Интеллект в современной психологической науке. Понятие интеллекта

Определение интеллекта

Чтобы определить интеллект (что, без сомнения, весьма важно, ибо необходимо ограничить область, выступающую под этим названием, если собираются ею заниматься), достаточно указать на степень сложности тех дистантных взаимодействий, начиная с которых мы будем употреблять термин «интеллектуальный». Здесь серьезным препятствием является то, что нижняя граница сложности всегда остается произвольной. Для одних ученых, таких, как Клапаред и Штерн, интеллект - это психическая адаптация к новым условиям. Клапаред в силу этого противопоставляет интеллект инстинкту и навыку, которые являются наследственными или приобретенными адаптациями к повторяющимся условиям. Для него интеллект начинается с простейших эмпирических поисков, являющихся источником тех интериоризованных поисков, которые затем, уже на высшей уровне, характеризуют деятельность по созданию гипотезы. Для Бюлера, который также делит структуры на три типа (инстинкт, дрессура, интеллект), это определение слишком широко: интеллект возникает только вместе с актом внезапного понимания (Аha-Егlеbnis), в то время как поиск относится к навыку. Так же поступает и Кёлер, сохраняя термин «интеллект» только для актов резкого изменения структур и исключая из него поиск. Несомненно, что поиск появляется вместе с возникновением простейших навыков, которые сами в момент их выработки являлись адаптациями к новым условиям. С другой стороны, вопрос, гипотеза и проверка, совокупность которых, по Клапареду, и образует интеллект, находятся в зародыше уже в потребностях, пробах и ошибках, так же как и в эмпирических утверждениях, свойственных наименее развитым сенсомоторным адаптациям. Остается, следовательно, одно из двух: либо удовлетвориться функциональным: определением, рискуя включить в интеллект почти все когнитивные структуры, либо избрать критерием какую-нибудь одну особую когнитивную структуру, но при таком (конечно, условном) выборе мы рискуем пренебречь естественной преемственностью этих структур.

Имеется, однако, возможность определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не настаивать при этом на решении вопроса о границах интеллекта; последние при таком подходе предстают как определяемые последовательными стадиями или формами равновесия. Тогда можно одновременно исходить из точек зрения как функциональной ситуации, так и структурного механизма. Исходя из первой, можно сказать, что поведение тем более «интеллектуально», чем сложнее и многообразнее становятся траектории, по которым проходят воздействия субъекта на объекты, и чем к более прогрессирующим композициям они ведут. Кривые, по которым осуществляется восприятие, очень просты, даже при большой удаленности воспринимаемого объекта. Навык представляется чем-то более сложным, но его пространственно-временные звенья сочленены в единое целое, части которого не могут ни существовать самостоятельно, ни образовывать друг с другом особые сочетания.

В отличие от них, интеллектуальный акт - состоит ли он в том, чтобы отыскать спрятанный предмет или найти скрытый смысл образа - предполагает определенное число путей (в пространстве и времени), одновременно самостоятельных и способных к сочетанию друг с другом (т. е. к композиции). С точки зрения структурного механизма простейшие сенсомоторные адаптации неподвижны и одноплановы, тогда как интеллект развивается в направлении обратимой мобильности. Именно в этом, как мы увидим далее, и состоит существенная черта операций, характеризующих живую логику в действии. Но одновременно мы видим, что обратимость - это не что иное, как сам критерий равновесия (как этому нас учат физики). Определить интеллект как прогрессирующую обратимость мобильных психических структур - это то же самое, что в несколько иной формулировке сказать, что интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой.

