Маришка мнишек. Марина Юрьевна Мнишек: биография, карьера и личная жизнь

Значение МНИШЕК МАРИНА в Краткой биографической энциклопедии

МНИШЕК МАРИНА

Мнишек Марина (или, по-польски, Марианна) - дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедывать католичество. В ноябре 1605 г. состоялось обручение Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя. 3 мая 1606 г. она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Мнишек. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что сначала не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу, и там, по слухам, вступила в сношения с Михаилом Молчановым. В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она была перехвачена Зборовским и доставлена в тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Мнишек тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608 г.) и прожила в Тушине более года. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и папе, но стало еще хуже с его бегством (27 декабря 1609 г.) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февраль 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она является с мужем в Коломне, а по низвержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно, на что последовал гордый отказ. В Калуге она прожила до начала 1611 г., под покровительством Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 г.), с сыном Иваном, называемым Дмитриевичем. До июня 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от нее Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило ее бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву (июль 1614 г.). Здесь четырехлетний ее сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, "умерла с тоски по своей воле"; по другим источникам, она повешена или утоплена. В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем "Маринки безбожницы", "еретицы" и "колдуньи". Сохранились многочисленные письма ее к отцу, королю и папе, и ее дневник.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МНИШЕК МАРИНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МНИШЕК МАРИНА
    (или по-польски Марианна Юрьевна) — дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. Изукрашенное романтическими рассказами знакомство М. с Лжедимитрием произошло около …
  • МНИШЕК МАРИНА
    (или по-польски Марианна Юрьевна) ? дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. Изукрашенное романтическими рассказами знакомство М. с Лжедимитрием произошло …
  • МНИШЕК МАРИНА
    (Mniszech) Марина (около1588 - 1614), политическая авантюристка, дочь польск. воеводы Ежи (Юрия) Мнишека, одного из организаторов интервенции против России в …
  • МАРИНА в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — испанский автоматический пистолет калибра 6, 35 мм. Подражание браунингу 1906 …
  • МАРИНА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от латинского marinus - морской) картина, изображающая морской вид; тип пейзажа. Как самостоятельный вид ландшафтной живописи обособилась в европейском …
  • МАРИНА
    Марина - былевая личность, героиня былин о Добрыне …
  • МНИШЕК
    (Mniszech) Марина (ок. 1588 - ок. 1614) русская царица, дочь польского магната. Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Выдана яицкими …
  • МАРИНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. marine от лат. marinus - морской), пейзаж, изображающий море. Мастера марин называются …
  • МАРИНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (французское marine, итальянское marina, от латинского marinus - морской), картина, изображающая морской вид; раздел пейзажного жанра. Как самостоятельная линия пейзажа …
  • МНИШЕК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Мнишек (Марина или по-польски, Марианна Юрьевна) - дочь сендомирскоговоеводы, жена первого Лжедимитрия. Изукрашенное романтическимирассказами знакомство М. с Лжедимитрием произошло около …
  • МАРИНА ХУДОЖ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (фр. manine) — морской вид, маринист — живописец морских видов. Приморские виды представляют среднее между М. и собственно пейзажем. О …
  • МАРИНА СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1. подвижница VI в. — см. Мария св. (в мужском образе Марин). 2. М., или Маргарита Антиохийская, — великомученица, была …
