Источник сладких дум и сердцу милых слез. Тема: Русская литература XIX века

Тема нашего сегодняшнего урока – творчество Константина Николаевича Батюшкова. Мы остановимся на некоторых произведениях этого поэта («Мечта», «Послание И.М. Муравьеву-Апостолу», «Мои пенаты») и попытаемся извлечь из них самые значительные романтические темы, потому что в историю русской поэзии Батюшков вошел как один из первых русских романтиков. Познакомимся с такими понятиями, как элегия и послание.

Тема: Русская литература XIX века

Урок: Поэзия русского романтизма. К.Н. Батюшков

В 1817 году Батюшков издаст единственную свою книгу «Опыты в стихах и прозе».

Рис. 2. Сборник произведений К.Н. Батюшкова «Опыты в стихах и прозе»

В данном случае опыт Батюшкова в прозе нас не будет волновать, хотя по-своему они любопытны, интересны и замечательны. Остановимся на поэзии. Первая неожиданность, которая обнаруживается в этой книге, это то, что все свои стихи Батюшков умудрился расположить между двумя наиболее популярными и наиболее значительными для последующей русской поэзии жанрами: первый раздел составляли элегии, второй раздел - послания, третий - смесь, в которую вошло все прочее. А стало быть, центральными жанрами творчества Батюшкова оказались элегия и послание. И это не случайно, потому что получится так, что именно эти два жанра окажутся ведущими в истории русской поэзии ближайших 10-20 лет. Поэтому остановимся на элегии Батюшкова «Мечта» и на двух посланиях, которые будут являть собой два разных варианта этого литературного жанра: высокое, классическое, написанное пятистопным ямбом послание «И.М. Муравьеву-Апостолу» и легкое, дружеское, написанное трехстопным ямбом (впервые написанное Батюшковым) «Мои пенаты».

ЭЛЕГИЯ (от греч. жалобная песня ) - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. углубленное размышление ) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали.

Начнем с элегии «Мечта», над которой автор работал почти в течение 10 лет, построив стихотворение таким образом, что его можно длить до бесконечности. А поскольку центральная ситуация этого произведения - это разговор поэта с мечтой, то элегия могла превратиться в бесконечность. Но нас волнует то обстоятельство, что это не просто мечта, а мечта, которая является в творчестве Батюшкова эквивалентом традиционной музы. Он называет ее подругой муз, и более того, мечта становится воплощением той самой темы, темы поэта. И что же здесь нового и необычного? Когда речь идет о романтической поэзии, то, в первую очередь, она противопоставляется традициям классической поэзии и самого классицизма, где все-таки под творчеством, и поэтическим в том числе, помимо таланта и необходимого поэтического гения, в первую очередь, следовала необходимость учиться и подражать образцам, прежде всего античным. Поэтому классицизм носил оттенок учености, в то время как романтический автор принципиально выстраивает свою фигуру как персонажа, не связанного с разумом и рассудком. Более того, в данной элегии мечте убийственно противостоит житейский опыт, человеческий рассудок, от которого поэт Батюшков убегает, поскольку прерогатива мечты - это прерогатива юности, свободного, нескованного ничем воображения. Поэтому, обращаясь к мечте, он выстраивает своеобразный воображаемый полет, который совершает поэт, сидя в своей скромной и бедной хижине, и маршруты этого полета по-своему важны. Потому что он то уносится в далекое северное средневековье, то неожиданно отправляется в Древнюю Грецию и Древний Рим и вспоминает античных поэтов и как бы ведет с ними разговоры, то возвращается в Петербург, то вспоминает фрагменты собственной биографии, связанные с войной. И в этом смысле перед нам открывается полет в разные времена, эпохи, культуры, что расширяет сферу прекрасного, куда теперь может обращаться поэт. Она не ограничена только античной традицией и классическими образцами, она обращена ко всему миру. Важным становится и то, что этот мир воображения, в котором живет поэт, противопоставлен в Батюшковском стихотворении миру реальному: наш поэт бедный, несчастный, у него не сложилась жизнь. И это не случайность, это принципиальный мотив, связанный с тем, что в нормальном мире, в котором живут нормальные люди, поэт не может найти своего достойного места, он не хочет служить, двигаться по служебной лестнице, накапливать богатства, потому что это не составляет его ценностного интереса. А поскольку он уходит от этого реального мира, то возникает такая не всегда внятно прочитываемая оппозиция официальному миру, который осознается здесь отрицательно, потому что он враждебно относится и к поэту, и к мечтам, не видя в них никакой ценности. Но возможность жить в этих самых мечтах - это значительна компенсация, то, чего вы не можете достигнуть в реальности, то с легкостью вы осуществляете в мечтах. Более того, не нужно думать, что мечты - это хрупкая вещь. Поскольку для Батюшкова это эквивалент музы, поэзии, то он не случайно вспоминает и Горация, и Анакреона, и, в первую очередь, обращается к авторам любовно-эротической поэзии, имея в виду, что эти переживания совсем частные, интимные, не имеющие глобального смысла для человечества. Но человечество их помнит, и эти легкие, крылатые порывы на века запечатлелись. Вот примерно в таком виде вырисовывается эта тема, с одной стороны, музы, поэзии, творчества, с другой стороны, поэта в этой столь значимой и любой Батюшковым элегии «Мечта».

ПОСЛАНИЕ - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы или пожелания.

А вот в серьезном послании «И.М. Муравьеву-Апостолу»

Рис. 3. С.И. Муравьев-Апостол ()

мы обнаруживаем очень важные комментарии и пояснения к этой самой фигуре поэта, в которой подчеркивается гениальность и индивидуальность:

Ты прав, любимец муз! от первых впечатлений,

От первых, свежих чувств заемлет силу гений,

И им в теченье дней своих не изменит!

Кто б ни был: пламенный оратор иль пиит,

Светильник мудрости, науки обладатель,

Иль кистью естества немого подражатель, -

Наперсник муз, познал от колыбельных дней,

Что должен быть жрецом парнасских олтарей.

Мало того, что мы встречаем тут любимую античную традицию, греческую мифологию, важным тут становится то обстоятельство, что поэтами не рождаются, это некий дар свыше. Более того, на качестве этого дара сказывается окружающее пространство, в котором вы впервые обнаруживаете себя, впервые видите мир. И, в результате, становится понятно, что, чему бы вы ни учились дальше, как бы вы не совершенствовали свой талант, как бы вы не подражали известным классическим образцам, уйти от этого собственного отпечатка индивидуальности невозможно никогда. Поэтому идея романтического поэта и романтического творчества впервые приводит нас к мысли об индивидуальности этого художественного дарования, художественного гения. Дальше послание разворачивается в виде примеров, которые приводит Батюшков. С одной стороны, вполне классический и любимый им Гораций, античный автор. А вот следующие примеры выглядят неожиданно, потому что речь идет о Ломоносове,

Державине.

На первый план выдвинута фигура Ломоносова как одного из любимых Батюшковым авторов, с одной стороны, а с другой стороны, удивительно аккомпанирующий к идеи этого послания. Видите ли, Ломоносов родился на севере, и его первые впечатления об окружающем мире были существенно иными, чем те впечатления, которые возникали, предположим, у жителей Древнего Рима, юга у Горация, потому что это страшная и одновременно мощна северная природа:

Нет! нет! И в Севере любимец их не дремлет,

Но гласу громкому самой природы внемлет,

Свершая славный путь, предписанный судьбой.

Природы ужасы, стихий враждебных бой,

Ревущие со скал угрюмых водопады,

Пустыни снежные, льдов вечные громады

Иль моря шумного необозримый вид -

Всё, всё возносит ум, всё сердцу говорит

Красноречивыми, но тайными словами.

Здесь возникает другая важная тема, связанная с темой природы. Все люди видят эту природу, все в ней живут, но не со всяким эта природа разговаривает. Но, когда речь идет о поэтах, о любимцах муз, то вот с ними она как раз красноречивыми, внятными, но тайными словами, потому что для других они не ясны. Таким образом, поэт особенным образом чувствует и понимает язык природы в том его качестве, в котором он не доступен никому иному. И, наконец, в финале послания Батюшков возвращается к любимой теме, теме трагического существования поэта в реальной жизни, в трагичности его судьбы:

Так, свыше нежною душею одаренный,

Пиит, от юности до сребряных власов,

Лелеет в памяти страну своих отцов.

На жизненном пути ему дарует гений

Неиссякаемый источник наслаждений

В замену счастия и скудных мира благ:

С ним муза тайная живёт во всех местах

И в мире - дивный мир любимцу созидает.

