Моя педагогическая философия. Эссе «Моя педагогическая философия

В течение многих лет я преподавал в вузе математику студентам не-математикам. Также активно работал в качестве репетитора со студентами и школьниками, которые испытывали проблемы с пониманием и усвоением математики. Мой многолетний опыт такой работы показывает, что преподавание математики должно опираться на некий системный подход, должно подчиняться некоторым идеям более высокого порядка, нежели просто методика и содержание учебного материала. В настоящей статье изложены результаты осмысления и проверки многолетней практикой моего опыта преподавания математики в вузе и индивидуально в качестве репетитора, которые нашли выражение в моей педагогической философии .

Поскольку сам термин «педагогическая философия» на сегодня в педагогической науке является далеко не общепринятым и в классических работах не устоялся, представляется целесообразным уделить отдельное внимание вопросу о том, что же понимается в настоящей работе под термином «педагогическая философия».

В традиционном понимании философия (от греческого philosophia , phileō – люблю, sophia – мудрость) - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.

В то же время, существует и другое, более специализированное понимание термина «философия», а именно - это система методологических принципов, лежащих в основе какой-либо науки или сферы человеческой деятельности .

Именно в таком аспекте следует понимать термин «философия» в рас-сматриваемых в настоящей работе вопросах, связанных с педагогической деятельностью в любых ее проявлениях.

Итак, моя педагогическая философия - это взаимосвязанная система общих положений, установок и методологических принципов, лежащих в основе педагогической деятельности в процессе преподавания мною дисциплин студентам в вузе, а также школьникам и студентам в частном порядке в качестве репетитора, направленная на наиболее полное и эффективное достижение педагогических, учебных и воспитательных целей как в различных частных аспектах (отдельных студентов, учебных групп, курса; отдельных занятий, тем, разделов учебной программы по дисциплине и т.д.), так и в аспекте учебного процесса вуза в целом.

В современных условиях работать со студентами стало, с одной стороны, легче, потому что они зачастую более мотивированы, быстрее усваивают и лучше разбираются в том, чему их обучают, а с другой - гораздо труднее, потому что диапазон их мышления стал гораздо шире, запросы более многогранными и значительно более индивидуально ориентированными.

Поскольку основной дисциплиной, преподаваемой автором, является математика, то основное внимание в настоящей работе уделяется вопросам педагогической философии преподавания математики студентам и школьникам.

В наше время, в период бурного развития электронно-вычислительной техники и компьютерных технологий, встречающаяся порой точка зрения «не каждый будет математиком» (в том смысле, что математика далеко не всем будет нужна), безнадежно устарела. Сегодня, а тем более в - самом ближайшем будущем, - математика в той или иной мере будет выступать необходимым инструментом для огромного числа специалистов различных профессий, включая экономистов, юристов, психологов, а совсем не только для профессиональных математиков.

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания, в том числе и в области математики, нужны не ради собственно знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие.

В этой связи изучение математики как учебной дисциплины играет ключевую роль для студентов всех без исключения специальностей.

Особая роль преподавания математики состоит в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Объясняется это тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Во всех без исключения разделах математики заложены огромные возможности для развития мышления студентов в процессе их обучения на любом его этапе.

Необходимо учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления студентов и школьников имеет чрезвычайно важное значение для изучения всех без исключения дисциплин профессионального цикла.

В то же время, формирование и развитие ло¬гических структур мышления студентов и школьников должно осуществляться последовательно и своевременно. Упущения в этой области трудно восполняемы и оказывают чрезвычайно негативное значение при изучении дисциплин профессионального цикла, в особенности таких, которые в той или иной мере используют аппарат математики либо связаны с осуществлением анализа в том или ином виде.

Формированию и развитию основных структур строгого и логического мышления студентов и школьников может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, то есть правильное определение чему и как учить. Более подробно данные вопросы в аспекте конкретных форм и методов их реализации рассмотрены в педагогической концепции.

Обратимся теперь к общим закономерностям и тенденциям современного образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Интенсивный характер социально-экономического развития общества оказывает самое непосредственное влияние на содержание и основные тенденции развития образования. Как отмечают многие ведущие специалисты в области высшего образования, предстоящее развитие высшей школы будет связано с более широким применением активных форм и методов обучения, иначе говоря, новых образовательных технологий. Высшее образование должно сформировать у студентов способность к размышлениям по поводу собственных знаний, ценностей, морального выбора. Данный тезис в последнее время все более подтверждается практикой.