  • МАРИНА БЫЛИН. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    былевая личность, коварная любовница Добрыни. "Маринка курвастравница", обозлившись на Добрыню за то, что он убил ее любовника (Змея Горынича), привораживает …
  • МНИШЕК в Современном энциклопедическом словаре:
  • МНИШЕК
    (Mniszech) Марина (около 1588 - около 1614), дочь польского магната. Русская царица (1606), жена Лжедмитрия I, после смерти которого признала …
  • МАРИНА в Энциклопедическом словарике:
    [итальянское] картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж., иск. Картина, изображающая морской …
  • МНИШЕК
    МН́ИШЕК (Mniszech) Марина (ок. 1588 - ок. 1614), царица (с мая 1606), супруга Лжедмитрия I. Дочь польск. магната. В 1608 …
  • МАРИНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИНА (франц. marine, от лат. marinus - морской), пейзаж, изображающий море. Мастера М. наз. …
  • МАРИНА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мари"на, мари"ны, мари"ны, мари"н, мари"не, мари"нам, мари"ну, мари"ны, мари"ной, мари"ною, мари"нами, мари"не, …
  • МАРИНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Морской …
  • МАРИНА в Новом словаре иностранных слов:
    ит. marina лат. martnus морской) картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Словаре иностранных выражений:
    [ит. marina картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в словаре Синонимов русского языка:
    имя, картина, …
  • МАРИНА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • МАРИНА в Словаре русского языка Лопатина:
    мар`ина, -ы …
  • МАРИНА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • МАРИНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    марина, -ы …
  • МАРИНА в Орфографическом словаре:
    мар`ина, -ы …
  • МНИШЕК
    (Mniszech) Марина (ок. 1588 - ок. 1614), русская царица, дочь польского магната. Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Выдана яицкими …
  • МАРИНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. marine, от лат. marinus - морской), пейзаж, изображающий море. Мастера марин называются …
  • МАРИНА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    марины, ж. (от латин. marinus - морской) (устар.). Картина, изображающая морской пейзаж, морской вид. Марина …
  • МАРИНА в Толковом словаре Ефремовой:
    марина ж. Картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Картина, изображающая морской …
  • МАРИНА
    ж. Картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Женское …
  • МАРИНА СИРИЙСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марина Сирийская (+ ок. 450), преподобная. Память 28 февраля. Преподобные Марина и Кира …
  • МАРИНА АНТИОХИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марина Антиохийская (IV в.), великомученица. Память 17 июля. Родилась в Антиохии Писидийской. …
  • МНИШЕК, РОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Мнишки, Мнишехи) — графский род, происходящий из Богемии, откуда Николай М. выехал в 1533 г. в Польшу; он был великим …
  • МАРИНА МНИШЕК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • МНИШЕК, РОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Мнишки, Мнишехи) ? графский род, происходящий из Богемии, откуда Николай М. выехал в 1533 г. в Польшу; он был великим …
  • МАРИНА МНИШЕК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Харитонов) (+ 1607), архиепископ Астраханский и Терский, святитель (местночт.). В миру Феодот, сын …
  • КАЛУЖСКИЙ ЛАВРЕНТЬЕВ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Калужский монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и блаженного Лаврентия Калужского (недейств.). Адрес: г. Калуга, …
  • ИГНАТИЙ МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Игнатий (+ ок. 1640), бывш. патриарх Московский и всея Руси . Родом грек. …
  • ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ермоген (ок. 1530 - 1612), Патриарх Московский и всея Руси (1606 - 1612), священномученик …
  • АФАНАСИЙ БРЕСТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий Брестский (ок. 1597 - 1648), игумен, преподобномученик. Известный белорусский общественный, политический и …
  • МУСОРГСКИЙ МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Мусоргский, Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Родился 16 марта 1839 года в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления …

Мари́на (Мариа́нна) Ю́рьевна Мни́шек (польск. Maryna Mniszech, Мнишех; род. ок.1588 г. в родовом замке в Ляшках Мурованных, ум. в 1614 году) - дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло, жена Лжедмитрия I, коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена следующего самозванца, Лжедмитрия II, выдававшего себя за первого. Активная участница событий, происходивших в Смутное время.

Марина была дочкой сандомирского воеводы. В его семье было десять детей, пять из них – девочки. Воевода видел их замужем только за богатыми и знатными людьми. Его старшая дочь успешно вышла замуж за князя Константина Вишневецкого. Рассчитывала Марина не на меньшее. Впервые Лжедмитрий появился в Самборе в 1603 году. С помощью польского короля он уже был готов захватить власть в московском государстве. Лжедмитрий предполагал, что Борис Годунов не знатного рода, поэтому народ им недоволен. В это же время он встретился с Мариной. Женщина догадывалась, что он самозванец, но это ее не смущало. Многие польские магнаты были против того, чтобы он связал себя узами брака в такой ответственный момент. Однако Лжедмитрий уже был влюблен.

Помолвка Марины и авантюриста состоялась в мае 1604 года. Отец Марины получил один миллион золотых и Смоленское с Новгород-Северским княжества. Невеста получила Псков и Новгород. Вскоре 15 тысячное войско поляков идет на Москву. Военная кампания прошла успешно. Годунов умер, а Московское царство получило нового царя – Лжедмитрия. В 1605 году состоялась его торжественная коронация. В 1606 году Марина прибыла в Москву в сопровождении шляхты, и вскоре состоялось ее коронование и венчание. Первой дамой московского государства Марина была лишь девять дней. Началось восстание. К тому же Марина требовала, чтобы ее тоже короновали, а не только ее мужа. Это в московском государстве восприняли как кощунство. Кроме того она планировала на церемонию выйти не в традиционном московском одеянии, а в европейском – с полуобнаженной грудью, что шокировало даже окружение царя.

Лжедмитрий был убит, а Марина спалась. Однако Марина не планировала так просто сдавать свои позиции. Появился второй Лжедмитрий. Марина питала к нему отвращение, но тайно обвенчалась с ним 5 сентября 1608 года. С новым мужем в Тушине жилось отвратительно, о чем она и писала в письмах к родным. Однако авантюра со вторым Лжедмитрием закончилась довольно быстро. Тушинского вора убили в 1610 году. Сын Марины от второго Лжедмитрий тоже был убит. А любвеобильная Марина Мнишек стала женой казака Заруцкого, которого искренне полюбила. Он обещал ей вернуть московскую корону, но в итоге закончил свою жизнь на плахе. После этого следы Марины утерялись. Известно одно – младшего ее сына от казака задушили, старшему повезло и его приютил литовский канцлер. Сама же авантюристка Мария либо была казнена, либо утоплена в реке, либо пострижена в монахини.

  • Марина (Марианна) Мнишек родилась около 1588 года в Самборе (Польша).
  • Отец Марины, Юрий (Ежи) Мнишек, был Самборским воеводой.
  • Мать Марины звали Ядвига Тарло.
  • Семья Марины была богатой и влиятельной, и девочка даже получала образование. По крайней мере, умела читать и писать, на что в те времена был способен не каждый мужчина.
  • 1602 год – Юрий Мнишек помогает русскому самозванцу Лжедмитрию I. За победу над русским царем Борисом Годуновым Лжедмитрию обещана рука Марины Мнишек. Амбициозная и мечтавшая стать русской царицей девушка соглашается.
  • Примерно 1604 год – помолвка Лжедмитрия и Марины. Самозванец обещает ей не только деньги и драгоценности, но и Новгород с Псковом, а также право исповедовать католичество. Особым условием становится право повторно выйти замуж в случае неудачи Лжедмитрия.
  • Ноябрь 1605 года – Марина венчается с дьяком Власьевым, представлявшим жениха.
  • 2 мая 1606 года – Марина приезжает к жениху в Москву в сопровождении отца и многочисленной польской свиты. Вопреки запретам католических священников, она принимает православное причастие.
  • 8 мая 1606 года – свадьба Марины Мнишек и Лжедмитрия I. После венчания полячку коронуют на царство. (Марина Мнишек была единственной женщиной, коронованной в России до Екатерины I) Женитьба на католичке и ее коронация становятся последней каплей в чаше терпения москвичей и провоцируют заговор в боярской среде, во главе которого становится Василий Шуйский.
  • Ночь с 16 на 17 мая 1606 года – в Москве вспыхивает восстание. Люди Шуйского врываются в Кремль и разыскивают самозванца. Марина не убита только потому, что ее не находят; существует история о том, что несостоявшаяся царица скрылась под юбками своей гофмейстерины. Спустя некоторое время Марину все же находят. Шуйский отправляет всех Мнишеков в Ярославль. От русского народа царица получает прозвища «Маринка безбожница», «колдунья», «еретица».
  • 1608 год – Россия заключает перемирие с Польшей, и Марина Мнишек получает разрешение на выезд на родину.
  • По дороге Марину перехватывают люди «Тушинского вора» и привозят в свой лагерь. Возможно, Шуйский, отправляя полячку из России, рассчитывал именно на это.
  • 5 сентября 1608 года – Марина венчается с Лжедмитрием II, несмотря на свое к нему отвращение (описанное в ее дневнике).
  • В Тушинском воре Марина публично признает «спасшегося» первого мужа.
  • 1609 год – Марина рожает сына Ивана. Ее сторонники называют ребенка Иваном Димитриевичем, официальное же правительство – «воренком».
  • 1610 год – Шуйский низвержен. Москвичи присягают на верность сыну польского короля Владиславу Сигизмундовичу. Марине предлагают ее родной Самбор или Гродно, на что она отвечает отказом – ей хочется быть исключительно русской царицей.
  • Декабрь 1610 года – Лжедмитрий убит. Марина с сыном живут в Калуге под покровительством казачьего атамана И.М. Заруцкого, который давно мечтал быть «при царице Марине».
  • Июль 1613 года – на престол восходят Романовы. Растеряв всех сторонников, Марина с мужем и сыном бежит сначала в Астрахань, а потом на реку Яик. Их выдают правительству яицкие казаки.
  • Заруцкий и четырехлетний Иван Дмитриевич казнены. Марина Мнишек помещена в монастырь.
  • Примерно 1614 год – Марина Мнишек умирает в заточении, хотя некоторые историки утверждают, что она была повешена или утоплена.

Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза и Ефрона. Т. XIX-а. СПб., 1896

Мнишек (Марина, или, по-польски, Марианна) - дочь сандомирского воеводы, жена первого Лжедмитрия.

Изукрашенное романтическими рассказами знакомство Мнишек с Лжедмитрием произошло около 1604 г., и тогда же последний, после своей известной исповеди, был помолвлен с нею. Быть женою неизвестного и некрасивого бывшего холопа Мнишек согласилась вследствие желания стать царицей и уговоров католического духовенства, избравшего ее своим орудием для проведения католичества в «Московию». При помолвке ей были обещаны Самозванцем кроме денег и бриллиантов Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедмитрия. В ноябре 1605 г. состоялось обручение Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя, а 2 мая 1606 г. она с большою пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Мнишек. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица. После смерти мужа для нее начинается бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показала много твердости характера и находчивости. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу и здесь, говорят, вступила в сношения с Михаилом Молчановым. В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, поставлено отправить Мнишек на родину, с тем, чтобы она не называлась московской царицей. На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Мнишек тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608) в отряде Сапеги и прожила в Тушине почти год. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и папе, но стало еще хуже с его бегством (27 декабря 1609) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февраль 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько месяцев после победы Жолкевского над русскими войсками она является с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о помощи для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Мнишек было предложено отказываться и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилась новая опасность - быть захваченной поляками. Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, Заруцким, она прожила здесь до начала 1611 г., уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 г.) и с сыном Иваном, названным Дмитриевичем. До июня 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от нее Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Мнишек бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном доставлена в Москву (июль 1614 г.). Здесь четырехлетний сын ее был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле»; по другим источникам, она повешена или утоплена. В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем «Маринки безбожницы», «еретицы» и «колдуньи».

Действующие лица повествования

Марина Юрьевна Мнишек , царица Всея Руси, супруга царя Дмитрия I Ивановича, дочь польского воеводы Юрия-Ежи Мнишка.

Дмитрий I Иванович , царь Всея Руси (сын Ивана Грозного? Самозванец?), супруг Марины Юрьевны.

Мнишек Юрий-Ежи, кастелян Радомский, воевода Сандомирский, староста Львовский, Самборский, Сокальский, Санокский.

Мнишек Ядвига, из дома Тарлов, иначе - Ядвига из Щекажовиц, его супруга.

Мнишек Зигмунт, их сын, брат Марины Юрьевны.

Мнишек Франтишек Бернард, их сын, брат Марины Юрьевны.

Вишневецкая Урсула, княгиня, их старшая дочь, супруга князя Константы Вишневецкого.

ГОДУНОВЫ:

Борис Федорович , царь Всея Руси.

Арина Федоровна , царица Всея Руси, супруга царя Федора Иоанновича (в монашестве инокиня Александра).

Мария Григорьевна , урожденная Скуратова, дочь сподвижника Грозного Малюты Скуратова, царица Всея Руси, супруга Бориса.

