Литературные жанры лирика с определением. Будьте всегда в настроении

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Это ясно видно не только в произведениях, в которых отсутствуют сколько-нибудь наглядные образы внешнего мира («И скучно и грустно...» Лермонтова), но и в описательной, повествовательной лирике; здесь переживание передано через эмоциональную экспрессию речи, характер тропов и др. («Утес», «Три пальмы» Лермонтова). Поэтому основой содержательного жанрового деления в лирике оказывается сам характер переживаний (пафос).

От античной литературы идет традиция, по которой лирические жанры выражают различные чувства, часто достигающие силы пафоса. Таковы ода, сатира, элегия. Первоначально в них выражалось чувство поэта, вызванное каким-то внешним предметом, событием, обстоятельствами жизни. Отсюда описательно-медитативная композиция и сравнительно большой объем текста многих произведений. К жанрам малой формы относятся эпиграмма, эпитафия и мадригал (послед-ний возник в итальянской поэзии).

Традиционно выполняются следующие жанры лирики:

Ода - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра.

Первоначально в Древней Греции одой называли любую форму стихотворной лирики, предназначенную сопровождать музыку. Называлось одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода — хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний:

Пусть Геродот теперь
Вознесён будет ввысь
На дивных крыльях
Муз Пиерид сладкогласных!
Пусть с пифийских он игр,
С олимпийских Алфея брегов
Честь принесёт семивратным Фивам!

В римской литературе наиболее известны оды Горация, который использовал размеры эолийской лирической поэзии, в первую очередь алкееву строфу, адаптировав их к латинскому языку. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina — «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).

Со времени Возрождения и в эпоху барокко (XVI—XVII века) одами стали называть лирические произведения в патетически высоком стиле, ориентирующиеся на античные образцы. В классицизме ода стала каноническим жанром высокой лирики.Знаменитые оды этого периода: Элегия - лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием —гекзаметр-пентаметр. Слово λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиаду ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Впоследствии был, пожалуй, только один период в развитии европейской литературы, когда словом Элегия стали означать стихотворения с более или менее устойчивой формой. И начался он под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея, написанной в 1750 году и вызвавшей многочисленные подражания и переводы едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой элегией, определяют как наступление в литературе периода сентиментализма, сменившего ложноклассицизм. В сущности же это было склонением поэзии от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний.

Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин, Богданович, Аблесимов, Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.Перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище»; 1802) положил в русской поэзии начало новой эпохе, окончательно вышедшей за пределы риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введённыхЖуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской сентиментальной поэзии и одним из великих её представителей. В общем духе и форме элегии Грея, то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхин» (точнее, это — элегия-баллада). Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море».В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиямиБатюшков, Баратынский, Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов.

Элегии писали: Фридрих Шиллер: Ода к радости, Г. Р. Державин: «Фелица» (1782), «Властителям и судиям» (1780), «Вельможа» (ноябрь 1794), «Бог» (1784), «Видение мурзы» (1783—1784), «На смерть князя Мещерского» (1779), «Водопад» (1791—1794), М. Ломоносов: «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны» 1742/1747 годов.

Послание - литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

К древнейшим письмам, упоминаемым в классической и восточной литературе, принадлежат письмо индийского царя Стратобата к Семирамиде, Давида к Иоаву (письмо Урии), царя Прэта Аргосского к царю ликийскому.Классическая древность отличается уже значительным развитием корреспонденции. Дошедшие до нас греческие письма — по большей части фальсификации, приписанные выдающимся историческим деятелям риторические рассуждения (ср. Westermann, «Deepistolarum scriptoribus graecis»,1853—1858, 9 ч.; полная коллекция греческих писем — Hercher, «Epistolographi graeci», 1873). От римлян дошли до нас по преимуществу те письма, которые заведомо были предназначены для обширного круга читателей. Лишь у Цицерона находим мы настоящие частные письма; наоборот, знаменитые письма Плиния и Сенеки имеют только эпистолярную форму.Со II века письмо становится у римлян особым литературным родом (Фронтон, Симмах, Сидоний, позднее Сальвиан, Руриций (епископ Лиможский),Эннодий). Стилистические формы письма были сходны у греков и римлян. Подписи не было; имя пишущего ставилось во главе письма ранее имени получателя. Со времен империи, особенно при византийском дворе, исчезла былая классическая простота; письмо частное приблизилось, по важности стиля, к официальному посланию. Оставалось обычным и обозначение, где и когда письмо написано (datum): отсюда слово дата.Христианские латинские писатели пользовались письмами по преимуществу для проповеднических целей (Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Лактанций, Иероним Стридонский, Блаженный Августин).

Эпиграмма - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях (см.эпитафия). Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами.

В русской поэзии эпиграммы писали уже Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович; сатирические эпиграммы, оригинальные и переложения, принадлежат А. Д. Кантемиру, во второй половине XVIII века — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и другие поэты. У Н. М. Карамзина и его последователей (В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин) эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов.

Песня - может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (яркий пример - «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина). В основе лирической песни лежат переживания главного героя или автора (например, песня Мери из "Пира во время чумы" А. С. Пушкина).

Жанр восходит к традициям устного народного творчества. Например «песня Западных славян».

Романс - небольшое эпическое стихотворение, которое в немногих чертах излагает событие, хотя и обыкновенное, но возбуждающее фантазию и чувство. Появившийся раньше всего в южных странах, романс отличается живым изложением и яркими красками, между тем как баллада, принадлежащая северным странам, изображает преимущественно мрачное, серьёзное, таинственное в природе и в человеческой душе. Название (исп. romance) происходит от исп. romanzo — по-романски: в романских странах обозначало народный язык в противоположность латинскому, а также стихотворения, написанные на этом языке.чества.

