Иллюстрации к рассказу косточка толстого. Лев толстой

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

Куда ты, Филипок, собрался?

В школу.

Ты ещё мал, не ходи, - и мать оставила его дома.

Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую, и пошёл в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

Куда ты, пострелёнок, один бежишь?

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать.

Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится.

Шла мимо школы баба с ведром и говорит:

Все учатся, а ты что тут стоишь?

Филипок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Ты что? - закричал он на Филипка.

Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.

Да ты кто?

Филипок молчал.

Или ты немой?

Филипок так испугался, что говорить не мог.

Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. - А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.

Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.

Ну садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

Ну-ка сложи своё имя.

Филипок сказал:

Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.

Все засмеялись.

Молодец, - сказал учитель. - Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал:

Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

Учитель засмеялся и сказал:

Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

КОСТОЧКА

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Лев Толстой

КОСТОЧКА

Рассказы


Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

Куда ты, Филипок, собрался?

В школу.

Ты ещё мал, не ходи, - и мать оставила его дома.

Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую, и пошёл в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

Куда ты, пострелёнок, один бежишь?

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать.

Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится.

Шла мимо школы баба с ведром и говорит:

Все учатся, а ты что тут стоишь?

Филипок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Ты что? - закричал он на Филипка.

Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.

Да ты кто?

Филипок молчал.

Или ты немой?

Филипок так испугался, что говорить не мог.

Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. - А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.

Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.

Ну садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

Ну-ка сложи своё имя.

Филипок сказал:

Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.

Все засмеялись.

Молодец, - сказал учитель. - Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал:

Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

Учитель засмеялся и сказал:

Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

КОСТОЧКА


Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.


Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.


ДЕВОЧКА И ГРИБЫ


Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре:

Не ходи назад!

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала:

Брось грибы!

А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагона, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Прочь от реальности: Исследования по философии текста Руднев Вадим Петрович

Л. Н. Толстой Косточка (Быль)

Л. Н. Толстой

Косточка

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и тоже сказал: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Мы не могли не начать с того, чтобы не посмотреть морфологию этого текста, оставив его нетронутым хотя бы внешне. Картина, представившаяся нашему взору, была достаточно красочной и оставляла всякие иллюзии по поводу того, что может быть «здоровый» художественный текст. «Косточка» прежде всего представляет собой полную развертку Эдиповой ситуации. Авторитарная (фаллическая – термин Лакана – шизофреногенная – термин Кемпинского) мать – слабый, пытающийся при помощи лжи навести порядок отец, угрожающий кастрацией-смертью – мальчик Ваня, судя по всему 3-5 летний, и его желание съесть сливу как желание инцеста с матерью. Сливы, «этот смутный объект желания», – часть матери – ее грудь – ее половые органы, к которым Ваня принюхивается (копрофагия). Сливы – это по этимологии нечто сияющее. Бедный Ваня. Ананкастическая мать «сочла сливы» и «сказала отцу». И хотя реально Ваня не ел косточку, но страх символической смерти-кастрации гораздо сильнее реального поступка. Заметим, что для отца важна именно не слива, а косточка. Плохо есть тайком сливы (плохо желать матери) но проглотить косточку – это уже страшно, потому карается смертью. Именно поглощение косточки воспринимается как инцест. Проглатывание в мифологической традиции играет огромную роль. От проглатывания чего-либо родились многие мифологические герои: так, Кухулин рождается от того, что его мать выпила воду с насекомым. Конечно, чрезвычайно важно, что рассказ называется не «Слива», а «Косточка», потому что косточка – это то, что содержит в себе семя . Проглотив косточку, Ваня совершил бы символический обряд совокупления с матерью, более того, оплодотворения матери. (Характерно, что Ваня сначала покраснел – стыд за инцест, а потом побледнел – страх кастрации.)

Мифология косточки – кости – зерна – зернышка – семечка дает обширный интертекстуальный контекст, связывающий поведение Вани с известным комплексом, отсылающим к работе Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», с комплексом эроса-танатоса, которому почему-то в свое время не дали имени собственного. Назовем его «комплексом Персефоны».

«В гомеровском гимне „К Деметре“ рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала цветы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых […]. Горевавшая Деметра (мать Персефоны. – В. Р. ) наслала на землю засуху и неурожай, и Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие» [Лосев 1991: 438 ].

