Характеристика понятий: "консультирование" и "консультационные услуги". Фундаментальные исследования Как правильно консультационная или консультативная помощь

1

Андриянова Е.А. 1 Иорина И.Г. 2

1 ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ Россздрава им. В.И. Разумовского», Саратов

2 ГУЗ «Областная офтальмологическая больница», Саратов

В проблемном поле социологии медицины консультативная помощь рассмотрена как социальное взаимодействие (коммуникация), в ходе которого осуществляются передача и получение смысловой и оценочной информации, воздействующей на поведение пациента, а также на его отношение к социальным ценностям, сопряженным с ценностью здоровья. Коммуникатором при оказании консультативной помощи выступает врач и медицинский персонал, реципиентом – пациент. Объектом консультативной коммуникации является состояние здоровья пациента, а предметом – отображающее его сообщение. Каналом служит преимущественно устная речь. Специфичным для данного вида коммуникации является специализированный характер информации: для коммуникатора имплицитным кодом коммуникации является язык медицинской науки, малопонятный пациенту. Наиболее значимы для пациента психофизиологический, психологический и социальный барьеры.

консультативная помощь

коммуникация

1. Андриянова Е.А. Социальные параметры формирования профессионального пространства медицины: дис. ... д-ра социол. наук. – Саратов, 2006.

2. Голуб О.Ю., Тихонова С.В. Теория коммуникации. – М.: Дашков и К°, 2011. – 388 с.

4. Чеботарева О.А. Патернализм в отечественной медицине: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Волгоград, 2006. – 24 с.

5. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Перспектива, 2002. – 246 с.

6. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / пер. с польск. В.Ф. Чесноковой; ред. и вступ. ст. Р.В. Рывкиной. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1967. – 247 с.

Консультативная помощь является неотъемлемым элементом лечебно-профилактической помощи. В проблемном поле социологии медицины консультативная помощь может быть рассмотрена как социальное взаимодействие, в ходе которого осуществляются передача и получение смысловой и оценочной информации, воздействующей на поведение пациента, а также на его отношение к социальным ценностям, сопряженным с ценностью здоровья. Рассмотрение консультативной помощи как акта социальной коммуникации позволяет вычленить ее структуру и функциональные особенности.

Целью работы является рассмотрение консультативной помощи как вида социальной коммуникации.

Материалы и методы исследования

Работа выполнена на основе коммуникационного подхода.

Результаты исследования и их обсуждения

Термин «коммуникация» (лат. com-mu-nicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) изначально применялся для обозначения путей сообщения, транспорта, связи, сетей подземного городского хозяйства. Постепенно в языке науки термин «коммуникация» стал обозначать средство связи любых объектов мира. По мнению Ф.И. Шаркова, термин «коммуникация» вошел в научную рефлексию в начале XX века для фиксации системы, в которой осуществляется воздействие, процесса взаимодействия и способов общения, позволяющих создавать, передавать и принимать разнообразную информацию . Для социологического мышления это парадигмально весьма близкий концепт, поскольку вся социальная динамика (как предмет социологии) и есть процесс взаимодействий.

Рассмотрение консультативной помощи как социальной коммуникации позволяет четко фиксировать роли участников интеракции и ее результат. Как известно, в качестве основных компонентов коммуникационного процесса выделяют:

    Субъектов коммуникационного процесса -коммуникатор (отправитель сообщения) и реципиент (получатель);

    Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

    Предмет коммуникации (какое-либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.);

    Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях .

Соответственно консультативная помощь может быть рассмотрена как процесс социальной коммуникации, реализующейся в серии локальных взаимодействий, в котором медицинский персонал играет роль коммуникатора, пациент - реципиента, здоровье пациента выступает предметом сообщения, а изменения в поведении пациента, обеспечивающие изменение качества жизни - эффектами коммуникации.

Коммуникация между врачом и пациентом в ходе оказания консультативной помощи осуществляется в жестких формальных рамках. Возникновение их обусловлено специфическим характером медицинской деятельности, повышенной степенью социальной ответственности врача. Поскольку деятельность врача предполагает наличие узкоспециальных знаний, мотивы его решений непрозрачны для пациента, а мотивация к обращению за врачебной помощью весьма высока. Пациент, желая лечения и выздоровления, не знаком ни с характером болезни, ни с состоянием своего собственного организма, ни с предсказанием исхода болезни. В итоге риск возможных злоупотреблений положением пациента оказывается слишком велик. Поэтому с самых ранних этапов профессионализации медицинской деятельности она четко формализуется.

Таким образом, существенной характеристикой консультативной помощи как социальной коммуникации является ее институциональный характер. Коммуникатор всегда выступает представителем института медицины, а реципиент выступает в роли пациента. Институциональная роль является одним из базовых элементов социального института. Так, согласно Я. Щепаньскому, сущность социального института может быть раскрыта через следующие характеристики:

    Каждый институт имеет свою цель деятельности;

    Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели;

    Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания; социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели (могут быть как материальными, так и идеальными, символическими);

    Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения .

Анализ принятия человеком роли как сложного процесса, включающего коммуникацию, замещающую идентификацию с другим человеком и проекцию на него своих собственных тенденций неведения, содержится в работах А. Шюца, Р.Г. Тернера, Р. Уильямса и других представителей феноменологической школы. Вместе с тем отмечалось, что свобода индивидов в построении их ролей зависит от характера занимаемой ими позиции и варьируется в диапазоне от полюса формализованных бюрократических ролей с минимум импровизации до полюса неопределенных ролей (родители, друзья).

Овладение социальной ролью врача реализуется через профессионализацию - процесс, в ходе которого индивид, овладевший определенными навыками, знаниями и умениями, реализует их в ходе своей деятельности в рамках определенной социальной общности. Характер социального разделения труда, статус профессионалов, атрибуты осуществляемой ими деятельности и самосознание составляют основные элементы модели профессионализации, типичной для того или иного этапа развития общества .

Сегодня формальное регулирование ролей врач-пациент использует этический и юридический механизмы нормотворчества. В целом, ценностно-правовые нормы, регулирующие роли врача и пациента, выражены в так называемых этических моделях отношений врача и пациента. Схематично их можно охарактеризовать следующим образом:

    Модель Гиппократа («не навреди»). Опирается на знаменитую «Клятву», в которой Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. Согласно этой модели врач должен завоевать социальное доверие пациента.

    Модель Парацельса («делай добро»). Предполагает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс. Патернализм выстраивал отношения врача и пациента по клерикальной модели отношений духовного наставника и послушника. Сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, поскольку исходит от Бога. Принципиальная особенность патернализма - асимметрия отношений, в рамках которых врачу отводится роль субъекта, а пациенту - роль объекта.

    Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). Эта модель в центр отношений врача и пациента ставит моральный долг врача и предполагает строжайшее выполнение предписаний морального порядка, с устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).

    Биоэтическая модель. Биоэтическая модель устраняет асимметрию в отношениях врача и пациента через введения принципа автономии, ставшей центральным моральным правом компетентного пациента. Принцип автономии личности основан на единстве прав врача и пациента и предполагает их взаимный диалог, в ходе которого право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. В Российской Федерации юридически закреплена биоэтическая модель отношений врач-пациент (Ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года).

Важно отметить, что к коммуникаторам могут быть отнесены не только врачи, но и средний медицинский персонал. В первую очередь это медицинские сестры. Нормативное конструирование ролей медицинской сестры дублирует характерные для врачей нормы в части отношения с пациентом, предполагая иерархичность отношений врач - медицинская сестра.

Обычно этические модели отношений врача и пациента рассматривают в хронологическом порядке, как сменяющие друг друга. Во многом это связано с отказом от нейтрального отношения к медицинскому патернализму, характерного для подхода Парсонса, и критике патернализма со стороны Кэмпбелла, Луна, Сигера, Витча и других. Вместе с тем многие исследователи отмечают, что патернализм имманентно присущ российской модели медицины. В исследовании О.А. Чеботаревой доказывается, что ролевой патернализм в медицине не является пройденным этапом, а играет роль базовой модели в силу психологической естественности для врача и пациента .

Вероятно, модели отношений врач-пациент комплиментарны. Одна из них фиксируется на формальном уровне, другие действуют как неформальные правила и установки. Профессионализация медицины динамична, взаимопереходы профессиональных ролей в социальные роли и наоборот закономерны . Окончательно и однозначно модель социальных ролей врача и пациента закреплена быть не может.

Реципиентом коммуникации при оказании консультативной помощи выступает пациент. Очевидно, что социальная роль больного формализуется в ходе прогрессирования медикализации. Социальная роль больного, изначально неформальная, локализуется в пространстве и во времени через деятельность учреждений здравоохранения, а ролевые ожидания пациента вытекают из требований социального окружения и ориентированы на выздоровление (личный интерес пациента) и возможность полноценно исполнять социальные роли (общественный интерес). С.А. Ефименко справедливо отмечает, что социализация пациента начинается с первых лет жизни и может продолжаться как до окончания взросления, так и прижизненно, испытывает влияние со стороны трудовой, общественно-политической и познавательной деятельности индивида и раскрывается через выработку типовых поведенческих актов. Соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам пациентов. Главными агентами такой специализированной социализации выступают институты семьи и медицины, формирующие систему ценностей, традиции, социальные нормы и правила поведения в сфере здоровья .

Объектом консультативной коммуникации является состояние здоровья пациента, а предметом - отображающее его сообщение. Каналом служит преимущественно устная речь. Специфичным для данного вида коммуникации является специализированный характер информации: для коммуникатора имплицитным кодом коммуникации является язык медицинской науки, малопонятный пациенту. Поэтому коммуникатор должен в ходе консультации осуществить «дешифровку» сообщения на обыденный язык, учитывающий личностные и социально-демографические особенности восприятия реципиента.

