Галицкая дорога. Старая казанская дорога, галицкий тракт

Галицкий , Иван Павлович

Дорогу открывали саперы

Так помечены страницы, номер предшествует.

Галицкий И. П . Дорогу открывали саперы . - М.: Воениздат, 1983. - 288 с. - (Военные мемуары). Тираж 65 000 экз. / Литературная запись И. Д. Носкова .

Аннотация издательства: Автор воспоминаний, Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск И. П. Галицкий, участвовал в битве под Москвой, в обороне Севастополя. Был заместителем командующего войсками и начальником инженерных войск Западного, позднее 1-го Украинского Фронта успешно осуществившего крупнейшие наступательные операции Великой Отечественной войны. В книге раскрывается многогранная деятельность воинов-саперов, их героические ратные дела, рассказывает о встречах с видными советскими военачальниками Г. К. Жуковым, И. С. Коневым, В. Д. Соколовским, И. Е. Петровым.

Тяжелое испытание

На дальних подступах

Не отдали Москвы

Со специальным заданием в Крым

Щит столицы

Оперативная пауза

Смоленские ворота

В междуречье Днестра и Прута

Впереди Висла

Сандомирский плацдарм

От Вислы до Одера

Весна Победы

Примечания

Тяжелое испытание

Придя на службу как обычно, я перевернул листок настольного календаря, на секунду задержал на нем свой взгляд. «21 июня, суббота». Еще одна неделя осталась позади! Как же быстро летело время, за массой дел не замечали, как проходили дни. А дел у нас в Главном военно-инженерном управлении Красной Армии (ГВИУ КА), как, впрочем, и во всех центральных управлениях Наркомата обороны, было невпроворот. Аппарат ГВИУ делал все возможное, чтобы ускорить строительство укрепленных районов на новой западной границе, формировал инженерные части, оснащал их, а также и соединения родов войск инженерной техникой и имуществом, расширял базы производства средств инженерного вооружения, потребность в которых неуклонно возрастала.

Едва успел открыть лежавшую на столе папку, как в дверь постучались, и в кабинет вошли начальники управлений ГВИУ полковник М. А. Нагорный и генерал И. А. Петров. Они принесли на утверждение план обеспечения вновь сформированных инженерных и других частей средствами инженерного вооружения. Детально знакомлюсь с ним. Потребность вновь формируемых частей и соединений по табелям военного времени удовлетворялась полностью.

Хуже обстоит дело с противотанковыми и противопехотными минами, - сказал Петров. - Не сумеем доставить их в срок.

Выясняю, в чем причина. Оказалось, что имеющихся запасов этих мин недостаточно. Мы заранее не предусмотрели возросшие потребности войск. Необходимо было в срочном порядке резко увеличить их производство. Но для этого нужны материалы и базы. До сего времени промышленность давала нам металлические корпуса мин. Совершенно неожиданно ГВИУ получило отказ в лимите на листовую сталь.

После обмена мнениями решили корпуса мин делать деревянными. Правда, такие мины хранить долго нельзя. Но в обстановке, приближающейся войны другого выхода не было. Изготовление их проще и дешевле, а главное - быстрее. Производство корпусов и снаряжение мин приблизить к районам дислокации наших войск. Изготовление опытного образца деревянных корпусов и их испытание поручалось нашему Научно-исследовательскому военно-инженерному институту. Начальник института военинженер 1 ранга В. И. Железных, генерал Петров и полковник Нагорный в двухдневный срок должны были подготовить предложения по организации производства противотанковых и противопехотных мин в деревянных корпусах в районе Москвы и в других местностях.

В тот день пришлось решать множество самых разнообразных вопросов. Не заметил даже, как наступил вечер. Однако в управлении еще многие работали. Нерешенных дел было столько, что начальники отделов попеременно с заместителями нередко оставались ночевать здесь. В кабинетах были поставлены койки. На них и спали. Я же решил в тот вечер поехать за город к семье.

В пути мои мысли вернулись к июлю 1940 года, когда приказом Наркома обороны меня назначили заместителем начальника ГВИУ. Ответственность большая. Теперь уже предстояло решать более сложные вопросы, и не в масштабе Московского военного округа, где я возглавлял отдел инженерных войск, а всей Красной Армии. На пост начальника ГВИУ в то время пришел генерал-майор инженерных войск А. Ф. Хренов, отличившийся при прорыве линии Маннергейма, за что и был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Таким образом, и начальник, и его заместитель были на этих должностях новичками, что, естественно, усложняло работу. Требовалось обоим без промедлений освоить порученное большое дело, чтобы умело выполнять его.

Генерал Хренов возложил на меня руководство боевой подготовкой инженерных войск. Когда я детально вник в вопросы их организации, боевой подготовки, передо мной открылась такая картина. Инженерные войска состояли из саперных, понтонных, инженерных и маскировочных батальонов. В стрелковых корпусах и дивизиях имелись саперные батальоны, в полках - саперные роты. В округах и армиях по штату были положены инженерно-саперные и понтонные батальоны. К моменту моего прихода ГВИУ по решению А. Ф. Хренова готовило предложение Генштабу о формировании 18 инженерно-саперных и 16 понтонных полков численностью до тысячи человек каждый. Это было очень важное мероприятие. Оно было необходимо в целях улучшения боевой подготовки и создания базы для развертывания инженерных частей на случай войны.

За короткий срок пребывания на должности начальника ГВИУ Аркадий Федорович Хренов успел осуществить ряд важных мероприятий по организации инженерных войск, строительству укрепленных районов вдоль западных границ. С целью более быстрого развития научной мысли и более широкого применения научных достижений на практике он предложил учредить при начальнике Главного военно-инженерного управления технический совет, в состав которого вошли крупные военно-инженерные руководители-специалисты.

В марте 1941 года начальником ГВИУ был назначен генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр - начальник инженерного отдела Киевского Особого военного округа. Там он большую часть времени занимался строительством УРов. Дел было очень много, и Котляр не мог сразу оставить их. Прошло уже три месяца с момента его назначения, а он все еще не прибыл в Москву. Все заботы ГВИУ легли на мои плечи. Хорошо, что люди в управлении подобрались толковые, старательные, знавшие свое дело. На них положиться можно. Иначе трудно было бы решить уйму всяческих вопросов.

| Слова | Поиск ]

Страница 137 [ 137 > ]
писать в книги подлинно, порознь статьями и те книги привести
в Казань и подать в приказной палате стольнику и воеводе
Михаилу Львовичю Плещееву.
И по государеву цареву и великого князя Федора Алексеевича
... (т.) указу Дмитрей Кошелев в Казанской уезд по Галецкой
дороге в митрополичьи и в монастырские вотчины, да в
ясашные черемисские волости и в чювашские деревни и починки,
где поселились ясашные люди, ездил и в митрополичьих,
и в монастырских вотчинах крестьянские, и бобыльские,
а в ясашных черемисских волостях и в чювашских деревнях
и починках ясашных русских людей и новокрещенские, и
чювашские, и черемисские дворы, и во дворах людей, и детей,
и братей, и племянников, и захребетников по имяном переписал
всех и ясашных людей против наказу по все[м] стат[ьям]
допрашивал. И Галицкие дороги ясашные люди чюваша и черемиса
у переписки сказались все тое дороги старинные, а исстари
де платили черемиса великого государя в казну до переписи
казанца Михаила Баракова ясашных денег с целова ясака по
штинадцати алтын по полшесте денге да хлеба по чети ржи,
по чети овца, [по] полуосмине ячмени в приемную меру. А как
де Михайло Бараков их, ясашных людей переписывал и наложил
на них вместо выморочных и беглых ясашных людей вновь по
полудевяте денге на ясак и ныне де платят они, черемиса,
ясашных денег с целова ясака по осмнадцати алтын по две
денги, да за веревки по две деньги с двора. Да они ж де
платят исстари за въезжее и за дворовое дело в пятой год по
гривне с целова ж ясака. А чюваша сказали: до переписки де
Михаила Баракова платили они ясашные деньги и хлеб с черемисою
Галецкие дороги ровно. А Михайло Бараков наложил на
них вновь по полу трете деньге на ясак и ныне ж они, чюваша,
платят ясашных денег с целова ясака по семнадцать алтын по
две деньги, да за веревки по две деньги з двора, а за въезжее
и за дворовое дело они не платят. И Михайло Бараков против
черемис ясаку на них для чего меньши наложил, того они не
ведают и жалованных грамот о том у себя они, чюваша, не
сказали. А ныне де за денежные оброки платят они, чюваша и
черемиса, не ровно, хто чем в Казани в приказной палате пообречен.
И которые ясашные люди чюваша и черемиса по переписке
объявились пожиточные, и на тех пожиточных людей
сверх прежнего их ясаку и на безъясашных людей вновь ясаки
он, Дмитрей, накладывал, а з бедных людей ясаки збавливал
и те збавочные ясаки накладывал на ясашных же и на безъясашных
людей. И о новокрещенах и о ясашных людях, которые
живут за служилыми всяких чинов людьми, и о

Про Украину писать беспристрастно россиянин не способен в принципе. Достаточно сказать, что ни одну страну мира в разговорах между собой в России не поминают так часто, даже США и Китай. Слишком много наши народы связывает - и Древняя Русь, и Киев, знакомый с детства по сказкам и былинам, и Крым курортный и военный, и Одесса с её юмором и говором, и реалити-шоу "Верховная Рада" 2004-2010 годов, и многое другое...
Потому и русские путешественники об Украине всегда пишут предвзято. Или как о неудачливой отколовшейся провинции, которая без русской опеки разваливается на глазах, или как о демократическом и цивилизованном государстве, которое сумело то, что не сумели мы. Одна из этих позиций проскальзывает даже у совсем аполитичных людей, если они хоть чуть-чуть касаются бытовых деталей. Что ж делать, если воспринимать Украину как просто одно из двухсот государств мира мы не умеем.
Я не знаю, смогу ли я выдержать баланс. Тем более говоря о Западной Украине. Но всё же попробую.

Писать традиционный "возвращенский пост" мне в этот раз лень. В конце концов, я собирался написать пост о Галиции в целом, так что не вижу смысла во вступлении. Здесь же выскажу просто несколько своих наблюдений.

Побывав и на Востоке, и на Западе Украины, я могу констатировать, что всё-таки это единая нация. Между малороссами и галичанами различий не больше, чем между южнорусами и северянами в России. Но серьёзный конфликт между Правым и Левым берегами Днепра всё-таки существует, и отрицать раскол Украины по территориальному принципу невозможно. На Востоке боятся Запада потому, что "там все бандеровцы и за русский язык бьют", а на Западе боятся Востока потому, что "там все гопники и сразу отнимут мобилу". Оба эти штампа одинаково далеки от истины, но по-прежнему существуют. Однако всё-таки это единый народ, и найти компромисс, идею, понятную и Западу, и Востоку - возможно.

Агрессии по отношению к русским я действительно там не заметил. Хотя во всех разговорах, хоть в музее, хоть с крестьянином на сельской дороге, демонстрировал незнание украiнсько мовы и честно говорил, что с России. В основном народ весьма доброжелательный, а ко мне относились с неподдельным интересом. При этом, не сказал бы, что западенцы сильно доброжелательнее россиян. Всё "необходимое" встречалось: и вопрос "Что фотографируем?", и хамоватые мужики. В одной из деревень крестьянин весьма злобно спрашивал, чего это я хожу по их земле. Гопники (здесь их называют "рогули") также водятся - их популяция примерно на уровне русского Северо-Запада. Но в целом, как уже было сказано, 99% контактов были сугубо положительными. Собственно, как и в России - то есть, неприятности возможны, и после хотя бы одного такого приключения любой народ начинаешь воспринимать с опаской, будь то "свои" или "чужие".
Кстати, западенцы очень переживают, что в России их оговаривают и считают фашистами. Мне кажется, мы должны их в этом понимать!

Достопримечательностей на Западной Украине ОЧЕНЬ много. Наверное, поменьше, чем в Средней России, но сравнимо с Северо-Западом. Причём благодаря высокой плотности населения, они и расположены более кучно. Наверное, по Западенщине очень приятно путешествовать пешком - от города до города в среднем день неспешной ходьбы. Но главное - там всё ДРУГОЕ. Совершенно иной мир - но при этом вполне понятный и доступный нашему восприятию.
Во Львове на меня особое впечатление произвёл Старый город вокруг площади Рынок. А вот австрийский центр от каких-нибудь Ростова-на-Дону, Астрахани или Самары отличается кривыми улочками и брусчаткой, но архитектура впечатляет не сильнее, чем русский модерн того же времени. Отдельным впечатлением стал современный колорит - будь то оригинальные кафе, вышиванка как обычная праздничная одежда или обосновавшиеся на проспекте Свободы индейцы.
Из других мест самыми яркими впечатлениями стали Олеско, Дрогобыч и Галич. Также я посетил Жолкву, Подгорцы, Борислав, Трускавец и Ивано-Франковск. Не успел в Свирж и Унев, не смог добраться в Тустань.
Но не меньше, чем населённые пункты, меня впечатлила просто повседневная жизнь западно-украинского села.

Видимо, будут следующие посты:
1. Галиция. История и современность.
2. Львов (7-10 частей).
3. Галиция в деталях (отдельные посты о деревне, о религии и т.д. - всего 3-4).
4. Жолква (1-2 части).
5. Олеско
6. Подгорцы
7. Дрогобыч (1-2 части).
8. Борислав и Сходница.
9. Трускавец.
10. Галич (2-3 части).
11. Ивано-Франковск (1-2 части).
В общем, будет много!

ГАЛИЦКАЯ ДАРУГА - в 15 - 1-й пол. 16 вв. административно-территориал. единица Казан. ханства на Луговой стороне, к СЗ от Казани и к ЮЗ от Алатской даруги. Г.д. названа по г. Галич рус. земли, расположен. западнее марийских земель. К Г.д. относились правобережье р. Казанка и бассейны рек Илеть, Малая Кокшага, Сумка, Комаровка, Коваль, Мемдень и др. Г.д. населяли преимущественно луговые марийцы, имелись также чуваш. деревни Ковали, Абаш, Унба (Инба), Ертунь, Акова, Малый Мозяр, Чюваш, Мамедели, Чюравчи, Каридмен, Бигишна и др. Деревней Сатышева, переселившейся в сер. 17 в. из Г.д. на правобережье Волги, управляла татар. администрация, в ней располагались татар. воин. отряды. Приветлуж. марийцы занимались охотно-лесными промыслами, скотоводством, приобщались к земледелию. Остальные марийцы и чуваши занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, лесными промыслами, знали кузнечное дело. Они платили в хан. казну ясак и в воен. время призывались в войско. Татары были служилыми, несли воен. службу, участвовали в походах на рус. земли вместе с ясачными людьми. С присоединением ханства к России «даругу» заменили словом «дорога». Части Г.д. вошли в луговые части Козьмодемьян., Чебоксар., Кокшайского уездов, в Царёвококшайский, Царёвосанчур. и Уржум. уезды. Значител. часть Г.д. сохранилась за Казан. у. С сер. 16 в. происходило проникновение в Г.д. рус. населения. В Г.д. во 2-й пол. 16-18 вв. были государствен. (ясачные), частновладел., дворцовые и монастыр. земли. Ясачные марийцы и чуваши продолжали традицион. занятия, платили в рус. казну денежный и хлебный ясак, несли трудовую и воин. повинности, участвовали в восстаниях и мятежах. Служилые мурзы и татары несли воен. службу. В 17 в. из отатарен. чувашей и части марийцев сформировались ясачные татары.
в "Чувашской энциклопедии". Автор: В.Д. Димитриев.
Лит.: Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов. Казань, 1978; Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. М., 2001; История Марийской АССР. Йошкар-Ола. 1986. Т. 1.

Создано: Thu Feb 12 10:43:06 CET 2015

Старинный тракт, с давнышних времен ведший до Царевококшайска (ныне Йошкар-Олы), и далее, вплоть до старинного города Галича. Движение по тракту сохранялось до относительно недавнего времени, когда было построено современное шоссе от Волжска до Йошкар-Олы. Так старинный тракт оказался в стороне от оживленных дорог, сохранив свой вид до нынешнего времени.

Пройдя по деревням к северу от Казани, тракт ныряет под покров марийских лесов, где на территории национального парка Марий Чодра проходит мимо заповедных озер и могучих дубов.

Недалеко от Конан-Ера в лесной глуши скрываются семь лесных озер, небольших по размеру и очень тихих. На перешейках между ними оборудованы стоянки для тихого и размеренного отдыха.

Озеро Конан-Ер - чарующее и холодящее кровь своим видом. Котловина озера скрывает провалившиеся под воду деревья, глубина начинается у самого берега, на нависающий над озером лесистый склон Кленовой горы вызывает, порой, вечером чувство тревоги. Не спроста, видимо, озеро отождествляют с ведьмами.

По легенде озеро образовалось на месте болота, в котором утопилась девушка, дочь купца, из-за несчастной любви и запрета родителей на свадьбу с любимым.

Дуб Пугачева - под таким названием сейчас известно именно это дерево - один из старейших и красивейших дубов во всем Кленовогорье. По оценкам биологов, дерево растет с 1600 года. Существует легенда, что с Дуба Пугачев наблюдал за столбом дыма от горящей Казани, откуда он был вынужден бежать после разгрома и неудачной осады города. Вопреки легенде, на это дерево Пугачев залезать не мог - на момент Пугачевского восстания дуб был еще молодым и заурядным.

Ранее, недалеко от безлесой части Кленовой Горы, носящей название Сталинские поля, до 1940х располагался дуб, росший примерно с 1450х, который мог послужить для Пугачева смотровой площадкой. Но это дерево погибло во время сильных морозов 1940х.

Возвышенность, южный останец Вятского Увала, расположенная к югу от долины реки Илеть. Высота горы до 200 метров над уровнем моря - что для наших равнинных краев позволяет ее считать значимой возвышенностью.

Кленовогорье - это жемчужина национального парка Марий Чодра. Здесь не случайно расположен одноименный санаторий - под горой, в пойме Илети имеются выходы различных минеральных вод, самый известный из которых - Зеленый ключ.

Кленовая гора к тому же и самая исхоженная туристами часть национального парка. От санатория к Зеленому Ключу, озеру Мушан-Ер и озеру Конан-Ер ведут маркированные маршруты.