Сонет - поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:

    итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;

    английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;

    иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -

    русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.

Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам и другие.
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.

В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.

    лексика и интонация должны быть возвышенными;

    рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;

    знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.

Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов : цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.

К появлению новых разновидностей сонета приводила также перемена количества строк и строф в стихотворении. Поэт мог добавить к произведению «хвост» в виде терцета или графически обособленной строки - и получался «хвостатый» сонет или сонет с кодой. Так, не случайно В.Я. Брюсов определил форму поэтического послания «Игорю Северянину» как «сонет-акростих с кодою»: поэт хотел, чтобы начальные буквы каждой строки сложились в ту последовательность, которая образует имя адресата в заглавии стихотворения; но в последовательности «Игорю Северянину» - 15 букв, а в стандартном сонете - 14 строк; поэтому и была добавлена еще одна строка, кода.

Сатира как лирический жанр - стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике; поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием. Так, Кантемир в своих сатирах выступает защитником преобразований Петра; он клеймит невежд, «хулящих учение», «дворян злонравных», кичащихся своим происхождением, — всех, кто хочет жить по-старому. Белинский считал Кантемировскую традицию в русской литературе XVIII в. наиболее тесно связанной с жизнью.

Хотя язвительной насмешки исполнены многие древнегреческие «ямбы» (Архилох, Гиппонакт), как жанр сатира оформляется в римской литературе, в стихотворениях Горация, Персия, Ювенала, написанных гекзаметром; в сознании последующих эпох «муза пламенной сатиры» (Пушкин) — это прежде всего муза Ювенала.

Лирика — один из трех (наряду с эпосом и драмой) основных литературных родов, предмет отображения которого — внутренний мир, собственное «я» поэта. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна), в отличие от драмы — субъективна. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме субъективного, непосредственного переживания, то есть целостного индивидуального проявления личности поэта, определенного состояния его характера.

«Самовыражение» («самораскрытие») поэта, не теряя своей индивидуальности и автобиографичности, обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Стихотворение А. С. Пушкина «...Вновь я посетил...» не сводится к описанию сельской природы. В основе его лежит обобщенная художественная идея, глубокая философская мысль о непрерывном процессе обновления жизни, в котором новое приходит на смену ушедшему, продолжая его.

Каждое время вырабатывает свои поэтические формулы, конкретные общественно-исторические условия создают свои формы выражения лирического образа, и для исторически верного прочтения лирического произведения необходимо знание той или иной эпохи, ее культурно-исторического своеобразия.

Различны формы выражения переживаний, мыслей лирического субъекта. Это может быть внутренний монолог, размышление наедине с собою («Я помню чудное мгновенье...» А. С. Пушкина, «О доблестях, о подвигах, о славе...» А. А. Блока); монолог от лица введенного в текст персонажа («Бородино» М. Ю. Лермонтова); обращение к определенному лицу (в различном стилевом оформлении), что позволяет создать впечатление непосредственного отклика на какое-то явление жизни («Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Прозаседавшиеся» В. В. Маяковского); обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы («К морю» А. С. Пушкина, «Лес» А. В. Кольцова, «В саду» А. А. Фета).

В лирических произведениях, в основе которых лежат острые конфликты, поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями и врагами, с самим собою («Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова). С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т. д. Большей частью лирические произведения многотемны, в одном переживании поэта могут отражаться различные мотивы: любви, дружбы, патриотические чувства и пр. («Памяти Добролюбова» Н. А. Некрасова, «Письмо к женщине» С. А. Есенина, «Подкупленный» Р. И. Рождественского).

Разнообразны жанры лирических произведений. Преимущественная форма лирики XIX—XX веков — стихотворение: написанное стихами произведение небольшого, по сравнению с поэмой, объема, позволяющее воплотить в слове внутреннюю жизнь души в ее изменчивых и многосторонних проявлениях (иногда в литературе встречаются небольшие произведения лирического характера в прозе, в которых используются средства выразительности, свойственные стихотворной речи: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева).

Послание — лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к определенному лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического или сатирического характера («К Чаадаеву», «Послание в Сибирь» А. С. Пушкина, «Письмо матери» С. А. Есенина).

Элегия — стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия («Признание» Е. А. Баратынского, «Редеет облаков летучая гряда...» А. С. Пушкина, «Элегия» Н. А. Некрасова, «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина).

Сонет — стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа — своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли («Поэту», «Мадонна» А. С. Пушкина, сонеты А. А. Фета, В. Я. Брюсова, И. В. Северянина, О. Э. Мандельштама, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, С. Я. Маршака, А. А. Тарковского, Л. Н. Мартынова, М. А. Дудина, В. А. Солоухина, Н. Н. Матвеевой, Л. Н. Вышеславского, Р. Г. Гамзатова).

Эпиграмма — небольшое стихотворение, злобно высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление (эпиграммы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. И. Дмитриева, Е. А. Баратынского, С. А. Соболевского,

B. С. Соловьева, Д. Д. Минаева). В советской поэзии жанр эпиграммы разрабатывали В. В. Маяковский, Д. Бедный, А. Г. Архангельский, А. И. Безыменский, С. Я. Маршак, С. А. Васильев.

Романс — лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение. Жанровые признаки (без строгого соблюдения): напевная интонация, синтаксическая простота, законченность предложения в пределах строфы (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, С. А. Есенина).

Эпитафия — надгробная надпись (обычно в стихах) похвального, пародийного или сатирического характера (эпитафии Р. Бернса в переводе C. Я. Маршака, эпитафии А. П. Сумарокова, Н. Ф. Щербины).

Стансы — небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного (углубленно размышляющего), чем любовного содержания. Жанровые признаки неопределенны. Например, «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Стансы» («В надежде славы и добра...») А. С. Пушкина, «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...») М. Ю. Лермонтова, «Стансы» («Я о своем таланте много знаю») С. А. Есенина и др.