Федор Борисович , сын Бориса Федоровича и Марии Григорьевны, царь Всея Руси.

Ксения Борисовна , царевна, дочь Бориса Федоровича и Марии Григорьевны (в монашестве - Ольга).

Василий Иванович , царь Всея Руси.

Иван Иванович , по прозвищу Пуговка, боярин, брат царя.

Дмитрий Иванович , боярин, брат царя.

РОМАНОВЫ:

Михаил Федорович , царь Всея Руси, сын Федора Никитича (патриарха Филарета).

Великая Старица Марфа , его мать (в миру - Ксения Ивановна Шестова, костромская дворянка).

Мария Федоровна Нагая , царица Всея Руси, последняя супруга Ивана Грозного, мать последнего его сына Дмитрия (в монашестве - Марфа).

ДУХОВНЫЕ ЛИЦА:

Иов , патриарх Всея Руси.

Игнатий , патриарх Всея Руси.

Филарет (Федор Никитич Романов, боярин), патриарх Всея Руси. Отец избранного в 1613 г. царя Михаила Романова.

Острожский Константы , князь.

Острожская Урсула , княгиня, супруга князя Константы, сестра Ядвиги Мнишек.

Ярошек , доверенный дворецкий князя Острожского.

Паисий , монах, состоявший при царевиче Дмитрии.

Беата Зелинъска , племянница князя Константы Острожского.

Зайончковский Адам , библиотекарь в Острожском замке.

Симон Блох , итальянский лекарь в Острожском замке.

Зигмунт (в старорусском написании - Жигимонт, в современной транскрипции - Сигизмунд) III, польский король.

Густав , принц шведский, сын шведского короля Эрика XIV (в старорусском написании - Густав Ирикович).

Сапега Лев , польский канцлер.

Басманов Петр , боярин.

Бучиньские Ян и Станислав , братья, секретари Дмитрия I Ивановича в Москве.

Власьев Афанасий Иванович , думный дьяк.

Рангони , представитель папской курии в Польше, нунций.

Заруцкий Иван , казачий атаман.

Хворостинин Иван Дмитриевич , князь, стольник.

Шереметев Федор Иванович , боярин.

И многие другие.

Вместо предисловия

Господи! Господи Иисусе! Да что же это? Младенчика вешать! Махонького! Младенчи-и-и-ка!

Окстись, соседка! Какого еще младенчика?

Бирюч кликал - всем к заставе Серпуховской бежать. Там, надобыть, виселицу сколотили.

Виселицу-то чего сколачивать? Испокон веков там стоит. Подправить разве что - для мальца.

А младенчик-то чем завинился?

От-те бабы! Николи ничего толком не уразумеют. Какой вам младенчик - Ивашка-воренок, вот кто!

Сразу уж и воренок! Сколько мальчоночке-то?

Сотник сказывал: на ноги встал, за подол мамки держится.

Года три, значит!

Все едино: иродово семя. Маринки-еретицы отродье. Государь наш Михаил Федорович приговорил: чтоб ему не быть.

Чего брешешь, дядя! Царь наш молод в дела входить. Не иначе Великая Старица, родительница царская, решила. Ее нынче власть - ее и приказ.

Нишкни, парень! А то как бы к тебе места обок Воренка не сыскалось. У палача петельки конопляные всегда про запас есть.

