Какой предстает прекрасная дама в поэзии блока. Образ прекрасной дамы в творчестве блока сочинение

Великий русский поэт XX века Александр Александрович Блок прошел непростой жизненный и творческий путь. Он начинал как,символист, верящий в мистику, а в конце своего творческого пути пришел к идее беззаветного служения Родине. Александр Блок родился в семье ректора Петербургского университета, поэтому с детства он был окружен высокой культурой. Он рано начал писать стихи и так же рано увлекся философией. Все это повлияло на то, что юноша стал поэтом.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» - главное лирическое произведение в раннем творчестве Александра Блока. Он составлен из стихотворений 1899-1902 годов и отражает романтически возвышенное мироощущение юноши, находящегося в мистическом ожидании встречи с прекрасной возлюбленной. Однако цикл вышел отдельным изданием в 1904 году, в тот период, когда поэт отошел от «мигов моих пророческих стихов» и переживал духовный кризис.

3. Гиппиус так отозвалась о только что вышедшем сборнике молодого поэта: «Книжка эта родилась точно вне временности, - вне современности во всяком случае. Она и стара, и нова, хотя, может быть, все-таки не вечна, ибо соткана из слишком легкой паутины». В этом отзыве верно угадана особенность знаменитого блоковского лирического цикла - слишком легкая ткань стихотворений, которая лишь очерчивает образ Прекрасной Дамы. Тем не менее у Блока были настоящее чувство и настоящее переживание, из которого рождалась поэзия.

Все молодые годы Александр Блок был увлечен философией

В.Соловьева, который говорил, что в основе мира лежит красота. Эта красота доступна человеку лишь как недостижимый Идеал Вечной Женственности. Блока поразила эта идея, и он стал искать во всех девушках отзвуки этого идеала. Эти философские взгляды переплелись с зарождающимся чувством, так в творчестве юного поэта появился образ Прекрасной Дамы. Эта Дама является Божественным идеалом красоты и любви.

В душе Блока образ реальной девушки Любови Менделеевой и образ Вечной Женственности неразрывно связаны, их невозможно отделить друг от друга. Именно встреча с Любовью Менделеевой стала причиной создания цикла. Чувством к ней окрашены все ранние стихи Блока:

Вечереющий сумрак, поверь,

Мне напомнил неясный ответ.

Жду - внезапно отворится дверь,

Набежит исчезающий свет.

Словно бледные в прошлом мечты.

Мне лица сохранились черты

И отрывки неведомых слов,

Словно отклики прежних миров...

Стихи Блока полны грез о явлении Прекрасной Дамы, он ждет ее прихода, тоскует и мучается. Ее явление - это явление красоты и гармонии в земной мир, оно должно разрешить все существующие противоречия. Интересно, что для создания образа Прекрасной Дамы Блок пользуется в основном белым цветом. Прекрасная Дама несет с собой свет, разгоняющий мрак, а значит, любовь, счастье и радость жизни. Прекрасная Дама - это божество, она живет в ином измерении, чем поэт, поэтому он не может удержать в памяти ее образ. Для него она -прекрасное воспоминание, сон, легкая тень, видение. Он поклоняется ей, молится на нее, как на икону, и боится, что она изменит ему.

Юный Александр Блок действительно верил в то, что возможно нисхождение Красоты на землю и что это случится в современности, при его жизни. Себя он считал пророком этого явления, а имение своего деда - Шахматово - местом, куда Вечная Женственность должна явиться. Именно поэтому волны, по которым плывет ее белая ладья, -это стихи поэта. Это обстоятельство заставляет поэта упорно, вопреки сомнениям и разуму, несмотря ни на что, ждать ее прихода:

В этой выси живу я, поверь,

Смутной памятью сумрачных лет,

Смутно помню - отворится дверь,

Набежит исчезающий свет.

Лирический герой цикла неотделим от поэта, Блок совершенно не дистанцируется от него, что создает особую интимность тона цикла. Многие считали, что этот цикл - отражение любовных отношений

А.Блока и Л. Менделеевой. Но это не совсем так: здесь еще отражены философские представления поэта. Поэт видит свой идеал в том, чтобы через любовь постичь бесконечное в конечном, духовное в материальном, вечное в современном. Он пытается соединить в своем творчестве мистическое и обыденное и тем самым приблизить долгожданный момент.