Здесь возникает отчетливо сформулированная идея двух миров: реального и воображаемого, мира мечты. Более того, становится понятным, что речь идет об особой силе этой мечты и воображения, потому что речь идет о той удивительной способности, которая связанна с возможностью жить в мире мечты как в мире реальном. И в этом отношении перед нами не просто какая-то мечтательность, а такого рода сила, при которой настоящий мир теряет свои реальные очертания, свою строгость и твердость и превращается в нечто совсем иное благодаря мечте поэта:

Пускай свирепый рок по воле им играет;

Пускай незнаемый, без злата и честей,

С главой поникшею он бродит меж людей;

Пускай, фортуною от детства удостоин,

Он будет судия, министр иль в поле воин -

Тоже блестящее мест, если иметь в виду русскую культуру, связанную с тем, что статус поэта у нас совсем неопределенный в социальном смысле, а вот ваше место в табеле о рангах очевидно и всем понятно. Но возникает такая ситуация, что кем бы вы ни были, мир поэзии, музы существует поверх этого, поэтому поэт живет не своей социальной деятельностью, а миром воображения. Финал послания выглядит совсем странно:

Но музам и себе нигде не изменит.

В самом молчании он будет всё пиит.

В самом бездействии он с деятельным духом.

Тут мы договорились до финального противоречия. Оказывается, поэт не обязательно пишет стихи, он может молчать, может бездействовать, потому что поэт - это не стихотворец, в классическом понимании. В романтической традиции, и у Батюшкова это, пожалуй, впервые так ярко и отчетливо прозвучит, речь идет о поэте как особом существе, обладающим необычными способностями, особенным образом воспринимающим мир, который говорит ему красноречивыми и тайными словами, обладающий способность жить в другом мире, который он создает благодаря своей мечте. А стало быть, перед нами некое духовное существо, не похожее на других людей. Из этого следует масса размышлений, связанных с тем, что, действительно, поэт тут оказывается в особом положении: он над людьми, он избранный и отторгнутый от людей одновременно. Зато особенное очарование и особый смысл придают ему возможность общаться с подобными же существами, поэтами.

Эту возможность (общение избранных поэтов) реализует знаменитое послание Батюшкова «Мои пенаты», обращенное к Вяземскому

и Жуковскому,

к двум поэтам и приятелям автора. И выстраивается это послание, с внешней точки зрения, как приглашение Вяземского и Жуковского посетить укромный уголок, где живет поэт. Мы обнаруживаем здесь почти все традиционные темы Батюшкова: бедный, несчастный, всеми оставленный, всеми брошенный, забытый поэт, живущий в глубоком одиночестве. Так начинает свое послание

В сей хижине убогой

Стоит перед окном

Стол ветхий и треногой

С изорванным сукном.

В углу, свидетель славы

И суеты мирской,

Висит полузаржавый

Меч прадедов тупой;

Здесь книги выписные,

Там жесткая постель -

Все утвари простые,

Все рухлая скудель!

Скудель!.. Но мне дороже,

Чем бархатное ложе.

Опять возникает известное у Батюшкова противопоставление бедного, несчастного существования поэта богатству внешнего мира. Эта тема в послании будет развиваться и дальше, потому что он кого-то приглашает, а кого-то нет, о чем и напишет ниже:

Отеческие боги!

Да к хижине моей

Не сыщет ввек дороги

Богатство с суетой;

С наемною душой

Развратные счастливцы,

Придворные друзья

И бледны горделивцы,

Надутые князья!

Отвергаются как раз жители официального мира, озабоченные мирскими достижениями и благами. Наш автор живет в совершенно другом мире, неслучайно ведь послание называется «Мои пенаты». Пенаты и Лары -

это боги домашнего очага, и вот в этом простом уголке поэта живут именно они:

Отечески Пенаты,

О пестуны мои!

Вы златом не богаты,

Но любите свои

Норы и темны кельи

По крайней мере, вот эти самые божества присутствуют и живут здесь же. Дальше послание описывает жизнь нашего поэта вот в этом укромном уголке, кого он туда не приглашает и кого туда зовет. Среди этих приглашенных оказывается некая возлюбленная поэта, некая Лилета, которая представляет любовную тему Батюшкова:

И ты, моя Лилета,

В смиренной уголок

Приди под вечерок

Тайком переодета!

Под шляпою мужской

И кудри золотые

И очи голубые

Прелестница, сокрой!

Накинь мой плащ широкой,

Мечом вооружись

И в полночи глубокой

Внезапно постучись...

Вошла - наряд военный

Упал к ее ногам,

И кудри распущенны

Взвевают по плечам,

И грудь ее открылась

С лилейной белизной:

Волшебница явилась

Пастушкой предо мной!

Понятно, что здесь речь идет ни о какой конкретной женщине и Батюшковской любви - это мир мечты и воображений, именно поэтом героиня носит и условное имя, и с ней происходят такие феерические представления с театральными переодеваниями, которые завершатся описаниями этого прекрасного ложа.

А Лила почивает

На ложе из цветов...

И ветер тиховейный

С груди ее лилейной

Сдул дымчатый покров....

И в локоны златые

Две розы молодые

С нарциссами вплелись;

Сквозь тонкие преграды

Нога, ища прохлады,

Скользит по ложу вниз...

Я Лилы пью дыханье

На пламенных устах,

Как роз благоуханье,

Как нектар на пирах!

И мы забыли, что все это происходит на жесткой постели. Вдруг весь мир оказался усыпан цветами, преобразился, очень незаметно и не всегда ощутимо. Потому что дальше, когда Лилета покинет нашего поэта, вместо нее в его укромный уголок придут музы. И это центральное место, потому что та же самая любовь теперь будет обращена в сторону этих самых муз. И описание этого мира поэзии Батюшков развернет не в виде полета мечты и воображения, а в виде разговоров, которые он ведет с поэтами, в данном случае, символически представляющими собою весь мир поэзии. Причем это будут и поэты, живущие ныне, и поэты, давно почившие. Это будут и античные, любимые для Батюшкова поэты, и русские поэты, от Ломоносова, Державина до современников Батюшкова: Карамзина, Богдановича. Но главное, что это будет некий диалог, который разворачивается вне времени и пространства, потому что, с любимой Батюшковской точки зрения, приобщение к миру муз и поэзии одаривает вас бессмертием. А вот в финале автор приглашает Жуковского и Вяземского посетить это укромный уголок с целью поспорить и попить, поскольку здесь собираются избранные люди, которые не разговаривают о поэзии, а живут в ней. А поскольку мир поэзии одаривает их радостью, счастьем, восторгом, любовью и проч., то портреты Жуковского, Вяземского рисуются как портреты людей, которые в этом мире мечты и поэзии обретают невозможное нигде счастье, наслаждение жизнью, потому что в других сферах человеческого существования обреет эту высшую гармонию невозможно. Даже смерть не страшит нашего поэта, потому что нужно сейчас петь, веселиться и радоваться, ведь когда-то наступит смерть, но, когда я умру, не плачьте над моею могилой, не читайте над ней скучные псалтыри, продолжайте петь и веселиться, для того, чтобы прочие люди с удивлением обнаружили, что здесь похоронен прах молодого счастливца. Почему же это стихотворение Батюшкова стало своего рода манифестом Батюшковской поэзии? Обратим внимание еще на одну деталь. Когда речь идет о приглашенных Вяземском и Жуковском, то поднимают они золотые чаши. Хотя стоит напомнить, что «всё утвари простые, всё рухлая скудель», твердое ложе, которого и в помине нет, кроме трехногого стола и полки книг. А потом - ложе из цветов, в котором почивает Лила, потом воображаемые разговоры с поэтами, потом золотые чаши, из которых они пьют. Дело в том, что на наших глазах разворачивается преобразование скудной реальности в этот огромный восторженно-прекрасный и красивый мир мечты, поэзии, второй мир, в котором пребывают избранные поэты.

Вот в таком неожиданном и странном смысле возникает в романтической поэзии Батюшкова такая, казалось бы, понятная тема поэта и поэзии. Потому что поэтом тут становится не автор стихов, а особым способом воспринимающий и чувствующий мир человек, который может жить в мире воображения и фантазии, который отделен от жизни других людей, потому что не всякому дана такого рода способность, но зато с восторгом принимающий аналогичных ему поэтов, поскольку перед нами возникает некий союз, содружество избранных гениев. Именно в таком виде предстанет эта тема в поэзии Константина Николаевича Батюшкова.

1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: Русское слово.

2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. М.: Дрофа.

3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

2. Поэзия русского романтизма начала XIX века ().

3. Русская литература и фольклор ().

Прочитайте поэзии «Мечта», «Послание И.М. Муравьеву-Апостолу», «Мои пенаты» Батюшкова в полном объеме и

1. Найдите в них метафоры и архаизмы.

2. Выпишите всех мифологических героев и определите их значения.

3. *Проанализируйте их с точки зрения жанровой принадлежности, найдите общие и отменные характеристики.

Место смерти: Гражданство:

Российская империя

Род деятельности: Произведения на сайте Lib.ru Произведения в Викитеке .

Биография

Происходил из древнего дворянского рода, отец - Николай Львович Батюшков (1753-1817). Годы своего детства провёл в родовом имении - селе Даниловское. Семи лет от роду он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Батюшкову и его старшей сестре Александре.

