Феномен лидерства в психологии. Психологические особенности личности лидера

Психология лидерства имеет свои особенности.

Мысли, чувства и действия лидера отличаются от обычного человека. Лидер ощущает и воспринимает реальность по-другому, а соответственно и действует не так, как большинство людей. Именно это и позволяет ему достигать тех результатов, на которые обычный человек неспособен.

Это позволяет говорить об особенной психологии лидерства.

Внешние проявления лидера – уверенный взгляд, твердая походка, крепкое рукопожатие, приветливое лицо – являются результатом его внутреннего состояния. Любой человек может улыбнуться, крепко пожать руку или пройтись уверенной походкой.

Но если обычному человеку для этого надо напрячься, то для лидера это естественное состояние и делает он это легко и непринужденно. Именно в этом и заключается психология лидерства.

Результаты деятельности лидера напрямую зависят от его внутренних установок, основанных на следующих принципах – страсть, ответственность, творчество, стремление к действию и уверенность в себе.

Эти пять принципов являются основанием для формирования психологии лидерства.

Страсть позволяет заниматься одним делом в течение продолжительного времени. Для лидера не характерны метания от одного к другому. Поэтому именно страсть позволяет лидеру надолго сохранить желание и мотивированность двигаться и развиваться в выбранном направлении. Страсть и психология лидерства проявляется во всем и особенно она видна утром, когда человек просыпается. Если нет страсти, нет и радости на лице. Нет радости и удовольствия от нового дня, значит эффективность результатов будет гораздо ниже. Слабые результаты ведут к неудачам в жизни.

Поэтому страсть является первым кирпичиком в фундаменте психологии лидерства. Еще ни один человек не добился выдающихся успехов, не чувствуя страсти к своему делу.

Ответственность позволяет человеку стать лидером прежде всего для себя – психология лидерства такова, что пока человек не примет ответственность за свою жизнь и принятые решения на себя, пока не начнет сам определять свои действия и стимулировать на какие-либо свершения – он не станет лидером для себя, а соответственно не сможет быть лидером и для других. Это сердцевина психологии лидерства.

Творчество – это способность мыслить и действовать нестандартно. Искать и находить новые способы и решения, которые будут показывать большую эффективность. Успеха нельзя добиться, действую шаблонно. Это может дать эффект в каком-то одном деле, но успех в целом возможен только с задействованием творческого потенциала. Здесь психология лидерства заключается в постоянном развитии и поиске новых путей решения задач.

Стремление к действию – любой успех – это результат действий. И зачастую действий не благодаря, а вопреки обстоятельствам, людям, ошибкам и неудачам. Когда все идет отлично, действовать легко. Но при встрече с неудачами или проблемами большинство людей сникают, в то время как лидер только удваивает усилия. В этом и состоит самое большое отличие психологии лидерства от психологии большинства.

Если посчитать количество людей начавших свой путь к успеху и добившихся его – то он будет удручающе мал. Причина – большинство людей не знают, что такое психология лидерства и останавливают попытки при первой же неудаче. Но путь к успеху – это именно путь решения проблем и столкновения с неудачами.

Уверенность в себе позволяет лидеру принимать осознанные и эффективные решения, что в свою очередь ведет к большим результатам. Неуверенность порождает страх, который сковывает разум и закрывает большинство возможностей – а это прямой путь к неудаче.

Лидеры тоже испытывают страх, но они научились его контролировать. Они четко видят ситуации и возможные риски. И не позволяют страху развиваться до гигантских масштабов, рисуя невероятные образы, которые никогда не осуществятся.

Естественно, психология лидерства гораздо многограннее. Но как и все в этом мире, она имеет свою основу, без которой дальнейшее развитие невозможно.

Поэтому развивайте в себе эти пять принципов - страсть, ответственность, творчество, стремление к действию и уверенность в себе – создавайте фундамент своей психологии лидерства и стремитесь к успеху.

