Как избавиться от эгоизма? Советы психолога. Как избавиться от эгоизма: советы восточной психологии

Одним из самых распространенных в наше время грехов является эгоизм. Зачастую это отношение к окружающим воспринимается как черта характера, которая портит жизнь не только ее обладателю, но и окружающим. В дни Великого поста важно уделить внимание искоренению грехов и страстей. Мы собрали изречения афонских святых и старцев, которые помогут победить эгоизм.

«Для того чтобы душа духовно воскресла, человек должен распяться, чтобы умерли его душевные страсти и прежде всего эгоизм – бесчинное дитя гордыни, которое препятствует Божественной благодати и разбивает человеку лицо». (Преподобный Паисий Святогорец).

«В душе человека, не познавшего совершенной любви, две заповеди Христа нередко становятся в резкое взаимное противоречие. Любящий Бога уходит от мира и погружается в некоторый духовный эгоизм, и как бы равнодушный к совершающемуся в мире, спасает свою душу. Страстно любящий человеческий мир, живет его страданиями. Нося в себе скорбь о мире, он восстает на Бога, считая Его виновником тех страданий, которыми залит весь мир; и восстает иногда до сильной вражды». (Преподобный Силуан Афонский).

«Любочестие и эгоизм не имеют ничего общего между собой, так же как раскаяние отличается от покаяния. Иуда раскаялся из-за своего эгоизма. Апостол Петр покаялся и горько плакал из-за своего любочестия». (Преподобный Паисий Святогорец).

«За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Истинная жизнь человека как личности принуждает человека к умерщвлению его эгоизма. Итак, проблема состоит в том, чтобы найти силы обнаружении способности к преодолению эгоизма и развитии неразрушимого общения личности». (Святитель Григорий Палама).

«Если человек достиг состояния бесстрашия перед смертью, значит, он победил свой эгоизм». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Где налицо холодное слово «мое», там, говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их». (Святитель Григорий Палама).

«Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства». (Старец Дионисий).

«Начало добра есть смиренномудрие, а начало зла – эгоизм». (Старец Ефрем).

«Истинное смирение нельзя стяжать без наставника, особенно сегодня, когда эгоизм всевается еще в младенчестве. Нам нужно повиноваться хорошему наставнику, у которого должна быть благая цель. Одно дело – когда нам кажется, будто мы смиряемся, а другое дело – истина. Истина открывается в искушениях». (Старец Дионисий).

«Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас». (Старец Дионисий).

«Необходимо быть очень внимательными в своих делах, трудиться над искоренением эгоизма, который, как страшный зверь, гложет нас изнутри. Наше «я», непомерно разрастаясь, заставляет нас раздражаться и гневаться, осуждать, смотреть на других людей, как на своих должников, оскорблять и унижать их. Оно подталкивает нас к осуждению, надмевает помысел, наполняет мыслями о величии наших дел, высоте добродетелей». (Старец Ефрем).

«Стоит мне с кем-то повздорить, как тут же во мне поднимает голову эгоизм, помысел говорит мне: «Виноват другой: это ведь он стал на меня гневаться, ведь это он говорил оскорбительные слова - он и должен смириться. Если бы, в конце концов, он говорил со мной по-другому, помягче, то я бы, конечно, перетерпел, не стал бы ему отвечать на оскорбление. Значит точно: виноват не я, а он». Вот тебе и страсть эгоизма!». (Старец Ефрем).

«Ннадо сказать себе так: «Нет-нет, если бы во мне не было эгоизма, то я бы не поддался на искушение. Значит, виноват я, а не брат. Если бы у меня было смирение, то я бы подумал о том, что этот человек для меня – виновник венцов, что этим человеком, как калёным железом, Иисус выжигает мою страсть, чтобы я стал здоровым. Значит, брат оказывает мне благодеяние, потому что выжигает во мне страсть. Он – мой благодетель!». (Старец Ефрем).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день мы называем Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения. В этот день принято просить прощения и у своих ближних, друзей и знакомых, даже врагов, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись друг с другом.

На прощение друг друга нас подвигают слова сегодняшнего Евангельского чтения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). В центре этих слов стоит Бог. Если мы не будем прощать людям их согрешения, мы рискуем услышать от Бога в Оный день страшные слова: «и Я тебя не прощаю! Уйди от Меня во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов…» (см.: Мф. 13: 50; 22: 13).

Известный нам сегодня чин прощения появился в древних православных монастырях. В житии преподобной Марии Египетской мы видим свидетельство палестинской монашеской традиции V–VI веков. Чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к празднику Пасхи, в последний день перед Великим постом монахи уходили в пустыню для уединенной жизни на 40 дней. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне. Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И, конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения, чтобы примириться со всеми людьми и благодаря этому и с Богом.

Зачем же монахи для поста и молитвы уходили в пустыню? Ведь поститься и молиться можно и у себя дома.

Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Да, ограничения в пище и удовольствиях воспитывают в человеке способность к воздержанной жизни, но это еще не делает из человека настоящего христианина. Пост и молитва практикуются и в других религиях, есть и светские оздоровительные практики по лечению голоданием. В центре отшельнической жизни пустынников лежала другая и очень важная цель. Это – опытное переживание Богооставленности и опытное следование за распятым Христом.

Самый горький вопль человечества – это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет, человек приходит в состояние полного безутешного одиночества. Близость Бога, Его любовь чувствует чистое сердце человека, но если в сердце у человека грех – значит, там нет места для Бога. Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния – это знак того, что в сердце есть грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Зная это, аскеты древности уходили в пустыню, чтобы, отрекшись от суеты мира, встретиться один на один с самим собою. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою. Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти. Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

Подвижники древности были глубокими богословами. Для них Великий пост был не только упражнением в посте и молитве, но и в размышлении о делах Божиих в человеческой истории, о ценности распятия Христова и славного Воскресения.

Когда согрешил Адам, он был изгнан из Рая. Из земли, где течет молоко и мед, он был выслан в пустыню с терниями и волчцами, в ту пустыню, в которой Адам должен был со скорбью питаться полевою травою, добывая себе хлеб в поте лица (см.: Быт. 3: 17–19). Однако это не вразумило детей Адама. И когда Бог послал на землю Христа, люди Его распяли. Сыны Адама распяли Того, Кто мог спасти их от плена греха и смерти. Они распяли Источник света и жизни вечной. Человек снова остался один. Но есть путь возвращения к Богу – последовать за Христом в пустыню, чтобы, отвергнув дела сатаны, взять крест и распять свою плоть со Христом.

Чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху», писал апостол Павел, наша плоть со страстями и похотями, наш ветхий человек должен быть распят со Христом (см.: Рим. 6: 5–7). Жизнь в пустыне, в тесноте и лишениях – это практика такого распятия страстей и похотей, когда человек перестает угождать своей плоти и освобождает ум для созерцания вещей Божественных.

Если ощущение одиночества, опустошенности или уныния, в семье или в монастыре, – это признаки Богооставленности, то «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23) – это признаки Богообщения, плоды Святого Духа. К этим дарам, а не к посту и молитве как самоцели, стремились аскеты древности, когда радостно прощались друг с другом в Прощеное воскресенье, чтобы с еще большей радостью собраться вместе перед Пасхой.

О чем же просить прощение в Прощеное воскресенье, если мы не собираемся уходить в пустыню, как иноки древности? Если мы не чувствуем, что кого-либо как-то сильно обидели?

Нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы нередко общаемся с другими людьми ровно настолько, насколько другой человек нам лично может быть интересен или полезен. Нам интересна только наша собственная персона и те люди, которые в данный момент нас слушают или нам угождают. В Прощеное воскресенье полезно почувствовать, какова мера нашего собственного эгоизма.

С точки зрения философии, эгоизм – это себялюбие, такое поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. С точки зрения психологии, эгоизм – это проявление интереса человека к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире.

Нередко эгоисты прикрываются заповедью «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Но себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны. Себялюбие – это самодовольство, удовлетворенность самим собой, жизнь ради удовлетворения своих желаний. Любовь к себе – это уважение к своей целостности, уникальности личности, примирение со своими недостатками, знание особенностей Богом данного характера своей души. Любовь к себе неотделима от уважения, любви и понимания другого человека как не менее уникального образа Божия.

Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и даже с самим собою не имеет мира.

Себялюбец, который стал великим постником и молитвенником, ничего для своей души не приобрел. Самолюбивый постник – это тщеславный простец, который кормит свою ненасытную гордость. Напротив, подвижник, распявший себя со Христом, – кроткий как агнец, готовый пожертвовать собой ради ближнего и голодного, половину завтрака, обеда и ужина своего он готов раздать нищим.

Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. Признаем свои недостатки перед другими людьми, поищем в Священном Писании и богослужении знания о Боге, постом смирим нашу плоть, оросим душу слезами покаяния, чтобы, очистившись телом и духом, нам встретиться с Воскресшим Христом.

Эту дорогу мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы должны упростить, сделать проще наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост.

Пусть же Господь по молитвам всех, в подвиге поста просиявших, даст нам сил примириться со всеми и через Великий пост в мире пройти к Светлой Пасхе Христова Воскресения.

Четвертая часть транскрибированного семинара «Уроки жизни» , прочитанного в городе Алматы.

Три формы эгоизма.

Существует три формы эгоизма: благодетель - это благородный эгоист, наслаждающийся - безответственный эгоист, контролирующий - активный эгоист. Что же вместо этого? Мы сейчас поговорим о том, что нужно делать, чтобы изменить эти позиции в себе полностью, какие действия нужно совершать человеку, чтобы измениться.

Что нужно делать «контролирующему», чтобы измениться?

