Еще пару десятков лет назад. Чем бы дитя ни тешилось

Юрий Семченков

Мастерская

Е щё пару десятков лет назад мы даже не слышали о такой профессии, как дизайнер интерьеров. Да что там дизайнеры, мы не представляли себе, что сами интерьеры могут хоть как-то отличаться от обстановки наших хрущевок. Плюс-минус гэдээровская стенка. Времена изменились, и все больше людей, обустраивая свое жилое пространство, считают необходимым обращение за советом и помощью к дизайнерам и декораторам. Сегодня мы беседуем с Павлом Бобовниковым, если не с основоположником смоленского интерьерного дизайна, то, как минимум, с одним из самых опытных, авторитетных и признанных профессионалов в этой сфере.

— Павел, когда дизайнер находится в компании знакомых или друзей, к нему, как обычно это бывает с врачами или юристами, пристают с просьбами дать бесплатный совет по интерьеру?

— Да, конечно. И хотя бизнес есть бизнес, друзьям мы всегда говорим: «Приходите, посоветуем». Вопросов нет. Но совет советом, а его ведь потом надо реализовать. Для этого нужно сделать чертежи, эскизы и так далее. Должна быть выполнена определенная работа. Проблема в том, что многие считают, что дизайном заниматься может любой. Зубы идут лечить к стоматологу, автомобили ремонтируют в автомастерской, а дизайном занимаются сами. Однако те, кто попробовал сделать это самостоятельно, все равно потом приходят к специалистам — понимают, что каждый должен заниматься своим делом. В каждой сфере деятельности есть профессионалы. Если заказчик это понимает, с ним намного проще работать. Очень много приходит людей, особенно, если обращаются в первый раз, с просьбой, мол, вы нам на картинке нарисуйте, и мы пойдем, сами все дальше сделаем. Я им пытаюсь объяснить, что картинка — это результат большой совместной работы. Это уже как бы апофеоз процесса, а до этого нам вместе нужно пройти круги ада: придумать, сконструировать, разработать и прочее.

То есть работа начинается не с картинки, как принято думать?

— Начинается не с картинки. Когда заказчик приходит к дизайнеру, нам надо друг друга понять. Мы работаем…

— Мы — это кто?

— Это наша команда: Виталий Баранов, Юлий Шлюпкин, Костя Васильков, Женя Гуричев. Так вот, мы работаем, если говорить сухими терминами, на основании технического задания. Если перевести на нормальный язык, то заказчик нам должен объяснить, что он хочет. Легче всего это сделать на примере визуального ряда. Есть картинки, и нужно определиться, что примерно нравится.

— Какими словами должен объясняться заказчик? Люди ведь приходят разные, не все могут донести свои мысли.

— Самыми простыми. Люди приходят, мы начинаем задавать вопросы. Что бы вы хотели в результате? Нам ведь тоже, в свою очередь, надо понять: наш это заказчик или нет, будем мы с ним работать или нет.

— Вы не со всеми желающими работаете?

— Нет, не со всеми. Мы работаем уже двадцать лет, и я знаю, что если ты делаешь то, что тебе не нравится, или просто, по ощущениям, тебе не нравится человек, не нравятся его идеи, ничего хорошего из этого не выйдет.

— Как деликатно объяснить это заказчику?

— Можно сказать, что мы работаем немного в другом направлении и не очень сильны в том, что вы хотите. Поэтому рекомендуем обратиться к тем, кто в этом силен. В городе есть несколько дизайнерских студий, и я примерно знаю, у кого какое направление.

— А на самом деле в любых направлениях работаете?

— На самом деле в любых. Просто есть люди несоразмерные. Есть люди, которые способны тебя воспринять, а есть, которые не способны. О них можно свой вкус испортить. К нам приезжают, скажем, люди из области с деньгами. Россия в целом на задворках, а они вообще еще в палеолите. Работа с ними — хорошая практика для молодых дизайнеров, им нужно учиться работать с любым человеком, с любым заказчиком. Но реально с такими людьми ними ничего хорошего не сделаешь. У них есть деньги, и начинается — «я так хочу». Хочешь? Иди, делай сам. Мне же потом будет стыдно говорить, что это я делал. Хотя… Если работы нет, возьмешься. Это бизнес. Но когда делаешь, например, какое-то общественное помещение, — я семь раз подумаю, надо ли с этими заказчиками работать или нет.

