордыню. Ученые Лемурии втягивались в оккультную практику, пока белые и черные маги, обладавшие сокрушительным оружием, в борьбе друг с другом не уничтожили свою пришедшую в упадок цивилизацию. В преданиях азиатских народов рассказывается о космических кораблях, прилетавших с Марса и Венеры для спасения избранных, точно так же как спустя тысячелетия Сыны Неба должны были спасать оставшихся в живых с обреченной Атлантиды. Пожираемый подземным огнем, расколотый континент затонул в морских глубинах, оставив после себя лишь горные пики My в виде гирлянды тихоокеанских островов. Избранные остатки расы Лемурии укрылись на ее западной оконечности под руководством Ману, или Божемтвенного проводника, откуда они могли добраться до Атлантиды, покрытой зеленью молодой страны незадолго до того возникшей из океана. Другие беженцы мигрировали в Америку, Индию и Китай, где продолжили солнечную культуру своей затонувшей родины.

На каменных табличках и наскальных скульптурах Северной и Южной Америки до сих пор видны космические символы, свойственные My. Вокруг горы Шаста в Калифорнии обитает мистическое братство, члены которого претендуют на то, что они являются потомками выходцев с этого исчезнувшего континента. Знания и культ Солнца, насажденные в Лемурии сынами неба, доходили до Европы сначала через Атлантиду, а затем из Индии, Египта и Вавилона. Считается, что Наакалы, святые братья, принесли свои секретные доктрины из My в Индию примерно в 70000 году до н. э. Посвященные основали культы в Верхнем Египте и Шумере, где их знание было перенято вавилонскими магами. Таким образом, оно оказало влияние на первые Книги Библии, ставшие религиозным наследием Запада.

Упомянутые тропические острова в Тихом океане таят захватывающие проблемы. Полинезийцы Малекулы помнят крылатых женщин, спускавшихся с небес; гигантские статуи острова Пасхи предполагают существование остающихся без ответа загадок. На Каролинских островах циклопические руины на Нан-Матоле вызывают в воображении некую грандиозную цивилизацию, принесенную существами в летающих машинах. Аборигены Австралии помнят «Время мечты», идиллическую эпоху прошлого. Их наскальная живопись имеет схожие черты с изображениями инопланетян на фресках с плато Тассилин-Аджер в Сахаре и загадочными петроглифами в Андах. Новозеландские маори рассказывают о богах на волшебных птицах, прилетающих из небесной страны, чтобы помочь людям на Земле.

Древний народ чирибайя

В южной части Перу находится одно из самых засушливых мест нашей планеты – пустыня Атамака. Этот безлюдный край производит унылое и безрадостное впечатление: кругом песок, камень, почти нет воды. Только самые выносливые и неприхотливые растения могут здесь выжить. Но археологи убедились, что посреди безжизненных просторов пустыни Атамака скрываются настоящие сокровища. Под толстым слоем песка таятся бесценные предметы, свидетельствующие о забытой культуре народа, населявшего в древности эти места. В глубоких песчаных могилах исследователи обнаружили захоронения народа чирибайя, который жил здесь более тысячи лет назад. Изучая разнообразные находки, ученые пытаются из отдельных фрагментов составить картину истории, быта и верований давно исчезнувшего племени.

Самые ценные находки – несомненно мумии. Первые следы поселения индейского племени обнаружены на севере пустыни. Чирибайя населяли нижнюю часть долины, но развалины построек до нас не дошли. Чирибайя жили в тростниковых хижинах, обмазанных для прочности глиной, однако убогие строения давным-давно рассыпались. Но хорошо сохранившиеся мумифицированные тела древних обитателей пустыни и многочисленные предметы быта, положенные в могилу вместе с покойниками, дали ученым богатый материал для изучения древнего народа.

