Как распалась югославия карта. Когда образовалась и когда распалась Югославия? На какие страны она распалась? Основы позиции боснийцев

Независимое государство южнославянских народов образовалось в Европе в 1918 г. С 1929 г. оно стало называться Югославией, в 1945 г., после освобождения страны от фашистской оккупации, было провозглашено Федеративной Народной Республикой Югославией, а в 1963 г. получило наименование Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В ее состав вошли союзные республики Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Кроме того, в составе Сербии были выделены два автономных края – Воеводина (со значительным венгерским населением) и Косово и Метохия (с преобладанием албанского населения).

Несмотря на родство всех южнославянских народов, между ними сохранялись и существенные религиозные и этнолингвистические различия. Так, сербы, черногорцы и македонцы исповедуют православную религию, хорваты и словенцы – католическую, а албанцы и славяне-мусульмане – ислам. Сербы, хорваты, черногорцы и славяне-мусульмане говорят на сербохорватском, словенцы – на словенском, а македонцы – на македонском языках. В СФРЮ применялись две письменности – на основе кириллицы (Сербия, Черногория и Македония) и латиницы (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина). Важно подчеркнуть, что к этим этнолингвистическим особенностям добавлялись и очень существенные различия социально-экономического характера, прежде всего между более развитыми Хорватией и Словенией и менее развитыми остальными частями СФРЮ, которые обостряли и многие социальные противоречия. Например, православные и католики считали, что одной из главных причин высокого уровня безработицы в стране является высокий прирост населения в ее мусульманских областях.

До поры до времени властям СФРЮ удавалось не допускать крайних проявлений национализма и сепаратизма. Однако в 1991–1992 гг. этническая нетерпимость, усугублявшаяся тем, что многие границы между союзными республиками были изначально проведены без должного учета национально-этнического состава населения, приобрела очень большой размах, и многие политические партии стали выступать под откровенно националистическими лозунгами. В результате именно в эти годы произошел распад СФРЮ: в 1991 г. из нее выделились Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а в 1992 г. сформировалась новая югославская федерация – Союзная Республика Югославия (СРЮ), в которую вошли Сербия и Черногория (рис. 10). Этот быстротечный распад СФРЮ протекал в различных формах – как относительно мирных (Словения, Македония), так и крайне ожесточенных (Хорватия, Босния и Герцеговина).

Наиболее мирный характер носило отделение Словении, в ходе которого хотя и не удалось избежать небольшого вооруженного конфликта, но он оказался лишь эпизодом в этом довольно спокойном «бракоразводном» процессе. Да и в дальнейшем каких-либо серьезных политических и тем более военно-политических осложнений здесь не возникало.

Выделение из состава СФРЮ Македонии сопровождалось не военным, а дипломатическим конфликтом. После провозглашения независимости этого государства соседняя Греция отказалась его признать. Дело здесь в том, что до 1912 г. Македония входила в состав Османской империи, а после освобождения от турецкого владычества ее территория была разделена между Грецией, Сербией, Болгарией и Албанией. Следовательно, независимая Македония, выделившаяся из состава СФРЮ, охватывала только одну из четырех частей этой исторической области, и Греция опасалась, что новое государство предъявит свои права и на ее греческую часть. Поэтому в конечном счете Македония была принята в ООН с формулировкой «Прежняя Югославская Республика Македония».

Рис. 10. Независимые государства, возникшие на месте бывшей СФРЮ

Гораздо более крупными военно-политическими осложнениями сопровождалось отделение от бывшей СФРЮ Хорватии, в населении которой в начале 1990-х гг. доля сербов превышала 12 %, причем некоторые ее области издавна считались исконно сербскими. В первую очередь это относится к так называемой Военной Крайне – пограничной области, созданной еще в XVI–XVIII вв. Австрией и сохранившейся в XIX в. после образования Австро-Венгрии вдоль границы с Османской империей. Именно здесь осело много православных сербов, бежавших от преследований турок. Исходя из своего количественного перевеса, эти сербы еще в период существования СФРЮ объявили о создании в пределах Союзной Республики Хорватия своей автономной области Крайна, а после выхода Хорватии из состава СФРЮ в конце 1991 г. провозгласили образование независимой Республики Сербская Крайна с центром в г. Книн, объявив об отделении ее от Хорватии. Однако эта самопровозглашенная республика не была признана ООН, которая направила в Хорватию миротворческий контингент, чтобы предотвратить военное развитие конфликта. А в 1995 г. Хорватия, выбрав момент, когда Союзная Республика Югославия была экономически сильно ослаблена жестким эмбарго со стороны стран Запада, ввела в Крайну свои войска, и через несколько дней республика хорватских сербов перестала существовать. В 1998 г. Хорватия возвратила себе и территорию Восточной Славонии, захваченную сербами еще в 1991 г. в результате кровопролитной военной операции. Такое развитие событий дало повод сербским радикалам обвинить тогдашнего президента СРЮ Слободана Милошевича в «предательстве Крайны».


Рис. 11. Расселение народов Боснии и Герцеговины

Ареной еще более непримиримого военно-политического и этнорелигиозного противостояния стала бывшая союзная республика СФРЮ Босния и Герцеговина, которая отличалась самым многонациональным составом населения, что на протяжении многих веков служило первопричиной разного рода этнических конфликтов. Согласно переписи 1991 г., сербы составляли 31 % ее жителей, мусульмане – 44, хорваты – 17 %, а остальное приходилось на другие этнические группы. После провозглашения независимости Боснии и Герцеговины оказалось, что сербы составляют большинство в ее северных и восточных районах, мусульмане – в центральных, а хорваты– в западных (рис. 11).

Нежелание сербов и хорватов оказаться в мусульманском государстве, а мусульман – в христианском с самого начала независимого существования Боснии и Герцеговины привело к конфронтации между ними, которая весной 1992 г. переросла в гражданскую войну. На первом ее этапе победу одержали боснийские сербы, которые, опираясь на дислоцированные в республике силы югославской армии, захватили почти 3 / 4 всей ее территории, начав «этнические чистки» в мусульманских районах и фактически превратив мусульманские города в анклавы, со всех сторон окруженные сербскими войсками. Наиболее яркий пример такого рода – столица Боснии и Герцеговины Сараево, осада которой сербами длилась более трех лет и стоила жизни десяткам тысяч ее жителей. В результате национально-религиозного размежевания на территории с преобладанием сербского населения была провозглашена Боснийская Республика Сербская. Хорваты и мусульмане сначала также образовали свои республики, но в 1994 г. на основе антисербского союза создали единую Боснийскую мусульмано-хорватскую федерацию.

В это же время в ходе войны наступил перелом не в пользу сербов, который объясняется несколькими причинами. Во-первых, против правительства СРЮ, обвиненного во вмешательстве в дела соседнего государства и вооруженной поддержке борьбы боснийских сербов, Совет Безопасности ООН ввел строгие международные санкции. Во-вторых, лидер непризнанной Боснийской Республики Сербской Радован Караджич был обвинен в организации «этнических чисток» и объявлен военным преступником. В-третьих, западные союзники и многие мусульманские государства начали вооружать армию боснийских мусульман, боеспособность которой благодаря этому заметно возросла. Наконец, в-четвертых, американские, британские и французские самолеты начали наносить бомбовые удары по позициям боснийских сербов.

Боснийская война завершилась поздней осенью 1995 г. По мирному соглашению Босния и Герцеговина формально сохранила статус независимого государства с единым президентом, парламентом, центральным правительством и другими органами власти. Но фактически она была разделена на две части. Одну из них образовала мусульмано-хорватская федерация с территорией 26 тыс. км 2 , населением 2,3 млн человек и столицей в г. Сараево, которая имеет своего президента, парламент и правительство. На другой части образовалась Республика Сербская с территорией 25 тыс. км 2 , населением более 1 млн человек и столицей в г. Баня-Лука. Конфигурация территории Республики Сербской очень причудлива: следуя расселению боснийских сербов, она как бы окаймляет с северной и восточной сторон более компактную территорию мусульмано-хорватской федерации. Республика Сербская также имеет своего президента, свои парламент и правительство.