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

35. Нарушения интеллекта Интеллектом называется система всех познавательных способностей индивида (в частности – способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности).Для количественного анализа интеллекта используется понятие IQ –

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Измерение интеллекта Особо стоит поговорить об измерении интеллекта. Интеллект (от лат. intellectus - «понимание», «познание») - общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие «интеллект» объединяет все познавательные способности индивида: ощущения,

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Психофизиология интеллекта Психофизиологический подход основан на предположении, что некоторые особенности работы головного мозга определяют свойства психических процессов и составляют физиологическую основу психических способностей.Наиболее ярким представителем

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

Определение интеллекта Чтобы определить интеллект (что, без сомнения, весьма важно, ибо необходимо ограничить область, выступающую под этим названием, если собираются ею заниматься), достаточно указать на степень сложности тех дистантных взаимодействий, начиная с

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Мощь интеллекта Один человек, один разум, надлежаще подготовленный к своему предприятию, стоит целого войска и работает необычайно успешно! Полибий Ваша жизнь хороша настолько, насколько развит ваш ум. Чем проще, приятнее и радостнее вам живется, тем вы более умный.И

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Становление интеллекта Начиная с 2 лет рост межнейронных связей у ребенка прекращается. Начинается обратный процесс – сокращение связей. Остаются только те из них, которые реально используются в жизни. Теперь мозг ребенка работает так, как мозг взрослого. Более важные

Из книги Ху из ху? [Пособие по психологической разведдеятельности] автора Курпатов Андрей Владимирович

Лечение интеллекта – Доктор, почему на мне все ездят? – А вы седло снимите… Но есть более простой, легкий и естественный путь выздоровления в подобных случаях. Нужно как можно быстрее изменить свои мысли и восстановить поисковую активность. Причина внутреннего

Из книги Как преодолеть личную трагедию автора Бадрак Валентин Владимирович

Угасание интеллекта Очень часто нейрофизиологи пишут о снижении мозговой активности в старости. Человек начинает хуже соображать, тупеет и впадает в старческий маразм. Такое состояние можно было бы объяснить старостью, но этому противоречит известный факт – творческие

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Смерть интеллекта Человек – это удивительное создание природы. Никакому другому виду не приходит в голову так ненавидеть свои видовые признаки. Орел не отрывает себе крылья, чтобы ходить вперевалочку и хвастаться: «Я, батенька, сухопутный орел! Нам, пешеходам, крылья ни к

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Истоки интеллекта Интеллект – это самое сложное явление во вселенной, поэтому разобраться в этом понятии трудно. Но мы уже столько узнали про интеллект, что теперь данная задача нам вполне по силам.Понять функционирование интеллекта нам поможет маленькая рыбка. Рыбку

Из книги автора

3. Высокий уровень интеллекта Что делает интеллект? Он устанавливает взаимосвязи, сводит воедино различные факты. Причем чем он выше, тем точнее он это делает, тем правильнее он определяет место каждого из фактов в общей мозаике жизненных событий. Понятно, что для того,

Из книги автора

Действие интеллекта Тело первично, оно так или иначе находится в ведении ума. «Как только человек теряет волю к жизни, его сопротивляемость тотчас падает, потому что тело подчинено уму», – говорил Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Этот вывод философа очень похож на идею, которую

Из книги автора

Психометрия интеллекта В основе тестирования интеллекта лежит психометрическая – то есть измерительная – модель, идея которой состоит в том, что с помощью тестов можно построить своего рода карту человеческого разума. В течение первой половины двадцатого столетия

Из книги автора

Структура интеллекта Другой крайностью по сравнению с моделью Спирмена, основанной на единственном g-факторе, является система, предложенная психологом Дж. П. Гилфордом во время его работы в Университете штата Южная Калифорния. Модель структуры интеллекта (SOI) Гилфорда

Из книги автора

Сила интеллекта Давайте зададим такой вопрос: какова самая мощная сила во Вселенной, доступная человеку? Первое, что придет в голову, – водородная бомба, потому что на сегодняшний момент водородная бомба – это наибольшее количество выделяемой энергии на единицу

Из книги автора

Работа интеллекта Как только вы явно указываете себе цель, мозг начинает ее достигать. Важно знать, что наш мозг устроен просто, но эффективно. Природа не стала распыляться и применила единый принцип: Интеллект решает все проблемы одним и тем же способом. Это очень

Интеллект - это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Эта способность необходима при возникновении различных трудностей и проблем в жизни человека. Это может быть математическая задача, способность быстро принимать решение и действовать в опасной ситуации.