— Понимаю, если частный интерьер в большинстве случаев мало кто увидит, то общественный подвергнется обсуждению тысяч людей.

— В этом-то и дело. Но есть и хорошие заказчики, с ними сразу находится общий язык. Проблема Смоленска — нищета бюджетов. Людей, которые реально понимают, сколько это все стоит, по пальцам можно пересчитать. Когда заказчик начинает мне показывать понравившиеся ему картинки, я спрашиваю, вы реально представляете, какие это деньги. Я могу грубо цифры назвать. Вы должны четко понимать: мы это сделаем, но вам предстоит это оплатить. Вот тут обычно происходит то, о чем я уже говорил. «Вы нам нарисуйте, и мы пойдем». Мы так не работаем. Давайте сразу обговорим, что вы хотите, и мы вам скажем, как это будет, и сколько это будет примерно стоить. Это вписывается в ваш бюджет? Тогда мы работаем дальше. Мы не хотим никого дурачить.

— Вы по полному циклу работаете: с поставкой мебели, декора?

— Мы стараемся это делать, потому что тогда получается интереснее. А если «нарисуйте и я пойду», то потом можно некоторые свои проекты не узнать. Я не хочу в это ввязываться. Многие не понимают, столько есть нюансов, подводных течений. Самое большое богатство нашей команды — это опыт. Мы знаем, что за двадцать лет может произойти со стенами, с полом, с потолком. Как все это будет выглядеть спустя некоторое время.

— Какие интерьеры сейчас в моде?

— По моему мнению, для интерьеров нет моды. Ты создаешь, если речь идет о жилье (о квартире ли, о доме ли), пространство, в котором человеку должно быть комфортно. Оно должно быть вне моды. Через пять лет мода поменяется. У нас были эксперименты такого рода: по просьбе заказчиков мы за какие-то сумасшедшие суммы в евро привозили сине-желтые кухни, и потом человек приходит и говорит, что его это раздражает так, что «просто не могу». Поэтому я всем обращающимся говорю: абстрагируйтесь и подумайте. Через пять лет будет вам это нравиться или нет? Не надоест плитка с цветочками? Вы же ее потом от стены уже не оторвете. Мы много ездим, смотрим. В Европе, в Америке люди веками живут в хороших домах, в хороших интерьерах. Смотришь, у них все интерьеры сдержанные. Я вначале думал, что они ни в чем не разбираются, а сейчас сам четко понимаю — они в этом живут всю жизнь. И если ты выбираешь плитку, то она не должна «кричать». Пусть спокойно «сидит» себе на стене. В первую очередь — функционал. Все должно легко мыться, стираться, убираться. Живя в доме, человек не должен чувствовать себя скованно. Он должен приходить домой и отдыхать. Дом должен быть местом, где тебе комфортно. Поэтому поверхности глянцевые, полированные, в золоте и прочие я, например, вообще не применяю. Это для жизни нереально. Все должно быть спокойно. Ты должен спокойно, не боясь оставить следы, положить руку на поверхность, твои дети должны спокойно бегать по дому, сидеть за этим столом. Поели — тряпкой протер, и стол остался таким же.

— А если и появится царапина, то она становится семейной реликвией.

— Да, настоящая мебель красиво умирает. Если она сделана из натурального дерева, она благородно старится. И потом, если это хорошая мебель, она передается из поколения в поколение. А в глянцевых поверхностях повседневная спокойная жизнь невозможна. Поэтому мы, например, практически не работаем с итальянцами — у них другая ментальность, у них жизнь как театр. Но в театре ты сидишь скованно, напряженно, ждешь антракта, чтобы выйти, условно говоря, покурить, и не дай Бог в театре чихнуть. Дом не должен быть театром.