И мусульмано-хорватская федерация, и Республика Сербская относятся к числу самопровозглашенных государств, поскольку ни та, ни другая не признаны ООН. Между ними сохраняются и многие прежние противоречия, в особенности с учетом недостаточно четко определенной пограничной линии. Так что новых вооруженных конфликтов здесь удается избежать в основном благодаря тому, что еще в конце 1995 г. в Боснию и Герцеговину под флагом миротворчества были введены войска НАТО, а затем и миротворческий контингент ООН; его мандат уже неоднократно продлевался. В состав международных миротворческих сил входят и российские войска.

Однако все это – только видимая стабилизация обстановки, которая не решила главных спорных вопросов. Например, миротворческие силы не смогли обеспечить возвращение беженцев к местам их прежнего проживания. А ведь это едва ли не главная задача демократизации жизни в Боснии и Герцеговине. По данным ООН, численность беженцев на территории всей бывшей СФРЮ составила 2,3 млн человек, причем подавляющее большинство из них приходится как раз на Боснию и Герцеговину (рис. 12). А вернулось из них всего около 400 тыс., в том числе в Боснию и Герцеговину немногим более 200 тыс. Можно добавить, что массовый исход сербов из Сараево привел к тому, что этот некогда многонациональный город фактически превратился в моноэтнический, где доля сербов сократилась до нескольких процентов.

Рис. 12. Потоки беженцев на территории бывшей СФРЮ

Следующий акт югославской драмы разыгрался уже в конце 1990-х гг. и был связан с проблемами исторической области Косово и Метохия, расположенной в южной части Сербии. Эта область занимает 11 тыс. км 2 , а население ее, 9 / 10 которого составляют албанцы-мусульмане, составляет 1,9 млн человек.

Историческая область Косово и Метохия (Косово занимает ее восточную равнинную, а Метохия – западную гористую часть) сыграла огромную роль в становлении сербской государственности. Об этом свидетельствуют и многочисленные историко-архитектурные памятники, дошедшие до наших дней. Однако в XIV в. ранний расцвет Косово был прерван нашествием турок-османов. Именно здесь, на знаменитом с тех пор Косовом Поле, произошло решающее сражение между войском турецкого султана Мурада I и сербским ополчением, которое было разбито турками. С этого времени земли Косово и Метохии стали приходить в запустение и одновременно заселяться албанцами, принявшими мусульманскую веру. Постепенно албанцев здесь становилось все больше, и после того как Турция лишилась своих владений в Европе и в 1912 г. была образована независимая Албания, косовские албанцы стали предпринимать попытки воссоединить свои земли с нею. В какой-то мере они реализовались только в 1941 г., когда фашистская Германия, оккупировав Югославию, создала «Великую Албанию» в составе Албании, большей части Косово и Метохии и части македонских и черногорских земель с албанским населением.

После Второй мировой войны историческая область Косово и Метохия в составе сначала народной, а затем социалистической федеративной Югославии с самого начала получила довольно широкую автономию, а по конституции 1974 г. этот автономный край фактически стал самостоятельным субъектом федерации с очень широкими правами (за исключением права выйти из состава Сербии). Однако в начале 1980-х гг., после смерти руководителя страны маршала Тито, албанские национализм и сепаратизм снова усилились, в Косово начались антисербские выступления. В ответ на это в 1989 г. сербские центральные власти фактически упразднили автономию Косово и Метохии. Однако эта акция еще более обострила обстановку в крае, а она усугублялась и тем, что по всем основным экономическим показателям Косово занимало в стране последнее место: его доля в национальном доходе и промышленном производстве составляла всего 2 %. Зато по количеству безработных и доле неграмотных Косово занимало первое место.

Когда начался распад СФРЮ, косовские албанцы также провозгласили независимость и создали Республику Косово. Поскольку власти Сербии эту республику, естественно, не признали, в крае фактически возникло двоевластие. Готовясь к войне, косовские албанцы создали свою военную организацию – Освободительную армию Косово (ОАК). Начались нелегальные поставки в Косово оружия из Албании, оттуда же прибывали боевики.

Обстановка особенно обострилась в 1998 г., когда югославские власти попытались ликвидировать базы ОАК. Западные страны фактически поддержали албанских сепаратистов, открыто заявлявших о своем намерении выйти из состава СРЮ. Начались переговоры с участием разного рода посредников, которые, однако, ни к чему не привели. В результате сербы оказались перед выбором: либо отдать Косово, либо вступить в неравную борьбу с НАТО. Они предпочли второй путь, и тогда без санкции Совета Безопасности ООН страны НАТО начали массированные бомбардировки Югославии, а военные контингенты этого блока фактически оккупировали Косово, разделив территорию края на сферы ответственности. Так Косово фактически превратилось в протекторат западных стран, находящийся под управлением миссии ООН (УНМИК) и контролем НАТО. Но албанские националисты продолжали настаивать на полной независимости края, несмотря на резолюцию Совета Безопасности ООН о сохранении территориальной целостности Сербии. При этом они опирались на поддержку США и стран Евросоюза, вмешавшихся в этот, по существу, внутрисербский конфликт, доказывая, что Косово представляет собой уникальный случай и не приведет к цепной реакции в других самопровозглашенных государствах. Сербия, Россия и многие другие страны выступали против такой политики, нарушающей принцип территориальной целостности государств. Длительные переговоры не дали результатов, и в феврале 2008 г. парламент Косово в одностороннем порядке принял декларацию о суверенитете. Но ее не приняли Сербия, не желающая терять 15 % своей территории, Россия, Китай и десятки других стран мира. Из-за позиции постоянных членов СБ России и Китая у Косово нет шансов на вступление в ООН.

В 2000–2002 гг. на территории бывшей СФРЮ произошло новое обострение внутри– и внешнеполитической обстановки. На этот раз оно было связано с Македонией и Черногорией.

Обострение обстановки в Македонии также напрямую связано с Косово.

Примерно треть населения Македонии составляют албанцы-мусульмане, компактно проживающие в районах, примыкающих к территориям Албании и Косово. При этом численность и доля албанцев в населении этой страны постепенно возрастают благодаря более высоким темпам естественного прироста, характерным для этой этнической общности, и возросшему в последнее время миграционному притоку. События, происшедшие здесь весной 2001 г., когда большие группы албанских боевиков вторглись из Косово в пределы Македонии и стали обстреливать ее населенные пункты, по существу, представляли собой еще одну попытку осуществить старую идею создания «Великой Албании». Эти действия внесли разлад во взаимоотношения македонских албанцев и этнических македонцев, которые раньше всегда сосуществовали относительно мирно. Не только этническое, но и экономическое размежевание между ними усилилось. Местные албанцы также стали требовать самоопределения. Перемирия между албанцами и македонцами заключались и нарушались много раз. В результате НАТО ввела в Македонию свой миротворческий контингент.

Обострение отношений между двумя составными частями Союзной Республики Югославии – Сербией и Черногорией – назревало уже давно. Руководство Черногории стало настаивать даже не на преобразовании федерации в конфедерацию, а на выходе из состава СРЮ и получении полной независимости. Готовился референдум по этому вопросу. Только благодаря усилиям западной дипломатии в начале 2002 г. удалось добиться более или менее компромиссного решения – о преобразовании СРЮ в новое государство под названием Сербия и Черногория. Окончательное оформление конфедерации Сербии и Черногории произошло в конце 2002 г., а в начале 2003 г. она стала 45-м членом Совета Европы. Однако новое государство просуществовало только до мая 2008 г., новое правительство Черногории провело референдум о полном суверенитете, за который проголосовало 55 % всех жителей. Так на карте Европы появилось новое государство, а распад Югославии полностью завершился.

