Идеальная жизнь: обратная сторона медали. Идеалы в жизни человека

В современном обществе люди постоянно коммуницируют друг с другом, делясь информацией, знаниями, переживаниями, эмоциями, передавая собственный опыт и навыки. Им комфортно общаться в таком ключе, и, несмотря на то что все люди разные, они приходят к общему консенсусу и тем самым формируют устойчивое слаженное общество. Однако нужно отметить, что каждый человек - это отдельная личность. Каждый человек - это принципиально отличный от других индивидуум, который несет в себе свои особенности психотипа, собственные черты характера, личный багаж знаний, умений, навыков и возможностей. Но существует ли идеальный человек? Давайте разбираться.

Понятие

Для того чтобы понять, каким должен быть идеальный представитель человечества, нужно разобраться в том, что означает понятие идеала. В психологии идеалом принято считать совокупность факторов и характеристик конкретной субстанции (человека, явления, предмета), которые обладают наивысшей степенью положительности и достигают максимальной точки образцового и показательного состояния.

Если говорить о совершенном человеке, то его нужно рассматривать в разрезе множества разнообразных контекстов. Ведь понятие идеализма определяется массовостью всевозможных факторов, влияющих на уровень воспитания, образованности, умственного развития, степени привлекательности, способности к труду, к общению, коммуникациям и многим другим человеческим качествам. Поэтому невозможно судить об идеализме конкретного человека, исходя, например, только из его внешних данных или определяя его исключительно по параметрам профессиональных способностей. Анализ человека производится в целом, с учетом всех особенностей его темперамента, физического и психоэмоционального наполнения.

Стремление к идеализму

Почему каждый сознательный представитель общества стремится быть идеальным человеком? Чем предопределяется его желание максимально приблизиться к идеалу? Существует масса предпосылок, влекущих за собой тенденцию к общественной целеустремленности быть приближенными к совершенству:

  • Общественная симпатия и благосклонность - идеальный человек не может не вызывать восхищения и предрасположенности к себе окружающих.
  • Признание со стороны коллег и наставников в профессиональной деятельности.
  • Популярность у представителей противоположного пола.
  • Приверженность друзей, знакомых, товарищей.
  • Открытость всех дорог и «зеленый свет» во всем.

Так, образ идеального человека желает примерить на себя практически каждый представитель современного общества. Но возможно ли быть идеальным во всем?

Существует ли идеальный человек?

Говоря о возможности существования совершенной личности, сложно представить себе тот объем критериев, по которым будет определяться степень идеальности конкретного объекта наблюдения. Ведь для того, чтобы выявить его идеализм, человечеству придется применить к нему массу аналитических действий, социальных опросов, измерительных и наблюдательных процедур. Да что там говорить? Понятно одно - идеальных людей не бывает. Это миф, который люди придумали для того, чтобы стремиться к чему-то лучшему, совершенному, недостижимому. Ведь идеализм человека рассматривается в ракурсе огромного количества параметров, по которым можно судить о степени его положительности или отрицательности. Допустим, для одной женщины ее муж является просто эталоном мужской красоты, а другая при этом скажет, что это совершенно не ее типаж и мужчина просто ужасен в своей неуклюжей брутальной внешности. Одна женщина может восхвалять труды мастера ногтевого сервиса и говорить, что тот - гуру в своем деле и чистый идеал мастеринга ногтевого искусства, в то время как более требовательная клиентка обязательно опровергнет эту версию и оставит свои замечания, моментально снимающие со специалиста ногтевого сервиса звание идеального.

Поэтому следует развеять миф о том, что где-то среди людей существует необыкновенный индивид, абсолютно во всем положительный и для всех в высшей степени приближенный к идеалу. Идеальных людей не бывает.

Характерные черты

Несмотря ни на что, люди продолжают стремиться к совершенству. И если у каждого есть свои предпочтения и критерии идеализма, то у общества в целом существуют обобщенные, относительно сориентированные на большинство мнений качества и характеристики, приближенные к безупречности и образцовой показательности. Какими особенностями и формами психотипа должен обладать пример идеального человека в обществе?

