Краткое содержание рассказа уроки французского 6.

Первая публикация произведения состоялась в 1973 году. Рассказ автобиографичен. В основу сюжета заложены события послевоенного времени, когда автору, чтобы добраться до школы, ежедневно приходилось преодолевать несколько километров. Краткое содержание рассказа Распутина «Уроки французского» познакомит читателя с непростым периодом в жизни маленького мальчика, слишком рано столкнувшегося с суровыми реалиями жестокого мира.

Главные герои

  • Рассказчик – от его лица ведется повествование. Он же главный герой. Мальчик одиннадцати лет из бедной семьи, которому, чтобы выжить, приходилось играть на деньги.
  • Лидия Михайловна – классный руководитель главного героя. Учительница французского языка.

В селе только начальная школа. Для получения дальнейшего образования необходимо добираться до райцентра, находящегося в 50 километрах от дома. Матери пришлось подсуетиться, поуговаривать подругу приютить у себя «квартиранта» на время учебы. Непросто далось женщине решение отправить старшего сына в райцентр. На ее шее сидело еще двое нахлебников, росших без отца. Год выдался неурожайный. Жили впроголодь, питаясь тем, что бог пошлет, а так одним едоком меньше.

Учеба давалась легко. В деревне все считали главного героя самым башковитым, и под давлением местных жителей женщине пришлось согласиться с тем, что пусть парень едет, учится дальше. Разве мог парнишка знать заранее, что его ждет на новом месте. В школе проблем с учебой не возникло, кроме уроков французского языка. Ну никак он не давался, особенно хромало произношение. Учительница французского в бессилии опускала руки, пытаясь научить правильно произносить слова, но безрезультатно.

В свободное от учебы время гуляли с пацанами, играли, но стоило остаться в одиночестве, неизменно накатывала тоска. Хотелось домой, к маме, к друзьям. Жить среди чужих людей оказалось непросто. Когда мать приехала, не сразу узнала сына, настолько он похудел. Испугавшись за его здоровье, она решает забрать его обратно в село, но у главного героя хватило ума не поддаться минутной слабости и уехать домой. Он убегает. Мать вернулась домой одна.

Причиной худобы являлась не тоска по дому, а вечное недоедание. Продуктов, что посылала мать, не хватало. Они исчезали так же быстро, как появлялись. Кто-то явно подтаскивал их, но поймать виновника не получалось. О хищениях он не стал рассказывать матери, чтобы не расстраивать лишний раз.



Однажды соседские мальчишки предложили легкий способ подзаработать деньжат. Заключался он в игре на деньги. Федька привел в свою компанию, познакомил с ребятами, научил основным правилам игры. Ничего сложного. Главное вовремя остановиться. Удалось срубить рублик и хватит на день грядущий. Рубль смело можно обменять на молоко. Оно придавало силы, утоляло голод. Однажды терпение ребят лопнуло. Не нравились им то, что они проигрывают, а главный герой постоянно при деньгах. Они избивают его.

В школе сразу заметили яркий фингал под глазом. От Лидии Михайловны скрыть синяк не удалось. На правах классного руководителя она стала задавать вопросы по поводу так называемого ранения. Один из одноклассников сдал его, рассказав, что они с ребятами играют на деньги. Учительница попросила остаться после уроков на разговор. Спасибо, что к директору не повела объясняться. С ним шутить не рекомендуется.

Под взглядом ее внимательных глаз пришлось рассказать всю правду. Признаться, что деньги меняются на молоко, что выигранные суммы не превышают рубля. Учительница была удивлена, что он ограничивается такой суммой, но промолчала.

С играми пришлось завязать. Пообещал, надо выполнять. Правда, недолго удалось продержаться без денег. Пришлось снова начать играть. Было стыдно и неловко, но голод заставил. На четвертый день снова драка. Лидия Михайловна, увидев разбитую губу, все поняла без слов. В качестве наказания она решила заниматься французским языком в индивидуальном порядке.

Занятия проходили у нее на квартире. Учительница постоянно пыталась накормить голодного ученика, но ему было стыдно и неловко ужинать у нее. Он вскакивал и уходил. Однажды в школу принесли посылку. Главный герой подумал, что от матери, но по-содержимому посылки догадался, что не от нее. Учительница, увидев перед собой посылку, сделала вид, что понятия не имеет о чем речь. Потом призналась, что хотела как лучше.


Уроки французского продолжались. Для главного героя стало полной неожиданностью, когда учительница предложила сыграть с ней на деньги. Монета ударялась о стенку, а дальше до нее необходимо дотянуться пальцами от своей монеты к чужой. Кто дотянется, того и выигрыш.

За этим занятием их застал директор школы, проживающий за стенкой. Он зашел в самый неподходящий момент. Игра была в самом разгаре. Василий Андреевич потребовал объяснений. От возмущения у него сперло дыхание. Ему не хватало слов выразить негодование. В его глазах игра на деньги учителя со своим учеником выглядела настоящим преступлением.

Через три дня после случившегося, учительница уехала. Перед самым отъездом они встретились и поговорили. Она объяснила причину отсутствия в школе. Сказала, что уезжает к себе на Кубань. С тех пор ее не видели. Однажды, среди зимы вновь в школу пришла посылка, наполненная макаронами и яблоками. До этого яблоки ему приходилось видеть только на картинках.

Одно из лучших произведений В. Распутина - книга «Уроки французского», краткое содержание которой предлагается в статье. Она посвящена А.П. Копыловой - учительнице писателя, впервые заставившей задуматься подростка о том, что такое доброта, человечность, готовность пожертвовать собой ради благополучия другого.

Начало самостоятельной жизни

Повествование ведется от первого лица и представляет собой воспоминания взрослого человека о наиболее значительных днях своего трудного детства.

Действие происходит в 1948 году в сибирской деревне. Главный герой - восьмилетний мальчик, являвшийся в семье старшим из трех детей. Матери приходилось воспитывать их одной, но, видя прекрасные способности сына к учебе, она решается отдать его в 5-й класс районной школы. Это было в пятидесяти километрах от дома, и потому мальчик, никогда прежде не расстававшийся с родными, чувствовал себя там очень одиноко. Жил он у знакомой матери, тоже без мужа воспитывавшей детей.

Учеба давалась легко, проблемы вызывал только урок французского. Распутин (краткое содержание передает лишь основные моменты рассказа) отмечал, что его деревенский выговор всячески противился иностранным словам. И всякий раз учительница, Лидия Михайловна, начинала морщиться и закрывать глаза от безысходности.

Игра в чику

Еще одной проблемой был постоянный голод. Продуктов мать передавала мало, и те заканчивались очень быстро: то ли хозяйка помогала, то ли ее ребятишки. Потому герой стал сразу съедать все продукты, а потом несколько дней «подсаживал зубы на полку». Пару раз мать передавала деньги: немного, но по баночке молока пять дней покупал. Чаще ложился спать, выпив кипятка.

Краткое содержание произведения «Уроки французского» продолжается рассказом о том, как герой начал играть на деньги. Однажды Федька, хозяйкин сын, повел его за огороды. Там мальчишки играли в чику. Пока денег у мальчика не было, он внимательно наблюдал и вникал в правила. А когда деревенский шофер привез деньги от матери, решил вместо покупки молока попытать счастья в игре. Сначала он проигрывал, и потому по вечерам прибегал на поляну, доставал спрятанную шайбу и тренировался. Наконец герой впервые оказался в выигрыше. Теперь он каждый вечер имел деньги на молоко. Многого не хотел - выигрывал рубль и тут же убегал. Это стало причиной неприятной истории, которая вскоре произошла на поляне. Вот ее краткое содержание.

«Уроки французского» содержат рассказ о мальчишках, собиравшихся за огородами. Главным был Вадик - самый старший. Он руководил игрой и какое-то время не трогал мальчика. Но однажды остановил его, когда тот собрался уходить. Вадик, наступивший на монету, заявил, что она от удара не перевернулась, а значит, выигрыша нет. В результате герой попытался что-то доказать, и его избили.

Трудный разговор

Утром Лидия Михайловна, которая являлась еще и классным руководителем, сразу заметила синяки на лице мальчика. После занятий она оставила ученика для разговора. Приводим его краткое содержание.

«Уроки французского» подчеркивают контраст между героями. Лидия Михайловна была аккуратной, красивой, от нее всегда исходил приятный запах духов, отчего она казалась мальчику неземной. Он же ходил в перешитой отцовской одежде, старых чирках, каких в школе ни у кого больше не было. И вот теперь он отвечал на ее вопросы о том, куда тратит выигранные деньги. Автор подчеркивает, что новость о молоке стала для учительницы полной неожиданностью.