Биография
Авантюрную свою натуру она унаследовала от отца, графа Мнишека. Род их происходил из Богемии. Львовский староста, управляющий королевской экономией в Самборе, Ежи Мнишек, казалось, вот-вот рухнет в глубочайшую пропасть безденежья. Брак его дочери Марины с Дмитрием Московским мог принести ему и славу, и кредиты, и звонкую монету.
Года за три до описанных событий Москву взбудоражили слухи о царевиче Дмитрии: мол, не погиб он в мае 1591 года в Угличе, а остался жив, перебрался за рубеж. Вскоре якобы он появился в Речи Посполитой. Называл себя сыном Ивана Грозного, чудесно спасшимся, и претендовал на трон «прародителей своих». Его поддержала часть магнатов и шляхты, а также сам король Сигизмунд. Лжедмитрий, как прозвали его на Руси, раздавал обещания налево и направо: королю – целые области, Мнишеку и другим – города и уезды, деньги и драгоценности…
Вряд ли жених так уж сильно понравился панне Марине. С виду он был весьма неказист: малорослый, приземистый, непропорционально широкий в плечах; хоть и сильные руки, но разной длины. Светлые рыжеватые волосы, нос «башмаком», бородавки... За всю долгую разлуку с суженым Марина не отправила ему ни единой строчки.
Многие польские магнаты, торопившие самозванца с походом, вовсе не желали, чтобы он в столь ответственный момент связывал себя с женщиной. Но в мае 1604 года помолвка авантюриста с Мариной все же состоялась. Счастливый избранник подписал брачный контракт, по которому в знак благодарности дарил отцу Марины один миллион злотых да Смоленское и Новгород-Северское княжества. Невесте же – города Новгород и Псков вместе с думными людьми, дворянами, духовенством, с пригородами и селами. Самозванец торжественно пообещал, что Новгород и Псков будут навсегда избавлены от опеки Москвы. Удел закреплялся за Мариной «в веки».
Но и это еще не все. За год Лжедмитрий должен был перевести все православное царство Московское в католическую веру. Если же обещание он свое нарушит, Марина вправе развестись с ним и вновь выйти замуж. Пожалованные земли и доходы с них при этом за ней сохранятся...
О чем думал Лжедмитрий, посылая в Краков своего порученца, дабы тот от имени государя московского обручился с чужеземкой? Что двигало им в тот момент – любовная горячка или неистребимая страсть к авантюрным приключениям? Наверное, в равной мере и то, и другое. Женолюбив был расстрига настолько, что почти перед самой свадьбой сошелся с дочерью Бориса Годунова – Ксенией. Об этом попенял ему в письме будущий тесть. Ксению срочно постригли и отправили от греха подальше в монастырь на Белоозеро.
Только после этого 12 ноября 1605 года состоялось заочное обручение нового русского царя и дочери польского воеводы. Марина блистала: пышное белое платье, корона в бриллиантах и самоцветах... Пишут, что, оставляя навеки отечество, она неутешно плакала – возможно, от горестных предчувствий…
Торжественно въезжала Марина в государство Московское. Везли ее на двенадцати белых конях, в санях, украшенных серебряным орлом. В каждом селении «цареву невесту» встречали хлебом-солью; жители Дорогобужа, Вязьмы, Смоленска подносили ей многоценные дары...
В Москву Марина въехала в роскошной колеснице, запряженной десятью пегими лошадьми, впереди шли триста гайдуков... Колесница остановилась в Кремле, у Девичьего монастыря. Невесту приняла инокиня-царица – мать царевича Дмитрия, якобы признавшая в Лжедмитрии своего сына (перед убийством самозванца царица Марфа с такой же легкостью отреклась от него). Свадьба состоялась под пятницу, чего по православным законам делать было нельзя… Марина появилась в русском красном бархатном платье с широкими рукавами и в сафьяновых сапогах, на голове ее сиял драгоценный венец. Сразу после венчания она сбросила непривычное русское платье, надела польское.
«8 мая состоялось бракосочетание царя Димитрия и польской панны Марины Юрьевны, и сразу после этого на нее был возложен венец царицы всея Руси, – рассказывал очевидец тех событий, германский наемник Конрад Буссов. – На этой свадьбе и коронации произошел немалый спор между царем и московитскими вельможами из-за одежды. Царь и польские вельможи хотели, чтобы невеста, когда ее поведут в церковь, была в польской одежде, к которой она привыкла с юности, тогда как в чужой она не умела держаться. Московиты требовали, чтобы при венчании она была, согласно обычаям страны, одета, так же как и царь, по-русски. После долгого спора царь сказал: «Хорошо, я не стану отменять обычай моей страны, уступлю моим боярам… Дело идет об одном дне», – и попросил свою невесту, чтобы она надела русскую одежду, на что та, в конце концов, и согласилась. Тогда на невесту надели очень дорогие царские одежды, в которых ее отвели в церковь Св. Марии и обвенчали с Димитрием. На следующий день, 9 мая, Димитрий приказал принести своей царице новые польские платья с просьбой, чтобы она надела и носила их из уважения к нему, поскольку вчера был день русских вельмож и он хотел угодить всей стране, а сегодняшний и последующие дни теперь будут принадлежать ему. Он будет царствовать и поступать, как ему будет угодно, а не так, как хотят его московиты. С того дня царица одевалась по-польски…»
Первой дамой Московского государства Марина побыла ровно десять дней. Еще голова ее кружилась от шумных и пышных праздников, когда началось восстание. Причин для него было несколько. Не последняя среди них та, что Марина потребовала и собственной коронации.
Утром 17 мая ударил набат. Изумленная полуодетая Марина услышала о смерти мужа и в беспамятстве выбежала в сени. Не без риска для себя пробралась в покои, где находилась ее польская гофмейстерина – толпа столкнула новоявленную царицу с лестницы. Худенькая и хрупкая, она спряталась у гофмейстерины под юбками. Верный слуга Марины встретил заговорщиков со шпагой в руке и долго сдерживал натиск толпы, но пал под ударами. Бояре прибыли вовремя: они выгнали толпу и приставили стражу, чтоб никто не мог ворваться к женщинам.