Одну из своих работ, посвященных проблемам бывшей СФРЮ, профессор МГУ Э. Б. Валев – крупнейший специалист по географии Балканских стран – назвал «Югославский клубок». Действительно, такое словосочетание, пожалуй, более всего подходит для характеристики геополитической и национально-религиозной обстановки, сложившейся в последнее десятилетие в этой части Европы.

Гражданская война в бывшей Социалистической Республике Югославия представляла собой ряд вооруженных межнациональных конфликтов, которые привели в конце концов к полному развалу страны в 1992 году. Территориальные претензии разных народов, входивших до этого момента в республику, и острое межнациональное противостояние продемонстрировали определенную искусственность их объединения под социалистическим стягом державы, которая носила название «Югославия».

Югославские войны

Стоит отметить, что население Югославии отличалось большой пестротой. На ее территории проживали словенцы, сербы, хорваты, македонцы, венгры, румыны, турки, боснийцы, албанцы, черногорцы. Все они были неравномерно распределены по 6-ти республикам Югославии: Боснии и Герцеговине (одна республика), Македонии, Словении, Черногории, Хорватии, Сербии.

Начало продолжительным боевым действиям положила так называемая «10-дневная война в Словении», развязанная в 1991-ом. Словенцы потребовали признания независимости своей республики. В ходе вооруженных действий с югославской стороны погибло 45 человек, 1,5 сотни ранены. Со словенской – 19 убитых, около 2-х сотен раненых. 5 тысяч военнослужащих югославской армии попали в плен.

Вслед за этим началась более длительная (1991-1995) война за независимость Хорватии. За ее выходом из состава Югославии последовали вооруженные конфликты уже внутри новой независимой республики между сербским и хорватским населением. Хорватская война унесла жизни более 20 тысяч человек. 12 тысяч – с хорватской стороны (причем, 4,5 тысячи – мирные граждане). Было разрушено сотни тысяч зданий, а весь материальный ущерб исчисляется 27-ю млрд долларов.

Практически параллельно с этим внутри разваливающейся на составляющие Югославии вспыхнула еще одна гражданская война – Боснийская (1992-1995). В ней участвовало сразу несколько этнических групп: сербы, хорваты, боснийские мусульмане и так называемые мусульмане-автономисты, проживающие на западе Боснии. За 3 года было уничтожено более 100 тысяч человек. Материальный ущерб - колоссальный: взорваны 2 тысячи км дорог, снесено 70 мостов. Железнодорожное сообщение уничтожено полностью. 2/3 зданий разрушены и не пригодны для использования.

На объятых войной территориях были открыты концлагеря (с обеих сторон). В ходе военных действий происходили вопиющие случаи террора: массовые изнасилования мусульманок, этнические чистки, в ходе которых было убито несколько тысяч боснийских мусульман. Все убитые принадлежали к гражданскому населению. Хорватские боевики расстреливали даже 3-х месячных детей.

Кризис в странах бывшего соцлагеря

Если не вдаваться в тонкости всех межнациональных и территориальных претензий и обид, то можно дать приблизительно следующую характеристику описанным гражданским войнам: с Югославией происходило то же самое, что происходило в это же время с Советским Союзом. Страны бывшего соцлагеря переживали острый кризис. Социалистическая доктрина «дружбы братских народов» перестала действовать, и все захотели независимости.

Советский Союз в плане вооруженных столкновений и применения силы по сравнению с Югославией буквально «отделался легким испугом». Развал СССР проходил не так кроваво, как это было в сербско-хорвато-боснийском регионе. Вслед за Боснийской войной на территории уже бывшей Республики Югославия начались затяжные вооруженные противостояния в Косове, Македонии и Южной Сербии (или Прешевской долине). В общей сложности гражданская война в бывшей Югославии продолжалась 10 лет, вплоть до 2001 года. Жертвы исчисляются многими сотнями тысяч.

Реакция соседей

Эта война отличалась исключительной жестокостью. Европа, руководствуясь принципами демократии, поначалу старалась держаться в стороне. Бывшие «югославы» имели право сами выяснить свои территориальные претензии и разобраться внутри страны. Поначалу югославская армия пыталась уладить конфликт, но вслед за распадом самой Югославии она была упразднена. В первые годы войны югославские вооруженные силы тоже проявляли нечеловеческую жестокость.

Война слишком затянулась. Европа и, в первую очередь, США решили, что такое напряженное и длительное противостояние может угрожать безопасности других стран. Особое возмущение мировой общественности вызывали массовые этнические чистки, унесшие жизни десятков тысяч ни в чем не повинных людей. В ответ на них в 1999-ом НАТО начал бомбить Югославию. Российское правительство однозначно выступало против подобного решения конфликта. Президент Ельцин заявлял, что агрессия НАТО может подтолкнуть Россию к более решительным действиям.

Но после развала Союза прошло всего 8 лет. Россия и сама была сильно ослаблена. У страны просто не было ресурсов для развязывания конфликта, а других рычагов влияния пока не существовало. Россия не была способна помочь сербам, и в НАТО это прекрасно осознавали. Мнением России тогда элементарно пренебрегли, поскольку она слишком мало весила на политической арене.

Одним из важных кризисов прошлого столетия стал распад Югославии. Несмотря на то, что сейчас нет особых притязаний со стороны этого государства, кризис сыграл основную роль в той внешнеполитической ситуации, которая держится и поныне.

Попробуем разобраться: каковы причины этого события, как оно развивалось, основные позиции участников кризиса, как изменилась карта мира после этой «войны»?

На сколько стран была разделена Югославия? Как повлияло вмешательство Америки на этот процесс?

Список стран бывшей Югославии и их столицы

Югославия (нынешняя столица страны – Белград) входила в состав Советского Союза как одна из республик – СФРЮ.

Информация о входящих в нее государствах и их столицах, о площадях и численности населения отображена в таблице:

Кроме того, эта территория была населена людьми разной национальности. Основное большинство составили сербы. Кроме них в числе населения присутствовали хорваты, албанцы, черногорцы, македонцы и словенцы.

Причины распада Югославии

Почему же произошел Балканский кризис?

Основные факторы, которые выделяют историки:

  • смерть первого президента (бывшего лидера) Тито;
  • распад СССР и последующее «изнашивание» социалистической системы;
  • процветание национализма во всем мире.

В качестве еще одной предпосылки к расколу многие ученые относят неправильную внутреннюю политику многонационального государства. По конституции Югославии, на тот момент власти республик могли создавать внутри своих «владений» группировки.

Начало развала

Эта история началась в то же время, что и распад СССР, в 1991 году. Датой полного распада считается 2006 год. Что же произошло?

Началась гражданская война, в ходе которой от Югославии отделились 4 суверенных части. Остались лишь Сербия и Черногория, остальные стали независимыми государствами.

Послевоенное время

Казалось бы, должно произойти прекращение конфликта, деление стран сойти на нет. Однако вспыхнули военные действия из-за внешнего фактора.

Под влиянием НАТО произошли крупные кровавые военные драмы в Сербии и Хорватии, в которых было ранено более 2 млн. человек. И только после соглашения, подписанного в 1995 году, общество признало выход 4 республик из состава Югославии.

Несмотря на все миротворческие действия ООН, в конце 20 века вспыхнули экстремистские восстания албанцев, которые повлекли за собой гибель еще 0,5 млн. людей.

«Косовский кризис» до сих пор остается неразрешенной проблемой начала 21 века.

Раздел территории в конце 20 века

К концу 20 столетия Югославия разделилась на 5 стран. А вот финансовый раздел собственности затянулся на довольно продолжительный промежуток времени.

Лишь в 2004 году было заключено соглашение, в котором указывались страны и суммы, предписанные им. Причем большая сумма досталась Сербии (около 39% от общего объема активов).

Многие наши отечественные историки считают, что такой раздел несправедлив, ведь у СССР были огромные долги перед зарубежными филиалами югославских компаний. Поэтому в 2006 году Российская Федерация выплатила эту сумму.