  • Целеустремленный характер - каждому представителю современного социума должно быть свойственно ставить перед собой цели и всеми силами стараться их достигнуть.
  • Свободолюбивый нрав - понятие идеального человека не предусматривает его зависимости от кого-либо или чего-либо.
  • Интеллектуальная развитость - без зрелого умственного развития человека нельзя назвать личностью, а безличностные люди не могут быть идеальными.
  • Чувство юмора - неотъемлемый аспект характера полного энергии и жизненных сил представителя человечества.
  • Настойчивость - напор и стремление справляться с поставленными задачами обусловливают сильную сторону психотипа личности.
  • Находчивость - умение находить подход к различным аспектам жизнедеятельности неотъемлема от понятия идеала.
  • Самопожертвование - вряд ли люди, стремящиеся к совершенству, имеют право жалеть себя.
  • Снисходительность - добродушие и простота придают людям благородства.
  • Всепрощение - стремящийся к идеалу объект социального пространства не может быть злопамятным, он должен уметь прощать обиды.
  • Внимательность к окружающим - забота о родных и внимание к близким, знакомым, незнакомым людям, нуждающимся в нем, приближают человека к эталону человечности и гуманности.
  • Отзывчивость - люди должны уметь протягивать руку помощи друг другу, когда это необходимо.
  • Сила воли - терпение и труд предопределяют крепкий стержень внутри человеческой оболочки.
  • Любовь к ближнему - ни один человек не достигнет идеала, будучи черствой, бездушной личностью.

И все же идеальный человек - какой он? Если говорить не в общем, а в частности, то можно описать отдельные группы людей, обладающих кристально чистым сознанием и безупречной репутацией. К примеру, идеальная женщина - это совокупность внешней привлекательности, внутренней красоты, склонности к опрятности, хозяйственности. Идеальная женщина - она добрая, отзывчивая, способная выслушать, помочь в трудную минуту. Она идеальная мать, хорошая супруга, благодарная дочь. На самом деле идеальной женщиной быть достаточно трудно, поскольку для совмещения всех перечисленных качеств ей требуется тратить на себя и свое окружение огромное количество времени, которого у нее физически просто нет.

Идеальный мужчина

Если бы самым идеальным человеком в мире был мужчина, каким бы он был? Основными качествами такого представителя сильной половины человечества стали бы следующие:

Очень многими человеческими качествами должен обладать идеальный друг. Понятие дружбы вообще само по себе являет нечто трепетное в психоэмоциональном плане, крепкое в связи взаимоотношений и нерушимое в плане стойкости и длительности. У настоящей дружбы нет временных рамок, а все потому, что настоящий друг обладает удивительными качествами. Идеальный друг всегда очень внимателен и чуток, сопереживает и всегда готов подставить свое крепкое плечо, помочь выбраться из беды и даже отдать свою жизнь в обмен на жизнь дорогого ему товарища в лице друга. Это тот человек, который выслушает, даст совет, простит все обиды, подарит надежду на счастливое будущее своими убеждениями о том, что все будет хорошо. Такие люди обязательно должны быть рядом, ведь они идеальные друзья.

Идеальный супруг

Какими чертами характера должен обладать идеальный человек по отношению к своей законной второй половине, с которой он состоит в браке?

  • Первое и нерушимое правило семьи - верность, поэтому первым и основополагающим качеством любого идеального супруга является преданность своей семье.
  • Вторая его образцово-показательная черта характера - доверчивость, ведь какими могут быть отношения, порожденные изначально в недоверии?
  • Третье качество - это внимательность, а вместе с ней и забота, которую он проявляет ко своей второй половине и своим детям.

На этих трех китах держится и семья, и понятие идеального супруга и семьянина.