Бесплатный миникурс - 9 Эффективных Уроков Покажут Ключ к Вашему Успеху И Помогут Сдвинуть Ваш Успех с 0

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

«Из всех страстей человеческих после самолюбия самая свирепая – властолюбие… Ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие»

В. Г. Белинский

В психологии нет замкнутых проблем. Каждая из них связана с центральным вопросом психологической науки – мотивацией поведения. Главный вопрос жизни – зачем? Для других или для себя? В применении к ведущему (люди делятся на ведущих и ведомых) это означает, на что направлены его усилия (свои и группы): на общие интересы или на укрепление и продолжение самого себя. События и политические тенденции в станах бывшего СССР в последние годы всё чаще и чаще заставляют нас задуматься о проблеме власти, властолюбия, стремления к власти. Начнем с вопроса, в чём причина, заставляющая индивидов подниматься на вершину власти и вершить оттуда суд человеческий.

Харизма

Ещё с античных времен принято считать, что личности, предрасположенные властвовать, обладают неким неуловимым качеством, ставящим их над остальными людьми. Одни называют это качество «харизмой »13 , другие – «фактором икс». Само понятие харизмы берёт начало в христианской теологии. С точки зрения Церкви, харизма – это Дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения, что стимулирует использование «на всю катушку» уже осознанного таланта. Надо признать, достаточно широкое определение. Особенно учитывая, что этим даром теологи считают все способности и таланты человека.

В науку, а точнее, в социологию термин «харизма» был внедрен Максом Вебером. В его представлении харизма - это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем. То есть, по Веберу, харизмой называется качество (или совокупность качеств), благодаря которым окружающие признают в носителе харизмы лидера, вождя. А кого мы называем вождем? Человека, способного убедить в своей правоте и повести за собой.

Именно из числа таких людей, обладающих способностью харизмы, выходят предводители: деспоты или демократические лидеры. Эзотерическая традиция предполагает астрологически указанные врожденные стремления к власти, реализуемые энергетическим и эгрегорным воздействием на группы и массы. Противоположность первому типу – индивид, призванный подчиняться, повиноваться. Это потребность его внутренней сущности. «Бегство от свободы» – так обозначил этот стереотип поведения известный психолог и социолог Эрих Фромм (Erich Fromm).

Лидерство

Проблема лидерства волнует человечество с тех пор, как оно осознало себя таковым, и будет волновать всё обозримое будущее.

Как видно из определения, лидерство как вид социальных отношений возникает всегда, когда в группе выделяется лидер. Таким образом, сначала в группе должно произойти распределение ролей, в результате которого должен выделится один (или несколько) человек, за которым(–и) группа признаёт право на принятие решений и управление. И только после этого, когда он(–и) вступает в социальный контакт со своими последователями, возникшие при этом взаимодействии отношения можно описать каклидерство .

Кстати, не исключена ситуация, когда никто из членов группы не будет обладать достаточно мощным набором харизматических и/или статусных качеств, или обладатель таковых займет исключительно пассивную позицию, «спрятав» от остальных членов группы свои лидерские качества. В таком случае группа не структурируется, остаётся в состоянии «толпы», и отношения лидерства до тех пор, пока лидер не придёт со стороны, не возникают.

Многие знатоки поведения человека и прежде, и теперь пытались дать исчерпывающие ответы по поводу феномена лидерства. Почему, например, случается, что школьный отличник не стал лидером во взрослой жизни, а не подававший надежд двоечник вдруг им стал? И почему явный лидер – успешный бизнесмен – может дома находиться под хрупким каблуком жены или матери?

Список таких вопросов легко продолжить. Труднее на них ответить. Теперь уже никто не пытается «закрыть вопрос» о лидерстве простым утверждением: «Лидерство – от Бога, и всё тут!»

