Можно ли познать себя. Какие необычные сексуальные влечения есть у вас? Что дает человеку познание самого себя: каков способ – таков и результат

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Самопознание – это стремление человека познать себя, — свои психические и физические особенности, свои способности и в целом все тонкости своей личности. Благодаря самопознанию человек может узнать о себе много нового и интересного, чего он раньше не знал и не понимал, и даже много такого, чего еще никто о себе никогда не узнавал. Также, благодаря самопознанию человек способен в значительной мере осмыслить себя и найти свое место в жизни. Иной раз мы даже не знаем, кем мы можем быть по жизни, где так сказать, наше место в этом мире и чем нам следует заниматься, чтобы в полной мере себя реализовать. Самопознание поможет ответить на эти и многие другие вопросы. Оно поможет каждому человеку обрести веру в себя и свои возможности, и придаст ему сил для реализации всех своих желаний. В этой статье я расскажу вам о том, каким образом самопознание способно помочь вам улучшить себя и свою жизнь и как именно человек может познать себя.

Зачем познавать себя

И все же, несмотря на всю видимую полезность самопознания, вопрос о том, зачем себя познавать, я уверен, возникает в головах многих людей, даже тех из них, кто уже активно занимается самопознанием. Все-таки, самопознание, самокопания, самоизучение, самоанализ – это непростая работа. Нужно немало времени уделять на то, чтобы в себе копаться, чтобы изучать особенности своей личности, а его многим и так не хватает. Да и думать нужно много о себе, своих поступках, своих мыслях, своем поведении, что само по себе непросто. Думать вообще очень тяжело, а о себе самом тем более. Ведь часто при размышлениях о самом себе надо иметь смелость смотреть правде в глаза, чтобы видеть себя таким, какой ты есть, а не таким, каким ты хочешь себя видеть. Вот этой смелости многим людям не хватает. Так что самопознание – непростая работа. Поэтому и встает этот вопрос – зачем это нужно делать? Не для того же, чтобы просто казаться умнее и выше других.

Причин, друзья, на самом деле много, и все они вносят свой вклад в желание человека познать себя. Но я думаю, что главная причина заключается в том, что в один прекрасный момент человеку начинает не нравиться его невозможность управлять собой и своей жизнью так, как ему этого хотелось бы. То есть, он это может делать плохо или во всяком случае не очень хорошо. И в тот момент, когда он начинает более или менее отчетливо понимать, что он плохо управляет своей жизнью и недостаточно хорошо контролирует самого себя, в результате чего многое в его жизни не ладится – у него возникает желание разобраться в себе, чтобы навести наконец в себе и своей жизни порядок. Другими словами, неудовлетворенность собой и своей жизнью – является отличным поводом для самопознания. Все-таки, когда в твоей жизни все хорошо и ты всем доволен, особенно самим собой, то никакого смысла изучать себя у тебя нет. А нет смысла, нет и желания. Человек наслаждается жизнью, совершенно не думая о том, как он может ее изменить, потому что она его полностью устраивает. А ведь чтобы изменить свою жизнь, человеку необходимо сначала изменить себя. Впрочем, и наоборот тоже можно делать – сначала менять свою жизнь, а затем меняться самому. Но все же лучше начинать с себя – это намного лучше.

Есть и такие люди, которые озадачены вопросом о смысле жизни и в поисках ответа на него идут, что называется, вглубь себя, ибо где же еще, как не внутри себя, искать ответы на столь важные и вечные вопросы. То есть, иногда не неудовлетворенность, а любопытство и желание развиваться становится для человека толчком к самопознанию. Правда это встречается редко, намного реже, чем необходимость в самопознании в следствии неудовлетворенности человеком своей жизнью, но встречается. Я считаю, что одно другому не мешает, так как любой порядок в жизни человека подразумевает и ясное понимание им того, ради чего он живет и то, из-за чего он хочет жить лучше. Ведь чем больше человек о себе и вообще о людях знает, тем лучше он понимает, как свои собственные возможности, так и в целом возможности человека, а это в свою очередь раскрывает перед ним более обширное пространство возможностей. Вы, я думаю, согласитесь со мной в том, что мы, люди, очень многого еще о себе не знаем. Мало того, мы не знаем о том, что именно мы о себе не знаем, то есть, не понимаем, что именно мы хотим найти внутри себя. И это завораживает. Это заставляет нас изучать себя так же активно, как, скажем, мы изучаем космос, потому что внутри нас скрыто тайн не меньше, чем в космосе. И кто его знает, что мы можем о себе узнать и как мы на основании этих знаний сможем себя развить, чтобы обрести новые способности и возможности, с помощью которых нам удастся качественно изменить свою жизнь.

