Методика саморегуляции дфс. Дфс - методика активной саморегуляции

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Игорь Калинаускас
Жизнь как пространство отношений. Методика ДФС «Огненный цветок»

© Калинаускас И., 2017

* * *

Об авторе

Игорь Калинаускас родился 7 февраля 1945 года в Новгороде. Окончил Театральное училище им. Б. Щукина, долгое время был известен как театральный актер и режиссер.

Затем сфера его деятельности существенно расширилась, и Игорь Калинаускас стал известен в научных и литературных кругах как автор книг и статей на самые разнообразные темы – от психологии до медицины. Сегодня Игорь Николаевич Калинаускас – профессор, доктор наук в области философии и психологии личности, вице-президент МАИСУ, почетный президент МАНК, действительный член МАИ, поэт, писатель и художник. Он автор многочисленных научных статей и монографий. Один из первых социоников, автор упрощенной модели соционики – «штурвала Калинаускаса». Его книги «Жить надо», «Игры, в которые играет „Я“», «Хорошо сидим» и другие вызывают неизменный интерес у самых разных читателей, о чем свидетельствуют и многочисленные переводы на английский, литовский и словацкий языки.

Более десяти лет Игорь Калинаускас известен как певец и композитор (сценический псевдоним – Игорь Силин) дуэта ЗИКР. А с 1996 года его многогранную творческую натуру увлекла живопись, и сегодня его творчество привлекает все более широкий круг ценителей.

Часть первая. Человек в пространстве как хозяин

Когда-то очень давно люди твердо знали, что Земля плоская, что у нее есть край, и ходить на край Земли опасались. Еще бы! Если у чего-то есть край, то с него, несомненно, можно свалиться. Легенды о крае плоской Земли существовали самые разные, но все соглашались: там ждет человека нечто страшное и неизведанное.

Были герои сказочные и настоящие, которые время от времени отваживались на вылазки в эти непознанные и опасные края. Но со сказочными героями там случались всякие очень опасные приключения, а реальные люди чаще всего не возвращались. И это только подтверждало опасения. Так родилось правило «счастливой жизни»: хочешь жить спокойно – не ходи на край, не выходи за границу, не переступай черту. То, что за краем, границей, чертой, – страшно, опасно и ничего хорошего чаще всего любопытствующему не принесет.

Но тем и славен род человеческий, что всегда найдутся безумцы и непоседы, любопытствующие и непослушные. Мир изменился. Пройдя через страх, осуждение, недоумение и недоверие, жертвуя благополучием и жизнью, добыли безумцы-смельчаки для рода своего среди других многих истин и эту – Земля круглая, и парит она в пространстве, и кружит вместе с другими планетами вокруг Солнца. Да и Солнце не одно, а множество их. И множество миров, и планет, и галактик, и нет этому конца и счета. И все это бесконечно-вечно существующее живет, вращается, гаснет и вспыхивает в пространстве, которому дали имя космос.

А что же люди? Как быть человеку, который точно знает, что есть у него начало и конец, что он ограничен во времени, ограничен возможностями своего тела, ума, таланта, воспитания, ограничен писаными и неписаными законами и правилами? Какое отношение имеет он к безбрежному миру, в который поселили его, не спросив желания?

Ну что люди… Велик человек во всем. И в способности постигать неизведанное, и в способности приспосабливаться к любым переменам.

Люди продолжали жить на Земле, пользоваться новыми знаниями, использовать великие открытия для своих каждодневных нужд, пересекать моря и океаны, заселять пустующие территории. Каждый отвоеванный у бесконечности кусочек человек быстро огораживал стенами и заборами, выкраивая ограниченные, но изведанные и безопасные кусочки. Может, по привычке, а может, по правилам спокойной жизни, превращая огромную, круглую, вращающуюся в бесконечном пространстве Землю в обжитую плоскую территорию. И себя ограничивал, заковывая в латы неизменности и постоянства, преграждая дорогу к живому общению с окружающим миром и самим собой.

Сами о том не ведая, в первобытном страхе ма-а-а-а-ленького человека перед огромным миром, мы надеваем на себя ограничения, чтобы не было так страшно, чтобы точно знать: вот он я, я такой, я точно знаю, где я начинаюсь и чем заканчиваюсь. Я каждый день смотрюсь в зеркало и узнаю себя.

Ах, как мы радуемся, когда, встречая старых знакомых после долгой разлуки, слышим: «Я сразу тебя узнал. Ты совсем не изменился».

Ура, вот радость, вот счастье. Я не изменился, я узнаваем.

– Никогда не задумывались, а чему мы, собственно, так рады?

Как чему? Узнаваемость и неизменность – залог стабильности и безопасности. И это хорошо! А риск и неизвестность – вещи, конечно, привлекательные – в кино, в книгах, в чужих рассказах. Вы рискуйте, а мы посмотрим, что из этого получится. А вот когда получится, тогда, может быть, для своей пользы и приспособим.

Пусть так и будет во веки веков, невольно решает человек. Пусть мир вокруг тоже будет узнаваем, пусть он мало меняется. Тогда все будет безопасно и надежно.

Сколько людей готовы жить, как сложилось, быть недовольными обстоятельствами, жаловаться, хандрить, впадать в депрессию или агрессию, ходить к психотерапевту или ближайшему ларьку… и изо всех сил, вопреки всему, не меняться. Не замечать, что мир-то меняется, меняется стремительно и как будто совсем независимо от нас. Помните: «Остановись, мгновенье, – ты прекрасно!» А какая разница – прекрасно, ужасно?.. Главное – остановись! Пусть будет, как есть, – так хорошо, так привычно.

Но никакие ухищрения, увы, не помогают. Окружающий мир меняется не только в течение нашей жизни, меняется ежегодно, ежеминутно. И это не только новый дом, который неожиданно вырос за вашим окном, и не новые марки машин, и даже не новые продукты в магазине или новый телевизор в вашей квартире. Это другая скорость жизни и другой климат, это новые знания. Это дети, которые знают и умеют больше родителей, которые лучше разбираются в новом меняющемся мире, потому что они в нем родились и еще не успели обидеться и испугаться.