Пребывание за границей имело большое влияние на Батюшкова, который там впервые познакомился с немецкой литературой и полюбил её. Париж и его памятники, библиотеки и музеи тоже не прошли бесследно для его впечатлительной натуры; но скоро он почувствовал сильную тоску по родине и, посетив Англию и Швецию, вернулся в Петербург. Через год он окончательно бросил военную службу, поехал в Москву, затем в Петербург, где он вошёл в и принял активное участие в деятельности этого общества.

В ответ на события отечественной войны , Батюшков создал образцы гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с описанием глубоко индивидуальных переживаний автора:

… пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем -
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!

В послевоенный период поэзия Батюшкова тяготеет к . Темой одного из самых его известных стихотворений, «Умирающий Тасс» (), является трагическая судьба итальянского поэта

Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я!
Увы! с тех пор добыча злой судьбины,
Все горести узнал, всю бедность бытия.
Фортуною изрытые пучины
Разверзлись подо мной, и гром не умолкал!
Из веси в весь, из стран в страну гонимый,
Я тщетно на земли пристанища искал:
Повсюду перст её неотразимый!

Ссылки

  • Константин Батюшков. Стихи в Антологии русской поэзии
  • Н. Филипова. Поэзия К. Н. Батюшкова
  • Батюшков в библиотеке Мошкова - http://az.lib.ru/b/batjushkow_k_n/
  • Батюшков К. Н. Собрание стихотворений на stroki.net

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Есенин С. Мечта Мечта. Есенин. Стихотворения. Мини-издание - (формат: Твердая бумажная, стр.) 2013
    200 бумажная книга
    Станислав Сметана МЕЧТА Нас пятеро, и мы готовы рассказать историю. У нас много версий одной и той же истории. Мы снимаем фильм. Мы устанавливаем камеры. Наши камеры не совсем правильно снимают, они выключаются и вновь… - ЛитРес: Самиздат, (формат: 84x108/32, 480 стр.)
    бумажная книга
    Мария Лоди Мечта Действие романов развертывается во Франции 60-х годов XIX века, в эпоху диктаторского режима Наполеона III. Перед глазами читателя предстают парижские бульвары, кафе, набережные, салоны и пустынные… - Русич, (формат: 84x108/32, 480 стр.) Диадема 1995
    230 бумажная книга
    Анна Грэйс Мечта Наивная и романтичная провинциалка, талантливая художница Таня Алфеева решает изменить свою серую однообразную жизнь и отправляется в Москву, чтобы нарисовать портрет известного актера Егора… - Издательские решения, (формат: 84x108/32, 480 стр.) электронная книга
    60 электронная книга
    Анна Грэйс Мечта Наивная и романтичная провинциалка, талантливая художница Таня Алфеева решает изменить свою серую однообразную жизнь и отправляется в Москву, чтобы нарисовать портрет известного актера Егора… - Издательские решения, (формат: 84x108/32, 480 стр.)
    бумажная книга
    Мечта 8 л
    5600 бумажная книга
    Мечта 10 л Положительные характеристики самогонного аппарата Мечта делают его незаменимым помощником в приготовление настоек и крепких спиртных напитков. Особенно важным фактором является нагрев на любом виде… - (формат: 84x108/32, 480 стр.)
    6000 бумажная книга
    Мечта 12 л Положительные характеристики самогонного аппарата Мечта делают его незаменимым помощником в приготовление настоек и крепких спиртных напитков. Особенно важным фактором является нагрев на любом виде… - (формат: 84x108/32, 480 стр.)
    6300 бумажная книга
    Мечта 15 л Положительные характеристики самогонного аппарата Мечта делают его незаменимым помощником в приготовление настоек и крепких спиртных напитков. Особенно важным фактором является нагрев на любом виде… - (формат: 84x108/32, 480 стр.)
    6600 бумажная книга
    Мечта 20 л Положительные характеристики самогонного аппарата Мечта делают его незаменимым помощником в приготовление настоек и крепких спиртных напитков. Особенно важным фактором является нагрев на любом виде… - (формат: 84x108/32, 480 стр.)
    7400 бумажная книга
    Алексей Золотов Мечта Рассказ «Мечта» – мини-драма, рассказывающая о коротком периоде в жизни десятилетней девочки Сони. Одно за другим она переживает сразу два потрясения: гибель близкого друга и развод родителей. Соне… - Издательские решения, (формат: Твердая бумажная, стр.) электронная книга
    60 электронная книга
    Алексей Золотов Мечта Рассказ «Мечта» – мини-драма, рассказывающая о коротком периоде в жизни десятилетней девочки Сони. Одно за другим она переживает сразу два потрясения: гибель близкого друга и развод родителей. Соне… - Издательские решения, (формат: Твердая бумажная, стр.)
    бумажная книга
    Ольга Яралек Мечта Идти к своей мечте. Идти вместе с Мечтой и никогда ей не изменять. Сказка о двух девочках, которые попадают в Страну Грёз и встречают фею Счастья. Можно идти к своей мечте, которая может не сбыться… - Автор, электронная книга
    14.99 электронная книга
    Александр Амфитеатров Мечта «Конка медленно двигалась в гору по захолустной окраинной улице. Мы с приятелем, художником Краснецовым, ехали в Богородское убивать наступающий летний вечер. Вдруг Краснецов воззрился и поспешно… - Public Domain, электронная книга 1922
    электронная книга
    Барбара Делински Мечта Для того чтобы добыть средства на восстановление своего родового гнезда, Джессика Кросслин решает построить вокруг дома дорогой жилой комплекс Поверенный банкирДжессики рекомендует ей талантливого… - Центрполиграф, электронная книга 2012
    89.9 электронная книга
    Сводная энциклопедия афоризмов

    Мечтание, бредни, греза, дума, видение, привидение, иллюзия, призрак, причуда, самообман, самообольщение, утопия, фантазия, химера, воздушный замок, игра воображения, сон, бред, несбыточное желание. Вдребезги разбитые иллюзии.. Ср. . См. идеал,… … Словарь синонимов

    - «МЕЧТА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1941, ч/б, 100 мин. Историческая социально психологическая драма. После работы над двумя политическими; ангажированными картинами о Ленине Михаил Ромм обращается к близкой ему по теме и жанру социальной трагикомедии о… … Энциклопедия кино

    мечта - МЕЧТА созданный воображением образ чего либо ценностно важного и желанного, однако в данный момент недоступного. В психологии М. часто толкуется как разновидность воображения, обращенная к сфере желаемого отдаленного будущего. Категория М … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Мечта, мечты, мечты, мечт, мечте, мечтам, мечту, мечты, мечтой, мечтою, мечтами, мечте, мечтах (

    8 июля 1826 года в письме к А. Г. Гревенс уже безумный Батюшков, подражая Державину, писал:
    Я памятник воздвиг огромный и чудесный,
    Прославя вас в стихах: не знает смерти он!
    Как образ милый ваш и добрый и прелестный
    (И в том порукою наш друг Наполеон),
    Не знаю смерти я. И все мои творенья,
    От тлена убежав, в печати будут жить:
    Не Аполлон, но я кую сей цепи звенья,
    В которую могу вселенну заключить.
    Так первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Елизы говорить,
    В сердечной простоте беседовать о Боге


