Лучшая староста. Как быть хорошей старостой и организовывать людей? Для чего нужен журнал старосты группы

Возглавить студенческую группу высшего учебного заведения - это не только честь и особые привилегии, но и большая ответственность, ведь от того, насколько правильно будет организована деятельность этого человека, напрямую зависят такие факторы, как успеваемость, дисциплина и досуг учащихся. Именно поэтому стать хорошим старостой сможет далеко не каждый студент, ведь для того, чтобы успешно справляться с возложенной на собственные плечи задачей, этот человек должен не только успевать учиться, но и посвящать большую часть своего свободного времени жизни и учебе коллектива. При этом, не стоит полагать, что только та староста самая лучшая, которая показывает блестящие знания и успеваемость, ведь для этой миссии гораздо более ценными являются несколько иные качества. Безусловно, речь не идет о человеке, который будет отставать от учебного процесса, но и выбирать для этой ответственной роли тихого отличника тоже не нужно.

Харизматичность, авторитет и уважение коллектива, волевой характер, умение общаться и договариваться - вот какими качествами должен обладать староста группы. Помимо прочего, этот человек должен быть очень внимательным, а также обладать хорошей памятью, что просто необходимо для правильной организации процесса планирования. И первое, что следует сделать - это завести удобный подробный ежедневник, в который необходимо занести все контакты (номера телефонов, электронную почту, никнеймы из социальных сетей, ведь найти в них студента порой еще легче и быстрее), адреса учащихся, а также некоторые другие данные (номера студенческих билетов и зачетных книжек, дни рождения и пр.). Данная информация необходима для быстрого уведомления всех учащихся о каких-то важных событиях, внезапных изменениях в расписании пар и экзаменационных уроков, а также о различного рода мероприятиях, которыми насыщена студенческая жизнь.

Естественно, для того, чтобы не пропускать дни рождения однокурсников, они должны быть указаны не в алфавитном порядке, а отмечены в календаре с пояснительной сноской. Кроме того, староста должен ежегодно собирать группу для обсуждения вариантов подарков, чтобы не возникало неприятных сюрпризов. Причем, речь идет не только о подарках самим студентам, но и о презентах кураторам и деканату, которые чаще всего преподносят ко дню педагога, на новый год, ко дню знаний и к выпускному. Именно староста ведет списки сбора материальных средств на подарки, проведение различного рода мероприятий и другие нужды, неизменно возникающие в каждой студенческой группе. Кроме того, он хранит у себя собранные деньги и ведет подробный отчет о расходах, при необходимости подтверждая их чеками и накладными. И особенно важно соблюдать отчетность, если предполагаются крупные приобретения (орг-техника, распечатка работ группы и пр.).

Для того, чтобы понять, как быть хорошей старостой, следует помнить, что помимо сообразительности и деловой хватки, которая поможет сокращать расходы учащихся, обеспечивая их основные потребности на должном уровне, этот человек должен быть еще и очень добрым и отзывчивым. Ведь, если у кого-то из учащихся произойдет что-то серьезное, группа, а быть может и представители деканата, должны прийти ему на помощь, а донести до них эту информацию в максимально деликатной форме должен именно староста. Учащегося, который по каким-то причинам длительное время не посещает ВУЗ, также может разыскать староста для установления причины прогулов и проведения разъяснительной беседы, ведь далеко не каждый деканат берет на себя эту ответственность, в результате чего студента попросту автоматически отчисляют. И хотя делать это никто не обязан, хороший староста все-таки не должен быть равнодушным к своим однокурсникам.

Организация поздравлений, торжественных мероприятий и КВН, в котором будет принимать участие студенческая группа, также ложится на плечи ее старосты, которая должна вести списки и обговаривать условия проведения, как с организаторами, так и с самими учащимися. Ну и наконец, основная задача старосты - это способность договариваться с преподавателями ВУЗа по поводу различных вопросов, которые так или иначе касаются учебного процесса и особенно актуальной данная тема является для студентов-заочников. Староста просто обязан быть в курсе всех важных событий и изменений в жизни учебного заведения, вовремя доводя эту информацию до каждого учащегося. Для этого ему необходимо ежедневно посещать деканат и куратора группы для получения конкретных инструкций, что требует дополнительного времени и полной отдачи.

