Имам шамиль факты. Эпизоды из жизни имама шамиля

Кавказских народов является Имам Шамиль. Биография этого человека позволяет сделать вывод, что жизнь его была полна крутых поворотов и интересных событий. Он долгие годы возглавлял восстание горских народов против Российской империи, а в настоящее время является символом свободы и непокорности на Кавказе. Биография Имама Шамиля кратко будет изложена в этом обзоре.

Происхождение героя

Без истории семьи не будет полностью доступна для понимания биография Имама Шамиля. Краткое содержание истории рода этого героя мы попробуем пересказать ниже.

Шамиль происходил из довольно древнего и знатного аварского или кумыкского дворянского рода. Прапрадед героя Кумык-Амир-Хан пользовался большим авторитетом и уважением у соплеменников. Дед Шамиля Али и отец Денгав-Магомед были узденями, что является аналогом дворян в России, то есть принадлежали к высшему сословию. Кроме того, Денгав-Магомед был кузнецом, а эта профессия считалась очень почетной у горцев.

Мать Шамиля звали Баху-Меседу. Она была дочерью знатного аварского бека Пир-Будаха. То есть и по отцовской, и по материнской линии у него были знатные предки. Об этом сообщает жизнеописание такой известной личности, как Имам Шамиль (биография). Национальность героя пока полностью не выяснена. Достоверно известно лишь то, что он является представителем горцев Дагестана. Точно установлено, что в его жилах текла аварская кровь. Но с некоторой долей вероятности можно сказать, что по отцу он был кумыком.

Рождение Шамиля

Биография Имама Шамиля, само собой разумеется, начинается с даты его рождения. Это событие случилось в июне 1797 года в поселки Гимры на территории Аварии. Данный населенный пункт сейчас расположен в западных регионах Республики Дагестан.

Изначально мальчика назвали в честь деда по отцовской линии - Али. Но вскоре он заболел, и малышу, согласно обычаям, чтобы защитить от злых духов, сменили имя на Шамиль. Оно является вариантом библейского имени Самуил и переводится как «услышанный богом». Так же звали брата его матери.

Детство и обучение

В детстве Шамиль был довольно худым и болезненным мальчиком. Но в итоге он вырос на удивление здоровым и сильным юношей.

Ещё с детства стал вырисовываться нрав будущего предводителя восстания. Он был любознательным, живым мальчиком с гордым, непреклонным и властолюбивым характером. Одной из черт Шамиля была невиданная храбрость. Обучаться владению оружием он начал с раннего детства.

Очень трепетно к религии относился Имам Шамиль. Биография этого человека неразрывно связана с религиозностью. Первым учителем Шамиля стал его товарищ Адиль-Мухаммад. В двенадцать лет он стал проходить обучение в Унцукуле под руководством Джамалуддина Казикумухского. Тогда он освоил грамматику, риторику, логику, юриспруденцию, арабский язык, философию, что для горских племен первой половины XIX считалось очень высоким уровнем образованности.

Кавказская война

Очень тесно связана с жизнь нашего героя, и об этом не раз упоминает биография Шамиля. Кратко описать этот военный конфликт между горскими народами и Российской империей стоит и в данном обзоре.

Военный конфликт между горцами Кавказа и Российской империей начался ещё во времена Екатерины II, когда шла русско-турецкая война (1787-1791 гг.). Тогда горцы под предводительством шейха Мансура стремились остановить продвижение и укрепление России на Кавказе, воспользовавшись помощью своих единоверцев из Османской империи. Но турки проиграли в этой войне, а был взят в плен. После этого царская Россия продолжила наращивать свое присутствие на Кавказе, притесняя местное население.

Фактически сопротивление горских племен не прекращалось и после заключения мира русских с турками, но особенной силы противостояние достигло после назначения генерала Алексея Ермолова командующим на Кавказе и завершения русско-персидской войны 1804-1813 гг. Ермолов попытался раз и навсегда решить проблему сопротивления местного населения силовым путем, что привело в 1817 году к полномасштабной войне, продлившейся почти 50 лет.