Карта Югославии: до и после распада

На первой картинке показана карта Югославии до того, как она поделилась на отдельные независимые государства.

На второй картинке - карта Югославии с новыми государствами.

На какие страны распалась страна

Пять государств, на которые к 2003 году распалась Югославия:

  1. Хорватия;
  2. Босния и Герцеговина;
  3. Словения;
  4. Македония;
  5. СРЮ (преемница бывшего многонационального государства):
      • Словения;
      • Черногория.

Окончательно поделенной Югославия стала при выходе Черногории из СРЮ в июне 2006 года.

Вмешательство Америки

С самого начала Балканского кризиса Америка вела активное вмешательство в этот процесс. Ее политика была направлена на силовое воздействие (на Сербию) и поддержку 2 оппозиционных сторон. Это и привело к невозможности мирного регулирования конфликта.

В 1995 году при поддержке НАТО были развязаны военные действия в Сербии и Хорватии, в ходе которых погибли свыше 1 млн. человек и были ранены около 2-х млн. человек.

В конце этого же года по инициативе американских дипломатов было подписано соглашение о выходе 4-х стран из состава Югославии и прекращение военных действий на всей территории бывшего многонационального государства.

В конце ХХ века Америка сыграла важную роль в «борьбе с экстремистами», нанеся огромный урон своими многочисленными налетами, чем и сподвигла выход Черногории из СРЮ.

Особое значение играло вмешательство НАТО в кризис Косово. До сих пор этот конфликт остается нерешенным.

Заключение

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, сейчас Россия ведет дипломатическую политику со странами бывшей Югославии. Кроме того, намечается технологический прогресс практически во всех сферах жизни этих независимых государств.

.
В 1840-е годы на Балканах возникло движение, направленное на политическое объединение всех южных славян - сербов, хорватов, словенцев и болгар (это движение часто путали со стремлением Сербии объединить всех сербов в одном государстве - Великой Сербии). В период восстания в Боснии и Герцеговине против турецкого ига и во время сербо-турецких и русско-турецких войн в 1876-1878 движение по объединению южных славян вновь усилилось. Однако после 1880 началась конфронтация сербского, болгарского и хорватского национализма, усилилась зависимость Сербии от Австрии, причем в тот самый момент, когда она добилась полной независимости от Турции. Это на время уменьшило надежды югославянских народов на национальное освобождение и объединение. В конце 1890-х годов, особенно после 1903 и смены династии Обреновичей династией Карагеоргиевичей, движение южных славян снова набирает силу не только в Сербии, но и в Хорватии, Словении, Воеводине, Боснии и Герцеговине и даже в разделенной Македонии.
В 1912 Сербия, Болгария, Черногория и Греция, образовав военно-политический союз, напали на Турцию и захватили Косово и Македонию (1-я Балканская война, 1912-1913). Соперничество между Сербией и Болгарией, а также Болгарией и Грецией привело ко 2-й Балканской войне (1913), поражению Болгарии и разделу Македонии между Сербией и Грецией. Сербская оккупация Косово и Македонии расстроила австрийские планы по присоединению Сербии и контролю над дорогой в Салоники. При этом Сербия столкнулась с проблемой статуса этнических меньшинств (турок, албанцев и эллинизированных влахов) и тем, как управлять народами, схожими в этническом или языковом отношениях (македонскими славянами), но имеющими разную историю и социальную структуру.
Австро-Венгрия, проводившая по отношению к Сербии политику экономического давления и политического шантажа, аннексировала в 1908 Боснию и Герцеговину, а ее генеральный штаб стал разрабатывать план войны против Сербии. Эта политика толкнула определенную часть югославянских националистов в Боснии на террористические акты. 28 июня 1914 в Сараево был застрелен наследник австрийского трона эрцгерцог Франц Фердинанд. Между Австрией и Сербией вскоре начались военные действия, давшие толчок к началу Первой мировой войны.
Во время войны сербские, хорватские и словенские политические лидеры договорились о главной цели в этой войне - национальном объединении этих трех народов. Обсуждались принципы организации югославского государства: сербы из королевства Сербия склонялись к централизованному варианту, а сербы из Воеводины, хорваты и словенцы предпочитали федеративный вариант. 1 декабря 1918 в Белграде было провозглашено создание Королевства сербов, хорватов и словенцев во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Вопрос о централизме или федерализме остался нерешенным.
В 1918 Великая народная скупщина Черногории проголосовала за объединение с новым государством. В состав королевства вошли также Воеводина, Славония, Хорватия, Босния и Герцеговина, значительная часть Далмации и большая часть территорий Австрии, где проживало население, говорившее на словенском языке. Но ей не удалось получить часть Далмации (район Задара) и Истрию, отошедших по мирным договорам к Италии, район Клагенфурта-Филлаха в Каринтии, население которого на плебисците (1920) проголосовало за вхождение в состав Австрии, Фиуме (Риека), захваченный сначала войсками Д"Аннунцио (1919), а затем превращенный в вольный город (1920) и в конце концов включенный Муссолини в состав Италии (1924).
В период после Первой мировой войны и революции в России идеи коммунизма распространились среди крестьян и рабочих в восточной части Центральной Европы. На выборах 1920 новая Социалистическая рабочая партия Югославии (коммунистов), переименованная в том же году в Коммунистическую партию Югославии, получила 200 тыс. голосов, большинство которых было подано в экономически более отсталых районах страны, а также в Белграде и Загребе; в тот момент, когда войска Советской России двигались на Варшаву, она призывала к созданию Югославской Советской Республики. В 1921 правительство запретило коммунистическую и анархистскую пропаганду и вынудило коммунистическое движение уйти в подполье. Сербская Радикальная партия Николы Пашича выдвинула проект конституции, предполагавшей однопалатный парламент, разделение страны на 33 административные единицы, жесткую исполнительную власть. Бойкот конституционного собрания (Учредительной скупщины) со стороны Хорватской республиканской крестьянской партии (с 1925 - Хорватская крестьянская партия), которая выступала за федеративную конституцию, упростил принятие (1921) конституции, предусматривающей централизованное государство.
Лидер Хорватской крестьянской партии Степан Радич сначала бойкотировал Народную скупщину, но затем вошел в состав правительства Пашича. В 1926 Пашич умер, а его партия раскололась на три фракции. Многочисленность враждующих партий, коррупция, скандалы, кумовство, клевета и подмена партийных принципов политическими амбициями стали неотъемлемыми элементами политической жизни страны. В июне 1928 один из сербских депутатов на заседании парламента застрелил нескольких хорватских депутатов, в том числе Степана Радича.
Король Александр, который сам в значительной степени нес ответственность за эскалацию политических конфликтов, в январе 1929 распустил парламент, приостановил действие конституции, запретил деятельность всех политических партий, установил диктатуру и изменил название страны (с 1929 - Королевство Югославия). В период диктатуры национальные трения усилились, так как коммунисты выступали за независимость Хорватии, Словении и Македонии. Мятежные хорватские усташи, профашистская организация, выступавшая за независимость Хорватии и возглавлявшаяся загребским адвокатом Анте Павеличем, а также проболгарская Внутренняя македонско-одринская революционная организация (ВМОРО), которая выступала за независимость Македонии, нашли поддержку в Италии, Венгрии и Болгарии. В октябре 1934 ВМОРО и усташи участвовали в организации убийства короля Александра в Марселе.
В период регентства во главе с князем Павлом положение страны ухудшилось. Павел и его министр Милан Стоядинович ослабили Малую и Балканскую Антанты - системы союзов Югославии с Чехословакией и Румынией, а также с Грецией, Турцией и Румынией; они заигрывали с нацистской Германией, подписали договоры с Италией и Болгарией (1937) и разрешили создание партии с фашистским и авторитарным уклоном. В августе 1939 лидер Хорватской крестьянской партии Владко Мачек и премьер-министр Югославии Драгиша Цветкович подписали соглашение об образовании автономной области Хорватия. Это решение не удовлетворило ни сербов, ни экстремистски настроенных хорватов.
После прихода нацистов к власти в Германии (1933) СССР призвал югославских коммунистов отказаться от сепаратизма как средства практической политики и сформировать народный фронт против угрозы фашизма. В 1937 секретарем компартии стал хорват Иосип Броз Тито, который поддерживал организацию народного фронта сербско-хорватской и югославской солидарности против фашизма.
Вторая мировая война. С началом Второй мировой войны коммунисты попытались переориентировать население на новые политические задачи. 25 марта 1941 Югославия под давлением Германии присоединилась к Берлинскому пакту (союзу Германии, Италии и Японии). Двумя днями позже, в результате военного переворота, поддержанного значительной частью населения, было свергнуто правительство Д.Цветковича, подписавшее этот пакт. Королем Югославии стал Петр, сын Александра. Новое правительство выступило с обещанием соблюдения всех несекретных договоренностей с Германией, но в качестве меры предосторожности объявило Белград открытым городом. Ответом нацистской Германии явилась бомбардировка Белграда и вторжение 6 апреля 1941 в Югославию. В течение двух недель страна была оккупирована. Новый король и многие лидеры партий бежали из страны; несколько партийных лидеров пошли на компромисс с захватчиками, а остальные заняли пассивную или нейтральную позицию.
Югославия была расчленена: части страны отошли к Германии, Италии, Венгрии, Болгарии и итальянскому государству-сателлиту Албании. На развалинах Югославии было создано новое государство Хорватия во главе с Анте Павеличем и его усташами. Усташи проводили массовые репрессии против сербов, евреев и цыган, создали для их уничтожения несколько концентрационных лагерей, в том числе Ясеновац. Немцы депортировали словенцев из Словении в Сербию, призывали их в германскую армию или депортировали в Германию для работы на военных заводах и в трудовых лагерях. В Сербии немцы разрешили генералу Милану Недичу сформировать "правительство национального спасения", но не позволили ему содержать регулярную армию и создать министерство иностранных дел.
После поражения регулярной армии Коммунистическая партия Иосипа Броз Тито организовала мощное партизанское движение против немецких захватчиков. Югославское правительство в эмиграции официально поддерживало вооруженные отряды т.н. четников, которыми руководил Драже Михайлович, полковник королевской югославской армии. Михайлович оказывал сопротивление коммунистам в борьбе за власть, но поощрял сербский террор против хорватов и боснийских мусульман. Антикоммунизм Михайловича привел его к тактическому соглашению с немцами и итальянцами, а осенью 1941 четники повели борьбу против партизан. В результате союзники отказались от него, предпочитая союз с партизанами Тито, сражавшимися с оккупантами и коллаборационистами. В 1942 Тито сформировал Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Эта организация создавала на освобожденных территориях региональные антифашистские советы и местные народно-освободительные комитеты под контролем коммунистов. В 1943 Народно-освободительная армия Югославии (НОАЮ) стала получать британскую военную помощь, а после капитуляции Италии получила итальянское вооружение.
Партизанское сопротивление было особенно мощным в западных районах Югославии, где существовали обширные освобожденные территории в Словении, Хорватии, Западной Боснии и Черногории. Партизаны привлекали на свою сторону население, обещая организовать Югославию по федеративному принципу и предоставить всем национальностям равные права. Однако в Сербии четники Михайловича имели большее влияние до прихода Советской Армии, и партизаны Тито начали кампанию по ее освобождению, захватив в октябре 1944 Белград.
В начале 1944 существовали два югославских правительства: временное правительство АВНОЮ в самой Югославии и королевское югославское правительство в Лондоне. В мае 1944 У.Черчилль заставил короля Петра назначить премьером Ивана Шубашича. В марте 1945 было сформировано объединенное правительство во главе с премьером Тито; согласно договоренности, пост министра иностранных дел в нем занял Шубашич. Однако он и его коллеги-некоммунисты, оказавшись без реальной власти, ушли в отставку и затем были арестованы.
В ноябре 1945 вновь избранная Учредительная скупщина ликвидировала монархию и провозгласила Федеративную Народную Республику Югославия (ФНРЮ). Михайлович и сотрудничавшие с оккупантами политики позже были схвачены, отданы под суд, признаны виновными в измене и коллаборационизме, казнены или брошены в тюрьму. Лидеры других политических партий, которые выступали против монополии коммунистов на власть, также подверглись тюремному заключению.