Вопрос из разряда, "в чём заключается смысл жизни?". Дело в том, что на подобные вопросы, идеальных ответов нет, которые бы подходили практически всем - всё зависит от мнений так, что для кого-то "да", а для кого-то "нет".

Но всё это уже говорили, поэтому я просто расскажу свою историю, которая, надеюсь, даст вам пищу для размышлений на эту тему:

В прошлом году, я поступил на первый курс бакалавриата в национально-исследовательский университет Высшая школа экономики на департамент иностранных языков. Моё направление было создано в этом же году, поэтому это был первый набор. У меня сразу появились идеи стать старостой, да и вообще изменить как-то свою жизнь. Дело в том, что в школе (позже в гимназии в которую я перешёл в десятый класс) я не страдал особой активностью, но причиной было то, что моё окружение банально не располагало меня к этому. В итоге, я стал сидеть один на первой парте. Было не весело, хотя намного лучше, чем в школе. Моя жизнь - это история для отдельного поста, впрочем как и для многих других людей.

После того как у нас прошло знакомство с факультетом и прочими вещами, нашу группу собрали кураторы, от которых сразу же след простыл, и они предложили выбрать старосту. Я тут же вызвался с другой девочкой, но та отдала предпочтение мне, да и сказала, мол, я буду тебе помогать став твоим замом. Конечно же, она ничего делать не стала, но у меня всё равно появился заместитель (да, да, я был настолько крут, что у меня был заместитель). Теперь же, мой бывший зам, стал моим старостой.

В начале всё было прекрасно: я сразу решил, что не хочу, чтобы наша группа делилась на подгруппы состоящих из двух - трёх человек, а чтобы все вместе сосуществовали и дружили в одном большом составе. Мы отмечали день рожденья, предварительно всё вместе обсуждая, гуляли допоздна и так далее. Конечно, когда началась учёба было понятно, что всё изменится, но я не думал, что всё будет именно так.

Во время учёбы, в принципе, всё тоже было неплохо: я решал различные вопросы с которыми ко мне обращались, я создал старостат, собрав всех старост вместе, продвигал определённые идеи, в общем - я пытался помочь всем и сделать факультет лучше. Всё шло неплохо, до тех пор, пока я не слёг с болезнью.

За эти полторы - две недели, что я лежал на кровати и ничего не делал из-за того, что у меня сильно гноились глаза и вообще я чувствовал себя паршиво, мне написало от силы человек пять - шесть из всей группы. Но это ещё цветочки: когда я вернулся в вуз, то всё будто бы изменилось. Люди стали по-другому вести, все разбились на мелкие группы и более не было слышно тех весёлых людских голосов, которыми, казалось, была пронизана вся группа. Постепенно всё стало ухудшаться и как-то раз ко мне подошла председатель студсовета (с которой я соперничал, так как сам хотел быть председателем и более того создать студсовет, которого на тот момент не было. Он, кстати, появился когда я был на больничном.) и сказала мне, что люди из моей группы подходят к ней с просьбами отстранить меня от обязанностей старосты. Я, откровенно говоря, не понимал из-за чего, т.к. я старался всем угодить и помочь, но всё оказалось куда прозаичнее. Я провёл пару опросов, сначала в ВКонтакте, в котором победил с отрывом на несколько голосов, а потом IRL, в котором отрыв был не в мою пользу.

Собственно, мораль сей басни такова, что люди не ценят то, что они не могут увидеть. Люди из моей группы были как римляне, которые веровали в то, что если я не видел твою маму лично, то значит её и нет на самом деле.

Но знаете что? Я даже рад, что перестал быть старостой. Поняв, что большая часть моей группы - это не те люди с которыми я бы хотел дружить, мне стало намного проще жить. За весь этот учебный год я получил огромный багаж опыта и знаний, основанных, не в последнюю очередь, на ошибках.

Как-то раз, в модуле третьем или четвёртом, мне моя староста сказала, что ей уже надоело быть оной.

Люди не ценят труд, который я совершаю.

И она была права.

Так что, если хотите стать старостой, то удачи: всё зависит от обстоятельств и людей, например от вуза, одногруппников и их увлечений.

И я хочу всех предупредить, что старосты - это тоже люди. Я как староста имел цель помогать людям и делать их жизнь лучше. Да, я бывало пропускал занятия, не всегда присутствовал на парах по разным причинам, но я никогда не переставал помогать людям, когда они ко мне обращались. Более того, я сам навязывался с помощью, за что один раз другой староста мне сказал:

"Ты со своим неугомонным тимбилдингом уже всех достал".