Когда хочется с кем-то поговорить, излить душу, доверить свои сокровенные секреты, приходится искать человека, который смог бы стать хорошим партнером по части разговоров. Какой он - идеальный собеседник? Тот, кто сможет выслушать, не перебивая и не зевая во время монолога своего оппонента. Тот, кто после излитой товарищем души где надо - посочувствует, где надо - подбодрит, где надо - даст хороший совет. Тот, кто не расскажет об услышанном ни одной живой душе, ведь это беседа только двоих, третьего не дано. Наконец, это тот, кто поддержит разговор и направит его в нужное русло, давая возможность своему собеседнику выговориться, услышать нужные слова и успокоить свою душу.

Идеальный член общества

Всеобщий любимчик, умник, красавец, спортсмен, трудоголик и семьянин - вот каким видят идеального человека люди в обществе. Быть общественным деятелем, активным участником общественных движений, лидером кружков, организаций, партий - он должен держать перед окружающими марку и быть задействованным во всех возможных процессах, происходящих вокруг. Только тогда его признают идеальным членом общества и воздадут ему должное за его идеализм.

Идеальная пара

Если говорить не об одном человеке, а отдельно о двух партнерах, сосуществующих по жизни в отношениях, в семье, нужно рассматривать не конкретно их как личностей, а оценивать их взаимоотношения. Например, образцово-показательной парой последних нескольких лет на уровне мировых знаменитостей были Анжелина Джоли и Бред Питт со своими детишками и идеальным браком до тех пор, пока в недалеком прошлом женщина не подала на развод. Примером идеальной пары остаются по сей день Виктория и Дэвид Бэкхэм, прослывшие успешными карьеристами, любящими супругами и заботливыми родителями.

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть. По мнению философов, психологов, культурологов, да и просто небезразличных людей, жизнь – это нечто большее, чем просто поглощение пищи, своевременный отход ко сну, перемывание косточек Марье Ивановне из бухгалтерии или переход на новый уровень даже в самой захватывающей компьютерной игре.

Подняться над повседневностью, сделать свою жизнь активной, яркой, насыщенной интересными событиями можно, если понимать и представлять, для чего живёшь, придерживаться определённых ценностей. На что именно ориентироваться в жизни, каждый решает сам. Жизненные идеалы у разных людей могут отличаться. В то же время имеются и общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, любовь к ближнему), к которым должны быть причастны все.

На протяжении истории у людей складывались разные представления о том, что такое идеалы, и каким должен быть идеальный человек.

Идеал человека в культуре

Представления о сущности человека неодинаковы в культурах разных исторических эпох.

Древний мир

Впервые размышлять о человеке начали в незапамятные времена. Так, древнегреческие философы рассматривали понятие калокогатии, сущностью которого являлось самопознание и совершенство. Аристотель обращал особое внимание на то, что совершенный человек придерживается моральных норм, не позволяет себе совершать дурных поступков и стремится к прекрасному ради прекрасного.

Средневековье

В Средние века идеал человека рассматривали в контексте служения Богу. Считалось, что совершенство достигается за счёт дисциплинированности, кротости, послушания, аскетизма. Такой идеал воспитания проповедовали служители церкви. Однако в это время развивались и естественные науки, образование постепенно приобретало светский характер, соответственно, менялись и представления о человеке, его возможностях. Считалось, что человек может овладеть тайнами природы и приобретать новые знания на основе опыта.

Ещё одним идеалом человека в этот период был благородный и доблестный рыцарь. Рыцари объединялись в ордены, создавали свои кодексы чести, устраивали турниры. У каждого рыцаря была своя «Прекрасная дама» (реальная или воображаемая), которой посвящались победы на ристалище и совершаемые подвиги.

Ренессанс

Идеи о всемогуществе человека получили своё развитие в эпоху Возрождения (Ренессанса). Во главе угла становится человек с точки зрения своей природы и возможностей. Но люди по-прежнему осознавали, что не всё зависит от них, а это способствовало появлению идей о свободе и необходимости. Подобные воззрения существовали и в эпоху Античности, но теперь они активно переосмысливались и воплощались в жизнь.