Начнем с контролирующего. Что нужно делать контролирующему, чтобы измениться?

« Контролирующему » нужно:

1. Научиться настраиваться на сопереживание, чувствительность к другому. Нужно научиться заботиться о другом, уметь настраиваться на внутренний мир другого человека, чувствовать его эмоции, уметь сопереживать, настраивать свой ум на чувствительность к эмоциям другого человека. Очень важно понять, что другие тоже личности, у них есть свои эмоции, чувства, переживания, потребности. Сразу хочу сказать, что сделать это контролирующему будет сложно, так как эти функции у него не развиты. Но если он будет об этом помнить и стараться, то через некоторое время они разовьются.

2. Научиться слушать другого человека. Контролирующий не умеет слышать, у него есть свое понимание, как нужно делать.

3. Контролирующему нужно научиться ждать, а он этого не умеет. Он воздействует и хочет сразу получить результат.

4. Развить способность доверять жизни, доверять Богу. Обстоятельства как - то складываются, они нас куда - то зовут, и нужно уметь откликаться на волю жизни, а не просто настаивать все время на своем. Развивать умонастроение доверия к руководству жизни, к руководству Бога.

5. Позиция «контролирующий» проявляется не только к другим, но и к себе. Контролирующий не позволяет проявляться собственным чувствам, он их держит под контролем. А нужно доверять своим чувствам, уметь их переживать. У контролирующего отрыв от собственных чувств, он их держит под колпаком контроля. Нужно проявить чувствительность к себе, открыть свою собственную эмоциональность.

6. Контролирующий постоянно живет с убеждением «я сильный», поэтому все время устает. Он не доверяет жизни, поэтому тащит все на своих плечах, он перегружен стрессами. Ему нужно научиться расслабляться - практика йоги, медитации успокаивают ум, останавливают мысли. Быть слабым означает в том числе уметь отдыхать, а контролирующий не умеет отдыхать. Сам по себе он расслабиться не может, ему нужна какая - то активная деятельность, которая его расслабит, например выпить бутылку водки или коньяка. Ему нужно научиться отдыхать, дать себе возможность плыть по течению - ничего не делать, разрешить себе быть слабым.

7. Ему очень важно уметь просить о помощи, о поддержке, спрашивать совет, спрашивать мнение другого человека. И, заметьте, нужно это делать осознанно. Для контролирующего делать это очень тяжело.

8. Контролирующий не способен принимать, он хочет только влиять, давить, воздействовать. Нужно научиться принимать советы, подарки.

9. Нужно научиться сотрудничать, когда мы вместе думаем, что - то решаем, вместе внедрять общие решения в жизнь.

У кого появилась ясность, что вам нужно делать в жизни? Сейчас все в ваших руках, все зависит от того, будете вы это делать или нет. Если вы заставляете себя поднимать гантели, то мышцы наливаются силой, даже если вы этого не хотите. Так и навыки нужно тренировать, и они будут развиваться. То, что мы сейчас назвали, это работа со своим характером, она нелегкая. Но если вы будете это делать, то исправите эту позицию, то есть избежите многих страданий, которые она создает, множество разрушений, которые она привлекает в вашу жизнь. У кого сейчас появилось воодушевление, решительность проделать эту работу?

Что нужно делать «наслаждающемуся» , чтобы преодолеть эту позицию?

Следующая позиция - « наслаждающийся »

1. Этот человек безответственный. Нужно научиться брать ответственность на себя, ставить цели и идти к ним. Начать хотя бы с чего - то маленького.

2. Нужно начать действовать, делать, начинать хотя бы с маленьких шагов. Усилиями воли двигаться к намеченной цели, даже если не хочется. Настраивать себя на действия.

3. Наслаждающийся не умеет быть благодарным. Он только принимает и считает, что так и должно быть. Быть благодарным - это уметь отдавать в ответ. А наслаждающийся не благодарит, не отдает. Это одна из самых слабых зон этого человека. Нужно научиться быть благодарным за все, что со мной происходит.

4. Не умеет отдавать чувства, не умеет дарить подарки. А когда дарит, вроде как с кровью от себя отрывает. Ему нужно научиться наслаждаться радостью других людей, радоваться счастью других.

5. Наслаждающийся не осознает своих ценностей, у него нет цели в жизни, нет контакта с самим собой. Такому человеку очень важно задуматься, зачем он живет, какие у него ценности.

6. Нужно научиться заботиться о других, нужно найти свою миссию.

Что нужно делать «благодетелю», чтобы преодолеть эту позицию?

Следующая позиция - « благодетель » . Что нужно сделать, чтобы преодолеть эту позицию?

1. Нужно научиться принимать заботу других людей. И прежде всего внутри довериться этой заботе, то есть внутренне открыться.