Марине повезло: она так и не увидела тело растерзанного супруга. Кем он был на самом деле, так и осталось навеки тайной. Может, действительно являлся незаконным сыном покойного польского короля Стефана Батория, как сообщали многие знатные поляки? Если принять во внимание образованность Дмитрия и некую величавость, присущую ему, как и большинству представителей королевских фамилий, в это можно и поверить. Самая расхожая версия о сбежавшем монахе-расстриге Гришке Отрепьеве, назвавшемся именем царевича, все-таки не выдерживает критики: и в Польше, и в России оказалось достаточно свидетелей, видевших рядом и Лжедмитрия, и Гришку…
«Кроме того, – писал Ж. Маржерет, – совершенно бесспорно и достоверно то, что Расстриге было от тридцати пяти до тридцати восьми лет, в то время как Дмитрию, когда он вернулся в Россию, могло быть только от двадцати трех до двадцати четырех лет». Кстати, этот французский офицер верил, что так называемый Самозванец и на самом деле являлся настоящим сыном Ивана Грозного; об этом клялся его знакомым и Григорий Отрепьев, в свое время якобы выведший спасенного и подмененного в детстве царевича из России.
Новый царь, Василий Шуйский, сослал Марину с отцом и частью их свиты в Ярославль и два года держал там заложниками, ведя с Польшей бесконечные переговоры о возможной выдаче пленников. А тут пошли новые слухи: царь Дмитрий чудом спасся и движется на Москву.
Марину вместе с отцом под конвоем отправили было в Литву. Но по дороге отряд Тушинского вора (Лжедмитрия II) отбил их. Рассказывали, что, подъезжая к Тушину, Марина смеялась и пела. Когда до лагеря оставалось всего восемнадцать верст, к ее карете подъехал молодой шляхтич.
«Марина Юрьевна, милостивейшая госпожа, – сказал он, – вы очень веселы и поете, и стоило бы радоваться и петь, если бы вам предстояло встретить вашего законного государя, но это не тот Димитрий, который был вашим мужем, а другой».
«Марина решительно отказалась ехать к неизвестному мужчине и признавать в нем мужа, – рассказывает Лариса Васильева. – Пять дней уговаривали – не поддавалась. Отца не слушала. Насильно везти не было смысла – спектакль радостной встречи разлученных супругов мог сорваться.
Мнишек один съездил к новому Лжедмитрию… На другой день Лжедмитрий II сам явился к Марине. Она не захотела его видеть. Отец настаивал – не помогало. Однако возле Марины оказался иезуитский священник, уверивший ее, что признание незнакомого мужчины своим мужем и русским царем будет ее великим подвигом в пользу католической церкви…»
По свидетельству иезуитов, Лжедмитрий II был крещеным евреем, долго жил в Белоруссии, учительствовал в Шклове, а затем служил писцом при Лжедмитрии I.
Положение Марины при новом самозванце было почти позорным. Ежи Мнишек смиренно целовал ему руку в надежде получить грамоту на еще не завоеванное княжество Смоленское. Сохранилась переписка Марины с отцом (старый Мнишек уехал из тушинского лагеря рассерженным на дочь и не дал ей благословения). В одном из писем Марина просила отца напомнить Лжедмитрию, что тот обязан оказывать ей уважение хотя бы наружно. Дядя Марины склонял ее к возвращению в Польшу – Марина надменно отвечала в письме:
«Благодарю за добрые пожелания и советы, но правосудие Всевышнего не даст врагу моему, Шуйскому, насладиться плодом вероломства. Кому Бог единожды дает величие, тот уже никогда не лишается своего блеска, подобно солнцу, всегда лучезарному, хотя и затмеваемому на час облаками».