Несмотря на довольно жестокие боевые действия, русские войска действовали вполне успешно, ставя под свой контроль все большие территории на Кавказе и подчиняя новые племена. Но в 1827 году император отозвал генерала Ермолова, подозревая того в связях с декабристами, а на его место был направлен генерал И. Паскевич.

Возникновение имамата

Тем временем в борьбе с наступлением Российской империи началась консолидация кавказских народностей. В регионе распространяется одно из течений ислама суннитского толка - мюридизм, центральной идей которого был газават против неверных.

Одним из главных проповедников нового учения являлся богослов Гази-Мухаммад который был родом из того же селения, что и Шамиль. В конце 1828 года на собрании старейшин племен Восточного Кавказа Гази-Мухаммад был провозглашен имамом. Таким образом, он стал фактическим главой новообразованного государства - Северо-Кавказского имамата - и предводителем восстания против Российской империи. Сразу же после принятия титула имама Гази-Мухаммад объявил священную войну против России.

Теперь кавказские племена были объединены в единую силу, и их действия приобрели особенную опасность для русских войск, тем более что полководческий дар Паскевича все-таки уступал таланту Ермолова. Война разгорелась с новой силой. С самого начала деятельное участие в конфликте принимал и Шамиль, став одним из лидеров и помощников Гази-Мухаммада. Они плечом к плечу сражались в битве за Гимры в 1832 году, за их родное селение. Повстанцы были осаждены царскими войсками в крепости, которая пала 18 октября. В ходе атаки был убит имам Гази-Мухаммед, а Шамилю, несмотря на полученное ранение, удалось прорваться из окружения, изрубив нескольких русских солдат.

Новым имамом стал Гамзат-бек. Этот выбор был продиктован тем, что Шамиль на тот момент был тяжело ранен. Но Гамзат-бек пробыл имамом менее двух лет и погиб в кровопролитной борьбе с одним из аварских племен.

Избрание имамом

Таким образом, основной кандидатурой на роль главы Северо-Кавказского государства стал Шамиль. Он и был избран на собрании старейшин в конце 1834 года. И до конца жизни он именовался не иначе, как Имам Шамиль. Биография (краткая в нашем изложении, но весьма насыщенная на самом деле) его правления будет представлена нами ниже.

Именно избрание имамом знаменовало начало важнейшего этапа в жизни Шамиля.

Борьба с Российской империей

Все свои силы положил на то, дабы борьба с русскими войсками была успешной, имам Шамиль. Биография его полностью гласит, что сия цель сделалась едва ли не главной в его жизни.

В этой борьбе Шамиль проявил немалый военный и организаторский талант, он умел вселять в воинов уверенность в победе, не принимал поспешных решений. Последнее качество отличало его от предыдущих имамов. Именно эти характеристики позволяли Шамилю оказывать успешное сопротивление численно превышающим его воинство русским.

Управление имаматом при Шамиле

Кроме того, используя ислам как элемент пропаганды, Имам Шамиль сумел объединить племена Чечни и Дагестана. Если при его предшественниках союз племен кавказских народов был достаточно рыхлым, то с приходом к власти Шамиля он приобрел все черты государственности.

В качестве закона он ввел исламский шариат вместо древних канонов горцев (адата).

Северо-Кавказский имамат был разделен на округи, во главе которых поставил наибов имамам Шамиль. Биография его пестрит подобными примерами попыток максимальной централизации управления. Судебной властью в каждом округе ведал муфтий, который назначал судей-кади.

Пленение

Двадцать пять лет относительно успешно правил на Северном Кавказе имам Шамиль. Биография, краткая выдержка из которой будет помещена ниже, свидетельствует о том, что 1859 год стал переломным в его жизни.

После окончания и заключения активизировались на Кавказе действия российских войск. Против Шамиля император бросил опытных военачальников - генералов Муравьева и Барятинского, которым в апреле 1859 года удалось захватить столицу имамата. В июне 1859 года последние группы повстанцев были подавлены либо вытеснены из Чечни.