В тексте Толстого «Косточка» содержится и идея первородного греха – слива как плод с древа познания добра и зла, но также и мизансцена тайной вечери. – Один из вас съел сливу – один из вас предаст меня. – Нет, я выбросил косточку за окошко. – Не я ли, Господи?

Что такое косточка? Косточка – это семя плода. То есть то, что кто-то из вас, дети, возжелал тела матери своей, это нехорошо, но это не беда, беда в том, что в сливах есть косточки, то есть отец боится символического инцеста и карает за него даже не кастрацией, а просто смертью. Причем здесь не годится «истинно, истинно говорю» и т. д. За поедание плодов с древа познания добра и зла (то есть того, что можно и того, что нельзя – и в этом весь поздний Толстой) вердикт один – изгнание из Рая, то есть смертность. Видно, и Толстому в детстве что-то такое померещилось, а потом в 70-е годы XIX века настолько отозвалось, что он отказался от секса вообще (мало ли что?!).

В русской литературе косточка как элемент «комплекса Персефоны», амбивалентно объединяющего любовь и смерть, присутствует, например, в повести Пушкина «Выстрел»: «…видя предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки…», «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня».

Вишневая косточка играет такую же роль в одноименном рассказе Юрия Олеши. Там герой зарывает в землю вишневую косточку – символ неразделенной любви, – чтобы на этом месте выросло вишневое дерево любви разделенной. В рассказе же Олеши «Любовь» таким символом выступает абрикосовая косточка (сам абрикос напоминает герою ягодицы). В «Трех толстяках» Суок рассказывает наследнику Тутти (Суок замещает куклу, в которую он влюблен и которая оказывается его сестрой – мотив инцеста) о том, как она насвистывала вальс на двенадцати абрикосовых косточках.

Этот приблизительный и намеренно эскизный «психоанализ» мы провели лишь для того, чтобы показать, как много можно «вытащить» из на первый взгляд невинного текста – поскольку мы намерены «вытащить» из него гораздо больше.

Данная процедура, которую мы намереваемся неоднократно проделать с «былью» Толстого, на первый взгляд напоминает пародию, однако фундаментально она противоположна пародии, так как последняя заостряет в тексте то безусловное, что в нем есть, наша же методика препарирования показывает то, чего в тексте безусловно нет, но могло бы быть при определенных условиях.

Для того чтобы превратить рассказ Толстого в невротический дискурс (а он и так, как мы убедились, имплицитно представляет собой невротический дискурс), нужно переписать его (в плане выражения) при помощи стиля «поток сознания» и (в плане содержания) придать ему характерную невротическую тоску по утраченному желанию. Можно пойти по двум путям: либо сконструировать этот текст на манер Джойса или Пруста в духе «Психотического дискурса», либо сконструировать его при помощи абстрактных правил. Наиболее проста обработка данного текста в духе Пруста, если в качестве субъекта повествования усилить роль повествователя и эксплицировать его латентные воспоминания, пользуясь выражением Фрейда, эксплицировать «невротическую семейную драму».

Вспомним фрагмент из Пруста, который мы приводили в разделе «Психотический дискурс»:

«…без какого-либо разрыва непрерывности – я сразу же вслед тому прошлому прилип к минуте, когда моя бабушка наклонилась надо мной. То „я“, которым я был тогда и которое давно исчезло, снова было рядом со мной, настолько, что я будто слышал непосредственно прозвучавшие слова…

Я снова полностью был тем существом, которое стремилось укрыться в объятиях своей бабушки, стереть поцелуями следы ее горестей, существом, вообразить себе которое, когда я был тем или иным из тех, что во мне сменились, мне было бы так же трудно, как трудны были усилия, впрочем, бесплодные, вновь ощутить желания и радости одного из тех „я“, которым по крайней мере на какое-то время я был.»