Представляется, что перечисленные обстоятельства и тенденции должны оказывать определяющее воздействие при формировании педагогической философии преподавателя современного высшего учебного заведения, а равно и частного преподавателя-репетитора.

Необходимо отметить, что традиционные обучающие технологии всегда подразумевали пассивную позицию обучающегося, сводились к объяснительно-иллюстрированному обучению, вооружали студентов результатами научного познания. В основе организации объяснительно-иллюстрированного обучения лежит принцип передачи преподавателем готовых выводов науки: преподаватель сообщает факты, анализирует их, объясняет сущность новых понятий, формулирует теоремы, законы и т. д. Здесь не исключаются и элементы поисковой деятельности студентов, однако передача готовых выводов науки доминирует.

Однако, такой подход к образовательному процессу не выдерживает требований, предъявляемых современными условиями существования общества. Существующая традиционная система образования уже не в состоянии выполнять поставленные перед нею задачи в новых условиях. Более того, она во многом выступает в качестве сдерживающего фактора социально-экономического развития общества с рыночной экономикой, динамичным развитием его новых сил и потребностей.

Так, по данным Министерства образования и науки РФ, в настоящее время из всей массы высших учебных заведений в Российской Федерации менее 25% в своей деятельности удовлетворяют требованиям государственных образовательных стандартов и других нормативных документов в области высшего образования. Остальные же (более 75 %) отечественных вузов не обеспечивают должного уровня качества подготовки специалистов, то есть, попросту говоря, «гонят брак».

Неслучайно в последнее время в среде специалистов высшего образования самым серьезным образом обсуждаются проблемы, связанные с качеством образования, вследствие чего для отечественных вузов становится все более актуальной проблема разработки и внедрения систем менеджмента качества.

Следует признать также, что отмеченные проблемы в области качества высшего образования вызваны не только недостатками традиционных методов обучения, но в значительной степени обусловлены сложившейся ситуацией и тенденциями последних лет в сфере школьного образования, которые характеризуются недостатком квалифицированных педагогических кадров, системными проблемами, утратой навыков обучения со стороны педагогического персонала, недостатком внимания и должной поддержки со стороны государства к существующим проблемам, что приводит в конечном итоге к отсутствию устойчивых навыков учения и прочных систематических знаний у весьма значительной доли выпускников современных общеобразовательных школ.

При формировании педагогической философии преподавателя следует четко понимать, что современная технология обучения студентов и школьников должна быть деятельностной по своему содержанию и максимально приближена к обучающимся. Главная задача здесь состоит не столько в том, чтобы вооружить студентов результатами научного познания, но и в том, чтобы вести их по пути процесса получения этих результатов, формировать познавательную самостоятельность и развивать опыт их творческой деятельности. При таком подходе реализуется принцип поисковой учебно-исследовательской деятельности студентов, то есть принцип самостоятельного «открытия» выводов науки, способов действия, «изобретение» новых способов приложения знаний к практике. Здесь не исключаются объяснения преподавателей и выполнение студентами заданий, требующих репродуктивной деятельности, но принцип поисковой учебно-исследовательской деятельности преобладает.

С учетом изложенных обстоятельств становится очевидной необходи-мость выдвижения критерия качества образовательного процесса на передний план и разработки в соответствии с этим внутривузовской системы обеспечения качества образования, что должно находить отражение и при формировании педагогической философии преподавателя.

Не вдаваясь здесь в подробности характеристик качества образовательного процесса вуза, отметим, что в основу практически всех существующих подходов к системам менеджмента качества в различных областях, в том числе и в сфере образования, в той или иной степени положены принципы современной философии качества TQM - Total Quality Management - всеобщего управления качеством на основе процессного подхода.

Представляется, что педагогическая философия преподавателя в современных условиях должна в значительной степени учитывать концептуальные положения подхода, основанного на принципах философии качества TQM, основные из которых применительно к образовательному процессу вуза состоят в следующем:
– внешний контроль качества образовательного процесса является далеко не самым главным фактором обеспечения этого качества;
– особое внимание в современном менеджменте качества должно уде-ляться управлению человеческими ресурсами, от которых во многом зависит качество продукции или услуг;
– реализация данного тезиса на практике требует постоянного обучения работников, воспитания сознательного отношения к выполняемой работе, анализа результатов деятельности, постоянного самоконтроля на каждом этапе работы, постоянного самообучения, а в целом - повышения качества на каждом цикле деятельности.

