Какая страна богаче индия или пакистан. Индия и Пакистан

Избранное в Рунете

Сергей Каменев

Каменев Сергей Наумович – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, заведующий сектором Пакистана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока.


В последний год индо-пакистанские отношения достигли такого высокого уровня, который не наблюдался с самого раздела Британской Индии на два независимых государства – Индию и Пакистан. И даже террористические действия боевиков не смогли нарушить поступательный ход диалога между Дели и Исламабадом.

Подготовка аналитического материала по указанной теме в полной мере оправдана в первую очередь тем, что в последний год наметилось устойчивое позитивное поступательное движение вперед в отношениях Пакистана и Индии, которые практически с самого начала возникновения в 1947 г. двух независимых государств (непосредственно Индии и Пакистана) носили крайне напряженный характер. Достаточно назвать ожидаемую обеими сторонами встречу 15 июля с.г. министров иностранных дел двух стран, в ходе которой планируется рассмотреть в совокупности практически все проблемы двусторонних отношений, включая, естественно, и кашмирскую.

Мы не ставим своей целью проанализировать исторический фон, на котором происходило развитие эти двусторонних отношений за более, чем 60-летний период. Достаточно обратиться в этой связи, например, к опубликованной недавно всеобъемлющей работе «История Пакистана», подготовленной ведущими российскими специалистами по Пакистану В.Я.Белокреницким и В.Н.Москаленко . Или к исследованию «Южная Азия в мировой политике», написанному теми же авторами, а также одним из видных российских индологов Т.Л.Шаумян .

Считаем целесообразным проанализировать лишь события, происшедшие в пакистано-индийских отношениях в ХХI в., сосредоточив, естественно, основное внимание на их состоянии в последний год и возможный сценарий развития в ближайшей перспективе. Отметим лишь, что политологам, даже не занимающимся конфликтами в Азии, хорошо известно, что для двух наиболее крупных южноазиатских государств их двусторонние отношения являются приоритетными во внешнеполитической сфере. Особенно после целого ряда вооруженных конфликтов в прошлом веке - кровопролитные столкновения в ходе раздела Британской Индии в 1947-1948 гг., война между этими странами осенью 1965 г., вооруженный конфликт в конце 1971 г. в ходе раздела Пакистана непосредственно на Пакистан и Бангладеш и т.д.

В завершающейся декаде нынешнего столетия наиболее серьезный конфликт в отношениях этих двух государств возник в 2002 г., когда в мае указанного года кашмирские боевики, одетые в форму индийских солдат, устроили буквально кровавую резню в Кашмирской долине, за которую идет спор. Тогда в ходе боев погибли сотни мирных жителей. Индийская сторона обвиняла Пакистан в подготовке и отправке боевиков, в свою очередь Пакистан категорически отвергал такого рода обвинения в свой адрес и сваливал всю вину за случившееся на Дели. Но факт оставался фактом, серьезное вооруженное столкновение имело место и, что самое опасное, обе стороны открыто говорили о возможности локального применения ядерного оружия.

Еще в конце марта 2002 г. директор ЦРУ Джордж Тенет заявил, что существует реальная опасность начала войны. Выступая позднее перед Комиссией по международным делам и вооруженным силам в Сенате он подчеркнул: «Если Индия начнет широкомасштабные наступательные операции в части Кашмира, находящейся под контролем Пакистана, то Исламабад может нанести ответный удар, исходя из расчета, что ядерная угроза ограничит возможности индийского наступления» .

К счастью, подобные потенциальные действия с обеих сторон были довольно быстро предотвращены, начиная с состоявшегося в Алма-Ате в начале июня 2002 г. Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, в ходе которого руководителям России и Китая В.В.Путину и Цзянь Цзэминю удалось, как представляется, довести до лидеров Пакистана (Первез Мушарраф) и Индии (Атал Бихари Ваджпаи) всю опасность перспективы бряцания ядерным оружием.

Посетивший тогда же обе страны министр обороны США Дональд Рамсфелд охарактеризовал ситуацию следующим образом: «Мы сейчас находимся в положении, когда вместо роста напряженности чувствуем настороженность, и надеемся, что со временем и это пройдет». Так или иначе угроза военного столкновения миновала. При этом, как явствует из заявлений индийского премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи, Дели одержал «значительную победу без войны». А президент Пакистана Первез Мушарраф подчеркивает, что конфликта удалось избежать потому, что у его страны есть ядерное оружие. То есть обе стороны ставят себе в заслугу ослабление напряженности и обращают внимание на собственный выигрыш .

Мы не случайно уделяем столько внимания событиям 8-летней давности; дело в том, что после 1971 г. это было, пожалуй, наиболее опасное противостояние двух южноазиатских государств. Далее отношения между двумя странами можно скорее охарактеризовать как состояние холодной войны, хотя определенные позитивные всплески и негативные падения имели место быть.

Автору этих строк довелось побывать в 2003 г. в Азад Кашмире (часть Кашмира, находящаяся под контролем Пакистана) непосредственно на т.н. «Линии контроля», разделяющей Кашмир на индийскую и пакистанскую части и наблюдать своими глазами последствия жесткого военного противостояния в виде разрушенных зданий, других жилых помещений, воронки от снарядов, также многочисленные надписи на стенах домов и просто на бетонных блоках, установленных на самой линии контроля – «Enemy is watching» (Враг наблюдает).

Большое значение для снижения напряженности и развития добрососедских отношений имела встреча в Исламабаде в начале 2004 г. руководителей двух государств, в ходе которой было принято решение о проведении т.н. «Комплексного диалога» между двумя странами. В данном случае подразумевалось проведение переговоров на политическом уровне практически по всем межгосударственным вопросам, а именно: Кашмирская проблема, спор по поводу принадлежности ледника Суачин, водораздел вод реки Инда и впадающих в него ряда рек, терроризм и экстремизм, наркотрафик, торгово-экономическое сотрудничество и т.д. Было также решено проводить соответствующие консультации на регулярной основе. Однако последнее решение почти не соблюдалось, что было следствием некоторых террористических акций как в Пакистане, так и в Индии, когда обе стороны обвиняли друг друга в их организации и проведении.

Переговорный процесс только-только начал набирать обороты, как в июле 2006 г. в индийском г.Мумбаи (ранее Бомбей) был совершен террористический акт, в результате которого погибли почти 200 человек. Индийская сторона немедленно обвинила Исламабад в прямом содействии кашмирским сепаратистам в его осуществлении и потребовала принять все меры к устранению трансграничного терроризма. К счастью благоразумие взяло верх, и уже после встречи лидеров двух государств в рамках Саммита неприсоединившихся государств в Гаване в сентябре того же года переговорный процесс возобновился. Среди принятых позднее решений одним из наиболее важных была борьба с терроризмом и экстремизмом путем (в том числе) обмена разведывательной информацией, а также согласования антитеррористических действий и расследований. По замыслу разработчиков такого рода решений их принятие должно способствовать устранению голословных обвинений друг друга в совершении террористических акций.

Увы, едва выдвинутые предложения стали реализовываться, как в том же Мумбаи через 2 с небольшим года (ноябрь 2008 г.) вновь прогремели взрывы в ряде отелей, вооруженные группы открыли стрельбу на улицах по мирным жителям. Были убиты в общей сложности почти 200 человек (в том числе свыше 20 иностранцев, проживавших в гостиницах) и несколько сотен ранены. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх тут же объявил о причастности к этому теракту Пакистана, что, в общем, уже тогда стало традиционной позицией Индии. Такого рода обвинения сводились в первую очередь к тому, что террористы, действующие в индийской части Кашмира, проникают туда с территории Азад Кашмира, находящегося под пакистанским контролем .