В этот период по-другому объясняются отношения между человеком и Богом. По-прежнему считается, что Бог создал человека, но человек от рождения наделён активностью, стремлением преобразовывать мир и самого себя, поэтому может и должен стать хозяином своей жизни. Тогда же формируются и первоначальные представления о различиях между людьми.

Новое время

В эпоху Просвещения на формирование представлений об идеале человека оказала немецкая классическая философия. Так, Иммануил Кант писал о том, что главное в жизни – уметь пользоваться своим разумом. Идеал того времени – человек разумный, устроенный по законам логики и способный изменять окружающий мир в соответствии с доводами разума. Люди этой эпохи по-прежнему верят в Бога, но в умах некоторых из них появляются идеи свободомыслия.

С развитием капитализма идеальным становится человек труда, а подлинными ценностями – трудовая дисциплина, исполнительность, профессионализм и относительно здоровая конкуренция.

Идеал советского человека – это герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», то есть, бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели.

Однако такие представления об идеальном человеке носили скорее официальный характер. В реальности идеалом была совесть, когда гораздо важнее «быть», а не «иметь». Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, сопереживали не только родным и друзьям. Впрочем, жизнь в условиях страха, репрессий, ограничений свобод тоже была своего рода героизмом.

Человек в культуре разных народов

Представления об идеале человека зависят от условий жизнедеятельности того или иного народа и отражены в произведениях фольклора: сказках, легендах, преданиях, былинах, песнях. Так, русская девушка непременно является красавицей, для адыгов (и не только для них), главное в человеке – его честь и достоинство. Народы Кавказа славятся своим гостеприимством, а чукчи – умением охотиться. Но, каковы бы ни были различия, все народы сходятся в одном: идеалом человека является национальный герой, обладающий крепким здоровьем, силой духа, умом, трудолюбием, смелостью и отзывчивостью.

Идеал человека в искусстве

Исторически сложившиеся представления об идеале человека нашли своё отражение в произведениях искусства.


Античность

Идеи этого периода о совершенном человеке воплощены в статуях богов, героев и победителей Олимпийских игр. По сути, древнегреческие боги были идеальными людьми, а люди уподоблялись богам. Широко известна статуя Мирона «Дискобол». Прототипом скульптуры является реальный человек, сильный, здоровый и уверенный в себе, каким и подобает быть истинному гражданину Эллады.

Неограниченные возможности человека воспевались Софоклом, Гомером и другими поэтами. Образ прекрасного героя, носителя нравственных идеалов, демонстрировался и в древнегреческом театре.

Искусство средневековья

Как было сказано выше, на жизнь людей в Средние века большое влияние оказывала церковь. Поэтому в противоположность античной традиции, человек понимался как былинка, песчинка, небольшая частица Вселенной, подвластная воле Божьей. Подобные взгляды нашли своё отражение и в произведениях искусства: возвышается не сам человек, а духовная сила, которая роднит его с Богом. Яркий пример идеала человека в искусстве Средних веков – иконографическое изображение Иова – больного библейского персонажа, который безропотно принимает волю Божью.

Несколько позже представления о человеке стали более оптимистичными. Постепенно в сознании людей начинает формироваться образ труженика, созидателя, творца. Труд уже воспринимается не как наказание за грехи, а как основная обязанность человека. Эти взгляды находят своё отражение в образах Христа-мученика, описании его жизни на Земле. Иисус Христос на полотнах живописцев тех лет олицетворяет униженного, страдающего, но божественного по своей сути человека.

Человек в искусстве эпохи Возрождения

Во времена Ренессанса художников интересовала уже не божественная, а земная сущность людей. Искусство постепенно становится светским, а способы создание портретов и произведений изобразительного искусства других жанров обосновываются научно. Это приводит к тому, что человек на полотнах мастеров становится естественным. Зритель может определить характер и настроение героя картины. Примером тому является всемирно известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Несмотря на развитие идей гуманизма, мастера эпохи Возрождения продолжали использовать религиозную тематику, но образы Христа, апостолов и Девы Марии больше напоминали реальных людей. Вероятно, это делалось для того, чтобы показать человеку его сущность через известные сюжеты. Так, Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны воплотил красивую женщину, которая любит своего сына и тревожится за него.