Так что же мы о себе знаем и что нам нужно о себе узнать? Все-таки, самопознание должно от чего-то отталкиваться и иметь какую-то цель. О себе мы знаем многое и еще большего мы не знаем, и соответственно, самопознание имеет цель не найти что-то конкретное внутри себя, а вообще что-то найти и понять это. Глядя на других людей, мы можем видеть, каким вообще может быть человек, но интересен другой вопрос – а есть ли в нас что-то похожее, что мы наблюдаем у других людей? То есть, если вы смотрите на человека, который обладает такими качествами, которыми хотели бы обладать вы, то можете ли вы развить в себе похожую, а не говорю полностью идентичную, а похожую личность, которая бы вас полностью удовлетворила? Я считаю, что да – все, что вы наблюдаете у других людей, как хорошее, так и плохое, есть внутри каждого из нас. Другое дело, в насколько развитом состоянии в нас живет та или иная личность, те или иные качества, или лучше сказать, какие мы имеем задатки для формирования в себе той или иной личности. Вот с этим еще нужно разобраться. У кого-то из нас в более развитом состоянии имеются одни достоинства и недостатки, у кого-то другие, и в зависимости от нашего желания – мы можем развивать в себе именно те из них, которые нам нужны. Конечно, мы можем найти в себе и то, чего еще никто в себе не находил, и что является своего рода большой наградой для ищущего, но все же найти в себе что-то такое, что тебя привлекает в других людях – это большой соблазн. Поэтому имейте в виду, дорогие друзья – внутри себя вы можете найти любую известную вам личность, чтобы затем ее в себе вырастить. Еще раз повторю – вам необязательно быть на кого-то похожим, человек к этому стремиться не должен, ему нужно развивать собственное Я. Но ориентиром для него вполне могут стать другие люди, достойные люди, чтобы в плане развития своих личностных качеств ему не нужно было заново изобретать велосипед.

Очень полезно заниматься самопознанием для решения различных своих проблем. А их в нашей жизни всегда хватает. Но многие люди оказываются не только неготовыми к ним, но они даже не видят того, как они в принципе могут те или иные проблемы решить. Очень часто, когда мы с моими клиентами решаем какие-то проблемы, с которыми они ко мне обратились, я обращаю их внимание на те личностные качества, которыми они обладают и соответственно возможности, которые они благодаря этим качествам имеют, с помощью которых эти люди могут свои проблемы решить. Но они сами в силу разных причин этих качеств в себе не замечают и поэтому не видят имеющихся у них возможностей. А ведь что значит не знать о тех или иных своих личностных качествах и не видеть имеющихся благодаря им возможностей – это значит не пользоваться этими возможностями для решения своих проблем и заодно задач. Это как охотиться с заряженным ружьем, но не уметь из него стрелять. Понимаете, многие люди могут гораздо больше, чем они думают. И те проблемы, с которыми сталкивается большинство людей в повседневной жизни – для них не такие уж и серьезные, чтобы из-за них переживать и тем более отказываться из-за них от своих амбиций. Но люди воспринимают те или иные, безобидные для них ситуации, именно как проблемы, потому что просто не знают, как им самим их решить или как их избежать.

Я считаю, что не знание и непонимание людьми самих себя, хотя бы в наиболее допустимых для них пределах – это одна из основных проблем для большинства людей. И эту проблему нужно решать в числе первых. Я тоже себя не очень хорошо знаю, но я работаю над этим – я стараюсь познать себя как можно лучше. И должен сказать вам, друзья, что это очень интересно и чудовищно полезно. Это полезно не только в том смысле, что мы получаем возможность стать лучше, развив в себе те или иные качества, сначала обнаружив их в себе, а затем найдя способы их развить, но и в плане нашей самооценки. Ведь знаете, в нашей жизни иногда встречаются такие люди, которые говорят нам, что мы чего-то там не можем и что нам что-то там не дано. Вы с этим сталкивались? Я сталкивался. Мне говорили некоторые люди, что мне не дано то или это, и я им поначалу верил. Но знаете, моя гордость не позволяла мне смириться с мыслью о том, что я чего-то там не могу, что что мне что-то не дано. И я начинал работать в этом направлении, я работал преимущественно над тем, что было важно для меня. И оказывалось, что все мне дано, что все я могу, нужно только развивать в себе необходимые качества, а не уповать на природный дар или на отсутствие оного. Так что самопознание позволяет нам опровергнуть негативное мнение о нас других людей. И это опровержение важно прежде всего для нас самих, оно помогает нам поверить в себя.