Национальное освободительное движение вспыхнуло среди адыгейцев, а также переместилось в Дагестан, где находился и сам Шамиль. Но уже в августе его отряд осадили русские войска. Так как силы были неравны, Шамиль был вынужден сдаться в плен, правда, на весьма почетных условиях.

В плену

А что может поведать нам о том периоде, когда в плену находился имам Шамиль, биография? Краткая биография этого человека не нарисует нам вей картины его жизни, но позволит составить хотя бы приблизительный психологический портрет данной личности.

Уже в сентябре 1859 года имам впервые встретился с российским императором Александром II. Это случилось в Чугуеве. Вскоре Шамиль был перевезен в Москву, где прошла его встреча со знаменитым генералом Ермоловым. В сентябре имам был доставлен в столицу Российской империи, где был представлен императрице. Как видим, к предводителю восстания при дворе относились весьма лояльно.

Вскоре Шамилю и его семье было назначено постоянное место жительства - город Калуга. В 1861 году произошла вторая встреча с императором. На этот раз Шамиль просил отпустить его для совершения паломничества в Мекку, но получил отказ.

Через пять лет Шамиль и его семья принесли присягу на верность Российской империи, таким образом, приняв российское гражданство. Через три года, согласно указу императора, Шамиль получил дворянский титул с правом передавать его по наследству. За год до это имаму разрешили сменить место жительства и переехать в более благоприятный по климатическим условиям Киев.

Невозможно описать в данном коротком обзоре все то, что пережил в плену имам Шамиль. Биография вкратце говорит о том, что плен этот был, однако, довольно комфортным и почетным, по крайней мере, с точки зрения русских.

Смерть

Наконец, все в том же 1869 году Шамиль сумел-таки испросить позволения императора на хадж в Мекку. Путешествие туда заняло больше года.

После того как Шамиль воплотил задуманное в жизнь, а случилось это в 1871 году, он решил побывать во втором священном городе для мусульман - Медине. Там же он и умер на семьдесят четвертом году жизни. Похоронен имам не на родной кавказской земле, а в Медине.

Имам Шамиль: биография, семья

Семья занимала в жизни этого человека значимое место, впрочем, как и у всякого кавказского горца. Давайте подробнее узнаем о родных и близких великого борца за независимость своего народа.

Согласно мусульманским обычаям, Шамиль имел право иметь трех законных жен. Правом он этим воспользовался.

Старшего из сыновей Шамиля звали Джамалуддином (родился в 1829 г.). В 1839 году он был отдан в заложники. Обучался в Санкт-Петербурге наравне с детьми родовых дворян. Позже Шамиль сумел обменять сына на другого пленника, но Джамалуддин умер в 29-летнем возрасте от туберкулеза.

Одним из главных помощников отца был второй сын - Гази-Мухаммед. Во время правления Шамиля он стал наибом одного из округов. Умер в 1902 году в Османской империи.

Третий сын - Саид - умер ещё в младенческом возрасте.

Младшие сыновья - Муаммад-шефи и Мухаммад-Камил - умерли в 1906 и в 1951 году соответственно.

Характеристика Имама Шамиля

Мы проследили жизненный путь, который прошел имам Шамиль (биография, фото представлены в статье). Как вы могли удостовериться, внешность этого человека выдает самого настоящего горца, выходца из Кавказа. Видно, что это смелая и решительная личность, готовая ради высшей цели поставить на кон многое. О твердости характера Шамиля не раз свидетельствовали его современники.

Для горских народов Кавказа Шамиль всегда будет оставаться символом борьбы за независимость. В то же время некоторые методы знаменитого Имама далеко не всегда соответствуют современным понятиям о правилах ведения войны и гуманности.