Уже сегодня, уже сейчас появилось что-то новое, чего вчера еще не было. Это отношения между людьми, которые строятся по новым правилам и законам, это открытые границы, из-за которых приходят совсем другие правила и новые понятия о том, что хорошо и что плохо… Цена жизни человеческой совсем другая. Земля становится все меньше и доступнее, и никуда не денешься оттого, что она круглая и несется в бесконечной Вселенной вместе с другими мирами. А куда несется? Не известно никому.

И только картины в музеях все те же. Однако и здесь все незаметно становится другим. Ведь понятие красоты непостоянно…

Все больше сил тратит боязливый человек на то, чтобы отгородиться от всего этого тревожащего нового мира, все больше энергии уходит у него на сохранение стен и заборов, но мир летит, и ветер перемен рвет с крыш черепицу, шатает заборы и воет за законопаченными окнами.

О чем это? О том, что мир вещей, мир стабильности, постоянства, где поколения умирали и зачинались в той же постели, где правнучка надевала прабабкино подвенечное платье и внук доставал дедовский меч, собираясь сражаться за неколебимость своего мира, уже давно исчез. В большей части мира, в котором мы живем, произошла тихая, незаметная, но необратимая революция – мир вещей уступил место миру процессов.

Статичный, известный, гарантированный, неживой мир превратился в стремительно ускоряющийся поток – изменчивый и непредсказуемый. Конечно, не сам по себе, а, как бы это точнее выразиться, в результате деятельности человечества, но, увы, без согласия отдельно взятого конкретного человека.

Возникает законный вопрос: а что же человек? Венец природы! Что делать ему во всем этом? Поискав ответ в известном, он оказывается перед выбором:

Жить или выживать? Создавать или приспосабливаться?

Путь выживания и приспособления не нов, известен и проторен.

Человек – давно уже прекрасный специалист по построению собственного отдельного мира, границы которого определяются областью интересов и кругом знакомых, территорией, за пределы которой он редко заглядывает. Даже пресловутое «окно в мир» под названием телевизор воспринимается не как окно, а как все тот же холст в каморке папы Карло – очаг нарисован, огонь ненастоящий.

Совсем недавно в одной милой семейной телевизионной передаче немолодая актриса сделала очень характерное признание: «Я совсем не могу ходить в магазины. Теряюсь от количества товаров, не знаю, что выбрать… Не нахожу знакомые продукты и не понимаю, что купить. Старых друзей становится все меньше, а с новыми, молодыми, не знаю, о чем говорить, не понимаю, когда они говорят всерьез, когда шутят, что для них действительно важно». Горькое и мужественное признание. Человек замер в привычном мире, а мир течет, движется и проходит сквозь и дальше.

Вы со мной не согласны? Тогда предлагаю небольшой тест для внутреннего пользования.


Вы живете в большом или не очень городе.

Пересчитайте количество людей, с которыми вы постоянно общаетесь.

Пересчитайте маршруты, по которым вы ходите и ездите, выставки, музеи, новые спектакли, которые посещаете.

А из чего состоит мир, в котором живут ваши соседи, ваши сослуживцы? А ваши дети?

Как мировые события, катаклизмы, катастрофы, достижения, открытия, политические баталии влияют на вашу конкретную житейскую ситуацию? А то, что показывают по телевизору?

А о чем вы думаете, когда пытаетесь понять, почему с вами случилось то или иное событие?

Приходит ли вам в голову, что эти ваши, только ваши события связаны с мировыми процессами, с общими тенденциями изменения системы отношений в человеческом обществе, с иными взглядами на семейную жизнь, на отношения отцов и детей, с изменениями моральных норм и нравственных приоритетов?

А как на вашу жизнь влияет то, что вы живете не просто на планете Земля, а в космосе и с этой точки зрения мало отличаетесь от тех, кто там, вокруг Земли, вертится в космическом корабле?


От ответов на эти вопросы, собственно, и зависит, что вы выбираете: плоскость или пространство, жизнь или выживание, созидание или приспособление, границы или диалог.

Действительно ли есть варианты? Да, есть.

Если вас не вдохновляют и не мотивируют постоянные хлопоты по строительству крепостных стен. Если хочется пожить не на территории, а в мире. Если хочется, с удовлетворением вытирая пот со лба, разминая радостно гудящие мышцы, не сдерживать радость при виде хорошо и с удовольствием сделанной работы, которую вы назовете «моя жизнь» и с восторгом предъявите это произведение миру. Тогда у вас возникнет неизбежная мысль: «Если я согласен допустить, что мир – это не куча более или менее случайных и в большинстве своем ненужных мне вещей, случайных встреч, связей, пересечений-отношений, знаний, информации (неизвестно зачем во мне и вокруг меня мелькающей), да и сам я – никакая не пылинка на песчинке, летящая в бесконечной страшно-неведомой Вселенной, а нечто, простите за пафос, по образу и подобию и венец творения, то не пора ли заняться таким делом, как реализация, воплощение, явление этого образа и подобия, этого венца и этого величия?»

Пойдем в этом прозрении еще дальше и даже предположим, что вы не Емеля и прекрасно понимаете: для осуществления этих желаний как раз и придется слезть с печи, и не будет никакой щуки, разве что та, которую вы сами себе организуете: то ли поймаете, то ли купите на заработанные. Предположили. Вот теперь и рождается простой, ясный и отрезвляющий вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как что? Начать переселение. Переселение из-за огороженной и привычной территории в Пространство – естественное место обитания человека живого, текучего и резонирующего с миром.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ БУДЕМ? С главного – с изменения отношения к окружающему миру. Попытаемся увидеть его не плоским, разрозненным и случайным, а цельным, объемным, взаимосвязанным – Пространством. Пространством, которое одно, но заполнено многим.

Важно и то, что оно «одно», и то, что оно «заполнено многим».

Одно – и из этого следует, что ничто не существует само по себе. Знаем мы об этом или нет, отслеживаем или нет, все вокруг нас живет в постоянном взаимодействии: информационном, физическом или энергетическом.

Заполнено многим означает, что в эти взаимодействия вступает все разнообразие форм живого и неживого, видимого и невидимого, ведомого нам и неведомого.