Коммунистическая Югославия. После 1945 коммунисты взяли по свой контроль политическую и экономическую жизнь Югославии. Конституция 1946 официально признавала Югославию федеративной республикой, состоявшей из шести союзных республик - Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории. Правительство национализировало значительную долю частных предприятий и приступило к реализации пятилетнего плана (1947-1951) по советской модели, делая упор на развитие тяжелой промышленности. Крупные землевладения и сельскохозяйственные предприятия, принадлежавшие немцам, были конфискованы; около половины этой земли получили крестьяне, а другая половина перешла в собственность государственных агрохозяйств и лесхозов. Были запрещены некоммунистические политические организации, деятельность Православной и Католической церквей ограничена, а имущество конфисковано. Алоизий Степинац, католический архиепископ Загреба, был заключен в тюрьму по обвинению в сотрудничестве с усташами.
Казалось, что Югославия тесно сотрудничает с СССР, но между странами назревал конфликт. Хотя Тито являлся убежденным коммунистом, он не всегда выполнял приказы Москвы. В годы войны партизаны получали относительно небольшую поддержку от СССР, а в послевоенные годы, несмотря на обещания Сталина, он не оказывал достаточной экономической помощи Югославии. Активная внешняя политика Тито не всегда нравилась Сталину. Тито оформил таможенный союз с Албанией, поддерживал коммунистов в гражданской войне в Греции и вел дискуссию с болгарами о возможности создания Балканской федерации.
28 июня 1948 накапливавшиеся в течение длительного времени противоречия прорвались наружу после того, как вновь созданное Коммунистическое информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ, 1947-1956) в своей резолюции осудило Тито и Коммунистическую партию Югославии (КПЮ) за ревизионизм, троцкизм и другие идеологические ошибки. В период между разрывом отношений в 1948 и смертью Сталина в 1953 торговля между Югославией и странами советского блока фактически прекратилась, границы Югославии постоянно нарушались, а в коммунистических государствах Восточной Европы проводились чистки с обвинениями в титоизме.
После разрыва отношений с СССР Югославия получила свободу в разработке планов собственного пути строительства социалистического общества. Начиная с 1950 правительство приступило к децентрализации экономического планирования и созданию рабочих советов, которые участвовали в управлении промышленными предприятиями. В 1951 реализация программы коллективизации сельского хозяйства была приостановлена, а в 1953 и вовсе прекращена.
В 1950-е годы во внешней политике Югославии произошел ряд важных изменений. Быстро расширялась торговля со странами Запада; в 1951 Югославия заключила договор с США о военной помощи. Улучшились также отношения с Грецией, а в 1953 Югославия подписала договоры о дружбе и сотрудничестве с Грецией и Турцией, которые в 1954 были дополнены 20-летним оборонительным союзом. В 1954 был урегулирован спор с Италией о Триесте.
После смерти Сталина со стороны СССР предпринимались попытки улучшить отношения с Югославией. В 1955 Н.С.Хрущев и другие советские руководители посетили Белград и подписали декларацию, торжественно провозгласившую "взаимоуважение и невмешательство во внутренние дела" и констатировавшую тот факт, что "разнообразие конкретных форм построения социализма является исключительно делом народов разных стран". В 1956 Хрущев осудил сталинизм; в странах советского блока началась реабилитация лиц, обвинявшихся ранее в титоизме.
Тем временем Тито приступил к осуществлению главной кампании в своей внешней политике, последовательно проводя третье направление. Он развивал тесные отношения с вновь возникшими неприсоединившимися странами, посетив в 1955 Индию и Египет. В следующем году в Югославии состоялась встреча Тито с египетским руководителем Гамаль Абдель Насером и индийским лидером Джавахарлалом Неру, которые заявили о поддержке принципов мирного сосуществования между государствами, разоружения и прекращения курса на усиление политических блоков. В 1961 неприсоединившиеся государства, ставшие организованной группой, провели в Белграде свою первую конференцию на высшем уровне.
Внутри Югославии политическая стабильность достигалась с трудом. В 1953 Коммунистическая партия была переименована в Союз коммунистов Югославии (СКЮ) в надежде, что идеологическое руководство в Югославии будет играть менее авторитарную роль, чем в СССР при Сталине. Тем не менее некоторые интеллектуалы подвергали режим критике. Наиболее известным критиком стал Милован Джилас, в прошлом ближайший помощник Тито. Джилас утверждал, что коммунисты вместо передачи власти рабочим провели лишь замену старого правящего класса "новым классом" партийных функционеров. В 1956 он был подвергнут тюремному заключению, в 1966 амнистирован.
В начале 1960-х годов произошла частичная либерализация режима. Только в 1963 правительство освободило из тюрем почти 2500 политических заключенных. Экономические реформы, начавшиеся в 1965, ускорили темпы экономической децентрализации и самоуправления. Рабочим советам предоставлялась большая свобода от государственного контроля в управлении своими предприятиями, а опора на рыночные механизмы усилила влияние югославских потребителей на принятие экономических решений.
Югославия стремилась также ослабить напряженность в Восточной Европе. В 1963 Югославия и Румыния выступили с совместным призывом превратить Балканы в безъядерную зону мира и сотрудничества, а также заключили соглашение о совместном строительстве электростанции и судоходного шлюза у Железных Ворот на Дунае. Когда в 1964 отношения между СССР и Румынией оказались на грани разрыва, Тито посетил обе страны, чтобы убедить их в необходимости компромисса. Тито выступил с осуждением широкомасштабной интервенции стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968. Легкость, с которой СССР и его союзники оккупировали Чехословакию, обнаружила собственную военную слабость Югославии; в результате были созданы территориальные силы обороны, своего рода национальная гвардия, которая должна была вести партизанскую борьбу в случае советского вторжения в Югославию.
Одной из самых серьезных внутренних проблем Тито стала напряженность в отношениях между различными этническими группами в Югославии. К их антагонизму, имеющему глубокие исторические корни, а также к тягостным воспоминаниям об убийствах во время Второй мировой войны добавились экономические трения между относительно развитыми северо-западными республиками Хорватией и Словенией и бедными республиками юга и востока. Чтобы обеспечить разделение власти между представителями всех основных национальностей, Тито реорганизовал в 1969 структуру руководства СКЮ. В конце 1971 хорватские студенты устроили демонстрацию в поддержку более широкой политической и экономической автономии Хорватии. В ответ Тито провел чистку хорватского партийного аппарата. В Сербии он осуществил аналогичную чистку в 1972-1973.
В 1971 был учрежден коллегиальный орган (Президиум СФРЮ), чтобы обеспечить представительство всех основных национальностей на высшем уровне управления государством. Новая конституция 1974 утвердила эту систему и упростила ее. Тито сохранял пост президента без ограничения срока мандата, но после его смерти все функции управления государством должны были перейти к коллективному президентству, члены которого должны были ежегодно сменять друг друга на посту главы государства.
Некоторые наблюдатели предсказывали крах югославского государства после смерти Тито. Несмотря на многие реформы, титоистская Югославия сохраняла некоторые черты сталинизма. После смерти Тито (1980) Сербия все чаще пыталась повторно провести централизацию страны, уже двигавшейся в направлении своеобразной конфедерации, предусмотренной титоистской конституцией 1974.
В 1987 Сербия получила активного лидера в лице Слободана Милошевича - нового главы Союза коммунистов Сербии. Попытки Милошевича сначала ликвидировать автономии Косова и Воеводины, управление которыми с 1989 велось непосредственно из Белграда, а затем акции против Словении и Хорватии привели к дестабилизации положения в Югославии. Эти события ускорили ликвидацию Союза коммунистов Югославии и движение к независимости во всех республиках, за исключением Сербии и Черногории. В самой Сербии Милошевич все больше сталкивался с оппозицией национальных меньшинств, в первую очередь албанцев и боснийских мусульман Санджака, а также либералов. Оппозиция окрепла и в Черногории. В 1991 четыре из шести республик провозгласили независимость. В ответ Милошевич предпринял военные действия против Словении (в июне 1991), Хорватии (с сентября по декабрь 1991), Боснии и Герцеговины (март 1992 - декабрь 1995). Эти войны привели к значительным людским потерям, массовым перемещениям гражданского населения и разрушениям, но не к военной победе. В Хорватии, а также в Боснии и Герцеговине сербские нерегулярные войска и югославская народная армия приступили к захвату территорий, убийствам или депортации лиц иной национальности, приступив тем самым к реализации своего плана создания Великого Сербского государства.