Человек нового времени

В эпоху Просвещения продолжает развиваться реалистическое искусство. Смена феодального строя капиталистическим, развитие промышленности способствуют появлению так называемой новой породы людей. Человек становится более приземлённым, озабоченным своими проблемами, но в то же время, образованным, пытающимся использовать для решения жизненных задач собственный ум. Таким его показывают на картинах и в литературных произведениях. В качестве примера можно привести полотна Ж.Б. Шардена, У. Хогарта, А. Ватто, трактаты Дидро, Руссо, романы И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и т. д.

Изображение человека в соцреализме

В советские времена с картин, агитационных плакатов и экранов телевизоров на людей смотрели рабочие-ударники, передовые колхозники, знатные доярки, заботливые матери семейств. Представители власти позиционировали СССР как страну, в которой отсутствует эксплуатация человека человеком, а люди проявляют героизм исключительно добровольно, руководствуясь желанием как можно скорее построить светлое будущее. Поэтому и в искусстве соцреализма идеалом становился труженик. Кроме того, у советского человека должна быть благополучная семья, хорошие показатели ГТО, а также отличная боевая и политическая подготовка.

Всё вышеперечисленное отражено в картинах П. Смурковича «На лыжах», В. Кутилина «Первое поле», Т. Яблонской «Хлеб», стихотворениях В. Маяковского, А. Твардовского, К. Симонова, прозе М. Горького, М. Шолохова, А. Фадеева, песнях на слова В. Лебедева-Кумача и т. д.

Идеал человека в религии

Помимо культуры, искусства, идеал человека представлен во всех религиях мира. Общим для религиозных учений является любовь к ближнему, победа добра над злом, истины над ложью и света над тьмой. Эти ценности должен исповедовать человек. Но в каждой религии существуют свои представления об идеале. Остановимся на этом подробнее.


Христианство

Идеальный человек в этой религии соответствует образу Иисуса Христа. Добродетели христианина – доброта, кротость, смирение. Исповедующий христианскую веру, стремится к Богу, а потому выполняет его волю, пытается сохранить мир в своей душе, строить доброжелательные отношения с родными и близкими, никому не причинять зла.

Ислам

По представлениям мусульман идеальный человек должен прогонять от себя греховные мысли, совершать добрые поступки, стремиться к знаниям, быть добрым, скромным, терпеливым и чистоплотным. Также истинный правоверный не курит, не употребляет спиртного и не играет в азартные игры.

Буддизм

Здесь идеалом человека считается Будда, который изначально был обычным человеком, но смог достичь просветления (Нирваны). Последователи буддизма считают, что приблизиться к этому состоянию можно, если заниматься духовными практиками и делать добрые дела. В исламе и христианстве идеал человека недостижим.

Индуизм

Последователи этого учения считают, что идеального бытия можно достичь, только освободившись от кармы – круговорота событий, рождений и смертей, в котором находится человек. Став свободной, душа воссоединяется с одним из божеств или остаётся сама по себе. Быстрее достичь освобождения помогает йога. К подлинной свободе способны лишь избранные. Простым смертным остаётся очищать карму (молитвы, добрые дела), чтобы в следующей жизни родиться удачнее, чем в этой.

Идеал современного человека

Точно определить идеал современного человека не представляется возможным. Наше время довольно сложно и противоречиво с точки зрения ценностей, моральных норм, разрешений и запретов.

Сегодня «не модно» быть высокоморальным, строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями и высокими идеалами. На первый план выходит прагматизм, жажда потребления, желание получать удовольствия и не прилагать усилий.

Современное общество предъявляет высокие требования к человеку. Сегодня просто необходимо выглядеть по последней моде, иметь суперпрестижную работу, добиваться успеха в бизнесе. Тот, кто не пытается достичь карьерных высот, вызывает непонимание.