«Если кто–то говорит: «Я старался, но не добился» – не верь ему. Если кто–то говорит: «Я не старался, но добился» – не верь ему. Если кто–то говорит: «Я старался, и добился» – верь ему». Это изречение из Талмуда справедливо для настоящего лидера, так как он настойчив и множество неудач не обескураживают и не останавливают его. Он просто рассматривает свои неудачи как замечательный источник обретения нового опыта, тщательно анализирует, находит и устраняет, по крайней мере, эту причину этой неудачи. Его собственный опыт продвижения по данному пути каждый раз убеждает, что чудес в данной области не бывает и успех неизбежен, если последовательно устранять одну причину неудачи за другой. Именно в этом опыте он черпает свои силы и уверенность в успехе.

По самому определению, личность предполагает целостность натуры. Личность не может быть слабой и не может быть ведомой, хотя при этом может и не быть явным лидером, но обладать харизмой. Личность отличает способность добиваться своих целей, являя чудеса настойчивости и целеустремленности.

И всё же: кем лидер является для других в первую очередь?

Гарантом успеха. Не важно, как именно он обеспечивает этот успех: указывает ли путь, организует ли совместную работу, удачно подбирает и расставляет исполнителей, просто воодушевляет людей или даже только присутствует. Важно, что при его лидерстве люди идут от успеха к успеху, а если и случаются неудачи, то лишь временные, которые затем перекрываются ещё большими успехами.

Психология лидерства людей интересует уже давно и не случайно. Все хотят добиться уважения, но не все понимают, как именно это сделать.


В Украине есть поговорка: «где три хохла - там четыре гетьмана». Но это касается не только Украины. В любой ситуации, где есть больше двух человек, всегда встает вопрос лидерства. Т.е. даже при стихийном образовании некой группы, кто-то берет на себя более активную роль в ней по природным ли данным, или его просто вынуждают обстоятельства.

Однако через время, люди, которые взяли на себя ответственность принимать решения, начинают играть более значимую роль, к их словам прислушиваются с большим уважением, их словам отдают предпочтение, они приобретают доминирующее положение в группе. Так происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.

Поэтому вопрос открыт и по сей день: что именно делает человека эффективным лидером?

Психология лидерства: теории

Выделяют несколько теорий лидерства:

  1. Теория героев или великих людей – в древности человеку приписывались «божественные» черты, обычно передавшиеся по наследству от богов или царей. Согласно этой теории, лидеры обладают определенными характеристиками, такими как стремление к ответственности, настойчивость, инициативность, жажда власти, высокий уровень IQ , примечательная внешность, , надежность и т.д т т.п.. Однако исследования показали, что лидеры разных времен и народов различались между собой по выделенным качествам и по-разному проявляли себя в зависимости от ситуации
  2. Теория среды – окружение само формирует необходимые качества в избранном человеке, соответствующие требованиям среды. Когда человеку его окружение внушает идею, что он должен взять на себя бразды правления как раз тот случай, когда человек в другой среде с легкостью снимает с себя бремя ответственности, именно потому, что оно – бремя.
  3. Теории взаимодействия-ожидания - лидер в этой теории определяется как инициатор взаимодействия в группе.
  4. Теория обмена - члены группы вносят определенный вклад, дополняют имеющиеся и ожидают получить от этого некий «бонус-доход».
  5. Ситуационная теория - эффективность лидера зависит от того, насколько данный лидер ориентирован на возникшую задачу, в какой степени он способен контролировать группу и влиять на нее.

Как видите, психология лидерства действительно занимает умы и озадачивает давно и многих (раз столько теорий уже придумали). Каждая из этих теорий имеет как сторонников, так и противников, и еще никто не разобрался, как и почему человек становится лидером.

Но вот чего психологи добились – так это выяснили то общее, что мешает развитию лидерства. Разумеется, это не партия и правительство, а наши с Вами родные тараканы - внутренние блоки и барьеры, которые сформировались в результате прошлого опыта нас самих и наших предков, ограничивающих убеждений, тормозящих привычек.