Основным структурным элементом деятельности вуза с точки зрения системы менеджмента качества является процесс. В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы.

При таком подходе вся деятельность вуза представляется как система взаимосвязанных между собою согласованно функционирующих процессов с целью преобразования главного входа всей системы - абитуриентов - в главный выход системы - выпускников.

При понимании и применении основных принципов современной философии качества TQM необходимо учитывать главную особенность человеческих ресурсов вуза: деятельность высшего учебного заведения заключается в обоюдном продуктивном взаимодействии обучающих и обучаемых - преподавателей и студентов, - в ходе которого и реализуется учебный процесс высшего учебного заведения. Именно поэтому, по нашему мнению, человеческий ресурс высшего учебного заведения следует подраз-делять на две принципиально отличные друг от друга по целям, задачам и функциям в учебном процессе составляющие - персонал вуза, основную часть которого составляет профессорско-преподавательский состав, и обучающиеся, то есть студенты. Именно эти две составляющие человеческого ресурса вуза в ходе реализации учебного процесса взаимодействуют между собой через систему процессов вуза (рис. 1).

Обучающиеся как часть человеческого ресурса вуза превращаются из пассивной массы студентов в активную составляющую, оказывающую существенное влияние на качество деятельности высшего учебного заведения в целом.

Обратимся к педагогическим аспектам, с помощью которых могут быть реализованы основные принципы философии качества TQM в деятельности преподавателя в современных условиях.

Практика педагогической деятельности в высшей школе показывает, что отклонения в работе обучающегося (студента и школьника) от нормального хода учебного процесса имеют тенденцию накапливаться, малые отклонения, в случае отсутствия корректирующего воздействия, перерастают в большие и в отдельных случаях могут даже приобретать неустранимый характер (эффект «снежного кома»). Промежуточный контроль знаний студентов в период зачетных и экзаменационных сессий позволяет выявить такие отклонения, однако, как правило, данные отклонения носят уже запущенный характер и скорректировать ситуацию без негативных остаточных последствий становится практически невозможным.

Необходимо отметить, что проблемы такого рода в последние годы носят весьма распространенный характер в практике обучения математике в высших учебных заведений, в особенности в отношении студентов первых курсов. Как уже отмечалось, связано это в значительной степени с тем, что, с одной стороны, современная система школьного образования, как отмечают многие специалисты в области образования на всех уровнях, не обеспечивает решения стоящих перед нею задач и не вырабатывает у школьников устойчивых умений и навыков, не вырабатывает у школьников навыков учения и планомерной самостоятельной учебной работы. С другой стороны сказывается здесь то, что на младших курсах студенты, расставшись со школьной системой обучения с ее довольно внимательным контролем над учебной деятельностью учеников, в большой доле случаев не способны самостоятельно и сразу адаптироваться к системе обучения в высшей школе, в которой студентам предоставляется довольно существенная свобода действий в ходе реализации учебного процесса. Не будучи еще полностью сформированными как личности (что вполне естественно для первокурсников), эту свободу многие студенты понимают совершенно неверно, и вместо того, чтобы предоставленную свободу использовать для выбора наиболее адекватных для них методов и средств обучения, начинают пропускать аудиторные занятия, пассивно относиться к самостоятельной учебной работе, нарушать учебную дисциплину, или даже перестают учиться вообще.

Представляется, что отмеченный круг проблем современного учебного процесса может быть в существенной степени эффективно решен путем обоюдной интеграции и взаимодействия учебной и воспитательной педагогической деятельности преподавателя в ходе реализации учебного процесса. Практика учебного процесса показывает, что при осуществлении постоянного индивидуализированного текущего контроля за деятельностью обучающихся своевременное корректирующее педагогическое или воспитательное воздействие, когда отклонения от нормального хода учебного процесса еще только наметились либо зашли не слишком далеко, позволяет вернуть обучающегося в русло нормального хода учебного процесса и преодолеть наметившиеся отрицательные тенденции в его индивидуальной образовательной траектории (рис. 2).