В то же время, назвать всех живущих на Земле закоренелыми прагматиками всё-таки нельзя. Значительное количество людей читает художественную литературу, посещает храмы, занимается благотворительностью, практикует дауншифтинг. Думается, идеал современного человека ещё не сформирован, но хочется верить, что это произойдёт в ближайшее время.

Все люди стремятся получить что-то лучше и больше, нежели имеют на данный момент. В этом нет ничего удивительно, ведь если не желать большего, можно считать, что жизнь пуста и неинтересна. Ведь только лишь цели и мечтания заставляют каждого из нас двигаться вперед. Сейчас хочется поговорить о том, что такое идеальная жизнь и каковы ее критерии.

Терминология

Изначально нужно понять, о чем же именно пойдет далее речь. Итак, что такое идеал? Как можно для себя данный термин понять? Если верить толковому словарю, то идеал - это наивысшая цель стремлений, деятельности отдельно взятого человека или группы людей. Идеал - это то, к чему каждый стремится. Но тут же возникает следующий вопрос: а есть ли критерии этого понятия как такового? Можно с уверенностью ответить, что объективного толкования в данном случае нет. Идеал - это термин субъективный, то есть личный, особый. Ведь для одного человека идеалом является что-то одно, а для другого - совершенно иное.


Как формируется понятие идеальной жизни

Начинать нужно с того, что сегодня идеальная жизнь - это тот продукт, который подают нам современные журналы, телепередачи или кино. Для многих людей недосягаемой вершиной являются красные дорожки, дорогие наряды и убранства, эксклюзивные автомобили, яхты и огромные усадьбы. Но так ли это на самом деле? Для того чтобы понять, что же такое идеал для отдельно взятого человека, нужно в первую очередь послушать себя, свое «Я». Ведь очень часто так бывает, что образ идеальной жизни создают даже не селебритис, а близкие родственники, чаще всего - именно родители. Ведь они хотят видеть своего ребенка медиком, пожарным или банкиром. Но является ли это идеалом для самого ребенка? Далеко не всегда. И в результате видимая идеальная жизнь, даже если она вот-вот уже перед глазами, не приносит никакого удовольствия и духовного удовлетворения взрослому и самодостаточному человеку. А все потому, что когда-то критерии достижения успеха были расставлены неправильно.

О расстановке критериев

Идеальная жизнь - это тот образ будущего, который человек создал для себя сам, независимо от мнения родственников, друзей или иных влиятельных личностей. Это то, чего хочет душа, естество человека, а не его ближайшее окружение. Чтобы понять, чего же хочется от жизни на самом деле, нужно всего лишь прислушаться к себе. Ведь далеко не всегда человеку для счастья нужна именно высокооплачиваемая работа. Достаточно заниматься тем, что приносит настоящее удовольствие. Недаром ведь говорят, что лучшая работа - это хобби, за которое еще и доплачивают.


Правила создания идеала

В связи с вышесказанным, хочется выделить несколько простых, но важных правил, которыми стоит руководствоваться при создании своей идеальной жизни.

  • Нужно слушать только лишь себя и свое сердце.
  • Мнение окружающих - не важно. Пусть даже это и желания самых близких людей. Жизнь дается человеку единожды, и прожить ее нужно так, как душе угодно.
  • Самое ценное - это вовсе не материальное. Об этом не стоит забывать. Ведь даже есть поговорка: "богатые тоже плачут".
  • И главное правило состоит в том, что правил, по сути, не существует.

Подводя небольшой итог, хочется отметить: чтобы достичь своего идеала, нужно работать много и упорно, не отвлекаясь на глупости. Ведь все самое ценное достается путем самосовершенствования и превращения окружающего мира во что-то хорошее, светлое и доброе.

Немного об идеальных людях

Также важно помнить, что такие понятия, как идеальная жизнь и идеальный человек, неотделимы друг от друга. Собираясь достичь своего жизненного идеала, нужно также определиться и с тем, каким должен быть идеальный человек: что у него должно быть и что он должен знать и уметь. Опять же, тут встает вопрос о материальном и духовном: это надо строго разграничивать. Если же говорить в общем, то идеальный человек - это та личность, которая старается делать добро, не требуя ничего взамен. Не стоит забывать, что идеальными людьми сегодня нередко называют буддийских монахов: просветленных людей, которым чуждо стремление к материальному богатству.