Эклога — лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающее бытовые сельские сценки на фоне природы (эклоги А. П. Сумарокова, В. И. Панаева).

Мадригал — небольшое по объему стихотворение-комплимент, чаще любовно-лирического содержания (встречается у Н. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).

Каждое лирическое произведение, которое всегда неповторимо, несет в себе целостное мировосприятие поэта, рассматривается не изолированно, а в контексте всего творчества художника.

Лирическое произведение можно анализировать либо целостно — в единстве формы и содержания, — наблюдая за движением авторского переживания, лирических раздумий поэта от начала до конца стихотворения, либо объединить ряд произведений тематически, останавливаясь на стержневых идеях, переживаниях, раскрытых в них (любовная лирика А. С. Пушкина, тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, образ Родины в произведениях С. А. Есенина).

Следует отказаться от анализа стихотворения по частям и от так называемых вопросов по содержанию. Нельзя также сводить работу к формальному перечню изобразительных средств языка, вырванных из контекста.

Необходимо проникнуть в сложную систему сцепления всех элементов стихотворного текста, попытаться раскрыть то основное чувство-переживание, которым проникнуто стихотворение, осмыслить функции языковых средств, идейно-эмоциональное богатство поэтической речи.

Еще В. Г Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» отмечал, что лирическое произведение «нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только что можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта; будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка».

Лирика — субъективный род художественной литературы, в отличие от эпоса и драмы. Поэт делится с читателями своими мыслями и чувствами, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни. И в то же время никакой другой род литературы не пробуждает такого ответного чувства, сопереживания у читателя — и современника, и в последующих поколениях.

Если основой композиции эпического или драматического произведения является сюжет, который можно пересказать «своими словами», лирическое стихотворение пересказать невозможно, в нем все — «содержание»: последовательность изображения чувства и мысли, выбор и расположение слов, повторы слов, фраз, синтаксических конструкций, стиль речи, деление на строфы или их отсутствие, соотношение деления потока речи на стихи и синтаксического членения, стихотворный размер, звуковая инструментовка, способы рифмовки, характер рифмы.

Главное средство создания лирического образа — язык, поэтическое слово. Использование в стихотворении различных тропов (метафора, олицетворение, синекдоха, параллелизм, гипербола, эпитет) расширяет смысл лирического высказывания. Слово в стихе многозначно.

В стихотворном контексте слово приобретает как бы добавочные смысловые и эмоциональные оттенки. Благодаря своим внутренним связям (ритмическим, синтаксическим, звуковым, интонационным) слово в стихотворной речи становится емким, уплотненным, эмоционально окрашенным, максимально выразительным. Оно имеет тенденцию к обобщению, символике.

Выделение слова, особенно значительного в раскрытии образного содержания стихотворения, в поэтическом тексте осуществляется разными способами (инверсия, перенос, повторы, анафора, контраст). Например, в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» А. С. Пушкина лейтмотив произведения создается ключевыми словами «любил» (повторяется трижды), «любовь», «любимой».

Многие лирические высказывания тяготеют к афористичности, что делает их крылатыми подобно пословицам. Такие лирические фразы становятся ходячими, заучиваются наизусть, используются применительно к определенному настрою мыслей и душевному состоянию человека.

В крылатых строках русской поэзии как бы сфокусированы наиболее острые, полемические проблемы нашей действительности на разных исторических этапах. Крылатая строка — один из первоэлементов истинной поэзии. Вот некоторые примеры: «Да только воз и ныне там!» (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»); «Послушай! ври, да знай же меру» (А. С. Грибоедов. «Горе от ума»); «Куда ж нам плыть?» (А. С. Пушкин. «Осень»); «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской...» (М. Ю. Лермонтов); «Вот приедет барин — барин нас рассудит» (Н. А. Некрасов. «Забытая деревня»); «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» (Ф. И. Тютчев); «Чтобы словам было тесно, мыслям — просторно» (Н. А. Некрасов. «Подражание Шиллеру»); «И вечный бой! Покой нам только снится» (А. А. Блок. «На поле Куликовом»); «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье» (С. А. Есенин. «Письмо к женщине»); «...Не ради славы, ради жизни на земле» (А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»).

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

Лирика - это литературный род, в котором непосредственно воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни. Л. И. Тимофеев отмечает, что "лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души, во всех тончайших нюансах человеческой психики и во всей полноте речевой экспрессии, им отвечающей" * .

* (Л. И. Тимофеев. Основы теории литературы, стр. 108. )

В отличие от всех других литературных родов лирика прежде всего и больше всего ориентируется на эмоциональное восприятие читателя. А это сближает ее с другой областью искусства - музыкой, которая также представляет собой образное выражение человеческих переживаний и воздействует именно на чувства человека. Даже само название литературного рода ("лира" - музыкальный инструмент в древней Греции) подчеркивает связь его с музыкой. Этот синтез слова и музыки сохранился до сих пор и обусловил выделение смежных родов, таких как лирико-вокальный и музыкально-драматический.

Генетическая связь поэзии с музыкой проявляется в ее подчиненности ритму и многим другим специфическим особенностям этого искусства (вплоть до развития лейтмотивов или композиционных форм типа рондо или баллады). Музыкальность поэзии признана и поэтами, и композиторами. Развитие лирики всегда в значительной мере было связано с развитием музыки.

Специфической особенностью лирики является субъективное отражение переживаний в образах.

Субъективное восприятие действительности проявляется в поэзии по-разному. Явным преувеличением выглядит попытка некоторых литературоведов свести содержание любого лирического произведения лишь к "самовыражению" поэта, лишь к раскрытию его "я", рассматриваемого к тому же в узко-биографическом плане. Даже в самых интимных стихотворениях, таких, например, как "Я вас любил" Пушкина, выражены не только чувства автора, но и то, что близко, что глубоко понятно и дорого читателям. Другими словами, через конкретное, неповторимо-индивидуальное переживание поэта передается общее, существенное, характерное, что и составляет специфику образного воспроизведения жизни.

Во многих лучших произведениях художник типизирует те переживания, которые являются либо концентрацией его эмоций, либо становятся как бы их проекцией для передачи вымышленному герою, который наделен качествами, поэту непосредственно не свойственными. В связи с этим и возникает важный вопрос о лирическом герое. Введение этого понятия в литературоведение оправдано стремлением теоретиков разграничить авторское "я" и типизированное "я" вымышленного героя, чувства и мысли которого выражаются в произведении от первого лица.

Еще Н. Г. Чернышевский в статье "Стихотворения графини Ростопчиной" утверждал, что "не следует предполагать, будто каждое "я", излагающее в лирической пьесе свои ощущения, по необходимости есть "я" самого автора, которым написана пьеса" * .

* (Н. Г. Чернышевский. Полл. собр. соч., т. 3, стр. 455-456. )

Рассматривая стихотворения, подобные "Черной шали" Пушкина, можно говорить лишь о лирическом герое, который создан творческим воображением автора и который своеобразно выражает чувства и мысли, его взволновавшие.

Понятие лирического героя нельзя также истолковывать слишком широко, ассоциируя его с образом повествователя в эпосе. Лирический герой является лишь одной из возможностей выражения а произведении личности поэта. Советский критик Л. Гинзбург справедливо утверждает, что "в лирике авторское сознание может быть выражено в самых разных формах - от персонифицированного лирического героя до абстрактного образа поэта, включенного в классические жанры, и, с другой стороны, до всевозможных "объективных" сюжетов, персонажей, предметов, зашифровывающих лирического субъекта именно с тем, чтобы он продолжал сквозь них просвечивать" * .

* (Л. Гинзбург. О лирике. М.-Л., 1964, стр. 6. )

Эта "зашифрованность лирического субъекта" особенно характерна для эпиграмм и мадригалов, в которых изображаются конкретные персонажи, а субъективное отношение к ним автора проявляется именно в оценке определенных их качеств, преднамеренно утрированных, а главное односторонне подобранных и изолированных от других, характеризующих облик человека-прототипа.

В то же время надо признать условность разграничений образа лирического героя и образа поэта. Еще Н. В. Гоголь справедливо писал о том, что в любом произведении в большей или меньшей степени отражается личность самого автора. Однако в стихотворениях, подобных пушкинскому "Памятнику", поэт непосредственно выражает свои мысли, чувства, раздумья о поэтическом труде, о значении творчества, о связи литературы с жизнью. Поэтическая декларация, выраженная в произведении, полностью совпадает со взглядами самого автора. Перед нами встает образ поэта с его волнениями, тревогами, симпатиями, с его философскими раздумьями.

В других стихотворениях образ поэта сближается с образом повествователя. В некрасовском "Размышлении у парадного подъезда" все события передаются через восприятие автора, выступающего очевидцем зловещей несправедливости и жестокой бессердечности власть имущих, их пренебрежительного отношения к тяготам и нуждам народа. Образ поэта раскрывается через его эмоциональное отношение к изображенным событиям.

Во многих лирических стихотворениях образ поэта выступает наряду с центральными персонажами в реальной бытовой обстановке (например, в стихотворениях "Школьник" Некрасова или "Товарищу Нетте - пароходу и человеку" Маяковского).

В лирическом стихотворении могут быть воспроизведены и образы-персонажи, выступающие вполне объективно, независимо от автора. Таков, например, образ Катюши в одноименной песне Исаковского. Однако чувства этих образов-персонажей окрашены симпатиями и антипатиями самого поэта. В сатирических стихотворениях эти авторские эмоции выражаются в форме прямого осуждения художником отрицательных явлений действительности.

Проблема сюжета в лирике весьма сложна. Одни исследователи относят все или почти все лирические стихотворения к произведениям бессюжетным в связи с тем, что в них непосредственно не передается развитие событий. Другие рассматривают этот вопрос слишком широко, без учета специфики рода.

Безусловно, пейзажные стихотворения сюжета не имеют. Это относится и к тем лирическим произведениям, которые лишь описывают определенные эмоциональные состояния (эпитафии, мадригалы и т. д.).

О своеобразном, так называемом лирическом сюжете может идти речь применительно к произведениям, рисующим сложное развитие нарастания чувств. В этом смысле можно говорить, например, о стихотворении А. С. Пушкина "Я вас любил", раскрывающем историю отношений лирического героя с любимой.

Вполне определенно о сюжете можно говорить в связи с характеристикой тех стихотворений, в которых в форме воспоминаний или в виде отклика отражаются события из жизни героев, история их отношений, изменения их судеб.

В XIX в. начался тот процесс сближения лирической поэзии с эпической прозой, который определил широкое использование элементов эпического сюжета даже в таких традиционных лирических жанрах, как послание или элегия.

В одних стихотворениях композиция непосредственно обусловлена сюжетом, в других она подчинена развитию центрального образа. Этот образ, выступающий сначала непосредственно, может быть затем заменен метафорой, как, например, в стихотворении "Огонек" Исаковского.

Часто композиционная целостность произведения достигается с помощью кольца-повтора (порой измененного) первых строк (строфы) в начале его и в конце.

Классификация лирических произведений

Классификация лирических произведений по видам и разновидностям весьма сложна. Многообразие лирических стихотворений, выражающих самые различные оттенки чувств, настроений, переживаний; более определенная, чем в произведениях других родов, зависимость жанра от особенностей композиции и языка, а также от ритмики и строфики - все это затрудняет систематизацию, делает весьма трудным разграничение по какому-либо единому принципу.