По указанию Шамиля был составлен список всех потомков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – сайидов, проживающих в то время в Дагестане. В этот почётный список входили двести человек. Этим людям имам выделил долю из казны и вручил доверительную грамоту такого содержания: «Мне стало ясно, что эти люди являются потомками святой семьи. Вы всегда проявляйте уважение к ним и к их детям. Выделите положенную им пятую часть (хумс). Они из людей, избранных Всевышним Аллахом. Потому среди моих подвластных нет людей лучше них».

* * *

Жители Тушетии, жившие по соседству с имаматом, ежегодно платили Шамилю по три рубля с хозяйства за то, что их защищали от набегов горцев. Такую дань грузины издревле платили аварским ханам. Имам никогда не тратил деньги из казны ни на себя, ни на свою семью.

* * *

Одним из ближайших к имаму людей был его писарь и крупный учёный Мухаммадтахир Карахский. Однажды он отказался принять подарок от имама. Шамиль спросил: «Почему ты не принимаешь мой подарок? Может быть, ты считаешь, что это из общественной казны?» Мухаммадтахир ответил: «Нет, имам, ты преподнёс мне этот подарок как праведному человеку. А если я не окажусь праведным, то мне будет недозволенным то, что ты даёшь мне».

* * *

Имама Шамиля, посетившего высокие и красивые петербургские здания, спросили, видел ли он крыши выше и красивее этих. Без раздумий имам ответил: «Небеса над нашими горами выше и красивее».

***

В 1842 году главнокомандующим войсками на Кавказе царь назначил генерала Нейгардта. По прибытии в Дагестан генерал заявил, что тому, кто принесёт ему голову Шамиля, он даст золото, равное весу головы. Услышав об этом, Шамиль ответил: «А за его голову я не дал бы даже соломинки».

* * *

Когда до имама доходила весть о том, что войска приближаются к границе имамата, он спешно отправлял письма дагестанским и чеченским наибам, чтобы они со своими отрядами прибыли в назначенный срок в условленное место. Невзирая на зимние морозы или летнюю жару, днём и ночью спешили отряды наибов выполнить приказ имама, и объединённое войско собиралось в указанном месте. Мюриды, находившиеся в Ведено, седлали коней и, громко воспевая «Ла иляха иляллах», собирались у резиденции имама. Туда же приходили старики, алимы и дети, которые, провожая, целовали имаму правую руку.

По приказу имама казначей раздавал бедным и нищим деньги и ткани. Имам говорил провожающим: «Вы помолитесь за нас, чтобы в газавате нам сопутствовала удача, читайте зикр и раздавайте милостыню. Может, Всевышний Аллах проявит к нам милость и поможет нам одержать победу над врагом». Когда войско Шамиля проходило по улицам Ведено, слова зикра неслись до небес. «Ла иляха иляллах» звучало до тех пор, пока войско не выходило за пределы аула.

Шамиль всегда отправлял в Ведено гонца сообщить о результате боёв и дате возвращения в столицу. И весь джамаат аула Ведено выходил встречать имама, возвращающегося с газавата. 

* * *

Одни клеветники донесли имаму, что некий чабан не совершает намаз. Они хотели, чтобы имам казнил его, и овцы из его отары достались им. Имам вызвал к себе чабана и спросил: «Почему ты не совершаешь намаз?» Чабан ответил: «Достопочтенный имам, я не пропускаю ни одного намаза. Вся беда в том, что мои овцы не умеют совершать намаз».

* * *

Когда обсуждались важные вопросы на диване (совете) и его участники не могли придти к единому решению, Шамиль говорил собравшимся: «Давайте вынесение решения перенесём на завтра. Сегодня ночью мы вместе совершим намаз-истихар и завтра вынесем решение». Затем, как и говорил имам, совершали намаз-истихар и, исходя из этого выносили решение.

* * *

«По канонам вашей религии положено молиться только пять раз в сутки. А ты подряд совершаешь несколько намазов. Что это значит?» – спросили Шамиля русские офицеры. Имам ответил: «Это похоже на то, когда вы в одной комнате зажигаете множество ламп».