До директора это происшествие не дошло, чему герой был очень рад.

Мучительные занятия с Лидией Михайловной

Осенью дела у героя стали совсем плохи: шофер уже не приезжал, а привезенный им мешок картошки буквально испарился. Мальчику пришлось опять идти за огороды. Однако на четвертый день его вновь избили, и Лидия Михайловна, увидев на его лице синяки, пошла на хитрость. Она решила давать ему у себя на дому индивидуальный урок французского.

Распутин (краткое содержание не рассказывает в полной мере о том, как тяжело давались герою эти посещения учительницы) отмечает, что мальчик терялся от страха и всякий раз не мог дождаться окончания занятия. А Лидия Михайловна сначала пыталась пригласить его к столу, а когда поняла, что это бесполезно, отправила посылку. Открыв коробку, мальчик обрадовался, однако тут же спохватился: откуда у матери макароны? Их сроду в деревне не было. А еще гематоген! Он сразу же все понял и отправился с посылкой к учительнице. Та искренне удивилась, что можно питаться только картошкой, горохом, редькой… Такой была первая попытка помочь способному, но голодающему ученику. Мы описали ее краткое содержание. Уроки французского у Лидии Михайловны продолжились, но теперь это были уже настоящие занятия.

Игра в «замеряшки»

Через пару недель после истории с посылкой учительница завела разговор о чике, как будто бы для того, чтобы сравнить ее с «замеряшками». На самом деле это был единственный способ помочь мальчику. Сначала она просто рассказала ему о том, как девчонкой любила играть в «пристенок». Потом показала, в чем суть игры, наконец, предложила попробовать свои силы «понарошку». А когда правила были освоены, отметила, что играть просто так неинтересно: деньги добавляют азарта. Так продолжается краткое содержание рассказа.

Урок французского теперь проходил быстро, а потом они начинали играть в «пристенок», или «замеряшки». Главное, мальчик мог каждый день покупать молоко на «честно заработанные».

Но однажды Лидия Михайловна стала «махлевать». Это случилось после того, как герой понял, что она ему подыгрывает. В результате возникла словесная перепалка, последствия которой оказались трагичными.

Разговор с директором: краткое содержание

«Уроки французского» заканчиваются не очень весело для героев. Они так увлеклись спором, что не заметили, как в комнату - она находилась при школе - вошел директор. Ошеломленный увиденным (классный руководитель играет со своим учеником на деньги), он назвал происходящее преступлением и даже не попытался разобраться в ситуации. Лидия Михайловна попрощалась и уехала спустя три дня. Больше они никогда не виделись.

Среди зимы в школу пришла посылка на имя мальчика, в которой лежали макароны и три яблока с Кубани.

Таково краткое содержание рассказа, урок французского в котором стал, может быть, главным нравственным уроком в жизни героя.

«Уроки французского» - рассказ русского писателя Валентина Распутина 1973 года. В произведении автор рассказывает о своей жизни, о своих взлётах, падениях.

«Уроки французского» краткое содержание читать

События рассказа случились в 1948 году, когда на дворе стоял голод послевоенных лет.

Главный герой - одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведётся повествование. Мальчик был старшим в семье из трех детей, отца у них не было. Мать с трудом находила хоть какие-то крохи еды, чтобы прокормить детей, а он ей помогал. Порой зерна овса и глазки проросшей картошки были единственным, что они «сажали» в своем животе. До одиннадцати лет он жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», в деревне «признавался за грамотея», писал за старух и читал письма, проверял облигации.

Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа, и поэтому, чтобы продолжить учиться, об был вынужден уехать в райцентр. В это тяжёлое время мать собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод ещё сильнее, потому что в деревне легче найти себе еду, а в городе всё нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тёти Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился на одни пятёрки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза.

В свой очередной приезд мама заметила, что мальчик сильно исхудал. Она думала, что это от переживаний и скуки по дому, хотела даже забрать его домой. Но мысль, что придется оставить учебу останавливала. На самом деле такое недоедание было связано с тем, что часть присланных мамой продуктов куда-то пропадала, а мальчик не мог понять куда. Он подозревал тетю Надю, которой нужно было накормить трех детишек, но никому не говорил. В отличие от деревни, здесь даже рыбу нормальную нельзя было словить или съедобных корешков накопать, так он и оставался сутками голодный. Зачастую его ужином была лишь кружка кипятка.

Однажды главный герой узнаёт, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими ребятами. Правила были просты. Монеты складывались стопкой, решкой вверх. Для того, чтобы выиграть нужно было ударить по стопке так, чтобы как можно больше монет перевернулось орлом вверх. Это и был выигрыш. Туда ходил и одноклассник мальчика – суетливый Тишкин. Играть научились быстро, но выигрыш всегда был мизерный. Больше всех выигрывал Вадик, так как жульничал. Когда мальчик попытался уличить его в этом, тот его избил.

На следующий день мальчик приходит в школу весь избитый, и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор. Лидия Михайловна думала, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. После этого ее отношение изменилось, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из застенчивости и гордости.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала мальчику и хотела немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он недоедает. Но он не хотел принимать помощи благородной учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой (макаронами, сахаром и гематогеном), но он отдал её обратно, так как понимал, что мать такие продукты не может позволить ему купить, а от постороннего человека он это принять не мог.

Тогда Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником преступлением, и даже не разобрался по существу, что заставило её пойти на это. Женщину увольняют и она уезжает к себе на Кубань, но учительница не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и даже с яблоками, которых мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна - добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чём не винит мальчика и не забывает о нем.

«Уроки французского» краткое содержание для читательского дневника

Дело было в 1948 году, когда на дворе стоял голод послевоенных лет. Даже в деревне жить трудно. Рассказчик — мальчик 11 лет, он уезжает в районный центр учиться, потому что в его деревне только начальная школа. Он пятиклассник. Все время хочется есть, но он понимает, что мать не может помочь деньгами. Мальчик начинает играть в игру на деньги, но местные мальчишки играют нечестно, однажды его избивают за правду. Молоденькая учительница, которая сразу поняла причину его игры в «чику» назначает ему дополнительные занятия по французскому языку у себя дома. Она всегда готовила ужин от которого мальчик всегда отказывался и убегал. Тогда Лидия Михайловна, предложила ему играть в «замеряшки» на деньги, она поддавалась, чтобы он выигрывал деньги на молоко. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала к себе на Кубань. А после зимы она прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которые он видел только на картинке.
«Уроки французского» — рассказ о добрых и отзывчивых людях.

«Уроки французского» - рассказ русского писателя Валентина Григорьевича Распутина.

Персонажи рассказа «Уроки французского»

Основными героями являются:

  • рассказчик – мальчик, главный герой;
  • мама рассказчика;
  • Лидия Михайловна – учительница французского языка;
  • тетя Надя – женщина из райцентра, у которой жил главный герой;
  • мальчики Вадик и Птаха, играющие в «чику»;
  • директор школы.

Сюжет рассказа

Действие происходит в послевоенное время. Тогда люди еще не оправились полностью от голода и лишений. Одиннадцатилетний мальчик, главный герой, переезжает из родной деревни в райцентр учиться. Жить ему приходится у тети Нади.

Жизнь мальчика очень нелегка. Он страдает от постоянного голода и тоски по дому. Его мать присылает ему скромные посылки с хлебом и картошкой, но эту еду у него постоянно крадет семья тети Нади.

Главный герой - очень смышлёный и грамотный мальчик, ему легко даются все предметы в школе, кроме французского языка. Возможность подтянуть язык усугубляет еще и его малокровие – у мальчика нередко кружится голова.

Чтобы заработать на молоко для лечения малокровия, главный герой идет играть с дворовыми мальчиками в «чику» на деньги (с помощью шайбы на земле нужно перевернуть монеты с решки на орел). Разобравшись в игре, мальчик начинает выигрывать. За это его сильно избивают местные мальчики – Вадик и Птаха.

Учительница французского – Лидия Михайловна видит бедственное положение главного героя, жалеет его и хочет ему помочь. Она приглашает его к себе домой на дополнительные уроки французского языка. Параллельно она пытается накормить мальчика, но тот из-за гордости отказывается.

Тогда учительница придумывает игру в «замеряшки», чтобы мальчик мог выигрывать у нее деньги и на них покупать молоко. Главный герой соглашается, и начинает выигрывать у учительницы. Вскоре об этом узнает директор школы. Считая такое поведение Лидии Михайловны неподобающим, он увольняет учительницу, и та уезжает домой на Кубань.