Существовали разные принципы жанрового разграничения лирики.

В античности, а затем в эпоху классицизма стремились отчетливо дифференцировать жанры по форме и содержанию. Рационалистические воззрения классицистов обусловливали установление определенных жанровых канонов. В дальнейшем многие традиционные виды лирики не получали своего развития (эклога, эпиталама, пастораль), другие изменили характер, приобретая иной социальный смысл (элегия, послание, эпиграмма).

В поэзии со второй половины XIX в. весьма условными стали разграничения между сохранившимися видами. Послание, например, нередко приобретало особенности элегии или оды.

Почти изжила себя классификация, основанная на разграничении стихотворений по строфике. От нее в современной европейской поэзии остались лишь выделение сонетов, а в восточной поэзии - восьмистиший, газелей, рубаий и некоторых других устойчивых строфических форм.

Наиболее распространена сейчас классификация по тематическому принципу. В соответствии с ней разграничивают лирику на патриотическую (например, "Стихи о советском "паспорте" Маяковского), социально-политическую ("Коммунистическая марсельеза" Бедного), историческую ("Бородино" Лермонтова), философскую ("Человек" Межелайтиса), интимную, ("Строки любви" Щипачева), пейзажную ("Весенняя гроза" Тютчева).

Конечно, это разграничение очень условно, и поэтому одно и то же стихотворение может быть отнесено к различным видам. Так, "Бородино" Лермонтова - произведение и историческое, и патриотическое. В пейзажных стихах Ф. И. Тютчева выражены его философские идеи (например в "Фонтане"). "Стихи о советском паспорте" Маяковского, относимые обычно к патриотической лирике, с неменьшим основанием можно рассматривать и как образец социально-политического, и как пример интимного стихотворения. В связи с этим при определении вида необходимо учитывать соотношение в лирическом произведении различных лейтмотивов, определяя, какому из них принадлежит доминирующая роль.

Вместе с тем в современной поэзии продолжают появляться лирические стихотворения, соответствующие в большей или меньшей степени таким традиционным жанровым формам, как эпиграмма, послание, элегия, ода.

Ода

В современном литературоведении ода обычно определяется как лирическое стихотворение, прославляющее важное историческое событие или выдающуюся историческую личность.

Истоки оды - в античной поэзии. Однако в древней Греции этим названием обозначали не только хвалебные песни, но и произведения различного содержания, исполняемые под аккомпанемент музыкального инструмента. На развитие этого жанра в дальнейшем особое воздействие оказали "эпиникии" (хвалебные оды) древнегреческого поэта Пиндара (518-442 гг. до н. э.), прославлявшие героев - победителей состязаний в торжественной, насыщенной изысканными тропами и фигурами форме. Оды Пиндара и Горация рассматривались как образцы классицистами, выработавшими основные критерии этого жанра. Уже в творчестве основоположника классицизма во Франции Ф. Малерба (1555-1628) ода выступила как "высший" жанр, наиболее точно и полно отражающий принципы этого литературного направления. Ода служила восхвалению абсолютной монархии и ее приверженцев, прославлению побед королей и полководцев. Торжественная возвышенность содержания определяла своеобразие композиции и особенности языка.

Поэты прибегали в одах к многочисленным тропам (особенно метафорам и перифразам) и риторическим фигурам. Слова из живого разговорного языка, а тем более просторечия и вульгаризмы, из од изгонялись как чуждые ее возвышенной природе. К обязательным требованиям, предъявляемым к оде, относились точность строфического построения (наиболее употребительной была десятистрочная строфа), чистота ритмического строя (недопустимость пиррихиев), звучность рифм, недопустимость переносов и т. д.

Теория и практика французских классицистов оказала сильное влияние на развитие этого жанра в литературах других европейских стран вплоть до конца XVIII в.

Оды предназначались для произнесения в торжественной, праздничной обстановке, что сближало их с выступлениями ораторов.

В русской поэзии торжественные оды создавались М. В. Ломоносовым, Г. Р. Державиным и другими классицистами. Ставшая хрестоматийной "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года" Ломоносова представляет собой классический образец произведений этого жанра. "Ода Ломоносова, - писал Ю. Тынянов - может быть названа ораторской не потому или не только потому, что она мыслится произносимой, но потому, главным образом, что ораторский момент стал определяющим, конструктивным для нее. Ораторские принципы наибольшего воздействия и словесного развития подчинили и преобразили все элементы слова...".

Выдающийся русский поэт Г. Р. Державин, придерживаясь в своем "Рассуждении "О лирической поэзии или об оде" этих классицистических принципов, в творческой практике значительно расширил тесные рамки этого жанра. Так, в "Фелице" Державина наблюдаются недопустимые по законам жанра просторечия, изображение бытовых деталей, ирония и даже сатирический элемент.

В дальнейшем эволюционировали и содержание, и форма оды. В творчестве прогрессивных поэтов XIX в. критика тиранов сочеталась с прославлением свободы. Таковы ода "Вольность" Радищева, одноименное стихотворение Пушкина, ряд произведений поэтов-декабристов. К созданию од обращались особенно часто в годы подъема революционного движения. Однако этот во многом риторический, традиционный жанр не соответствовал основным принципам прогрессивного романтизма и критического реализма. Во второй половине XIX в. ода уступает место гимнам, кантатам, ораториям и другим видам лирико-вокального рода. В этом нельзя не заметить возвращения к истокам одической поэзии, органически связанной с музыкой на заре своего развития.

В советской поэзии "Оду революции" создал В. В. Маяковский. К созданию произведений этого жанра обращались и другие поэты. Серьезные изменения в специфике оды, происшедшие в этот период, выражаются в значительном сокращении объема, в обновлении лексики, в более ограниченном использовании тропов и фигур.