2. Благодетель никогда не уважает других людей. Он воспринимает других слабыми и бесполезными, поэтому он о них заботится, считает, что без него они не выживут. Поэтому благодетелю очень важно развивать уважение к другим, развивать видение потенциала других, их сильных качеств. Вот на что надо настраивать ум, менять ум, уважать взгляды другого человека. Нужно научиться уважать другого, ценить его, принимать другого таким, какой он есть. Важно видеть природу другого человека и помогать ему раскрыть свою природу, а не просто окутать его своей заботой, не думая о его росте и развитии. Необходимо заинтересоваться развитием другого человека.

3. Нужно перестать жалеть других людей, потому что жалость убивает. Жалея, он делает этих людей еще слабее. Нужно перестать жалеть и научиться доверять способностям другого, самостоятельности, ответственности, силе. Благодетель душит своей любовью.

4. Благодетелю очень важно позволить другому ошибаться! Принимать ошибки другого, потому что это часть его роста, часть его развития. (Это касается и контролирующего.)

5. Благодетель действует без согласия другого человека, поэтому нужно научиться спрашивать, требуется ли его помощь.

6. Благодетель всегда ожидает почестей или оценки своей деятельности, он не умеет заботиться бескорыстно.

Формы проявления эгоизма.

У контролирующего нет качества смирения, он не может быть маленьким, не может быть открытым, он всегда очень большой и активный. Главные качества, которые надо развивать контролирующему, это смирение, доверие и открытость. У наслаждающегося нет терпения. Он не умеет ждать и терпеть и что - то делать для других. У благодетеля нет бескорыстия. Надо научиться не ожидать никаких почестей за свою заботу.

Если мы задумаемся о себе, то можем заметить, что мы имеем черты всех трех позиций, к великой нашей беде. В разных ситуациях гордыня проявляется по - разному. Какая - то позиция преобладает, но присутствуют все. Я прошу вас подумать о какой - то болезненной зоне в вашей жизни, где вы застряли больше всего, в какой из этих ролей, найдите свою какую - то реальную трудность (в отношениях, в работе, карьере, в непонимании людей).

Сейчас нужно из этого списка выбрать те действия, которые вы будете в себе развивать в первую очередь. Подумайте, с каким настроением вы жили до того момента, когда случился этот неприятный эпизод. Проверьте, не нарастало ли в вас проявление контролирующего, или наслаждающегося, или благодетеля. То, что случилось, ударило по этому настроению, потому что жизнь - это учитель, она заботится о нас.

Кто обнаружил, что в вас росли эти тенденции? Этот эпизод случился несправедливо? Если вы считаете, что в чем - то есть несправедливость, даже на какую - то часть, то это означает, что на эту часть в вас нет ученика. В чем проявилась «несправедливость жизни»?

- Я собрал коллектив, который меня же и отверг.

Да, это крайне несправедливо с внешней точки зрения, а теперь давайте пойдем внутрь этого. Какое настроение у Вас развивалось перед этим?

- Если коротко, я вроде «звезду поймал».

То есть «я весь такой крутой, вы должны быть мне все благодарны».

- Сейчас я чувствую благодарность к этим людям за тот урок, который они мне преподали. А раньше я чувствовал гнев на них.

Смотрите, вот это и есть ученик. Судьба всегда устроена очень точно, точно отвечает на все наши действия или бездействие. Жизнь всегда добра, у нее нет ненависти, у Бога нет ненависти. Когда мы думаем, что что-то происходит несправедливо, это претензия к Богу. Все происходит для нашего блага.

Мы должны научиться самой принципиальной любви - любви к Богу.

- Как научиться любить?

Чтобы научиться любить по - настоящему, нужно найти человека, который это умеет. В самом общем случае это духовный наставник. Духовный наставник нужен для того, чтобы пробудить наше сердце к любви. Потому что духовный учитель - это не тот, кто знает что - то, а тот, кто живет на платформе любви, платформе бескорыстного служения людям. Когда мы такого человека находим, рядом с ним, у него мы сможем этому научиться.

Это принципиальный ответ. Еще раз хочу подчеркнуть, что любви нужно учиться у духовного учителя так же, как обучаться любому делу лучше всего у профессионала. В разных духовных традициях эти личности по - разному называются, но принцип общий - учитель, наставник.

Мы должны научиться самой принципиальной любви - любви к Богу. Предельное проявление любви - это проявление любви к Богу и ко всем людям.

А проявление любви в семье, к детям - это проявление этого изначального, такая маленькая толика. Вся жизнь дается как некий экзамен и проверка на это чувство любви. Для этого нам дается семья. Если вы будете эгоистом, то у вас не будет хороших отношений в семье.

Семья дается, чтобы человек научился самопожертвованию, бескорыстному служению жене, мужу, ребенку.

В чем высший смысл того, что ребенок приходит в семью? Сначала родители сосредоточены друг на друге. Первые простые уроки любви, которые они проходят, это научиться думать о благе ребенка: отказаться от своего чего - то и сделать что - то для другого. Любые отношения (дружба, любовь) требуют именно этого: если мы не способны понимать внутренний мир другого человека и делать что-то для него, то отношения не сложатся.