Психология лидерства: ограничения

Вот наиболее часто встречающиеся ограничения:

1. Туманность и отсутствие четкости целей. . Чаще всего человека постигает неудачу из-за того, что он очень слабо представляет себе, куда и зачем идет. Лидеры, как правило, этим не страдают, они представляют себе конечный пункт назначения, имеют, как минимум, примерный план, как туда попасть и, в идеале, представляют себе промежуточные вехи на этом пути. Именно поэтому за ними идут.

Если Вы хотите быть лидером -поставьте перед собой . Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого Вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

2. Ожидание мгновенных перемен и отсутствие терпения. Огромный дуб вырастает из маленького желудя. И происходит это не за один день. Если Вы излишне импульсивны и хотите добиться результата как можно скорее, не умеете терпеливо выжидать –Вы и целей не достигните и лидером станете лишь на короткое время. Да и то, только в случае, если Вы достаточно харизматичный лидер и умеете заряжать своей энергией других.

Успех питает успех. Если Вы хотите , помните, что любые изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения. Ставьте реальные сроки.

3. новизны. Если Ваша ключевая ценность – безопасность и удобство, Вы предпочтете их любым переменам, даже если это перемены к лучшему. Новые ситуации будут казаться более опасными, чем привычные.Если Вы хотите стать лидером, не бойтесь перемен, учитесь разумно рисковать, сохраняя голову на плечах.

4. Страх дискомфорта. Людям свойственно избегать ситуации, которые могут причинить боль или страх, могут подвергнуть сомнению их убеждения, поколебать эго... Это естественно.

Но если Вы хотите стать лидером, Вы должны понять и принять, что с такими ситуациями Вам придется сталкиваться не раз и не два – это нормальный процесс развития внутренней свободы, как одного из лидерских качеств.

5. Страх потерять друзей и близких. Не всегда друзья и близкие с пониманием относятся к Вашим усилиям изменить жизнь и себя. Уже то, что Вы встали на этот путь говорит о том, что Ваши и, как следствие приоритеты изменились, и рост Вашей лидерской компетентности может вызвать неприятие окружающих – ведь они знали Вас совсем другим.

Но если Вы точно хотите изменить свою жизнь – это неизбежно. Нельзя измениться изнутри, сохранив в неприкосновенности свой статус в Вашем окружении. Не стоит переживать, стоит проявить мудрость и понимание. Единомышленники у Вас появятся так или иначе, их круг будет меняться в зависимости от изменения Ваших ценностей, но родные – это родные. Люди, которые Вас любят, Ваш очаг, Ваш тыл. Не стоит его разрушать. Стоит быть гибче.

6. Неверие в собственные силы. Растет из детства (если были чрезмерно требовательные родители) или из прошлого неудачного опыта. Тоскливое состояние, когда с одной стороны и хочется попробовать, а с другой – человек не верит, что у него вообще может получиться хоть что-то.

Каждый самостоятельно отвечает за свое развитие. Стремление к требует, чтобы Вы научились отвечать за ход Вашей собственной жизни. Если Вам нужна поддержка единомышленников – найдите их, это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

7. Недостаточность навыков. Иногда человеку просто не достает элементарного опыта, навыков в саморазвитии. Большинство пытается понять это в теории, читая биографии или мемуары известных людей. Конечно, изучение опыта великих лидеров - это очень важно, чтобы Ваше мышление начало меняться. Но их опыт – это их опыт. У них было иное воспитание, иное окружение, иные обстоятельства. Психология лидерства не может дать рецептов, пригодных всегда и для всех. Это невозможно в принципе, ведь все люди очень разные.

Искусству быть лидером нельзя научить,
ему можно только научиться.
(Гарольд Дженин )

Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей . Ее сторонников можновстретить средиисториков, политологов, психологов и социологов. Теория великих людей (great person theory) утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера , перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma - дар, благодать божья, милость богов).

Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем. Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно безжалостным, как предлагал в 1513 году Никколо Макиавелли в своем знаменитом трактате «Государь»? Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? А может, правильный ответ дал великий Лао-цзы, написавший две тысячи лет назад: «Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью». Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия?

Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Ныне их количество уже измеряется сотнями. И что же? Да почти ничего! Некоторые довольно слабые зависимости действительно можно найти. Но в целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.

Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.

Итак, какую-то скромную взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером . Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время .

Лидер не может быть таковым всегда и везде. Он может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации. Например, руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других. Рассмотрим пример Стива Джобса, в возрасте 21 года основавшего вместе со Стефаном Возняком легендарную компанию «Эппл компьютерс». Эксцентричный Джобс меньше всего был похож на традиционного корпоративного топ-менеджера. Он воспитывался контркультурой 60-х годов, и к компьютерам обратился, уже имея за спиной опыт употребления ЛСД, путешествие в Индию и жизнь в коммуне. В те дни, когда еще не было никаких персональных компьютеров, необычный стиль Джобса был как раз тем, что нужно для создания новой индустрии. В течение пяти лет он превратился в лидера корпорации стоимостью несколько миллиардов долларов. Оказалось, однако, что неортодоксальная манера Джобса плохо подходит для тонкого и сложного дела управления большой корпорацией в условиях рыночной конкуренции. Компания «Эппл» начала терпеть убытки, проигрывая в соревновании с конкурентами. В 1985 году Джобс был вынужден уйти из дела под нажимом Джона Скалли, человека, которого сам Джобс когда-то пригласил руководить своей фирмой. Интересно, что спустя несколько лет компанию «Эппл» опять возглавил Стив Джобс. Это произошло тогда, когда перед компанией встала необходимость произвести технологический рывок: качественно улучшить операционную систему своих «Макинтошей», восстановить доверие клиентов и прежнее положение на рынке.

Наверное, вы уже поняли, что корпоративный лидер, который хочет оставаться эффективным длительное время, должен уметь быстро адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и гибко варьировать свое поведение. Получается это не у всех. Точнее - у очень немногих. Гораздо чаще руководитель зацикливается на одном стиле поведения, который, например, оказался эффективным в дни становления компании, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций. В результате фирма со временем теряет способность конкурировать на рынке. Еще один характерный пример - печальная судьба легендарного Джона Акерса, исполнительного директора IBM, бесславно уволенного из корпорации в 1993 году, после многих лет яркой и успешной карьеры. Сделав в 1980-х годах IBM флагманом компьютерной индустрии, Акерс оказался не в состоянии справиться со стремительными технологическими изменениями, которые охватили компьютерную промышленность с начала 90-х. Не случайно в современном западном HighTech-бизнесе редко бывает, чтобы топ-менеджмент благополучно почивал в своих креслах более пяти лет. Периодическая «смена караула» позволяет корпорациям оставаться динамичными, адекватно ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Существует несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера и на ситуации, в которой он действует. Наиболее известная - это ситуационная теория лидерства (contingency theory of leadership) Фреда Фидлера (Fiedler). Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Предположение Фидлера состоит в том, что лидеров можно разделить на два больших типа. Представители первого ориентированы главным образом на задачу, второго - на взаимоотношения. Лидер, ориентированный на задачу (task-oriented leader), больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля - это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными. Лидер, ориентированный на взаимоотношения (relationship-oriented leader), в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д. Разумется, Позднее было установлено, что стиль некоторых руководителей может быть ориентироваться одновременно и на работу, и на человека.

Фидлер утверждал, что ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой. Все зависит от обстоятельств и от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы. Это краеугольный камень его ситуационной теории. В ситуации «высокого контроля» у лидера прекрасные межличностные отношения с подчиненными, его положение в группе беспрекословно признается как влиятельное и главенствующее, а работа, которую выполняет группа, хорошо структурирована и четко определена. В ситуации «низкого контроля» имеет место обратное - у лидера плохие взаимоотношения с подчиненными, и работа, которую должна выполнить группа, определена неясно.

Лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с очень высоким, либо с очень низким контролем. В случае очень высокого контроля люди довольны и счастливы, все идет гладко, и нет нужды беспокоиться о чувствах подчиненных или их взаимоотношениях. Это тот случай, когда «у руководителя в руках большая дубина, но ее все любят» . Здесь лидер, сконцентрировавшийся только на выполнение задачи, добивается наилучших результатов. Когда контроль ситуации очень низок, лидеру, ориентированному на задачу, лучше удается организовать ситуацию. Используя свои полномочия, он с помощью приказов и дисциплинарных взысканий может внести хоть какой-то порядок в запутанную и неопределенную рабочую обстановку. Это случай прямого принуждения: «Большую дубину в руках руководителя никто не любит, но все ей подчиняются». Однако необходимо учитывать, что ориентация на задачу и диктаторство (или оскорбление подчиненных) - это не одно и то же.

В ситуациях средней степени контроля самыми эффективными являются лидеры, ориентированные на взаимоотношения. В этом случае все шестеренки рабочего механизма вращаются довольно гладко, но все же требуется уделять некоторое внимание «неполадкам», возникающим из-за плохих взаимоотношений и оскорбленных чувств. Лидер, способный сгладить эти шероховатости, действует в такой ситуации наиболее успешно.

Ситуационная теория прошла проверку на многочисленных группах лидеров: от президентов транснациональных корпораций до армейских командиров. Результаты всех этих исследований, как правило, соответствуют предположениям Фидлера.

Когда мы обсуждали характеристики лидеров, ориентированных на задачу и ориентированных на взаимоотношения, не напомнило ли это вам что-нибудь? Признайтесь честно: не показалось ли вам, что лидеры-мужчины более склонны ориентироваться на задачу, а лидеры-женщины - на отношения? Если это так, то вы далеко не одиноки: гендерные (т.е. полоролевые) стереотипы относительно лидерского стиля мужчин и женщин распространены очень широко. Считается, что женщины больше думают о чувствах своих сотрудников, обладают лучшими навыками общения и поэтому более ориентированы на отношения. Мужчин же часто рассматривают как жестких, авторитарных лидеров макиавеллиевского типа, которые не особенно обращают внимание на чувства своих подчиненных и намного меньше беспокоятся об их взаимоотношениях Соответствуют ли такие гендерные стереотипы действительности?

Психологи изучили сотни научных исследований в поисках ответа на вопрос, чем лидерский стиль женщин отличается от лидерского стиля мужчин. Они обнаружили, что действительно, как и принято считать, женщины обычно практикуют более демократичную манеру руководства, чем мужчины. Возможно, это происходит потому, что женщины обладают лучшими навыками общения. Это позволяет им при принятии решений использовать способности членов группы и, если нужно, вежливо отвергать их советы.

Значит ли это, что женщины - лучшие руководители, чем мужчины? Как мы можем предположить исходя из ситуационной теории лидерства, это зависит от характера ситуации. Женщины обычно являются лучшими лидерами (как по объективным показателям их работы, так и по оценкам сослуживцев) в тех сферах деятельности, где особенно важны навыки общения, например в сфере образования. Мужчины обычно бывают более успешными лидерами там, где требуется способность решительно отдавать приказы и осуществлять контроль, например в армии.

Прежде чем сделать далеко идущие выводы из этих данных, мы должны учесть некоторые дополнительные факторы. Во-первых, найденные различия не так уж велики. Есть много женщин, вполне способных усвоить «маскулинный» (мужской) стиль руководства, особенно если характер работы этого требует. И есть много мужчин, обладающих не меньшими навыками общения, чем женщины. Кроме того, при любом исследовании лидерской эффективности возникает следующая проблема: отражают ли собранные данные действительно существующие различия или только распространенные стереотипы относительно лидерства? Если, например, женщину характеризуют как менее эффективного лидера, чем мужчину, происходит ли это потому, что она действительно худший руководитель или потому, что ее сослуживцы используют другую шкалу для оценки ее действий?