Есть и еще один смысл в том, чтобы заниматься самопознанием – таким образом можно познать не только себя, но и других людей. А это в свою очередь поможет вам лучше их понять и наладить с ними отношения удобным для вас образом. Ведь все, что есть в нас самих – есть и в других людях, а то, что есть в других людях – есть и в нас. Иногда для того, чтобы понять другого человека, например, своего ребенка в подростковом возрасте, все что от человека, его родителя, требуется – это вспомнить себя в его годы. В вас ведь живет тот самый подросток, у которого есть свои проблемы и переживания, свои желания и мечты, свое мнение по поводу тех или иных вопросов – поэтому вы все это в себе можете поднять, чтобы найти со своим ребенком, с сыном или дочерью, общий язык. Вот в подростке пока еще нет зрелой личности, в нем нет взрослого человека, которого вы можете хотеть в нем видеть, а в вас его личность есть. Так кто кому должен идти на уступки, кто кого для этого должен постараться понять? Таким вот образом, друзья, мы все можем стать более дружелюбными и отзывчивыми, и у нас появится больше возможностей договориться друг с другом. Познавая себя – мы можем познать других. А познав других – мы можем найти к ним подход, можем найти общий язык с ними.

Как познать себя

Ну а теперь давайте поговорим о том, как познать себя. Первое, что само напрашивается на ум – это наблюдение, или если хотите, самонаблюдение. Для того чтобы познать себя – нужно за собой наблюдать. Но это не так просто делать, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что мы склонны к искажению информации о самих себе. То есть, мы, люди, часто обманываем себя, когда размышляем о себе, о своих качествах, своих достоинствах и недостатках, своих желаниях и возможностях. В большинстве случаев мы хотим казаться в своих собственных глазах лучше, чем мы есть в действительности. Поэтому иногда нужно наблюдать за собой не своими, а чужими глазами, и думать о себе не своим, а чужим умом. Понимаете, о чем я? – Я о чужом мнении о нас, о вас. Оно очень помогает самонаблюдению с целью самопознания. Конечно, чужое мнение тоже не всегда адекватно, но оно часто отрезвляет и уравновешивает наше собственное мнение о самих себе. Правда, кто-то думает о себе хорошо и даже слишком хорошо, а кто-то плохо, поэтому чужое мнение должно принадлежать грамотным людям, а не кому попало. Иначе одни люди вас просто еще больше принизят, а другие необоснованно возвысят и это не поможет вам познать себя, зато поможет сильно исказить вашу самооценку. Так что чужие глаза и чужой ум – нужно еще правильно выбрать. Интересуйтесь мнением о вас у тех людей, которых вы считаете умными.

Обратите также внимание на свою систему ценностей, свой образ жизни, свои желания и мечты – они помогут вам понять, какая вы в данный момент личность. Думаю, о том, какие люди чем интересуются, вы без труда узнаете из умных книг и статей, а затем посмотрите, насколько вы близки к тем или иным людям. Грубо говоря, если человек ведет крайне безответственный образ жизни, тем самым доказывая, что он плохо в ней разбирается, если его система ценностей основывается на удовлетворении примитивных базовых потребностей и этим ограничивается, если он мечтает о всякой малозначительной ерунде, которой хочет обзавестись, а не о, скажем, самовыражении, самореализации, достижении каких-то высоких целей в жизни, имеющих отношение к возвышенным потребностям, то ему определенно есть куда расти. И ему точно не стоит думать, что он знает о жизни все и что ему больше ничего от нее не нужно, и что особенно важно, что ему ничего не нужно от самого себя. Это, вообще-то, довольно-таки серьезная проблема для человека – не знать, что он чего-то не знает. В некоторых случаях только благодаря посторонней помощи человек может выйти за рамки своих представлений о жизни, чтобы узнать больше и о ней, и о самом себе.

Следующий момент, являющийся продолжением предыдущего – это науки о человеке, с их помощью вы сможете понять, что именно вы в себе уже нашли или можете найти. Ну, я могу вам со всей ответственностью заявить, что психология способна очень здорово помочь человеку познать себя. Она объяснит ему, почему в нем есть те или иные качества, почему ему присущи те или иные черты, почему он имеет те или иные желания. К примеру, человек во время самопознания обнаружил, что он чего-то боится, но не знает, чего именно и почему. Допустим, он замечает за собой, что ему страшно только в каких определенных ситуациях, но он не может понять, что эти ситуации означают, почему именно они его пугают, беспокоят. Но начав изучать ту же психологию, он может узнать о разного рода фобиях и о том, почему они возникают, и дальше уже сделать вывод, откуда в нем появился тот или иной страх. Мало того, он узнает о том, что страх присущ и многим другим людям, что поможет ему, например, перестать думать о себе, как о трусе, если он конечно так думает. Или человек хочет узнать о том, на что он способен, — сможет ли он, к примеру, добиться успеха в каком-то деле, или оно ему не по зубам. Из соответствующей литературы он может узнать о том, какие качества необходимы человеку для успешного решения тех или иных задач, для достижения тех или иных целей, и как эти возможности можно в себе развить. Другими словами, самопознание без знаний практически невозможно. Ибо не все, что мы наблюдаем, как в себе, так и у других людей – мы в состоянии объяснить без специальных знаний.