Развитие интеллектуальных способностей предопределяет и наследственность, и развитие психических функций. В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности, как память, восприятие, мышление, речь, внимание, представляющие собой предпосылки познавательной деятельности, способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки и умножать знания. Чем лучше память и мышление, тем выше интеллект. Для уровня интеллекта важны и творческие способности, и социальная адаптация, а также способность решать психологические проблемы.

Психологи для определения возрастных изменений интеллектуальных способностей употребляют понятие флюидного и кристаллизованного интеллекта. Кристаллизованный, или конкретный, интеллект - это навыки речи, знания и умение применить свои знания на практике или в научной деятельности. Флюидный, или абстрактный, интеллект - это способность абстрактно мыслить, делать выводы и умение ими пользоваться. С возрастом флюидный интеллект человека снижается, а кристаллизованный наоборот повышается.

Можно ли влиять на развитие интеллекта?

В первые десять лет жизни человека интеллект постепенно повышается. В этом нетрудно убедиться, выполнив соответствующий возрасту тест. Интеллект человека 18-20 лет достигает своего пика, хотя, конечно, человек совершенствует свои умственные навыки на протяжении всей жизни, учится, приобретает опыт и т.п. Уровень интеллектуального развития можно прогнозировать сравнительно рано - даже в раннем детстве. Многие исследователи в области физиологии и психологии полагают, что интеллектуальные способности 5-летнего ребенка составляет половину способностей взрослого, а интеллектуальное развитие 8-летнего ребенка достигает 80% умственного развития взрослого. В течение первых 18 месяцев жизни ребенка ничего нельзя сказать о его будущем интеллекте, однако уже в это время необходимо развивать умственные способности ребенка.

На развитие интеллекта ребенка оказывают влияние не только наследственность, но и внешние факторы. Поэтому развитие умственных способностей ребенка можно целенаправленно стимулировать. Положительное влияние на его формирование оказывает внимание, забота и человеческое тепло, а также стимулирование активности, творчества и социальных контактов ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде. Серьезные нарушения умственного развития возможны при поражении коры головного мозга и различных психических заболеваниях.

Умственное развитие человека обусловлено наследуемой генетической информацией и внешними факторами среды (воспитанием, образованием и т.д.). Некоторые ученые полагают, что от среды зависит около 50-60% умственного мышления человека. Однако этому противоречат результаты исследований гомозиготных (однояйцевых) близнецов. Сегодня многие ученые утверждают, что интеллектуальность наследуется почти на 90%.

Умственные способности человека можно развивать. Для этого необходимо заниматься умственной деятельностью, больше читать. Важно, чтобы методика тренировки соответствовала возрасту человека. Если 4-летний ребенок не вундеркинд, то не следует обучать его решению сложных задач.

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта (IQ) - это во время специального тестирования установленное соотношение интеллектуального возраста (ИВ) и возраста человека (ВЧ). Результаты теста оцениваются согласно среднему значению, характерному для этой возрастной группы людей, по формуле IQ = ИВ:ВЧ х 100.

Какой IQ высокий, а какой - низкий? Существует множество тестов и таблиц с разными значениями, ниже приводим общепринятую таблицу уровня IQ:

  • IQ IQ = 70-79 - очень низкий.
  • IQ = 80-89 - низкий.
  • IQ = 90-109 - средний.
  • IQ = 110-119 - высокий.
  • IQ = 120-129 - очень высокий.
  • IQ>130 - самый высокий.