А раз так, то о какой эффективности своего пребывания в мире можно говорить, если, прикрытые стенами и загородками, мы не просто не знаем, как реагировать, как воспринимать то, что происходит вокруг, но не знаем даже, что в принципе можем.

А если согласиться, что все так и есть, и попытаться увидеть себя не щепкой, безвольно мотающейся в неизвестно откуда и куда текущих потоках жизни, а процессом в Пространстве? Процессом объемным и многогранным и поэтому имеющим возможность с этим Пространством взаимодействовать или, как сейчас принято говорить, вступать в партнерские отношения. Тогда встает еще один очень важный вопрос.

– Ну, хорошо, – соглашаетесь вы. – Мир – Пространство, и человек – процесс. Мир говорит, сообщает, намекает, предлагает, несет информацию. А процессуальный, живущий по принципу «пространство в пространстве» человек готов вступить в эти самые партнерские взаимодействия, войти в Диалог с миром. Хорошо, вот он я – человек, вот ты – мир.

КАК МЫ ЭТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ? Как услышать и, что еще важнее, верно интерпретировать все, что говорит мир, как выделить то, что нужно? Где дорога к живому общению, не конвенциональному, не расписанному по заранее известным правилам?

Результатом ответов на эти вопросы и стала методика дифференцированных функциональных состояний ДФС.

ДФС? Что это?

Доступ к Феноменальным Способностям?

– Достижение Феерической Спонтанности? – Действенная Формула Самодостаточности? Да, все это и не только…

ДФС – технология Доминирования Филигранного Сопереживания, соответствующая Динамическая Функциональная Структура и конкретная практика для тех, кого привлекает не только игра слов, а реальные Дела, Факты и Смыслы… Душу Формирующие Свободную.

Выражаясь Деловито, Формально и Серьезно, ДФС – это комплекс методов и технологий, позволяющий перейти от неуправляемого эмоционирования к целостному переживанию.

Простите, это, конечно, очень интересно, но страшновато как-то. Жили себе спокойно, не в диком лесу, а на огороженном участке – цивилизованно. Все камни известны, все уголки исследованы. Соседи давно знакомы. Все привычно, безопасно, гарантированно.

– А не скучно? В плечах не жмет? Королевство не маловато? Если не скучно, не жмет и не маловато, то можно не беспокоиться. Это не ваше приключение.

У технологии, которая вам предлагается, есть много определений, и в нашем путешествии они появятся как путеводные знаки в свое время. А приключение всегда начинается с первого шага, и мы с вами начнем с нескольких практических моментов, которые совершенно необходимо освоить, постигая искусство ЖИТЬ. Искусство жить в пространстве, в объеме, искусство быть живым. Это некие киты, на которых стоит здание-знание методики ДФС. Методики дифференцированных функциональных состояний. Вчувствуйтесь!

Дифференцированных – разнообразных, различимых, поддающихся определению, описанию и усвоению.

Функциональных – конкретных, применимых к действию, описывающих действие, эффективных.

Состояний – переживаний, настроений, звучаний.

Вам больше не грозит испортить долгожданный праздник неизвестно откуда накатившимся плохим настроением. Вы больше не будете через силу тащить себя на работу, потому что, как неожиданный циклон, накатило нерабочее настроение. Вы не будете мучиться, понимая, что надо спешить, а хочется лениво сидеть на диване. Вы просто войдете в нужное вам состояние, и у вас всегда будет достаточно энергии, чтобы выполнить задуманное.

Инструментальный подход

Внимание, начинаем переезд с территории в Пространство.

Как при всяком переезде, займемся для начала разбором хозяйства.

Что у нас есть? Годится ли это для новой жизни, выбрасывать ли, брать ли с собой?

Велики ли затраты на обновление и переделку имеющегося?

И что просто необходимо еще приобрести?

Решая эту задачу, предлагаю посмотреть на себя как на собственника (а впоследствии хозяина) трех инструментов, данных человеку при рождении, очень полезных и нужных, но часто мало или весьма неэффективно используемых. Вашему вниманию предлагается инструментальная составляющая Я-концепции или инструментальная концепция себя.

Откуда инструменты?

Не волнуйтесь, все это у нас уже есть от рождения, просто мы совершенно не привыкли смотреть на себя с такой точки зрения. Взгляд-то за годы жизни совершенно замыленный. Живешь в доме, живешь, ни на что конкретное внимания не обращаешь, а придет кто-то в гости: «Ах, какой у вас шкаф необыкновенный! А ваза-то, ваза какая! А часы! Где вы только это все взяли?.. А что ж вы их в угол незаметный засунули? Это же чудо! Произведение искусства! Да всему этому цены нет!» И удивленный хозяин растерянно оглядывается вокруг, неожиданно осознав себя владельцем сокровищ. Так приблизительно и с тем, что выдала нам природа при рождении.

Инструментальная Я-концепция предлагает выделить три инструмента:

тело;

сознание;

психоэнергетику.

Для того чтобы увидеть, можете ли вы эти, данные вам природой составляющие действительно назвать своими инструментами хоть до какой-то степени, выясните,

А что вы умеете с их помощью делать?

Тело. Проще всего, конечно, с телом. С самого рождения его неустанно превращают в инструмент для решения огромного количества задач, которые ставит перед нами жизнь. Его учат ходить, сидеть, бегать, прыгать, плавать, лазать, держать вилку и нож, ручку, играть на рояле, ходить прямо и даже на каблуках. Каждый может продолжить список, опираясь на историю своей жизни и опыт.

Осознанные возможности управления телом и определят его границы как инструмента: от первых неловких детских шагов до совершенства, которое демонстрируют великие спортсмены или танцовщики. Но имейте в виду когда-то существовавшие, но утерянные навыки в зачет не идут. Умели садиться на «шпагат» и кататься на коньках, а сейчас с трудом нагибаетесь, чтобы завязать шнурки? Диагноз печален – ваш инструмент заржавел и потерял свои былые качества. Хотите обновить, определите задачу и тренируйте.