Экспедиция под руководством перуанского археолога Сони Гийен буквально просеивает песок пустыни Атамака в поисках исторических ценностей. К сожалению, ученые и их помощники часто запаздывают. Искатели сокровищ уже перерыли долину Ило в поисках богатых захоронений и уничтожили много важных следов древней культуры. Некоторым из них повезло: они выкопали большое количество золотых украшений. Слухи о сказочной добыче привлекли в долину толпы невежественных и жадных авантюристов. Мародеры-золотоискатели бестолково роются в песке и безжалостно ломают и выбрасывают бесценные мумии – ведь им нужен только драгоценный металл.

Предотвратить разграбление древних захоронений в пустыне Атамака ученые не в состоянии. Археологи не могут защитить мумии от вездесущих грабителей, но стараются добраться до сокровищ раньше них. Все предметы, найденные экспедицией за день, в тот же вечер перевозят под охраной в ближайший исследовательский центр. Там уже собрано более 400 мумий чирибайя и около четырех тысяч скелетов. Все они найдены в разных местах пустыни. Археологи разрабатывают три участка в долине Ило вдоль течения реки Осморе – два больших и один маленький.

Мумия из захоронения чирибайя

Один из больших участков удобно расположен на высоком пологом холме. Именно там обнаружено больше всего золотых изделий, и ученые считают, что на этом месте находилась столица страны чирибайя.

В низине лежит второй участок площадью всего восемь квадратных метров, где погребены десятки людей. Чирибайя часто хоронили своих покойников поверх старых могил, на несколько меньшей глубине. Своеобразная многоярусность захоронений сильно затрудняет работу археологов. Большинство могил представляют собой просто глубокие ямы, вырытые в песке. От малейшего неловкого движения подсохший песок осыпается, и всю работу нужно делать заново. Копать приходится очень осторожно, но быстро: археологи торопятся, ведь открытую могилу нельзя оставить до завтра – «ночные стервятники» только того и ждут...

На третий участок раскопок ученые возлагали большие надежды. Они рассчитывали, что там еще не побывали мародеры-кладоискатели. Но как только начались раскопки, стало понятно, что они опять опоздали: нетронутый на вид кусок пустыни уже давно вдоль и поперек изрыли грабители, а потому для научных исследований это место теперь не представляет большого интереса.

В песчаных могилах древних обитателей пустыни Атамака найдены, кроме скелетов и мумий, предметы домашнего обихода, много глиняных горшков, музыкальные инструменты (простые свирели) и кости животных – в основном головы лам. На некоторых мумиях были надеты нарядные платья, а их головы украшали парадные головные уборы. По таким деталям историки восстанавливают отдельные моменты погребального ритуала народа чирибайя. По всей вероятности, племя чирибайя в течение пяти веков расширяло и обустраивало свою страну вдоль реки Осморе. Люди ловили рыбу, распахивали под поля и огороды плодородную землю в пойме реки, разводили лам, которые занимали в культуре чирибайя особое место – их считали почти членами семей. Шерсть лам искусно пряли, окрашивали растительными красителями и ткали из них пестрые теплые ткани. Мясо лам индейцы чирибайя употребляли в пищу, а в случае надобности этих животных приносили в жертву богам. Головы лам были важным атрибутом погребальной церемонии. Главные предметы, сопровождавшие умершего чирибайя в потусторонний мир, – именно голова ламы и листки священной коки.

Согласно обычаю племени, покойного родственника щедро снабжали продуктами на долгое время. Во многих могилах археологи нашли миски с зерном, кукурузу – зерна и початки, высохшие стручки перца, бобы, картофель и другие овощи, причем все припасы до сих пор выглядят очень аппетитно.

Из некоторых могил археологи достали хорошо сохранившиеся головные уборы, сделанные из ярких разноцветных перьев тропических птиц. Такие птицы в пустыне не водятся. Ближайшее место, откуда могли быть привезены перья, находится на расстоянии более пятисот километров от Атамаки, в джунглях бассейна Амазонки. Можно себе представить, какой драгоценностью были эти роскошные перья для жителей пустыни!