Интеллект - способность человека адаптироваться к окружающей среде, совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. По поводу структуры – самые разные концепции. Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь; 4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями. Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским), и разработал 3-мерную модель интеллекта как многомерного явления, которое можно оценивать по 3 измерениям: характеру, продукту и содержанию.
Для диагностики интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. В настоящее время их разработано достаточно много, и они предназначены для людей различного возраста, от 2-3 до 50-60 лет. Для детей широко используется тест Стенфорд-Бине. В нем есть шкалы для оценки общей осведомленности, уровня развития речи, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению. Все задания распределены по возрастам. Коэффициент интеллекта – количественный показатель его развития – определяется путем сравнения данных ребенка со средними показателями. Соответственно, можно определить умственный возраст ребенка. Еще один известный вариант теста интеллекта – тест Векслера. Имеет 2 различных варианта, один из которых – для работы с детьми от 4 до 6 лет, другой – при изучении детей в возрасте от 7 до 16. Шкалы данного теста оценивают владение словом, умение обнаруживать сходство и различие между предметами, запоминать, считать и ряд других способностей. Результаты исследования, проведенного по субтестам, объединяются в 2 показателя: ВИП – вербальный интеллектуальный показатель, интегрирующий те субтесты, где используется речь, и НИП – невербальный ИП. Общий показатель интеллекта по данному тесту – ОИП – представляет собой сумму ВИП и НИП. Для взрослых – IQ.

В связи с тем что разнообразные технологии в настоящее время активно развиваются, в данном обзоре стоит поговорить о том, что такое интеллект.

Вряд ли какой-нибудь человек может сообщить другим, что он недостаточно развит в интеллектуальном плане. Согласитесь, что все мы считаем себя умными. Но это вовсе не означает, что к данному вопросу нет интереса. Скорее даже наоборот, интерес есть, и многие если не пытаются развивать интеллект, то по крайней мере хотят сохранить его на возможно большее время.

Что же скрывается под этим термином?

Итак, Под этим словом понимается совокупность некоторых человеческих способностей, благодаря которым становится возможным разумно мыслить, обрабатывать информацию, усваивать различные знания и применять их в практической области. Вот что такое интеллект. Определение такого плана кажется понятным любому из нас, но почему-то от этого не становится легким его описание.

Важные составляющие

Какие процессы являются составляющими? Развитие интеллекта опирается в большей степени на и начинается с момента рождения человека. Напомним, что к познавательным процессам относятся восприятие, память, мышление и воображение. В этой цепочке важно учитывать, что многое зависит от внимания. Его отсутствие не позволит человеку воспринимать, мыслить и запоминать.

Если говорить о памяти, внимании и восприятии, то они развиваются постоянными волнами, то ускоряя, то замедляя темп. Это зависит от того, как активно их использует сам человек. Здесь можно почерпнуть некоторые детали для развития человеческого интеллекта. Постоянно нагружая свою память и внимание, при этом выстраивая цепи логических умозаключений, привлекая к себе всегда новые ощущения и расширяя зоны своего восприятия, мы поддерживаем, таким образом, в активном состоянии свои умственные способности и интеллект.

Одной из самых ярких составляющих, которая может помочь ответить на вопрос что такое интеллект человека, является осведомленность. Допустим, есть талантливый человек, который смог вполне успешно реализовать себя, став профессионалом в какой-то области. Этот человек понимает и умеет очень многое в своей специализации. Но при этом он может не быть настолько же осведомленным в какой-нибудь другой области, но никто не назовет его неинтеллектуальной личностью. Если вспомнить Шерлока Холмса, то он даже не знал, что Земля движется вокруг Солнца.

Поэтому наша обязанность как людей заключается в постоянном расширении своей осведомленности, познавании нового. Нам необходимо проявлять интерес к различным областям деятельности. Тогда наш ум не будет останавливаться в развитии, и мы станем людьми с высоким уровнем интеллекта. Под конец обзора данного аспекта разума, можно привести одно из изречений Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

в развитии

Каждый из вышеперечисленных процессов в той или иной степени определяет, что такое интеллект. Он обязательно должен развиваться в той или иной степени, и в определенные периоды процесс познания проистекает очень быстро, а человек делает огромный рывок в своем развитии. Психологи называют такой

Младенцам такой рывок предоставляют ощущения. Дети прислушиваются и внимательно рассматривают окружающее их пространство, трогают предметы, пытаются попробовать на вкус все, что увидят. Благодаря этому у ребенка складывается самый первый опыт и формируются первичные знания.