Сознание. Тут у нас тоже немалый опыт превращения природной данности в инструмент. Сознание учат говорить, причем на разных языках, развивают память, обучают думать и думать по-разному, его тренируют понимать, читать, размышлять, размышлять на заданную тему и не думать о ненужном хозяину в данный момент. Оно осваивает технологию решения умственных задач, запоминает стихи, даты и рецепты. Запомнить можете. А забыть? По собственному желанию, а помнить то, что забывать неэффективно?

Границы сознания как инструмента определяются по тем же принципам: что оно может или не может сделать по вашему требованию. Можете не думать о белой обезьяне?


Психоэнергетика. Это сфера переживаний эмоций, настроений, чувств. Пожалуй, по поводу этой составляющей у нас возникает больше всего вопросов. Никто не сомневается – что-то такое у каждого, несомненно, есть. Чувства, эмоции, переживания, настроения… Энергия то перехлестывает через край, то ее совершенно не хватает. И мы чаще всего чувствуем себя зависимыми от каких-то сил, про которые почти ничего не знаем, а потому и делать с этим практически ничего не умеем. Мы отлично чувствуем, что наше настроение меняется, а в зависимости от настроения меняется взгляд на окружающих людей и ситуации. Мы точно знаем, что есть музыка, люди, места, которые влияют на наше состояние в лучшую или в худшую сторону… Мы зависимы. А так хочется освободиться, снится самостоятельность и эмоциональная независимость. Мечтается перестать чувствовать себя мухой в паутине и марионеткой на веревочке.

Такое настроение было прекрасное. Проехался в метро, и все прекрасное настроение куда-то делось.

Настроение было чье? Ваше? Кто ж тогда тот злобный враг, который намеренно вам его испортил? У вас что, так просто отобрать ваше?

Шел по улице спокойный, уверенный в себе, знал куда и зачем. Зашел в супермаркет, там толпа, суета, так растерялся, забыл за чем шел.

Что-то вы явно за своим хозяйством плохо приглядываете. Ведь давно известно – что плохо лежит… Отсюда и страшилки: ой влияют, ой программируют, ой манипулируют. А все так просто – с бесхозной вещью случиться может всякое, случайные обстоятельства способны ее испортить, расстроить, поломать.

Навыков по управлению психоэнергетикой у нас, пожалуй, меньше всего.

Но как можно управлять своим состоянием?

Покопавшись в воспоминаниях, мы находим там чаще всего несколько жестких и ничего не объясняющих указаний по управлению этой подозрительной и тревожащей стихией. «Успокойся, держи себя в руках, веди себя прилично». «Не реви, не смейся так громко, не расстраивайся, не нервничай». Легко сказать! Да и кто против? Но так вместо обучения, раскрытия возможностей и развития мы обретаем только некоторые навыки укрощать и усмирять себя.

Бушуют, рвутся из глубины души любовь и нежность, а наружу – несколько безликих банально-пустых слов. Гнев и возмущение вскипают в душе, а наружу, в зависимости от воспитания, ненормативная лексика, стыдный визг или слезы от невозможности выразить переживаемое. Только те, чья судьба связана с творческими профессиями – актеры, музыканты, – получают некий для большинства экзотический навык управления и сознательного использования того, что мы с сегодняшнего дня будем называть психоэнергетическим инструментом – инструментом, предназначенным для познания мира переживаний.

Именно на развитии этого инструмента и на освоении навыков управления им и сосредоточилась психотехника под названием ДФС.

Еще один необходимый шаг в процессе переезда. Решив переселиться из мира «на плоскости» «в пространство», мы не можем не учитывать, что жизнь в новом мире потребует умения общаться. Для общения нужен язык. Нам понадобится освоить язык пространства, и это будет один из главных моментов в освоении искусства жить в пространстве. Но прежде чем приступить к практическому изучению языка, несколько слов по теории общения.

Базовые упражнения методики ДФС

«Созерцание».

«Полет белой птицы».

«Кино».

«Ноль-концентрация».

Базовые упражнения методики составляют единый, цельный комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих упражнений, которые служат решению главной задачи, которую ставит перед собой методика ДФС, - достижение пространственных отношений с Миром.

Основная цель всех упражнений, включенных как базовые в курс ДФС, при их правильном и точном выполнении - подготовить инструменты для достижения главной задачи, для которой и существует методика - обеспечить человеку реальную возможность и умение для резонансного взаимодействия с пространством.

Вся практическая часть методики способствует освоению психоэнергетики как инструмента, и работа по ее развитию акцентируется в ходе занятий, потому что инструментальный подход и факт наличия психоэнергетики как инструмента для большинства практикующих является совершенно новым подходом к человеку.

В ходе выполнения всех упражнений происходит не только тренировка самого инструмента, раскрытие его возможностей и расширение диапазона его применения, но и информация о самом факте существования такого инструмента соединяется с переживаниями, связанными с деятельностью и ее результатами.

ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ - АБСОЛЮТНО ТОЧНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ.

В инструкциях по выполнению базовых упражнений нет ничего случайного. Результат может быть гарантирован только при строжайшем их выполнении.

Из книги Улучшение зрения без очков (без рисунков) автора Уильям Горацио Бейтс

3. Базовые принципы лечения для всех Систему Бэйтса укрупненно можно подразделить на 3 части:Общее (физическое) расслабление.Психическое расслабление.Дополнительные методы, способствующие улучшению зрения (дыхание, диета и пр.). Точные границы между указанными частями, а

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Лин Ван

Базовые положения отдельных частей тела При выполнении упражнений, отдельных форм и комплекса тайцзицюань следует систематически контролировать правильное положение отдельных частей тела. Голова. Голову держать прямо, не опускать, не запрокидывать, не наклонять в

Из книги Йога автора Вячеслав Смирнов

Из книги Улучшение зрения без очков по методу Бейтса автора Уильям Горацио Бейтс

24. Базовые принципы лечения Целью всех методов, используемых при лечении плохого зрения без помощи очков, является достижение состояния покоя и расслабления психики прежде всего, а затем уже и глаз. Покой всегда улучшает зрение. Усилие всегда его ухудшает. Людям, которые