Археологи нашли в песчаных могилах множество предметов материальной культуры, из которых постепенно составляется довольно ясное представление о древней культуре народа чирибайя. Но сначала ученым необходимо определить возраст археологических находок. Самым точным является радиоуглеродный метод. Благодаря измеряемому количеству остаточного углерода в организме можно точно определить, давно ли начался процесс разложения. С этой целью находки в пустыне Атамака, например листок коки, помещают в пробирку с кислородом и нагревают до высокой температуры. Листок сгорает в кислороде и превращается в двуокись углерода. Образовавшийся таким образом углекислый газ охлаждают, очищают и замораживают с помощью жидкого азота. Получается порошок, из которого выделяют чистый изотоп углерода С14. Компьютер оценивает остаточное количество углерода. Чем больше С14 содержит подопытный образец вещества, тем моложе археологическая находка.

Компьютер определяет содержание изотопа углерода в образце и строит график. Острые пики графика обозначают сравнительно молодые вещества. Например, листку коки, найденному в верхнем захоронении, около шестисот лет. Самые старые мумии из долины Ило почти вдвое старше, из чего ученые сделали вывод, что страна чирибайя в пустынной долине в Андах существовала примерно пятьсот лет.

Но почему исчез с лица Земли народ с довольно высокой земледельческой культурой? Почему заброшены их поселения в долине реки Осморе? Ответа пока нет.

Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

ДРЕВНИЙ РИМ Древний Рим Республика и империя. Римская армия. Правление в РимеРимляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Они создали огромную империю, по величине превышавшую империю Александра Македонского (см. Древняя Греция/Александр

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Древний народ Бушмены – это небольшая группа охотничьих племен Южной Африки. Они уникальны тем, что сохранили самые архаичные формы социально-экономического строя и религии. Сейчас бушмены – это остатки гораздо более многочисленного древнего населения этой части

Из книги Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 1 автора Гитин Валерий Григорьевич

Древний мир Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. Джордж Бернард Шоу Истинно так. Ведь не зря же говорится, что умные учатся на чужих ошибках, а вот дураки - на своих. Даже при самом беглом

Из книги Человек в зеркале истории [Отравители. Безумцы. Короли] автора Басовская Наталия Ивановна

Древний мир

Из книги Антигерои истории [Злодеи. Тираны. Предатели] автора Басовская Наталия Ивановна

Древний мир

Из книги От Петра I до катастрофы 1917 г. автора Ключник Роман

ГЛАВА 4. Попытка Александра I изменить древний народ Царизм почти совершенно запрещал евреям заниматься земледелием. М. А. Лурье (Ю. Ларин) Итак, очередным российским императором стал старший сын Павла - Александр Первый (1777-1825 гг.). Александр получил прекрасное образование,

Из книги Сарматы [Древний народ юга России] автора Сулимирский Тадеуш

Сулимирский Тадеуш САРМАТЫ. ДРЕВНИЙ НАРОД ЮГА РОССИИ ПРЕДИСЛОВИЕ Писатели Античности и Средневековья редко удостаивали сарматов своим вниманием, и они долго считались одним из забытых древних народов. Однако благодаря археологическим раскопкам, проводившимся в

Из книги От Клеопатры до Карла Маркса [Самые захватывающие истории поражений и побед великих людей] автора Басовская Наталия Ивановна

Древний мир

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Народ вручает Людовику синьорию и назначает императорское коронование. - Он принимает корону от народа у Св. Петра. - Коронационные эдикты. - Каструччио, сенатор. - Внезапный отъезд Каструччио в Лукку. - Недовольство в Риме. - Марсилий и Иоанн Яндунский воздействуют

Из книги Даки [Древний народ Карпат и Дуная] автора Берчу Думитру

Думитру Берчу ДАКИ Древний народ Карпат и Дуная Глава 1 ОБЩИЙ ФОН ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Румыния расположена примерно посередине между экватором и Северным полюсом. Ее территория, занимающая часть Центральной Европы, находится там, где юго-восток Европы - ее

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

1. Древний мир Египет, хетты, Ассирия, кочевники киммерийцы, скифы и сарматы, империя Ахеменидов, греко-персидские войны, империя Александра Македонского, могучий Рим времен республики и времен империи, Рим против