Можно сказать, что вся система институализации медицины обеспечивает понимание между врачом и пациентом. Понимание является результатом консультативной помощи и базовым эффектом коммуникации. На его основе пациент принимает решение и меняет свое поведение. С одной стороны, пациент находится в ситуации, когда для него является затруднительным объективное понимание значения происходящего с ним. В его отношении к ситуации присутствуют личностные смыслы, которые фактически и управляют его поведением. Именно поэтому пациента нельзя считать пассивным объектом медицинского вмешательства, Эффективность лечения далеко не в последней степени зависит от того, рассматривается ли пациент как «организм», или же личность, обладающая социальными и психологическими потребностями. Удовлетворенность нужд пациента является результатом согласования системы потребностей в здоровье и личностных предрасположенностей с субъективной оценкой практических возможностей реализовать их в конкретной системе здравоохранения.

В последние годы проблема понимания все чаще решается с привлечением коммуникативного аспекта компетентностного подхода. Действительно, профессия врача - это одна из немногих профессий группы «человек-человек», требующих совершенного владения приемами и способами эффективного общения. При этом круг профессиональных партнеров по общению весьма велик, к нему относятся сами пациенты, их родственники, коллеги. Целью же коммуникации является достижение взаимопонимания, необходимого при решении не только лечебно-диагностических задач, но и личностных и семейных проблемных ситуаций, способных оказывать существенное влияние на исход конкретного заболевания и качество жизни человека в целом.

Как поведенческая стратегия, коммуникативная компетенция базируется на умении продуктивно общаться с собеседником, избегая конфликтных ситуаций, строить конструктивные отношения, достигать комплаентности при обсуждении с пациентом вопросов назначения диагностических и лечебных вмешательств, способности оказать посильную помощь в разрешении его семейных и личных проблем. Кроме того, понятие коммуникативной компетенции включает в себя владение определенными нормами общения, поведения, как результат усвоения различных этнических и социально-психологических эталонов, поведенческих стереотипов, стандартов.

Проблема коммуникативной компетентности пациента также может быть сформулирована в рамках социологии медицины. Данная тема требует самостоятельного исследования, однако, в первом приближении можно отметить, что коммуникативная компетентность пациента формируется стихийно и испытывает детерминацию со стороны барьеров коммуникации, характерных для наличных у пациента заболеваний.

Коммуникационный подход позволяет фиксировать препятствия, возникающие на пути понимания, интерпретируя их как барьеры коммуникации. Барьеры коммуникации - помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

Принципиально значимы для коммуникативной компетентности пациента психофизиологический, психологический и социальный барьеры. Однако следует иметь в виду, что психофизиологический барьер может действовать комплексно, исключая возможность использования тех или иных технических средств и инициируя конкретные психологические и социальные барьеры. Для изучения барьеров коммуникативной компетентности пациента представляется оправданным привлечение эмпирического материала и методик исследования качества жизни того или иного контингента больных.

Консультативная помощь, рассмотренная как вид социальной коммуникации, интерпретируется как коммуникативная цель с четкими функциональными характеристиками всех базовых элементов. Такой ракурс рассмотрения позволяет повысить ее эффективность и разработать гибкие стратегии ее оптимизации.

Рецензенты:

    Тихонова С.В., д.филос.н., профессор кафедры связей с общественностью ФГБОУ ВПО «СГСЭУ», г. Саратов;

    Масляков В.В., д.м.н., профессор кафедры хирургии ГОУ ВПО Саратовский военно-медицинский институт МО, г. Саратов.

Работа поступила в редакцию 14.05.2012.

Библиографическая ссылка

Андриянова Е.А., Иорина И.Г. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 7-1. – С. 26-29;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30031 (дата обращения: 10.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Консалтинговый; совещательный, экспертизный, консультативный, экспертный Словарь русских синонимов. консультационный прил., кол во синонимов: 5 консалтинговый (2) … Словарь синонимов

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ, консультационная, консультационное (спец.). прил. к консультация. Консультационное бюро. Консультационная плата. Консультационное совещание. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОНСУЛЬТА ИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Консультационный, консультационная, консультационное, консультационные, консультационного, консультационной, консультационного, консультационных, консультационному, консультационной, консультационному, консультационным, консультационный,… … Формы слов

консультационный - консультаци онный … Русский орфографический словарь

консультационный - … Орфографический словарь русского языка

консультационный - Syn: консалтинговый … Тезаурус русской деловой лексики

консультационный - см. консультация; ая, ое. К ое совещание. К ое бюро. К ая помощь … Словарь многих выражений

консультационный - консульт/аци/онн/ый … Морфемно-орфографический словарь

В экспертных системах интерактивный режим эксплуатации базы знаний, при котором пользователь продвигается к решению задачи. См. также: Экспертные системы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Методы развития организаций. Организации: природа (цели, стадии развития, патологии). Профессия консультанта по управлению. Организационная диагностика. Методы выработки решений. Управленческое консу , А. И. Пригожин. Настоящее издание первая на территории бывшего СССР книга, в систематическом виде описывающая многолетний опыт работы консультанта по управлению в специфических российских условиях. Главное…
  • Методы развития организаций , Пригожин А.. Организации: природа. Цели. Стадии развития. Патологии. Профессия консультанта по управлению. Организационная диагностика. Методы выработки решений. Методы решений управленческих задач.…
  • Методы развития организаций. Организации: природа (цели, стадии развития, патологии). Профессия консультанта по управлению. Организационная диагностика. Методы выработки решений. Управленческое консультирование нововведений , Пригожин А.И.. Настоящее издание - первая на территории бывшего СССР книга, в систематическом виде описывающая многолетний опыт работы консультанта по управлению в специфических российских условиях. Главное…

Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм консультативных практик и классификаций этих форм .