    И истину царям громами возгласить.
    Царицы, царствуйте, и ты, императрица!
    Не царствуйте, цари: я сам на Пинде царь!
    Венера мне сестра, и ты моя сестрица,
    А кесарь мой – святой косарь.
    Интересно, какие “дополнения” к Державину делает Батюшков. Вместо улыбки, с которой произносит истину царям1 певец Фелицы, здесь “громы”. Не Аполлон, но сам поэт кует цепь, в которую может “заключить вселенную”. Наконец, в свидетели призывается Наполеон, образ которого в русской литературе весьма определенен: “Мы все глядим в Наполеоны”, – позже заметит ученик Батюшкова Пушкин. Не оставляет ощущение какой-то непомерной гордыни, снедающей автора, и только “святой косарь”, звучащий в финале каким-то диссонансно-отчаянным призывом, переводит текст из похвальбы в поэзию. Интересно также, как при смысловом распаде стиха безумный Батюшков сохранил интонационную упругость и гибкость – то, что отличало его лучшие лирические произведения.
    В записной книжке “Чужое: мое сокровище”, писанной летом 1817 года, Батюшков сообщал о себе: “В нем два человека. Один добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив, откровенен до излишества, щедр, трезв, мил. Другой человек – не думайте, чтобы я увеличивал его дурные качества, право, нет: и вы увидите сами, почему, – другой человек – злой, коварный, завистливый, жадный, иногда корыстолюбивый, но редко; мрачный, угрюмый, прихотливый, недовольный, мстительный, лукавый, сластолюбивый до излишества, непостоянный в любви и честолюбивый во всех родах честолюбия. Этот человек, то есть черный – прямой урод. Оба человека живут в одном теле. Как это? Не знаю; знаю только, что у нашего чудака профиль дурного человека, а посмотришь в глаза, так найдешь доброго! Надобно только смотреть пристально и долго Он жил в аде – он был на Олимпе2. Это приметно в нем. Он благословен, он проклят каким-то Гением… Дурной человек все портит, всему мешает: он надменнее сатаны, а белый не уступает в доброте ангелу-хранителю. Каким странным образом здесь два составляют одно? Зло так тесно связано с добрым и отличено столь резкими чертами?”
    “Подражание Горацию” как бы высвечивает, какой человек победил в этой борьбе, разрывавшей все существо поэта. И он сам знал, что погружается в черноту. Последнее его стихотворение, написанное на грани безумия, условно называемое “Мельхиседек”:
    Ты знаешь, что изрек,
    Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?
    Рабом родится человек,
    Рабом в могилу ляжет,
    И смерть ему едва ли скажет,
    Зачем он шел долиной чудной слез,
    Страдал, рыдал, терпел, исчез3.
    Батюшков родился 18 мая 1787 года в Вологде, в небогатой дворянской семье. Мать, по-видимому, и передавшая ему наследственную душевную болезнь, рано скончалась, и отец держал сына до 10-летнего возраста при себе в имении Даниловском. В 1797 году будущего поэта привозят в Петербург и помещают сначала в один частный пансион, затем в другой. В 1803 году Батюшков уже на службе – становится делопроизводителем в Министерстве народного просвещения, в канцелярии своего двоюродного дяди поэта Михаила Муравьева, в доме которого он и живет в 1802-1806 годах.
    К 1805 году относятся первая поэтическая публикация Батюшкова “Послание к стихам моим” (журнал “Новости русской литературы”) и вступление поэта в Вольное общество словесности, наук и художеств. С изданиями, контролировавшимися этим обществом, Батюшков и будет связан в последующие годы – вплоть до 1807-го, когда наш герой вступает в петербургское ополчение. Поэт принимает участие в сражениях в Восточной Пруссии, ранен в ногу в бою под Гейльсбергом, лечится в Риге и здесь влюбляется в ухаживающую за ним дочь местного купца Э. Мюгеля. По-видимому, с этим эпизодом связано позднейшее стихотворение “Выздоровление”.
    В 1810 году Батюшков выходит в отставку в чине подпоручика, перебирается в Москву, где сводит знакомство с Карамзиным, Дмитриевым, Вяземским, Жуковским, Василием Львовичем Пушкиным. Именно на этот круг литераторов ориентировано и адресуется двум его представителям (Жуковскому и Вяземскому) программное стихотворение “Мои пенаты”, которое Батюшков сочиняет в 1811 году, сидя в своем вологодском имении. Написанная трехстопным ямбом, эта, как тогда говорили, пиеса на долгие годы задает образец дружеского послания, которому будут подражать арзамасцы и молодой Пушкин.
    В 1812 году Батюшков поступает на службу в Публичную библиотеку. Однако вторжение французов все меняет. Разорение Москвы производит на него ошеломляющее впечатление. Его галлофильство улетучивается, мажорные ноты писем сменяются на тон отчаяния и пессимизма. Вот что он пишет Гнедичу из Нижнего Новгорода в октябре 1812-го: “От Твери до Москвы и от Москвы до Нижнего я видел, видел целые семейства всех состояний, всех возрастов в самом жалком положении; я видел то, чего ни в Пруссии, ни в Швеции видеть не мог: переселение целых губерний! Видел нищету, отчаяние, пожары, голод, все ужасы войны и с трепетом взирал на землю, на небо и на себя. Нет, я слишком живо чувствую раны, нанесенные любезному нашему отечеству, чтобы минуту быть покойным. Ужасные поступки вандалов или французов в Москве и в ее окрестностях, поступки, беспримерные и в самой истории, вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством”.
    Настроение его делается все более и более мрачным. От него ждут стихов “в прежнем духе”, он же раздражается, хотя и скрывает раздражение за вежливыми словами. Из Вологды он пишет Граматину зимой 1813 года: “Я думаю, что такой лютой зимы и в Лапландии не бывало; а вы хотите, любезный друг, чтобы я воспевал розы, благоуханные рощи, негу и любовь, тогда как все стынет и дрожит от стужи! Вы мою музу называете бессмертною; за это вам очень благодарен; я все похвалы от друзей моих и от людей, которых уважаю, принимал за чистую монету, но здесь вижу насмешку, или шутку, или ошибку, или что вам угодно. У нас бессмертных на Парнасе только два человека: Державин и граф Хвостов”.
    После смерти Муравьева Батюшков сближается с кружком Оленина (который являлся его начальником по службе в Публичной библиотеке). Живя в 1813 году в Петербурге, он страстно увлекается воспитанницей Олениных Анной Федоровной Фурман. Роман, однако, прерывается отбытием в июле 1813 года в действующую армию. Батюшков становится адъютантом при генерале Раевском, участвует в ряде сражений, в том числе под Лейпцигом, входит с русскими войсками в Париж. Обратный путь его на родину лежит через Англию и Швецию (с пребыванием в последней связана элегия “На развалинах замка в Швеции”). В Петербурге, однако, его ожидает не тот прием, на который он рассчитывал4. Батюшков расстается с Фурман. В письме к Муравьевой он признается: “Теперь скажу только то, что вы сами знаете, что не иметь отвращения и любить – большая разница. Кто любит, тот горд”.
    После разрыва Батюшков переживает тяжелый кризис. Он уходит в религию, пишет стихи – и какие стихи! В Каменце-Подольском, где он служит в это время, созданы “Таврида” (которую Пушкин считал чуть ли не лучшей русской элегией), “Мой гений”, “Разлука”, “К другу”, “Я чувствую, мой дар в поэзии погас…” и другие.
    В 1817 году в Петербурге выходят “Опыты в стихах и в прозе Константина Батюшкова” – двухтомник, подготовленный его другом Гнедичем. Тяжелое материальное положение заставляет поэта тянуть чиновничью лямку. Он добивается перевода на дипломатическую службу и уезжает в Италию в ноябре 1818 года.
    Пребывание в Риме и Неаполе, казалось бы, должно было подействовать на поэта спасительно. Еще бы, ведь он с юности бредил “авзонийскими звуками”, пытался переводить Тассо! Однако под впечатлением кровавых событий неаполитанской революции 1820 года (на них еще наложились нелады с начальством) поэт окончательно заболел. Ему дают бессрочный отпуск для лечения. Недуг прогрессирует. В приступе депрессии он уничтожает все, написанное в Италии. В 1822 году Батюшков возвращается в Россию. Сначала живет на Кавказе и в Крыму, но, поскольку надежда на излечение становится все более призрачной, а приступы помешательства все более сильными и продолжительными, приходится вмешаться друзьям. В 1823 году, после того как поэт сжег свою библиотеку и трижды покушался на самоубийство, его привозят в Петербург. Все попытки вернуть его к нормальной жизни оказываются безуспешными. С 1833 года его переводят в Вологду на попечение племянника Г. А. Гревенса. Здесь поэт проживет во мраке безумия более двух десятилетий и скончается от тифа 19 июля 1855 года.
    Так все это заканчивалось. А начиналось, казалось грустно бы, с успеха, легких, неподражаемо легких стихов, которые сам Батюшков вслед за своим учителем Муравьевым и называл на французский лад “легкой поэзией”. По-французски выходило, впрочем, еще изящнее – poesie fugitue, скользящая поэзия, так удачно вписывающаяся в стилистику роскошных светских увеселений предреволюционной Франции. Царил здесь Эварист Парни. И Батюшкова будут называть русским Парни, несправедливо оставляя без внимания то неподражаемо новое, что наш поэт вносил в эту легкую предромантическую лирику, даже в переводы5.
    Батюшков считал, что пресловутая poesie fugitue благотворно действует на язык, поскольку при некоторой “пустоватости” содержания требует максимальной чистоты выражения. В “Речи о влиянии легкой поэзии на язык” он говорил: “Сей род словесности беспрестанно напоминает об обществе; он образован из его явлений, странностей, предрассудков и должен быть ясным и верным его зеркалом”. Тем самым поэт продолжал линию Карамзина, что и закрепилось позднее не только участием Батюшкова в “Арзамасе”, но и сочинением ряда сатирических стихов, например “Видения на берегах Леты”, высмеивающих беседчиков-шишковистов.
    Парадокс состоял в том, что к радостной и легкой поэзии толкала Батюшкова тщательно скрываемая меланхолия. Нет-нет да прорвутся в его письмах к другу – Гнедичу – такие ноты: “Ничто так не заставляет размышлять, как частые посещения Госпожи Смерти. Ваши братья стихотворцы пусть венчают ее розами, право, она для тех, которые переживают, не забавна”. Это он пишет из Риги после ранения в июле 1807-го. Совсем недавно, примерно за год до этого, в “Совете друзьям” Батюшков признавался:
    Когда жизнь наша скоротечна,
    Когда и радость здесь не вечна,
    То лучше в жизни петь, плясать,
    Искать веселья и забавы
    И мудрость с шутками мешать,
    Чем, бегая за дымом славы,
    От скуки и забот зевать.
    Это первая редакция стихотворения “Веселый час”, которое позже войдет в “Опыты в стихах и прозе” если не как программное, то, по крайней мере, представляющее Батюшкова в традиционном амплуа беспечного гедониста. Впрочем, его эпикурейство, явственно связанное со скептицизмом тайным трепетом перед неизбежным6, отличается от либертинажа французов с их прямым эротизмом и праздничной бездумностью (после нас хоть потоп). Его гедонизм добродушен, не агрессивен, подернут поволокой наивности или грусти: “Умру, друзья! – и все со мной!” Именно такой добродушный скептицизм без тяжелых комплексов демонстративного атеизма, сластолюбия (ведущего при упорствовании к де Саду) был опять же родствен программе Карамзина, превозносил человека, независимого от сословных условностей и власти, частного человека, предающегося своим трудам, а еще вернее, мечтам. Отсюда столь дорогое для Батюшкова первое из дошедших до нас его стихотворений – “Мечта”. Еще в 1802 (или 1803) году он писал:
    Счастливая мечта, живи, живи со мной!
    Ни свет, ни славы блеск пустой
    Даров твоих мне не заменят.
    Но, усваивая французскую поэзию, Батюшков и его современники наполняли формулы poesie fugitue новым содержанием, точнее, использовали их для искусной смысловой перестройки наличных слов русского языка (последнее вело к неожиданной многозначности, открывавшей перед лирикой небывалые горизонты). В. Э. Вацуро в своей книге “Лирика пушкинской поры” показывает, как изменилось по сравнению с XVIII веком в поэзии молодых карамзинистов значение таких ключевых понятий, как “сладострастие”, “лень”, “праздность”. Еще у Муравьева читаем: “Сколько прелестей во зло употребили письмена, чтобы возбудить в слабых смертных искры сладострастных желаний, худо кроющихся под пеплом!” А Батюшков в “Счастливце” в 1810 году придаст этому слову уже другое, морально позитивное значение: “Душ великих сладострастье, Совесть! зоркий страж сердец!” “Лень” и “праздность” становятся символами не ничегонеделания, а свободы, покоя, внутреннего равновесия, призванного дать возможность душе предаваться мечте, внутренней работе.
