Как обозначается риторический вопрос. Особенности и примеры риторических вопросов

Нередко в устной и письменной речи, а также при создании художественных произведений, используются риторические вопросы, примеры которых будут приведены ниже. Их назначение - привлечь внимание к высказыванию, сделать на нем акцент. Особенность таких вопросов - они не нуждаются в ответе. Познакомимся поближе с этим приемом выразительности.

Терминология

В науке о языке под риторическим вопросом понимается вопросительное предложение, которое не нуждается в ответе. Зачастую бывает и так, что ответ невозможен. Назначение такого приема многообразно:

  • он позволяет акцентировать внимание слушателя или читателя на том, что важно для автора;
  • привлекает внимание к обсуждаемой в тексте проблеме;
  • добивается особой стилистической выразительности.

Такие типы предложений придают произведению эмоциональность, экспрессию, помогают выразить авторские чувства, вызывают в читателе сопереживание.

Особенности

Приведем примеры риторических вопросов, которые помогут выявить их характерные особенности:

  • «Кто виноват?» (Герцен).
  • «Что делать?» (Чернышевский).
  • «Какой русский не любит быстрой езды?» (Гоголь).
  • «Как не любить родные просторы?» (из речи).

Как видим, каждое предложение представляет собой вопросительную конструкцию. В конце нее ставится не точка, а знак вопроса, однако ответ либо заложен в сам вопрос, либо отсутствует в принципе.

Так, Чернышевский в своем романе «Что делать?» пытался найти ответ на нескольких сотнях страниц, но вопрос все равно остался открытым.

Другой пример - произведение Гоголя «Какой русский не любит быстрой езды?». В этом случае подразумевается ответ, что каждый истинно русский человек любит прокатиться с ветерком, промчаться на высокой скорости.

Можно отметить еще одну особенность таких конструкций - они выражают смысл, как и повествовательное предложение. Нередко используются они и для выражения иронии. Приведем примеры из речи:

  • «Ну кто так делает?».
  • «И кто это у нас болтает?».
  • «Где же находится Африка?».
  • «И когда же ты, наконец, возьмешься за ум?».

Эти вопросы не нуждаются в ответе, поэтому ключевой особенностью риторического вопроса является противопоставление формы и содержания. Основное назначение подобных конструкций - выражение определенного настроения.

Использование в текстах

Очень многие классики в своих произведениях активно пользуются риторическими вопросами. Примеры таковы:

  • «О Волга!. . колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?» (из стихотворения Некрасова).
  • «Ребята! Не Москва ль за нами?» (из «Бородино» Лермонтова).
  • «Русь, куда ж несешься ты?» (Гоголь, из «Мертвых душ»).
  • «А был ли мальчик?» (из произведения Горького «Жизнь Клима Самгина»).

Многие риторические вопросы стали крылатыми выражениями. Например:

  • «А судьи кто?» - эта фраза из комедии «Горе от ума» Грибоедова нередко употребляется в случаях, когда оценку предмету или явлению дают люди необъективные, которые и сами не лучше осуждаемого.
  • «Быть или не быть?» - вопрос Гамлета многие задают в том случае, если находятся на перепутье и вынуждены принимать важное для себя решение.

Таковы примеры риторических вопросов из литературы. Нередко мастерам слова удается настолько емко облечь свою мысль в подобной конструкции, что она становится востребованной и актуальной многие столетия.

В бытовом смысле

Рассмотрим примеры риторических вопросов из жизни:

  • «Ты дурак что ли?» - выражение оскорбления.
  • «Ты начнешь уже когда-нибудь делать уроки вовремя?» - побуждение к действию.
  • «Ну и кто ты после этого?» - крайнее неодобрение, изумление, обида.
  • «Неужели сам не видишь, что сделал плохо?» - подчеркивается то, что человек, к которому обращаются с вопросом, знает, что он не постарался.
  • «Как долго мы будем терпеть этот произвол?» - призыв к мятежу, бунту.

Нередко люди сами не осознают, что используют в речи риторические вопросы, примеры которых приведены ниже. Еще несколько привычных ситуаций:

  • «И когда нам, наконец, поднимут зарплату?» - говорящий сетует на низкий уровень оплаты труда, но ни к кому конкретно не обращается.
  • «Что может быть прекраснее свежего воздуха и прогулки на велосипеде?» - предполагается, что ничего. В конструкции выражено восхищение автора.

  • «Как можно не хотеть учиться?» - изумление, недоумение, непонимание.
  • «И на что этот человек рассчитывает?» - выражение неодобрения.
  • «Как нам быть?» - возглас отчаяния.

Как видим, примеров риторических вопросов в русском языке можно подобрать множество. Каждый из них несет определенную эмоциональную окраску, помогает более точно выразить свои эмоции - восхищение, изумление, осуждение, гнев и пр.

Отличие от простых вопросов

Рассмотрим, как при анализе текста быстро отличать такие конструкции от обычных вопросительных предложений:

  • они никому конкретно не адресованы;
  • подразумевают готовый ответ или невозможность такового;
  • помогают выразить мысли и чувства автора;
  • нередко в них заложен протест.

Приведем пример риторического вопроса и простого вопросительного предложения:

  • «А судьи кто?».
  • «А кто будет судьей на этом заседании?».

Первое предложение - риторический вопрос, он ни к кому конкретному не обращен, на него не нужно отвечать. В контексте он передает презрение героя Чацкого и автора - Грибоедова - к тем людям, которые берутся судить, сами не являясь идеальными.

Второе предложение - обычный вопрос, который может быть задан определенному человеку. Его автор не выражает никакого отношения, он просто хотел бы узнать фамилию судьи.

Форма

Чтобы риторические вопросы, примеры которых были приведены выше, в наилучшей степени выражали эмоциональный настрой автора, мастера слова нередко облекают их в особую форму:

  • предложение может быть очень емким и кратким («Что делать?», «Кто виноват?»);
  • используются местоименные вопросительные слова («И кому сейчас легко?», «Какая девушка откажется от шикарного букета?»);
  • пользуются вопросительными частицами («Разве я могу быть не уверенным?», «Неужели кто-то сомневался?»).

Иногда в конце подобных конструкций ставится не обычный вопросительный знак, а восклицательный. Приведем пример из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!». Этот риторический вопрос завершается знаком восклицания, хотя по форме построения, предложение явно вопросительное.

Риторические вопросы, примеры которых были приведены ранее, активно используются как в бытовом общении, так и в художественных текстах. Они помогают сделать речь более выразительной и передать авторское настроение.

Риторический вопрос - это фигура речи, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который ответ не требуется, поскольку заранее крайне очевиден. Другими словами можно сказать, что риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Особенностью таких оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в предложениях, где этого по сути не требуется, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

в примерах:

  • «И какой же русский не любит быстрой езды?» Н.В. Гоголь
  • «И что такое рыцарь без удачи?» Д"Артаньян
  • «Разве я сторож брату моему?» Каин
  • «Быть или не быть?» Гамлет
  • «Что делать?» Чернышевский
  • «Ну когда уже наступит пятница?» Народное
  • «Почему начальник дурак?» Народное
  • «Зачем я вчера пил?» Народное

Так почему же вопрос назван риторическим? На самом деле все очень просто. Ораторское искусство было популярно еще с античных времен. Еще древние греки осваивали искусство речи, назвав эту науку риторикой (др.-греч. ῥητωρική - «ораторское искусство» от ῥήτωρ - «оратор»).

Похожими оборотами речи, усиливающими её выразительность, являются риторическое восклицание и риторическое обращение. Античные ораторы рассматривали риторические фигуры как некие отклонения речи от естественной нормы, «обыденной и простой формы», некое искусственное её украшение. Современное видение, напротив, исходит скорее из того, что фигуры - естественная и неотъемлемая часть человеческой речи.

Именно в диспутах были придуманы названия различным оборотам речи, в том числе риторические обороты. Ведь мы их и так используем в повседневной жизни даже не подозревая, как они правильно называются.

Самое эффективное средство донесения идей до аудитории - вовлечение ее в диалог. Ораторских средств для этого изобретено немало, но каждое из них хорошо для своей ситуации. Всякий, кто решился выступить перед публикой, должен знать, что значит риторический вопрос и как правильно его задавать.

Фигуры речи и риторика

Без использования красивых и образных речевых оборотов повествование выглядит «пустым» и трудным для восприятия. Чтобы придать красок своему безудержному потоку мыслей, можно применить уловки, известные еще древним грекам:

  • Изменение порядка слов в предложении, характерного для данного языка;
  • Противопоставление одной мысли другой;
  • Применение сходной композиции в начале или в конце нескольких предложений. Своеобразный грамматический рефрен;
  • Иерархическое расположение слов в предложении по мере усиления лексического значения признака;
  • Намеренный пропуск необходимого слова;
  • Разделение точками слов в предложении;
  • Применение слов с похожим или, наоборот, противоположным значением;
  • Собственные лингвистические изобретения;
  • Употребление в одном контексте несочетающихся определений;
  • Образное «оживление» объекта неживой природы;
  • Нарочитое преувеличение или преуменьшение (чаще всего применяются в сатире);
  • Задавание вопросов, на которые не нужно отвечать.

Определение фигур речи

Риторическим называется такой вопрос, который по своей сути является утверждением и не требует от собеседника ответной реплики . С грамматической точки зрения налицо противопоставление вопросительной формы и повествовательного смысла конструкции.

Используя данную фигуру речи в своем тексте, автор подразумевает, что ответ слишком прост и очевиден, чтобы отвечать на него. Или, наоборот, что он слишком сложен и не может иметь односложного решения. Тем самым достигается передача настроения писателя и придание нарративу эмоциональной окраски.

Данная фигура чаще всего находит применение в таких сферах:

  • Проза и поэзия;
  • Журналистика;
  • Тексты на общественную тематику;
  • Выступления политиков.

Как понять риторический вопрос?

Не так уж редко встречается ситуация, когда слушатель не может вникнуть в суть словесной акробатики оратора.

Чтобы разрешить недопонимание, можно воспользоваться такими советами:

  1. Обратить внимание на контекст . Именно он играет решающее значение для понимания смысла фразы. Если предложение было вырвано из какого-либо литературного произведения, нужно ознакомиться с его содержанием. Также нужно сделать поправку на эпоху, в которой жил писатель или политик. Социальная несправедливость часто становилась объектом нападок мастеров слова;
  2. Попробовать вывернуть смысл фразы наизнанку. Одна из целей утверждений, сформулированных в вопросительной форме - обратить привычную ситуацию на 180 градусов. Например: «Рабы ли мы?» («Мы не рабы.»);
  3. Значительная часть риторических вопросов и восклицаний уже давно стали яркими крылатыми выражениями. Поэтому для разъяснения их значения можно обратиться к словарю фразеологизмов и идиом. Там можно получить справку не только относительно смысла предложения, но и этимологические данные.

Можно ли заканчивать сочинение риторическим вопросом?

Заключение для школьного сочинения является одним из важнейших элементов его композиции. Оно подводит черту под работой ученика и является логичным завершением его рассуждений над проблемой в произведении. Так же как и вступительная часть, заключение не должно отрываться от течения основного текста работы.

Основные правила для хорошего завершения сочинения:

  • Количество предложений в последнем абзаце не должно быть больше 5-6, в противном случае восприятие информации будет затруднено;
  • Задать про себя вопрос: стоит ли соглашаться с позицией автора. Условно разбить исходный текст на тезисы и поразмышлять, какие из них стоит поддержать, а какие - нет;
  • Если ученик не согласен с изначальным текстом практически по всем пунктам, то стоит сдержать себя от оголтелой и эмоциональной критики. Всякое утверждение должно быть подтверждено разумными аргументами;
  • Нужно стараться сделать завершение как можно более позитивным;
  • Повторять уже изложенные в сочинении идеи не стоит.

Одним из наиболее эффектных способов поставить точку в работе является риторический вопрос. Он может вызвать воображаемого оппонента на спор и как нельзя лучше обобщить суждение. Еще лучше, если фигура является классическим афоризмом, связанным с проблематикой текста.

Риторический вопрос: примеры

  • Вопросительно-риторические. Основное их назначение - экспрессивная оценка происходящего. Тем самым человек передает свое индивидуальное и эмоциональное отношение к предмету разговора («Как я забыл положить деньги на телефон?» );
  • Побудительные. По сути своей имеют приказное и повелительное назначение, но имеют отвлеченную формулировку («Когда, наконец, вы прекратите это делать?» );
  • Отрицательные. Несмотря на свое название, они лишены отрицательной частицы «не». Путем использования данной фигуры указывается невозможность какого-либо события или явления. Так, например, Уильям Шекспир писал: «Вот Цезарь был: дождешься ли другого?» (т. е. никогда не будет личности с такими качествами);
  • Утвердительные. В отличие от предыдущего типа, наоборот, призваны усилить утвердительный посыл сказанного («Как можно не полюбить океан?» ).

В саркастическом контексте исходный смысл литературных приемов может несколько смещаться. Отрицательный по форме вопрос может приобрести положительное значение, и наоборот. Например: «Полицейские снова требуют взятки. Кто бы мог подумать?» .

Правила формулировки

Рассмотрим основным правила использования данного приема в «полевых условиях»:

  1. Проанализировать все возможные факты, могущие иметь отношение к проблеме;
  2. Изучить свои и чужие чувства к конкретной ситуации;
  3. Определиться с тем, чего именно хочет или должен хотеть обычный человек;
  4. Рассмотреть препоны и преграды на пути к желаемому;
  5. Какое количество времени необходимо на осуществление задуманного;
  6. Инструментарий, необходимый для движения к цели.

Риторические вопросы должны быть построены максимально кратно, но при этом смысловая нагрузка должна быть высокой. Их можно задавать как в начале речи (чтобы вывести аудиторию из состояния покоя), так и в конце (чтобы подвести яркий итог сказанному). Положительная реакция слушателей на правильно сформулированную конструкцию выглядит как задумчивое молчание.

Как можно не знать, что значит риторический вопрос? Ведь это не только часть школьной программы, но и целый пласт культуры. «Быть или не быть?» Шекспира, «Что делать?» Чернышевского, «А судьи кто?» Грибоедова - все эти высказывания не требуют ответа, поскольку они сами по себе заставляют размышлять миллионы людей над насущными проблемами.

Видео про риторические фигуры

В данном ролике филолог Георгий Кадетов расскажет про риторические фигуры и вопросы, синтаксические стратегии:

Часто в ораторской и художественной речи используются приёмы выразительности – для привлечения внимания слушателя, акцентирования в речи. Это и структурные, и смысловые акценты, и интонационные особенности, и синтаксические. Одним из самых распространённых выразительных средств является риторический вопрос .

Определение.

Риторический вопрос – это вопросительная конструкция предложения, которая передаёт определенный посыл так же, как и повествовательное. То есть не требует на поставленный вопрос ответа.

В риторическом вопросе имеет место некое противоречие между заданной синтаксической формой – собственно вопросительной структурой – и смыслом, содержанием.

Посыл, который содержит риторический вопрос, связан с желанием выразить определенные эмоции и настроения, задать конкретный тон. Риторический вопрос подразумевает готовый и понятный читателю/слушателю ответ.

Используются риторические вопросы в:

  • художественных текстах: стихотворных и прозаических,
  • публицистике и СМИ,
  • ораторском искусстве.

Обычно в риторическом вопросе заложен протест. Например, у Александра Грибоедова в «Горе от ума» задаётся вопрос: «А судьи кто?» – ответ на который предполагает отрицание права окружения главного героя судить его поступки.

Примеры риторических вопросов.

В текстах и речи как риторические часто используются вопросы с:

  • местоименным вопросительным словом («И какой же русский не любит быстрой езды?» – Николай Гоголь),
  • вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов («Я к Вам пишу – чего же боле? Что я еще могу сказать?» – Александр Пушкин).

Как правило, в конце риторического вопроса на письме используется вопросительный знак, реже – восклицательный:

  • Владимир Маяковский: «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?»
  • Александр Пушкин: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!»

Возможна постановка двойного знака.

Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление».

Что значит появление риторического вопроса в тексте? Он предполагает работу мысли читателя. Так литературоведами отмечается серьёзная роль использования риторического вопроса в стихотворении Михаила Ломоносова «Вечернее размышление»:

«Но где ж, натура, твой закон?» – предполагается ответ, что её нет.
«С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?» – по утрам всегда восходит солнце и это очевидно, ответ не требуется.

«Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?» – предполагается, что такого быть не может.
«Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?» – здесь просматривается идеология деизма, присущая Ломоносову.

С понятием «риторический вопрос» большинство из нас знакомо не благодаря школьным урокам и знаниям лингвистики. Нет, этот термин, порой не до конца понятный, мы часто встречаем в , фильмах и повседневной жизни. Например, герой или героиня романа в разговоре о любви, смысле бытия и смерти, задаваясь одним из «вечных» вопросов, заканчивает рассуждение фразой: «Можешь не отвечать, это риторический вопрос».

Многие также могут привести примеры риторических вопросов, взятые из литературы и кинематографа. Кто не знает ставших крылатыми выражений: «Какой русский не любит быстрой езды?», – Н. В. Гоголя, или: «Кто виноват?» А. И. Герцена. В этой статье мы собрали еще несколько примеров риторических вопросов и попробовали разобраться в теоретико-лингвистических аспектах этой фигуры.

Что такое риторический вопрос

Риторический вопрос – одна из риторических фигур мысли, наряду с риторическим восклицанием и обращением. Термин подразумевает такую организацию высказывания, при которой ответ на поставленный вопрос не требуется в силу его известности или очевидности. В других случаях ответ даётся самим спросившим.

Риторический вопрос – это средство художественной выразительности, с помощью которого высказанная мысль подчеркивается или выделяется среди других. Говоря простыми словами, это вопрос, который задают больше для того, чтобы добиться какого-то эффекта, а не получить ответ. Его отличительной чертой является условность, проявляющаяся в употреблении вопросительной и восклицательной интонации в ситуациях, которые, по существу, её не требуют. Благодаря этому приёму, фраза выделяется, приобретая особо подчёркнутый оттенок, усиливающий выразительность.

Подробное определение риторического вопроса дается в Энциклопедии русского языка под редакцией Ю. Н. Караулова: «Риторический вопрос – предложение, вопросительное по структуре, но передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение, о чем-либо. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения)».

Разновидности риторических вопросов: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные и вопросительно-утвердительные. В каких случаях они применяются – читайте ниже.

Примеры

Много примеров риторических вопросов, как известных каждому, так и не очень, можно найти в произведениях У. Шекспира. Вот, к примеру, строчки из «Гамлета»:

Не долг ли мой – тому, кто погубил

Честь матери моей и жизнь отца,

Стал меж избраньем и моей надеждой,

С таким коварством удочку закинул

Мне самому,– не правое ли дело

Воздать, ему вот этою рукой?

И более известные слова из этой же трагедии:

Быть иль не быть, вот в чём вопрос.

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?

Еще один прекрасный пример из «Венецианского купца»:

Да разве у жида нет глаз? Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же самая пища насыщает его, разве не то же оружие ранит его, разве он не подвержен тем же недугам, разве не те же лекарства исцеляют его, разве не согревают и не студят его те же лето и зима, как и христианина? Если нас уколоть – разве у нас не идет кровь? Если нас пощекотать – разве мы не смеемся? Если нас отравить – разве мы не умираем?

Поэтичный риторический вопрос из голливудского мюзикла «Звуки музыки»:

Что же нам делать с Марией?

Как поймать облако на удочку?

Что же нам делать с Марией?

Как удержать лунный луч… в ладони?

Богата примерами риторических вопросов и российская художественная литература. М. Ю. Лермонтов в «Бородино» писал:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

Стихотворение А. С. Пушкина «Пробуждение» начинается с риторического вопроса:

Мечты, мечты,

Где ваша сладость?

Пример из прозы. В повести А. П. Чехова «Цветы запоздалые» есть такие строки:

…она рассматривала доктора, который произвел на нее сильнейшее впечатление. На кого не действует новизна? А Топорков для Маруси был слишком нов…

И еще одна крылатая фраза из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, не менее известная:

Русь, куда ж несешься ты?

Роль в литературе и речи

В определении понятия «риторический вопрос», по сути, сказано и какую роль он играет. Он ставится не для получения ответа, а для привлечения внимания читателя или слушателя к тому, что важно в данный момент. М. В. Ломоносов в «Риторике» писал, что риторический вопрос «бывает не для испытания неизвестных, но для сильнейшего изображения известных вещей». Зачастую это связано с необходимостью донести различные эмоционально-экспрессивные значения. Он используется в художественных, публицистических и научных текстах, а также в ; как средство выразительности присущ поэтической и , а также употребляется для усиления драматического или комического эффекта.

4 вида риторических вопросов, о которых мы говорили выше, преследуют разные цели. Так, вопросительно-риторические вопросы призваны помочь передать чувства говорящего, такие как грусть, радость, сомнение, раздумье и др. Например: Как я не заметил, как мимо прошла жизнь?

Вопросительно-побудительные нужны для приглашения к действию. Пример: Ты закончишь наконец-то делать домашнее задание?

Вопросительно-отрицательные риторические вопросы служат для эмоционального выражения невозможности действия, события, состояния. При этом в их структуре нет отрицательных слов: Что может быть лучше теплого летнего вечера?

Вопросительно-утвердительные применяются для утверждения с оттенком неизбежности, уверенности: Как можно не любить Родину?

Как видим, риторический вопрос используется не только в литературе, а и в устной речи, и не только как художественное средство, а и как . В частности, ораторы могут применять риторический вопрос для усиления воздействия на аудиторию, выделения какой-то мысли и подведения итога. Самым простым примером может послужить выступление политика, во время которого он, провозглашая свою программу, задается вопросом по типу: «Как долго нам ждать проведения необходимых реформ?» или «Сколько можно терпеть постоянное повышение цен?». Здесь также проявляется роль риторического вопроса как манипуляторной техники.

Бывает и так, что, заговорившись, автор теряет нить выступления или не может быстро вспомнить продолжение речи. «Чтобы как-то заполнить возникшую паузу, он может задать аудитории риторический вопрос», – советует С. Шипунов в своей книге «Харизматичный оратор ». И пока с мест раздаются одиночные утверждения, а публика одобрительно кивает головой, есть время перестроиться и продолжить.