Из книги Из «Слов пигмея» автора Акутагава Рюноскэ

ТОЛСТОЙ Когда прочтешь «Биографию Толстого» Бирюкова, то ясно, что «Моя исповедь» и «В чем моя вера» – ложь. Но никто не страдал так, как страдал Толстой, рассказавший эту ложь. Его ложь сочится алой кровью больше, чем правда

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

ТОЛСТОЙ Прочитав «Биографию Толстого» Бирюкова, понимаешь, что «Моя исповедь» и «В чем моя вера» – ложь. Но ничье сердце не страдало, как сердце Толстого, рассказывавшего эту ложь. Его ложь кровоточила сильнее, чем правда

Из книги Прочь от реальности: Исследования по философии текста автора Руднев Вадим Петрович

«Косточка-1» (Л. Н. Толстой – М. Пруст) Когда я вспоминаю запах тех слив, которые купила тогда мать и хотела их дать детям после обеда и которые лежали на тарелке, а я никогда не ел слив и поэтому все нюхал их, и их запах до того мне нравился,что хотелось немедленно съесть одну

Из книги О нравственности и русской культуре автора Ключевский Василий Осипович

«Косточка-2» (Л. Н. Толстой – Дж. Джойс) Да сливы причудливые оливкового цвета купленные матерью когда Стивен был еще совсем хотела их дать детям после обеда лежали переливаясь на тарелке Стивен никогда не ел слив никогда не ел и все нюхал их очень нравились ему все ходил и

Из книги Христианство и философия автора Карпунин Валерий Андреевич

«Косточка-3» (невроз навязчивости) Наконец-то мать купила слив. Она хотела их дать детям после обеда. После обеда – так долго ждать! Сливы – они лежали на тарелке. Ваня никогда-никогда не ел слив, лишь какое-то неясное волнующее воспоминание тревожило и мучило его. И вот

Из книги Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927 автора Бахтин Михаил Михайлович

«Косточка-4» (паранояльный бред) Мать купила слив. Но Ваня знал, что мать не желает ему злого. Это отец давно хочет отравить его из ревности к матери. Мать – лишь слепое орудие в руках отца. Наивная, она хотела дать сливы детям после обеда. Но Ваня знал, что сливы отравлены.

Из книги Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. автора Давыдов Юрий Николаевич

«Косточка-7» (шизофренический дискурс) Мать купила слив, слив для бачка, сливокупание, отец, я слышал много раз, что если не умрет, то останется одно, Ваня никогда сливопусканья этого, они хотели Васю опустить, им смертию кость угрожала, я слышу слив прибоя заунывный, очень

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Л. Н. Толстой Из заметок М. Горького «Лев Толстой» – Карамзин писал для царя, Соловьев – длинно и скучно, а Ключевский для своего развлечения. Хитрый: читаешь – будто хвалит, а вникнешь – обругал.Кто-то напомнил о Забелине.– Очень милый. Подьячий такой.

Из книги Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней автора Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Лев Толстой и христианство Лев Николаевич Толстой - гениальный русский писатель. Его творчество характеризуется мучительными, напряженными поисками нравственного идеала, смысла жизни, поисками ответа на важнейшие для человека вопросы: В чем смысл жизни? как жить?

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Из книги История свободы. Россия автора Берлин Исайя

Алексей Толстой Алексей Толстой - современник символистов. Он выступил вместе с ними и даже не с первым поколением, а несколько позже. Но новаторства у него мало. Он лежит на границе между старым направлением и новым. Изображает Толстой те же социальные слои, что и старые

Из книги автора

Толстой критикует Шопенгауэра В своей «Исповеди» Толстой подробно, шаг за шагом, описывает те сомнения насчет справедливости шопенгауэровского тезиса о бессмысленности жизни, которые возникли в его душе после кратковременного увлечения философией Шопенгауэра. В конце

Из книги автора

6. Л.Н. Толстой Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею

Из книги автора

Л. Н. Толстой Предлагаемые ниже высказывания извлечены из философских сочинений Л. Н. Толстого. Они дают общее представление о его

Из книги автора

Тема 13 ТОЛСТОЙ По мнению Л.Н. Толстого, жизнь человека наполняется нравственным смыслом в той мере, в какой она подчиняется закону любви, понимаемому как ненасилие. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием - таково основное требование толстовской программы

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- Нет.
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.