В апреле 1992 Милошевич решил создать из остатков прежней федерации Союзную Республику Югославию в составе Сербии и Черногории. Однако в мае Совет безопасности ООН ввел против Югославии жесткие санкции из-за ее агрессии против Боснии и Герцеговины. Когда эти санкции вступили в действие, гражданин США Милан Панич был назначен на декоративный по сути пост премьер-министра уменьшившегося государства. Этот акт не привел к улучшению международного положения Югославии, так и без того непростая ситуация в Боснии продолжала ухудшаться. В сентябре Генеральная ассамблея ООН проголосовала за исключение Югославии из своего состава, поэтому Сербия и Черногория были вынуждены надеяться только на собственные силы.
В 1993 внутриполитическая борьба в Югославии привела к отставке умеренных политиков - премьер-министра Панича и президента Добрицы Чосича, а также к аресту и избиению Вука Драшковича, лидера оппозиции Милошевичу. В мае 1993 собрание представителей Югославии, т.н. Республики Сербская Краина (в Хорватии) и Сербской Республики (в Боснии) подтвердило цель создания единого государства - Великой Сербии, в которой должны будут жить все сербы. В начале 1995 Югославия не получила разрешение на вступление в ООН; экономические санкции против нее были продолжены.
В 1995 Слободан Милошевич прекратил политическую и военную поддержку сначала хорватских, а затем и боснийских сербов. В мае 1995 хорватская армия полностью изгнала боснийских сербов из Западной Славонии, а в августе 1995 потерпела крах самопровозглашенная Республика Сербская Краина. Переход сербского анклава в состав Хорватии привел к оттоку сербов-беженцев в СРЮ.
После бомбежек силами НАТО военных позиций боснийских сербов в августе и сентябре 1995 была созвана международная конференция в Дейтоне (шт. Огайо, США) с целью подписания соглашения о перемирии в Боснии и Герцеговине. После подписания Дейтонских соглашений в декабре 1995 Югославия продолжала скрывать у себя военных преступников и поощряла стремление к воссоединению у боснийских сербов.
В 1996 ряд оппозиционных партий сформировал широкую коалицию под названием "Единство". Зимой 1996-1997 эти партии организовали в Белграде и других крупных городах Югославии массовые публичные демонстрации против режима Милошевича. На выборах осенью 1996 правительство отказалось признать победу оппозиции. Внутренняя раздробленность помешала последней укрепиться в борьбе с правящей Социалистической партией Сербии (СПС). Милошевич вывел из игры или присоединил оппозиционные партии, в т.ч. Сербскую радикальную партию (СРП) Воислава Шешеля.
Осенью 1997 напряженность внутриполитической обстановки в СРЮ в целом и в первую очередь в Сербии проявилась в ходе длительной кампании по выборам сербского президента. В конце декабря с четвертой попытки 55-летний представитель СПС Милан Милутинович, в прошлом министр иностранных дел СРЮ, одержал победу над лидерами СРП и Сербским движением обновления (СДО). В Скупщине Сербии контролируемая им коалиция получила 110 из 250 мандатов (СРП - 82, а СДО - 45). В марте 1998 в Сербии было сформировано правительство "народного единства" в составе представителей СПС, движения Югославские левые (ЮЛ) и СРП. Председателем правительства Сербии стал Мирко Марьянович (СПС), занимавший пост премьера и в прежнем кабинете.
В мае 1998 в отставку было отправлено правительство СРЮ Р.Контича и избрано новое во главе с экс-президентом Черногории (январь 1993 - январь 1998) М.Булатовичем, лидером Социалистической народной партии Черногории (СНПЧ), выделившейся из Демократической партии социалистов Черногории (ДПСЧ). В правительственной программе Булатовича среди приоритетных назывались задачи сохранения единства СРЮ, продолжения усилий по созданию правового государства. Он высказался за реинтеграцию Югославии в международное сообщество на условиях равноправия, защиты национального и государственного суверенитета. Третьим приоритетом политики правительства было названо продолжение реформ, создание рыночной экономики с целью повышения жизненного уровня населения.
Весной 1998 в Албании был избран новый президент - социалист Фатос Нано, сменивший Сали Беришу, сторонника идеи "Великой Албании". В связи с этим более реальной стала перспектива решения косовской проблемы. Однако кровопролитные столкновения между т.н. Освободительной армией Косово (ОАК) и правительственными войсками продолжались до осени, и лишь в начале сентября Милошевич высказался за возможность предоставления краю самоуправления (к этому времени вооруженные формирования ОАК были оттеснены к албанской границе). Очередной кризис разразился в связи с раскрытием убийства 45 албанцев в селе Рачак, приписываемого сербам. Над Белградом нависла угроза ударов с воздуха сил НАТО. К осени 1998 количество беженцев из Косово превысило 200 тыс. человек.
Проходившее 1 декабря 1998 празднование 80-летия образования Югославии (в отсутствие представителей правительства Черногории) было призвано продемонстрировать преемственность курса страны на объединение южных славян, проводившегося в период "первой Югославии" - Королевством сербов, хорватов и словенцев - и "второй, или партизанской Югославии" - СФРЮ. Однако в течение длительного времени происходило отчуждение Югославии от Европейского сообщества, а с октября 1998 страна фактически жила под угрозой бомбардировок.
Для разрешения конфликта ведущие политики крупнейших стран Запада и России в рамках Контактной группы инициировали 7-23 февраля 1999 переговорный процесс в Рамбуйе (Франция), который характеризовался большей вовлеченностью западноевропейских стран и их стремлением играть столь же весомую роль на Балканах, как и США; ужесточением позиции России в связи с ее оттеснением от принятия решений; слабой вовлеченностью ближайшего окружения - стран Центральной Европы. На переговорах в Рамбуйе удалось достичь промежуточных результатов, при этом США пришлось смягчить свою последовательно антисербскую позицию и дифференцировать отношение к различным группировкам в Косово. Возобновившиеся 15-18 марта 1999 переговоры не отменяли угрозы бомбардировок страны, в которой не прекращались межэтнические столкновения. Требования ввести в Югославию войска НАТО, руководство которой заявило о срыве переговоров по вине Белграда, звучали все громче, вызывая противодействие России.
20 марта члены миссии ОБСЕ покинули Косово, 21 марта НАТО объявила Милошевичу ультиматум, а начиная с 24 марта по территории Югославии стали наноситься первые ракетно-бомбовые удары. 26 марта Совет безопасности ООН не поддержал инициативу России по осуждению агрессии НАТО; с конца марта бомбардировки Югославии усилились, одновременно ОАК активизировала боевые действия в Косово. 30 марта Белград посетила российская делегация во главе с премьер-министром Е.М.Примаковым, а 4 апреля президент США Б.Клинтон одобрил инициативу о направлении в Албанию вертолетов для обеспечения наземных операций. 13 апреля в Осло состоялась встреча министра иностранных дел России И.С.Иванова и государственного секретаря США Мадлен Олбрайт, а 14 апреля для ведения переговоров спецпредставителем президента РФ по Югославии был назначен В.С.Черномырдин.
К этому времени резко возросло число гражданских жертв бомбардировок (как сербов, так и косоваров). Число беженцев из Косово резко возросло, наметились контуры экологической катастрофы, затронувшей сопредельные с Югославией страны. 23 апреля состоялась поездка Черномырдина в Белград, после нее переговорный процесс был продолжен, а число его участников расширилось. В мае бомбардировки Югославии не прекращались, при этом одновременно активизировалась и деятельность ОАК.
Решающая неделя в поисках выхода из кризисной ситуации пришлась на 24-30 мая и была связана с повышенной дипломатической активностью ЕС и входящих в него стран, с одной стороны, и России - с другой. В то же время инициатива ряда стран-членов НАТО (Греция, Нидерланды, Чехия, в меньшей степени ФРГ) о временном прекращении бомбардировок не получила поддержки, а миссия Черномырдина подверглась жесткой критике со стороны оппозиционных партий внутри Государственной Думы России.
В начале июня в Белграде состоялась встреча президента Финляндии М.Ахтисаари, С.Милошевича и В.С.Черномырдина. Несмотря на сдержанное отношение к переговорам со стороны США, они прошли успешно, а между силами НАТО в Македонии и югославскими армейскими частями наметилась договоренность о вводе миротворческих сил в Косово. 10 июня генеральный секретарь НАТО Х.Солана отдал приказ главнокомандующему вооруженными силами НАТО прекратить бомбардировки, длившиеся 78. Страны НАТО израсходовали на агрессию против Югославии ок. 10 млрд. долл. (75% этих средств приходилось на США), нанесли по Сербии ок. 10 тыс. бомбовых ударов, подорвав военный потенциал страны, разрушив ее транспортную сеть, нефтеперерабатывающие заводы и т.д. Погибли не менее 5 тыс. военных и гражданских лиц, включая албанцев. Число беженцев из Косово достигло почти 1500 тыс. человек (в том числе в Македонии оказалось 445 тыс., в Черногории - 70 тыс., в Албании - 250 тыс., в других странах Европы - ок. 75 тыс. человек). Ущерб от бомбардировок составляет, по разным оценкам, от 100 до 130 млрд. долл.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Югославии? Это обобщенное название событий, происходивших на протяжении семнадцати лет. До 2008 года на карте Европы присутствовало такое государство, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Позже оно разделилось на несколько независимых стран, одна из которых признана далеко не всеми державами. О причинах распада Югославии пойдет речь в сегодняшней статье.