Так, по критерию объекта помощи различают индивидуальное («один на один» или «лицом к лицу»), групповое и семейное консультирование.

По критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми.

Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взаимодействия. Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования (хотя это в определенной степени и контактное консультирование), письменного консультирования, а также через печатные материалы (научно-популярные издания и руководства по самопомощи).

По критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.

Существует также несколько типологий консультативной помощи, ориентирующихся на содержание запроса клиента и характер проблемной ситуации. Так, различают интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование . Консультирование может быть реакцией на ситуацию клиента - «кризисное консультирование» либо стимулом для роста и развития клиента - «развивающее консультирование». Традиционно о консультировании говорят применительно к ситуации во время или после кризиса, однако следовало бы также помогать людям предвидеть возможные проблемы в будущем, научить их распознавать признаки надвигающегося кризиса и вооружить их навыками подавления кризисов в зародыше. Любое успешное консультирование подразумевает личностный рост, однако в кризисной ситуации человек находится в ее тисках, под давлением обстоятельств, и поскольку консультирование ограничивается рамками существующей проблемы, концептуальный и поведенческий арсенал клиента может пополниться в весьма небольшом объеме .

Херон (Heron, 1993) выделяет шесть категорий консультативных воздействий в зависимости от их целей и содержания: авторитарные: предписывающие, информирующие, конфронгационные - и фасилитирующие: катарсические, каталитические, поддерживающие.

Предписывающее воздействие сфокусировано на поведении клиента вне рамок консультативного взаимодействия.

Информирующее воздействие предоставляет клиенту знания, информацию и смыслы.

Конфронтационное воздействие имеет своей целью осознание клиентом каких-либо ограничительных установок или поведения.

Катарсическое воздействие применяется с целью помочь клиенту разрядиться, дать выход подавляемым болезненным эмоциям (абреакция), главным образом таким, как горе, страх или гнев.

Каталитическое воздействие ориентировано на стимулирование самопознания, самоуправляемого бытия, научения и решения проблем.

Поддерживающее воздействие ориентировано на подтверждение значимости и ценности личности клиента, его качеств, установок или поступков.

Фасилитирующие виды воздействия ориентированы на большую автономность клиентов и принятие ответственности за самих себя (помогая в облегчении душевных страданий и боли, уменьшающих силу Я, способствуя самостоятельному научению, подтверждая их значимость как уникальных существ).

Выбор того или иного типа и вида воздействия зависит от типа личности клиента (а также типа личности консультанта) и специфики его ситуации. Соотношение авторитарных и фасилитирующих видов воздействия связано главным образом с темой власти и контроля: консультант полностью контролирует клиента, контроль поделен между консультантом и клиентом, клиент полностью автономен .

ТЕОРИИ, МОДЕЛИ И ШКОЛЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Как указывается в специальной литературе, существует от 200 до 400 подходов к понятию консультирования и моделей консультирования и психотерапии. Основными подходами, из которых развились школы консультирования, являются:

1. Гуманистические подходы: личностно-центрированное консультирование, гештальт-консультирование, трансактный анализ, терапия реальностью (консультирование по реализму).

2. Экзистенциальные подходы: экзистенциальное консультирование, логотерапия.

3. Психоанализ.

4. Поведенческий подход.

5. Когнитивные и когнитивно-поведенческие подходы: рационально-эмотивное поведенческое консультирование, когнитивное консультирование.

6. Аффективные подходы: основная терапия, переоценочное консультирование, биоэнергетика.

7. Эклектические и интегративные подходы: мультимодальное консультирование, эклектическая терапия, консультирование по жизненным умениям.

В последние годы получили также распространение такие подходы, как гипноз по М.Эриксону, психосинтез, нейролингвистическое программирование, ориентированная на решение проблемы краткосрочная психотерапия и др.

Некоторые авторы считают, что с методологической точки зрения следует выделять три базовых подхода - психодинамический, когнитивно-бихевиористский и гуманистический, которые наиболее фундаментально отличаются друг от друга по своим взглядам на человека и природу его эмоциональных и поведенческих проблем .

С самого начала развития консультирования и психотерапии отдельными специалистами отмечалось, что сходства в различных подходах к консультированию гораздо больше, чем различий. В 1940 г. на симпозиуме с участием таких крупных фигур, как К.Роджерс и С.Розенцвейг, получила одобрение идея о том, что для всех успешных видов психотерапии являются общими такие факторы, как поддержка, хорошие взаимоотношения между консультантом и клиентом, инсайт и изменения в поведении.