Огромная база народных русских, украинских, белорусских сказок и сказок народов мира на РуСтих Сказки | Карта сайта

skazki.rustih.ru

для детей и родителей

Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка». Слушать

Мать решила раздать детям сливы после обеда. Прятать сливы никто не стал, они просто лежали на тарелке. Ваня не знал вкуса слив, ему ещё не довелось их попробовать. Но выглядели они очень аппетитно, и аромат их был приятен. Ваня тайком съел одну сливу. Позже мать пересчитала сливы и утвердилась в мысли, что одной нет. Никто не признался в том, что съел сливу.

Тогда подключился отец. Он сказал детям, что невелика беда, что кто-то съел сливу, гораздо хуже то, что вред может нанести косточка. Ваня, поддавшись рассказу отца, забыл об осторожности, и донес присутствующим, что он косточку бросил за окно. Тем самым мальчик обнаружил себя. Когда он это понял, то заплакал.

Слушать рассказ (1мин33сек)

Суть рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» в том, что врать нехорошо, что враньё рано или поздно обнаружится. Если человек совершил поступок, который нельзя назвать хорошим, то лучше перетерпеть неприятные минуты и признаться в содеянном.

Навигация по записям

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

КОСТОЧКА Л.Н.Толстой — Детский сайт ПЧЁЛКА.

Лев Николаевич Толстой

Рассказ «Косточка» Л.Н.Толстого в картинках, читать

Картинки увеличиваются

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Толстой Л. Н. Детские рассказы скачать и слушать онлайн.

  • Рассказ: «Косточка»
  • Тип: mp3, текст
  • Продолжительность: 00:01:35
  • Слушать рассказ online
  • Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

    За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

    Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах

    есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

    Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

    План-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме:
    Л. Н. Толстой «Косточка»

    Урок внеклассного чтения 4 класс.

    Предварительный просмотр:

    УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

    • Развивать творческое воображение детей.
    • Развивать монологическую речь детей.
    • Воспитание грамотного читателя.

    Конспект урока составила учитель начальных классов

    1. Введение в урок.

    На экране портрет Л.Н.Толстого слайд1

    — Ребята, сегодня мы проводим необычный урок внеклассного чтения, к этому уроку я ничего не просила вас прочитать. Как вы думаете, произведение какого автора мы сегодня будем обсуждать? Верно, Льва Николаевича Толстого. У вас нет книг, текстов? Необычный урок. Давайте поговорим о Л.Н.Толстом. Что вы можете сказать?

    — Это великий русский писатель.

    — Мы читали сказку, описание и рассказ Толстого.

    — Толстой написал очень много произведений и для взрослых, и для детей.

    — Молодцы. Вы правильно отметили, что Лев Николаевич писал и специально для детей. Какие книги он посвятил детям?

    — «Азбука» и «Новая азбука».

    Почему именно «Азбука»?

    — В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для сельских детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич и написал «Азбуку».

    Значит, Толстой был не только писателем, но и педагогом?

    Беседа по слайдам 3, 4, 5.

    — Среди произведений, которые Лев Николаевич сочинил для знакомых и незнакомых детей, была и «Косточка» (слайд 6 , только название). Прочитайте подзаголовок.

    Как вы думаете, что такое быль? Действительно, быль – рассказ о том, что произошло на самом деле. Послушайте.

    2. Первоначальное знакомство с текстом.

    Учитель читает рассказ. Дети слушают.

    За обедом отец и говорит:

    — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

    Ваня побледнел и сказал:

    — Нет, я косточку бросил за окошко.

    И все засмеялись, а Ваня заплакал.

    — Вам понравился рассказ? Все понятно? О ком рассказ? Что хотел сказать автор?

    (Обычные вопросы. Получаем обычные ответы: понравился, о Ване, нельзя брать без разрешения, стыдно врать, «тайное становится явным». И все? Но это же Толстой! И все не так просто. Начинаем работать в технике «медленного чтения».)

    Выходит, если бы я сегодня не прочитала вам рассказ, вы бы не знали, что брать без разрешения нельзя? Глотали бы сливы с косточками?

    Нет, мы и так это знаем!

    — Получается, что великий Толстой зря написал рассказ? (Дети настораживаются, ребята никак не поймут, к чему весь разговор?) Кто в рассказе главный герой?

    Он вам нравится? Ваня – положительный герой?

    А какой же он положительный герой, если берет без разрешения, т.е. ворует?

    (Вот тут мои детки и задумываются по-настоящему, Кто-то обязательно предложит перечитать и поговорить, кто-то скажет: «А ничего и непонятно».)

    3. Работа над образом главного героя.

    Учитель раздает детям листы с текстом рассказа. Никаких иллюстраций, пока не поговорили, пока не представили всех персонажей. Ребята «про себя» перечитывают рассказ.

    Итак, мы выяснили, что Ваня нам все-таки нравится, что он нам симпатичен. Прочитайте то место в рассказе, где вы почувствовали, что Ваня вам симпатичен.

    -«Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.»

    Как вы думаете, Ваня знал, что сливы нельзя есть без разрешения?

    А почему же он съел сливу? Ответьте словами автора.

    — «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть.»

    — Ваня хотел съесть сливу?

    — Нет, если бы хотел, то сразу бы съел, а не ходил бы и не нюхал. Съел бы и не переживал.

    Вы обратили внимание, как Лев Николаевич показывает нам, что Ване хотелось слив? Прочитайте.

    — «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив».

    — Он показал, как Ваня боролся с собой. Ваня знал, что сливы брать нельзя, но не удержался и взял, не справился с собой.

    (И обязательно кто-то скажет: «А Ваня ведь – маленький!»)

    — Опишите Ваню, каким вы его представляете?

    — Ваня маленький мальчик. Его хочется защищать. Он похож на маленького щенка или котенка. Ему, наверное, года 4- 5. Он из бедной семьи.

    И тут удивляюсь я: «Почему?»

    — Сливы дома по счету.

    Живем мы на Кубани, и, действительно, кто бы у нас стал считать сливы. Предлагаю детям представить вместо слив дорогие конфеты. Беседа возвращается в нужное русло.

    Ребята, как вы считаете, Ване слива понравилась? Он распробовал вкус сливы, получил удовольствие?

    — Нет, он ничего не успел.

    — «… схватил одну сливу и съел». Схватил! Проглотил!

    — Стоит испуганный, с вытаращенными глазами, не поймет, как он эту сливу проглотил.

    — Ему уже стыдно. Страшно, что скажут домашние.

    — А мне Ваню жалко.

    Вы хорошо представляете состояние Вани?

    — Представьте, что вы Ваня. Вам 4 года, вы никогда не ели … такую диковинную конфету, в комнате никого нет. Опишите свои мысли и поступки, не забудьте, вы – Ваня.

    Слушать ребят очень интересно не только учителю, но и всему классу. Главное, не перебивать, дать возможность высказаться. После выступлений детей — иллюстрации к рассказу, пока только Ваня (слайды 7, 8).

    4.Повторное чтение. Образ семьи (работа в группах, пустой экран).

    — Давайте представим, что мы в семье у Вани. Собрались за обеденным столом. Выскажем свои мысли вслух.

    Детей условно делим на четыре группы (две группы девочек – мать, сестра; две группы мальчиков – отец, брат). Минуты 3 – 4 дети совещаются, затем слушаем «мысли вслух».

    (Я слушаю, хвалю детей, и вдруг: «А как бы вы поступили на месте … ?» Моя очередь высказывать мысли)

    Теперь посмотрите на экран (слайд 9), иллюстрация художника А.Пахомова к рассказу. Согласны ли вы с тем, как художник изобразил героев? Обоснуйте свой ответ.

    Посмотрите иллюстрацию другого художника (слайд 10). Что скажете? Сравните обе иллюстрации (слайд 11). Какая иллюстрация более соответствует вашему представлению героев?

    Подумайте, если все знали, что сливу взял Ваня, зачем отец завел за столом этот разговор? (слайд 12)

    — Чтобы Ваня сам признался, чтобы он оставался честным.

    Почему все засмеялись? Какой это был смех? Все смеялись над Ваней?

    — Это был добрый смех. Все были рады, что Ваня сам признался. Признаться – это так трудно, а Ваня смог. Ему не будет уже так стыдно.

    — Дети за столом тоже знали, что сливу съел Ваня, но не выдали его. Почему?

    — Они любили Ваню, он маленький, они его простили.

    А вы бы простили?

    Приятно прощать маленького?

    Так о ком рассказ, только ли о Ване?

    — Нет, Ваня – главный герой, а рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.

    — Хорошо. Зачем Толстой написал «Косточку»?

    Наверное, чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать.

    Спасибо! Сегодня я еще раз увидела, что вы добрые, великодушные люди, умеющие прощать. Сильные люди. Может, это и хотел сказать нам Лев Николаевич Толстой, может, он обращался к нашей душе. И вы сегодня простили малыша, пусть пока только мысленно, и почувствовали, как приятно прощать. Вот какой подарок нам сделал Лев Николаевич! Вот зачем написал рассказ «Косточка». А напомнить, что брать тайком стыдно можно и без рассказа. Правда?

    А теперь, как обычно, шкала настроений (слайд 13, у каждого ученика свой листочек).

    На шкале настроений отметьте свое настроение после сегодняшнего урока, на шкале прилежание – как ты старался, на шкале отметка – чтобы ты поставил себе за работу на уроке. Я тоже поставила вам отметки, на следующем уроке обсудим нашу работу.

    (Обсуждать надо именно на следующем уроке, а не завтра, пока свежи впечатления от урока. За такие уроки-размышления, уроки-рассуждения я ставлю либо отлично, либо ничего не ставлю.)

    После того как дети сдали свои листочки со шкалой настроений, я заполняю свою на доске.

    Спасибо за урок.

    Приложение (тексты для детей).

    Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

    — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

    Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

    Тогда отец сказал:

    Детский час

    Слива. Рассказ детям

    Слива известна людям с незапамятных времён. Родина этого плодового растения – Северный Иран, Малая Азия, Кавказ.

    Древние писатели считали, что слива попала в Европу из Дамаска – была доставлена в Древний Рим римским полководцем Помпеем. Ещё задолго до новой истории сирийцы умели заготавливать чернослив, отправлять его в другие страны.

    В сочинениях Плиния Старшего можно найти описание одиннадцати сортов слив, произраставших в Древнем Риме.

    К числу наиболее удачных видов относились дамасская и «ореховая», которая будто бы прививалась к подвою из грецкого ореха и походила на орех по форме.

    Предполагают, что слива появилась благодаря скрещиванию терна и алычи, и последующего отбора получившейся культуры. В наши дни слива распространена повсеместно – её разводят в Южной Африке и Западной Европе, Северной Америке и Восточной Азии. Она произрастает в Молдавии, на Украине, в Средней Азии, на Кавказе; в средней полосе России слива возделывается в любительских садах.

    Слива? дерево или кустарники из семейства розоцветных, бывает высокой и не очень, примерно от двух до двенадцати метров. В настоящее время культивируется несколько тысяч сортов слив. Замечательным продуктом является сушеная слива – чернослив, которая широко используется в обычном и диетическом питании.

    Полезные свойства сливы
    Полезные свойства сливы обусловлены наличием в ней уникального сочетания необходимых для человека органических кислот: яблочной, лимонной, щавелевой, янтарной, хинной, салициловой, пантотеновой и фолиевой. Слива богата углеводами, в составе которых легкоусвояемые глюкоза, фруктоза, сахароза, пектиновыми веществами, витаминами С, РР, В1, В2, В6, Е, каротином, а также фенольными соединениями, дубильными, красящими и минеральными веществами: хромом, йодом, никелем, медью, железом.

    Сливовый сок нормализует пищеварение и возбуждает аппетит. Он незаменим в зимнее время как источник натуральных витаминов.

ФИЛИПОК


Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
– Куда ты, Филипок, собрался?
– В школу.
– Ты ещё мал, не ходи, – и мать оставила его дома.


Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.
Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую, и пошёл в школу.


Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
– Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать.
Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.
Шла мимо школы баба с ведром и говорит:
– Все учатся, а ты что тут стоишь?
Филипок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
– Ты что? – закричал он на Филипка.
Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
– Да ты кто?
Филипок молчал.
– Или ты немой?
Филипок так испугался, что говорить не мог.
– Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. – А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.
Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.



– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
– Ну садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
– Ну-ка сложи своё имя.
Филипок сказал:
– Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.
Все засмеялись.
– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
– Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
– Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

КОСТОЧКА


Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

КОТЕНОК



Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.


Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.


Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.