— Однако часто приходится слышать, что именно с итальянцами мы чем-то близки.

— У многих людей сейчас кроме своих денег нет ни мозгов, ни образования. Им не остается ничего другого, как показать, сколько у них денег. Итальянский дизайн для этого великолепно подходит. Все блестит. Золото, мех, кожа крокодила. Понты. Люди, которые более сложно внутренне устроены, четко понимают, что, во-первых, это неудобно.

Во-вторых, не надо показывать, сколько у тебя денег. Зарабатывать деньги — это такой же талант, как писать музыку. Не все могут быть этим одарены. Это не самое большое счастье в жизни. Главное — какой ты человек, и что ты делаешь в это жизни. Вот и все. А если начинаются разговоры про моду, про картинки с итальянским дизайном, про минимализм, то я говорю: начнем с того, что когда вы смотрите на понравившуюся картинку, вы смотрите на выставочный стенд или на какой-то другой чужой дом. Если вы в свою комнатку с высотой потолка два пятьдесят занесете этот модный диван, он же будет выглядеть совсем по-другому. Тот же минимализм, прежде всего, начинается с современной архитектуры. Это огромные окна, высота потолков под четыре метра, это большие сложные пространства, и вот там стоит дизайнерская мебель. Вы занесете ее в свои типовые квартиры, и что у вас получится? Некудышний офис, в котором находиться невозможно? В вашей квартире с вашим минимализмом куда вы денете, пардон, все ваши шмотки? Вы куда их уберете? Что это будет? Думайте головой. У нас современной архитектуры нет, наша архитектура отстает. Архитекторы, которые работают в нашем городе, — они из прошлой жизни. А у тех, кто из современной жизни, нет таких бюджетов, чтобы сделать современную архитектуру, потому что это передовые технологии, они все привозные, они все дорогие. А у нас до сих пор все строят и строят двускатные крыши. Вы посмотрите, что вокруг города творится.

— Этот же ярмарка безумия. Все побежали строить трехэтажные дома. Многие, наверное, на третьем этаже у себя в доме ни разу и не были. Не понимают, что такой дом нужно отделывать, а потом

отапливать и убирать. Делают все из самых дешевых материалов. Через пять-шесть лет это будет помойный рынок, мне кажется. СтОящие дома по пальцам можно пересчитать, вокруг одни сплошные сараи.

— Почему так происходит? Почему в той же Европе, например, все иначе?

— Там архитекторы и дизайнеры сразу рождаются в красоте. Ходишь по европейским городам, и тебя окружает красота. Ты окончил миланскую или лондонскую школу дизайна, ты находишься в среде, тебе преподают передовые архитекторы. У заказчиков, которые тебя окружают, другое восприятие мира, они тебе ставят другие задачи. Конечно, дизайнерам хочется куда-то развиваться, и они иногда начинают делать дизайнерские революции: минимализм, хай-тек и прочее. Но все поиски молодых ребят — это не для жизни, они находят интересные решения, но жить в этом сложно.

Все равно, как ни крути, все ценят натуральное дерево, натуральный камень. Классический стиль ассоциативно связан со спокойствием, благополучием, респектабельностью, уютом. В Европе никто не смотрит на пластик, на натяжные потолки. Это только для стран третьего мира — России, Румынии. Мы свалка, куда сваливают все эти натяжные потолки. Нас окружают уродливые страшные дома. А ведь чтобы сделать красивый дом, нужно просто посмотреть, выбрать понравившийся проект и адаптировать для наших климатических условий. «Посадить» на участок, применить соответствующие материалы, и все. Не надо ничего придумывать (да и нет смысла). Но это не наша история, нам до них еще полвека ползти.

— В связи с этим, насколько, на ваш взгляд, у Смоленска в частности есть возможность выпрыгнуть в нормальную архитектуру, в нормальную организацию городского пространства? Или все безнадежно?

— Возможность есть. Но, посмотрите, на сегодняшний день создана система, при которой у власти часто находятся просто глупые люди. Моя точка зрения — у нас во власти нет патриотов. Большинство приходит во власть, чтобы украсть. Во власть идут люди, которые не могут ничего, они никакие. Все, кто успешен, занимаются бизнесом. Да что об этом говорить. Посмотрите на герб нашего города, установленный напротив мэрии. Это же елочная игрушка. Ну как можно было поставить такое?! А они теперь все сидят и из окон мэрии на это смотрят. Это нормальные люди? Посмотрите, как прошла подготовка к юбилею — все рассыпается и падает. Кто за этим следил? Кто это принимал? И кому здесь нужна архитектура? Никому.

— Можно ли в принципе выучиться на дизайнера? Или нужно родиться с какими-то определенными данными: вкусом, талантом?

— Я могу сказать, вкус — это искра Божья. Он дается от природы. Его, наверное, можно воспитать, но должны быть дрожжи — на чем это должно вырасти. Вкус — это чувство меры, пропорции и цвета. Это вещь относительная, спорная. Когда создаешь интерьер, прежде всего, нужно руководствоваться здравым смыслом — меньше понтов, больше удобства. Есть хорошая поговорка — настоящее золото не блестит.

— Когда вы оканчивали худграф, вообще не было в ходу таких слов как дизайн интерьера…

— Ничего не было, сами всему учились. Хотя мы и оканчивали худграф простыми рисовальщиками, у нас намного сильнее школа, чем у тех студентов, например, которые сейчас приходят ко мне на практику. Сейчас худграф очень слаб, там преподают люди из Советского Союза, которые никогда в жизни не работали дизайнерами. В наши годы худграфом давалась достаточная база. В принципе, в основе любого дизайна лежит академическая школа: ты должен уметь чертить, понимать, как что сделано, из чего, как устроены конструкции, должны быть технологии в руках. Больше того, я благодарен тому худграфу. Потому что, поработав, скажем, как трудовик, я знаю, например, как делается мебель. Когда я черчу задания для мебельщиков, то в тонкости не влезаю, но основные принципы мне знакомы.


— Есть возможность по индивидуальным чертежам мебель изготавливать?

— Мы все делаем по индивидуальным чертежам.

— За рубежом заказываете?

— Заказываем во Франции, заказываем в Белоруссии, заказываем здесь, в Смоленске. За рубежом не так дорого, на самом деле. Могу сказать, что разница в цене, например, между тем, что делают за рубежом, и тем, что делают у нас — пятнадцать процентов.

— А в качестве?

— А в качестве как между «Рено Логаном» и «Мерседесом». У нас очень удивительная страна. У нас некому работать, просто нет рабочих. Мы в свое время свернули свои строительные бригады только потому, что некому было работать. Таджиков тогда еще не было, а русские работать не хотят. Они хотят взять кредит, купить телефон или машину и ничего не делать. На любом производстве два-три нормальных специалиста, остальные… Запили — заказ сорвали. В Белоруссии получше, в Европе вообще проблем нет.

— Из уст в уста эффективнее?

— Абсолютно. Во-первых, это люди одного круга, с одним мировосприятием. Кто-то приходит по конкретным объектам, открывается, например, новый ресторан.

— Много ресторанов вами в городе сделано?

— Делаем. Самый первый — «Смоленская крепость», Бог знает еще когда. «Ваниль», «Шоколад», «Море суши», «Тироль», «Сан-Жак» — рестораны интересно делать, там есть, где разгуляться, с квартирами намного сложнее. «Сан-Жак» — очень удачный пример. Там мы полностью все делали, это цельная концепция. С ними было просто и приятно работать, они много ездят по миру, сами все видят. Очень быстро нашли общий язык, вообще проблем не было.

— Чаще приходят со своими идеями и картинками, или встречаются те, кто полностью полагается на вас, говорит, делайте, как считаете нужным?

— Все приходят со своими готовыми идеями. У меня единственный раз был проект, когда мне сказали: как ты решишь, так и сделаем. Я даже немного растерялся, потому что со мной такого не было никогда. Но это были мои друзья, мы с ними знаем друг друга очень давно, и там был нормальный бюджет. Многое, в конечном счете, упирается в деньги.