    Другим важным следствием внимательного чтения французских поэтов было то, что Батюшков жанровое по своей природе эпикурейство сделал опознавательным знаком, поэтической характеристикой автора7, задавая прообраз того, что в позднейшей романтической поэзии (у Лермонтова, в частности) превратится в центр всей поэтической системы – в лирического героя.
    Вот стихотворение раннего Батюшкова (до перелома 1812 года) – “Привидение”. Кстати, это вольный перевод из Парни. Речь идет о любви мертвеца – сюжете популярном, отраженном, в частности, в балладе Жуковского “Людмила”, появившейся незадолго до стихотворения Батюшкова. И поэт словно откликается на напрашивающуюся ассоциацию:
    Я забыт… но из могилы,
    Если можно воскресать,
    Я не стану, друг мой милый,
    Как мертвец тебя пугать.
    В час полуночных явлений
    Я не стану в виде тени,
    То внезапу, то тишком,
    С воплем в твой являться дом.
    Буду вкруг тебя летать;
    На груди твоей под дымкой
    Тайны прелести лобзать…
    Далее стихотворение Парни развивается по линии эротической картинки, тем более соблазнительной, что персонаж невидим и, следовательно, может созерцать возлюбленную в минуты самые интимные. Общую канву Батюшков сохраняет, но вот что он сам пишет Гнедичу по поводу своего перевода: “Посылаю тебе, мой друг, маленькую пьеску, которую взял у Парни, то есть завоевал. Идея оригинальная. Кажется, переводом не испортил, впрочем, ты судья! В ней какое-то особливое нечто меланхолическое, что мне нравится, что-то мистическое”. Ничего меланхолического, тем более мистического у Парни нет. Оно появляется у Батюшкова, проступает в словах, наделенных особой скользящей неуловимостью: “я вздохну”, “глас. ова, проступает в словах, наделенных особой скользящей неуловимостью: “я вздохну”, “глас… томный”, “тихо”, “легкими крылами”, “плавать”, “сквозь полог луч денницы” и так далее.
    “Эротичность” у Батюшкова становится характеристикой его героя и литературным средством разговора о главных ценностях – полноте жизни, вольности, упоении красотой, молодостью, искусством. Гедонизм всегда окружен у нашего поэта неким ореолом духовности, нежности, грусти.
    Этот оттенок грусти, какого-то затаенного волнения возникал в эпикурейских стихах Батюшкова еще и потому, что, в отличие от Парни, он пользовался традиционными поэтическими аксессуарами не в орнаменталистских либо же аллегорических целях. Тут все сложнее. Его ризы, фалерн, розы, ланиты, горящие румянцем, нежный стан, его Делия (“переведенная” на русский из Тибулла) – не просто иносказания, не условности лирической системы, но знаки мифа – мифа об античности, о вечной стране гармонии и красоты. Не случайно Батюшков пишет “Элизий”: после смерти мы отбудем туда – в сон о прекрасной Элладе, Аркадии счастливой – и будем встречены блаженными любовниками и поэтами:
    И тогда тропой безвестной,
    Долу, к тихим берегам,
    Сам он, бог любви прелестной,
    Поведет нас по цветам
    В тот Элизий, где все тает
    Чувством неги и любви,
    Где любовник воскресает
    С новым пламенем в крови,
    Где, любуясь пляской граций,
    Нимф, сплетенных в хоровод,
    С Делией своей Гораций
    Гимны радости поет.
    Здесь христианский миф о рае, о воскрешении во плоти неожиданно получает подкрепление в чувственной полноте античности, ее калокагатической тяге к телесности, сквозь которую мерцал бы дух. Можно сказать, что для нашего поэта вслед за Платоном прекрасное было тождественно нравственно доброму. Вот только эти золотые сады телесно-духовного “сладострастья”, конечно же, разбиты не в действительности – в мечте (потому-то для поэтической системы Батюшкова это слово и оказывается ключевым). К ним можно тянуться, их можно хранить в своем сердце, лелеять в часы досуга и уединения, но жить, но скрыться в них – нельзя. Перед нами грандиозный миф о гармонии, ассоциирующейся с античностью. И именно этот миф, с одной стороны, придал лирике Батюшкова ускользающую ностальгическую прелесть, а с другой – послужил основой всего образного строя, всего словоупотребления поэзии гармонической точности – дал ей ценностный эквивалент.
    В творчестве Батюшкова и творчестве других поэтов начала XIX века античность из идеала, художественной нормы классицизма превращается в золотую мечту о равновесии, счастье и совершенстве. И в качестве таковой может вступать в самые замысловатые взаимодействия с миром чувств современного поэту человека. Подобные сплавы сентиментализма и греческой архаики наблюдаются и в трагедиях Озерова, и в стилизациях Гнедича, Востокова. Позже то же самое, только глубже и талантливее, будет проделывать Жуковский в некоторых из своих баллад (“Жалоба Цереры”). А в XX веке установка на миф о “святых островах”, “где только мед, вино и молоко”, породит неподражаемую систему мандельштамовского эллинизма.
    Вот мы и дошли до поразительно точного по пониманию сущности творчества Батюшкова стихотворения Мандельштама:
    Словно гуляка с волшебною тростью,
    Батюшков нежный со мною живет.
    Он тополями шагает в замостье,
    Нюхает розу и Дафну8 поет.
    Ни на минуту не веря в разлуку,
    Кажется, я поклонился ему:
    В светлой перчатке холодную руку
    Я с лихорадочной завистью жму.
    Он усмехнулся. Я молвил: спасибо.
    И не нашел от смущения слов:
    Ни у кого – этих звуков изгибы…
    И никогда – этот говор валов…
    Наше мученье и наше богатство,
    Косноязычный, с собой он принес
    Шум стихотворства и колокол братства
    И гармонический проливень слез.
    И отвечал мне оплакавший Тасса:
    Я к величаньям еще не привык;
    Только стихов виноградное мясо
    Мне освежило случайно язык…
    Что ж! Поднимай удивленные брови,
    Ты, горожанин и друг горожан,
    Вечные сны, как образчики крови,
    Переливай из стакана в стакан…
    Я привел стихотворение Мандельштама целиком, потому что оно лучше всякой литературоведческой статьи говорит нам о Батюшкове. Например, о “вечных снах”, переливаемых из стакана в стакан9, “как образчики крови”. Это те самые сны, о которых мы говорили чуть выше, – мечты о прекрасном мифе античности – о гармонии. Кровь здесь иносказательна. Достаточно сопоставить ее с замечательным “виноградным мясом” предпоследней строфы, чтобы понять: речь идет о вине, пьянящем драгоценном вине поэзии. Само “виноградное мясо” находит соответствие в строках Батюшкова из стихотворения “Вакханка”: “И уста, в которых тает Пурпуровый виноград…” Каждый эпитет мандельштамовских строк поразительно точен: “Батюшков нежный со мною живет” (живет он, кстати, с Мандельштамом потому, что у последнего имелась репродукция автопортрета нашего героя и прижизненное издание его сочинений)10. Батюшков действительно прежде всего – нежный. Его “удивленные брови” попали сюда с портрета Кипренского, а слово “гуляка” – из “Прогулки по Москве”, прозаической зарисовки самого Константина Николаевича: “Итак, мимоходом, странствуя из дома в дом, с гулянья на гулянье, с ужина на ужин, я напишу несколько замечаний о городе и о нравах жителей, не соблюдая ни связи, ни порядку…”
    Интересно разгадывать мандельштамовские строки: “Ни у кого – этих звуков изгибы… И никогда – этот говор валов…” Последнюю вспомнит уже в наше время А. С. Кушнер: “Кто первый море к нам в поэзию привел…” – Батюшков. Это его вольный перевод из Байрона:
    Есть наслаждение и в дикости лесов,
    Есть радость на приморском бреге,
    И есть гармония в сем говоре валов,
    Дробящихся в пустынном беге.
    А “звуков изгибы” – про неподражаемое, “италианское”, по определению Пушкина, звучание его строк. Он вместе с Жуковским насыщает нашу поэзию гласными: “о”, “а”, “е”, “у”, пропитывает ее мягкими, сонорными согласными: “л”, “м”, “н”. Как он сердится на грубые, из XVIII века пожаловавшие шипящие! Пишет Гнедичу 5 декабря 1811 года: “Отгадайте, на что я начинаю сердиться? На что? На русский язык и на наших писателей, которые с ним немилосердно поступают. И язык-то по себе плоховат, грубенек, пахнет тарабарщиной. Что за Ы? Что за Щ? Что за Ш, ший, щий, при, тры? – О варвары! – А писатели? – Но Бог с ними! Извини, что я сержусь на русский народ и его наречие. Я сию минуту читал Ариоста, дышал чистым воздухом Флоренции, наслаждался музыкальными звуками авзонийского языка и говорил с тенями Данта, Тасса и сладостного Петрарка, из уст которого что слово, то блаженство”. С этим национальным “варварством” Батюшков решительно боролся. Вот пример из стихотворения “Ложный страх”:
    Ты пугалась – я смеялся.
    “Нам ли ведать, Хлоя, страх!
    Гименей за все ручался,
    И амуры на часах.
    Все в безмолвии глубоком,
    Все почило сладким сном!
    Дремлет Аргус томным оком
    Под Морфеевым крылом!”
    На восемь строк 11 букв “л”. Интересно проследить, как они работают. В первой-второй и пятой-шестой организовано нечто вроде волнообразного набегания одного “л” на другое: “безмолвии глубоком”, “почило сладким”. И это ранний Батюшков! В середине 10-х годов он будет и вовсе творить чудеса.
    Музыкальность, как мы знаем, не была в начале XIX века достоянием одной поэзии Батюшкова. О мелодичности, непосредственном ритмическом воздействии на читателя принято говорить, касаясь, например, лирики Жуковского. Это так. Но задачи, которые эти поэты ставили перед изощренной фонетической организацией стиха, были разными. У Жуковского мелодическая стихия, увлекающая читателя, должна была как бы поглотить значения отдельных слов, “развоплотить” их, подчинить некоему единому стремительному суггестивному потоку чувствования. Примерно тем же путем в конце XIX – начале XX века пойдут русские символисты, как бы очищая слова в фонетическом горниле мелодического звучания от их словарной семантики, тем самым превращая их в символы. Музыкальность Батюшкова иная. У него – “виноградное мясо”. Звуки слова, строки становятся звуковыми эквивалентами чувственности, мы как бы смакуем эти гласные, плавкие согласные, ласкающие язык. Подход почти акмеистический, напоминающий Михаила Кузмина. Не развоплотить слово, а, наоборот, скорее материализовать, насытить, вызвать у читателя почти тактильное ощущение от звучащей речи.
    Быть может, лучше всего Мандельштам сказал про “гармонический проливень слез”. Ключевое слово здесь, конечно же, “гармонический”. Так позже, описывая поэтическую систему, созданную Жуковским, Батюшковым, Вяземским, молодым Пушкиным и Баратынским, определила Л. Я. Гинзбург: школа гармонической точности. А “слезы” – это уже поздний Батюшков, многое испытавший и переживший, погружающийся в темноту.
    Но более всего интересны для нас сейчас “вечные сны”, о которых Мандельштам пишет в последней строфе своего стихотворения. Что означает этот миф, созданный Батюшковым, – миф о вечной гармонии с миром? Это, если хотите, ответ на вызов Карамзина. Целостность жизни человека распалась. Внутреннее и внешнее вступили в противоречие, подготавливая почву романтическим бурям и страстям. Но пока можно было попытаться закрепиться на хрупкой площадочке, на висячем мостике идеала, перекинутом туда – в золотой век, где частная жизнь человека никак не противостояла его же общественному бытию, когда мир грез, любви, красоты пронизывал насквозь область повседневности и служение Афродите и Музам было естественным продолжением бытовых обязанностей и дел. Или, во всяком случае, так казалось. Вот этот миф, в основе своей, конечно же, просветительский, делающий ставку на прежнюю высокую культуру, на доносящийся, доходящий до нас оттуда звук, и создает Батюшков. Он задает идеал, которому чуть позже тщетно будут искать земное соответствие романтики.

    Константин Николаевич Батюшков был создателем русского романтизма и реформатором нашего стиха, подготовившим появление Пушкина. На протяжении двадцати лет он шел рука об руку с Жуковским по жизни, оставаясь его другом и единомышленником. В 1815 году Батюшков писал Жуковскому: “Дружба твоя Read More ......

  • Обзор литературной деятельности Батюшкова был бы неполон без характеристики его прозаических произведений. Как прозаик Батюшков остался вне той традиции реально-бытовой прозы, которая в первые десятилетия XIX в. была представлена произведениями А. Е. Измайлова и В. Т. Нарежного. Первый прозаический опыт Read More ......
  • Под влиянием национального подъема, вызванного событиями 1812-1814 гг., Батюшков, по свидетельству П. А. Вяземского, написал – не дошедшее до нас – четверостишие, в котором призывал Александра I после, окончания войны, освободившей Европу, освободить русский народ от крепостной зависимости. Такая позиция Read More ......
  • Лирика Батюшкова стала выражением конкретного переживания личности в его сложности, в его многогранности, в его оттенках. В этом отношении В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков делали общее дело. После них стала уже невозможной поэзия абстрактных “чувств”, рационализированных, условных “страстей”. Read More ......
  • Перечитаем два стихотворения, посвященных войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе – уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы – почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда Read More ......
  • “И воображение мое представило мне Петра, который в первый раз обозревал берега дикой Невы, ныне столь прекрасные! Из крепости Нюсканц еще гремели шведские пушки, устье Невы еще было покрыто неприятелем, и частые ружейные выстрелы раздавались по болотным берегам, когда великая Read More ......
  • Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной, главной, теме своего творчества. Тема эта – мужество и героическое служение Родине. Образ войны постоянно присутствует в произведениях писателя как нечто реальное, чудовищное, то, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить. Read More ......
  • Миф Константина Батюшкова

    Мечты и муки

    Константин Николаевич Батюшков (1787–1855)

    Ты знаешь, что изрек,

    Прощаясь с жизнию, седой Мельхисидек?

    Рабом родится человек,

    Рабом в могилу ляжет,

    И смерть ему едва ли скажет,

    Зачем он шел долиной чудной слез,

    Страдал, рыдал, терпел, исчез.

    Считается, что Батюшков сложил строки, ставшие его завещанием, в 1824 году. Ему было тридцать семь – «законная» дата для смерти поэта. Смерть заменило безумие; влачить бытие в загадочном полусне – то вовсе игнорируя реальность, то почти возвращаясь к «норме», то извергая патологические стихи и письма (например, к давно умершему лорду Байрону с просьбой прислать учебник английского языка) – поэту суждено было еще тридцать лет. Кабы не несчастный случай, мог бы протянуть и дольше. Подчинился же недугу (вообще-то врожденному) Батюшков несколькими годами раньше. Когда он прошел критическую точку, точно сказать невозможно.

    В ноябре 1821-го Батюшков обращается к заботливому другу (и неизменному невольному сопернику) с восьмистишьем, которое можно счесть таким же подведением итогов, как безнадежный вздох Мельхиседека.

    Жуковский, время все проглотит,

    Тебя, меня и славы дым.

    Но то, что в сердце мы храним,

    В реке забвенья не потопит!

    Нет смерти сердцу, нет ее!

    Доколь оно для блага дышит!..

    А чем исполнено твое,

    И сам Плетаев не опишет.

    Нетрудно отметить здесь тривиальную отсылку к последним стихам Державина о всепожирающей реке времени (кто ж о том не сетовал?) да истолковать повод. Плетаев – Петр Александрович Плетнев, посредственный поэт, добрейший друг своих великих друзей (Жуковского, Пушкина, позднее – Гоголя) и безусловно искренний восторженный почитатель Батюшкова. Бедолагу угораздило тиснуть два комплиментарных опуса о пребывающих далеко от отечества мэтрах. Одно – о Жуковском в Берлине, другое – о Батюшкове в Риме. Адресат и герой второго стихотворения счел, что его представили публике автором простодушного сочинения (технично исполненного, бесцветного, но никак не дурного). Почтительное сотворение легенды было принято за низкое коварство, то ли посягновение на тайны души, то ли сознательную дискредитацию. Жест Плетнева принято квалифицировать как бестактность – сперва друзьям Батюшкова, а за ними и историкам литературы нужно было оправдать немотивированный взрыв гнева и найти виноватого. Меж тем сам запинающийся склад стихов, их темная двусмысленная концовка, несоразмерность «обиды» и грандиозных выводов свидетельствовали о нешуточном повороте душевного недуга.

    Страшных симптомов, впрочем, и без того хватало. Батюшков проклинал не только опростоволосившегося Плетнева и вице-канцлера Нессельроде (советские литературоведы с удовольствием выдавали вспышки болезненного бреда за порывы гражданского негодования), но и своих близких, сжигал новые творенья (или о том рассказывал?), отворачивался от мира и страстно утверждал новый автобиографический миф. Место забавного чудака-мечтателя, который «жил так точно, как писал… / ни хорошо, ни худо» занял казнимый судьбой, всегда бесприютный, оклеветанный, непонятый (слишком поздно понятый) гений. Двойник (новое воплощение) любимого поэта Батюшкова, чья смерть стала предметом многословной, трагически взвинченной и на удивление неровной элегии, которую автор почитал своим лучшим сочинением.

    «Умирающий Тасс» был завершен в 1817 году и по техническим причинам оказался на задворках о ту пору складывавшихся «Опытов в стихах и прозе». Батюшков надеялся, что при переиздании книги программное стихотворение займет надлежащее место – откроет раздел элегий.

    Свершилось! Я стою над бездной роковой

    И не вступлю при плесках в Капитолий;

    И лавры славные над дряхлой головой

    Не усладят певца свирепой доли.

    От самой юности игралище людей,

    Младенцем был уже изгнанник;

    Под небом сладостным Италии моей,

    Скитаяся, как бедный странник,

    Каких не испытал превратностей судеб?

    Где мой челнок волнами не носился?

    Где успокоился? Где мой насущный хлеб

    Слезами скорби не кропился?

    Если гонений и врагов не было, то надлежит их вымыслить – и свято уверовать в реальность своих кошмаров. Если ты не написал (и даже не перевел, как грезилось в юности) «Освобожденного Иерусалима», то виной тому неумолимый рок. Если изменяет мечта и не дается вера, то должно сполна отдаться страданию. Тассо был безвинно заточен в дом умалишенных – его незадачливый наследник пестует безумие, в котором причудливо переплетаются отчаяние, неутоленная гордыня и жажда последнего – закатного – признания.

    И с именем любви божественный погас;

    Друзья над ним в безмолвии рыдали.

    День тихо догорал… и колокола глас

    Разнес кругом по стогнам весть печали.

    «Погиб Торквато наш! – воскликнул с плачем Рим,

    Погиб певец, достойный лучшей доли!..»

    Наутро факелов узрели мрачный дым;

    И трауром покрылся Капитолий.

    Здесь слышится совершенно детская обида: вот я назло вам всем умру – и тогда поймете, кого потеряли . И ведь «поняли»! Батюшков оказался ключевым персонажем мифа о «золотом веке» русской поэзии. Скептические суждения Пушкина частью смягчались, частью объяснялись тем, что гений, двигаясь семимильными шагами к «реализму», «историзму» и «предметной конкретности», быстро перерос «великого предшественника». Беда ли, что Пушкин никогда себя учеником Батюшкова не считал? В юности у него (и еще у многих стихотворцев этого поколения) выскакивали «батюшковские» стихи (конечно, «Городок» – вариация «Моих пенатов», избавленная, от специфически батюшковской мечтательной вибрации), но из этого следует лишь то, что «легкая поэзия» давалась легко. Прямых подражаний Жуковскому – истинному учителю не одного только пушкинского поколения – у Пушкина нет. Жуковскому с его «невыразимой» таинственной сладостью вообще прямо подражать невозможно. Слишком тонка его работа со звукописью, синтаксисом, композицией, смысловыми оттенками – слишком ненавязчивы его открытия, ставшие воздухом нашей поэзии. Батюшковская грациозная игра с устойчивыми формулами куда доступнее. Как и пресловутая «пластичность». Как и принимаемый за чистую монету (скрыто надрывный) гедонизм.

    Между «жизнь и поэзия одно» (Жуковский) и «жил так точно, как писал» (Батюшков) – дистанция огромного размера. В первом случае речь идет о глубинной гармоничности бытия, которая в светлые мгновенья (далеко не каждый день!) открывается поэту и напоминает ему о небесной отчизне. Во втором – о жизнетворчестве и преображении сирой юдоли в сказку. О созидании воздушных замков, обреченных исчезновению. Любимое слово Батюшкова – мечта . Недаром он ценил свою раннюю элегию под этим названием. Перерабатывал, чистил, разворачивал, украшал – сохраняя начальный посыл.

    Пусть будет навсегда со мной

    Завидное поэтов свойство:

    Блаженство находить в убожестве – Мечтой!

    Их сердцу малость драгоценна.

    Как пчелка, медом отягчена,

    Летает с травки на цветок,

    Считая морем – ручеек;

    Так хижину свою поэт дворцом считает,

    И счастлив – он мечтает.

    Что же еще остается?

    Пока бежит за нами

    Бог времени седой

    И губит луг с цветами

    Безжалостной косой,

    Мой друг, скорей за счастьем

    В путь жизни полетим;

    Упьемся сладострастьем

    И смерть опередим;

    Сорвем цветы украдкой

    Под лезвием косы

    И ленью жизни краткой

    Продлим, продлим часы.

    Прелестно. И – то ли вопреки намереньям поэта, то ли в точном им соответствии – страшно. Сама жизнь такая же иллюзорная забава, как маскарад «Моих пенатов», где поэт выходит на сцену в роли «счастливца».

    Когда выяснилось, что смерть (неодолимое зло) существует не только в стиховом пространстве, земное блаженство обернулось «минутным шумом пиров» (соблазнительно расслышать тут шелест «мишуры»), а печальный вопрос «Где твой фалерн и розы наши?» подвел к строгому суду над мечтой и поискам спасительного света.

    Я с страхом вопросил глас совести моей…

    И мрак исчез, прозрели вежды:

    И Вера пролила спасительный елей

    В лампаду чистую Надежды.

    Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен:

    Ногой надежною ступаю

    И, с ризы странника свергая прах и тлен,

    В мир лучший духом возлетаю.

    Понятно, что Странствователь Батюшков осваивает уроки Домоседа Жуковского. Как и в открывшей («Умирающий Тасс» припозднился) «Опыты в стихах…» «Надежде», где «доверенность к Творцу» – прямая цитата из «Певца во стане русских воинов». Только урок сказывается лишь на словах . Нет, я не религиозное чувство Батюшкова под сомнение ставлю (кто ж вправе судить о чужой душе?), сомнителен (ибо наглядно рационален и предсказуем) ход мысли, которой – при всем блеске элегии «К другу» – никак не удается обрести поэтичность. Ту, что мерцает во многих стихах Батюшкова (и ранних, «мажорно-мечтательных», и поздних, трагических), но очень редко держит весь текст. Батюшков не случайно избегал «большой формы», одновременно полагая, что лишь повторение подвигов Омира и Тасса достойно истинной славы.

    Поэт ошибался. Для канонизации не потребовались «Рюрик», «Русалка», «Бова», перевод «Освобожденного Иерусалима» (несбывшиеся замыслы поэм). Хватило «легких» и «пластичных» опытов (нервную дрожь и предсмертные стоны спишем на болезнь), удачно контрастирующих со спиритуальностью Жуковского. Не должен же Пушкин только у этого духовидца учиться! Психологизм психологизмом, но и о «материальном» начале (радостях жизни) забывать не след. «Эвоэ! и неги глас!» Здесь важную роль сыграл Белинский, чья концепция была творчески развита советским литературоведением. С другой же стороны, ХХ век оценил батюшковскую бесприютность и маргинальность – тут сильно сработали два (вообще-то разнонаправленных) стихотворения Мандельштама.

    Если в Элизии слышны наши толки, то едва ли они радуют тень Батюшкова. Но тени Тибулла, Петрарки, Тасса, Парни, Мильвуа, Жуковского, Вяземского, подобревшего Пушкина, Мандельштама и все еще переживающего свою оплошность Плетнева умеряют его праведный гнев – и поэт снисходительно улыбается.

