Князь серебряный очень краткий пересказ. Князь серебряный, сюжет, персонажи романа, работа над книгой, отзывы современников, экранизации, библиография

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".


Почему мы, так часто принимая помощь от близких людей, не благодарим их за это? Что мешает нам выразить им благодарность? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Н.И. Пирогова.

В своём тексте автор поднимает проблему благодарности близким людям. Он рассказывает нам о людях, которые оказали ему в жизни бесценную поддержку. А вот отблагодарить он их не смог по разным обстоятельствам. Что называется, остался должен. Самый священный долг «был долг благодарности моей матери и старшим сёстрам».

Когда он учился после смерти отца, эти три женщины содержали его. «Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня задуматься о том, почему нам так трудно быть благодарными.

Позиция автора понятна: мы чувствуем благодарность к близким людям, ощущаем себя в долгу перед ними за их поддержку нас в трудные минуты. Но мы не умеем своевременно благодарить, о чём сожалеем потом всю жизнь. Быть истинно благодарными очень трудно.

Я разделяю точку зрения автора. Очень часто поддержку близких людей, особенно в юные годы, мы воспринимаем, как что-то само собою разумеющееся. И только с годами понимаем, насколько она была для нас бесценна. Мы понимаем, что не всем так везёт с близкими. Некоторые не получают этой поддержки. Когда приходит мудрость, бывает, что благодарить уже некого. Вот и накапливаются долги, от которых тяжело на сердце. В художественной литературе мы часто встречаем примеры как благодарности близким, так и неблагодарности. Попробую привести примеры.

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» необъяснимую неблагодарность проявляет дочь Настя к собственной матери, Катерине Петровне. Дочь живёт в Ленинграде и уже три года не навещает мать. Она находит себе различные оправдания: работа, погода, ещё успею. Настя, получив телеграмму, где узнаёт, что Катерина Петровна тяжелобольная, гонит от себя мысли о матери. Но всё, даже статуя Гоголя, напоминают ей о её неправильном отношении к близкому человеку, которая так много дала ей в жизни, которая любит её и ждёт. Настя приедет к матери, но будет уже слишком поздно. Она поймёт, что потеряла единственного близкого и родного человека, но будет уже слишком поздно. Откуда такая неблагодарность к самому близкому человеку, маме? Непонятно. Но с этим тяжелым грузом ей придется жить дальше. Долг, который уже некому оплатить.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» тёплые, доверительные отношения связывают Наташу Ростову с матерью графиней Ростовой. Когда заболеет Наташа после неудавшейся попытки сбежать с Анатолем Курагиным, мать не будет отходить от неё, делая всё, чтобы помочь дочери оправиться от болезни, снова вернуться к жизни. И это не месяц, не два, а целый год. Когда горе ударит по матери, любимого сына Петю убьют в первом же бою, уже Наташа не отойдёт от матери. Теперь она вместе с матерью переживает это тяжёлое горе для их семьи, она постепенно возвращает графиню, которой не хотелось больше жить, к жизни. Это и есть настоящая благодарность. Отблагодарить за добро добром.

Таким образом, мы видим, как значима и бесценна для нас поддержка близких людей. Как нужна она нам в трудные минуты жизни. Нужно благодарить близких за это. Словом, добром. Нужно обязательно быть благодарными, чтобы не сожалеть о неоплаченных долгах всю жизнь.

Обновлено: 2018-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В сегодняшней работе мы приведем аргументы проблемы благодарности. Как известно, сочинения на едином государственном экзамене пишутся по особому алгоритму. Чем подробнее вы раскроете тему, тем больше баллов сможете получить.

Какие темы наиболее часто встречаются? Это проблема любви к матери и родине, бесчеловечности, благородства, внутренней культуры человека и, конечно, проблема благодарности. Примеры в сочинении необходимо привести из литературы, кинематографа или жизни. Сейчас мы вам упростим задачу и подробно распишем некоторые из них.

Сочинение ЕГЭ

В статье нами будет рассматриваться проблема благодарности. Сочинение на едином государственном экзамене стоит начинать с ссылки на слова автора, ведь творческую работу мы пишем по отрывку, где явно видны некоторые проблемы.