— Если уж совсем грубо и приблизительно: с какой суммы можно говорить о достойном интерьере, например, типовой квартиры?

— Достойный интерьер должен стоить столько же, сколько квартира. Тогда можно получить что-то хорошее. Если речь о доме, то столько же, сколько дом. Это очень грубо, конечно. Но кроме денег необходим еще и здравый смысл. Когда люди собираются строить дом, мой первый вопрос: ты жил до этого в доме? Нет? Давай я тебе расскажу. Хочешь делать камин? Слушай. Ты топишься газом. Неплохой камин обойдется в пятнадцать-двадцать тысяч евро. Раз в год ты кинешь туда полено, оно первые полчаса будет страшно дымить, потому что труба сырая, а потом быстро прогорит. Если есть столько лишних денег, давай сделаем камин, если нет — оставь эту идею.

Бассейн. Понимаете? Я сейчас беру стандартный набор. Ты плаваешь в бассейне? Нет. Зачем он тебе?

— Наверняка отвечают, что сделаю — буду плавать.

— Именно так. Если хочешь плавать, иди плавай, твоя дистанция — двадцать пять, пятьдесят метров. В бассейне три на семь плавать невозможно. Это огромное корыто, которое нужно обогревать, чистить, нужно фильтровать воду. Обходится это удовольствие ориентировочно в двадцать-тридцать тысяч в месяц. Тебе это надо?


Третий этаж — тоже вопрос. Если есть возможность выбора, то человек лучше по прямой пройдет пятьдесят метров, но на семнадцать ступеней вверх он не поднимется. Просто мы психологически так устроены.

— Немного о личных вкусах: кино, музыка, книги.

— У меня нет конкретных предпочтений. Со временем начал понимать, что есть просто хорошая музыка. Она может быть любой — и тяжелый рок, и джаз, и фольклор. Критерий один — она сделана качественно, она сложная, в ней видна выстроенная композиция, решена какая-то задача. Я сторонник, может быть, в этих вопросах в некоторой мере японской философии. У любого художника есть задача, которую он должен выполнить, и средства, которыми он эту задачу воплощает. Мастерство заключается в том, чтобы показать свою идею, используя минимум средств. Японцы могут одной линией передать всю сущность, скажем, океана. Это высшее мастерство — вся идея воплощена в одной линии. А если куча всего — это хаос. Когда у человека голова работает правильно, когда он хорошо подумал, когда у него есть искра Божья, талант, тогда и получается качественная музыка, красивые стихи, хорошая архитектура. Внутри каждой вещи должна быть заложена идея. Идея — это энергетика, которую вещь излучает. Человек может этого не понимать, но он это чувствует. Просто чувствует.

Пришла в библиотеку и на третьем часу решения задач по статистике у меня что-то не получилось. Все. Срыв. Руки трясутся. Ко всему этому через стол сидит МЧ, который так и не даёт мне спокойно жить. Спустя минуту бросаю все и вылетаю в коридор.

У нас там стоят столы, чтобы можно было пообедать, шкафчики и автоматы для кофе. Я просто села напротив окна, пялясь вникуда, пока руки не перестали трястись. Что меня пугает? То что я недостаточно умная, то что за полгода не могу осилить вышмат, вперемешку с гипотезами, какими-то распределениями Фишера, интервалами конфиденциальности и огромными таблицами с формулами.

Посидела пока не остановилась дрожь. Мне хотелось расплакаться, но нельзя. Вокруг много студентов и кому-то намного сложнее чем мне. Правда не у каждого из них дальнейшая жизнь зависит от экзамена, от того как оценят. Хотя..

Потом вышла подруга и тот МЧ, полтора часа разговора обо всем помог отрезветь. Но порой мне бывает так страшно, так грустно, тем более что я совсем одна. Никто не обнимет вечером и не скажет, что он рядом и поможет, никто и не должен.

Когда меня спрашивают о магистратуре, по мне бежит холодок. Снова? Снова бояться за свою жизнь и за сдачу предмета, который мне не нужен? Который я бы не выбрала сама ни за что на свете?

Но нельзя же учить стратегии бизнеса без углубления в статистику. Нельзя же правда? Почему кто-то взял и придумал программу, сделал что-то обязательным, а если мне это не приходит? Есть предмет, который я правда любила и сдала на 14 из 15, почему я не могу идти в то направление? А должна тратить своё время на то что не хочу делать и заставляю себя.

Высшее образование вызывает у меня гнев, злость и обиду. Пускай бы то что я учила выбрав сама, было бы не так круто, как системы готовых балансов и их анализ, но зато я бы это любила и приносила бы больше пользы.

В общем, индуктивка меня достала, моя тупость меня достала🙄 ещё год до окончания учебы,а я уже лимон и ничего не хочу.

Еще пару десятков лет назад огородникам были недоступны современные средства борьбы с сорняками, да и возможности полива огородных культур были весьма ограничены. В лучшем случае - шланг. В худшем - ведро с водой и колодец в 100 м от огорода.

Однако бороться с сорняками и засухой было нужно, поэтому была изобретена простая, но эффективная технология - мульчирование.

Суть данного метода заключается в том, чтобы укрыть землю недорогим материалом, который бы эффективно сдерживал рост сорняков, предотвращал испарение воды из почвы, при этом не мешая росту и развитию культурных растений. На роль мульчи пробовали солому, скошенную траву, опилки, хвою и рисовую шелуху. А сегодня промышленность выпускает специальные виды мульчи пленочного типа.

Мульчирование грядок в огороде

Мульчирование происходит следующим образом. Мульча укладывается на открытую почву, выполняя функцию «одеяла». Причем органическая мульча зачастую не убирается с грядки в конце сезона, а просто запахивается в землю, превращаясь в натуральное удобрение.

Правильно уложенный слой мульчи способен выполнять множество различных функций:

  • поддерживает в верхних слоях грунта оптимальную температуру, защищает от перегрева на солнце и от резких перепадов температур в осенне-зимний период;
  • частично заменяет полив, поскольку влага в земле сохраняется намного дольше и не испаряется под воздействием солнечных лучей;
  • оптимизирует воздушно-газовый режим в верхних слоях почвы;
  • предотвращает водную и ветровую эрозию грунта;
  • сдерживает рост сорняков;
  • почва под мульчей не ссыхается и остается рыхлой;
  • обогащает почву натуральными удобрениями;
  • создает питательную среду для полезных насекомых и дождевых червей.

Когда и как мульчировать почву

Мульчирование грядок нужно проводить не раньше мая, чтобы почва успела прогреться, так как мульча, уложенная слишком рано, быстро начнет гнить, если попадет под затяжные дожди.

С другой стороны, если есть риск поздних заморозков, рано уложенная мульча может защитить теплолюбивые культуры. Правда, потом ее все же придется убрать или обновить, если она начнет загнивать.

Для большинства овощных культур нежелательно сплошное мульчирование: вокруг стеблей нужно оставлять небольшой радиус голой земли, чтобы корни растений могли дышать. Это правило актуально и при мульчировании деревьев плодовых пород, вокруг стволов которых нужно оставить круг голой земли.

Если есть возможность, то укладывать мульчу желательно после дождя, а не до него. Также при перед мульчированием землю нужно прорыхлить.

Для большинства огородных культур оптимальная толщина слоя мульчи составляет 3-8 см.

Недостатки мульчирования

Во-первых, мульча подвержена гниению, особенно при избытке влаги (затяжные дожди, тяжелая глинистая почва, близость грунтовых вод и т.д.) или чрезмерно толстом слое мульчи. Гниение является крайне негативным явлением, поскольку создает угрозу заражения грибками культурных растений. Кроме того, в процессе гниения из почвы высасываются питательные вещества.

Во-вторых, мульча способна задерживать прогревание почвы, замедляя развитие озимых культур в весенний период. Если мульчирование проводилось осенью, чтобы минимизировать влияние этого фактора, после окончательного ухода снежного покрова положенную с осени мульчу можно убрать или разворошить. Тогда она перестанет представлять собой плотный непроницаемый щит и сможет пропускать тепло.

В-третьих, органическая мульча может стать укрытием не только для полезных насекомых, но и для вредителей. В том числе достаточно крупных, например, мышей и кротов. А в мульче из опавших листьев часто появляются слизни. Аналогичная проблема есть и с бумажной мульчей.

Самое популярное на сайте

Волшебная смесь для изгнания тли с учас...

Всякие сосуще-грызущие на участке нам не товарищи. С ними нужно расста...

26.05.2019 / Народный репортер

Недавно мне написала одна женщина и стала рассказывать, что выписанные...

27.05.2019 / Народный репортер

18.01.2017 / Ветеринар

БИЗНЕС-ПЛАН по разведению шиншилл от Пл...

В современных условиях экономики и рынка в целом для начинания бизнес...

01.12.2015 / Ветеринар

Основные ошибки при изготовлении компос...

Приготовить хороший, вкусный для растений компост - дело несложн...

26.05.2019 / Народный репортер

Четыре эффективных способа борьбы с сад...

Мураши, мурашики, муравьишки, муравьи. Ох уж эти безобидные на первый...

24.05.2019 / Народный репортер

Если сравнить людей, которые спят полностью раздетыми под одеялом и те...

19.11.2016 / Здоровье

Многие, у кого есть теплицы, уже давно собирают свои огурчики. Я из их...

22.05.2019 / Народный репортер

Листья лука и чеснока, ласково именуемые перышками, весной часто желте...

07.05.2019 / Народный репортер

Есть фунгициды (лекарства от болезней растений), которые надо применят...

Еще пару десятков лет тому назад девушки хотели быть похожими на звезд кино и эстрады. Сегодня же появились девушки, которые хотят быть похожими на кукол. И стоит отметить, им это весьма успешно удается.

Более полувека назад американская стенографистка из компании Mattel Рут Хэндлер придумала образ куклы Барби, и с тех пор блондинка с тонкими ногами, голубыми глазами и тонкой талией покорила весь мир. Барби стала врачом, стюардессой, бизнес-леди, рок-звездой, учительницей, военным летчиком. Появлялись куклы Барби, копирующие внешность Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Одри Хепбёрн… Но еще недавно было сложно даже предположить, что люди будут копировать куклу.

(Всего 9 фото)

1. Дакота Роуз

Все люди, которые впервые увидели 19-летнюю Дакоту Роуз, в один голос заявляли, что это ожившая кукла Барби. Невероятное сходство Дакоты с Барби сделало ее очень популярной в таких странах, как Япония и Китай, где о девушке неоднократно рассказывали в новостях. Хотя большинство поклонников Дакоты считает ее косплеером, сама девушка заявляет, что она никогда не старалась подражать Барби.

2. Венера Палермо

В свои 15 лет Венера Палермо увлечена куклами ничуть не меньше, чем в детстве. Под псевдонимом Venus Angelic тинейджер из Лондона открыла канал на YouTube для поклонников, которые хотят быть похожими на нее. На своем канале Венера делится секретами того, как сделать из себя живую куклу.

3. Лили Коул

Модель и актриса Лили Коул славится своим лицом, которое даже вблизи как у фарфоровой куклы.

4. Лин Кэ Тонг

Модель Лин Кэ Тонг, которая родилась 20 сентября 1988 года, уже успела завоевать огромную популярность благодаря своей кукольной внешности.

5. Алодия Госиенгфао

Алодия Госиенгфао - неоднократный призер фестивалей косплея, проводящихся на Филиппинах. Она стала известной во всем мире не только своим творчеством и внешностью, но также тем, что всегда выглядит привлекательнее, чем реальные персонажи, которых она изображает. Девушка выступает на соревнованиях по косплею с 2003 года и выигрывала их 18 раз.