Предыстория

Прежде чем рассказать о причинах распада Югославии, стоит вспомнить события, которые происходили еще в середине XX столетия. В сороковые-шестидесятые годы руководящая политика СФРЮ основывалась на идеологии пролетарского интернационализма. В государстве царила диктатура И. Б. Тито. В стране наблюдались процессы национального самоопределения, которые подавить можно было лишь при сохранении власти в руках одного политического деятеля. К началу шестидесятых годов борьба между сторонниками реформ и приверженцами усиления централизма усилилась.

В семидесятые республиканские движения в Хорватии, Словении и Сербии начали набирать силу. Диктатор понял, что эти процессы представляют угрозу для его власти. С движением, вошедшим в историю под термином «хорватская весна», в 1971 году было покончено. Вскоре были разгромлены сербские либералы. Не избежали подобной участи и словенские "технократы".

В середине семидесятых наблюдались опасные обострения в отношениях между сербским населением, хорватами, боснийцами. В мае 1980 года начался новый этап в истории Югославии - умер Тито. Пост президента после смерти диктатора был упразднен. Власть отныне перешла в руки коллективного руководства, которое, впрочем, довольно быстро утратило популярность у населения. В 1981 году обострились противоречия между сербами и албанцами в Косове. Произошло столкновение, которое получило широкий резонанс в мире и стало одной из причин распада Югославии.