Для воображения сенситивным периодом будет являться Наверняка, многие замечали, что дети в 5-6 лет довольно сильно и много фантазируют на различные темы. А все мыслительные процессы интенсивно развиваются в школьном возрасте.

Детский разум

Также есть один удивительный факт, который не захотят услышать многие отцы. Интеллект ребенка передаётся ему от матери, так как ген интеллекта происходит от Х-хромосомы. Это говорит нам о том, что умные дети должны рождаться в браке и интеллектуально развитой женщиной.

Но, естественно, дело тут не только в генах. Существуют и другие факторы, которые определяют уровень интеллекта. К примеру, среда, в которой ребенок будет находиться, воспитание, а в самом начале — стимуляция его активности.

Хорошая новость заключается в том, что эти факторы модифицируются и не предполагают влияния наследственности. Отсюда вытекает то, что даже если вы не имеете «необходимых» генов, можно присмотреться к модифицируемым факторам развития. Может быть, они смогут помочь вам развить интеллект ребенка.

Чтобы в полной мере ответить на вопрос о том, что такое интеллект, нужно рассмотреть его основные виды. С ними мы сталкиваемся в повседневной жизни, часто слышим названия и в этой статье постараемся разобраться в некоторых из них.

Эмоциональный интеллект

Что такое Под этим термином подразумевается способность понимания, определения, использования и в конструктивном и позитивном направлении для того, чтобы снять стресс, эффективно общаться с окружением, сопереживать другим, постоянно преодолевая трудности и конфликты. Этот интеллект имеет влияние на разные стороны повседневной жизни. К примеру, на то, как вы ведете себя или взаимодействуете с другими людьми.

При высоком эмоциональном интеллекте вы можете признавать свое собственное состояние и состояние других людей, взаимодействовать с ними, опираясь на эти данные, и таким образом привлекать их к себе. Также можно использовать эту способность для формирования здоровых отношений с людьми, достижения успеха на работе и просто для того, чтобы иметь более позитивное отношение к окружающим.

Создание искусственного разума

Стоит упомянуть о том, что такое искусственный интеллект. Самые первые работы, посвященные ему, появились сразу после Второй мировой войны, а сам термин приобрел известность в 1956 году. Искусственный интеллект по значимости ставят в один ряд с молекулярной биологией. И все-таки, что такое искусственный интеллект? Это направление в науке, которое зародилось в тот момент, когда началось создание компьютеров (как их раньше называли, «интеллектуальных машин») и компьютерных программ. Искусственный разум присущ не человеку, а машинам. Сейчас словосочетание подобного характера можно услышать очень часто при покупке таких вещей, как автомобиль, смартфоны и т. д.

Что собой представляет социальный разум

Рассмотрим, что такое социальный интеллект. Его способность заключается в правильном понимании поведения людей. Он нужен для наиболее эффективного общения и успешной адаптации в социуме. Изучением такого интеллекта занимаются специалисты в области психологии.

Практические аспекты разума

Если рассматривать, что такое интеллект в психологии, то становится очевидной её связь с управлением. Это ещё называют практическим интеллектом. Он довольно долго находился вне зоны исследований, ибо считался излишне агрессивным, низшим и простым типом, не заслуживающим внимания. Трудность его исследования заключается в том, что все эксперименты, связанные с ним, не могут проходит в лаборатории и должны анализироваться в естественных условиях. Практический интеллект во многих областях превосходит теоретический, но обладает некоторыми уникальными особенностями.