6. Ван Джаюн

Китайская ученица средней школы Ван Джаюн прославилась в корейском интернете тем, что как две капли воды похожа на надувную куклу. Рост Ван Джаюн - 164 см, а весит она при этом 42 кг. Родилась девушка в Коулуне, Гонконг, а в настоящее время проживает в китайском Шэньчжэне.

7. Шарлотта Хотман

Куклами Барби, как правило, увлекаются маленькие девочки. Но 24-летняя Шарлотта Хотман была так одержима своей коллекцией кукол, что потратила 10 000 фунтов стерлингов на пластические операции, чтобы выглядеть как Барби. Шарлотта сделала пластику носа, ввела коллаген в губы и перекрасилась в блондинку, чтобы превратиться в человека-Барби. Остаток денег девушка потратила на наряды, чтобы окончательно соответствовать образу.

8. Джессика

Джессику из южнокорейской группы Girls Generation уже неоднократно сравнивали с куклой. Недавно появившаяся в интернете фотография Джессики просто идеально отображает ее сходство с куклой.

9. Русская Барби

Мало что известно об этой красотке, которая выглядит как Барби, за исключением того, что она: а) полностью реальная, б) жутко сексуальная и в) живет в России. Русская Барби доказывает всем скептикам, что женщина ростом 180 см может иметь идеальные пропорции.

Еще несколько десятков лет назад, о спортивном питании было известно не многим. Спортом при этом занималось достаточно большое количество людей, кто-то практикует утренние пробежки, другие предпочитают ходить в тренажерный зал. Все это делается для поддержания здорового образа жизни и формирования красивой фигуры. Но, бывали случаи, и не редко, когда вместо красивого тела и здоровья, любители спорта замечали повышенную утомляемость и неожиданные изменения во внешности. К примеру, ломкие волосы и ногти, сухость кожи, а как следствие, и её старение.

Некоторое время назад любители физических тренировок, начиная свои занятия спортом, не знали, что для того, что бы данные занятия приносили полноценный резальтат, необходимо задуматься о питании. Хуже того, те, кто стремился к похудению, еще больше урезали свой рацион, чем сильно травмировали свой организм и негативно влияли на свое самочувствие. Мало того, очень небольшой процент людей имели понятие о здоровом питании и о том, что для полноценной работы организму необходимо определенное количество питательных веществ.

К счастью, те времена прошли, и теперь каждый, кто стремится начать новую жизнь и ввести в свой ритм жизни физические нагрузки, знают о спортивном питании. Хотя, есть определенная категория людей , которая до сих пор ему не доверяет. А жаль – это необходимые витамины и минералы для организма, которые спортсмен теряет во время нагрузок, поэтому совершенно никакого вреда они не приносят, а даже наоборот – позволяют восстановить быстро свои силы и направить энергию в необходимое русло.

Сегодня специалисты рекомендуют специальное спортивное питание до и после активных тренировок не только спортсменам, но и любому, кто приходит заниматься в тренажерный зал. Очень важно соблюдать определенный рацион, иначе все труды могут пропасть зря. В зависимости от того, какого результата хочет достигнуть человек, консультанты подбирают ему биодобавки и витамины. Так как выбор их на рынке сегодня очень большой, и каждый из вариантов дает определенные возможности. К примеру, протеины рекомендуют тем, кто стремится нарастить мышцы и немного повысить массу тела. Жиросжигатели – наоборот, позволяют достичь эффекта похудения в короткие сроки. Биодобавки, которые предусмотрены для приема после тренировок, позволяют пополнить организм необходимыми веществами, которые выходят при занятии спортом вместе с потом. Сегодня есть тысячи вариантов спортивного питания. Поэтому любой, кто захочет, сможет подобрать для себя именно то, что ему подходит.

Бытует мнение, что спортивное питание это выброшенные средства, так как все имеющиеся в них питательные вещества можно найти и в обычных продуктах питания. Конечно, можно, только в меньшем количестве. И часто, для того, что бы получить необходимую дозу витамина, человеку требуется съесть столько овощей и фруктов, что ему не под силу. А значит, что спортивное питание в такой ситуации – лучший вариант, который оценили уже миллионы людей во всем мире.