автора Телушкин Джозеф

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Древний народ чирибайя В южной части Перу находится одно из самых засушливых мест нашей планеты – пустыня Атамака. Этот безлюдный край производит унылое и безрадостное впечатление: кругом песок, камень, почти нет воды. Только самые выносливые и неприхотливые растения

Из книги Международное тайное правительство автора Шмаков Алексей Семенович

А. Древний Мир I. Вавилоно-Ассирия. Называя “Симом” старшего из сыновей Ноя и производя себя именно от него, еврейство не даёт нам сведений, почему оно с Арарата успело оказаться в отдалённом Уре Халдейском, равно как и о том, ради чего собственно (не от погрома ли?) ушло оно

«Удлинять» свою историю было модно во все времена. Поэтому каждый народ стремится Продемонстрировать свою родословную, начав её с древнего мира, а ещё лучше с каменного века. Но есть народы, чья древность не вызывает сомнений.

Какие народы из ныне живущих самые древние?

Журнал: История «Русская Семёрка » №4, апрель 2017 года
Рубрика: Народы
Текст: Русская Семёрка

Армяне (II тысячелетие до н.э.)

Среди древнейших народов мира армяне, пожалуй, самые молодые. Впрочем, в их этногенезе много белых пятен. Долгое время, вплоть до конца XIX века, канонической версией зарождения армянского народа было их происхождение от легендарного царя Айка, пришедшего из Месопотамии в 2492 году до нашей эры на территорию Вана. Он первым очертил границы нового государства вокруг горы Арарат и стал основоположником армянского царства. Считается, что именно от его имени происходит самоназвание армян «хай».
Эта версия была растиражирована раннесредневековым армянским историком Мовсесом Хоренаци. За раннеармянские поселения он принял руины государства Урартру в районе озера Ван. Сегодняшняя официальная версия гласит, что прото-армянские племена - мушки и урумейцы - пришли на эти территории во второй четверти XII в. до н.э., ещё до образования Урартского государства, после разрушения ими Хеттской державы. Здесь они смешались с местными племенами хурритов, урартов и лувийцев. Как полагает историк Борис Пиотровский, зачатки армянской государственности стоит искать в бытность хурритского царства Арме-Шубрия, известного с 1200-х годов до н.э.

Евреи (II тысячелетие до н.э.)

С историей еврейского народа загадок ещё больше, чем с историей Армении. Долгое время считалось, что понятие «евреи» скорее культурное, нежели этническое. То есть, что «евреев» создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточённые дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи: народ, социальный слой, религиозную конфессию, если верить главному источнику по древнейшей истории еврейского народа - Ветхому завету, евреи ведут своё происхождения от Авраама (XXI-XX вв. до н.э.), который сам был выходцем из шумерского города Ур в Древней Месопотамии. Вместе с отцом он перебрался в Ханаан, где впоследствии его потомки захватили земли местных народов (по легенде, потомков сына Ноя - Хама) и назвали Ханаан «землёй Израиля». Согласно другой версии, еврейский народ сформировался во время «исхода из египта», если брать лингвистическую версию происхождения евреев, то они выделились из западной семитоязычной группы во II тыс. до н.э. Их ближайшие «братья по языку» - амориты и финикийцы. Недавно появилась и «генетическая версия» происхождения еврейского народа. Согласно ей, три основные группы евреев - ашкенази (Америка и Европа), мизрахим (страны Ближнего Востока и Северной Африки) и сефарды (Пиренейский полуостров) - обладают схожей генетикой, что подтверждает их общие корни. Согласно исследованию Abraham’s Children in the Genome Era, предки всех трёх групп появились в Месопотамии. 2500 лет назад (приблизительно период правления вавилонского царя Навуходоносора) они разделились на две группы, одна из которых отправилась в Европу и Северную Африку, другая обосновалась на Ближнем Востоке.

Эфиопы (III тысячелетие до н.э.)