Следует отметить, что контроль за ходом учебного процесса отдельного субъекта учебной деятельности (студента, малой группы, академической группы, курса) понимается здесь не как исключительно наблюдательная и, возможно, карающая функция, но, прежде всего, как активное взаимодействие преподавателя и обучающихся в ходе учебного процесса, направленное на поддержание, активизацию и актуализацию интереса обучающихся к учебной дисциплине, самостоятельной научно-поисковой деятельности обучающихся и, как результат, на приобретение ими прочных и современных знаний, умений и навыков в той или иной предметной области, на развитие способностей творчески применять полученные знания, умения и навыки в ходе дальнейшей учебной деятельности и на практике.

Достигаться это должно путем творческого и методически верного применения преподавателем адекватных методов и форм педагогической деятельности. При этом, в учетом современных реалий учебного процесса и потребностей общества, преподавателю следует функционально применять такие активные и инновационные формы и методы проведения учебных занятий, как проблемная лекция , круглый стол , ролевая игра , тренинг , мозговой штурм , дискуссия , а также иные формы активизации творческой работы и самостоятельной научно-поисковой деятельности студентов (конференции , олимпиады и пр .). Более подробно данные вопросы применительно к педагогической деятельности автора освещены в .

Таким образом, целеполагающей основой при формировании педагогической философии современного преподавателя вуза и частного преподавателя-репетитора должны выступать основополагающие принципы философии качества TQM . Что же касается форм и методов педагогической деятельности, то современная педагогическая и психологическая наука предоставляет огромный их выбор. Главное, чтобы выбор этот позволял реализовать ключевую задачу образовательной деятельности на современном этапе: обеспечение высокого качества обучения, причем как в аспекте совокупности полученных студентами и школьниками знаний, умений и навыков в той или иной сфере профессиональной деятельности, так и, что самое главное, в аспекте формирования высоконравственной гармонично развитой морально устойчивой личности.

© Статья написана специально для сайта "Дистанционный репетитор"

Эссе «Моя педагогическая философия»

Самое трудное – познать самого себя.

Фалес (древнегреческий математик)

Написать эссе «Моя педагогическая философия» для меня, педагога с семнадцатилетним стажем, оказалось трудным, но интересным заданием. И вот передо мной лежит обычный чистый лист. Очень много вопросов, на которые я хотела бы дать себе ответ. Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Что для меня – работа учителя?

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. «Философия - любовь к мудрости, А что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своём месте.… Сделай начертание жизни твоей и следуй одному неизменно до последней минуты твоего бытия», так писал Пифагор. Он утверждал, что одна из самых главных задач человека состоит в том, чтобы выбрать свой путь.

У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем. Этот выбор я сделала в самом раннем детстве и иногда мне кажется: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?»

36 лет жизни. Они пролетели, пробежали, пронеслись. Я, как многие дети посещала детский сад. Вот там и началась моя профессиональная жизнь! Да, да, не удивляйтесь, всё было именно так! Начиная с 4-х летнего возраста, воспитатели обратили внимание на мои организаторские способности, и…, стали оставлять за «старшую» в группах детей 2-х летнего возраста! Так я попала в профессию! И на вопросы взрослых с радостью отвечала, что хочу стать воспитателем детского сада!

01.09.1982 год - первый раз в первый класс и первый учитель! Школа заворожила меня! Я сажала за стол игрушки, раздавала им тетради и учебники и представляла себя в роли учителя. Домашнее задание, которое мне задавали в школе, выполняла вместе со своими «учениками».

Перемены, уроки, соревнования, походы, конкурсы и викторины. 8 лет пролетели, как один день. И на вопрос - Куда пойти учиться дальше? - у меня был только один ответ. Конечно же, в педагогическое училище.

Это мой ответ на первый вопрос, почему я стала учителем.

Попробую ответить на второй. Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня?

Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд.

Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса, какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так.

Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Урок – это часть жизни. Жизнь нельзя повторить, а значит, нельзя повторить и урок. Я считаю, что каждый урок уникален, «завтра» принесет свои ожидания и свои победы. Я верю в возможности каждого ученика. Помочь найти свое место в жизни – вот к чему я стремлюсь, когда иду на урок.

Главный человек для меня - мой ученик. А педагог – это друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, поплакать и посмеяться. Самое главное найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Не навязывая себя, а, раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность.