В 1974 г. Фрэнк (Frank) выдвинул тезис: эффективность психотерапии связана первоначально не с применением особых стратегий в рамках того или иного концептуального подхода, а с рядом общих, или «неспецифических», факторов. К таким факторам относятся: построение поддерживающих отношений, предоставление клиенту разумного объяснения, позволяющего понять его/ее проблему, и совместное участие клиента и консультанта в терапевтических ритуалах.

Позднее Гринкевидж и Норкросс (Grencavage and Norcross, 1990) выделили следующие группы неспецифических, или общих, факторов, способствующих терапевтическим изменениям.

Характеристики клиента: позитивные ожидания, надежда или вера; состояние дистресса или неконгруэнтности; активный поиск помощи.

Качества терапевта:

профессионально ценные черты личности;

формирование надежды и положительных ожиданий;

теплота и позитивное отношение;

эмпатическое понимание;

наличие социального статуса терапевта;

безоценочность и принятие.

Процесс изменений:

возможность для катарсиса и эмоционального реагирования; овладение новыми элементами поведения; предоставление разумного объяснения или модели для понимания;

стимулирование инсайта (осознания);

эмоциональное и межличностное научение;

внушение и убеждение;

опыт успешности и компетентности;

эффект «плацебо»;

идентификация с терапевтом;

поведенческий самоконтроль;

ослабление напряжения;

десенсибилизация;

предоставление информации/обучения.

Методы воздействия:

использование техник;

фокусировка на «внутреннем мире»;

строгое соответствие теории;

создание благотворной окружающей обстановки;

взаимодействие между двумя людьми;

объяснение ролей клиента и терапевта.

Хотя эти факторы реализуются в рамках различных подходов по-разному, они все предназначены для усиления у клиента чувства господства над давящими внешними и внутренними силами посредством их обозначения, концептуализации и получения позитивного опыта. Такая позиция противоречит широко распространенному в среде консультантов и психотерапевтов убеждению, что к позитивным результатам для клиентов приводят исключительно применяемые ими техники и стратегии воздействия. Однако в пользу концепции общих, или «неспецифических», факторов могут быть выдвинуты следующие аргументы, полученные в результате проведенных за период 1975 -1990 гг. многочисленных исследований.

Во-первых, показано, что различные теоретические подходы и соответствующие специальные стратегии характеризуются сходными показателями успешности. Во-вторых, обнаружено, что непрофессиональные консультанты, не обученные должным образом специальным техникам, могут, похоже, работать не менее эффективно, чем получившие хорошую подготовку профессиональные консультанты. В-третьих, сами клиенты оценивают значимость «неспецифических факторов» более высоко, чем специальных техник . Тем не менее нельзя абсолютизировать роль общих факторов, которые в любом консультативном подходе тесно взаимодействуют с теоретическими моделями и специальными техниками.

Начиная с 1960-х гг., все больше и больше практиков, как показали специальные исследования, считают себя приверженцами «эклектичного» или «интегрированного» подхода к консультированию, а не какой-либо единственной модели. Они полагают, что ни одна модель не является самодостаточной и универсальной, и заимствуют идеи и приемы из различных подходов. Именно по этой причине начало 1980-х гг. охарактеризовалось выходом в свет большого количества книг по проблематике эклектизма и интеграционизма, созданием «Журнала интегративной и эклектической психотерапии» и «Общества исследования интеграции в психотерапии», а также учебно-тренинговых программ по интегративной терапии.

Термин «эклектический» применительно к консультированию означает, что консультант для удовлетворения запросов клиента выбирает из ряда теорий и моделей наилучшие или наиболее подходящие идеи и техники. Различаются, по А.Лазарусу (A.Lazarus, 1989), несистематический и систематический (технический) эклектизм. Несистематический эклектизм характеризуется тем, что консультанты не испытывают необходимости ни в логически последовательном объяснении, ни в эмпирическом подтверждении используемых ими техник. Систематический (технический) эклектизм характеризуется тем, что консультанты руководствуются предпочитаемой теорией, но кроме того привлекают техники, используемые в других видах консультирования.

В отличие от сторонников теоретического эклектизма, консультанты - приверженцы технического эклектизма «используют процедуры, взятые из различных источников, не всегда согласуя эти процедуры с теориями или дисциплинами, которые их породили» (A.Lazarus, 1989), и считают излишним добавление новых объяснительных принципов.

В отличие от эклектиков, интеграционисты не только применяют техники, использующиеся в различных подходах, но и пробуют комбинировать различные теоретические позиции. А.Лазарус рассматривает технический эклектизм как шаг к интеграционизму, однако он подчеркивает, что при этом необходимо быть осмотрительным .

Ставший более популярным в 1980-е гг. термин «интеграция» означает более амбициозный концептуализированный подход, в рамках которого консультант создает новую теорию или модель из элементов различных теорий или моделей.