* * *

В Харькове Шамиля пригласили посетить цирк и аристократический бал. Увидев знаменитого горца, танцевавшие на балу нарядные дамы с полуобнажёнными телами подходили к имаму засвидетельствовать своё почтение. Когда они слишком приближались к нему, Шамиль отстранялся, произнося: «Вала хавла вала куввата иллабиллах!» Затем имам спросил офицеров, стоявших рядом: «Скажите, им не холодно?» Позже, когда имама Шамиля спросили, понравились ли ему бальные танцы, он ответил: «Вы на том свете не попадёте в рай!» «Почему?» – задали ему вопрос. «Вам рай дан на этом свете», – ответил Шамиль.

* * *

Цикл статей: «Имам Шамиль и Кавказская война »
По материалам книги Магомеда Гамзаева «Имам Шамиль »

ИМАМ ШАМИЛЬ И АБХАЗЫ

Имам Шамиль, ставший в XIX в. лидером не только вооруженного сопротивления имперской экспансии, но и возрождения Ислама среди народов Северного Кавказа, оказал значительное влияние и на Абхазию. О том, что имама Шамиля в Апсны знали и уважали говорят многие факты. Так, еще в 1837 г. генерал Розен опасался действий в урочище Дал т.к. дальцы ожидали помощи со стороны убыхов и имама Шамиля. По сообщению генерала Раевского (1840) князья Маршания посылали гонца в Дагестан с целью достоверно узнать «со всей подробностью о действиях Шамиля». Сам Шамиль активно стремился к контакту с мусульманами Западного Кавказа, в связи чем в 1848 г. послал своего талантливого наиба Магомед-Эмина (Мухаммад-Амина), ставшего религиозным лидером адыгских племен, убыхов, джигетов приморской Малой Абхазии и горных обществ Мдавей, цебельдинских и дальских абхазов до окончания Кавказской войны.
В настоящее время стали доступны свидетельства того, что рядом с самим имамом Шамилем находилась целая группа мюридов из Абхазии. О них говорится в теперь известном «Письме к собрату» потомка владетельского дома Чачба Г.Д.Шервашидзе. Это Джигриц Палба и Махты Цкуя из с.Джирхва, Хура Лоуа из с.Звандрипш, Дамей Хашиг из с. Хуап, Хаки Ажиба из с.Мгудзырхва и др. Абхазские мюриды были известны благодаря своему героизму при Ахульго, где впервые применили горящие «бочки с …жидкостью», а также в других битвах. За это они заслужили по именному кинжалу от имама Гамзата, а от имама Шамиля - именные сабли. Они последними ушли с боем в Гунибе, и после пленения Шамиля продолжали борьбу на Западном Кавказе. Тот факт, что эти люди были среди мюридов имама сам по себе говорит об их глубокой приверженности идеалам Ислама и свободы. Следует отметить, что само движение «мюридизма» существовало в рамках тариката Накшбандийя, основополагающие принципы которого базировались на Священном Кур’ане и Сунне пророка Мухаммада (САВ). В свое время начальник Черноморской береговой линии вице-адмирал М.Л.Серебряков, ратуя за обращение абхазов в православие, в 1852 г. подчеркивал: «Необходимо не допустить Абхазию до того, чтобы она сделалась поприщем борьбы между христианством и мюридизмом - борьбы, которая при невежестве абхазцев, может быть продолжительною. Отсюда видна вся важность открытия Абхазской епархии, возобновление древнего Пицундского храма и учреждение при нем монастыря и духовной миссии на пределах последователей лже-пророка».

Другой пример - в одном из российских документов начала 40-х гг. XIX в. говорится, что среди приближенных Шамиля находился один из абхазских феодалов, «…чуть ли не брат владетеля». Будучи поначалу подпоручиком русской гвардии, возмущенный творимым беззаконием «…сорвал эполеты и изрубил шашкой…», бежал в горы и «при восстании Шамиля …соединился с ним, помогал возмущать горцев и учить их регулярству».