Естественно, что официальный Исламабад сразу же отверг эти обвинения. Министр обороны страны Ахмед Мухтар твердо заявил, что Пакистан не имеет ни малейшего отношения к этим терактам. К этому он добавил в своем интервью представителям индийских СМИ, что такие обвинения, не имеющие под собой никакой основы, полностью подрывают все то позитивное, что было создано в двусторонних отношениях за последние годы . Добавим к этому, что в тот же день, 27 ноября 2008 г. президент Пакистана Асиф Али Зардари и премьер-министр Сайед Юсуф Раза Гилани выразили глубокие соболезнования индийскому народу и руководству страны в связи с произошедшей трагедией.

После этого холодная война между двумя странами едва не превратилась в «горячую». В докладе разведывательного управления ЦРУ по Южной Азии отмечалось, что «вооруженные силы Индии практически готовы к проведению военной операции против Пакистана и ждут лишь сигнала от руководства страны к её проведению, а силы безопасности Индии на Линии контроля в Кашмире постоянно находятся в повышенной боевой готовности»; индийские истребители стали открыто и регулярно нарушать воздушное пространство Пакистана вблизи индо-пакистанской границы .

Попытки обвинить именно Пакистан в организации теракта в Мумбаи напрямую связаны с утверждением индийской стороны, что таким путем Исламабад стремится (руками исламистских боевиков) «отомстить» Индии за чудовищный взрыв 20 сентября 2008 г. в лучшей гостинице пакистанской столицы «Марриотт», в результате чего погибли 53 человека (в том числе иностранцы, среди которых был посол Чехии в Пакистане) и свыше 200 ранены. И хотя практически сразу ответственность за совершенный теракт взяла на себя ортодоксальная исламская группа «Федаин-и-Ислам» (которую подозревают в тесных связях с «Аль Каидой») пакистанские спецслужбы полагают, что здесь отнюдь не следует исключать руку индийских экстремистов .

Мы привели здесь наиболее тяжелые террористические акты, осуществленные в обеих странах. Число мелких акций подобного рода исчисляется сотнями (в первую очередь, например, отметить беспрецедентную террористическую атаку на индийский парламент в декабре 2001 г.). И во многих случаях как Пакистан, так и Индия обвиняют друг друга в пособничестве в их проведении на территории той и другой страны. Снятие вопросов и претензий в этой и многих других областях двусторонних отношений были в центре внимания в ходе встреч официальных лиц на самых разных уровнях в 2009 г. и в первые 6 месяцев текущего года. Отметим и проанализируем некоторые, наиболее значимые из них.

После упоминавшегося выше теракта в Мумбаи мирный диалог между двумя странами был прерван по инициативе индийской стороны в декабре 2008 г. Одновременно была заморожена двусторонняя торговля между странами. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх однозначно обвинил Пакистан в том, что он позволил террористам осуществлять подготовку к проведению взрывов в этом индийском городе на пакистанской территории. Справедливости ради отметим здесь же, что, если даже эти обвинения в адрес Исламабада и справедливы, то руководство Пакистана было в значительной степени лишено возможности пресечь такого рода подготовку, поскольку она осуществлялась в районах, расположенных вблизи афганской границы в Хайбер Пахтунхва (ранее провинция СЗПП), где федеральные законы почти не действуют, и возможности для действий федеральных сил там крайне ограничены. Но в данном случае для нас важно то, что пакистано-индийские переговоры по существующим проблемам в двусторонних отношениях были прерваны, причем прерваны на неопределенное время, несмотря на все заверения Исламабада в его полной непричастности к индийской трагедии .

Одновременно Дели прониклось глубокой симпатией к Соединенным Штатам; при этом наблюдалось ответное влечение Вашингтона к Индии в самых разных сферах. Буквально сразу после осуществления теракта в Мумбаи тогдашний посол США в Индии Дэвид Малфорд полностью поддержал Индию в вопросе о «привлечении к судебной ответственности лиц, причастных к атакам в этом мегаполисе, в результате которых были убиты шесть граждан США. Если американцы были убиты, тогда США обязаны провести расследование убийства», заявил посол . США предложили расширить сотрудничество в области использования атомной энергии (соответствующее Соглашение было ранее подписано в июле 2005 г. и позднее ратифицировано Конгрессом США и Индийским парламентом в 2008 г.), на что индийские бизнесмены, заинтересованные в реализации этого проекта, отреагировали почти сразу, вложив от 1 до 5 млн долл. в Фонд Хиллари Клинтон, а МАГАТЭ дало согласие в конце января 2009 г. (правда, под немалым давлением США) на импорт Индией ядерных материалов и технологий .

Заметим, забегая несколько вперед, что Вашингтон всегда подталкивал оба южноазиатских государства к проведению мирных переговоров по всем спорным вопросам двусторонних отношений. В конце июня 2009 г. в ходе внешнеполитических слушаний в Конгрессе США помощник Госсекретаря по Южной и Центральной Азии Роберт Блейк заявил, что «Индия и Пакистан стоят перед лицом общих проблем, и мы будем поддерживать продолжающийся диалог с тем, чтобы найти совместное решение вопроса о борьбе с терроризмом и обеспечении региональной безопасности». Позднее он отверг опасения Индии, что американская финансовая помощь Исламабаду может быть направлена на укрепление военной мощи Пакистана против Индии . (Однако США не смогли устранить полностью настороженность Дели в этом направлении, в результате чего Индия увеличила в июле 2009 г. на 34% свои военные расходы - до 29,4 млрд. долл. по сравнению с объявленными ранее в феврале 2009 г. наметками бюджета на 2009/10 финансовый год) .

Правда, и Россия пыталась вернуть процесс нормализации отношений двух стран в мирное русло. Это, в частности, произошло на саммите государств-участниц ШОС 16 июня прошлого года в Екатеринбурге, где прошла встреча президента Пакистана Асиф Али Зардари и премьер-министра Индии Манмохан Сингха. Но, как и следовало ожидать, усилия двух сверхдержав не привели к какому-либо заметному позитивному результату .

Однако вернемся непосредственно к пакистано-индийским отношениям.

Лишь в феврале 2009 г. наметилось незначительное снижение напряженности в отношениях двух южноазиатских государств, о чем заявил начальник штабов сухопутных войск Индии генерал Дипак Капур в своем интервью газете «Хиндустан Таймс», хотя и заметил одновременно, что силы безопасности полностью готовы к возможной инфильтрации боевиков с территории Пакистана в Индию, особенно с учетом того, что после зимы открылись перевалы в Гималаях . И тем не менее, уже в мае того же года, когда пост министра иностранных дел Индии занял С.М. Кришна (бывший главный министр штата Карнатака), последний заявил на пресс-конференции по случаю его назначения, что Индия готова протянуть руку дружбы Пакистану и подчеркнул при этом, что «мы хотим жить в мире и согласии с нашими соседями и готовы для этого создать свободную от любой напряженности зону, естественно, такое возможно в случае, если Пакистан уничтожит лагеря подготовки террористов на своей территории» . Тогда же Пакистан, со своей стороны, решил поставить перед Индией вопрос о необходимости возобновления переговоров о распределении в рамках постоянно действовавшей двусторонней Комиссии по распределению водных ресурсов, что означало готовность Исламабада к дальнейшим переговорам по целому ряду других спорных вопросов, существующих в двусторонних отношениях.

Дальнейшее развертывание событий подтвердило на практике непримиримую позицию обеих сторон, что произошло в Египте в ходе 15-го саммита Движения неприсоединения 16-17 июля 2009 г. Выступая на словах формально за возобновление «комплексного диалога», оба премьер-министра не отказались от обвинений в адрес друг друга, хотя и преподносилось это в косвенной форме (и одновременно делались реверансы в адрес друг друга – Индия стремится к сотрудничеству с Пакистаном во всех областях, а Пакистан, соответственно, также хочет этого же) – необходимость борьбы с экстремизмом и терроризмом, достижение стабильного мира в регионе, необходимость решения всех спорных вопросов мирным путем, развитие сотрудничества в рамках Юг-Юг и т.п., подразумевая, что та (или другая) сторона не готова к такого рода действиям.

Впрочем, этого и следовало ожидать, поскольку в ходе состоявшейся накануне встречи заместителей министров иностранных дел двух государств последние так и не смогли выработать согласованный подход к возобновлению «Комплексного диалога», а на следующий день встреча двух премьеров лишь подтвердила этот факт, хотя, например, американские СМИ широко цитировали высказывание Хилари Клинтон об успехе двусторонних переговоров. А во время своего 5-ти (!) дневного визита в Индию в июле 2009 г. госсекретарь США всячески призывала Индию отбросить в сторону межгосударственные разногласия и оказать максимальную помощь Пакистану в его борьбе с терроризмом . Любопытно отметить, что бывший президент Пакистана Первез Мушарраф в своем интервью индийскому телевидению во время египетского саммита подчеркнул, что основная угроза Пакистану исходит вовсе не от Индии, а от движения «Талибан» и террористов «Аль-Каиды» .

Серьезным шагом вперед в улучшении двусторонних отношений стало выступление Манмохан Сингха в Сринагаре (наиболее крупном городе индийского штата Джамму и Кашмир) в конце октября 2009 г., в котором он четко обозначил готовность Индии рассматривать в ходе переговоров в том числе и кашмирскую проблему, являющуюся до сих пор краеугольным камнем в отношениях между двумя странами. Эти слова индийского премьера не прошли незамеченными для Исламабада, что официально подтвердил на брифинге пресс-секретарь МИД Пакистана; он же озвучил готовность пакистанского руководства возобновить «комплексный диалог» с Индией .

Не менее значимыми относительно позитивных перспектив двусторонних отношений были высказывания Манмохан Сингха в том же городе в июне 2010 г., когда индийский премьер вновь подчеркнул, что «комплексные переговоры с Пакистаном ведут к решению “застарелых проблем” и полностью соответствую интересам Индии. Это поможет создать такую обстановку, когда народы, проживающие по обе стороны от Линии контроля (в Кашмире – С.К) могут жить в мире, гармонии и трудиться вместе» .

Нельзя не отметить, что в ходе своих зарубежных визитов индийские руководители перестали использовать жесткие (и даже просто негативные) формулировки в отношении Пакистана. В частности, в ходе визита в начале июня 2010 г. министра иностранных дел Индии С.М.Кришны в Вашингтон последний как раз наоборот - отзывался весьма позитивно о проводимой Пакистаном внешней политике, не акцентируя внимание (как это раньше было не раз) на недостаточной борьбе Исламабада с терроризмом. Более того, в процессе переговоров с Бараком Обамой глава индийского внешнеполитического ведомства особо подчеркнул «необходимость улучшения отношений с Пакистаном после более, чем 60 лет войны, напряженности и взаимных подозрений» .

Эти и некоторые другие обоюдные устремления обоих государств к снижению напряженности в очередной раз всячески приветствовал Вашингтон. Ранее, в своем интервью агентству новостей «Фокс Ньюс» советник по вопросам национальной безопасности президента США Джеймс Джонс заявил, что Барак Обама всецело приветствует любые позитивные шаги двух государств, направленные на повышение безопасности в южноазиатском регионе, особенно учитывая наличие у Индии и Пакистана ядерного оружия . Казино лотору игровые автоматы - это сотни ваших люимых слотов А сейчас и американский президент, и госсекретарь Хиллари Клинтон видят, как заявил в своем публичном выступлении помощник госсекретаря по Южной Азии Роберт Блейк по окончании визита С.М.Кришны в США, что процесс позитивного развития индо-пакистанских отношений явно набирает обороты .

Мы не касаемся здесь торгово-экономических отношений двух государств, поскольку это – тема отдельной статьи. Однако стоит заметить, что как бизнесмены двух стран, так и руководители этих государств неоднократно высказывали мнение, что, несмотря на сложности политических взаимоотношений, и торговые связи, и иные экономические контакты ни в коей мере не должны страдать . В подготовленном несколько месяцев назад докладе Плановой комиссии Индии отмечалось, что сейчас как никогда есть все условия для существенного расширения двусторонней торговли, объем которой составляет в настоящее время около 2 млрд долл., но может быть реально увеличен в течение нескольких лет до 3 млрд долл., а в дальнейшей перспективе и до 10 млрд долл. . Правда, с нашей точки зрения последняя цифра выглядит явно нереальной.

Подводя краткий итог сказанному заметим, что сейчас пакистано-индийские отношения достигли такого высокого уровня, который не наблюдался после раздела в 1947 г. колониальной Индии непосредственно на Индию и Пакистан. И даже террористические действия боевиков (в частности, взрывы в Мумбае в ноябре 2008 г.) не смогли нарушить поступательный процесс их развития. Представляется, что нынешнее руководство обоих государств всерьез настроено на то, чтобы попытаться урегулировать отношения между двумя странами, даже несмотря на существующие серьезные разногласия по основной проблеме – кашмирской.

Примечания:

В.Я.Белокреницкий, В.Н.Москаленко. История Пакистана. ХХ век. М., ИВ РАН, «Крафт+», 2008.

В.Я.Белокреницкий, В.Н.Москаленко, Т.Л.Шаумян. Южная Азия в мировой политике. М., «Международные отношения», 2003 .

Цит. по: «Le Monde». 1.06.2002. Краткий анализ как этого конфликта, так и его предыстории дан в статье В.Н.Москаленко «Спор между Индией и Пакистаном изначально носит межцивилизационный характер». «Независимая газета», 14 июня 2002 г.

Цит по: Владимир Москаленко. «Кашмирскую проблему все же придется когда-то решать». - «Независимая газета». 2 июля 2002 г.

Подробнее см.: В.И.Сотников. «Кто стоит за терактом в Мумбаи?». www.iimes.ru. 28 ноября 2008 г. Н.А. Замараева. «Индо-пакистанские отношения после теракта в Мумбае». www.iimes.ru. 4 декабря 2008 г.

The News. 28.11.2008.

The News. 20.12.2008. The News. 13.12.2008.

Dawn. 23.09.2008.

См.: Dawn. 25.01.2009., Dawn. 28.01.2009., The News. 29.01.2009. Pakistan. Times. 31.01.2009. Dawn. 3.02.2009.

Цит. по: Н.А. Замараева. «Пакистано-индийские отношения: конфликт исчерпан или новый виток напряженности?» www.iimes.ru. 9 января 2009 г.

Business Recorder. 23.01.2009. Dawn. 31.01.2009.

Dawn. 29.06.2009. Pakistan Times. 2.07.2009.

Основную их часть планировалось направить на закупки современных видов вооружений – 126 современных истребителей на сумму в 12 млрд долл., авианосца, вертолетов, артиллерийских орудий, стрелкового оружия, модернизацию уже существующих различных систем вооружений. - Dawn. 7.07.2009.

Подробнее см.: Н.А. Замараева. «Пакистан: «перезагрузка» отношений с Индией». www.iimes.ru. 1 августа 2009 г.

Hindustan Times. 31.01.2009.

Dawn. 24.05.2009. Dawn. 28.05.2009.

Dawn. 16.07.2009. Daily Mail. 17.07.2009.Washington Post. 18.07.2009. The News. 18.07.2009. Dawn. 22.07.2009.

Dawn. 17.07.2009.

Pakistan Times. 30.10.2009. Times of India. 30.10.2009.

Цит. по: Business Recorder. 8.06.2010.

Dawn. 6.12.2009.

The News. 9.06.2010.

Shahid Javed Burki. “Pakistan, India and Regional Cooperation”. «South Asian Journal». No. 4, April – June, 2004, p. 57-70. Saad Hasan. «Indian Business Houses want trade with Pakistan: Hashwani». - The News. 27.12.2009. Mohsin S. Jaffri. «Beginning with business». – “Business & Finance Review”. 1.02.2010. «Indo-Pak trade can grow upto $10bn: Indian envoy». - Dawn. 9.06.2010. «Trade between Pakistan, India: businessmen can create win-win situation, says Sabharwal». – Business Recorder. 10.06.2010.

Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны

Завоевание Индией независимости.

Развитие Индии и Паки­стана. После окончания Второй мировой войны Индия пережи­вала подъем национально-освободительного движения. Англий­ские власти, стараясь удержаться в Индии, маневрировали, со­четая методы его жестокого подавления выступлений с уступ­ками и действиями, направленными на раскол индийцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других мень­шинств в 1946 г. власти установили систему выборов в Централь­ное законодательное собрание по религиозным куриям, что обо­стрило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой. Программа ИНК включала тре­бования независимости страны и равноправия всех ее граждан, единства индусов, мусульман и приверженцев других религий. Главными требованиями Мусульманской лиги было разделение Индии на два государства по религиозному признаку и создание мусульманского государства Пакистан («страна чистых»).

ИНК и Мусульманская лига получили большинство по своим куриям, но в ряде провинций немалая часть мусульман поддер­жала программу ИНК. Подавляющее большинство населения высказалось против английского господства.

ИНК включал в себя представителей различных социальных слоев, был очень авторитетен вследствие многолетнего противо­стояния колонизаторам. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М.Ганди и Дж.Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во главе с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в прави­тельство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте вспыхнули погромы в индусских кварталах, в от­вет запылали мусульманские кварталы. Столкновения между индусами и мусульманами, перераставшие в резню, перекину­лись на другие районы страны.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о на­мерении предоставить Индии права доминиона при условии раз дела ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Паки­стан. Княжества сами решали, в какой из доминионов они всту­пят. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

За короткий период огромное число беженцев перебралось из пакистанских частей в индийские районы и наоборот. Сотнями тысяч исчислялись погибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М. Ганди. Он требовал создать приемлемые усло­вия для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало обвине­ния в предательстве интересов индусов. В январе 1948 г. М.Ган­ди был убит членом одной из религиозных индуистских органи­заций.

14 августа 1947 г. было провозглашено основание доминиона Пакистан. Главой правительства Пакистана стал лидер Мусуль­манской лиги Ликиат Али Хан. На следующий день провоз­гласил свою независимость Индийский Союз. Из 601 княжества подавляющее большинство присоединилось к Индии. Первое правительство страны возглавил Дж. Неру.

При разделе территории не учитывались ни географические рубежи, ни экономические связи между районами, ни нацио­нальный состав. На индийской территории сосредоточилось 90% всех запасов полезных ископаемых, текстильная и сахарная про­мышленность. Большая часть районов по производству хлеба и технических культур досталась Пакистану.

Самая напряженная обстановка сложилась в княжестве Каш­мир. Оно должно было войти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские войска вторглись на запад Кашмира. Махараджа заявил о присоединении к Индии, в Кашмир вступили индий­ские войска. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном и одной из главных причин индо-паки-станских войн 1965 и 1971 гг. В результате войны 1971 г. на месте Восточного Пакистана образовалось государство Бангла­деш.

В 1949 г. Индия приняла Конституцию, провозглашавшую ее федеративной республикой (союз штатов). Победу на всех вы­борах до конца 70-х гг. одерживал ИНК. Его лидеры выступали за развитие смешанной экономики при сильных позициях в ней государства. Были проведены аграрная реформа, различные со­циальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, развивалась довольно успешно. С конца XX в. в стра­не начался бурный рост передовых технологий. Было проведено испытание ядерного оружия.

Во внешней политике Индия взяла курс на неучастие в бло­ках, на борьбу за мир. Дружественные отношения поддерживались с СССР. После смерти Неру пост премьер-министра пере­шел к его дочери Индире Ганди. После убийства И. Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убийства были связаны с активизацией в стране националистического и сепаратистского движения (сикхи, та­милы). В конце XX в. ИНК переживал расколы и потерял моно­полию на власть. К управлению страной пришли представители индуистских партий (премьер-министр А. Ваджпаи). В начале XXI в. ИНК вновь завоевал большинство на выборах в парла­мент (премьер-министром стал М.Сингх).

Для политического развития Пакистана характерна неста­бильность. Большую роль в стране играла армия, часто совер­шавшая военные перевороты. Во внешней политике Пакистан придерживался проамериканского курса. Экономика страны раз­вивалась сравнительно успешно (Пакистан также создал атом­ное оружие), хотя, как и в Индии, значительная часть населе­ния продолжает жить в нищете. В начале XXI в. участились выступления с требованием усилить роль ислама в жизни обще­ства.

Развитие Китая в 50 - 70-е гг. XX в.

В результате победы коммунистов в Гражданской войне в 1949 г. остатки гоминьдановцев под прикрытием авиации и флота США бежали на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Ки­тайской Народной Республики (КНР). Народное правительство КНР возглавил Мао Цзэдун.

Новое китайское руководство взяло курс на строительство со­циализма. Была проведена национализация промышленных предприятий, на селе создавались кооперативы. В 50-е гг. Ки­тай тесно сотрудничал с СССР, который оказывал ему огромную помощь в развитии промышленности, сельского хозяйства, куль­туры. В этот период происходила успешная индустриализация страны.

В конце 50-х гг. Мао Цзэдун взял курс на сверхбыстрые тем­пы развития. Начался «большой скачок», представлявший со­бой попытку «вступить в коммунизм» под лозунгом «Несколько лет упорного труда - и десять тысяч лет счастья». В результа­те в экономике воцарился хаос, страну охватил страшный голод. Политика «большого скачка» вызвала недовольство ряда пар­тийных деятелей. Для подавления их сопротивления с 1965 - 1966 гг. по инициативе Мао Цзэдуна была организована так на зываемая «культурная революция». Силами молодежи («хун-вэйбины» - красные охранники) было развернуто наступление на чиновников под лозунгом «Огонь по штабам!». Сотни тысяч работников партии и госаппарата были казнены или выселены в дальние районы на «перевоспитание». В этот период обостри­лись отношения Китая с СССР, в 1969 г. произошли вооружен­ные столкновения (остров Даманский на реке Уссури). В 1972 г. КНР заключила договор с США.

Смерть Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 г. привела к обострению внутриполитической борьбы. Фанатичные приверженцы поли­тики Мао («банда четырех») были арестованы. Во главе партии и государства встал Дэн Сяопин, бывший сподвижник Мао, по­страдавший в годы «культурной революции». Провозглашенная в 1978 г. политика «четырех модернизаций» предусматри­вала преобразования в области промышленности, сельского хо­зяйства, культуры и перевооружение армии.