Выделяют шесть различных стратегий достижения интеграции .

1. Создание новой самостоятельной теории (своего рода «научная революция»).

2. Развитие одной из существующих теорий в таком направлении, чтобы в нее можно было ассимилировать все остальные конкурирующие или альтернативные теории (данная стратегия считается принципиально ошибочной, поскольку все существующие теории построены на совершенно различных взглядах на природу человека).

3. Фокусировка на лексиконе, словосочетаниях и понятиях, используемых в различных подходах, и развитие общего для консультирования и психотерапии языка (данная стратегия считается полезной для эффективного общения консультантов, работающих в различных подходах).

4. Фокусировка на непротиворечивых областях и общих элементах различных подходов, что позволяет вырабатывать общие понятия и техники не на уровне теории, а внутри конкретных сфер применения или компонентов консультирования (например, понятие «терапевтический альянс» или стадии изменения).

5. Более широкий обмен в сообществе практиков специальными техниками и «рабочими процедурами» (например, в процессе анализа консультативной работы друг друга), что позволяет расширить инструментарий работы с клиентами на практическом уровне.

6. Проведение специальных исследований для выделения наиболее эффективных техник воздействия в типовых случаях (так называемый «технический эклектизм»).

Тем не менее и по сей день сохранилось немало сторонников «чистого» подхода (концептуальный «пуризм»), выдвигающих против эклектизма немало серьезных аргументов. К ним, в первую очередь, относится справедливое утверждение, что в основе различных подходов лежат совершенно разные и нередко противоречивые философские взгляды (на природу человека, механизмы его аффективной сферы, поведения и пр.). В результате имеют место разные языки, интерпретации и объяснения одних и тех же феноменов, выбор разных техник воздействия, и все это может привести к путанице либо отсутствию аутентичности.

Наконец, неясно: как и на каком профессиональном языке осуществлять подготовку - обучение и супервизию - специалистов-практиков в условиях отсутствия единой теоретической модели консультирования?

Конечно, большинство практикующих консультантов находятся как бы между двумя полюсами - концептуальным и эмпирическим, и среди них нет ни «чистых теоретиков», ни «прагматичных техников».

В 1990-е гг. в рамках интегрирующего подхода все большее распространение получили так называемые «транстеоретические» конструкты, т.е. подходы, в рамках которых была сделана попытка разработать такие механизмы и процедуры направленных на изменения воздействий, которые не вписывались бы ни в одну из существующих моделей.

Наиболее яркими примерами транстеоретического подхода (можно сказать, что фактически созданы новые концептуальные модели) являются: модель «умелого помощника», осуществляющего «менеджмент проблем» Дж. Эгана (G. Egan, 1986, 1990, 1994), модель «самоутверждения» Дж. Эндрюса (J.Andrews, 1991) и когнитивно-аналитическая терапия А. Райла (A. Ryle, 1990, 1992).

В социальной работе большое распространение получила модель Дж. Эгана (G. Egan, 1994). Он предположил, что клиент ищет помощи консультанта в тех случаях, когда ему трудно справиться со своими жизненными проблемами, и первоочередная задача консультанта - помочь клиенту найти и реализовать соответствующие решения этих проблем.

Дж.Эган рассматривает консультирование как «менеджмент проблем», т.е. управление проблемами (не «решение», поскольку не все проблемы могут быть окончательно разрешены), и выделяет девять стадий помощи клиенту, из которых центральными являются три:

1) определение и прояснение проблемы: помощь клиенту в изложении его истории;

2) фокусировка;

активизация;

2) формирование целей:

разработка нового сценария и набора целей;

оценка целей;

выбор целей для конкретных действий;

3) осуществление действий: выработка стратегий действий; выбор стратегий; реализация стратегий.

Успешно проведенная 1-я стадия завершается установлением доверительных отношений и ясной картиной «текущего сценария», т.е. возникшей проблемной ситуации. На 2-й стадии в представлении клиента формируется «новый сценарий», в частности, как должна выглядеть ситуация клиента в «улучшенном» варианте. 3-я стадия связана со стратегиями достижения целей и ориентирована на развитие и реализацию действий, необходимых для перехода от «текущего сценария» к «желательному» .

Дальнейшее развитие транстеоретического подхода реализовалось в рамках концепции интегративных консультативных умений Келли (Culley, 1999). В этой модели процесс консультирования рассматривается как серия последовательных стадий: начальной, срединной и завершающей.

Базовыми навыками для всех стадий являются:

внимание и слушание, точность и конкретность;

навыки отражения: переформулирование, перефразирование, суммирование;

навыки исследования (зондирования): вопросы и утверждения.

Цели начальной стадии:

установление рабочих взаимоотношений;

прояснение и определение проблем;

диагностика и формулирование гипотез;

контрактирование.

Стратегии и процедуры начальной стадии:

изучение/зондирование: помощь клиентам в объяснении своих тревог;

приоритаризация и фокусировка: принятие решения об очередности работы с проблемами клиента и выявление стержневого момента;

коммуникация: принятие и понимание.