Прекрасная Дама все же является своему поклоннику, но он не может ее узнать. Он замер от восхищения и ждет ее слов, но она молчит. Момент их встречи очень краток, а потом она уходит. Он даже не подозревал, что все может так повернуться: поэт считал, что Дама всегда будет с ним. Но она ведь неземная, а значит, она не может находиться в пошлом мире повседневности. Это обстоятельство причиняет поэту острую боль, его мечты разбиты, и он прозревает. Поэт не может удержать Прекрасную Даму, потому что она недостижима, как мечта. Вместе с ней он теряет все свои юношеские иллюзии и мечты, остается один на один с реальным миром. Так начинается новый этап жизни и творчества А. Блока.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» был необычным для русской поэзии. Он очень понравился символистам, хотя сам Блок не очень любил этот цикл. Современным читателям эти стихи кажутся сложными и непонятными, потому что они написаны в стиле символизма. Однако в них Блок хорошо передал драму любовного чувства, которую все испытывали в юности.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом.
В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира. Свои чувства выражал средствами символизма. Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина.
Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.

Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем. Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное. Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он?
Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям. Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа. Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик».
Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.

Александр Блок один из самых талантливых поэтов в русской классической поэзии. Его творчество необычайно изящно и таинственно. Особенно яркими являются «Стихи о Прекрасной Даме», в которых воплощаются поиски проявления «Женской Души». Возможно, его увлечение философскими учениями Владимира Соловьева обнажилось в стихах, в которых все пропитано символизмом. В этом сборнике он обращался к женщине, в которую был страстно влюблен, а, впоследствии, стал ее мужем. Женщина, в стихах поэта, предстает существом возвышенным и недостижимым. Поэт представлял ее «Царевной» и «Звездой». «Закатная, Таинственная Дева» - пишет поэт. Образ Прекрасной Дамы в стихах Блока существует в ореоле таинственности и непостижимости. Она как туман и неуловимая дымка пронизывает все и вся.

Рассматривая тему «Прекрасной Дамы» в творчестве Блока, можно заметить некоторую трансформацию его видений. Вполне возможно, эти изменения связаны с драматическими событиями в личной жизни Блока. Но, тем не менее, женщина остается для него чем-то божественным и эфемерным. В стихотворении «Незнакомка» тема безысходности и отчаяния: «…И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», сплелась с темой размышлений о прекрасной Незнакомке:

И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

В этом стихотворении поэт в достаточно концентрированном виде описывает всю ничтожность и пошлость больших городов, с каждой строчкой усиливая идею обреченности окружающего мира. И вдруг, «дыша духами и туманами», появляется Незнакомка. Вот тут и можно увидеть весь контраст и диссонанс окружающей атмосферы. Прекрасная Незнакомка является символом красоты и чистоты, она несет с собой гармонию. Интересно, что светлый образ возникает лишь на мгновение, затем оно исчезает как туман.

Вообще, в своей лирике поэт противопоставляет возвышенный лик «Прекрасной Дамы» с материальными, лишенными гармонии, вещами. Но ведь и мир менялся, а вместе с ним и образ женщины. Годы революций и смены власти в России наложили характерный отпечаток на само творчество Блока. В поэме «Двенадцать», при кажущейся простоте частушечного стиха «Дамы» предстают в совершенно другом образе:

Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая…

Образ женщины выражен таким непристойным образом в надежде на перерождение и переход из хаоса и тьмы в «светлое» будущее

Время меняется, и образы предстают в ином виде. Но «Прекрасная Дама» Блока – это один из самых необычайных образов в русской классической любовной поэзии. Погружение в тайны природы женственности всегда будут привлекать к творчеству выдающегося поэта Александра Блока.

Вариант 2

Александр Блок представляется нам как романтический поэт серебряного века, представитель символизма, воспевающий образ идеальной женщины. На его творчество оказала влияние философия В.Соловьева о Софии, Вечной Женственности. Лирика Блока пропитана образом ожидаемой, вечной, невозможной и осуществимой встречи. Она удивляет красотой слога, богатством метафор, глубоким содержанием. Отличительная особенность – сочетание мистического и бытового, отрешенного и повседневного, все противоречит всему.

Сюжет блоковской лирики вращается вокруг образа Прекрасной Дамы, встреча с которой и желанна и невозможна. «Стихи о Прекрасной Даме», цикл, написанный в период с 1897 по 1904 год, можно рассматривать как биографию поэта, так как в то время он остро переживает бурный и напряженный роман с Любовью Дмитриевной Менделеевой. Свои чувства и душевное волнение он обращает в стихотворную форму и передает читателю.

Произведения этого цикла пропитаны платонической любовью, благородного преклонения перед идеалом. Героиня – божество. Блок, устами своего героя, называет ее Прекрасной Дамой, Вечно Юной, Царицей. Но богиня недоступна, а герой всего лишь человек. Он видит себя живущим «в пыли, в уничижении» безвестным рабом. И с появлением героини мир вокруг героя, кажется, начинает преображаться, вспыхивать и окрашиваться разными красками – золотом, лазурью, синевой, ослепительной белизной.

Однако в отдельных стихах образ Дамы более конкретен, она обретает земной облик, без элементов сверхъестественного. Герой называет ее подругой желанной. Образ возлюбленной – это и символ некоей Души мира, той самой Вечной Женственности, и образ реальной девушки.

Герой с тревогой осознает, что не достигнет Девы – она так и осталась фантомом. В последующих стихах появляется новая героиня. Она тоже идеал, но другой, сравнимый со звездой, падающей с небес на грешную землю. Прекрасная Дама – символ с бесконечным количеством значений, замещается влирическоммире Блокафигурой Незнакомки.

Романтический образ возлюбленнойпредстает трагическим в поэзии Блока. Идеал недоступен - это символ. Поэт ищет свою Даму в реальном мире. Однако, ни восторга, ни покоя, достижение цели не приносит, ибо обретение идеала невозможно. В произведениях прослеживается развитие образа Прекрасной Дамы – от желанной, невозможной, недостижимой богини до реальной женщины.

Для реферата, сообщения, доклада.

Несколько интересных сочинений

  • Есть ли противоречие в сочетании «Мёртвые души»?

    Я считаю, что противоречие, конечно, есть. И оно сохранилось даже в нашу эпоху, хотя и немного изменилось.

  • Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского Ионыча

  • Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна

    Описывая приключения мальчика из низов общества и беглого негра, Марк Твен в сатирической форме представил живую картину жизни рабовладельческого Юга США. В произведении широко используется разговорный язы

  • Сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи в романе Тихий Дон Шолохова

    Автор в произведении показывает нам нелегкое время донского казачества на переломе 2-х эпох. Шло разрушение семей, погибали мужчины, но особенно все эти испытания легли на плечи женщин. В романе ярко показаны казачки

  • Главные герои рассказа Дети подземелья Короленко

    Этот рассказ показывает, что даже нищие могут сохранить себе благородство и честность. Произведение построено на контрасте, противопоставляются богатые и бедные, жизнь и смерть


Юлий Айхенвальд в книге «Силуэты русских писателей» назвал Александра Александровича Блока певцом Прекрасной Дамы, вспоминая, безусловно, о знаменитых блоковских «Стихах о Прекрасной Даме», появившихся в печати в самом начале XX века. Прекрасная Дама – образ, возникший в глубоком средневековье в эпоху рыцарского поклонения даме сердца и воспетый трубадурами Прованса. Прекрасной Дамой Александра Блока стала, как известно, Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого русского химика. Незадолго до появления своей первой поэтической книги Блок писал Менделеевой: «Ты – моё солнце, моё небо, моё блаженство». Действительно, Любовь Дмитриевна отличалась необыкновенным обаянием, поэтому едва ли случайно то, что Блок, тонко чувствующий красоту, видел в Менделеевой земное отражение божества, воплощение Вечной Женственности. Известно, что образ вечной женственности зародился в учении древнегреческого философа Платона, которое Блок очень хорошо знал.

Платоновский космос был расколот на два мира: мир вещей – сферу земной жизни растений, животных и человека, бытия предметов и мир идей – поднебесную сферу, воплощающую красоту, гармонию и мудрость. Стремление к миру идей – это и есть Эрос, представляющий собой духовную энергию, любовь и музыку, исходящую из космоса.

В пору увлечения философией Платона А.А. Блок знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва, в работах которого образ вечной женственности был центральным. Начало XX века Соловьёв предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется Бог. Всевышний явится на землю уже не в образе Иисуса Христа, а в образе Великой Премудрости – Божественной Софии. Этот образ со времён античности претерпел множество изменений, главное из которых заключается в том, что безликая энергия музыкального первоначала мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике. Вечное женственное начало вошло в историю мировой культуры в храмовом зодчестве (блистательный Софийский собор в Киеве), в строгом лике Богородицы с печальными глазами. В. Соловьёв подчёркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ вечной женственности, поскольку она есть воплощение души природы и самой вселенной. София стала душой мира, той всемирной любовью, которая объединила небо и землю.

Для А.А. Блока была важна в философии Соловьёва именно эта идея объединения музыкальной природы с образом вечной женственности. Все события, происходящие вокруг, Блок воспринимал как таинственные символы.