В каждой группе есть «невидимая рука помощи», которая сообщает об отмене или переносе пар, готовит всем СКС в начале года и при необходимости защищает группу перед преподавателями. Да, это все о тебе, староста. Специально для The Вышка старосты разных факультетов рассказали о своих хлопотах, заботах и радостях

Принятое решение
Ожидание: Я хотел быть старостой очень давно, и вся группа дружно удостоила меня такой чести.
Реальность:
— я ничего не решал, меня выбрали мои одногруппники, а я подумал «Ну ладно, let it be»;
— я очень люблю помогать людям, а это самый ненавязчивый способ;
— мне не нравилась предыдущая староста, и мне хотелось что-то поменять;

Обязанности
Ожидание: Я должен вовремя информировать группу обо всём, что касается учебного процесса, осуществлять связь с учебной частью и координировать действия группы с действиями преподавателей, сообщать об отсутствующих.
Реальность:
— староста информирует группу обо всём, что касается учебного процесса, осуществляет связь с учебной частью и координирует действия группы с действиями преподавателей. Приписка: делать он должен это крайне оперативно;
— задача старосты — передавать информацию и искать аудитории. Вопросы с преподавателями может решить любой студент в группе. Плюс ко всему я всегда, если попросят, вношу отсутствующих на лекциях в списки;
— контактирует с преподавателями, пишет адрес почты группы на листок. Я еще отправляю домашку в группу в ВК, там же выбираем человека месяца группы;
— составляет список присутствующих, но отсутствующих тоже вписываю, ибо своих не бросаем;
— порицает прогульщиков.

Отношения
Ожидание: Одногруппники будут меня уважать, а преподаватели знать в лицо. Учёба в целом будет проходить чуточку легче, т.к. у меня есть некий авторитет.
Реальность:
— одногруппники больше прислушиваются к моему мнению, а что касается преподавателей, то так они тебя хотя бы помнят.
— в личном общении с третьими лицами многие из одногруппников (а может и все) называют меня не иначе как «моя староста». К тому же, если мне захочется, будет довольно легко их разыграть с переносом занятий, потому что в этом отношении они очень легко принимают мои слова на веру. Что касается преподавателей, то на них этот факт почти не влияет.
— от одногруппников веет уважением, но это «холодное» чувство. В дружбаны нарочно никто не набивается. Преподаватели обычно вешают ярлык «самый ответственный человек группы». Приходится соответствовать.
Некоторые вещи нельзя спрогнозировать заранее, т.к. мы можем их понять только в процессе работы.

Эмоции
— Я чувствую себя на своём месте. Все эти вроде бы мелочи добавляют движения в мою жизнь, и я на это подсела;
— Мне нравится этим заниматься. Становлюсь более ответственной, своеобразные руководящие навыки появляются;
— Это помогает мне оставаться всегда в центре внимания.

Время
— порой трачу уйму времени на организационные вопросы, но в целом особо не напрягает;
— это очень органично вписывается в мой образ жизни. Все эти хлопоты даже не являются обязанностями, они часть учёбы;
— от учебного процесса не отвлекает абсолютно, скорее дополняет его.

Недостатки
— постоянная необходимость разбираться в куче рутинных дел;
— преподаватели знают твой номер телефона (нередки сообщения и звонки после полуночи);
— часто приходится связываться с учебной частью (некоторые факультеты вынуждены ездить в другое здание);
— порой надоедает большое количество глупых вопросов.

Арсенал
— терпение, доброта и главное — снисходительность;
— телефон с доступом в интернет, телефонной книгой с номерами одногруппников, преподавателей и других старост, а также с достаточным количество денег. Умение относиться к проблемам с юмором, иначе свихнешься;
— раньше, года три назад, это был телефон, но теперь все одногруппники почти всегда ВК, а связь с преподавателями по почте или на фэйсбук. Теперь телефон «звонящий» почти не нужен, староста остался без особенных атрибутов;
— блокнотик с записями, где указано, кто что сдал, а кого нужно трясти.

Разрушаем мифы
У многих ошибочное представление о том, чем занимается староста и какими усилиями ему это дается. Мы постараемся развеять самые популярные слухи, которые бытуют в студенческой среде.