В билетах единого государственного экзамена эта тема часто затрагивается И. Ильиным. Можно сочинение начать таким образом: проблема затрагивается известным критиком И. Ильиным . Далее нужно выразить свои мысли относительно проблемы. Пример: благодарность - это невероятное чувство, которое присуще всем живым существам нашей планеты… В нашей творческой работе затрагивается проблема благодарности, обязательно стоит приводить максимально раскрывающие ее суть.

После того, как вы отразили свою точку зрения на данную нужно написать один небольшой абзац, где вы объясните: согласны ли вы с автором или нет и почему. Далее вы увидите пример данного абзаца. Я полностью согласен с автором, чувство благодарности дарит людям радость и любовь. Последние являются нашими проходными билетами в светлое будущее. Наверняка, каждый из нас туда стремится. Очень жаль, что не все люди способны испытать данное чувство.

Только после данных слов необходимо переходить к аргументам проблемы благодарности.

«Уроки французского»

Хорошим и ярким примером является произведение Валентина Григорьевича Распутина, которое называется «Уроки французского». Главная героиня - это добрый, отзывчивый, сострадающий и бескорыстный человек Лидия Михайловна, которая всеми способами помогает своему ученику пережить страшные голодные времена.

Учительница английского языка выдумывает все новые и новые способы помощи пятикласснику. Попытка отправить посылку с продуктами не увенчалась успехом, ведь мальчик отверг ее помощь. Тогда изобретательная Лидия Михайловна предлагает сыграть в придуманную игру на деньги, которая называется «замеряшки». Мальчик думает, что игра - это честный способ заработать денег, и соглашается с предложением учителя.

Узнав о данном происшествии, директор школы увольняет учительницу английского языка. Только вся проблема кроется в том, что он не разобрался в причине такого поступка Лидии Михайловны.

После данного происшествия женщина отправляется к себе на родину, но ее чувства к мальчику настолько глубоки, что она стремится ему помочь, даже находясь за много километров от него. Это очень яркий аргумент проблемы благодарности. Мальчик на всю свою жизнь запомнит данные уроки доброты и своего учителя. Лидия Михайловна испытывает только положительные чувства и никогда не винит мальчика в том, что она лишилась работы. В посылке, которую она отправила ученику с Кубани, были яблоки, которые мальчик видел только на картинках в книгах.

«Капитанская дочка»

Аргумент проблемы благодарности можно привести из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение описывает события, происходящие в момент восстания Е. Пугачева. В повести мы видим жесты благодарности сразу от двух героев. Начнем с самого начала.

Главный герой (Петр) отправляется на место прохождения службы в сопровождении Савельича. На их пути встречается сильнейшая метель, в результате данного происшествия герои сбиваются с пути. Тогда им на помощь приходит мужик, который просто им указывает дорогу. Гринев был очень рад помощи и хотел отблагодарить мужика, тогда Петр решает подарить ему свой заячий тулуп.

Тот самый мужик, который в свое время направил Гринева в нужное ему направление - это Пугачев. Далее в романе встречается сцена взятия Белогородской крепости, где Пугачев узнает Петра и дарит ему жизнь, отменяя смертный приговор. Что его сподвигло совершить данный поступок? Конечно, благодарность главному герою за услугу, которую оказал Гринев Распутину, который в тот момент находился в бегах от «своих недугов».

Несмотря на то что Пугачев сделал ему такой как сохранение жизни, он предложил поступить к нему на службу. Даже после отказа он не отпускает героя с пустыми руками, а дарит лошадь, клячу и шубу. Пугачев - это неоднозначная личность, которая способна на благородные поступки.

«За имя мое»

Привести довольно яркий аргумент можно даже из художественных фильмов. Например, фильм «За имя мое» очень хорошо освещает суть проблемы. Стоит отметить, что даже дети способны на такое невероятное чувство. Главная героиня Аня благодарна священнослужителю за то, что он дал ей это имя. Она полностью доверяет этому человеку и открывает все свои сокровенные тайны.