Невероятное количество теорий было создано разными конторскими крысами, чтобы объяснить, почему люди выбирают за кем идти и как заставить всех следовать за собой. Чтобы понять психологию лидерства надо понять главное, что лидерство это не контролируемый процесс, а поведение, основанное на подсознательном уровне. Настоящее лидерство всегда подсознательное. Оно основывается на врожденном складе ума или на приобретенных в результате долгого опыта рефлексах.

Я хочу описать психологию лидерства от обратного – я сравню лидера с пятью профессиями и опишу чем он отличается от них. Некоторые из этих профессий связаны с лидерством напрямую, некоторые имеют к нему малое отношение. Я использую эти профессии, лишь для того чтобы нагляднее продемонстрировать точку зрения.

Психология лидерства – пастух

Само слово лидер означает идущий впереди, человек за которым следуют. Если “лидер” толкает или вынуждает других делать то, чего он сам не делает, то это уже не лидер, а менеджер или как я его называю “пастух”. Пастух гонит отару от себя стоя позади, используя пинки или крики. Такому предводителю не выгодны другие лидеры внутри коллектива. Как только они появляются, они отсоединяются в другую отару, и загонять их становится очень трудно.

Расколы многих компаний и отделение большой части персонала произошло из-за пастушьего типа лидерства.

Настоящие лидеры не толкают других вперед, а ведут за собой своим примером. И поскольку они при этом не контролируют процесс лидерства, а лишь ведут себя в наиболее естественной манере, лидерство на своем примере является самым сильным из лидерств.

Психология лидерства – гид


Гид показывает всем дорогу, которую он уже триста раз прошел и триста раз провел по ней других. И дорога известна и все неожиданности предусмотрены. Лидер – это тот, кто идет по дороге впервые, но при этом ведет всех за собой. Лидер видит то, что еще увидеть нельзя, верит в то чего еще нет, знает путь, которым сам идет впервые или ведет себя так что его вера, видение и знания не вызывают сомнений.

Компании которые практикуют “гидовый” тип лидерства, лидерство без риска выученное у других, всегда будут дышать кому-то в спину.

Психология лидерства – сантехник


Сантехника зовут, когда труба дала течь. Его вызывают и показывают в чем проблема. Лидер же сам приходит туда, где он считает ему нужно быть. Лидер активен и принимает решения без указания, направлений и просьб других людей.

Психология лидерства заключается в том что не люди или ситуация заставляют нас “лидировать”, а мы проявляем лидерство в момент, когда можно было бы и отсидеться в спокойном месте сухом месте.

Психология лидерства – ботаник


Ботаник проводит большую часть времени с лупой и микроскопом. Он ищет мелочи и раздувает их до невиданных размеров. Мелкая деталь важна больше чем полная картина.

Психология лидерства говорит об обратном, лидер это человек, который видит всю картину целиком. Важно не отдельная деталь или событие, а связи между всеми деталями.

Психология лидерства – кондитер


Кондитер взывает к нашим примитивным желаниям набить пузо вкусными калориями. Его не сильно интересует долгосрочный эффект, который его продукты оказывают на его клиентов. Лидер обращается к возвышенным вечным ценностям.

Этот принцип психологии лидерства использует Google. Он оцифровывает книги для того чтобы предотвратить вырубку лесов, а Майкл Джексон стал королем попа когда направил свой талант в песнях на спасение мира и давал слезопускающие интервью о его заботе о животных и детях.

Все указанные выше качества присущи лидерам на подсознательном уровне и не контролируются ими по их желанию в момент, когда их нужно проявить. Лидерство это рефлекс. Врожденный или приобретенный, который надо развивать и укреплять день за днем.