Известно, что Марина беседовала с русскими послами и принимала иноземных вместо «Тушинского царя», не отличавшегося ни умом, ни образованием. Когда польский король Сигизмунд, ее бывший государь, предложил «из милости» этой чете Саноцкую землю и доходы с Самборской экономии за отказ от русского престола, она попросила у него Краков, обещая за это «из милости уступить королю Варшаву». Письма свои она подписывала не иначе как «императрица Марина».
Но и очередному самозванцу не довелось царствовать на Руси. Марина, которая должна была вот-вот родить, с боярами отправилась в санях за обезглавленным телом мужа и привезла его в город. Ночью, схватив факел, Марина бегала с обнаженной грудью посреди толпы, вопила, рвала на себе одежду, волосы… Заметив, что калужане остаются равнодушными к ее горю, обратилась к донским казакам, умоляя их о мщении. Командовал ими некто Иван Заруцкий…
Казачий атаман Иван Заруцкий неотступно следовал за обоими самозванцами и Мариной. Он не только брал целые города и волости себе в добычу – он возмечтал о престоле всея Руси. А для этого прежде всего нужно стать мужем «законной царицы». Марина была в его руках – она кинулась в объятия Заруцкого, снова надеясь стать всевластной московской государыней. Известно и другое: молодая женщина, как уверяют очевидцы, и в самом деле потянулась душой к этому храброму человеку, имея уже двоих детей – мальчиков (второго она родила, когда Лжедмитрий был убит).
Некоторые историки считают: Марина Мнишек хотела посадить на русский престол сына, «царевича Ивана», для чего и обвенчалась с казацким атаманом, тушинским боярином Иваном Заруцким. В народе малолетнего сына Марины называли Воренком…
После изгнания поляков из Москвы и избрания на престол в феврале 1613 года Михаила Романова власти преследовали бежавших в Астрахань Заруцкого и Марину. В конце концов их схватили и привезли в столицу. У Марины обманом отобрали сына, уверив, что царь не будет мстить ребенку. Ивашку повесили на Лобном месте, а Заруцкий принял страшную смерть на колу.
Есть пугающая закономерность в том, рассуждают исследователи, что восхождение на престол династии Романовых сопровождалось чередой кровавых преступлений. Говорят, что Марина Мнишек (в народе ее называли колдуньей), потеряв сына, прокляла весь род Романовых, предсказав, что ни один из них не умрет своей смертью…
Сама она окончила свои дни в коломенской темнице. Почему именно в коломенской? В пути Марина занемогла, с каждым днем чувствуя себя все хуже и хуже. И ее оставили в Коломне, заточив в восьмиярусную башню Кремля под особо строгим приглядом. Охрану предупредили: нельзя смотреть красавице в лицо и заговаривать с ней, а не то влюбишься и пропадешь.
По народным преданиям, из заточения Марина все же выходила, когда вздумается, обернувшись птицей. Выследив однажды момент, когда душа Марины вышла из тела, стрельцы-охранники окропили его святой водой. Вернулась Марина в башню, почуяв неладное, да воронья ее душа в тело уже войти не смогла…
До сих пор смотрители коломенского Кремля уверены, что дух Марины не покинул эти стены. Ощущение того, что кто-то пристально смотрит тебе в затылок и сопровождает в прогулке по башням, здесь испытывает на себе почти каждый. Впрочем, сотрудники музея привыкли к этому. Многие туристы, бывающие здесь, верят, что дух Марины помогает в несчастной любви, стоит только тихо попросить о помощи, прикоснувшись рукой к стене ее башни…