Кем станут мои ученики в будущем, я не знаю, но сейчас самое главное – не подавлять их как личность, зажигать свет в сердцах, звать к добру. Задавать цель, видеть смысл в любом деле, вот к чему я стремлюсь.

Третий вопрос. Что для меня – работа учителя?

Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, душевная щедрость, любовь…

Я бы ответила так. Учитель – это всегда работа над собой. Это та профессия, представитель которой никогда не скажет: «Я сделал себя», а только «Я делаю себя». Настоящий педагог проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою душу. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда вижу живой блеск сияющих глаз учеников. Они смотрят, изучают, оценивают, просят о помощи…. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье общения и искренности, уверенность в завтрашнем дне, ведь я – учитель. Думаю, что я нужна им!

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в своё время»- сказал один мудрец. И я горда, что я сею эти семена, пусть даже другой пожнёт плоды моего труда.

И вот последний вопрос. А самое главное, счастлива ли я?

Я понимаю, что я – счастливый человек. Ведь счастье – это, когда утром хочется идти на работу, а вечером – домой.

Я счастлива! Моё маленькое счастье умещается на ладони. И в нём всё вперемежку – моя любимая работа, заботы о семье, радость и смех, болезни, и бессонные ночи, пожилые родители и просто дорогие сердцу люди.

Я учусь успевать всё, ценить время, видеть прекрасное рядом. Дарить счастье другим. Зажигать, убеждать, вести за собой!

У меня сегодня день такой.

Я в ладу сейчас сама с собой.

Я довольна собой. Своею судьбой.

Наверно это мой рай. Ведь школа может быть раем.

Здесь обо всём забываю и всю себя отдаю.

Учитель – это судьба. Учитель – это призванье.

И видишь ты каждый день, что прожит он был не зря.

Моё Учительское счастье.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный.

Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире? Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – учитель!

Я учитель... Сколько раз повторяю эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым, или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.

Да, я учитель и всегда хотел им быть. Я мечтал стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребенка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по долгу службы.

Учитель – это сеятель. Он призван неустанно сеять, а это значит знать самому, иметь запас знаний, умений и приемов. Взращивать посеянное – значит побуждать к деятельности и познанию, применять, варьируя различные формы обучения и расширять арсенал инструментов познания. При этом нужно желать урожая, а значит верить в силы и способности ученика, расширять его горизонты. Быть интересным, результативным, побуждать к сотрудничеству. Быть готовым к успехам ученика и приближать их.

O Сеять – значит быть понЯтным.

O Взращивать – значит быть внимательным и настойчивым. Учитывать особенности и использовать рациональные методы и приемы.

O Получить всходы – значит, быть пОнятым.

O Взрастить – значит научить верить в свои силы, самостоятельно стремиться к большему.

O Получить плод – значит иметь возможность сотрудничать в реальных делах.

Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покоряясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.

Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. От ошибки не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку.

И вот здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим ученикам.

Уже более восемнадцати лет работаю учителем, а сформулировать своюпедагогическуюфилософиюкоротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты.

Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Мне, кажется, что я уже нашел свой «золотой ключик» – это знаменитое «со»: со – трудничество, со – творчество, со – понимание, со – чувствие. Без этих составляющих (учитель – ученик – родитель) невозможно по-настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу. А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения.

Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока. Я снова вхожу в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь».

Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не знать и не любить. «Чтобы полноценно жить в этом мире нельзя не знать химию...», «…химия – это не только предмет, с помощью которого мы познаем себя и окружающий нас мир, химия – это источник материалов, которые окружают нас в повседневной жизни…», «…все науки взаимосвязаны и знания одного предмета помогают в изучении другого…», «…наш город называют городом химиков… и не нам ли – новому поколению, знать все о химии, чтобы держать честь города, ведь это наше будущее и думать о нем надо уже сейчас…». Это цитаты из сочинений моих учеников. На своих уроках я учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что мой ученик совершил добрый поступок, отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, – для меня важно, что он при этом чувствует. Искренне радуется или просто хочет, чтобы его поступок заметили, ждет похвалы?