Элегия

Значительную эволюцию претерпела в истории мировой поэзии и элегия. Она ведет начало от античного вокального жанра - жалобной песни (сам термин произошел от названия древнегреческого инструмента, сопровождавшего эту песню).

Однако в дальнейшем термином "элегия" стали обозначать произведения различных областей искусства: в музыке - небольшие инструментальные произведения грустного, скорбного характера, в поэзии - небольшие лирические стихотворения, выражающие печаль. Широкое распространение этот жанр получил у сентименталистов. "Элегия, написанная на сельском кладбище" Грея оказала сильное воздействие не только на английскую поэзию, но и на творчество немецких, французских и русских поэтов, в частности на В. А. Жуковского.

К жанру элегии обращались И. Гете, Ф. Шиллер, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, которые наполняли эти стихотворения глубокими философскими раздумьями, искренними, взволнованными чувствами и переживаниями. Такова, например, элегия А. С. Пушкина "Безумных лет угасшее веселье..." (1830), проникнутая печалью минувших дней и тяжелыми предчувствиями.

К жанру элегии близки (некоторые произведения Н. А. Некрасова и др. Однако в поэзии критического реализма она постепенно утрачивает свои специфические видовые особенности. Содержание даже самых скорбных лирических стихотворений этих поэтов не исчерпывается лишь сожалением о личных утратах, в них отражаются социальные противоречия. Элегия приобретает и общественный характер. Таково, например, стихотворение "Памяти Добролюбова" Некрасова. В нем горечь о безвременной гибели молодого талантливого друга выливается в гражданскую скорбь поэта об утрате одного из лучших сыновей Родины.

В литературе социалистического реализма этот жанр в своем классическом виде почти не развивается. Очень близко по содержанию к элегии стихотворение В. В. Маяковского "Товарищу Нетте - пароходу и человеку". Оно наполнено раздумьями о судьбе друга, погибшего в борьбе с врагами за Советскую власть, и вместе с тем (проникнуто оптимизмом, верой в бессмертие героев, отдавших жизнь народу. Все это резко противоречит той грустной эмоциональной настроенности, которая определяла специфику этого вида.

В эпоху Великой Отечественной войны в интимной лирике отчетливо проявлялись те особенности, которые позволяют многие из стихотворений отнести к элегиям ("С тобой и без тебя" Симонова, "Я убит подо Ржевом" Твардовского и др.). "Печаль, грусть, горечь утрат, сжимающее сердце чувство жалости - вот их эмоциональное содержание, - пишет современный исследователь Кузьмичев. - Но не только грусть или горькое чувство определяет их тон... Великая правда чувства в них связана с глубокой тревогой за судьбу отечества" * . Оптимизмом, нерасторжимой связью личного и общественного отличаются и близкие к элегии стихотворения Я. Смелякова, Н. Заболоцкого, М. Светлова, написанные в послевоенные годы.

* (И. Кузьмичев. Жанры русской литературы военных лет. Горький, 1962, стр. 166. )

Послание

Послание - это стихотворение, написанное в форме обращения чаще всего к известному, непосредственно названному собственным именем лицу. В нем поэты выражают свои мысли и чувства, вызванные событиями политической, научной, литературной борьбы. В соответствии с этим и различают основные разновидности посланий: политические ("К Чаадаеву" Пушкина), научные (послание Ломоносова к Шувалову "О пользе стекла"), литературные ("Эпистола о стихотворстве" Сумарокова). Распространены также очень близкие к эпиграммам и мадригалам, но более пространные, чем они, шутливые и сатирические послания. ("Послание к слугам моим" Фонвизина). Стихотворения этого жанра отличаются обычно задушевностью, остроумием.

Сама форма обращения предоставляет возможность непосредственного изложения взглядов, высказываемых близким друзьям, единомышленникам. При всей своей конкретной "привязанности" даже к определенным историческим личностям, каждое поэтическое послание обладает обобщающим характером. Многие из них настолько насыщены теоретическими положениями, полемикой по научным проблемам, что приближаются к трактатам. Это и обусловило отнесение послания некоторыми литературоведами к дидактической поэзии или к публицистике.

Возникновение стихотворного послания как самостоятельного вида лирики относят к тому времени, когда в римской поэзии с произведениями этого жанра выступили Гораций и Овидий. К нему охотно обращались и поэты позднейших литературных эпох (Вольтер, Руссо, Гете и др.).

Расцвет послания в русской поэзии связан с творчеством А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, придавших ему острую социально-политическую направленность, агитационно-пропагандистский характер и вместе с тем исключительную эмоциональную напряженность, простую и изящную форму. "Послание в Сибирь" А. С. Пушкина и ответ декабриста А. И. Одоевского ("Струн вещих пламенные звуки...") принадлежат к шедеврам этого жанра.

Исследователи русской лирики отмечают падение интереса к посланию в литературе второй половины XIX в., считая, что в дальнейшем поэты пользуются им преимущественно в целях стилизации. Однако в советской поэзии этот жанр получил интенсивное развитие, приобретая отчетливую конкретность и публицистичность ("Послание пролетарским поэтам" Маяковского, "Открытое письмо" Симонова и др.).

Эпиграмма

По своему объему, а главное по содержанию, эпиграмма резко отличается от од, элегий и посланий. Так сейчас называют лаконичные сатирические или юмористические стихотворения, направленные против определенного лица или события. Эти произведения отличаются своеобразной композицией. Они состоят обычно из двух частей - посылки, сообщающей приметы того лица или события, о котором говорится в стихотворении, и краткой завершающей остроты (франц. point), которая своей неожиданностью, меткостью, афористичностью определяет смысл эпиграммы. Такова, например, известная эпиграмма А. С. Пушкина на графа М. С. Воронцова (1824):

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.