№1 Старосты не должны информировать обо ВСЁМ и решать ВСЕ вопросы. Они не всемогущие Боги, поймите.

№2 Старостам групп в Вышке НЕ ПЛАТЯТ дополнительную стипендию за то, что они выполняют определенные обязанности. Все держится на альтруизме.

№3 Особое отношение преподавателей. Наша успеваемость, наше желание учиться, наше упорство намного важнее того, что ты звонишь им ночью.

№4 Старосты — консервативные вредины. Это ЛОЖЬ! Это абсолютно такие же студенты, которые просто решили взять на себя больше ответственности.

№5 На старших курсах староста не нужен. Да, круг его обязанностей сужается за счет того, что студентов становится меньше. Однако контактировать с преподавателями необходимо вплоть до конца обучения.

№6 Звание старосты не является «пожизненным». Если вдруг ты устал или надоело заниматься подобной рутинной работой, то ты имеешь полное право снять себя с поста старосты. Также группа может самостоятельно сменить старосту, если последний не выполняет своих обязанностей.

Текст подготовила Наталья Пашенцева

Иллюстрации: Катя Гущина

Староста — это студент, который является формальной главой студенческой группы, занимается административной работой и выполняет роль связующего звена между студентами и администрацией учебного заведения. Обычно человек на эту должность выбирается либо назначается уже на первом собрании группы. Кому подойдёт роль старосты, расскажет в этом материале.

Личные качества старосты

Ответственный, терпеливый и дисциплинированный администратор, который умеет как со сверстниками, так и со старшими — вот идеальный портрет старосты. А если ещё и учится на «отлично», то цены ему нет. Если же на должность старосты выбирается человек, который под это описание совсем не подходит, через время его могут переизбрать. Очень важно, чтобы староста справлялся с возложенными обязанностями.

Староста занимает активную позицию в студенческой группе

Обязанности старосты

Обязанности старосты в разных учебных заведениях или даже на факультетах одного учебного заведения могут отличаться. Чаще всего ежедневная работа главы студенческой группы подразумевает ведение журнала и коммуникацию с деканатом, преподавателями и одногруппниками. Перенести пару, решить вопрос с кабинетом, выполнить поручения преподавателя (разослать одногруппникам конспект лекций, напомнить должникам о «хвостах», проконтролировать сдачу докладов и пр.), собрать у одногруппников студенческие или зачётки, оповестить группу о предстоящем мероприятии и т. д. — всё это входит в обязанности старосты.

Привилегии старосты

Должность старосты даёт и ряд привилегий: возможность первым получать всю важную информацию, быть на короткой ноге с преподавательским коллективом и администрацией факультета, к стипендии. Обычно на факультете старост все знают в лицо.


Явные минусы — бумажная волокита, высокая ответственность (нередко из-за злостных прогульщиков староста получает по шапке), решение конфликтных ситуаций в группе и пр.

Но если ты чувствуешь, что такая работка тебе по зубам, и минусы ничуть тебя не пугают — соглашайся на должность старосты. Это полезный опыт и отличная возможность получить от обучения много ярких воспоминаний!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Прежде чем соглашаться, ведь это не только возможность получить определенные привилегии, но и выполнение каждодневных обязанностей.

Сейчас старосты есть в школах и ВУЗах, а кем они были задолго до нашего рождения?

Староста — «старший», «старшина», возглавляющий, руководящий группой людей, появился еще в древней Руси.

Эта должность чаще всего была выборной, и сами члены общины могли выбрать себе начальника.

В некоторых случаях старост назначали князья или их ближайшее окружение для того, чтобы они могли выполнять определенные обязанности:

  • собирать подати;
  • рассматривать и разрешать споры;
  • контролировать использование земель.

Слово «староста» произошло от «старший», «старейшина»

В 18-19 веках сельские старосты возглавляли сельские поселения.

Церковные же – обеспечивали ведение церковного хозяйства.

Староста должен был хорошо знать людей общины или прихожан и уметь доводить до них указы и распоряжения, а также контролировать их выполнение.

Что же изменилось с тех времен и что мы понимаем под словом «староста» сейчас?

Кто такой староста группы в ВУЗе

Староста сегодня — кто это такой? Все тот же руководитель начального уровня.

Староста — это по сути руководитель начального уровня

Он должен решать основные вопросы, возникающие у учебной группы, выполнять отдельные функции администрирования ее деятельности, и являться посредником между студентами и администрацией учебного заведения.

