Главная мысль волк на псарне. Мораль басни Волк на псарне и ее анализ (Крылов И

Предварительный просмотр:

И.А. Крылов. «Волк на псарне» как басня о войне 1812года. Эзопов язык.

(Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей станицы Каневской Каневского района Краснодарского края Лямина Лариса Николаевна )

Цель: закрепить теоретические сведения о басне, её признаках, обучать выразительному чтению,
познакомить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; развивать навыки анализа литературного произведения.

Ход урока

  1. Знакомство с биографией И.А. Крылова (сообщения учащихся)
  2. Историко-литературоведческое вступление к изучению басни «Волк на псарне»(предварительное задание)

Ситуация, описанная в басне И. А. Крылова, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 г. Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню» - подсказывает нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом...» - пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу: «Огня! - кричат, - огня!» - можно понимать как иносказание о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им.
Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире. «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов, старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, - // Ты сер, а я, приятель, сед...»
Из Москвы Наполеон решил отходить с армией на юг России, но войска Кутузова заставили его отступать по Смоленской дороге, которую Наполеон разорил при наступлении. Гончие - это собаки, которые преследуют бегущего зверя. «Стаей гончих» называет Крылов армию, которая преследовала отступающих французов, и партизанские отряды из крестьян, которые нападали на отряды противника, когда те меньше всего ожидали нападения.

  1. Чтение по ролям
  2. Анализ содержания басни

Какие образы басни являются главными? (Волк и Ловчий). Почему? (Через них выражен основной смысл басни, отчего их имена и даны заглавными буквами.)

Что во внешнем облике и поведении волка напоминает Наполеона? (Щелкающий зубами Волк и его ощетинившаяся шерсть прозрачно намекают на враждебность Наполеона к русскому народу. Безвыходность Волка, по ошибке забравшегося вместо овчарни на псарню,- это аллегорическое изображение безвыходного положения Наполеона, вероломно вторгшегося в пределы России. Лживые уловки Волка выражены в словах: «Пустился мой хитрец в переговоры» - это коварные домогательства Наполеона насчет мира.)

Чем образ Ловчего напоминает нам Кутузова?(Седины Ловчего напоминают образ престарелого седовласого Кутузова, а мудрый ответ Волку и расправа с ним ясно говорят об историческом решении русского главнокомандующего не мириться с Наполеоном, а бороться с ним до полного разгрома.)

В каких словах басни дан намек на партизанское движение против Наполеона?(«Бегут: иной с дубьём, иной с ружьём. «Огня!» кричат: «огня!»

5.Повторение. Объяснение учителем особенностей языка и построения басни.

Что такое басня? Дайте определение. (Басня - это эпический литературный жанр, создающий в емкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотнош е ний человека с другими людьми и окружающим миром.)

А как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Как вы объясните понятие аллегории? (Алл е гория - художественный прием, когда животные, р а стения живут похожей на человека жизнью.)

Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.)

Первая часть басни по содержанию и строю речи представляет повествование. В ней сообщается о вторжении Волка на псарню, показана быстрая, активная реакция псарного двора на это событие. Здесь много действия. Оно дано в нарастающем порядке, что передаётся обилием глаголов: попал, поднялся, залились, рвутся, кричат, бегут. Существительные: двор, забияка, драка, вор, ад, огонь, дубьё, ружьё – ещё сильнее усиливают динамику и напряжённость события, намекая на его военный характер.

Вторая часть басни описывает безвыходное положение Волка.

Третья и четвертая части представляют диалог и окончательно раскрывают идейное содержание басни. Убедившись в своих просчётах, Волк пустился в переговоры с Ловчим и псарями. В этом эпизоде особенно интересна своим лицемерием речь Волка. Она отличается просительно-клятвенным тоном и находится в явном противоречии с характером Волка. «Волчья клятва»- это клятва хищника, который непременно обманет. Речь Волка пространна, потому что имеет цель усыпить бдительность ловчего.

Заключительная часть басни- краткая динамическая речь Ловчего и его расправа с Волком- реализует мораль басни:

С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.

  1. Развитие речи

Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.

  1. Домашнее задание. Составьте кроссворд по басне «Волк на псарне»

Конспект урока литературы

в 5 классе

Тема: Жанр басни и его особенности.

Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»

Материалы к уроку:

    Учебник

    Иллюстрации

План урока:

    Слово о писателе.

    Рассказ о памятнике в Летнем саду.

    Басня как жанр.

    Басни о войне 1812 года.

    Словарная работа.

    Чтение басни «Волк на псарне».

    Анализ басни.

Эскиз оформления доски

Иван Андреевич Крылов

(1769-1844)

Жанр басни.

Басня «Волк на псарне»

Овчарня – помещение для овец

ловчий – человек, который занимается организацией охоты

Особенности басни:

1. герои - животные

7.Аллегория.

8. противопоставление

9. Мораль.

Эскиз оформления тетради

Иван Андреевич Крылов

(1769-1844)

Жанр басни.

Басня «Волк на псарне»

Пороки, которые высмеивает Крылов:….. ………..

Особенности басни:

1. герои - животные

2.В основе сюжета – 1 событие

3. Построена на диалоге героев.

4. Народная разговорная речь.

5. Речевая характеристика героев.

6. Появляются характеры героев

7.Аллегория.

8. противопоставление

9. Мораль.

1.Слово о писателе.

Сейчас, ребята, я расскажу вам о жизни и творчестве одного из самых великих писателей России. Ваша главная задача- слушать внимательно и догадаться, о ком же сегодня мы будем с вами говорить. Представьте себе 1769 год. В семье родился сын, Ванечка. Детство мальчика было очень тяжелым: в это время в России было пугачевское восстание. Однажды Ваня с родителями чуть не погиб. Пугачев грозился поймать и повесить их семью. Матери удалось спасти мальчика. Она посадила его в глиняный горшок и отправила с обозом из осажденной крепости. Именно в нем он и добрался до Оренбурга. Но спокойствия не было и там. Город осадил Пугачев. В городе был страшный голод. Маленький Ваня однажды увидел, как на дом, где они жили, упало несколько пушечных ядер. Представьте, какой страх испытал мальчик. Но это не сломило его, он остался таким же задорным и веселым ребенком. После бунта Ваня со своими товарищами часто играли в пугачевщину. Ваня возглавлял одну из враждующих команд. На всю жизнь он остался забиякой и драчуном, но задор его перешел в острое и меткое слово, в литературное дарование.

Образование мальчик получил в богатом семействе Львовых, где учился бесплатно вместе с детьми хозяина. Николай Александрович Львов- известный петербургский архитектор, изобретатель, поэт, музыкант. Впоследствии Ваня вместе с сыном Львова был отправлен в Петербург, здесь он начал заниматься переводами зарубежных произведений. Однажды юный Ваня прочитал свой перевод басни Лафонтена «Ворона и лисица» друзьям Львова. Тогда им заинтересовался знаменитый драматург Я.Б. Княжнин. Княжнин познакомил его с театром, который навсегда завладел воображением ребенка. Тогда он стал писать комедии, потом хотел открыть свою типографию. Он начинает писать сатирические произведения и впоследствии басни. Главным жанром его творчества стал жанр басни.

Ребята, о творчестве какого величайшего писателя мы сегодня поговорим?

(о баснописце Иване Андреевиче Крылове)

Догадались ли вы, какой будет тема нашего урока?

(Особенности басни И.А. Крылова )

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

Крылову и героям его басен в Петербурге поставлен памятник. Кто из вас знает, где?

(в Летнем саду). Необыкновенная история связана с созданием этого памятника баснописцу.

Памятник Крылову, созданный скульптором П. Клодтом, был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года .

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. (барельеф- вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона.) Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других. Сначала памятник был окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Для украшения памятника Крылову скульптор решил увековечить героев басен. Для этого он прочел все произведения баснописца и составил список животных, которые должны быть на памятнике. Но лепить животных по памяти Клодт не умел. Поэтому во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был присутствовать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, он чуял присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, которого увековечат в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Медведь постоянно удирал через окно и его приходилось ловить. Но всех держал в страхе как вы думаете кто? – гусь. Его крепкого клюва боялся даже волк. Старания скульптора оправдали себя: животные, которые украшают пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно. И памятник дедушке Крылова стал любимым местом народным гуляний.

Басни Крылов начал писать рано, в 13 лет. И за свою жизнь Крылов написал более 200 басен.

основой многих басен Крылова стали исторические события.

Так, Отечественной войне 1812 года посвящены басни «Раздел», «Обоз», «Ворона и курица», «Щука и кот», «Волк на псарне».

И каждая басня Крылова написана как отклик на какое-либо событие. Что же такоебасня. Вы уже встречались с этим жанром.

4.Определение басни.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного и сатирического характера с ю. Д + Т

Давайте запишем это определение в тетрадь.

Героями басни обычно выступают животные. Но под видом животных выступают люди, и мы понимаем, что у животных человеческие характеры.

В басне всегда высмеиваются пороки людей.

Давайте вспомним, какие басни вы уже знаете.

(Стрекоза и муравей)

Какие человеческие пороки в ней высмеиваются? Запишите в тетрадь.

(Беззаботность, лень и др.) Т

5. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Особенности жанра.

Ребята, как я уже сказала, все басни Крылова написаны в связи с какие-то событиями. Очень много басен посвящено войне 1812 года. Это басни «Раздел», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица», «Щука и Кот», «Крестьянин и змея». С кем воевал русский народ?

(с французами)

Кто возглавлял русскую армию?

(Кутузов)

А французскую?

(Наполеон)

6. Словарная работа.

Сейчас мы с вами обратимся к басне «Волк на псарне». Для того, чтобы вам был понятен смысл басни, я объясню слова, которые вам не знакомы.

Овчарня – помещение для овец

псарня- помещение для охотничьих собак

ловчий – человек, который занимался организацией охоты

7. Чтение басни «Волк на псарне»

Откройте ваши учебники на стр. 55. Я прочту басню, а вы слушайте внимательно.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" -
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, -
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,


И волчьей клятво й утверждаю,
Что я..." - "Послушай-ка, сосед, -
Тут ловчий перервал в ответ, -
Ты сер, а я, приятель, сед,
А потому обычай мой:
Как снявши шкуру с них долой".

И тут же выпустил на Волка гончих стаю .

8. Анализ басни. Анализировать и сразу записывать в тетрадь особенности басни. Они в начале урока.

Басня «Волк на псарне» описывает момент, когда Наполеон, захватив Москву, предлагает заключить мир. Попытки Наполеона начать переговоры окончились неудачею. Русская армия под предводительством Кутузова решила дать отпор французам. И в образа главных героев Крылов показал Кутузова и Наполеона, двух полководцев.

Ребята, запишем особенности басни в тетрадь. Сделайте заголовок. Д+Т

Кто является героями басни?

(животные, иногда люди)

1 особенность: герои-животные Д+Т

Какое событие описывается в данной басне?

(волк попал на псарню).

2 особенность: в основе- 1 событие

Запишем в тетрадь 2 особенность. Д+Т

Как создается образ народной войны? В каких строчках?

(думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.

Хитрый волк решил залезть к беззащитным овечкам, а попал на псарню, т.е. туда, где он может получить отпор.

В минуту псарня стала адом. (как на поле боя)
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!" Пришли с огнем.)

Как создается образ Наполеона? В каких строчках?

(Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть

Волк испугался, когда увидел, что он слабее. Наполеон, который предстает в образе волка, не ожидал такого отпора со стороны русских войск. И волк решает действовать с помощью лести.

(Пустился мой хитрец
В переговоры)

Давайте послушаем, какие звуки повторяются при описании волка. Какова роль звуков?

прижавш ись в угол задом,
Зубами ще лкая и още тиня ше рсть,
Глаза ми, каже тся, хотел бы вс ех он съест ь.

Ж – ш

Возникает ощущение зловещего шипения, дрожи.

Давайте прочитаем слова волка и подумаем, какой он?

Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятво й утверждаю,
Что я..."

С какой интонацией обращается волк к ловчему?(льстиво)

Какой он? Хитрый, трусливый ……

Почему, волк называет себя сватом и кумом? (говорит о родственным и хороших отношениях с ловчим)

Ребята, как вы понимаете слова «волчья клятва». Что они обозначают? Многословие – признак коварства)

(ответы детей)

Послушаем ответ ловчего.

(Послушай-ка, сосед, -
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".)

Мы услышали разговор героев. Как вы думаете, почему почти все басни построены на диалоге?

(Басня – маленький спектакль.)

3 особенность: диалог героев Д+Т

И герои говорят народной разговорной речью.

( речь проста и близка к разговорной)

Запишем 4 особенность

4 особенность: народная разговорная речь Д+Т

Из речи героев мы узнаем об их характерах

Поэтому запишем 5 особенность: речевая характеристика Д+Т

Из речи мы также узнаем о характерах героя. Впервые у Крылова появляются характеры.

Запишем 6 особенность: появляются характеры героев Д+Т

Ребята, И. А. Крылов послал эту басню самому Кутузову. Кутузов сам любил читал ее перед солдатами. И читая слова «Ты сер, а я, приятель сед», всегда снимал с себя головной убор, проводил рукой по своим седым волосам, а все защитники Отечества в ответ кричали «Ура».

Каким предстает перед нами ловчий?

Умный, решительный.

Ребята, мы говорили, что под видом животных в басне выступают люди, и такой прием называется аллегорией.

-Запишем 7 особенность: присутствие аллегории Д+Т

Что противопоставляется в данной басне? Какие человеческие качества?

(лицемерию и хитрости противопоставляется народная мудрость).

Запишем 8 особенность: В основе басни – противопоставление Д+Т

В басне в большинстве случаев есть главные поучительные слова -мораль. Она может находиться как в начале басни, так и в конце.

Давайте найдем мораль этой басни.

(С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".)

- Как вы понимаете эти слова?

(ответы детей) Запишите последнюю 9 особенность Д+Т .


  • Категория: Подготовка к ГИА

Время и история создания, тема

Басня «Волк на псарне» основана на следующих исторических событиях: во время Отечественной войны 1812 года намерения Наполеона вступить в мир­ные переговоры в связи с переломом хода войны были отклонены Кутузовым. Вскоре после этого русская армия нанесла войскам Наполеона поражение при Тарутине.

Крылов использовал в написании басни ходившие в народе легенды о знаме­нитом полководце. Так, рассказывали, что перед отъездом в армию один из род­ственников Кутузова спросил его: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?» Он ответил: «Нет! А обмануть надеюсь».

Поэтика, идея (мораль)

Так же, как и во всех баснях, основные приемы построения - аллегория и антитеза. Противопоставлены образы Волка и Ловчего и их действия.

Волк описан, как серый «забияка». Эпитет «серый» - постоянный в харак­теристике волка и в русских народных сказках. Даже припертый к стене, «при­жавшись в угол задом, зубами щелкая и ощетиня шерсть, глазами, кажется, хо­тел бы всех съесть», он надеется еще выкрутиться за счет мирных переговоров, лживых обещаний: «А я не только впредь не трону здешних стад...»

Волку противопоставлен седой, умудренный опытом Ловчий, который не ве­рит словам хищника.

Изображенный под личиной хищного волка, захватчик не на того, как выяс­нилось, напал:

Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню.

Волк описан реалистично:

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть...

Мастерство баснописца в этих строках проявляется в том, что аллегория скрыта за реальной картинкой: мы видим самого настоящего волка, загнанного в угол.

Незадачливый хищник решил договориться со своими победителями:

Друзья! К чему весь этот шум?

Я ваш старинный сват и кум.

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры,

Забудем прошлое, уставим общий лад!..

Под образом Ловчего баснописец подразумевает великого полководца Кутузо­ва. В реальности главнокомандующий русским войсками отказался вести пере­говоры, пока армия захватчиков находится на российской территории, обосно­вав свою позицию тем, что «таково теперешнее настроение моего народа».

Герой же басни, Ловчий, так объясняет, какие условия требуются для окон­чания войны:

А потому обычай мой: С волками иначе не сделать мировой, Как снявши шкуру с них долой.

  • ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА И. А. БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ» - -
  • СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») - -
  • ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «МЦЫРИ») - -
  • ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ) - -
  • РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА В СОЗДАНИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ (ПО РОМАНУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ») - -

Тема: И.А. Крылов « Волк на псарне». Историческая основа басни.

Цель:

    закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению;

    знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;

    развитие навыков анализа литературного произведения.

1.Сегодня мы продолжаем говорить о баснях. В качестве разминки послушайте необычную басню. В чем ее особенность?

В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий воротясь,
По улице Слона водили,
Как видно, на показ -
Известно, что слоны в диковинку у нас...
Так за Слоном толпы зевак ходили...
Какой-то Повар-грамотей
С поварни убежал своей.
Проказница-Мартышка,
Осёл, Козёл да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из того не дело - только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу.

- Узнали ли вы эти строки? Откуда они?

- Назовите басни Крылова, которые вы узнали. («Лжец», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука».)

Юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения, называется центон.

2.Что такое басня? Дайте определение.

Басня - это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме.

Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория?

- Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Иногда в басне мы учимся на отрицательном примере. Сам Крылов говорил: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

2.Тема нашего урока - басня И. А. Крылова «Волк на псарне». Её историческая основа.

Прежде чем мы послушаем басню, давайте разберемся с незнакомыми словами. (Обращение к словам, записанным на слайде - Ловчий, псарня, овчарня, хлев)

3.Чтение басни учителем, сопровождение – иллюстрации в презентации.

Кто является главными героями этой басни? (Запись в тетради: Волк и Ловчий. По итогам работы оформляется небольшая характеристика героев.)

Проанализируем поведение этих героев.

4. - Из-за чего поднялся переполох на псарне?

Как же ведет себя в этой обстановке Волк? Найдите в тексте слова, помогающие охарактеризовать Волка (забияка, вор)

А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь?

(Пустился мой хитрец в переговоры…).

Но при этом Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет. Как это его характеризует? (злобный )

Найдите в тексте Переговоры. Попробуем передать интонацию хитреца в момент его переговоров. (выразительное чтение)

- А речь льстивая, заискивающая, лицемерная,-подсказывает учитель.- Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор?

« пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню...».

- А Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит».

Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным.

Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую. «Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум...».

Что отвечает ему Ловчий? Вернее даже не отвечает, а прерывает?!

Найдите в басне ответ Ловчего и перескажите его своими словами.

Подберите слова – характеристики для Ловчего (смелый, мудрый )

5.Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень».

Обратим внимание на год написания этой басни – 1812.

Что вы знаете об этой дате? В этом году 200 лет этому событию.

Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия во главе с Наполеоном. Главнокомандующим русской армией был Кутузов. Заняв Москву, Наполеон понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода».

Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром, седом Ловчем (Кутузова), а в лицемерном Волке - (Наполеона).

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура»!

Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая?

Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю...», «с волками... не делать мировой!»).

Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

Дз: 1.Выучить басню наизусть

Волк хотел съесть овцу, но вместо овчарни случайно забрался в псарню. Собаки, почуяв волчий дух, подняли шум, лай. Псари принесли огня, чтобы посмотреть из-за чего такой переполох. Волк поняв, что перед ним не овцы, а собаки, и сейчас ему придет конец, решил схитрить. Он сказал, что пришел мириться, что никогда больше не будет воровать овец, и даже будет их защищать от других волков. Но псарь не поверил Волку и спустил на него псов.

Читать басню Волк на псарне онлайн

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» - «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Волк на псарне

Волк с помощью лицемерия хотел спасти свою шкуру. Но умный и опытный Ловчий знал повадки волков, что доверять им нельзя, чтобы они не говорили: «Ты сер, а я приятель сед». Борьба с любым коварным врагом сложна, но необходима.