«Шевелить извилинами», или мыслить, — ещё одна задача нашего разума. В наше время информационных технологий мы всегда сталкиваемся с огромным потоком информации. Сегодняшние технологии дали нам новые виды деятельности и незнакомые технические средства. Поэтому не стоит бояться изучать все технические новинки и быть постоянно в курсе их выхода на рынок. Если вы стремитесь развивать интеллект, то ни при каких обстоятельствах нельзя замыкаться в ограниченной среде уже освоенных приспособлений и материалов.

Вербальный интеллект

Что такое вербальный интеллект? Это способность анализировать и синтезировать речевые суждения, вникать в смысл слов, иметь богатую смыслово-понятийную базу. Сейчас многие с интересом занимаются изучением иностранных языков. Это прекрасная методика развития своей памяти.

Здесь вам и припоминание, и запоминание, и узнавание. Память обладает именно этими процессами воспроизведения. Поэтому, если они постоянно в рабочем состоянии, то эффект забывания практически исчезает. Изучение языков помогает развить вербальный интеллект, в частности, способность оперирования вербальным материалом.

Какими же способами можно развить свой разум?

Стоит позволить своему воображению работать так же активно, как оно работало в детстве. Возможно, у вас есть талант к сочинительству, который просто дремлет и ещё не проснулся. Напишите пару рассказов или стихов. Пофантазируйте на тему своих будущих планов, но при этом не стоит ограничиваться, какими-то определенными рамками. Также полезным будет общение с детьми, ибо опыт в фантазиях сразу восстановится. Несомненно, лучшими учителями в области воображения можно назвать детей.

Восприятие может развиваться только при условии, что вы будете пользоваться несколькими каналами: слуховым, тактильным, вкусовым, обонятельным и зрительным. Если вы будете задействовать все рецепторы, то восприятие и запоминание окружающего мира будет очень легким и интересным. Именно поэтому огромные впечатления приносят путешествия. День за днем путешественники запоминают множество различных деталей, которые они смогут рассказать своим внукам. А все из-за того, что путешествуя, мы рассматриваем все через широко открытые глаза, слушаем новые звуки, вдыхаем ароматы неизвестных местностей и получаем неимоверно огромное количество новых ощущений.

Но даже не путешествуя, можно активизировать свои каналы восприятия простыми и доступными способами. Это поход на приятный массаж, простая вечерняя прогулка по парку, посещение разнообразных художественных выставок и регулярные физические упражнения. Даже если просто готовить новые блюда каждую неделю, вы будете благоприятно влиять на развитие своего восприятия.

Волшебный список, который поможет развивать интеллект на протяжении всей жизни

1. Повышайте свою осведомленность в чем-либо как можно чаще: наблюдайте, интересуйтесь, узнавайте.

2. Задействуйте память максимально: учите стихи и рассказы, запоминайте новые слова и будьте открыты к изучению новых языков.

3. Постоянно загружайте свои мыслительные процессы: проводите анализ, обобщайте информацию, решайте задачи, находите причинно-следственные связи во всем, что интересно.

4. Открывайтесь новым технологиям: изучайте новинки технических средств, возможности Интернета и способы своей реализации в нем.

5. Делайте себе подарки в виде новых ощущений: ночные и дневные прогулки, спортивная деятельность, новые, еще неизведанные ранее блюда, путешествия. Все это сможет помочь.

К сожалению, во многих работах понятие интеллекта берется как самоочевидное, а следовательно, никак не определяется. В тех же случаях, когда делается попытка как-то определить понятие интеллекта, обычно ссылаются на какое-либо человеческое поведение: творчество, мышление, целеполагание и т.д.

Это ошибка, так как в подобной ситуации исходят из двух неявных допущений.

Во-первых, подразумевается, что человек всегда действует интеллектуально. Во-вторых , что если некоторая система воспроизведет действия человека, то она обладает интеллектом.

Разумеется, оба этих допущения сами нуждаются в доказательствах. В частности, на этих предположениях основан критерий наличия интеллекта в известном тесте Тьюринга .

В этом тесте наличие интеллекта у машины подтверждается в том случае, если человек, беседующий с машиной и с реальным человеком через письменные сообщения, не сможет определить, кто является его собеседником. Если проанализировать этот тест, то выясняется, что этот подход содержит в себе порочный круг.

Ведь в данном тесте предполагается, что сам спрашивающий несомненно обладает интеллектом, так как если мы возьмем человека с низким уровнем развития, то уже сейчас компьютерные программы могут ввести такого человека в заблуждение.

Например, известная программа «Элиза» многими людьми воспринималась как система, обладающая интеллектом.

Если же мы начнем отбирать в качестве тестирующего человека с интеллектом, то кто нам мешает сделать это отбор тем же самым методом, через письменные сообщения, и тогда получится, что мы отбираем для теста на интеллект человека, который сам может и не обладать интеллектом. Если в момент отбора мы опять позволим участвовать в тесте машине, то в случае явно неадекватных ответов мы не сможем сказать, машина это или человек слегка не своем уме.

Единственный способ проверки этого – зайти в ту комнату, где находится собеседник, и просто посмотреть на него!

Или, другими словами, тест Тьюринга можно перефразировать так: система обладает интеллектом, если она похожа на человека, обладающего интеллектом.

Для начала дадим описательное определение интеллекта:

Интеллект – это свойство, которое человек приобрел в процессе эволюции, и которое отличает человека от животных.

Но для того, чтобы переходить к практической работе, необходимо дать конструктивное определение, то есть определение, которым можно пользоваться в практических целях. Например, определять уровень интеллектуальности людей, роботов, компьютерных программ и любых человеко-машинных систем.

Поэтому очень важно иметь именно конструктивное определение интеллекта.

Отличие человека в том, что он отражает весь окружающий мир, поэтому также отражает и самого себя в мире, и те стимулы, которые управляют его поведением. Отражение самого себя у человека происходит в виде «Я-образа».

Следовательно, его поведение направлено не только на непосредственное взаимодействие с внешней средой, но и на создание стимулов, направляющих в дальнейшем его собственное поведение. Человек получил такой способ отражения окружающего мира, при котором отражающая система отражает саму себя.

И не просто отражает, а создает стимулы для направления собственного поведения. Такое свойство системы мы будем называть автостимуляцией .

Автостимуляция предназначена для направления своего собственного поведения в отличие от простой стимуляции поведения других особей. Для осуществления автостимуляции необходимо, чтобы система отражала саму себя и некоторое желательное состояние самой себя.

Стимулы, создаваемые при автостимуляции могут обладать свойством отложенного действия, то есть они создаются до непосредственного их использования.

Наиболее распространенными примерами таких, заранее созданных стимулов, являются программы проведения различных мероприятий. Они являются вариантами стимулов, которые воздействуют на участников проведения этих мероприятий, но действуют не в момент их создания, а гораздо позже. С другой стороны, человек может создать и непосредственно воздействующий автостимул, например, сказать себе: «Я должен сделать это!»

Автостимуляция позволяет планомерно и поэтапно распределить стимулы таким образом, чтобы достичь заранее намеченной цели.

Наиболее общим проявлением механизма автостимуляции является личность человека, то есть его “Я”. Структура “Я” всегда является внешним стимулятором по отношению к непосредственной деятельности. Задача этой структуры состоит в создании внешних стимулов, которые потом будут направлять собственное поведение. Примеры:

  • Ведение плана дел
  • Завязывание узелка на память
  • Установка будильника
  • Просьба напомнить что-либо

Здесь везде сначала идет ДЕЙСТВИЕ (реакция), которое потом приведет к созданию СТИМУЛА. Поэтому вместо непосредственного реагирования на текущую ситуацию, человек может перейти к выполнению заранее обдуманного и всесторонне подготовленного плана, который и приведет к желанной цели. Именно это свойство выделяет человека от других представителей животного мира. Теперь мы можем дать строгое определение интеллекта.

Интеллект – это свойство системы достигать поставленных целей путем автостимуляции.