Интересно, что именно в Абхазии, в Сухуме, в 1855 г. во время Крымской войны, когда Апсны на время вновь перешла под покровительство Османского халифата, турецкий сердер-экрем (генералиссимус) Омар-паша (австриец по происхождению), передал фирман султана Магомед-Эмину о назначении имама Шамиля в чин мушира (маршала)

Уже в 1877 г., во время последней, хоть и неуспешной, попытки Османской Турции восстановить свои права на Абхазию, когда многочисленное ополчение абхазов-мухаджиров высадилось на берега исторической родины, среди них был и сын имама Шамиля Гази-Магомед, наряду с осетином Мусой Кундуховым один из командующих Кавказской добровольческой армией. Одно только упоминание его имени вызвало панику среди имперских военных, которые поспешили оставить Абхазию. Эти факты свидетельствует о том, какую значительную роль играла Апсны для общекавказской диаспоры в Турции, о восприятии ее жителей, как единоверцев-мусульман.
Движение мюридов имама Шамиля по всей Абхазии, в силу ряда причин, повсеместного распространения не получило, но некоторые ее районы, не говоря об убыхах и адыгских племенах, испытали его очень сильное влияние (приморская Садзны, горные общества Ахчипсоу, Аибга, Дал, Цебельда, частично Бзыбская Абхазия.

Однако сам имам Шамиль надолго остался в народной памяти абхазов, как настоящий герой. О том, что и в Абжуйской Абхазии были знакомы с движением имама Шамиля, пусть и в художественной форме, говорит описание в романе «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера - известного знатока Апсны, старика Нахарбея, некогда воевавшего в отряде Шамиля. В память об имаме среди абхазов долгое время было распространено имя Шамиль (вариант Шамел), которое можно встретить и сейчас, особенно среди людей старшего поколения.

Такую личность как имам Шамиль всегда в обществе одни будут любить и им восхищаться, другие ненавидеть и поносить. Такова наверное участь любого великого творца истории.

Имам Шамиль сын Денга-Мухаммада, внук Али родился в аварском ауле Генуб, который более известен всему миру под кумыкским названием Гимры (Гьимра). Отец имама Денга-Мухаммад, по одним источникам кузнец, по другим имел хороший сад и виноградник, занимался виноделием, продавал вино и бузу, и сам пристрастился к алкоголю, но под угрозой сына, что он наложит руки на себя, если не бросит пить, он не в шутку испугался, что потеряет своего единственного сына и с этой пагубной привычкой покончил раз и навсегда.

На Кавказе только бездомный сирота не сможет вспомнить хотя бы имя своего деда, этим наверное мы и отличаемся от многих. Отличемся тем, что чтим имена наших предков и до седьмого колена можем без запинки назвать свою родословную. Только вот парадокс: неужели имам Шамиль был сиротой, который не знал как зовут его предков? И дед его Али, вовсе не гимринец, а изгой, который поселился в ауле гонимый судьбой или «качак» бежавший от кровной мести?

Если нет, то почему имея личного секретаря, признанного всеми авторитетного Мухаммеда-Тахира Карахского, который зафиксировал, почти все важные события в Имамате, описал многие сражения, написал всё про семью имама,нам о таких записях ничего неихвестно? Почему его личный секретарь не соизволил ознакомить нас с родословной имама? Или он тоже не знал ничего о предках Шамиля, или всё же знал?

У меня складывается мнение, что Шамиль запретил ему и многим другим касаться этой темы. В чём же причина этого запрета? Попробуем разобраться.

Описывая хронологию Кавказской войны Мухаммад-Тахир, как бы в скользь, упоминает; "по проществии 44 лет, после давней чумы, которое поразило и Казанище в 1115 г.(1703-1704), Хан был убит Адиль-Гиреем Тарковским"." Там же он отмечает, "в (1711-1712); дата смерти Албури, сына Хана". Кеи же был этот Хан и какое отношение имеет он к имаму Шамилю?

Чтобы ответить на этот вопрос, процитирую другого автора, а именно Чичагову М.Н., супругу бывшего пристава имама в Калуге Руновского. Вот что она пишет о родословной Шамиля; «Отец его, Дэнгау-Магомед, был Аварский уздень (гражданин), Гимрский житель сын Али; предок его был Кумык Амир-Хан, человек известный на Кавказе. Мать Шамиля была дочерью Аварского бека (дворянина) Пир-Будаха, Баху-Меседу; прадед её, Манташ, был знаменитым человеком в Дагестане».

Мне видится, что Хан, о котором упомянул Мухаммед-Тахир и кумык Амир-Хан, о котором пишет М. Чичагова - это одно и тоже лицо. Другого известного лица в Дагестане в ту пору, который имел бы имя Хан или Амир-Хан, в родословных ни у шамхалов, ни у казикумухских, аварских или мехтулинских ханов мы не встречаем. Я не думаю, что простой уздень по имени Амир в те времена мог добавить к своему имени приставку «хан», «бек» или «саид». Да и мог ли он быть, если не был ханом, «известным человеком на Кавказе».

Теперь хочу на суд читателя выставить свою версию произошедших событий.

За что шамхал Адиль-Гирей Тарковский, мог приказать убить Хана (по версии Кадиева С.К. имя этого хана Угур или Огур-Хан) из Казанише, мне видится только за измену или за то, что этот Хан решил воспользоваться случаем и решил захватить Казанише в свой удел, возможны здесь и другие причины, а которых, к сожалению, молчит история. Куда бежать потомку этого Хана от мести шамхала, если все мною выше перечисленные ханы (казикумухские, аварские, мехтулинские), были родственниками Адиль-Гирея, который к тому же носил титул валия Дагестанского.

Единственное такое место - это кумыкский аул Эрпели (самый близкий кумыкский аул к Гимры), где правили потомки карачи-бека Исмаила, которые по своему происхождению не имели отношения к шамхалам и другим мною перечисленным ханам. Именно там, в Эрпелях, есть тухум Манташ, о котором пишет Чичагова М.Н., называя его прадедом имама по материнской линии и «знаменитым человеком в Дагестане» и многие потомки этого Манташа и поныне живут в Эрпелях.

Как звали этого сына или внука Амир-Хана из Казанише, который мог быть отцом Али деда Шамиля, который женился на дочери Манташа и некоторое время жил в ауле Эрпели, пока мы не знаем. Не доверять авторитетному источнику (Чичаговой М.Н.) я не могу. Какой ей смысл писать неправду о родословной имама. Почему Шамиль именно в Калуге в преклонном возрасте решил открыть свою тайну приставу Руновскому, о котором он запретил упоминать в Дагестане?

Ответ на этот вопрос, я вижу в следующих обстоятельствах. Во первых, давайте вспомним с чего начал Шамиль после его избрани имамом в 1834 году. Он начал с приказа убить и выбросить в реку Койсу семилетнего Булач-хана, младшего сына Паху-бике и Султан-Ахмад-хана Аварского, который был в аманатах у Гамзат-бека - предшественника имама Шамиля. На тот момент шли переговоры старших братьев Булач-хана и их матери с Гамзат-беком. Чем закончились эти переговоры мы тоже знаем. Я уверен и в той провокации Шамиль приложил свою руку.

Но но не будем отвлекаться от главной темы.

Откуда такая жестокость по отношению к ребёнку, как не месть ко всем, кто как то связан по родственному с шамхальским домом? Из записей Мухаммада-Тахира Карахского; «Затем, уже после убийства Хамзата, пришла весть от Саида ал-Ихали о том, что в интересах дела надо удалить Булача с этого света. Булач находился в селении Балагин. Шамиль послал двух человек для того, чтобы они бросили Булача в Большую реку. И был истреблен последний из того народа, который угнетал». Здесь наверное намёк, на то, что отец Булач-хана и муж Паху-бике Султан-Ахмад-хан, до того как стать Аварским ханом, был наследником Мехтулинского ханства с резиденцией в Нижнем Дженгутае, т.е. он был кумык, а не аварец.