Из книги Чудо исцеления или Волшебная сила Рэйки автора Игорь Спичак

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ РЭЙКИ Тысячелетиями люди, живущие в любом уголке планеты, осознавали, что Земля – таинственное и чудесное место, где может случиться все что угодно. По мере взросления цивилизаций прикладная магия и тайное знание древних становились доступны все более

Из книги Практическая система возвращения жизни автора Владимир Васильевич Жикаренцев

Базовые принципы соединения ума и тела Первый принципДумайте о животе, чувствуйте его, проникайте в него умом. Условно живот можно разделить на не сколько областей - полость живота, верхняя часть живота, кишечник и нижняя часть живота. Особое внимание уделяйте точке

Из книги Оздоровительно-боевая система «Белый Медведь» автора Владислав Эдуардович Мешалкин

ЧАСТЬ III БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ ГЛАВА 1 УХОД С СИЛОВОЙ ЛИНИИ (ЛИНИИ АТАКИ) Этот принцип выражен народной мудростью: «Не лезь на рожон». Рожон – это кол, на который глупец идет напрямую, то есть в лоб. Вообще в жизни лобовая атака, в прямом и переносном смысле, дело неблагодарное и

Из книги Секреты силового тренинга. Как накачать силу и мышечную массу, занимаясь без тренера? автора Алексей Валентинович Фалеев

Из книги Сними очки за 10 занятий автора Игорь Николаевич Афонин

Базовые упражнения Что необходимо для занятия?1. Уединение и немного свободного времени.2. Табличка из крупных и мелких букв на стене в пределах удовлетворительной видимости. Например, таблица Сивцева с буквами «ШБ» на первой строчке, которая обычно висит в кабинете

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Дэниел Амен

Из книги Йога для офисных работников. Целебные комплексы от «сидячих болезней» автора Татьяна Громаковская

Базовые упражнения Теперь перейдем непосредственно к упражнениям. Упражнение 1. Воздействует на часть нервной системы, за счет которой иннервируются голова, глаза, желудок и кишечник (иннервация – связь органов и тканей с центральной нервной системой при помощи нервов).

Из книги Сыроедение для очищения и здоровья автора Виктория Бутенко

Базовые рецепты основных блюд Базовый рецепт деликатесного супа основа; 5 приправ (5 вкусов); заправка (например, нарезанная морковь или другой корнеплод, кусочки авокадо или каких-нибудь овощей, нарезанная петрушка или другая зелень).Основа супа всегда остается

Из книги Идеальное зрение в любом возрасте автора Уильям Горацио Бейтс

Основные упражнения методики

Из книги Чистые сосуды по Залманову и еще чище автора Ольга Калашникова

Базовые растворы для скипидарных ванн и их современные модификации Все лечение скипидарными ваннами основывается на двух базовых смесях, без наличия хотя бы одной из них приступить к капилляротерапии просто не получится. Лучше всего приобрести профессиональные

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Дэниел Амен

Часть первая Базовые сведения о мозге

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Владимир Иванович Звягин

Глава 2 Базовые психотехники Я не могу вас возвысить, я только могу создать вам условия, благодаря которым вы сможете возвысить себя сами. Г. И. Гурджиев …Мозг создает реальность. То, что вы видите, зависит от правил мозга. Мозг использует эти правила и прилагает их к

Одним из основных залогов успеха в любой сфере человеческой деятельности является уровень компетентности . Особое значение в последние годы получила так называемая психологическая компетентность — то есть как хорошая осведомлённость, так и практические знания в тех вопросах, которые касаются отношений человека с собой и с окружающими его людьми. Для достижения максимального эффекта при обучении необходимо оптимальное сочетание "теории" и "практики". Одно из обязательных условий того, что человек сможет применять полученные знания и умения самостоятельно, — целостная система, в рамках которой проходило обучение, так как именно при освоении целостной теоретической и практической системы возникает минимум трудностей с адекватным "переводом" любых новых и неожиданных жизненных ситуаций на её язык.

К одной из таких систем и относится методика дифференцированных функциональных состояний (МДФС), базовый курс которой включает в себя как обучение практике активной саморегуляции в процессе общения и разнообразной деятельности, так и теоретические основы конструктивной психологии, актуальные для повседневной жизненной практики любого человека.

Особенность МДФС заключается в том, что данная методика предлагает реальный инструмент для управления своей психо-эмоциональной сферой в процессе общения, в то время как многие другие методики делают акцент на ролевых и поведенческих аспектах межличностного общения. Методика позволяет перевести на простой и удобный в употреблении язык то, что проявляется через безотчётные симпатии и антипатии, обозначается как "жизненная сила", "психическая энергия", "интуиция", "психологическая атмосфера", "шестое чувство" и т.д. Она позволяет не только дифференцировать свои ощущения от людей, ситуаций, мест, предметов, но и самостоятельно, используя специальную психологическую технику, формировать необходимые психо-эмоциональные состояния. При этом каждое из таких функциональных состояний оказывает своё специфическое влияние на эффективность и характер того или иного вида деятельности в этом состоянии. Управление своими состояниями посредством полученного в ходе обучения МДФС психологического инструментария позволяет произвольно и сознательно формировать наиболее адекватное и эффективное, с точки зрения самого человека и на основе уже полученного опыта, функциональное состояние для данного момента жизни.

Об авторе

Игорь Николаевич Калинаускас — личность весьма известная в кругах психологов, социоников, эзотериков. По основной профессии — режиссёр. Поставил более 60 спектаклей ещё в Советское время. Работал психологом-тренером с командой СССР по лёгкой атлетике (прыжкам в высоту). Работал как психолог с Чернобыльцами в условиях клиники. Принимал участие в ряде экспериментов экстрасенсорного характера в середине 80-х годов в Киевской лаборатории института им. Попова при АН УССР под руководством Бахтиярова О.Г.

  • "Наедине с миром",
  • "Жить Надо!",
  • "Игры, в которые играет "мы" и т.д.

Певец дуэта "Зикр" — известен как Игорь Силин. Художник — псевдоним ИНК. Мастер и основатель духовной традиции (Традиция или Школа) известный как Абу Силг. С 14 лет увлёкся изучением человека и занимается этим и поныне.