Он может быть выбран самим коллективом или назначен руководством учебного заведения: школы, колледжа или .

Для человека, назначаемого на эту должность, конечно, будет лучше, если его выберет сама группа.

Мало кто любит, что бы им управляли, тем более, если бразды правления отданы сверстнику, поэтому если староста избран общим собранием, то проблем у него все же будет меньше, поскольку большинство было согласно с его кандидатурой.

Если же старосту назначают «сверху», его могут рассматривать как «засланного казачка» от руководства, да и при таком назначении может быть выбран не тот студент, которому доверяет большинство учащихся.

И в этом случае работать ему будет сложнее.

Но каким бы образом староста не был назначен, ему придется выполнять вполне конкретные обязанности.

Если группе предложено выбрать старосту самостоятельно, то в этом случае события могут развиваться так.

Группа обсуждает, кто может занять эту должность, и в ходе обсуждения может быть рассмотрен вариант из тех, кто сам изъявил желание стать старостой.

Старосту могут выбрать сами студенты

Какие качества оцениваются у кандидатов в первую очередь:

  • справедливость;
  • компетентность в учебных вопросах;
  • неконфликтность;
  • умение договариваться со всеми студентами группы;
  • желание отстаивать интересы студентов перед руководством тогда, когда в этом есть необходимость.

Выбор наилучшей кандидатуры чаще всего проводится простым голосованием.

Если представители деканата принимают решение назначить старосту самостоятельно, без обсуждения кандидатуры с группой учащихся, то в этом случае также рассматриваются определенные качества , которые могли бы занять эту должность.

Среди ключевых качеств чаще всего принимаются во внимание:

  • хорошая успеваемость;
  • умение общаться с профессорско-преподавательским составом;
  • воспитанность и умение следовать правилам делового общения;
  • неконфликтность;
  • наличие авторитета у студентов группы;
  • ответственность;
  • принятие норм и правил учебного заведения и умение им следовать.

После принятия решения деканат извещает группу о назначении старосты и выдает ему документацию, которой он должен пользоваться для выполнения своих обязанностей.

Обязанности старосты группы

Итак, какие основные обязанности необходимо выполнять на должности старосты?

Контроль посещаемости

Староста может быть приглашен на заседания профкома или деканата как официальный представитель студенческого сообщества, выступать от имени коллектива студентов с предложениями по совершенствованию учебного или воспитательного процесса.

Если староста активно работает, то он может рассчитывать на поощрение и, как правило, получает его от администрации ВУЗа.

К такому студенту преподаватели относятся более лояльно, чем ко всем остальным, и могут делать ему поблажки при сдаче зачетов и экзаменов, менее жестко оценивать качество его курсовых работ или практических заданий.

В некоторых ВУЗах старосте могут доплачивать к стипендии небольшие суммы за выполнение дополнительных обязанностей или финансово поощрить по результатам учебного года.

Профком может помочь ему получить льготную путевку на отдых, предложить билеты в театр или на концерт.

И, наконец, старосте никогда не откажут в рекомендации, которую ему потребуется предъявить, например, будущему работодателю.

Быть старостой: лишние проблемы или начало карьеры

Быть или не быть старостой — вопрос риторический, поскольку решать его предстоит каждому самостоятельно.

Минусы принятия этой административной роли понятны:

  1. Временные затраты, которые могут быть направлены, например, на отдых или учебу.
  2. Решение зачастую чужих, а не своих проблем.
  3. Внутренние конфликты, которые могут возникать с недовольными сокурсниками.
  4. Необходимость заполнять дополнительные бумаги.

И между тем в такой можно приобрести навыки, которые помогут и в жизни и, что самое главное, в дальнейшей работе.

По сути, староста – это должность, которую можно отнести к категории менеджерской.

Исполняя свои обязанности, он может развить свой лидерский потенциал и приобрести навыки, незаменимые для дальнейшей профессиональной самореализации, например, умения: устанавливать контакт и вести переговоры, разрешать конфликты, организовывать рабочие процессы, оформлять отчетную и деловую документацию.

И, пока все остальные получают знания, староста, делая все то же самое, уже со студенческих лет начинает построение своей карьеры.

Так быть или не быть?

В этом видео вы узнаете, каково быть старостой: