Как грамотно поставить речь упражнения. Как развить речь и научиться говорить красиво

Содержание:

В наши дни правильная речь, к сожалению, постепенно утрачивает свое значение. Ей на смену приходят сочетания иностранных слов, неологизмов и сленговых выражений, которые появились вследствие технического прогресса и развития в научной сфере. Чем выразительнее, ярче и богаче будет ваш язык, тем выше станут оцениваться ваши способности и таланты. И тогда вам будет легче общаться с людьми.

Насколько важно умение грамотно говорить?

Современный человек не уделяет достаточного внимания развитию своей речи. Даже в школах формирование правильной и грамотной речи у детей отошло на задний план. Результат печальный – мы утрачиваем речевые навыки, которыми владели наши соотечественники. Ведь раньше они демонстрировали всю исконную красоту русского языка тем, кто незнаком с его особенностями.

Правильные обороты речи говорят о культуре человека и, несомненно, способствуют созданию хорошего первого впечатления.

Это благородная цель – научиться правильно говорить. Четкая и красивая речь поможет вам выделиться на фоне окружающих, даже если вы не мечтаете .

Следует сказать, что грамматически правильная речь — не талант, данный человеку от рождения. Начать правильно говорить легко может практически каждый из нас. Главное – это наличие у вас желания и свободного времени, возможность трудиться и совершенствовать свои навыки.

«Если ты не можешь контролировать свою речь, то не надейся контролировать свой разум». Вот почему правильная речь настолько важна в повседневной жизни.

Речь правильная и неправильная

Правильная речь, имеющая отрицательную окраску, означает пренебрежение четырьмя типами вредоносной речи:

1. Ложь

Это слова, сказанные с целью искажения правды.

2. Грубая речь

Ее произносят, когда хотят задеть чувства собеседника

3. Речь, вносящая раздор

Произноситься с намерением породить враждебность между людьми.

4. Пустая болтовня

Это сказанная речь вообще без какой-либо цели.

Правильная речь с положительной окраской – это владение такой речью, которая будет открытой, гармоничной и комфортной для вас. К вашим словам, владея такой речью, охотнее будут прислушиваться окружающие. Они с большой вероятностью ответят взаимностью на ваши вопросы и предложения.

Для многих из нас самая трудная часть практики правильной речи – наше выражение чувства юмора. Мы привыкли шутить с долей преувеличения и сарказмом, что является неправильным в речи. Люди привыкают к такому легкомысленному юмору и прекращают внимательно слушать то, что мы говорим. Тем самым мы принижаем нашу собственную речь. Но на самом деле, мир насыщен ирониями и сарказмом. И нам нужно преувеличивать вещи или быть саркастичными. Хороший юморист — тот, который способен взглянуть на обычные вещи с необычной стороны.

Когда мы будем проявлять наше чувство юмора дельно и разумно, для чего потребуется гораздо больше усилий, тогда он будет успешно оценен окружающими.

Таким образом, обращайте внимание на то, что говорите и зачем вы это говорите.

Обучение правильной речи

Сейчас во многих городах ведутся курсы правильной речи. Если вы озадачены тем, как правильно поставить речь – запишитесь на них. Там вы сможете овладеть навыками культурного общения, познакомиться с культурой правильной речи и поймете, как нужно строить предложения для приведения их в соответствие с нормами русского языка. Посещать такие уроки речевой грамотности могут как взрослые, так и дети. Ребенок может улучшить свою успеваемость, повысить уверенность в себе и получить уважение среди своих сверстников. Если у вашего ребенка есть проблемы в речи, то объясните ему, что владение правильной речью – это важное достоинство человека, помогающее ему в жизни, на работе и в других сферах деятельности.

Уроки правильной речи помогут вам не только усовершенствовать свои познания, но так же добиться успеха в определенной области. Человек, говорящий красиво и в тоже время понятно для окружающих всегда будет услышан собеседниками – будь то партнеры по бизнесу, либо .

Через пару занятий вы увидите положительный результат: правильная русская речь в вашем общении придет на смену сверхмодным словечкам, которые утомляют слушателя и не вызывают уважения к оратору. Поскольку употребляет их слишком часто, забывая о том, что хороший подбор грамотных слов – залог успеха выступления на публике.

1. Ваши ответы должны быть лаконичными. Лучше ответить «нет», «да» или «конечно», чем «угу» или «не-а». Однако односложный ответ всегда кажется слишком прямым, поэтому неплохо было прибавить еще пару слов.

2. Не мямлите или не говорите слишком быстро. Манера говорить характеризует человека не меньше, чем то, что он произносит.

3. Научитесь произносить слова отчетливо. Человек, который бормочет себе под нос, производит не очень хорошее впечатление. Иногда — это показатель отсутствия знаний и культуры.

5. Слушайте, как говорят люди, чья речь грамотна и считается эталоном.

6. Приветствуйте использование в речи пословиц, фразеологизмов, и поговорок языка.

7. Изучайте происхождение слов, тем самым развивая свой словарный запас.

8. Чтение художественной литературы также поможет вам улучшить свою речь.

Грамотная устная речь очень поможет вам в жизни при выступлении на публике или в личной беседе, при трудоустройстве и защите диплома. Бедный словарный запас и трудности в связном изложении мыслей, наоборот, могут сослужить плохую службу.

Любой навык, как и навык грамотного разговора, можно приобрести. Этому помогает чтение качественной литературы. Не стоит уповать на чтиво, состоящее из книжек-однодневок. Их авторы, порой, сами грешат неграмотностью. Следует сосредоточиться на чтении классики, на произведениях лучших мировых авторов.

Приобрести грамотность речи помогает пересказ запавших в душу книг или фильмов. Старайтесь делать пересказ подробным и наблюдайте за слушающими вас, чтобы они не заскучали. Если это вдруг случилось, значит, вам не удалось донести до них свои впечатления от фильма. Возможно, слушатель запутался в личных местоимениях, с помощью которых вы пытаетесь изложить суть. Ему уже непонятно, кто такие «он» или «она» и почему их так много.

Засоряющие речь лишние слова нужно изъять из обихода. Они не имеют никакого смысла и не несут в себе полезной информации. Примерами таких слов и выражений является тавтология: «минута времени», «поднимать вверх», «не май месяц». Ведь май не может быть часом или годом, зачем же тогда рядом употреблять лишнее слово «месяц»?

Тавтология - это ненужное повторение близких по смыслу или имеющих один корень слов. Яркие примеры тавтологии: «спросить вопрос» и «масло масляное». Постарайтесь не применять подобных выражений. Понаблюдайте за речью телеведущих, политиков или своих ближайших знакомых. Проанализируйте их ошибки, постарайтесь найти замену их неудачным оборотам. Тогда вам станет проще уловить речевые казусы в своем разговоре.

Старайтесь избегать слов, смысл которых для вас непонятен. Иначе будете похожи на Щукаря, считавшего, что скромная девушка называется «абажур», а девушка легкого поведения именуется «бордюр». Превосходно обогащают лексикон словарь иностранных слов и толковый словарь русского языка. Но не забывайте о правильном ударении в словах!

Далеко не всегда уместен сленг, как профессиональный, так и молодежный. Если на работе или в кругу друзей он допустим, то в официальных беседах им вряд ли стоит пользоваться.

Постоянно следите за своей речью, и тогда она постепенно станет красивой и грамотной.

Как построить речь для выступления правильно? Делюсь своими секретами...

Построение твоей речи для публичного выступления имеет некоторое созвучие со строительством дома:
Что нам стоит дом построить —
Нарисуем — будем жить...
или
Что нам стоит речь построить —
Взяли тему — и в народ...

Здесь, как и при строительстве дома, необходим крепкий и глубокий фундамент, иначе она, речь, может рассыпаться, как карточный домик. Фундаментом выступают твои знания, а цементом — твои навыки ораторского искусства, твоя мимика, жестикуляция, поза, движение по залу или сцене.

4-е Секрета Взаимоотношений Оратор/Слушатели:

1. Представь себе, что ты – отличный оратор, но темой, которую должен раскрыть в своём выступлении, абсолютно не владеешь. Это всё равно, как бы меня вывели на сцену рассказать о влиянии магнитного поля Земли на размножение кроликов в землях Новой Зеландии. Каким бы я не была супер-пупер продвинутым оратором, ничего полезного от меня публика не услышит – у меня нет знаний по данному вопросу.

2 . Второй случай – ты отлично знаешь все нюансы размножения этих самых новозеландских кроликов под влиянием магнитного поля, ибо ты сам участвуешь в этом процессе …. Но у тебя нет навыков выступления , ты не умеешь донести информацию слушателям. И они не смогут узнать о твоей компетенции – ты не оратор и не можешь раскрыть эту тему.

3. Ты – отлично владеешь навыками выступления перед публикой, ты – профессионал в своей, заявленной для выступления, теме, но в зале собралась не целевая аудитория, которую твои кролики не интересуют вообще. Как слушатели встретят твоё выступление? В лучшем случае – безучастно….

4. Следующий пример: ты – отличный оратор, ты – профессионал в выбранной теме и в зале сидит твоя целевая аудитория, которая ждёт – не дождётся, пока ты ей раскроешь свои секреты в разведении кроликов в перечисленных выше условиях. И только в этом примере совпадает всё, что необходимо, чтобы ты хорошо выступил и публика тебя отлично приняла. И только в этом примере — твой дом построения речи будет крепким и долговечным…

Итог: Ещё до того, как ты выберешь тему выступления, продумай эти 4 пункта.

— Степень твоей компетенции в выбранной теме. Помни слова Сократа: если у тебя в сердце нет того, что на языке, то тебе никто не поверит.
— Твой уровень профессионализма как оратора – только каждодневные тренировки превращают любителя в профессионала.
— Кто твоя целевая аудитория для заявленной темы.
— Насколько интересна твоя тема для целевой аудитории или чем ты можешь привлечь и удержать её внимание. Всегда работай в зоне интересов аудитории.

Секретный Рецепт Приготовления Речи

Каждая хозяйка знает, как испечь слоёный пирог: приготовить три слоя (можно больше) и перемазать их кремом или ещё чем-нибудь.
Точно такой же принцип приготовления твоей речи: печём три слоя (вступление, основная часть и заключение) и перемазываем их взбитым интересом, помадкой из внимания, добавляя цукаты юмора и изюм эмоциональной открытости.

Как видишь – слои разные. Рассмотрим рецепт приготовления каждого из них.

Слой №1. Вступление.

1. Вступление, как и заключение, желательно тщательно продумать до мельчайших деталей. От первого впечатления, которое ты произведёшь на публику, зависит, будет ли публика тебя внимательно слушать или продолжит заниматься другими своими делами. Вызвал ты в неё интерес и доверие или – нет.

2. Самое главное – завоевать внимание публики. Ты вышел перед аудиторией, не спрятался за трибуну, а стал так, что тебя все видят из зала и держишь паузу. При этом спокойно, но требовательно, смотришь в зал, постепенно осматривая всё пространство и всех сидящих людей. И только когда наступит ПОЛНАЯ тишина – ты улыбаешься аудитории, и проговариваешь свою первую фразу.

Подчёркиваю – не говори до тех пор, пока все не закроют рты, не перестанут шуршать и шептаться. Только тогда ты открываешь свой рот….

3. Придумай интригующее начало. Не стоит начинать с обыкновенных фраз: «Сегодня я Вам расскажу то-то и то-то». Лучше всего начать с вопроса к аудитории – это привлечёт её внимание. Лично я люблю провокационные вопросы:

«Скажите, как вам удалось покинуть уютное домашнее кресло у телевизора и прийти в этот зал слушать абсолютно неизвестного вам человека?! Что заставило вас это сделать?»

Я внимательно слушаю один — два ответа и плавно перехожу к комплименту: «Я восхищаюсь Вами: только такие целенаправленные люди и достигают успеха в любом начинании! Давайте поприветствуем друг друга громкими аплодисментами!»
Таким способом ты убил несколько зайцев:

— легко поймал лучики внимания аудитории;
— разговорил зал, а значит, установил контакт;
— сделал комплимент слушателям;
— показал, что ты умеешь руководить залом и мягко заставил выполнить твои требования (аплодировать).

4. Если ты боишься, что тебе никто не ответит – начни своё выступление с цитаты известного человека. Например: « Суворов говорил: тяжело в ученье – легко в бою! И поэтому объявляю наше сегодняшнее ученье открытым!»

Как вариант, можно начать рассказом из личного опыта, но лёгким и коротким.

5. Оговори временные рамки мероприятия. Если оно длинное и с разными выступающими ораторами – лучше раздать при входе расписание всех выступлений и время перерывов.

6. Обязательно проговори цель твоего выступления и что полезного из него получат слушатели . Другими словами – чем ты будешь их сегодня кормить и потчевать. Если у тебя несколько целей в рамках одной темы – скармливай их по очереди.
Обязательно раздели явные цели – ты их проговоришь публике, и скрытые цели – ты их проговоришь только себе. Пример скрытой цели: улучшить качество пауз во время выступления.

7. Помни, что только голодная публика может проглотить всё подряд, а требовательная захочет запить пищу компотом эмоций. Поэтому – приготовься к эмоциональному стриптизу – открывайся перед публикой, делись собой, своим отношением к ней и тому, о чём ты говоришь, кому ты говоришь и как ты говоришь. Делись своими эмоциями – они имеют намного большее влияние, чем слова!

Слой №2. Основная часть.

1. Главное – не переусердствуй с количеством тем, которые ты хочешь вывалить на головы слушателей . Пусть меньше, но, лучше, качественнее!

Ведь если ты печёшь настоящий слой пирога, ты же не бросаешь в него всё, что есть в доме: от мёда до красной икры. Ты делаешь слой с одним главным ингредиентом, например, орехами и 2-3 дополнительными (изюм, ваниль, цукаты). Так же и при выступлении – в основной части ты раскрываешь главную, ключевую мысль и несколько – дополнительных (2-3).

2. Не забудь вставить соответствующую теме, короткую историю. Этим ты добиваешься принятия изложенных в истории фактов теми, кто – не согласен с твоей точкой зрения.

3. Продумай, как лучше — в логическом порядке, расположить модули , которые раскрывают тему.

4. Используй схемы, картинки, графики и диаграммы, как техническое дополнение к своему выступлению. Подавай их через слайды на экран. Обязательно сделай надпись под каждым слайдом, но не зачитывай её вслух.

5. При переходе от одного модуля к другому, используй паузы, тем самым привлекая внимание зала . Научись соответствующим тоном подчёркивать самое важное предложение или мысль. Только – не слишком сурово, слушатель может испугаться….

6. Сделай себе карточку с тезисами и время от времени в неё подглядывай. Также – следи за временем. Регламент никто не отменял, да и ты сам в начале выступления его оговорил. Будь добр – придерживайся!

7. Именно в этой части выступления важно время от времени тормошить слушателя неожиданным высказыванием или смешным предложением – внимание через каждые 15 минут слабее т и твоё задание – опять его поймать.

8. Уверенность в себе – это твой взгляд в зал, твоя ровная осанка с чуть поднятыми и отведёнными назад плечами, твои свободные жесты и передвижение по сцене. Это размеренный темп речи и умение в любой момент переключить внимание слушателя на то, что в данный момент тебе необходимо показать или сказать.

9. Будь внимателен к залу. Будь приятен залу. Люби своих слушателей и дай им возможность это прочувствовать. Полюби вопросы – это значит, что тебя слышали, а не только слушали.

10. Не тяни кота за хвост! Если есть возможность чётко и кратко изложить свою мысль – сделай это! Люди устают от большого количества ненужных слов. Слушатели – это не мельница, на которую надо лить воду.

11. Время от времени обращайся к слушателям с вопросами:

— А Вы как считаете?
— Вы согласны со мной?
— Как меня слышно на задних рядах?
— У кого есть вопросы?
— Кто понял, подымите, пожалуйста, руки! — и первым подымаешь свою...
— У кого есть вопросы по теме?

Слой №3. Заключение.

1. Заключение играет такую же огромную роль в твоей речи, как и вступление. Раскрыв тему в основной части, ты в заключении подводишь итог того, что раскрыл в своей речи .

2. Ты перечисляешь по пунктам, чем полезным ты сегодня поделился со слушателями. Ещё раз проговариваешь, почему этот материал может быть им полезен и где они могут применить то, что узнали от тебя. Я считаю этот пункт очень важным!

3. Закончи своё выступление краткой историей или смешным предложением. Сделай комплимент аудитории за то, что она была во время твоего выступления внимательна и тепло тебя приняла.

4. Если есть возможность по теме выступления – сделай призыв к действию. Например, у меня по данной теме можно сделать следующий призыв:

Помните – ораторами не рождаются, ими – становятся! Практика, практика и ещё раз практика! Владеющий речью, владеет людьми! Желаю Вам как можно чаще выступать! Постоянно улучшайте свой навык привлечения и удержания внимания слушателей!

5. Постарайтесь не употреблять слов, что Вы на этом закончили своё выступление. Призыв к действию сам по себе об этом говорит. Бывают выступления, когда призыв не уместен – предложите слушателям просто поблагодарить друг друга аплодисментами.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Сегодня в комментариях мне оставили ссылку на рассказ Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде » , и поскольку там одна сплошная простыня, я не уверенна, что люди это творение дочитают до конца.
Поэтому я даю возможность почитать отрывок, где начальник описывает своё видение всего того, что произошло на сцене... Я читала — и рыдала!!! Вот этот кусок текста:

Если ты действительно ничего не помнишь, — позволь напомнить тебе некоторые эпизоды. В тот момент, когда инспектор подвел тебя к контрабасам, ты внезапно брыкнул его, а потом выбросил ножку вперед, как в балете, и кокетливо подбоченился. После этого потрепал контрабасиста по загривку — дескать: «Не бойсь, свой идет!»- и въехал локтем в физиономию виолончелиста. Желая показать, что получил известное воспитание, повернулся и крикнул: «Пардон!» И зацепился за скрипичный смычок. Тут произошел эпизод, который, как говорится, надо было «снять на кино».

Ты отнимал смычок, а скрипач не давал смычок. Но ты сумел его вырвать, показал залу, что ты, дескать, сильнее любого скрипача в оркестре, отдал смычок, но при этом стряхнул ноты с пюпитра. И по узенькой тропинке между виолончелей и скрипок, по которой нужно было пройти, прижав рукой полу пиджака, чтобы не зацепляться, ты пошел какой-то развязной, меленькой и гаденькой походочкой.

А когда добрался до дирижерского пульта, стал засучивать, штаны, словно лез в холодную воду. Наконец взгромоздился на подставку, тупо осмотрел зал, ухмыльнулся нахально и, покрутив головой, сказал: «Ну и ну!» После чего поворотился к залу спиной и стал переворачивать листы дирижерской партитуры так, что некоторые подумали, что ты продирижируешь симфонией, а Гаук скажет о ней заключительное слово.

Наконец, тебе подсказали из оркестра, что недурно было бы повернуться к залу лицом. Но ты не хотел поворачиваться, а препирался с оркестрантами и при этом чистил ботинки о штаны — правый ботинок о левую ногу — и при этом говорил оркестрантам: «Все это мое дело — не ваше, когда захочу, тогда и повернусь». Наконец, ты повернулся. Но... лучше бы ты не поворачивался! Здесь вид твой стал окончательно гнусен и вовсе отвратителен. Ты покраснел, двумя трудовыми движениями скинул капли со лба в первый ряд и, всплеснув своими коротенькими ручками, закричал: «О господи!»

И тут твоя левая нога стала выделывать какое-то непонятное движение. Ты стал ею трясти, вертеть, сучить, натирал сукно дирижерской подставки, подскакивал и плясал на самом краю этого крохотного пространства... Потом переменил ногу и откаблучил в обратном направлении, чем вызвал первую бурную реакцию зала. При этом ты корчился, пятился, скалился, кланялся... Публика вытягивала шеи, не в силах постигнуть, как тебе удалось удержаться на этой ограниченной территории. Но тут ты стал размахивать правой рукой.

Размахивал, размахивал и много в том преуспел! Через некоторое время публика с замиранием сердца следила за твоей рукой, как за полетом под куполом цирка. Наиболее слабонервные зажмуривались: казалось, что рука твоя оторвется и полетит в зал. Когда же ты вдоволь насладился страданиями толпы, то завел руку за спину и очень ловко поймал себя кистью правой руки за локоть левой и притом рванул ее с такой силой, что над притихшим залом послышался хруст костей, и можно было подумать, что очень старый медведь жрет очень старого и, следовательно, очень вонючего козла.

Наконец ты сказал: «К сожалению, Сергея Ивановича сегодня нету среди нас. И он не состоит членом Союза композиторов». И ты сделал при этом какое-то непонятное движение рукой так, что все обернулись к входным дверям, полагая, что перетрусивший Танеев ходил и фойе выпить стакан ситро и уже возвращается. Никто не понял, что ты говоришь о покойном классике русской музыки. Но тут ты заговорил о его творчестве. «Танеев не кастрюли паял, — сказал ты, — а создавал творения. И вот его лучшее детище, которое вы сейчас услышите».

И ты несколько раз долбанул по лысине концертмейстера виолончелей, почтенного Илью Осиповича, так, что все и подумали, что это — любимое детище великого музыканта, впрочем, незаконное и посему носящее совершенно другую фамилию. Никто не понял, что ты говоришь о симфонии. Тогда ты решил уточнить и крикнул: «Сегодня мы играем Первую симфонию до-минор, це-моль! Первую, потому что у него были и другие, хотя Первую он написал сперва... Це-моль — это до-минор, а до-минор — це-моль. Это я говорю, чтобы перевести вам с латыни на латинский язык». Потом помолчал и крикнул: «Ах, что это, что это я болтаю? Как бы меня не выгнали!..» Тут публике стало дурно одновременно от радости и конфуза. При этом ты продолжал подскакивать.

Я хотел выбежать на эстраду и воскликнуть: «Играйте аллегро виваче из „Лебединого озера“ — „Испанский танец“...» Это единственно могло оправдать твои странные телодвижения и жесты. Хотел еще крикнуть: «Наш лектор родом с Кавказа! Он страдает тропической лихорадкой — у него начался припадок. Он бредит и не правомочен делать те заявления, которые делает от нашего имени». Но в этот момент ты кончил и не дал мне сделать тебе публичный отвод...

Почему ты ничего не сказал мне? Не предупредил, что у тебя вместо языка какой-то обрубок? Что ты не можешь ни говорить, ни ходить, ни думать? Оказалось, что у тебя в башке торичеллиева пустота. Как при этом ты можешь рассказывать? Непостижимо! Ты страшно меня подвел. Не хочу иметь с тобой никакого дела! Я возмущен тобой!..

А в это время играли первую часть симфонии, которую я страшно любил. Потом вдруг слышу — снова появилась первая тема; она уже предвещает финал. Вот в зале зааплодировали, в гостиную вошел Гаук, очень довольный... Я стал озираться, чтобы куда-нибудь спрятаться. И не успел.

Комнату наполнили музыканты, стали спрашивать: «Что с вами было?» Я хотел отвечать, но Соллертинский шепнул: — Никогда не потакай праздному любопытству. От этих лиц ничего не зависит. Второе: наука еще не объяснила, что было с тобой. И в-третьих: мы еще не придумали, как сделать, чтобы тебя уволили по собственному желанию. Что было потом, помню неясно.

Знаю только, что возле меня сидит человек, которого до этого я видел, наверное, не больше двух раз, — известный ныне искусствовед Исаак Давидович Гликман, коего числю с тех пор среди своих лучших друзей. Он похлопывает меня по плечу, говорит, что не я один, но и филармония виновата. Надо было прослушать сперва, а не так выпускать человека. И он подмигивал Соллертинскому. И Соллертинский уже смеялся и, желая утешить меня, говорил:

— Не надо так расстраиваться. Конечно, теоретически можно допустить, что бывает и хуже. Но ты должен гордиться тем, что покуда гаже ничего еще не бывало. Зал, в котором концертировали Михаил Глинка и Петр Чайковский, Гектор Берлиоз и Франц Лист, — этот зал не помнит подобного представления. Мне жаль не тебя. Жаль Госцирк — их лучшая программа прошла у нас. Мы уже отправили им телеграмму с выражением нашего соболезнования. Кроме того, я жалею директора. Он до сих пор сидит в зале. Он не может войти сюда: он за себя не ручается. Поэтому очистим помещение, поедем ко мне и разопьем бутылочку кахетинского, которую я припас на случай твоего триумфа. Если б я знал, что сегодня произойдет событие историческое, я бы заготовил цистерну горячительного напитка. Но, прости, у меня не хватило воображения!..


С уважением,

Правильная речь – один из самых важных признаков, характеризующих воспитанного, культурного человека. К сожалению, следует признать, что сейчас красивая речь сдала свои позиции. Но можно при желании научиться правильно и красиво говорить.

Краткость, простота, грамотность

Это основы правильной речи и грамотной речи. Люди со временем разучились правильно говорить из-за целого ряда причин, начиная с повсеместного упадка культуры в 90-х годах. Такому необходимо выучиться снова. По меньшей мере потому, что грамотная речь не только позитивно характеризует человека, но и помогает в общении с другими людьми. Представьте: вы разговариваете с человеком, который злоупотребляет вульгарными, жаргонными словами. Захочется ли вам продолжать с ним общение? Вряд ли.

Каждый человек может научиться разговаривать красиво. Богатство языка позволяет с предельной точностью описать любые предметы. Совсем не обязательно, чтобы речь была многословна. Ведь слишком длинное повествование, даже красивое и образное, весьма утомляет, а иногда и раздражает. Поэтому нужно помнить, что одно из главных требований к верной и красивой речи – краткость. Нужно быстрее переходить к основной сути вопроса, не затягивать вступление, не отвлекаться на ненужные мелочи. Тогда ваша история произведет должный эффект.

Разумеется, говорить нужно грамотно. Человек, который часто ошибается в ударениях или неправильно употребляет слова, абсолютно не располагает к себе. Например, вся деловая речь может быть перечеркнута словом «ложить» , вместо правильного «класть» . Таким же образом, начальник, неправильно ставящий ударения в словах «документ», «квартал» , едва ли вызовет расположение и доверие у партнеров по бизнесу.

Техники правильной постановки речи

Тем, кто хочет говорить красиво, различные техники дают все возможности для того, чтобы :


  • Правильное дыхание. Глубоко вдохнув, вы овладеете поддержкой дыхания при произношении гласных и согласных звуков в медленном темпе, проговаривая каждый слог и каждое слово. Это помогает использовать все оттенки языка.
  • Ораторское искусство. Плавная речь, правильная артикуляция, чёткое звучание заставляют слушателя еще внимательнее слушать рассказчика. Грамотно поставленная речь включает в себя тренировку при помощи скороговорки, шепота, искусственно быстрого произношения.
  • Краткое, точное изложение. Тренируйтесь излагать мысли лаконично.
  • Логика. При общении или выступлении нужно следить за логикой повествования, причинно-следственными связями. Логика мышления и повествования базируется на общей образованности и широком кругозоре.

Используя упражнения для тренировки языка, вы автоматически расширите общение, обретете уверенность в профессиональной сфере, научитесь искусству убеждения и легкой манипуляции слушателями.

Упражнения для постановки правильной и красивой речи пригодятся в постановке дыхания, голоса, в управлении резонаторами, в укреплении силы голоса и выносливости, обогатит интонацию, отработает правильный темп дикции. Как же научиться великолепно говорить? Ответ прост – терпеливо отрабатывать технику.

Уроки для постановки правильного дыхания

Фонационное дыхание – немаловажный фактор в правильности говорения. За вдох «отвечает» диафрагма – мышца, которая разграничивает грудную область с брюшной и мышцы, которые руководят движением рёбер при дыхании. Самое естественное положение для удобного дыхания – лежа на спине с полностью расслабленными мышцами.

Устройтесь поудобнее, лежа на спине. Одна рука на животе, вторая на груди. Постарайтесь вдохнуть так, чтобы грудь осталась без движения, а живот поднялся. Медленно выдыхайте и повторяйте такое упражнение до тех пор, пока брюшное дыхание не будет осуществляться легко и без напряжения. Такое дыхание нужно ввести в привычку. Тем более такое упражнение хорошо взбодрит вас ото сна.

Конечно, для достижения мечты о красоте слова просто правильная постановка дыхания - это еще не все, что вам нужно. Чаще всего проблема кроется на психологическом уровне. Это может быть боязнь публики, остаточные воспоминания от посещений логопеда в детстве или же просто неумение заинтересовать собеседника.

С этим всем можно легко справиться при помощи несложных уроков правильной речи:


Если чувствуется неуверенность в себе, общаться и раскрепощаться перед собеседником довольно непросто.

Нужно совершить несколько шагов для освобождения от страха :


  • признать наличие трудностей и подготовиться к долгой работе по избавлению от переживаний;
  • понять причину (возможно даже придется прибегнуть к психологу);
  • пережить сложную ситуацию, навсегда отпустить прошлое и наслаждаться настоящим;
  • начать общаться – только методическое преодоление своих страхов позволит научиться общаться с людьми (можно мысленно придумывать планы, например, 10 длительных бесед и 20 коротких разговоров в общественном транспорте или в очереди);
  • если трудно сразу начать беседы в компании, можно сначала общаться по телефону (по крайней мере, не будет внешних проявлений);
  • когда тренировки будут проходить без проблем, можно проявлять инициативу в знакомствах с противоположным полом.

Но все же есть люди, которые от природы скромны, и не нужно из-за этого страдать. Скромность – не порок! Работайте над собой, над развитием личности, совершенствуйте навыки правильной речи при общении, старайтесь быть открытыми и общительными.

Даром красноречия, к сожалению, обладают далеко не все, но это вовсе не значит, что этот навык невозможно развить в себе. Всем нам известно, что человека, умеющего красиво говорить, можно слушать часами! И все же, следует учесть, что имеется немалое количество различных нюансов, которые важно взять во внимание, развивая навык богатой разговорной речи.

Важно правильно дышать при разговоре Наверняка, слушая плавную речь диктора или какого-либо харизматичного ведущего, вы ловили себя на мысли, что вам и самим бы хотелось уметь так говорить. Конечно же, этого можно достичь, если развивать технику речи. Однако, в первую очередь, для этого следует научиться правильно дышать – глубоко, спокойно и незаметно.Обратите внимание на то, что речевое дыхание имеет отличия от обычного. Речь идет об управляемом процессе. Как известно, самым удобным для речи считается диафрагмально-реберное дыхание. В этом случае вдох и выдох производятся с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Самая емкая часть легких (нижняя) приходит в активность. При этом плечи и верхние отделы грудной клетки остаются практически без движения.Научиться контролировать дыхание можно самостоятельно. Положите ладонь между животом и грудной клеткой – на область диафрагмы. Когда вы совершите вдох, стенка живота немного приподнимется, нижняя часть грудной клетки расширится. Выдох будет сопровождаться сокращением мышц живота и грудной клетки. При речи вдох должен быть легким и коротким, а вот выдох – плавным и длинным (соотношение примерно один к десяти).Когда происходит процесс речи, в немалой степени увеличивается значение именно выдоха. Перед тем как заговорить стоит сделать быстрый и глубокий вдох, который осуществляется и через нос, и через рот. Между тем, во время речевого выдоха задействован лишь рот.Правильное речевое дыхание можно назвать основой красивого звучания голоса. Если же вы будете дышать неправильно, то это приведет неустойчивости голоса. Говорить уверенно, четко и внятно При разговоре старайтесь избегать бормотания - говорите четко, внятно и уверенно. Практикуйтесь чтением книг вслух – делайте это неспешно и с выражением, иногда ускоряйте тем, но продолжайте говорить с выражением. Постепенно у вас выработается навык такой манеры разговора и в повседневной жизни.Нужно постоянно тренировать жестикуляцию и мимику Жестикуляцию и мимику можно назвать невербальным средством речи, которое также следует тренировать. Попробуйте говорить перед камерой или зеркалом, чтобы понять, не слишком ли много и «не по делу» вы жестикулируете. Порою, это может сильно отвлекать собеседника от темы разговора. Также важно понаблюдать за своей мимикой – недопустимо как безучастное выражение лица, так и чрезмерное проявление эмоций. Во втором случае это может выглядеть просто некрасиво.Ваши жесты и мимика должны выглядеть гармонично, плавно и естественно, и лишь иногда подчеркивать смысл сказанного. Важно, чтобы слушатель все же фокусировался на смысле текста, но не вашем лице или руках.