МДФС. Технология

Методика ДФС существует более 30 лет, обучение ей проводится в многих российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тольятти, Казань, Днепропетровск, Омск, Новосибирск и др.), а также в Литве, Словакии, Чехии и на Украине.

Методика ДФС была представлена на конференции "Экология больших городов" (1971 г.), продемонстрирована в закрытых научных лабораториях (все результаты зафиксированы и научно подтверждены).

Исследование эффективности методики проводилось совместно с НИИ психологии УССР на двух группах — испытуемых с высшим образованием и спортсменах, членах сборной команды Украины по лёгкой атлетике. По результатам исследования было отмечено повышение эффективности основной производственной деятельности; ускорение восстановления психического тонуса после нагрузки; повышение уровня и качества коммуникабельности, развитие чувства сопереживания; более глубокое восприятие произведений искусства, обогащение эмоционально-чувственной сферы. Более подробно результаты данного исследования представлены в докладе "Использование 16-значного кода для формирования дифференцированных функциональных состояний", прочитанном Калинаускасом И.Н. на конференции в Институте биофизики МЗ СССР.

Алфавит методики

Для кодирования состояний в данной методике используются две следующие характеристики:

Уровень активности — физический (1-й уровень), эмоционально-чувственный (2-й уровень), когнитивный/интеллектуальный (3-й уровень) или представленность всех уровней активности в равной степени (4-й уровень).

Восприятие окружающей среды как пространства деятельности — этот параметр соединяет в себе ориентацию восприятия на среду как пространство деятельности и переживание чувства включённости в эту среду; обозначается понятием "ритм". В данной методике выделяются четыре варианта восприятия пространства:

  • ритм А — пространство как бесконечность;
  • ритм В — пространство как поток;
  • ритм С — пространство как множество дискретных объектов;
  • ритм D — пространство как деструктивное.

Различные комбинации уровней и ритмов составляют типологию 16 специфических функциональных состояний.

Упражнения

Для произвольного формирования любого из этих состояний обучающиеся МДФС под руководством тренера, прошедшего специальную подготовку, создают так называемую функциональную систему: концентрируя собственное внимание в определённых частях тела и нервных узлах, они вызывают определённые сенсорные ощущения в теле, опираясь на которые, они смогут в дальнейшем управлять своим психо-эмоциональным состоянием в любой жизненной ситуации. Базовым упражнением для наработки такого инструмента, как данная функциональная система, является упражнение под названием "Огненный цветок", которое опирается на физиологическую и нейрологическую структуру организма, является самодостаточным и высокоэффективным.

Кроме того, в "практический" комплекс данной методики входят такие базовые упражнения, освоение и применение которых позволяет существенно повысить стрессоустойчивость, развить свою память и внимание, получить опыт пространственного взаимодействия в ходе межличностного общения, увеличить степень ситуативной включённости. Все это значительно повышает эффективность, в том числе и коммуникативную, практически в любой ситуации, где применяются полученные навыки и умения.

Основное отличие этой методики активной саморегуляции в том, что она используется произвольно, сознательно и без отрыва от основной деятельности.

В "теоретической" части базового курса МДФС слушатели получают возможность ознакомиться с общими положениями конструктивной психологии и теми практическими наработками в области психологии, которые могут иметь прикладное значение в повседневной жизни. В круг освещённых тем входят основы диалогового общения; инструментальный подход к человеку; знакомство со структурой я-концепции, психологическими механизмами человека, общества и социального влияния; приёмы разрешения мотивационных конфликтов и т.д.

Кому показано обучение методике?

Методика активной саморегуляции ДФС не имеет узкой выделенной области применения. Она универсальна и эффективна при решении множества задач связанных с физической активностью, повседневным и деловым общением, интеллектуальной деятельностью, творчеством.

Результаты

Результатом освоения данной методики являются:

  • Управление эмоциональными состояниями. Снижается общая психическая реактивность. В нужный момент произвольно формируется необходимое, наиболее подходящее состояние, что позволяет с большей лёгкостью "вписываться" в любую ситуацию.
  • Эмоциональная устойчивость и пластичность. Базовые упражнения стабилизируют нервную систему и психические реакции. Среднее состояние человека становятся более стабильным. Это позволяет экономить силы и энергию, адекватнее воспринимать реальность.
  • Эмоции никуда не деваются и не ослабевают, они просто перестают разрушать человека.
  • Повышение энергетического потенциала, увеличение работоспособности. Энергетический потенциал увеличивается, так как методика работает и с энергетической компонентой человеческого организма. Человек приобретает навык самостоятельной работы и регуляции своей энергетической системы.
  • Увеличение чувствительности к ситуации и людям. Владея методикой, человек может действовать в каждой ситуации максимально эффективно. При наличии достаточной чувствительности, человек может действовать в любой ситуации, используя предоставляющиеся возможности максимально эффективно. При этом появляется возможность влиять на ситуацию, не теряя при этом со-настроенности с пространством.
  • Общее улучшение здоровья и жизненного тонуса. Улучшение чувствительности позволяет делать такой выбор в повседневной жизни, который будет благоприятно влиять на тело. Регуляция психики, стабилизация нервной деятельности оказывает безусловное положительное влияние на организм.
  • Гармонизация работы правого и левого полушария мозга.

Методика ДФС — уникальная возможность уделить внимание самому близкому человеку — самому себе. Работа с собственной психической, эмоциональной сферой позволит пережить цепь субъективных открытий относительно собственной жизни и окружающего пространства.

"То, что мы назвали "Огненный цветок", — это очень действенное, реальное, могучее. Открывающее то, что принято называть безграничными возможностями, способностями". (И.Н. Калинаускас, Е.И.Весельницкая. Учебно-методическое пособие по преподаванию методики дифференцированных функциональных состояний. — СПб: Научное отделение "Синтез философии, искусства, культуры и науки" Международной академии "Информация, связь, управление в технике, природе. Обществе; 1999 — стр. 8).

Методика Дифференцированных Функциональных состояний (звучаний) — методика саморегуляции 4 поколения, позволяет осуществлять регулирующее управление, не прерывая основной деятельности. Используется с 1972г. Создана в театре.