Цели срединной стадии:

переоценка проблем: помощь клиентам в видении самих себя и своих проблем в другой, более обнадеживающей перспективе;

поддержание рабочих взаимоотношений;

пересмотр контракта (если необходимо).

Стратегии и процедуры срединной стадии:

конфронтация (помогает клиентам осознать используемые ими самими уловки и трюки, препятствующие изменениям);

предоставление обратной связи: дает возможность клиентам понять, как их воспринимает консультант;

предоставление информации (может помочь клиентам увидеть себя в другом ракурсе);

директивные предписания: направлены на изменение привычных стереотипов поведения;

самораскрытие консультанта: рассказ о собственном опыте (используется редко);

оперативная обратная связь: предоставление клиентам точки зрения консультанта на происходящее между ним и клиентом «здесь и сейчас».

Цели завершающей стадии:

выбрать подходящее изменение: клиенты должны знать, какие изменения возможны и каких конкретно результатов они хотят добиться;

перенос результатов научения: применение результатов консультирования в работе с проблемами в повседневной жизни;

осуществление изменения: конкретные действия клиентов;

завершение консультативных отношений: предполагает признание прекращения этих отношений, а также выполнения контракта.

Стратегии и процедуры завершающей стадии:

целеполагание: определение при помощи специальных приемов (дискуссия, воображение, ролевая игра и др.) совместно с клиентами ожидаемых результатов;

планирование действий: выбор из всех доступных для клиентов возможностей и планирование конкретных действий;

оценивание: оценка успешности действий клиентов с точки зрения решения их проблем;

завершение (обзор проделанной работы, помощь клиенту в осознании всего происшедшего, работа с клиентом по преодолению чувства печали, возникшего из-за прекращения консультативных отношений).


Похожая информация.


Консультационный пункт "КРОХА"

На базе МДОУ "Детский сад №151" открыт БЕСПЛАТНЫЙ консультационный пункт психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста (от 2 месяцев до 8 лет), не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители - образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые - их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых - родите­лей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Одна из эффективных нетра­диционных форм работы с родителями - консультационный пункт

Цели консультационного пункта обеспечить преемственность семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимися на дому, поддержка всестороннего развития личности.

Задачи консультационного пункта

Оказание всесторонней помощи детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста.

Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Консультационный пункт предполагает взаимодействие между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствует углублению понимания и изменению их жизненных представлений. Основная категория родителей, которых ждут в консультативном пункте – это родители, дети которых не посещают ДОУ.

Принципы организации работы консультационного пункта:

  • принцип конфиденциальности: информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей;
  • принцип комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;
  • принцип научности: информация, предоставляемая учреждением должна быть достоверной и иметь научную основу;
  • принцип доступности: все информация для родителей дается в доступной форме без использования излишней терминологии.

Организация деятельности консультационного пункта

- Консультативный пункт на базе ДОУ открывается на основании приказа заведующего образовательным учреждением при наличии необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, необходимых программно-методических материалов.

- Консультативный пункт работает согласно графику работы, утвержденному приказом руководителя.
- Непосредственную работу с родителями (законными представителями), детьми, не посещающими ДОУ, осуществляют специалисты консультативного пункта ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели в соответствии со штатным расписанием).

- Режим работы специалистов консультативного пункта определяется заведующим самостоятельно, исходя из режима работы ДОУ.

- Периодичность групповых занятий с родителями 1 раз в месяц, периодичность индивидуальных занятий определяется потребностью родителей (или законных представителей).

- Примерная тематика подгрупповых занятий определяется специалистами детского сада, но может меняться в соответствии с запросами родителей.

Продолжительность занятия с детьми определяется возрастными и индивидуальными особенностями, но не более 20 минут. Консультирование родителей до 30 минут.

Руководство консультационным пунктом

Общее руководство консультационным пунктом Учреждения осуществляет заведующая учреждением.

Заведующий Учреждением:

Обеспечивает создание условий для проведения с детьми и родителями консультативной работы.

Деятельность консультационного пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению директора департамента образования и заведующего Учреждением.

Основное содержание деятельности консультационного пункта

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ.

Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

Количество специалистов, привлеченных к работе в консультативном пункте, определяется штатным расписанием ДОУ.

В консультативном пункте организуются лектории, консультации, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей), диагностические обследования дошкольников специалистами ДОУ.

За получение консультативных услуг плата с родителей (законных представителей) не взимается.

В рамках функционирования нашего консультационного пункта осуществляются следующие направления деятельности:

- консультативно-правовое;

- психолого-педагогическое;

- художественно-эстетическое;

- физкультурно-оздоровительное;

Формы работы:

(индивидуальные, подгрупповые, групповые)

- круглые столы;

- консультации;

- мастер – классы;

- тренинги с родителями;

- занятия и игры с детьми;

- совместные праздники развлечения.

МДОУ «Детский сад № 151» объявляет набор детей 1,5- 3 лет, не получивших место в детском саду, в консультационный пункт «Кроха».