Эпиграмма имеет сложную многовековую историю. В древнегреческой поэзии так назывались надписи на памятниках умершим или на каких-либо предметах (само слово "эпиграмма" на древнегреческом языке означает "надпись").

Античные эпиграммы отличались особым ритмом: первая строка представляла собой гекзаметр, вторая - пентаметр. Впоследствии эпиграммами в античной поэзии стали называться любые стихотворения, соответствующие этой стихотворной форме (элегическому дистиху). От них ведут свое происхождение так называемые антологические эпиграммы, представляющие собой краткие стихотворения философского характера, написанные элегическим дистихом. Они создавались и в русской поэзии XIX в. Образцом антологической эпиграммы является стихотворение А. С. Пушкина, адресованное Н. И. Гнедичу - переводчику "Илиады" Гомера:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душой * .

* (А. С. Пушкин, Поли. собр. соч., т. 3, стр. 183. )

Более интенсивное развитие получила другая разновидность эпиграммы - сатирическая. Исследователи считают родоначальниками этого жанра римских поэтов Марциала и Катулла, создателей едких и остроумных стихотворений с неожиданными концовками. К этому жанру обращались многие французские и немецкие поэты XVIII-XIX вв., в том числе Ж. Лафонтен, И. Гете, Ф. Шиллер.

Расцвет этого жанра в русской поэзии относится к первой трети XIX в. Получившие распространение с конца XVII в. в нашей литературе разновидности эпиграммы - бытовая, политическая, литературная - в этот период становятся острым оружием в борьбе прогрессивных поэтов с реакционными явлениями русской действительности. Такова резко обличительная эпиграмма А. С. Пушкина на царя Александра I.

В середине и во второй половине XIX в. роль эпиграммы в литературной и политической борьбе в России начинает ослабевать в связи с возникновением и развитием тех сатирико-публицистических жанров (фельетонов, памфлетов и др.), которые позволяли более определенно и целенаправленно обличать врагов свободы. Однако и в этот период остроумные эпиграммы создают Н. А. Некрасов, Н. П. Огарев, М. Михайлов и другие представители революционной демократии. В последние десятилетия XIX в. происходит "измельчание" эпиграммы, которая откликается лишь на мелкие бытовые вопросы или малозначительные явления литературной жизни.

Возрождение эпиграммы в русской поэзии связано с творчеством поэтов социалистического реализма. Еще в дооктябрьские годы Д. Бедный удачно использовал этот жанр для обличения представителей самодержавно-буржуазной России. В советской поэзии успешно разрабатывали эпиграмму В. В. Маяковский, С. Я. Маршак, М. Светлов. К этому жанру обращаются А. Безыменский, С. Смирнов, Э. Кроткий и другие сатирики.

В литературе последних лет наметилось тесное сближение эпиграммы с подписью к дружескому шаржу и с так называемой короткой басней.

Лирика (от греч. lyга -- музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирический образ -- это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни -- природы и общества -- могут вызвать соответствующие переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, как бы ограничено оно ни было по размеру,-- законченное художественное произведение, передающее внутренне завершённое состояние поэта.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несёт особую смысловую и эмоциональную нагрузку, лирика тяготеет к стихотворной речи, которая способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя.

В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой.

В лирическом произведении через личное поэт передаёт жизненно важное, типическое. Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, общественной борьбы, вызывающей в людях потребность выразить своё отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика, естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма.

Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма.

Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич -- в Польше, Гюго -- во Франции, Байрон -- в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев -- в России).

Виды и тематика лирики

Существуют разнообразные классификации видов лирики.

Их различают по тематике:

· философская («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева)

· гражданская («К Чаадаеву» А.С. Пушкина, «Прощай, немытая Россия"» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М. Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама, «Россия"» А. А. Блока, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь монумента» А. Т. Твардовского)

· пейзажная («Осенний вечер» Ф.И. Тютчева, циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» А. А. Фета, “Зеленая прическа”, «Белая береза» С. А. Есенина)

· любовная («Я Вас любил» А.А. Пушкина, «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка? Милая моя…» Н.А. Некрасова)

· политическая («Наполеон», «Как дочь родную на закланье...» Ф.И.Тютчев) и пр.

Однако надо иметь в виду, что по большей части лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства (ср., например «Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1825 г.» А. Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу…» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» Н. Некрасова, «Товарищу Нетте…» В. Маяковского и мн. др.). Чтение и изучение лирики разных поэтов различных эпох чрезвычайно обогащает и облагораживает духовный мир человека.

Выделяют следующие лирические жанры:

· Ода - жанр, который воспевает какое-либо важное историческое событие, лицо или явление. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол…» М. Ломоносова.

· Песня - жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня Мери из «Пира во время чумы» А.С. Пушкина.

· Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина.

· Послание - жанр, который не связан с определенной традицией Характерной чертой является обращенность к какому-то лицу: «К Чаадаеву» А.С. Пушкина.

· Сонет - жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме. В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета: английский сонет, французский сонет.

· Эпиграмма - короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо: «На Воронцова» А.С. Пушкина.

· Сатира - более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого. Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый…» А.С. Пушкина. Сатиру часто относят к эпическому виду.

Такое деление на жанры очень условно, потому что в чистом виде они представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию, и послание.

Основная форма лирических произведений - стихотворение, но следует помнить о том, что лирика существует и в прозе: это и вставные лирические фрагменты в эпических сочинениях (таковы некоторые внесюжетные элементы «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя), и обособленные лирические миниатюры (некоторые из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева, многие рассказы И. А. Бунина).