Меморандум САНИ

В середине восьмидесятых в белградской газете был опубликован документ, который в какой-то мере стал одной из причин распада Югославии. Это был меморандум Сербской академии наук и искусств. Содержание документа: анализ политического положения в Югославии, требования сербского общества и диссидентов. Антикоммунистические настроения, которые нарастали в восьмидесятые годы, - еще одна причина распада Югославии.

Манифест стал самым важным документом для всех сербских националистов. Он подвергся резкой критике официальных властей и политических деятелей других республик СФРЮ. Все же со временем идеи, которые содержались в меморандуме, получили распространение и использовались активно различными политическими силами.

Последователи Тито с трудом удерживали идеологический и этнологический баланс в стране. Опубликованный меморандум существенно подорвал их силы. По всей Сербии были организованы митинги, участники которых выступали под лозунгом «В защиту Косово». 28 июня 1989 года произошло событие, которое можно рассматривать как следствие одной из причин распада Югославии. В день знаменательной битвы, свершившейся в 1389 году, Милошевич обратился к сербам с призывом «оставаться на своей родной земле, несмотря на трудности и унижения».

Почему СФРЮ прекратила свое существование? Причина кризиса, распада Югославии - культурное и экономическое неравенство между республиками. Развал страны, как и любого другого происходил постепенно, сопровождался митингами, беспорядками, кровопролитием.

НАТО

Этот политический деятель сыграл в событиях, о которых идет речь в сегодняшней статье, важную роль. С его именем связана череда гражданских столкновений, послуживших причиной распада Югославии. Последствия многочисленных этнических конфликтов - военное вмешательство НАТО.

Деятельность Милошевича в мире рассматривают по-разному. Для одних он главный виновник распада СФРЮ. Для других - всего лишь активный политический деятель, который отстаивал интересы собственной страны. Многие полагают, что вмешательство НАТО - это и есть причина распада Югославии. Этапов югославского кризиса можно выделить несколько. На начальной стадии США занимали нейтральную позицию. К началу девяностых, по мнению российского дипломата Квицинского, в этнических конфликтах на территории Косово сыграли немалую роль именно Штаты.

Итак, распад Югославии, причины, этапы и итоги этого многолетнего конфликта - все это в мире трактуют по-разному. По понятным причинам мнения американских и российских исследователей расходятся. Подготовка мирового общественного мнения, вмешательство НАТО, смена экономического и политического курса Югославии, контроль европейскими структурами, разрыв в связи СФРЮ с Россией - такие действия предприняли США в девяностых годах, по мнению вышеупомянутого дипломата, и, согласно его точке зрения, они и послужили причинами распада Югославии. Об этапах и итогах более подробно рассказано ниже. Стоит привести несколько фактов из биографии Милошевича. Это прольет свет на причины распада Югославии.

Краткие сведения о политической деятельности Милошевича

В начале семидесятых он руководил информационной службой в Белграде. Позже возглавил нефтяную компанию, затем один из крупнейших банков столицы. Милошевич был коммунистом с 1959 года, в середине восьмидесятых занял должность председателя горкома, затем Президиума ЦК. В 1988 году он возглавил митинг в Нови-Сад, направленный против правительства Воеводины. Когда конфликт между албанцами и сербами принял угрожающие масштабы, обратился к последним с речью, в которой содержался призыв не отступать и не пасовать ни перед какими трудностями.

В 1991 году в Словении и Хорватии объявили о независимости. В ходе Хорватского конфликта погибло несколько сотен человек. В разгар Милошевич дал интервью ведущей российской газете, в котором содержалось обвинение Германии в распаде Югославии.

Массовое недовольство

В социалистической Югославии национальные вопросы считались пережитком прошлого. Но это не значит, что такие проблемы в годы правления Тито не существовали. Они лишь на время были забыты. В чем же причина напряженности в отношениях между представителями различных этнических групп? Хорватия и Словения процветали. Уровень жизни в юго-восточных республиках тем временем оставлял желать лучшего. Нарастало массовое недовольство. А это и есть признак того, что югославы не считали себя единым народом, несмотря на шестьдесят лет существования в рамках одного государства.

Многопартийность

На настроения в политических общественных кругах влияние оказали события, произошедшие в 1990 году в Центральной и Восточной Европе. В это время в Югославии была введена многопартийность. Провели выборы. Победила партия Милошевича, которая, впрочем, была бывшей коммунистической. Она получила большее количество голосов во многих регионах.

В Сербии и Черногории не велись столь горячие дебаты, как в прочих регионах. Были проведены жесткие меры, главной целью которых стала ликвидация албанского национализма. Правда, они встретили решительный отпор в Косове. Референдум, проведенный в декабре 1990 года, в результате которого Словения обрела независимость, стал самым большим ударом для Югославии.

Начало военных действий

В 1991 году Югославия распалась. Но на этом, конечно, не закончились конфликты. Все только начиналось. Хорватия, так же как Словения, объявила независимость. Начались бои. Однако войска ЮНА вскоре были выведены из Словении. Значительно больше силы Югославская армия направила на борьбу с хорватскими повстанцами. Развязалась война, в ходе которой погибло огромное количество людей. В результате сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. В конфликт вмешались европейские сообщества. Однако прекратить огонь Хорватии было не так просто.

Босния

Черногорцы и сербы смирились с расколом, затем провозгласили о создании Союзной Республики Югославии. Конфликт не был исчерпан даже после того, как закончились военные действия в Хорватии. Новая волна вооруженных столкновений началась после обострения национальных противоречий в Боснии.

Обвинения в геноциде

Распад Югославии - это длительный процесс. Его история, возможно, начинается еще задолго да смерти диктатора. В начале девяностых в Боснию прибыли миротворческие силы ООН. Они пытались приостановить вооруженные столкновения, облегчить судьбу голодающему населению, создать «зону безопасности» для мусульман.

В 1992 году в прессе все чаще стали появляться сведения о зверских преступлениях, которые совершались сербами в лагерях для военнопленных. Мировая общественность заговорила о геноциде. Сербы же все чаще вспоминали преследования во время Второй мировой войны. В сороковые годы на территории оккупированной Югославии хорватами было уничтожено огромное количество сербов. Воспоминания об исторических событиях стали еще одной причиной обострения межнациональной ненависти.

Этапы югославского кризиса

Распад Югославии, причины, ход, итоги - кратко все это охарактеризовать можно следующим образом: неравенство между республиками в экономическом и культурном плане, которое переросло в междоусобицы и привело к вооруженным конфликтам. Первый этап распада Югославии начался сразу же после смерти Тито. Этому политику удавалось благодаря своему авторитету на протяжении многих лет сглаживать противоречия между сербами, хорватами, боснийцами, словенцами, македонцами, косовскими албанцами и прочими этническими группами многонациональной страны.

После смерти Тито всяческие попытки со стороны Советского Союза рассматривались как вмешательство во внутренние дела государства. Следующий этап югославского кризиса - нарастание националистических настроений в Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговине. В Косове исламский фундаментализм стал почти государственной идеологией.

Последствия

В конце восьмидесятых годов в Словении, Хорватии сформировались тенденции к отказу от общей югославской идеи. Некоторые политические деятели Боснии и Герцеговины придерживались точки зрения, согласно которой следует полностью отвергнуть совместное славянское прошлое. Так, Изетбегович однажды сказал: «Для меня важно, чтобы наше независимое государство стало исламским».

Последствия распада СФРЮ - возникновение нескольких независимых государств. У республики нет страны-преемницы. Раздел собственности затянулся надолго. Только в 2004 году в силу вступило соглашение, предусматривающие раздел золотовалютных активов.

Согласно мнению большинства историков, в войне, которая продолжалась на территории Югославии около десяти лет, пострадали больше всего сербы. осудил более ста представителей этой этнической группы. Другие национальные командиры в военные годы совершали не меньше преступлений. Но, например, среди обвиняемых было всего лишь около 30 хорватов.

Итак, в чем главная причина распада некогда самого большого государства на Балканах? Национальная ненависть, пропаганда, вмешательство других государств.