Это возможность быть всяким — без всякой дополнительной идеологической надстройки. Раскрыть в себе дополнительный диапазон возможностей.

Мы относимся к ней как к музыкальному инструменту. Человек — музыкант, который играет сам на себе.

Автор - Игорь Калинаускас
Ведущий инструктор методики — Ева Весельницкая
Контакты для связи: info@сайт


Методика ДФС:
  1. Одобрена на II Всесоюзной конференции «Экстрем» Институт биофизики МЗ СССР, на первом Всесоюзном симпозиуме «Адаптация человека к условиям больших городов» г.Ленинград, руководитель симпозиума академик АМН СССР В. Казначеев
  2. Внедрено: Институт клинической радиологии ВНЦРМ АМН СССР г.Киев;обучение групп сотрудников АН УССР г.Киев; работа с членами сборной СССР по легкой атлетике
  1. Использование 16-тизначного кода для формирования, моделирования и диагностики функциональных состояний.
  2. Управление психоэмоциональной сферой, повышение уровня эмоциональной устойчивости.
  3. Формирование в процессе деятельности функционального состояния максимально адекватного данному виду деятельности.
  4. Управление уровнями активности . Расширение диапазона психологической адаптации к изменениям условий среды обитания и деятельности.
  5. Формирование функциональной системы психоэнергетической регуляции / регуляции энергетического тонуса / управление энергетическими потоками «тела», резонансные взаимодействия.
  6. Активная саморегуляция психофизиологических параметров организма. Новые структурные связи между психикой и соматикой: спорт, физическая работа, стрессогенные факторы.
  7. Активизация творческого потенциала личности. Развитие эмоционально-чувственной сферы. Субсенсорные и экстрасенсорные эффекты. Активная саморегуляция восприятия среды (пространства ).
  8. Развитие эстетического восприятия , актерский психотренинг для любой профессии, основой которой являются межличностные взаимодействия: руководители, педагоги, администраторы, лекторы и т.д. Развитие способности к эмпатии, сопережеванию . Расширение диапазона эмоциональной сферы: музыка переживаний.
Методика Активной САМОРЕГУЛЯЦИИ
(дифференцированные функциональные состояния)

ЭТО активный способ ЖИЗНИ!

«В современной науке есть мнение, что чем больше человек владеет саморегуляцией, тем менее он поддается автоматическому управлению со стороны социума…
Это порождает конфликт между необходимостью общества в творческих, независимых, самостоятельных личностях и тем, что такая личность не реагирует на те кнопочные механизмы, которые усваиваются с детства».

Методика заключается в передаче УМЕНИЙ, пользуясь которыми Человек мог бы САМ выстраивать ситуацию своей жизни, стать ее автором.
Благодаря овладению методикой, человек превращается из существа реагирующего в Человека ДЕЙСТВУЮЩЕГО.

Суть метода в овладении рядом равноценных психоэнергетических упражнений. Упражнения поддерживаются лекциями по практической психологии и методу качественных структур, которые помогают в знакомстве с СОБОЙ.

Цель предлагаемой методики – установление Диалога с Миром, достижение РЕЗОНАНСА и гармонии с ним.

Методика дает массу энергии для счастливой и наполненной жизни, уверенность в себе, решает проблемы коммуникации, помогает человеку стать творцом своей жизни, дает новый импульс самореализации.

Методика основана на современной практической психологии и древних психотехниках. Она дает реальные умения, которыми Вы можете пользоваться во всех жизненных ситуациях.

Книга «Жизнь как пространство отношений. ДФС»

Игорь Калинаускас

Игорь Калинаускас родился 7 февраля 1945 года в Новгороде. Окончил Театральное училище им. Б. Щукина, долгое время был известен как театральный актер и режиссер.

Затем сфера его деятельности существенно расширилась, и Игорь Калинаускас стало известен в научных и литературных кругах как автор книг и статей на самые разнообразные темы - от психологии до медицины. Сегодня Игорь Николаевич Калинаускас - профессор, доктор наук в области философии и психологии личности, вице-президент МАИСУ, почетный президент МАНК, действительный член МАИ, поэт, писатель и художник. Он автор многочисленных научных статей и монографий. Один из первых социоников, автор упрощенной модели соционики - «штурвала Калинаускаса». Его книги «Жить надо», «Игры, в которые играет „Я“», «Хорошо сидим» и другие вызывают неизменный интерес у самых разных читателей, о чем свидетельствуют и многочисленные переводы на английский, литовский и словацкий языки.

Более десяти лет Игорь Калинаускас известен как певец и композитор (сценический псевдоним - Игорь Силин) дуэта ЗИКР. А с 1996 года его многогранную творческую натуру увлекла живопись, и сегодня его творчество привлекает все более широкий круг ценителей.

Часть первая

Человек в пространстве как хозяин

Когда-то очень давно люди твердо знали, что Земля плоская, что у нее есть край, и ходить на край Земли опасались. Еще бы! Если у чего-то есть край, то с него, несомненно, можно свалиться. Легенды о крае плоской Земли существовали самые разные, но все соглашались: там ждет человека нечто страшное и неизведанное.

Были герои сказочные и настоящие, которые время от времени отваживались на вылазки в эти непознанные и опасные края. Но со сказочными героями там случались всякие очень опасные приключения, а реальные люди чаще всего не возвращались. И это только подтверждало опасения. Так родилось правило «счастливой жизни»: хочешь жить спокойно - не ходи на край, не выходи за границу, не переступай черту. То, что за краем, границей, чертой, - страшно, опасно и ничего хорошего чаще всего любопытствующему не принесет.

Но тем и славен род человеческий, что всегда найдутся безумцы и непоседы, любопытствующие и непослушные Мир изменился. Пройдя через страх, осуждение, недоумение и недоверие, жертвуя благополучием и жизнью, добыли безумцы-смельчаки для рода своего среди других многих истин и эту - Земля круглая, и парит она в пространстве, и кружит вместе с другими планетами вокруг Солнца. Да и Солнце не одно, а множество их. И множество миров и планет, и галактик, и нет этому конца и счета. И все это бесконечно-вечно существующее живет, вращается, гаснет и вспыхивает в пространстве, которому дали имя космос.