Любые отношения учат любви. Шагом бескорыстия является то, что нужно отказаться от гордыни и думать о благе другого. Молодожены осваивают первые уроки любви, учатся любить друг друга, наслаждаться друг другом. В чем высший смысл ребенка? Пришедший ребенок отрывает их обоих от наслаждения друг другом, потому что вдвоем они должны служить ему, иначе он просто не выживет. Семья должна сделать следующий шаг любви, когда в семью приходит ребенок, потому что платформа бескорыстия должна развиваться.

Но дальше говорится, что семья, которая замкнута сама на себе, это семья, которая пропитана чувством зависти и гордыни. Семья должна выйти в своей любви за пределы этой семьи, иначе будет развиваться чувство эгоизма внутри семьи по отношению к другим людям. По духовным законам, двери любой семьи всегда должны быть открыты гостям.

На востоке гость - это представитель Бога, его нужно принять, забыв обо всем.

Это культура семьи. Это следующий шаг, когда мы расширяем свое сердце и начинаем замечать других за пределами семьи. В конечном итоге мы должны научиться любить всех. Вся жизнь дается как опыт освоения любви. То же самое работа, социальная деятельность. У многих есть представление, что работа дается для зарабатывания денег или чтобы заслужить почет и славу. Нет, потому что этот мир под Богом, а мы, души, развиваем свои отношения с Богом, мы должны возродить это изначальное чувство любви к Нему.

Поэтому все, что происходит в этом мире, только для этого и больше ни для чего. Работа - для того, чтобы при помощи своих способностей, талантов, которые есть, служить другим людям. Любая профессиональная деятельность дается только для этого и больше ни для чего. В современном бизнесе, слава Богу, это тоже начинают понимать. Если раньше во главу угла ставился экономический показатель - прибыль, то сейчас, слава Богу, появляется понимание, что фирма не будет процветающей, если не будет сформулирована миссия фирмы.

Одна только беда, что почти всегда миссию формулируют неправильно. Миссия - это служение этой фирмы всем людям, то есть понимание, что полезное мы для них делаем. Когда человек действует с таким умонастроением, заботясь о благе других, он получает огромное удовлетворение от своей работы и он по - настоящему реализует смысл, который вложен в профессию, в работу. Это божественный смысл.

Работа, бизнес - это не что иное, как еще один шаг к развитию своей любви, к расширению своего сердца. Это высший смысл жизни, заложенный во всех бытовых ситуациях.

Высший смысл жизни в том, чтобы мы вспомнили, возродили, восстановили связь с Богом, с Творцом, научились жить с этим ощущением любви Его к нам и что - то делали для Него, также с чувством любви ко всем существам.

Я хотел бы у вас в конце спросить, что изменилось у вас за эти дни, в чем итог этой работы.

- Хочу поблагодарить Вас за то, что Вы есть, за Ваше умение. Вы открыли наши глаза.

- Я преклоняюсь перед Вами. Я получила здесь ответы на множество вопросов, которые стояли передо мной всю жизнь. Низкий поклон Вам.

- Я из этого семинара вынесла то, что нужно постоянно жить с любовью к себе, постоянно жить с уважением и любовью к окружающим и постоянно помнить, что есть Творец, которого нужно любить.

- Я четко поняла, что такое добро и что такое зло, без всякой относительности. Спасибо Вам огромное за то, что я получила ответы на свои вопросы.

- Я понял, что главное в жизни - работа над самим собой.

1. Александр Хакимов «Уровни сознания». (Это книга о том, как устроена личность.)

2. Е.С. Радханатха Свами «Путешествие домой».

Очень важно не останавливаться в своем развитии и идти дальше. Благодарю всех за работу.

Олег Гадецкий. Тренинг: «Уроки жизни». Часть 4. (20 - 22 июля 2012 г., г. Алматы).

Такая черта характера человека как эгоизм - это проявление его сущности. Он развивается в раннем детстве и влияет на взрослую жизнь мужчины или женщины. Нужно знать, как избавиться от эгоизма и найти истинную причину привычек, которые нацелены только на помощь самому себе.

Эгоизм как явление

Эгоизм - это часть личности. Она влияет на поведение, привычки, образ жизни. Чем персона больше поддается натуре, тем сильнее проявления этой черты. Эгоистичные намерения сложно скрыть, а сама она иногда даже гордится тем, как себя ведет.

Эгоист всегда ставит себя выше окружающих из-за неправильного восприятия своей личности. Такой человек не может увидеть чужих достоинств. Все, что является его миром - собственное эго, поэтому черта влияет на концентрацию внимания.

По своей сути это создание искусственной, искаженной реальности. Эгоист не видит проблемы, не замечает, что его поведение иррационально и ненормально. Проявляется эта черта в любовных, рабочих и социальных отношениях. В таких связях есть только эгоист и его насущные потребности.