    Из книги Гоголь в русской критике автора

    Заметки о журналах за октябрь 1855 года <Отрывок>…Новое издание «Сочинений Гоголя» и пяти глав второго тома «Мертвых душ» начинает вызывать толки о Гоголе, к сожалению довольно бледные или односторонние, не представляющие ничего целого. Октябрь месяц дал две

    Из книги Классик без ретуши [Литературный мир о творчестве Владимира Набокова] автора Набоков Владимир

    Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

    Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

    К. Н. Батюшков (1787–1855) 5. Эпитафия Не нужны надписи для камня моего, Пишите просто здесь: он был, и нет его! 1809 6. Надпись на гробе пастушки Подруги милые! в беспечности игривой Под плясовой напев вы резвитесь в лугах. И я, как вы, жила в Аркадии счастливой, И я, на утре

    Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

    Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

    Повести А. Погорельского (1787–1836) Родоначальником русской романтической фантастической повести считается А. А. Перовский, выпустивший под псевдонимом Антоний Погорельский в 1825 г. повесть «Лафертовская маковница». Она была по достоинству оценена современниками, и

    Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

    Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)

    Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

    Погорельский Антоний (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского; 1787-1836) Связь с фольклором определила жанровые признаки фантастической повести: установку на устную речь в форме сказа и стремление объединить ряд устных рассказов сюжетно-бытовой рамкой, соединить их в

    Из книги Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой автора Леонтьев Константин Николаевич

    Из книги Статьи о русской литературе [антология] автора Добролюбов Николай Александрович

    Константин Николаевич Леонтьев Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой (1888) Было время, когда я не любил военных. Я был тогда очень молод; но, к счастью, это длилось недолго!Воспитанный на либерально-эстетической литературе 40-х годов (особенно на Ж.Санд, Белинском и

    Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

    И. Ф. Анненский (1855-1909) Родился в Омске в семье крупного чиновника, начальника отдела Главного управления Западной Сибири. Учился в Петербургском университете. В литературу вошел в качестве поэта и переводчика (Еврипид, французские поэты). С 1896 года служил директором

    Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая автора Белинский Виссарион Григорьевич

    Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) Выдающийся русский прозаик Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в имении Приятная Долина в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму, которая сказалась на его здоровье и

    Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

    Карамзин и его заслуги. – Карамзинский период русской литературы: Дмитриев, Крылов, Озеров, Жуковский и Батюшков. – Значение романтизма и его историческое развитие Карамзиным началась новая эпоха русской литературы. Преобразование языка отнюдь не составляет

    Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

    Из книги автора

    Из книги автора

    «Давно уже не было острой муки…» Давно уже не было острой муки, Не приходил жестокий вожатый, Не клал мне на плечи тяжкие руки, Не требовал от меня расплаты. Но кто ж позовет к себе гостя такого, Кто сам наденет венец терновый? Немудрое тело боится страданья, Но втайне от

    «Мечта» Константин Батюшков

    О, сладостна мечта, дщерь ночи молчаливой,
    Сойди ко мне с небес в туманных облаках
    Иль в милом образе супруги боязливой,
    С слезой блестящею во пламенных очах!
    Ты, в душу нежную поэта
    Лучом проникнув света,
    Горишь, как огнь зари, и красишь песнь его,
    Любимца чистых сестр, любимца твоего,
    И горесть сладостна бывает:
    Он в горести мечтает.
    То вдруг он пренесен во Сельмские леса,
    Где ветр шумит, ревет гроза,
    Где тень Оскарова, одетая туманом,
    По небу стелится над пенным океаном;
    То с чашей радости в руках
    Он с бардом песнь поет — и месяц в облаках,
    И Кромлы шумный лес безмолвствуя внимает,
    И эхо вдалеке песнь звучну повторяет.
    О, сладостна мечта, ты красишь зимний день,
    Цветами и зиму печальную венчаешь,
    Зефиром по цветам летаешь
    И между светлых льдин являешь миртов тень!

    Богиня ты, мечта! Дары твои бесценны
    Самим невольникам в слезах.
    Цепями руки отягченны,
    Замки чугунны на дверях
    Украшены мечтой… Какое утешенье
    Украсить заключенье,
    Оковы променять на цепь веселых роз!..
    Подругу ль потерял, источник вечных слез,
    Ступай ты в рощицу унылу,
    Сядь на плачевную могилу,
    Задумайся, вздохни — и друг души твоей,
    Одетый ризою прозрачной, как туманом,
    С прелестным взором, стройным станом,
    Как нимфа легкая полей,
    Прижмется с трепетом сердечным,
    Прижмется ко груди пылающей твоей.
    Стократ мы счастливы мечтаньем скоротечным!

    Мечтанье есть душа поэтов и стихов.
    И едкость сильная веков
    Не может прелестей сокрыть Анакреона,
    Любовь еще горит во Сафиных мечтах.
    А ты, любимец Аполлона,
    Лежащий на цветах
    В забвеньи сладостном, меж нимф и нежных граций,
    Певец веселия, Гораций,
    Ты в песнях сладостно мечтал,
    Мечтал средь пиршеств и шумных, и веселых
    И смерть угрюмую цветами увенчал!
    Найдем ли в истинах мы голых
    Печальных стоиков и твердых мудрецов
    Всю жизни бренной сладость?
    От них эфирна радость
    Летит, как бабочка от терновых кустов.
    Для них прохлады нет и в роскоши природы;
    Им девы не поют, слетятся в хороводы;
    Для них, как для слепцов,
    Весна без прелестей и лето без цветов.
    Увы, но с юностью исчезнут и мечтанья,
    Исчезнут граций лобызанья!
    Как светлые лучи на темных облаках,
    Веселья на крылах
    Дни юности стремятся:
    Не долго на цветах
    В беспечности валятся.
    Весеннею порой
    Лишь бабочка летает,
    Амуров нежный рой
    Морщин не лобызает.
    Крылатые мечты
    Не сыплют нам цветы,

    Где тусклый опытность светильник зажигает.
    Счастливая мечта, живи, живи со мной!
    Ни свет, ни славы блеск пустой
    Даров твоих мне не заменят.
    Глупцы пусть дорого сует блистанье ценят,
    Лобзая прах златой у мраморных крыльцов!
    Но счастию певцов
    Удел есть скромна сень, мир, вольность и спокойство.
    Души поэтов свойство:
    Идя забвения тропой,
    Блаженство находить мечтой.
    Их сердцу малость драгоценна:
    Как бабочка влюбленна
    Летает с травки на цветок,
    Считая морем ручеек,
    Так хижину свою поэт дворцом считает
    И счастлив!.. Он мечтает.

    Анализ стихотворения Батюшкова «Мечта»

    Стихотворение «Мечта», написанное Константином Николаевичем Батюшковым в 1806 году, является примером виртуозного владения автором словом и художественным образом. Под рукой поэта русский язык становится послушным податливым материалом, который принимает самые выразительные формы по желанию мастера.

    Стихотворение «Мечта» имеет несколько редакций. Первый вариант поэту не слишком понравился, поэтому произведение подверглось изменениям. Он вычеркнул некоторые слабые места, советовался с авторитетными друзьями-поэтами, например, с Жуковским, и к 1817 году стихотворение приобрело законченный вид. Этот вариант начинается словами: «Подруга нежных Муз, посланница небес…»

    Уже из этой строки читатель может уловить романтическое настроение, которым проникнуто всё произведение. Его можно даже назвать одой мечте, такое оно восторженно-вдохновенное. В стихотворении поэт привлекает множество возвышенных образов, эпитетов, метафор, рисует различные сюжеты, чтобы прославить мечту. Это явление занимает в его жизни настолько значительное место, что поэт обращается к ней как к реальному существу и называет по имени с заглавной буквы – Мечта.

    Мечта, по мнению поэта, — это удивительное явление. С её помощью легко перенестись в дальние края. Поэт показывает, как предаваясь грёзам, он преодолевает расстояния:
    То вдруг он пренесён во Сельмские леса,
    Где ветр шумит, ревёт гроза…

    Кроме того, мечте подвластно и время, и сама реальность. Призвав её, автору удаётся попасть в древние времена, спеть со средневековыми бардами, увидеть битву героев из скандинавских саг и попасть с ними в Вальгаллу. Словно своими глазами поэт следит за жизнью римских авторов, обнаруживая и в ней присутствие Мечты.

    Мечта помогает сохранять присутствие духа в трудную минуту. Для иллюстрации этой способности Константин Николаевич рисует картину заточения в мрачной темнице. Однако когда героя посещает Мечта, тюрьма перестаёт быть страшным местом. Поэт применяет многочисленные пышные эпитеты, чтобы показать, как ничтожно мирское перед чарами Мечты. Он называет её «сладкой», «неба даром благим», богиней. Она способна озарить даже жалкую хижину, поэтому её поэт ценит выше всех других благ и достоинств.

    Стихотворное мастерство Константина Николаевича, продемонстрированное в этом стихотворении, можно сравнить с тонкой работой скульптора или ювелира. Чтобы сложить слова в изящные рифмы, поэт выбирает из множества синонимов самые точные, изменяет форму слова и использует архаичные выражения. В стихотворении встречаются такие выражения как «песнь звучну», «ветр шумит», «таинственный полет», однако даже изменённые, эти слова рисуют прекрасные картины в воображении читателя.

    Современники считали, что в руках Батюшкова язык становится гибким и гармоничным. Это хорошо заметно по произведению «Мечта», в котором сплелись великолепные образы и изящные словесные обороты.