А что же люди? Как быть человеку, который точно знает, что есть у него начало и конец, что он ограничен во времени, ограничен возможностями своего тела, ума, таланта, воспитания, ограничен писаными и неписаными законами и правилами? Какое отношение имеет он к безбрежному миру, в который поселили его, не спросив желания?

Ну что люди… Велик человек во всем. И в способности постигать неизведанное, и в способности приспосабливаться к любым переменам.

Люди продолжали жить на Земле, пользоваться новыми знаниями, использовать великие открытия для своих каждодневных нужд, пересекать моря и океаны, заселять пустующие территории. Каждый отвоеванный у бесконечности кусочек человек быстро огораживал стенами и заборами, выкраивая ограниченные, но изведанные и безопасные кусочки. Может, по привычке, а может, по правилам спокойной жизни, превращая огромную, круглую, вращающуюся в бесконечном пространстве Землю в обжитую плоскую территорию. И себя ограничивал, заковывая в латы неизменности и постоянства, преграждая дорогу к живому общению с окружающим миром и самим собой.

Сами о том не ведая, в первобытном страхе ма-а-а-а-ленького человека перед огромным миром, мы надеваем на себя ограничения, чтобы не было так страшно, чтобы точно знать: вот он я, я такой, я точно знаю, где я начинаюсь и чем заканчиваюсь. Я каждый день смотрюсь в зеркало и узнаю себя.

Ах, как мы радуемся, когда, встречая старых знакомых после долгой разлуки, слышим: «Я сразу тебя узнал. Ты совсем не изменился».

- Ура, вот радость, вот счастье. Я не изменился, я узнаваем.

Никогда не задумывались, а чему мы, собственно, так рады?

- Как чему? Узнаваемость и неизменность - залог стабильности и безопасности. И это хорошо! А риск и неизвестность, вещи, конечно, привлекательные, - в кино, в книгах, в чужих рассказах. Вы рискуйте, а мы посмотрим, что из этого получится. А вот когда получится, тогда, может быть, для своей пользы и приспособим.

Пусть так и будет во веки веков, невольно решает человек. Пусть мир вокруг тоже будет узнаваем, пусть он мало меняется. Тогда все будет безопасно и надежно.

Сколько людей готовы жить, как сложилось, быть недовольными обстоятельствами, жаловаться, хандрить, впадать в депрессию или агрессию, ходить к психотерапевту или ближайшему ларьку… и изо всех сил, вопреки всему, не меняться. Не замечать, что мир-то меняется, меняется стремительно и как будто совсем независимо от нас. Помните: «Остановись, мгновенье, - ты прекрасно!» А какая разница - прекрасно, ужасно?.. Главное - остановись! Пусть будет, как есть, - так хорошо, так привычно.

Но никакие ухищрения, увы, не помогают. Окружающий мир меняется не только в течение нашей жизни, меняется ежегодно, ежеминутно. И это не только новый дом, который неожиданно вырос за вашим окном, и не новые марки машин, и даже не новые продукты в магазине или новый телевизор в вашей квартире. Это другая скорость жизни и другой климат, это новые знания. Это дети, которые знают и умеют больше родителей, которые лучше разбираются в новом меняющемся мире, потому что они в нем родились и еще не успели обидеться и испугаться.

Уже сегодня, уже сейчас появилось что-то новое, чего вчера еще не было. Это отношения между людьми, которые строятся по новым правилам и законам, это открытые границы, из-за которых приходят совсем другие правила и новые понятия о том, что хорошо и что плохо… Цена жизни человеческой совсем другая. Земля становится все меньше и доступнее, и никуда не денешься оттого, что она круглая и несется в бесконечной Вселенной вместе с другими мирами. А куда несется? Не известно никому.

И только картины в музеях все те же. Однако и здесь все незаметно становится другим. Ведь понятие красоты непостоянно…

Все больше сил тратит боязливый человек на то, чтобы отгородиться от всего этого тревожащего нового мира, все больше энергии уходит у него на сохранение стен и заборов, но мир летит, и ветер перемен рвет с крыш черепицу, шатает заборы и воет за законопаченными окнами.

О чем это? О том, что мир вещей, мир стабильности, постоянства, где поколения умирали и зачинались в той же постели, где правнучка надевала прабабкино подвенечное платье и внук доставал дедовский меч, собираясь сражаться за неколебимость своего мира, уже давно исчез. В большей части мира, в котором мы живем, произошла тихая, незаметная, но необратимая революция - мир вещей уступил место миру процессов.

Статичный, известный, гарантированный, неживой мир превратился в стремительно ускоряющийся поток - изменчивый и непредсказуемый. Конечно, не сам по себе, а, как бы это точнее выразиться, в результате деятельности человечества, но, увы, без согласия отдельно взятого конкретного человека.

Возникает законный вопрос: а что же человек? Венец природы! Что делать ему во всем этом? Поискав ответ в известном, он оказывается перед выбором:

ЖИТЬ ИЛИ ВЫЖИВАТЬ? СОЗДАВАТЬ ИЛИ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ?

Путь выживания и приспособления не нов, известен и проторен.

Человек - давно уже прекрасный специалист по построению собственного отдельного мира, границы которого определяются областью интересов и кругом знакомых, территорией, за пределы которой он редко заглядывает. Даже пресловутое «окно в мир» под названием телевизор воспринимается не как окно, а как все тот же холст в каморке папы Карло - очаг нарисован, огонь ненастоящий.

Совсем недавно в одной милой семейной телевизионной передаче немолодая актриса сделала очень характерное признание: «Я совсем не могу ходить в магазины. Теряюсь от количества товаров, не знаю, что выбрать… Не нахожу знакомые продукты и не понимаю, что купить. Старых друзей становится все меньше, а с новыми, молодыми, не знаю, о чем говорить, не понимаю, когда они говорят всерьез, когда шутят, что для них действительно важно». Горькое и мужественное признание. Человек замер в привычном мире, а мир течет, движется и проходит сквозь и дальше.