Вам предлагается:

Бесплатная консультационная помощь специалистов детского сада (логопед, психолог, медицинский работник и др.)

Бесплатные занятия с детьми специалистами детского сада (рисование, физкультурные, музыкальные, логопедические занятия) – 2 раз в месяц. Родитель присутствует с ребёнком.

Новогодний праздник

Посещение занятий поможет Вашему ребёнку быстрее адаптироватьсяк детскому саду. По всем вопросам обращаться к заведующему.

Режим работы консультационного пункта:

16.30-17.30

Информацию можно узнать по телефону 24 – 63 – 42

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МДОУ «Детский сад № 151» _________________ Ю.С. Кирюшина

Приказ от 01.09.2019 г. №

План

работы консультационного пункта на 2019-2020 учебный год

в МДОУ «Детский сад № 151»

Тема консультации

(укажите название)

Форма проведения (тренинг, экскурсия, семинар, круглый стол и др.)

Время проведения

Специалисты

(старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог и др., укажите)

Формирование списков семей посещающих Консультативный пункт «Кроха»

Утверждение плана работы консультативного пункта на 2019 – 2020 учебный год, графика работы специалистов

Знакомство с детским учреждением родителями и детьми «Наш детский сад».

«Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад»

Сбор информации о семьях, дети из которых не посещают ДОУ, заполнение заявлений.

Экскурсия по детскому саду для родителей и детей.

Консультация

Сентябрь 2019

01.09.- 20.09

24 Сентября 2019

Заведующий,

Старший воспитатель

Старший воспитатель,

Воспитатель

1 младшей группы

Что такое для ребёнка ИГРА?

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

Групповая консультация

8 Октябрь 2019

21 Октября 2019

Воспитатель

1 младшей группы

Педагог-психолог

«Музыка в жизни ребёнка»

Основные формы физического воспитания детей до 3-х лет.

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

Консультация

Семинар-практикум

(занятие с детьми).

5 ноября 2019

19 ноября 2019

Музыкальный руководитель

Воспитатель

1 младшей группы

«Развиваем пальчики, улучшаем речь»

Как научить ребенка одеваться?

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

3 декабрь 2019

16 декабрь 2019

Учитель-логопед

Воспитатель

1 младшей группы

Новогодняя ёлка.

Развиваем ребёнка играя

Совместное развлечение для детей и родителей

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

9 Января 2020

20 Января 2020

Музыкальный

руководитель.

Педагог-психолог

В мире звуков

Развитие сенсорных способностей детей в семье

Консультация

Семинар-практикум

(занятие с детьми)

Групповая консультация (занятие с детьми)

4 Февраля 2020

18 Февраля 2020

Учитель-логопед

Для организации и оптимизации работы адвокатов по оказанию юридической помощи, президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами юстиции. Население обращается именно в такие юридические консультации и именно там находит правовую помощь по интересующему их вопросу.

Юридическая консультация создается в форме учреждения и является некоммерческой организацией, созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Собственником имущества юридической консультации является адвокатская палата, в соответствии со статьей 296 ГК РФ это имущество закрепляется за юридической консультацией на праве оперативного управления. В соответствии со статьей 298 ГК РФ юридическая консультация не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ей по смете.

Юридическая консультация отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам юридической консультации несет адвокатская палата. В отдаленных районах субъектов РФ отсутствуют адвокатские образования, а население этих районов лишено не только квалифицированной юридической помощи. Для того, чтобы решить эту проблему, Закон предоставил право адвокатской палате по представлению органов государственной власти соответствующего субъекта РФ учреждать в таких местностях юридические консультации.

Юридические консультации создаются исходя из административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, президиум палаты принимает решение о создании юридической консультации или о прекращении ее деятельности. Он же назначает руководителя юридической консультации, который действует на основании доверенности.

В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата учреждает юридическую консультацию, по представлению соответствующего государственного органа.

В юридических консультациях традиционно действуют различные формы деловой взаимопомощи при осуществлении своих профессиональных функций. Это и консультации друг с другом, и обмен опытом работы, совместное участие адвокатов в групповых процессах, предварительное или последующее обсуждение правовой позиции по тому или иному вопросу (однако здесь нельзя забывать о сохранении адвокатской тайны), решение проблемы коллизионной защиты, если таковая возникает по делу и т. п.

Проверки качества работы адвокатов заслушиваются на собраниях в юридических консультациях. На производственных совещаниях адвокаты обсуждают наиболее важные для них вопросы: новое законодательство, спорные вопросы законодательства, правовые и процессуальные позиции по сложным уголовным, гражданским делам и др. Вместе с тем эта форма имеет факультативный характер и предназначена для решения проблемы правовой защиты граждан в удаленных и труднодоступных местностях, что предопределяет особый порядок учреждения, связанный не столько с волеизъявлением адвокатов, сколько с просьбой государства, и особый порядок финансирования деятельности юридических консультаций, также связанный не с адвокатской деятельностью как таковой, а с выделением соответствующих бюджетных средств.