Я прихожу в школу каждый день. Это моя школа, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка, но от нее нельзя уставать. Я иду в школу с чувством, что там меня ждут единомышленники. И я рад, что для них также как и для меня, познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов. Многие уже попробовали свои творческие силы, нашли себя, научились быть полезными и протоптали тропинку для других. Я рад, что смог им помочь в этом и приложу все силы, чтобы тропинки, не зарастали, а множились.

Есть притча о царе, которыймечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моейпедагогическойфилософиии моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок для меня – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье…

Ирина Грузинова
Эссе «Моя педагогическая философия»

"Это невозможно!" - сказала Причина.

"Это безрассудство!" - заметил Опыт.

"Это бесполезно!" - отрезала Гордость.

"Попробуй. " - шепнула Мечта.

Вспоминая своё детство, школу, я вижу себя маленькой девочкой, сидящей за школьной партой. На уроках я внимательно слушала учителя, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить. Это и сформировало мои взгляды в будущем при выборе профессии. В 2009 году я с отличием закончила филологический факультет педагогического колледжа , а в 2012 году получила высшее педагогическое образование по специальности «социальный педагог » .

Я помню свой первый рабочий день в детском саду. Когда я вошла в группу, меня встретила забавная и шумная толпа маленьких человечков. Они с любопытством смотрели на меня, а я смотрела на них и думала : «Смогу ли я воспитать их добрыми, благородными и мудрыми людьми? С чего начать?» Глядя в распахнутые навстречу глаза детей, я поняла, что нужна им. Для них я - целая вселенная, которую хочется изучить, энциклопедия, с которой можно найти ответы на все вопросы. И я должна поддержать их любопытство, согреть теплом своего сердца, любить и быть для них второй мамой и другом, добиться того, чтобы они приняли и впустили меня в свой мир детства, мир сказок и фантазий.

Мой 5-летний стаж не настолько велик, чтобы я могла смело и с точностью рассуждать о предназначении воспитателя. Но я, мне кажется, поняла главное. Воспитатель в первую очередь это друг, а уж потом наставник и помощник. И сейчас я осознаю, что педагогическая деятельность для меня – это не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая новое для них и для себя. После долгих размышлений я пришла к выводу, что надо просто идти с детьми в будущее, приоткрывая им дверцу в это самое будущее. А по пути в каждом ребёнке раскрывать его неповторимость, индивидуальность и самоценность. Самой учиться у детей непосредственности, доброте, бескорыстной любви и умению прощать.

На протяжении всего дошкольного детства ребёнка надо вести к успеху. Этому учили и учат меня мои учителя, опытные педагоги - те люди , с которыми мне посчастливилось встретиться на моём профессиональном и жизненном пути. Что значит «вести к успеху» ? Это значит наполнить день ребёнка в детском саду радостью и интересом в общении, игре, познании. Воспитатель должен быть увлечённым человеком в своей профессиональной деятельности. Знать и мотивировать свою деятельность «С чем я иду навстречу к детям? Что нового и интересного я привнесу в их день»? А в конце дня порадоваться своим успехам, задуматься над трудностями и наметить пути дальнейшей работы. Важно вести ребёнка к цели такой дорогой, которая помогает ему рассуждать, думать, ставить цель, выбирать материал и инструментарий, совершать последовательность действий, поступков и анализировать свой результат.

Важно способствовать тому, чтобы ребёнок не боялся ошибок, и здесь взрослому надо быть осторожным с оценкой. В противном случае инициатива ребёнка будет подавляться, пропадёт интерес к новому делу.

Я радуюсь вместе с ребёнком каждому его, пусть даже самому малому результату, достижению и успехуи стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок научился понимать, распознавать, проговаривать свои собственные чувства и эмоции. Тогда он научится чувствовать, понимать других людей и окружающий его мир. А для этого мир ребёнка надо наполнить разными оттенками чувств и эмоций.

Я люблю детей и строю свои отношения с детьми так, чтобы они чувствовали себя любимыми и осознающими своё достоинство. Стараюсь быть терпеливой к другим, и очень требовательной к самой себе. Нужно еще многое узнать и освоить, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок. В работе с детьми это недопустимо. Работать с детьми надо с искренней душой, - только в этом случае влияние на ребёнка будет благоприятным.

Задавая себе вопрос : «Кто кого учит?» , прихожу к мнению, что с детьми мы равноправны : я также учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Стоит отметить, что дети за это время многому меня научили. Научили тому, что нужно быть «не просто рядом» , а «вместе» . Научили тому, что все дети разные и нужно принимать их такими, какие они есть.

Ежедневно воспитатель направляет ребёнка к успеху, а дети, в свою очередь, своим умением делать выбор, своими поступками, поведением дают наглядную оценку профессиональному мастерству педагога .

Успехи ребёнка во многом зависят и от взаимоотношений семьи и детского сада. Свои отношения с родителями я строю на основе взаимопонимания, справедливости, искренности, доброжелательности. Не сразу, постепенно, они начинают доверять мне.

Работа с детьми способствует развитиюмоих личностных качеств, таких как общительность, умение ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам и успехам, преодолевать трудности.

Когда-то и меня, молодого воспитателя, впервые встретили в детском саду опытные педагоги . Тогда я поняла, как важны поддержка, совети понимание. Ведь так важно, чтобы в минуту неудачи тебя подбодрили, не дали сломиться, а научили искать причину, находить пути решения, поверили в твои способности и возможности, в твой успех.

…Приходит новый ребёнок, и я с ним снова и снова учусь находить себя; ищу ниточку, соединяющую его и себя как взрослого и ребёнка, как педагога и воспитанника , как друга и друга.

Быть воспитателем, значит осознавать всю ответственность, взятую за сохранение тонкой ранимой души ребёнка; уметь прислушиваться к детям и понимать их желания; быть чутким и терпеливым. Конечно, эта задача очень сложная, и не каждому она по силам. Здорово, что меня окружает большой, сплоченный,творческий коллектив единомышленников, возглавляемый опытным и понимающим руководителем. Я всегда могу получить совет, поддержку, ведь вокруг неравнодушные, инициативные люди, которые, как и я любят свою работу.

Воспитатель для меня – это человек, желающий постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества, движения вперед, инноваций.

Я выбрала профессию педагога , а значит, взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, и вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом .

Моя профессия заставляет меня все время развиваться, двигаться вперёд, постоянно пополнять знания, чтобы иметь возможность ответить на множество детских «почему?» . Я считаю, что каждый педагог должен постоянно учиться, открывать и постигать для себя новые рубежи знаний. Поэтому в 2015 году прошла курсы переподготовки по программе «Дошкольное образование» .

И ещё я поняла – в педагогической профессии нет конечной точки развития. Именно поэтому решила попробовать свои силы в конкурсе профессионального мастерства.

За 5 лет моей педагогической деятельности я ни разу не пожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Константин Дмитриевич Ушинский сказал : «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».

Я люблю свою профессию, нашла в ней своё призвание и утвердилась в этом. А это значит - я счастливый человек!Желаю всем начинающим педагогам найти себя в профессии Воспитатель и полюбить её так же, как и я.

«В каждом человеке есть солнце,

Только дайте ему засветиться»
Сократ


Мудрые слова Сократа заставляют задуматься, как же необходим каждому человеку педагог, который бы грамотно помогал и направлял процесс развития личности!

Мне повезло! Моей точкой опоры в младшем школьном возрасте была первая учительница Вацло Галина Иосифовна. Точка опоры, которую дал мне этот мудрый педагог, до сих пор позволяет мне твердо стоять на ногах и реализовывать себя в жизни в качестве педагога. Мудрые ее уроки жизни, как полноценные семена, давали и дают до сих пор свои положительные всходы. По мере взросления я поняла, что точка опоры человека - это, прежде всего, обретение достоинства, высокого представления о человеке и его предназначении на земле, это утверждение достойного образа жизни, основой которой являются: честь, совесть и правдолюбие. Мудрая педагогическая философия не возникает на пустом месте и в один момент, а взращивается постепенно, путем проб и ошибок, в повседневном сотрудничестве учителя и учеников. Так и я не в миг и не сразу стала педагогом.

К своей заветной мечте я двигалась долго, но целеустремленно. Прошли года, я получила педагогическое образование и передо мной снова, как в детстве, распахнулись двери родной школы №10. Что за ними? Как сложится моя педагогическая деятельность? Как-то страшно. Но за спиной бесценный педагогический багаж знаний! Хочется, очень хочется работать! Как говорил Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я переверну земной шар!» Я не Архимед, но точка опоры, заложенная еще в детстве, крепкая, надежная, у меня уже есть, значит, у меня все получится!

Прошло 25 лет. Счастливых 25 лет! Кто проработал в школе не один десяток лет, задает себе вопрос: в чем заключается философия педагога? Я отвечу на него так: это ни с чем несравнимая радость видеть счастливые глаза ребенка, которого ты чему-то научила; это возможность видеть невидимое, процесс становления личности человека, где я, учитель, не просто причастна к этому процессу, но от меня зависит и направление, и скорость, и сам характер этого сложного ответственного процесса.

Легко ли быть педагогом? Конечно, нет. Моя профессия, как и жизнь, черно-белая. Я радуюсь, когда белых полос больше. Огорчаюсь, если черная полоса затянулась. «Не я ли сама виновата? В чем?» - терзаюсь, порой сложными вопросами. Но говорю себе: «Стоп! Ты не имеешь права быть слабой! На тебя смотрят десятки детских глаз и они все подмечают, как и ты сама когда-то». «Требовательность к себе, прежде всего!»- таков мой девиз!

Профессия педагога интересная, многогранная. Каждый день, идя на работу, думаешь, как построить свой педагогический процесс так, чтобы дети выросли нравственно чистыми людьми. Ведь в нашем мире так много зла и насилия… Порой бывает страшно от мысли, что в нем предстоит жить нашим малышам. Откуда берутся насилие, зло, несправедливость, взаимное непонимание и, как следствие этого, конфликты разной величины? Не прорастают ли они корнями в нашем детстве?

Так задавая себе вопросы, я пришла к мысли, что воспитывая детей в школе, необходимо закладывать в их неокрепшее нравственное сознание не просто тягу к добру и справедливости, но и отношение к себе и к другим. Какими бы они ни были: своим цветом кожи, своими взглядами, своими привычками, к какой бы ни принадлежали национальности, культуре, одним словом, были бы толерантными людьми.

В процессе своей работы я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
- здоровьесберегающая среда ребенка;
- формировать умения определять границы толерантности;
- необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями;
- сформировать интерес к самоорганизации как условие и средство разностороннего развития личности ребенка;
- создать условия для развития каждого школьника в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- обогащать эмоциональный мир детей.

Для решения этих задач в своей работе я использую интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития толерантной личности учащихся. Каждая форма работы требует определенного подхода ее выполнения и здесь уже нельзя обойтись без современных требований времени.

Я благодарна детям за их понимание и доверие. Каждый их вопрос, на который иногда приходится искать ответ, подталкивает меня к мысли, что жизнь не стоит на месте. И получается так, что я учу детей, а дети учат меня. Я люблю свою профессию, люблю свою семью, люблю детей! У меня их много. Судьба щедро наградила меня!

Заканчивается учебный год, но впереди у меня не менее интересная работа - загородный оздоровительный лагерь «Чайка». Здесь я уже много лет работаю, общаюсь с детьми разного возраста. Лето - это время отдыха, но обидно видеть и осознавать, что подрастающее поколение мало знает историю страны, родного города, своих героев. Мало кто читает нужную, полезную литературу. И снова хочется как можно больше дать, сказать, вложить в эти еще понимающие головы. Когда видишь, что в глазах детей горит огонек познания, значит еще не поздно, еще можно многое успеть и сделать. Ведь не зря я свою воспитательную программу назвала «Огонек». Нужно успеть зажечь огонек познаний в сердце каждого ребенка, что бы жизнь их проходила под девизом: «Гореть всегда, гореть везде, оставить след свой на Земле!»
Планы, конспекты, разработки, отчеты. Много, очень много включает в себя работа педагога. И поэтому не все могут работать в школе, но тот, кто остался и работает, - эти люди, я считаю, работают по призванию и с полной самоотдачей, а иного быть не должно!

Листая странички жизни, память снова остановилась на моей первой учительнице - Вацло Галине Иосифовне. Этот педагог сыграл основную роль в выборе моей профессии. Первая учительница оказалась в той далекой детской жизни моей точкой опоры, которая не забывается и остается со мной навсегда.

«Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести и Правдолюбия.

И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях. Некоторые из них продолжают моё дело: воспитание личности. В каждом моем школьном выпуске есть педагоги. Значит, точка опоры действует!

А это значит - урок продолжается…