Такими настроениями была проникнута первая книга стихов Блока. Под прекрасной дамой, каков бы ни был реальный прообраз, вызвавший посвящённые ей стихи, поэт видел божественное, вечно женственное начало, которое должно возродить, воскресить мир. Эта идея получила отражение, например, в стихотворении Блока «Сбылось пророчество моё…». Лирический герой этого текста, увидев её святилище, «весь исполнен торжества, … упоён великой тайной». В своих стихах поэт изображает себя то рыцарем, то «стражником во храме», «хранящим огонь лампад», то одним из верных рабов, сторожащих царицу у входа в её терем, то человеком, свершающим «в тёмном храме бедный обряд» в ожидании прекрасной Дамы, то пажом, который несёт за красавицей покрывало. Вся книга первых стихов Блока проникнута пафосом ожидания, неоднократно в поэтических текстах повторяются слова «я жду», «мы ждём» и т.д. Например, в стихотворении «» поэт пишет:

«Предчувствую Тебя. Года проходят Предчувствую Тебя мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя».

Это же чувство выражено и в стихотворении «Я жду призыва, жду ответа», где есть строки: «Я жду – и трепет объемлет новый,

Всё ярче небо, молчанье глуше…

Ночную тайну нарушит слово…

Помилуй, Боже, ночные души!»

В реальной жизни герой книги «Стихи о Прекрасной Даме» чувствует себя одиноким, земля для него пустынна. Только в идеальном мире поэт ощущает свободу и радость бытия. Всем предметам и переживаниям поэт придаёт смысл иносказания. Например, в ранних стихах Блока река предстаёт не только как водный поток, но и как символ границы, отделяющей лирического героя от идеала. Такие слова, как дверь, ступени, небеса, заря, берутся поэтом в особом, условном значении. Только в последних стихотворениях книги образы обретаю конкретность, становятся более жизненными, из-за куполов таинственных храмов проступают стены простых домов и даже фабрик, исчезают лики ангелов, но появляются лица людей. Мир намёков и отзвуков постепенно исчезает, появляется мир танца.

Если в самых ранних стихах Блока (1904) Прекрасная Дама показана чаще всего как Богоматерь, то начиная с поэтических текстов 1905 года этот образ трансформируется. Например, в стихотворении «Пляски осенние» (1905г). Прекрасная дама явлена в нём как женщина танцующая, и её пляска сопровождается «волнением», полыханием сразу трёх стихий: воды («ниспадают струи», «реющая влага», «всплески»), воздуха («в небеса уходит мольба», «легкокрылая младость») и огня, который здесь образно характеризует яркие краски осени («ткань золотая», «золотое кольцо»). Осенняя пляска в этом стихотворении – это не только движения влажного воздуха, ветра, листьев по золотому лесу, не только кружение осенней девы и её подруг, но и музыка сначала «золотой трубы», а потом и «звенящего голоса», и, в конце концов, «музыка влаги». В этом стихотворении перед нами олицетворена душа языческой природы, языческий вариант Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природных стихий.

Прекрасная Дама будет появляться в стихах Блока то как Незнакомка, то как снежная маска, то как Кармен, то как Коломбина. Существует версия, что Последней прекрасной Дамой Блока стала главная героиня поэмы «Двенадцать» «толстоморденькая» Катька.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне - изменишь облик

Ты, И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.

Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она - небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:

Прозрачные, неведомые тени

К тебе плывут, и с ними

Ты плывешь,

В объятия лазурных сновидений,

Невнятных нам, -

Себя Ты отдаешь.

Она недоступна герою, потому что он - только человек, земной, грешный, смертный:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,

Узрев на миг бессмертные черты,

Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

Тебя поет. Его не знаешь Ты...

Лирический герой цикла, двойник поэта -

Порой слуга, порою милый, И вечно - раб.

Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд,

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

Во всем герою чудится ее присутствие - в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:

С той поры, что ни ночь, что ни день,

Надо мной твоя белая тень,

Запах белых цветов средь садов,

Шелест, легких шагов у прудов...

При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо:

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо...

Вот плывут ее вьюжные трели,

Звезды светлые шлейфом влача...

“Мне не слышны ни вздохи, ни речи”, - говорит герой.

Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”, “таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.

В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:

Звездой кровавой ты текла,

Я измерял твой путь в печали,

Когда ты падать начала.

Метафизическое падение Девы тревожит и печалит

Героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную

На неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что

И этот взор не меньше светел,

Чем был в туманных высотах.

Спустившись с “небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка - сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”, говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами” героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:

Шлейф, забрызганный звездами,

Синий, синий, синий взор.

Меж землей и небесами

Вихрем поднятый костер.

Так образ мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:

Средь этой пошлости таинственной,

Скажи, что делать мне с тобой -

Недостижимой и единственной,

Как вечер дымно-голубой?

Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в то же время -

В час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной - опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Но - как знать? Может быть, это - вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы - Вечной Женственности желанной подруги - падшего ангела - Незнакомки.