В первые годы своего имамства Шамиль, не до конца осознавал свою роль и миссию, которую он должен был выполнять, как имам. Он действовал по инстинкту, как подсказывало ему сердце, а сердце подсказывало;- надо уничтожить всех шамхалов и ханов, всех беков и биев. За что? За убийство своего предка Амир-хана, за те страдания, которые понесли его потомки из числа которых и сам Шамиль. Мне видится, что эта его жестокость, эта банальная кровная месть.

Больше всего он хотел убить Абу-Муслим-хана Тарковского. Он и его мюриды, как пишут в историки, «внезапно напали на Казанише, но Абу-Муслиму удалось скрыться. Из усадьбы шамхала мюриды вывезли имущество, погрузив на 200 ишаков».

Такие же внезапные нападения его мюриды совершали и в Нижнем Дженгутае, и в Буйнаке, и в Кафир-Кумуке. Но почему то стороной обходили Эрпели и многие эрпелинские беки одними из первых признали Шамиля, как имама и охотно переходили на его сторону. Возможно они, в отличии от гимринцев, прекрасно знали тайну родословной Шамиля.

Когда пристав Руновский задал имаму вопрос за что он приказал убить Булач-хана, Шамиль ответил; «его смерти хотел народ, боясь, что когда он вырастит, он начнёт мстить народу».

Мне видится, что именно в этой реплике Шамиль слукавил. Мог ли Шамиль допустить, чтобы народ узнал кем является их имам на самом деле и чей он потомок? Как они отнеслись бы к нему, узнав что он не из их среды и весь его джихад не более чем большая провокация? Думаю, Шамиль прекрасно всё понимал и запретил кому либо писать и говорить о своих предках.

Позже Шамиль, поняв что не к лицу имаму вместо того что бы внедрять шариат заниматься кровной местью, поменял свою тактику по отношению к бекским отпрыскам и потму многие из них переходили к нему и становились его наибами.

Гамид Габитов. Дагестан

Шамиль (авар. Шамил; 26 июня 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, [Западный Дагестан] - 4 февраля 1871, Медина [ныне Саудовская Аравия]) - предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства - Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана, Чечни и Черкесии. Национальный герой народов Кавказа.

Первые годы

Происхождение

Происходил Шамиль из аварцев. Сын аварского узденя кузнеца Денгав-Магомеда и дочери аварского бека Пир-Будаха - Баху-Меседы. Предки Шамиля по отцовской линии были кумыки (дед - Али, прапрадед - Амирхан). По сообщению М. Н. Чичаговой, его прапрадед «Кумык-Амир-Хан» был «человек известный на Кавказе». Однако ряд источников, относительно его этнической принадлежности, традиционно называет его аварцем.

Родился Шамиль в селении Гимры (Генуб) общества Хиндалал Аварии (Аваристан; ныне Унцукульский район, западный Дагестан) 26 июня (7 июля) 1797 года, по мусульманскому календарю первого числа месяца мухаррам, то есть в первый день Нового года. Имя ему дано было в честь деда Али. В детстве много болел, и родители согласно поверьям дали ему новое имя Шамиль (Шамуил «Услышанный богом»), в честь дяди (брата матери).

Духовное становление

Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребёнком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой.

В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали, что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью.

Первым учителем Шамиля был друг его детства Адиль-Мухаммад (Гази-Мухаммад), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с 12 лет в Унцукуле, со своим наставником шейхом Джамалуддином Казикумухским. В 20 лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Имам Шамиль

Война с Российской империей

Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» - оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; «Мюридизм», распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического ислама ни в обрядах, ни в учении.

Осаждённый вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством генерала Вельяминова в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад, первым бросившийся в атаку, погиб. Много позже, сам Шамиль, находясь в Калуге так описал это сражение:

Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрём, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошёл ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, поражённые его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.