Эфиопия принадлежит к Восточноафриканскому, древнейшему ареалу зарождения человечества, её мифологическая история начинается с легендарной страны Пунт («Земля богов»), которую древние египтяне считали своей прародиной. Упоминания о ней встречаются в египетских источниках III тысячелетия до, н.э. Впрочем, если месторасположение, как и существование этой легендарной страны - вопрос спорный, то нубийское царство Куш в дельте Нила было вполне реальным соседом Древнего египта, не раз ставившим существование последнего под вопрос. Несмотря на то что расцвет Кушитского царства пришёлся на 300 г. до н.э. - 300 г. Н.э., цивилизация зародилась здесь намного раньше, ещё в 2400-х годах до н.э. Вместе с первым нубийским царством Керма. Какое-то время Эфиопия была колонией древнего Сабейского царства (Шеба), правительницей которого была легендарная царица Савская. Отсюда и легенда о Соломоновской династии, которая утверждает, что эфиопские цари - прямые потомки Соломона и эфиопской Македы (эфиопское название царицы Савской).

Ассирийцы (IV-III тысячелетие до н.э.)

Если евреи происходили из западной группы семитских племён, то ассирийцы относились к северной. К концу III тысячелетия до н.э. они добились преобладания на территории Северной Месопотамии, но, по мнению историка Садаева, их выделение могло произойти и того раньше - в IV тысячелетии до н.э. ассирийская империя, которая существовала с VIII-VI вв. до н.э., считается первой империей в истории человечества. Современные ассирийцы считают себя непосредственными потомками населения Северной Месопотамии, хотя в научной среде это спорный факт. Часть исследователей поддерживает эту точку зрения, часть называет нынешних ассирийцев потомками арамейцев.

Китайцы (4500 - 2500 до н.э.)

Китайский народ, или Хань, составляет сегодня 19% всего населения Земли. Он зародился на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н.э. В среднем течении реки Хуанхэ, в одном из центров мировых цивилизаций. Это подтверждается и археологией, и лингвистикой, последняя выделяет их в сино-тибетскую группу языков, выделившуюся в середине V тысячелетии до н.э. Впоследствии в дальнейшем формировании Хань поучаствовали многочисленные племена монголоидной расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, весьма различных по культуре. История народа Хань тесно связана с историей Китая, и по сей день они составляют основную массу населения страны.

Баски (возможно, XIV-X тысячелетия до н.э.)

Давным-давно, в IV тысячелетии до н.э. началась миграция индоевропейцев, которые заселили большую часть Евразии. Сегодня на языках индоевропейской семьи говорят практически все народы современной Европы. Все, кроме эускади, знакомые нам больше по названию «баски». Их возраст, происхождение и язык - одни из главных загадок современной истории. Кто-то считает, что предки басков были первым населением Европы, кто-то утверждает, что они имели общую родину с кавказскими народами. Но как бы то ни было, басков принято считать одним из древнейших населений Европы.
Баскский язык - эускара - считается единственным реликтовым доиндоевопейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то, согласно исследованию, проведённому в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающий их от окружающих народов, по мнению учёных, это говорит в пользу мнения, что протобаски выделились в отдельную культуру 16 тысяч лет назад, во времена палеолита.

Койсанские народы (100 тысяч лет назад)

Недавнее открытие учёных отдало первое место в списке древнейших народов койсанцам, группе народов Южной Африки, говорящих на так называемых щёлкающих языках. К ним относятся в том числе охотники бушмены и скотоводы гогенттоты.
Группа генетиков из Швеции установила, что они отделились от общего древа человечества 100 тысяч лет назад, то есть ещё до начала исхода из Африки и расселения людей по миру.
Примерно 43 тысячи лет назад койсанцы разделились на южную и северную группу, по словам исследователей, часть популяции койсанцев сохранила свои древние корни, некоторые, как племя «кхве», долго скрещивались с пришлыми народами банту и потеряли свою генетическую идентичность. ДНК койсанцев отличается от генов остальных народов мира. В нём были найдены «реликтовые» гены, отвечающие за повышенную силу и выносливость мускулов, а также за высокую уязвимость к ультрафиолетовому излучению.