Как он проявляется

Эгоизмом называется не временное явление, а постоянная черта характера. Это - не привычка, а устойчивая модель поведения. Человек привыкает выстраивать собственную жизнь вокруг себя. Эгоист искренне верит в то, что он особенный, а его способности - уникальные и востребованные.

Как определить эгоиста:

  • человек постоянно говорит о себе и не умеет слушать окружающих;
  • личность уверена в себе даже без реальных на это оснований;
  • персона пытается быть лидером, ей кажется, что ее идеи важные и ценные;
  • личность бравирует своими достижениями перед окружающими;
  • человек не принимает и не воспринимает критику;
  • персона вспыльчива (такие люди не бывают терпимыми или терпеливыми).

В отношениях эгоист привык только получать, для него отдача представляет собой нечто неестественное. Он воспринимает свое внимание как ценность, которую нужно заслужить. Эгоист не умеет искренне радоваться за чужие достижения, если в этих отношениях для него нет пользы. Без выгоды любое дело ему быстро надоедает зацикленной на себе личности. Если окружающие люди ему подыгрывают или потакают, эгоист не видит причин для внутренних изменений.

Борьба с эгоизмом

В большинстве случаев близкое окружение человека беспокоится о том, как избавиться от эгоизма. С годами сложные черты характера ухудшаются. Эгоист становится безучастным и черствым. Если в молодом возрасте самовлюбленность и чрезмерная самоуверенность списываются на юношеский максимализм, то с годами безобидные черты характера перерождаются в жестокость и безразличие.

Почему необходимо бороться с эгоизмом:

  • зацикленность на себе исключает правильную адаптацию личности на новом месте;
  • концентрация внимания снижается, человек не может замечать изменения как у чужих, так и у близких людей;
  • эгоистам сложно построить гармоничную семью;
  • людям этим сложно заниматься воспитанием детей.

Победить эгоизм можно, если найти в себе силы признаться, что такая проблема есть. На этом этапе важная роль отведена близким и друзьям. Если же эгоист сам пострадал от собственной зацикленности, ему придется справляться с проблемой самостоятельно. Для борьбы необходима работа с мышлением.

Методы преодоления

В тех случаях, когда развивается эгоизм, избавиться от него можно, посмотрев на собственную жизнь со стороны. Это не просто анализ происходящих ситуаций. Персона должна увидеть, как определенные привычки или модели поведения приводят к негативным результатам.

Для эгоиста, который всегда лучше знает, что ему нужно, мнение окружающих людей малозначимо. Он не верит в то, что может быть несовершенным. Принять вред, исходящий от самого себя, - самая сложная задача для самовлюбленного, эгоистичного человека.

Избавиться от эгоизма можно таким образом:

  • найти причину;
  • пройти курс психоанализа или заняться саморазвитием (эгоисты редко обращаются за помощью к специалистам);
  • развить в себе полезные привычки;
  • изменить образ жизни (изменится модель поведения - преобразится мышление).

Поэтапно эгоист может меняться. Для него эти перемены должны быть естественными. Осознанное решение позволит лишиться сомнений. Если эгоиста заставлять меняться, он превращается в притворщика, и проблема только усугубляется.

Поиск причины

Избавиться от проблемы психологического характера можно только через работу с мышлением. Эгоизм - не поступки, а мысль, способствующая этим поступкам. Причины развития самовлюбленной и равнодушной личности:

  • защитная реакция: в процессе формирования личности ребенок учится понимать мир, формируются устойчивые понятия и модель поведения; родители воспринимают перемены в ребенке как проявления характера, но на деле с помощью зацикленности на себе ребенок отгораживается от происходящего; он может прятаться от неприятных для него ситуаций (так поступают дети, страдающие от насилия в семье); самолюбивыми вырастают и те, чьи семьи не уделяли достаточно времени и любви - через эгоизм взрослый человек компенсирует детскую травму;
  • неправильное воспитание: родители, которые пытаются внушить ребенку ложную самоуверенность, только еще больше ему вредят; малыш не умеет видеть свои истинные силы, он уверен в том, что окружающие люди неспособны оценить все его таланты; когда возникают спорные вопросы, ребенок полагается на убеждения родителей, а не на мнение окружающих, чрезмерная вера в себя, не подкрепленная реальными фактами, превращается в основу эгоизма;
  • плохой пример для подражания: отсутствующее воспитание, когда ребенку не вредят (не занижают самооценку), и не помогают, не внушают самоуверенности, ребенок ищет пример для подражания на стороне; малыш выбирает любого взрослого человека, который кажется ему успешным.

Если найти причину, удастся найти способ, как исправить неправильное мышление.

Признание проблемы

Чтобы избавиться от проблемы, ее нужно увидеть. Эгоисты не пытаются найти в себе уязвимые места (такое поведение продиктовано страхом, а не уверенностью в том, что их нет). Сначала нужно посмотреть на себя как на незнакомца. Понять, что этот человек может ошибаться, неосознанно совершать ошибки.

Допущение, что проблема может существовать, позволяет посмотреть на себя с другой стороны. Какой бы ни была причина эгоизма, необходимо посмотреть, как он негативно сказывается на жизни и отношениях личности. Такой анализ малоприятный, но необходимый.

Психоанализ как вариант избавления

Глубокий психоанализ помогает людям, которые не могут изменить собственное мышление. В большинстве случаев это люди с нарушениями психики, которые до последнего отрицают проблему. Эгоисты очень упрямы, они не хотят допустить (перед врачом или окружающими людьми) такую вероятность.

Когда личность слышит предположение о том, что она зациклена на себе, у нее проявляется не сомнение, а защитная реакция - агрессия или злость. Обращение к психоаналитику позволит исследовать личность, увидеть, сколько бессознательных установок она использует в повседневной жизни и даже не осознает этого.

Развитие эмпатии

Во время психоанализа эгоисту полезно развивать в себе новые навыки, в т. ч. эмпатию. Эмпатами называют людей, которые тонко чувствуют окружающий мир. Это местами слабые и искренние люди. Они внимательно выслушивают собеседника, проникаются его состоянием.

В психологии таких людей называют зеркальным отображением: они получают эмоцию, принимают ее, и отдают с большей силой. Для эгоиста обучиться таким навыкам не просто полезно, но и приятно. Открыв себя миру, другим людям, он получит новый незабываемый опыт.

Выработка полезных привычек

Избавляясь от такого мышления, важно понять, как избавиться от эгоизма в отношениях, на работе и дома. Необходимо отследить, какие поступки огорчают окружающих людей. Изменяются привычки, которые приносят выгоду только эгоисту. Перед каждым важным решением он анализирует, кому еще будет хорошо от будущих действий.

Если ситуация выгодна только эгоисту, ее нужно избегать. Постепенно самолюбивый человек выработает новую стратегию поведения. Побороть неправильные ментальные установки помогут новые занятия, хобби или путешествия. Смена обстановки благоприятно влияет на мышление и восприятие окружающего мира.

Заключение

Эгоизм - не болезнь, а черта характера. Она вредит личности, не позволяет ей строить гармоничные отношения. Чтобы от него избавиться, личность переосмысливает свою жизнь: признает проблему, меняет мышление и образ жизни.

Как избавиться от эгоизма и полюбить себя - это самое противоречивое высказывание современности. Тем не менее эгоисты - это очень несчастные люди. Почему можно сделать такой вывод?

Терминология

Исследовав самые популярные словари современности, можно сделать вывод, что же такое эгоизм. Это не качество, а скорее жизненное убеждение, которое позиционирует себя как стремление человека любыми способами со всего получать выгоду. Эгоистичный человек сосредоточен исключительно на своих чувствах, потребностях и переживаниях. Внутреннее эго таких людей ненасытно и постоянно требует большего. Про эгоиста нельзя сказать, что он скромен или доволен жизнью. Он постоянно хочет обладать тем, что есть у других.

Всегда ли эгоизм - это плохо?

Некоторые утверждают, что эгоисты - это люди, которые по-настоящему любят себя. Но так ли это на самом деле? Увы. Быть полным эгоистом - это постоянно испытывать напряжение от мысли, что тебе чего-то недостает, ты обделен, у окружающих все лучше и нужнее. Стремление к покою и комфорту, которое постоянно преследует себялюба, не приносит ему желаемого. По факту, эгоист не любит ни других, ни себя самого. Зачастую такие люди одиноки и глубоко несчастны. В тенденциях современного мира знать, как избавиться от эгоизма, жизненно необходимо.

Однако стоит отметить, что доля этой черты характера присуща каждому живому созданию. Это является одной из обязательных граней психологически здорового человека. Важно уравновесить это качество с другими и вести себя соответственно. Но о том, как это сделать, мы поговорим в конце. Сейчас же нужно понять, почему избавиться от эгоизма так сложно.

Борьба, которую выдерживают немногие

На самом деле задаться вопросом, и эгоизма, - это уже половина успеха. Человек должен признавать, что ему срочно нужно начать работу над собой. Однако борьба с этой гранью личности начинается с расширения сознания. Это сложно, ведь придётся научится думать прежде всего о нуждах окружающих. Более того, нужно осознать, что проблемы человека не являются самыми важными, и есть более серьезные вещи, нуждающиеся во внимании. К тому же эгоисту придется принять тот факт, что не все его действия принесут ему выгоду. Последнее, пожалуй, является наиболее сложным.

Проявление эгоизма

Согласно подсчетам психологов, эгоизм в современном мире - это не порок, а тенденция моды. Этим словом названо бесчисленное количество ресторанов, ночных клубов и различных магазинов. На Украине, например, есть даже особая программа лояльности для постоянных посетителей ресторанов быстрого питания, которая так и называется «ЭГОисты». В чем ее посыл? Есть ради своего эго. Кстати, это и есть лозунг этой программы.

Наиболее ярко рассматриваемое качество раскрывается в семейных отношениях, ведь дома люди становятся такими, какие они есть. Эгоисты в семье являются настоящими царями, которым все всё должны. Нередко со временем в семье появляется тирания.

Если в человека закрадывается подозрение, что он слишком сосредоточен на себе, стоит задуматься над тем, насколько часто он готов поступиться собственными желаниями в пользу других, как много и часто он говорит о себе и умеет ли он делиться последним. Кстати, эгоизм нередко сравнивают с жадностью.

Если говорить о том, как избавиться от эгоизма, советы психолога будут как никогда кстати. Специалисты рекомендуют делать это в четыре этапа.

  1. Перестаньте ограничивать свое сознание . Границы, которые ставит внутри себя эгоист, не дают ему жить в полной мере, ведь они едва выходят за пределы его собственного носа. По сути, себялюб не имеет представления, что могут испытывать другие люди. Так как расширить собственное сознание? Научитесь слушать других и слышать их трудности. Подумайте о том, что именно приятного можно сделать для близких вам людей.
  2. Общайтесь без местоимения «Я». Лучший способ, как избавиться от эгоизма, - это научить себя как можно меньше разговаривать о своей персоне. Важно перестать навязывать людям свое мнение и искренне интересоваться происходящим в жизни людей.
  3. Полюбите кого-то помимо себя . Психологи рекомендуют для начала завести себе домашнего питомца. Главная трудность этого шага состоит в том, что от животного никуда не денешься. О нем постоянно нужно заботиться - кормить, убирать и играть с ним.
  4. Найдите удовлетворение от того, что имеете . Если говорить о себялюбии, то самая большая проблема - это научиться довольствоваться всем, что имеешь.

В поисках того, как избавиться от эгоизма, советы можно найти разные, но стоить помнить, что сама работа над собой будет долгой и трудоемкой. Откуда берется эгоизм?

Истоки

До того, как избавиться от эгоизма в отношениях, нужно найти причину его возникновения, чтобы не допустить рецидива. Как говорилось ранее, эго - это часть подсознания, которая помогает оставаться психически здоровым. Она корректирует восприятие внешнего мира путем оценивания, планирования и сопоставления с прошлым опытом. По сути, эго прекрасно формирует внутреннего человека. Важно только не давать ему полную власть. Почему?

Временами эго влияет так, что человек начинает желать того, что ему на самом деле и ненужно, а с необходимым ситуация меняется в корне. Это можно проиллюстрировать на простом примере с телефоном. Сейчас магазины техники полны различных гаджетов, и за небольшие деньги можно приобрести самый обычный кнопочный телефон для звонков и смс. Отличный вариант, не так ли? Но вот у друга сенсорный брендовый смартфон. Вам-то по факту нужно просто делать звонки, и вы знаете, что другие функции использоваться не будут, но внутреннее эго негодует - купи такой, как у друга, а лучше даже на модель выше. Вот она разница между тем, что нужно, и тем, что навязывает эго.

Зная, как избавиться от эгоизма, можно порядком облегчить свою жизнь. И пример с телефоном служит тому доказательством.

Отсутствие эгоизма - это возможно?

К сожалению, есть те, кто неверно понимают принцип работы над себялюбием, и вместо того, чтоб научится в равной мере любить себя и окружающих, начинают жить в пользу других. Конечно, важно думать о пользе для людей, которые вас окружают, но и о и эго забывать не стоит. Помните, что именно уравновешенное отношение ко всему дает возможность оставаться психически уравновешенной личностью.

Выводы

Конечно, все описанное выше - это огромный труд и постоянный самоконтроль. Но на самом деле усмирить своё эго не так уж и сложно - нужно просто посмотреть на мир шире. Любой человек, даже самый близкий, может быть интересным, если постоянно его узнавать. Умение ставить на первое место интересы других тоже не так сложно приобрести. Главное - иметь непреодолимое желание этому научиться. Вспомните, как реагируют окружающие, когда видят, что с ними делятся и о них думают. Если выделить всего один день и полностью посвятить его родному человеку, можно увидеть, как он расцветает, а вам становится светлее и радостнее на душе.

Как избавиться от эгоизма, должен думать каждый член семьи. Не должны между любящими людьми (а в семье других быть и не должно) звучать фразы «я не говорила, что со мной легко», «ты должна мне», «я лучше знаю, не лезь», «без твоей помощи справлюсь» и все в этом духе. Любые признаки эгоизма будут лишь портить отношения между близкими людьми и отражаться на остальных членах семьи. Помните, что себялюбие должно быть в каждом человеке, но в равном соотношении со скромностью, самопожертвованием и любовью. В противном случае счастье не будет гостем в доме гордых людей.