Современный Китай.

В течение 80 - 90-х гг. в Китае под ру­ководством компартии проводились серьезные реформы, рази­тельно преобразившие облик страны. Реформы начались с сель­ского хозяйства. Было распущено большинство кооперативов, каждый крестьянский двор получил участок земли на условиях длительной аренды. Постепенно решилась продовольственная проблема. Промышленным предприятиям предоставлялась са­мостоятельность, развивались рыночные отношения. Появились частные предприятия. В Китай все шире проникал иностранный капитал. К концу XX в. объем промышленного производства увеличился в 5 раз, китайские товары начали победоносную экс­пансию за рубежом, в том числе в США. Повысился уровень жизни значительной части населения.

Успешное экономическое развитие страны (рост производ­ства от 7 до 15% в год), которую стали называть «мастерской XXI века», продолжается и в настоящее время. Свидетельства­ми достижений в экономике стали запуск в 2003 г. первого ки­тайского космического корабля с космонавтом на борту и раз­работка планов полета на Луну. По уровню экономического по­тенциала Китай вышел на второе место в мире, а по ряду по­казателей обогнал и США. Свои огромные успехи китайцы на­глядно продемонстрировали во время Олимпийских игр в Пе­кине в 2008 г.

Политическая власть в Китае осталась неизменной. Попытка части студентов и интеллигенции развернуть кампанию по ли­берализации в ходе выступления на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г. была жестоко подавлена. Руководящей силой страны по-прежнему является КПК, заявляющая о «строитель­стве социализма с китайской спецификой».

Во внешней политике КНР добилась немалых успехов: к Ки­таю были присоединены Гонконг (Сянган) и Мокао (Аомынь). С середины 80-х гг. нормализовались отношения с СССР. Дру­жественные отношения установились у Китая с Россией, други­ми постсоветскими государствами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Как образовались государства Индия и Пакистан? Расскажите об их развитии.

    Как была создана Китайская Народная Республика? В чем со­стояли особенности развития Китая в 50-70-е гг.?

    Каковы направления и результаты реформ, проводимых в Ки­тае в конце XX - начале XXI в.?

    Сравните развитие Китая и Индии во второй половине XX -начале XXI в. Что было в их развитии сходного и в чем состоя­ли различия?

Отношения между Индией и Пакистаном являются напряженными из-за ряда исторических и политических вопросов. В 1947 году произошёл раздел Британской Индии , что привело к созданию напряженности вокруг статуса Кашмира и многочисленным военным конфликтам между этими двумя странами. Следовательно, даже при том, что эти два государства Южной Азии объединяют общие исторические, культурные, географические и экономические связи, их отношения полны враждебности и подозрительности. Протяжённость государственной границы между странами составляет 2 912 км . Товарообот двух стран невелик (В 2012/13 финансовом году экспорт Индии составил 2607 млн долларов, а импорт из Пакистана 542 млн долларов ), но растет. Доля Индии в пакистанской торговле составляет около 1 %, доля Исламабада в индийской торговле ещё ниже.

Индийско-пакистанские отношения

Индия

Пакистан

Обзор

После распада Британской Индии в 1947 году были сформированы новые суверенные государства: Индийский Союз и Доминион Пакистан . Раздел бывшей Британской Индии привел к вынужденному переселению до 12,5 млн человек, от нескольких сотен тысяч до миллиона человек при этом погибли . Индия стала светским государством с большинством индуистского населения и мусульманским меньшинством , Пакистан же был создан в качестве исламской республики с подавляющим большинством мусульманского населения .

Вскоре после обретения независимости Индия и Пакистан установили дипломатические отношения, но насильственный раздел и многочисленные территориальные споры резко испортили их отношения. Индия и Пакистан пережили три крупные войны , одну необъявленную войну и принимали участие в многочисленных вооруженных стычках и противостояниях. Вопрос о принадлежности Кашмира является главной причиной всех этих конфликтов, за исключением индо-пакистанской войны 1971 года , которая привела к отделению Восточного Пакистана (ныне Бангладеш).

Были предприняты многочисленные попытки улучшить отношения: в частности, саммит в Шимле , саммит в Агре и саммит в Лахоре . С начала 1980-х годов отношения между двумя странами испортились ещё сильнее, особенно после конфликта в Сиачене , восстания в Джамму и Кашмире , индийских и пакистанских ядерных испытаний, а также Каргильской войны. В то же время были предприняты некоторые меры по укреплению доверия: подписание соглашения о прекращении огня в 2003 году, запуск автобуса по маршруту Дели -Лахор . Однако эти усилия были перечеркнуты периодическими террористическими атаками. В 2001 году произошло нападение на индийский парламент, что поставило эти две страны на грань ядерной войны . В 2007 году произошёл подрыв пассажирского поезда Samjhauta Express , в результате чего погибло 68 гражданских лиц (большинство из которых были гражданами Пакистана). В 2008 году произошла Атака на Мумбаи , террористы из Пакистана убили порядка 160 граждан Индии в ходе этого нападения, в результате чего Индия прекратила мирные переговоры с правительством Пакистана .

В 2013 году, согласно проведенным опросам BBC World Service Poll , 11 % индийцев относятся к Пакистану положительно, а 45 % - отрицательно. В то же время 19 % пакистанцев относятся к Индии положительно, а 54 % - отрицательно .

Взаимная торговля

Долгое время объём индо-пакистанской торговли оставался незначительным: в 1985/86 финансовом году индийский экспорт составил 59 млн долларов, а импорт 47 млн долларов . В 2012/13 финансовом году экспорт Индии составил уже 2065 млн долларов, а импорт из Пакистана 542 млн долларов . Иногда Индия выручает Исламабад: в 1990 году она поставила в Пакистане картофель и репчатый лук, на которые был неурожай, а в 1997 году 500 тонн сахара-сырца . Основные товары индийского экспорта - овощи, фрукты и шерсть . Импорт из Пакистана главным образом представлен очищенным сахаром, органическими удобрениями, соевыми продуктами, металлопродукцией . Основные каналы торговли: морской

В первой половине июля отношения Индии и Пакистана, конфликт между которыми долгое время был в стадии «заморозки», вновь . Причиной усугубления в очередной раз стала ситуация в населенной преимущественно мусульманами провинции Джамма и Кашмир, которую оба государства считают своей территорией.

Пару недель назад индийские силы безопасности в ходе спецоперации ликвидировали одного из членов местной группировки «Хизб-уль-Муджахидин», члены которой борются за отделение от Индии. В ответ на это в провинции вспыхнули массовые беспорядки, жертвами которых, по некоторым данным , стали уже 46 человек, а еще более трех тысяч получили ранения различной степени тяжести.

Комментируя начавшиеся беспорядки, глава министерства внутренних дел Индии Раджнатх Сингх заявил, что за ними стоит Пакистан, который пытается дестабилизировать ситуацию в регионе, поддерживая действующие на его территории террористические группировки.

«Вместо того чтобы решать свои внутренние проблемы, Пакистан пытается дестабилизировать Индию», - сказал глава индийского МВД.

В свою очередь Исламабад выступил с обращением к Совбезу ООН, в котором призвал международную организацию оказать влияние на правительство Индии, по мнению Пакистана, нарушающее права человека в регионе и проводящее там масштабные политические репрессии.

В свете разгорающегося на наших глаза конфликта, необходимо подчеркнуть, что и Индия, и Пакистан являются ядерными державами. Они не раз грозились применить ядерное оружие в случае вооруженного конфликта.При этом история взаимоотношений двух государств, появившихся на мировой политической карте в 1947 году, говорит нам о том, что подобный исход вполне себе реален.

Дело в том, что оба государства на протяжении последних 60 лет не единожды воевали друг с другом, сталкиваясь во всевозможных локальных пограничных конфликтах. И основной причиной этой напряженности всегда была опять-таки провинция Джамму и Кашмир.

После раздела бывшей британской колонии Индия на, собственно, Индию и Пакистан не до конца определенной осталась судьба княжества Кашмир, глава которого был индуистом, тогда как абсолютное большинство населения исповедовало ислам - основную религию Пакистана.

Вскоре после появления двух независимых государств в княжество вторглись союзные Пакистану пуштунские племена, обитавшие рядом с афганской границей. Это стало поводом для объявления властями Кашмира о присоединении княжества к Индии, после чего к пуштунам присоединились регулярные части пакистанской армии, вошедшие на территорию княжества в 1948 году. Спустя год, кровопролитные бои с трудом были прекращены при посредничестве ООН. При этом две трети провинции остались под контролем Индии, тогда как последняя треть территории отошла Пакистану.

С тех пор вошедшие по итогам войны в состав Индии территории княжества Кашмир стали называться Джамму и Кашмир. Пакистанская же часть была названа «Свободным Кашмиром».

Несмотря на посредничество ООН, очевидно, что проблема статуса региона не была решена, а лишь отложена на неопределенный промежуток времени. Как оказалось, период этот растянулся аж на 17 лет - в 1965 году конфликт между Индией и Пакистаном вспыхнул вновь. Началось всё с приграничных артиллерийских перестрелок, после чего с обеих сторон в действия вмешались регулярные воинские подразделения. При международном посредничестве огонь удалось прекратить лишь в конце сентября того же года.

Третий виток индо-пакистанского конфликта пришелся на 1970 год. Причиной его стал внутриполитический кризис в Пакистане, начавшийся после того, как на парламентских выборах победила партия «Авами Лиг», выступавшая за независимость Восточного Пакистана (нынешний Бангладеш) от Исламабада. Глава государства генерал Яхья-Хан перебросил в Восточный Пакистан войска, которые развернули террор против сторонников независимости.

В результате в соседнюю Индию хлынули миллионы беженцев, спасавшиеся от разгула политических репрессий. После этого Индия ввела войска в Восточный Пакистан, а Ахья-Хан, желая отомстить Дели, развернул наступление на Джамму и Кашмир. Однако двукратное превосходство индийской армии в живой силе и технике, а также безнадежное положение армии Ахья-Хана в Восточном Пакистане, вынудили его сесть за стол переговоров, по итогам которых, тем не менее, Восточный Пакистан обрел самостоятельность, а Исламабад удержал контролируемые им территории бывшего княжества Кашмир.

И хотя страна и была ослаблена после этой неудачной войны, пакистанские политики не оставляли надежд вернуть всю территорию кашмирского княжества под свой контроль.

Естественно, что так и нерешенные территориальные противоречия рано или поздно должны были стать источником новых конфликтов. Более того, мелкие стычки на границах после 1970 возникали постоянно, однако до полномасштабных действий, к счастью, ни разу дело не дошло.

Последнее крупное обострение конфликта, грозившее перерасти в новую войну, произошло в 2008-2009 годах, когда группа террористов атаковала крупнейший индийский город Мумбаи. Тогда Дели заподозрил Исламабад в поддержке террористов, призвав выдать участников акции Индии. Однако Пакистан отказался это сделать. Очередной виток кризиса между двумя странами грозил перерасти в ядерное противостояние, но, к счастью, обе стороны в очередной раз вовремя нажали на «стоп-кран».

Несмотря на это как Пакистан, так и Индия уверены, что четвертая война между двумя странами неизбежна. Индийские власти даже заявляют, что она станет между двумя государствами последней, намекая таким образом на окончательную победу Дели и решение проблемы северных территорий в свою пользу.

При этом некоторые эксперты отмечают, что в тлеющем индо-пакистанском конфликте как таковых не будет ни победителей, ни проигравших. Обеспокоенность вызывает то, что активную заинтересованность в обострении проявляют преимущественно сторонники запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ). Так, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Людмила Печищева , что радикальные исламисты начинают играть всё более существенную роль в 150-миллионной мусульманской общине Индии, которая весьма влиятельна внутри страны.

Доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Ольга Солодкова заявила, что успех исламистов в местной мусульманской среде заключается в тотальной бедности индийских мусульман и отсутствии всяких перспектив для них. Исламисты же, по мнению эксперта, предлагают вариант решения этой проблемы, шанс вырваться из социального дна. Пока, к счастью, как считает эксперт, несмотря на попытки исламистов подогреть конфликт в Джамму и Кашмире, серьезного обострения там не случится.

Однако директор Центра стратегических исследований «Россия-Восток-Запад», ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников считает, что исламисты вполне могут подтолкнуть Индию и Пакистан к новому конфликту.

«Не исключаю, что если к этому руку приложит - а скорее всего уже прикладывает - ИГ, если они будут раздувать это, то может возникнуть новая конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном. ...Это чревато крупномасштабным конфликтом даже с применением тактического ядерного оружия», - сказал он.

Эксперт уточнил, что именно ИГ заинтересовано в ядерном конфликте между двумя странами.

Между тем западные СМИ пока не слишком активно и достаточно сдержанно высказываются в отношении новой волны эскалации конфликта в регионе. Так, влиятельное американское издание The New Tork Times вопрос о необходимости вмешательства в конфликт США с целью его урегулирования. При этом в статье отмечается, что Индия и Пакистан не должны навязывать региону свой протекторат - жители вполне имеют право на создание независимого государства или, по крайней мере, сами должны решить, в какой стране они хотят жить.

«Хотелось бы подчеркнуть, что необходимость нахождения приемлемого для всех решения не может быть лишь делом Индии и Пакистана. Ситуация требует участия мирового сообщества, прежде всего США. Участие Соединенных Штатов в деле урегулирования конфликта стало бы подтверждением глобальной роли Вашингтона как опоры системы международной безопасности. В сложившейся ситуации решение должно быть основано на принципах самоопределения. Люди должны иметь выбор - присоединиться к Индии или Пакистану, или создать своё собственное независимое государство», - говорится в материале.

Так или иначе, но проблема Джамму и Кашмира является одним из главных вызовов системе не только евразийской, но и глобальной безопасности. Насколько успешно она будет решена и, главное, с какими последствиями, покажет время.

Пока же мы можем отметить, что и Россия не должна оставаться в стороне. И с Индией, и с Пакистаном у нее налажены вполне доброжелательные отношения; обе эти страны претендуют на статус члена ШОС, где РФ играет ведущую роль, - все это указывает на то, что Российская Федерация может стать посредником в конфликте. Ну а как бороться с террористами, наша страна показывает наглядно и каждый день.


Общая характеристика

ПАКИСТАН, Исламская Республика Пакистан, государство в Южной Азии. Образовалось в 1947 после раздела Индии. В современных границах существует с 1971. (Приложение № 1; № 2)

Исламабад. Население – 159,20 млн. человек (2004). Плотность населения – 184 человека на 1 кв. км. Городское население – 35%, сельское – 65%. Площадь – 796 095 кв. км. Высшая точка – гора Тиричмир (7690 м). Основные языки: урду (официальный), панджаби, пушту, синдхи, балучи (белуджский). Государственная религия – ислам. Административно-территориальное деление: 4 провинции и 1 федеральный округ. Денежная единица – рупия. Национальный праздник: День Пакистана – 23 марта. Государственный гимн: «Благословенна будь, священная земля...»

На юго-западе берега Пакистана омываются Аравийским морем, на западе страна граничит с Ираном, на северо-западе – с Афганистаном, на северо-востоке – с Джамму и Кашмиром (на который предъявляют права и Индия, и Пакистан) и на востоке – с Индией. Под контролем Пакистана находятся северные и западные районы Джамму и Кашмира – т.н. Азад Кашмир (т.е. Свободный Кашмир

ПРИРОДА

Рельеф местности. (Приложение № 3) В пределах Пакистана отчетливо выделяются две крупные орографические области – Индская равнина (западная часть Индо-Гангской равнины) и окаймляющие ее с запада и севера горы и возвышенности, принадлежащие к системам Иранского нагорья и Гиндукуша и Гималаев, образовавшихся в основном в эпоху альпийского орогенеза. Индская равнина возникла на месте обширного предгорного краевого прогиба, к которому приурочены немалые запасы природного газа и нефти. В горах обнаружены значительные месторождения бурого угля, хромитовой руды и других полезных ископаемых.

Индская равнина – одна из крупнейших аллювиальных равнин тропического пояса, протянувшаяся от подножий Гималаев до Аравийского моря на 1200 км при ширине до 550 км. Почти вся ее территория расположена ниже 200 м и отличается однообразным плоским рельефом. В ее пределах различают три части: северную – Пенджаб (или Пятиречье), образованную Индом и его пятью крупными притоками (Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж); Синд – среднее и нижнее течение Инда; и пустыню Тар, находящуюся к востоку от Синда. На севере равнины многочисленны конусы выноса обломочного материала, прорезанные реками. В Синде на междуречьях сохранились следы древней речной сети, свидетельствующие о большей обводненности равнины в прошлом. Дельта Инда образована несколькими действующими руслами, отмершими эстуариями и серией древних песчаных береговых валов. В пустыне Тар распространены дюны, барханы, песчаные гряды в сочетании с солончаками, такырами и солеными озерами в понижениях. Абсолютная высота этого района от 100 до 200 м. С юга пустыня обрамлена солончаковыми низменностями Большого Качского Ранна, заливаемыми морскими приливами и во время выпадения ливневых осадков.

Горы Пакистана представляют собой молодые складчатые хребты, сложенные кристаллическими сланцами, известняками, песчаниками и конгломератами. Наиболее высокие хребты расчленены речными долинами и ущельями и увенчаны снежниками. На крайнем севере в пределы Пакистана частично заходят осевые хребты Гиндукуша с вершиной Тиричмир (7690 м), являющейся высшей точкой страны. Восточнее расположен хребет Хиндурадж, юго-западное окончание которого отделено от пограничного хребта Спингар Хайберским проходом (1030 м) – важнейшим перевалом, используемым для сообщения между Пешаваром и Кабулом. На северо-востоке на территорию Пакистана заходят западные отроги Гималаев. На севере Пакистана между Индской равниной и горами расположено песчаниковое плато Потвар со средними высотами 300–500 м, окаймленное с юга Соляным хребтом (высотой до 1500 м). Западную часть Пакистана занимают плато и горы Белуджистана, представляющие собой юго-восточное обрамление Иранского нагорья. Средние высоты этих гор обычно не превышают 2000–2500 м. Таковы, например, вытянутые в субмеридиональном направлении и круто обрывающиеся к долине Инда Сулеймановы горы. Однако на севере этих гор имеются и более высокие отдельные вершины (до 3452 м). Меридиональный хребет Киртхар с крутыми, обращенными к долине Инда склонами почти доходит до побережья Аравийского моря и понижается от 2440 м на севере до 1220 м на юге. Горы Макран, состоящие из нескольких субпараллельных хребтов высотой до 2357 м, обрамляют с юга плато Белуджистана. С севера оно окаймлено пограничными горами Чагаи, где имеются потухшие вулканы. Далее к северо-востоку простирается хребет Тобакакар (до 3149 м), у его западной оконечности расположен перевал Ходжак (Болан), через который проходит стратегически важный путь из Кветты в Кандагар (Афганистан). В горах Пакистана нередки стихийные бедствия. Так, в высокогорьях часто сходят лавины, случаются селевые паводки, камнепады, ледниковые пульсации (сёрджи). Имеется ряд сейсмически опасных районов. В 1935 от землетрясения сильно пострадал город Кветта.

Климат Пакистана формируется под сильным влиянием муссонов. На большей части страны он тропический, на северо-западе субтропический, сухой и только в горах более влажный. Средние температуры января на равнинах 12,5–17,5 0 С, июля 30–35 0 С. В высокогорьях бывают морозы до –20 0 С и даже в летние месяцы случаются заморозки. Среднее годовое количество осадков на плато Белуджистана и в долине Инда менее 200 мм, в пустыне Тар – менее 100 мм, в Кветте – 250 мм, а в горах на северо-западе страны в наиболее благоприятных условиях 500–1000 мм. В Синде оно не превышает 125 мм, и возделывание сельскохозяйственных культур там возможно только благодаря хорошо налаженному орошаемому земледелию с использованием вод Инда. В предгорных районах на севере страны количество осадков возрастает до 300–500 мм, а в горах – до 1500 мм. Максимум осадков приходится на летний муссонный период. На равнинах Пакистана испаряемость в 15–20 раз превышает количество осадков, поэтому обычны засухи.

Почвы. На Индской равнине широко распространены плодородные аллювиальные почвы в речных долинах и полупустынные сероземы на междуречьях. В горных районах последовательно снизу вверх сменяются каштановые, бурые лесные, субальпийские и альпийские горные луговые и лугово-степные почвы. В межгорных понижениях Белуджистана распространены песчаные пустынные почвы и солончаки, на юге Синда – солончаки, а в пределах пустыни Тар – бесплодные пески.

Гидрология. Крупнейшей рекой Пакистана является Инд, бассейну которого принадлежит большая часть страны. Реки на западе - или бессточные, или имеют местный сток в Аравийское море. Главный приток Инда - Сатледж, собирающий воды основных рек Пенджаба (Чинаб, Рави, Джелам, Биас) и отдающий воду крупным оросительным каналам (Дипалпур, Пакпаттан, Панджнад). На крупных реках отмечается летнее половодье, обусловленное муссонными дождями и таянием ледников в горах

Растительность. Растительность Пакистана преимущественно полупустынная и пустынная, наиболее скудная - в пустыне Тар, где преобладают песчаные гряды, полузакреплённые ксерофитными кустарниками (акации, каллигонум…) и жёсткими травами. На равнине Инда естественная растительность - полупустыни и опустыненные саванны (чий, полыни, каперсы, астрагалы…), вдоль Инда и других рек - полосы тугаев, в дельте Инда и вдоль побережья Аравийского моря - местами мангровые заросли. На Иранском нагорье распространены полупустынные формации колючих подушковидных кустарников, в горах Белуджистана - редкие заросли фисташки и арчи. В горах на севере страны на высоте 1500-3000 м - отдельные участки листопадных (дуб, каштан) и хвойных (ель, пихта, сосна, гималайский кедр) лесов. В долинах вблизи селений - плантации финиковой пальмы, цитрусовых, маслин, фруктовые сады. Вдоль оросительных каналов часты насаждения шелковицы.

Животный мир.

Винторогий козёл - один из национальных символов Пакистана.

(Приложение № 4)

Животный мир Пакистана представлен индо-африканскими, центральноазиатскими и средиземноморскими видами. Из крупных млекопитающих в горах водятся леопард, ирбис, бурый и белогрудый медведь, лисица, дикие козлы и бараны, персидская газель; на равнинах - гиены, шакалы, кабаны, антилопы, джейраны, куланы, дикие ослы, многочисленные грызуны. Разнообразен мир птиц (орлы, грифы, павлины, попугаи). Много змей, в том числе ядовитых, в Инде водятся крокодилы. Из беспозвоночных распространены скорпионы, клещи, малярийные комары. Аравийское море богато рыбой (тунец, сельдь, морской окунь, индийский лосось), ракообразными (креветки) и морскими черепахами.

НАСЕЛЕНИЕ

Демография. Численность населения страны в 2004 оценивалась в 159,20 млн. человек, тогда как в 1901 на территории, занимаемой сегодня Пакистаном, насчитывалось 16,6 млн. жителей. Следовательно, примерно за 100 лет произошло почти девятикратное увеличение населения. Средняя плотность населения в 1999 равнялась 184 человека на 1 кв. км, при максимальной плотности в Пенджабе и минимальной – в Белуджистане. Темпы демографического роста в 2003 составляли 2,01% в год. Ожидаемая продолжительность жизни – 61,3 года для мужчин и 63,14 – для женщин (2003). Пакистан пытался ограничить рост населения с помощью программы планирования семьи. В 1960-е годы правительство развернуло широкомасштабную кампанию по пропаганде противозачаточных средств, однако ими пользуются, по данным 1987–1994, лишь 12% супружеских пар.Коэффициент рождаемости в 2004 составил 31,22на 1000 человек, а коэффициент смертности – 8,67 на 1000 человек.

Миграция. С древнейших времен на территории нынешнего Пакистана происходили важные миграции населения. Во II тысячелетии до н.э. на Индостан с северо-запада вторглись арийские племена, которые принесли свой язык и новое общественное устройство. Тем же путем в 8 в. и позже сюда шли мусульманские завоеватели, вместе с ними распространялись их религия и культура. Несколько крупных миграций населения произошло в современную эпоху. С 1890 по 1920 британские колониальные власти переселили от 500 тыс. до 1 млн. пенджабцев из Восточного Пенджаба, находящегося сейчас в пределах Республики Индии, в Западный Пенджаб, т.е. на территорию современного Пакистана, для освоения земель, на которых незадолго до этого была создана сеть оросительных каналов. Массовое переселение беженцев происходило и сразу же после раздела получивших независимость индийских владений Великобритании в 1947. Примерно 6,5 млн. человек устремилось из Индии в Пакистан, а 4,7 млн. – в обратном направлении, т.е. в стране за год прибавилось 1,8 млн. жителей. Эта миграция затронула в основном Пенджаб: его покинули 3,6 млн. человек, на место которых пришло 5,2 млн. Большинство остальных беженцев осело в городах Синда, а менее 100 тыс. – в Белуджистане и у северо-западной границы. В 1970–1980-е годы многие пакистанцы покинули родину в поисках работы, и в 1984 примерно 2 млн. человек жили и трудились за рубежом, преимущественно в Великобритании и странах Среднего Востока. Однако в конце 1980-х годов шансы найти работу на нефтепромыслах Персидского залива понизились и началась массовая репатриация. Кроме того, в 1980-е годы гражданская война в Афганистане привела к переселению до 3 млн. человек в лагеря беженцев на территории Пакистана.

В самом Пакистане происходит постоянный отток сельского населения в города. В 1995 в городах проживало 35% населения страны.

Города. В составе населения крупных городов наблюдается значительная доля беженцев из Индии (мухаджиров) и их потомков. В 1951 в каждом из шести крупнейших городов беженцы составляют более 40% жителей.

Важнейший из городов – Карачи с населением ок. 9,2 млн. человек (конец 1990-х годов). Здесь преобладают говорящие на урду выходцы из Индии, важную роль играет прослойка беженцев-гуджаратцев, хотя и значительно меньшей численности. Сложились также крупные общины синдхов, пенджабцев, пуштунов и белуджей. Карачи был столицей государства до 1959, а в настоящее время является административным центром провинции Синд. Следующий по величине город – Лахор, столица Пенджаба, с населением более 5 млн. человек. В Лахоре, который многими рассматривается как средоточие интеллектуальной жизни страны, находится старейший Пенджабский университет, основанный в 1882. Фейсалабад (ранее – Лайалпур), выросший в колониальную эпоху в зоне орошаемых при помощи густой сети каналов земель, занимает третье место по численности населения (ок. 2,0 млн. человек), центр торговли сельскохозяйственными продуктами и мелкой промышленности. Четвертый по размерам город – Равалпинди на севере Пенджаба, насчитывающий ок. 1 млн. жителей. С 1959 какое-то время являлся столицей страны – до тех пор, пока в 13 км к северо-востоку от него не была отстроена новая столица Исламабад, куда в конце 1960-х годов были переведены правительственные учреждения. К другим большим пакистанский городам относятся Хайдарабад (795 тыс. жителей в 1992), Мултан, Гуджранвала и Пешавар.

Этнический состав и языки. Официальный язык Пакистана и язык межнационального общения – урду. На региональном уровне наиболее употребимы языки панджаби, синдхи, пушту (пашто), брагуи и балучи. В сферах бизнеса, образования и административной деятельности широко используется английский.

На панджаби говорит примерно 51% всего населения. Пакистанские пенджабцы-мусульмане этнически идентичны проживающим в Индии пенджабцам, исповедующим индуизм и сикхизм. На синдхи говорят ок. 22% пакистанцев. Пушту (15%) – язык пуштунов, живущих главным образом в Северо-Западной Пограничной провинции, широко распространен также в соседнем Афганистане. Белуджистан – родина говорящих на балучи и брагуи.

Два важных для страны языка привнесены в Пакистан мигрантами. Говорящие на урду мухаджиры прибыли с территории Индии, главным образом из Соединенных провинций (ныне Уттар-Прадеш) после раздела 1947, и осели преимущественно в городах, особенно синдских: Карачи, Хайдарабаде и Суккуре. Лишь ок. 8% пакистанцев считают урду родным языком, но его культурная функция исключительно велика. Урду придан статус государственного языка, его носители занимают важные позиции в государственном аппарате и бизнесе. Меньшая группа беженцев, прибывших в основном из Бомбея и с п-ова Катхиявар, говорит на гуджарати и сосредоточена в Карачи.

Панджаби, синдхи, урду и гуджарати относятся к индоарийской языковой группе, пушту и белучи – к иранской, а брагуи – язык дравидийской семьи, распространенной главным образом на юге Индии.

На языке балучи говорят 3% населения, на брагуи – 1,5%.

Религия. Государственная религия – ислам, его исповедуют свыше 97% жителей Пакистана (примерно три четверти составляют сунниты и одну пятую – шииты). Кроме того, насчитывается значительное число ахмадие. Они считают себя правоверными мусульманами, хотя правительство страны в 1974 отказалось признать членов этой секты приверженцами ислама. Христиане и индусы составляют примерно по 1,5% всего населения. Часть христиан представляют португальцы – иммигранты из Гоа, а часть – коренные жители. Индусы покинули территорию Пакистана после 1947, хотя некоторые из них продолжают жить в сельской местности в провинции Синд. В стране представлена малочисленная община парсов-зороастрийцев, говорящих на гуджарати.

В Индию, а... ... разнообразный набор сельскохозяйственных культур. 2. Сравнительная экономико -географическая характеристика европейской и азиатской частей России. Европейская... , Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана . Численность населения – величина непостоянная; она...