Лидия Михайловна – олицетворение добра, милосердия и сострадания в рассказе. Зимой она присылает мальчику посылку с едой и тремя красными яблоками. Яблоки мальчик пробует впервые в своей жизни; до этого он их видел только на картинках.

Из-за того, что в деревне не было соответствующего образования, мальчику Ване пришлось переехать в райцентр и продолжать учебу там. Но рядом с ним не было его матери и родных. Жил он бедно, не хватало даже на молоко. Ваня начал играть с мальчишками в игру на деньги, так у него появлялись мелкие средства на еду. Однажды Ваню мальчишки побили, потому что тот стал слишком часто выигрывать. В школу он пришел с синяками на лице. Учительница французского пожалела. Она также решила давать ему уроки французского на дому, из-за плохого произношения Вани. Она узнала о том, что у Вани часто не хватает денег на еду. Она решила ему помочь, но тот напрочь отказался принимать подарки от учительницы. Тогда учительница решила придумать игру на деньги, и вместе с Ваней они начали играть каждый раз, когда Ваня приходил на частные уроки. У Вани появились деньги. Однажды директор школы узнал о том, что Ваня и учительница играют в игру на деньги, и учительница уехала навсегда из райцентра к себе домой.

План пересказа

1. Мальчик уезжает из родной деревни в райцентр продолжать свое образование.
2. Трудная жизнь героя в городе.
3. Федька, сын хозяйки, знакомит его с ребятами, которые играют на деньги.
4. Мальчик учится играть в «чику», начинает выигрывать и покупает на выигранные деньги молоко.
5. Героя бьют нечестно играющие ребята.
6. Тишкин рассказывает учительнице о том, что мальчик играет на деньги.
7. Лидия Михайловна начинает заниматься с ним французским языком индивидуально.
8. Мальчик получает посылку с макаронами.
9. Герой рассказа делает успехи во французском.
10. Лидия Михайловна учит его играть в «замеряшки».
11. Мальчик снова выигрывает деньги, на которые покупает молоко.
12. Директор школы узнает об игре.
13. Лидия Михайловна уезжает. Посылка с макаронами и яблоками.

Пересказ

В голодные послевоенные годы герой приезжает из деревни в райцентр продолжать учиться. Он поступает в пятый класс, живет у знакомых матери, страдает от недоедания, одиночества и тоски по дому. Чтобы как-то прокормиться, герой начинает играть в «чику» с местными мальчишками и быстро понимает, что эта игра нечестная. Но выхода у него нет, сам он играет честно и выигрывает каждый раз только рубль — на молоко. Честной игры ему не прощают: героя подло и жестоко избивают.

В школе приходится объяснять последствия драки — разбитое лицо. Герой не рассказывает правды, но и врет неумело — в этом сказывается его природная честность. Мальчику грозит исключение из школы, и он боится не столько наказания, сколько позора, боится показаться ненадежным человеком. Выручает его учительница: она поняла, что мальчик попросту голодает, и решила помочь ему. Начала она с того, что стала с ним дополнительно заниматься французским языком.

Автор пользуется приемом антитезы (противопоставления). Умная, красивая, хорошо одетая женщина, которую не портят даже слегка косящие глаза, «была учительницей не арифметики какой-нибудь, ни истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому». Кого же она видит перед собой? «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, не опрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки, в перешитых из отцовских галифе». Да, ученик и учительница не похожи друг на друга, но у них есть то, что их объединяет. Лидия Михайловна говорит: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».

Лидии Михайловне быстро стало ясно, что прямой помощи ученик не примет, и тогда она сама решила играть с ним на деньги — в «замеряшки», незаметно подыгрывая, поддаваясь. Благодаря «честно выигранным» деньгам он снова мог покупать молоко. Кроме того, учительница пробудила интерес мальчика к французскому — он стал делать значительные успехи.

Однажды Лидию Михайловну и мальчика застал за игрой в «замеряшки» директор школы. Объяснять ему что-либо было бесполезно. Через три дня Лидия Михайловна уехала из райцентра и прислала на Новый год мальчику посылку: макароны и яблоки. Он понял, что не одинок, что есть на свете добрые, отзывчивые люди.