Идеальная семья

Ну и конечно же, хочется поговорить немножко и о том, какой должна быть идеальная семейная жизнь. Что же для этого важно? Никто не станет спорить, что нужно иметь свой дом, деньги, чтобы рожать и ставить на ноги детей. Но все же это не самое главное. Ведь в семейных отношениях должна быть любовь. А вот в это слово каждый уже вкладывает что-то свое, особенное. Одно можно сказать точно: семья будет крепкой, если люди будут ценить друг друга, уступать и думать не только о себе (что также важно), но и о близких. «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой» - это правило работает и в семейной жизни. А хорошие, добрые люди всегда достигают вместе многого, в том числе и материального благополучия.

И в качестве небольшого вывода хочется отметить, что идеальная жизнь - это именно то, чего человек желает сам себе своей душой. В данном случае важно слушать свое «Я», откинув мнение даже самых дорогих и близких людей. Ведь прожить свою идеальную жизнь сможет только лишь сам человек, а не кто-то другой. Об этом забывать не стоит.

Идеал – это наилучшее, завершенное состояние явления. И если под эти мерки подгонять человека, абсолютным идеалом будет его , или просто небытие, чье равновесие не должны искажать и тревожить никакие проявления жизни. В общем, полная и окончательная нирвана без всякой надежды на какое-либо «продолжение» с увлекательными подробностями. Но тогда, вся наша жизнь – это какая-то одна большая божественная ошибка, исправление которой ложится на плечи людей, «увлекающихся» духовными учениями. Надеюсь, в этом месте вы улыбнулись. Мы живем в многообразной реальности, и здесь, посреди хаоса явлений, помимо прочего иногда возникают жизнеутверждающие переживания, в ценности которых, я думаю, никого убеждать не нужно. И в этом отношении, идеал – это мечта, светлая и созидательная жизнь, наполненная любовью и радостью.

Жизнь состоит из ощущений, которые происходят в том, что мы называем словом «Я». «Я» – есть тот, в ком происходят мои перцепции, которые складываются в мою жизнь. Мы движемся к тому, что чувствуем, а чувствуем мы то, что происходит в нас самих. Если бы Бога не было в нас, для нас же его не было бы нигде. Наша психика многогранна, наше подсознание уже содержит всю совокупность вероятностей, которые могут с нами произойти. Все религии и учения – краткие инструкции к нашей психике. Идеальный человек уже существует в нашем подсознании, иначе нам было бы не к чему стремиться. Наше развитие – это раскрытие нашего потенциала. Мы движемся к тому, что знаем, или хотя бы тонким намеком предчувствуем, потому что в повседневном сознании проявлены «семена» Его жизни. Совесть не позволяет нам сбиться с пути.

Совесть – это своеобразное психическое зеркало, глядя в которое человек хочет увидеть Бога, а видит в нем себя и расстраивается. Он ощущает разницу между своими ожиданиями и реальным положением дел. Эта разница, ощущается, как муки совести. А совесть, в данном случае – великий мотиватор самосовершенствования. Она – тот психический магнит на теле Бога в нашем сознании, который нас вытягивает из нашей , и протаскивает сквозь жизненные неурядицы к великой цели. И чем ближе мы подбираемся к идеальному человеку внутри себя, тем мощнее сила этого тяготения, тем сильней контраст между идеальным и обыденным, тем сильней муки совести. Чем сильней наша связь с идеальным человеком внутри нас, тем громче звучит его голос, который направляет нас по пути самосовершенствования. И раз этот «идеальный человек» уже внутри нас есть, самосовершенствование сводится к самопознанию.

Чтобы стать лучше, мы должны узнать себя. И неважно, каких религиозных взглядов мы при этом придерживаемся. Мы даже можем быть материалистами. Все эти взгляды – просто – очередной ограниченный способ думать и говорить о жизни. Многие люди всю жизнь покупаются на свое мировоззрение, как на окончательную истину, даже не замечая, как она меняется на новые, более «истинные» истины, на которых базируется очередной слой иллюзий о жизни. Вскоре все окончательные истины будут снова разоблачены. И тогда, о чудо! Придут новые. Когда-нибудь мы перестанем воспринимать их всерьез..

Иногда мы чувствуем, как выходим за свои границы, и понимаем, что вчерашние истины – чепуха, которая сковывала наше сознание. Мы с удовольствием избавляемся от старых концепций, но тут же, всеми силами хватаемся за новые – более тонкие! С усталым видом взрослого человека мы говорим о старых концепциях, и с непосредственной юношеской страстью – о новых. В этом – один из секретов молодости: делать открытия, получать первый опыт, впечатления, узнавать нечто новое для себя. Один из секретов развития заключается в том, чтобы по мере совершения новых открытий – зафиксироваться в их «запредельных» образах. Например, когда мы чувствуем нечто, граничащее с пределами нашего понимания, мы можем попробовать выразить это понимание на словах, чтобы затем на его месте появилась «опора». Сейчас эта опора может стать следующей ступенькой развития. А когда-нибудь она станет бесполезным якорем, блоком, который, чтобы двигаться дальше, мы будем вынуждены разрушить и отпустить. Так развитие и происходит.

Чтобы совершались перемены, мы должны их создавать, впускать в свою жизнь. Но, порой, мы просто не способны принять их суть. Обычно мы хотим, чтобы наша старая жизнь преобразилась и расцвела, чтобы наши старые привязанности достигли своего апогея, в котором не мы бегаем за объектами своей страсти, а эти «объекты» сами бегают за нами. А мы при этом снисходительно позволяем этим объектам пребывать в нашем обществе. Это может выразиться, например, человека, который умоляет нас побыть с ним рядом, хотя бы еще немного. Все это – самообман, реализация которого в нынешней жизни чаще всего невозможна, потому что – бесполезна. Наши привязанности удерживают нас на месте.

Возможно, сегодня наш ум еще не способен вместить, а потом выдержать идеальную жизнь. Мы просто должны признать, что настоящие перемены происходят, когда мы «теряем» нечто важное, а после потери – обретаем способность это «важное» отпускать. Снова и снова. Чем дольше мы держимся за наши привязанности, чем дольше тормозим на месте, тем глубже погружаемся в непрерывно истлевающую трясину текущего , на котором эти привязанности нас удерживают. Как страшно и больно покидать зону комфорта! Как много, порой, этого страха приходится вынести, чтобы обрести вкус жизни, чтобы понять, в какое болото нас заводят наши привязанности, чтобы научиться стоять и двигаться на собственных ногах к собственным целям. Просто порой мы отказываемся понимать, что путь к идеалу пролегает, не через ковровую дорожку, усыпанную цветами, а через психические ухабы, чередующиеся относительно ровной тропинкой свободы и понимания.

Мы не можем измениться, просто устранив «деструктивные» влияния, избавив себя от каких-то «неприятных» людей, или «тягомотных» обязательств. Мы не можем измениться, оставаясь на месте. Мы можем измениться, лишь впуская в свою жизнь нечто новое. Мы можем заменить одно влияние другим, и только тогда потери не заставят нас переживать зияющую пустоту в том месте души, которое занимала наша привязанность до того, как мы ее потеряли. И если мы впускаем перемены в свою жизнь, голос совести разбавляется нашим любопытством, интересом и страстью к неизведанным граням жизни. Это не значит, что нам следует предательски оставлять близких и любимых людей в прошлом. Это значит, что мы меняемся, когда искренне осознаем собственные истинные цели, и движемся к ним, делая открытия, впуская в себя новый мир, о котором знали вчера лишь по тонкому намеку, неуловимому предчувствию в собственном сознании.