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении , которое они произвели на автора, о тех чувствах , которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите следующую таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф
Поэма (эпос):

Героическая
Строговоинская
Сказочно-
легендарная
Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:

пословицы
поговорки
загадки
потешки...
ЭпопеяРоман:
Историческ.
Фантастич.
Авантюрный
Психологич.
Р.-притча
Утопический
Социальный...
Малые жанры:
Повесть
Рассказ
Новелла
Басня
Притча
Баллада
Лит. сказка...
Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
...
Трагедия
Комедия:

положений,
характеров,
масок...
Драма:
философская
социальная
историческая
соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
...
Песня Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма
...

Современное литературоведение выделяет также четвертый , смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический , к которому относится поэма . И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика".

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой : именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А.Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях…"), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил…"), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила…"). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Прочтите о некоторых ЛИРИЧЕСКИХ ЖАНРАХ :
Ода (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть. Образцы древних античных од связаны с именами Горация и Пиндара; в Россию ода пришла в XVIII веке, классическими стали оды М.Ломоносова ("На день восшествия на российский престол императрицы Елисаветы Петровны"), В.Тредиаковского, А.Сумарокова, Г.Державина ("Фелица", "Бог"), А.Радищева ("Вольность"). Отдал дань оде А.Пушкин ("Вольность"). К середине XIX века ода потеряла актуальность и постепенно перешла в разряд архаических жанров.

Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера (А.Пушкин. "Пирующие студенты").

Элегия (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.
А.Пушкин. "К морю"
Н.Некрасов. "Элегия"
А.Ахматова. "Мартовская элегия"

Прочтите стихотворение А.Блока "Из Осенней элегии":

Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось.
Примеры эпиграмм:

Юрий Олеша:


Саша Черный:

Эпистола , или послание - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики.
А.Пушкин. Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный…")
В.Маяковский. "Сергею Есенину"; "Лиличка! (Вместо письма)"
С.Есенин. "Письмо матери"
М.Цветаева. Стихи к Блоку

Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:

  • итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;
  • английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;
  • иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -
  • русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.

Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам...
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.
В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.

    Такое содержание диктует особенности сонетного языка :
  • лексика и интонация должны быть возвышенными;
  • рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;
  • знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.

Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов : цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.

Прочитайте "Сонет" А.Пушкина и посмотрите, как разбирается сонетная форма:

Текст Строфа Рифма Содержание(тема)
1 Суровый Дант не презирал сонета;
2 В нем жар любви Петрарка изливал;
3 Игру его любил творец Макбета 1 ;
4 Им скорбну мысль Камоэнс 2 облекал.
катрен 1 А
B
A
B
История сонетного жанра в прошлом, тематика и задачи сонета классиков
5 И в наши дни пленяет он поэта:
6 Вордсворт 3 его орудием избрал,
7 Когда вдали от суетного света
8 Природы он рисует идеал.
катрен 2 A
B
A
В
Значение сонета в современной Пушкину европейской поэзии, расширение круга тем
9 Под сенью гор Тавриды отдаленной
10 Певец Литвы 4 в размер его стесненный
11 Свои мечты мгновенно заключал.
терцет 1 C
C
B
Развитие темы катрена 2-го
12 У нас еще его не знали девы,
13 Как для него уж Дельвиг забывал
14 Гекзаметра 5 священные напевы.
терцет 2 D
B
D
Значение сонета в современной Пушкину русской лирике

В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение . В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Так, к лирическим стихотворениям (в школьном понимании) следует относить стихотворения Маяковского, Цветаевой, Блока и др. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений.

Сатира (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала и др.). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием "говорящих имен". В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из "Стихов об Америке" В.Маяковского также можно назвать сатирами ("Шесть монахинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в разрезе" и др.).

Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневековье) как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном . В XVIII веке баллада стала одним из самых любимых поэтических жанров литературы романтизма. Баллады создавали Ф.Шиллер ("Кубок", "Перчатка"), И.Гете ("Лесной царь"), В.Жуковский ("Людмила", "Светлана"), А.Пушкин ("Анчар", "Жених"), М.Лермонтов ("Бородино", "Три пальмы"); на рубеже XIX-ХХ веков баллада вновь возрождается и становится весьма популярной, особенно в революционную эпоху, в период революционной романтики. Среди поэтов ХХ века баллады писали А.Блок ("Влюбленность" ("Королевна жила на высокой горе…"), Н.Гумилев ("Капитаны", "Варвары"), А.Ахматова ("Сероглазый король"), М.Светлов ("Гренада") и др.

Обратите внимание! Произведение может сочетать признаки некоторых жанров: послание с элементами элегии (А.Пушкин, "К *** ("Я помню чудное мгновенье…"), лирическое стихотворение элегического содержания (А.Блок. "Родина"), эпиграмма-послание и т.д.

  1. Творец Макбета - Уильям Шекспир (трагедия "Макбет").
  2. Португальский поэт Луиш де Камоэнс (1524-1580).
  3. Вордсворт -английский поэт-романтик Уильям Вордсворт (1770-1850).
  4. Певец Литвы - польский поэт-романтик Адам Мицкевич (1798-1855).
  5. Смотрите материал темы №12.
Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:
  • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
  • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадонна", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
  • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
  • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
  • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
  • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
  • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
  • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"

Постарайтесь все литературные произведения, которые названы в работе, прочитать в книге, а не в электронном виде!
Выполняя задания к работе 7, обратите особое внимание на теоретические материалы, так как выполнять задания данной работы по интуиции - значит обрекать себя на ошибку.
Не забывайте к каждому разбираемому стихотворному отрывку составлять метрическую схему, многократно ее проверяя.
Залог успеха при выполнении данной сложной работы - внимание и аккуратность.


Рекомендованная литература к работе 7:
  • Квятковский И.А. Поэтический словарь. - М., 1966.
  • Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
  • Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
  • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
  • Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Наука, 1975.
  • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
  • Скрипов Г.С. О русском стихосложении. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1979.
  • Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1987.