Следующий, тоже очень важный с моей точки зрения момент в самопознании, имеет отношение к таким двум человеческим качествам, как воображение и воля. Я ни раз писал о том, что человек может, что называется, сам себя придумать, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Главное – загореться желанием сделать из себя нужную вам личность, тогда и способы это сделать найдутся. Но прежде, нужно, как бы план своего развития составить, хорошенько подумав о том, кем именно вам хочется быть, какие ваши личностные качества помогут вам стать таким человеком и с чего вам следует начать свое развитие. То есть, понимаете, самопознание в данном случае превращается в самосоздание, человек сам себя создает – он не ищет в себе те или иные качества, он их сначала придумывает, а потом развивает. Скажете, это невозможно? А вот и возможно. И многие люди именно так и поступали в своей жизни, когда хотели кем-то стать. Выше я приводил вам пример с собой, когда говорил, что некоторые люди убеждали меня в том, что я чего-то не могу и что мне что-то не дано, а потом оказывалось, что я очень даже все могу и все мне дано. Откуда мы вообще можем знать, что дано нам, а что нет, если мы старались чего-то достичь? Все это ерунда полнейшая – мы сами решаем, что дано нам, а что нет.

Многие люди познавали себя не посредством поиска в себе чего-то или кого-то, а посредством саморазвития, самосовершенствования, посредством стремления к своим целям. Это совершенно разные вещи. В одном случае мы опираемся на концепцию о том, что кто-то другой нас создал для тех или иных целей, и мы ищем в себе что-то, что укажет нам на эти цели, а в другом случае, мы верим в то, что какими бы мы ни были от рождения, мы сами решаем, кем мы станем и каких целей будем стараться достичь. То есть, в последнем случае ответственность за то, какие мы и что мы можем, полностью ложится на нас. И я считаю, что это самый лучший способ самопознания. Пусть наши дела покажут нам и другим людям, какие мы сейчас и какими мы можем стать, а не наше исследование самих себя. Ибо так или иначе человек становится тем, кем он становится, под влиянием внешних факторов и благодаря своей собственной работе над собой. А то, что дает нам природа от рождения – это ничтожно малая часть нашей личности. Ну это, конечно, мое личное мнение, отчасти подтверждённое наукой, отчасти опровергнутое наукой.

В любом случае, друзья, заниматься самопознанием нужно любыми доступными вам методами. Это, как я уже говорил, и интересно, и полезно. В этом занятии есть смысл. Само по себе самопознание является одним из смыслов жизни. Или даже можно сказать, что самопознание дополняет жизнь человека, наполняя ее большим смыслом. Сократ говорил: познай себя и ты познаешь весь мир. Не знаю, насколько это действительно так, но я абсолютно убежден в том, что познав себя, мы познаем многое, очень многое. Я вам не все способы самопознания описал в этой статье, поэтому в будущем мы с вами обязательно вернемся к этой теме, чтобы еще лучше ее раскрыть. Но главное, чего я хочу добиться – это пробудить в вас интерес к самопознанию, и таким образом – побудить вас к этому достойному занятию.

Приступая к исследованию самих себя в этом смысле или в плане какой-нибудь другой детали нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению. Оно состоит в сущности в следующем: все, что во мне привлекательно, что мне во мне нравится, и есть мое “я”. Все же, что во мне кажется мне уродливым, отталкивающим, или же то, что другие находят во мне отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди часто говорят: “Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные обстоятельства сделали меня таким”. Нет, жизненные обстоятельства только раскрыли, что вы таковы. В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: “От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?” Старец отвечает: “Конечно, брать”. Через некоторое время купец снова пишет: “Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание”. И старец отвечает: “И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность”.

И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично, – это я; все остальное – это пятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже… В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: “Вот все мои грехи”, – затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: “Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня се, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т. д.”, – не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: “Сожалею, но исповедь – это средство примирения с Богом, а примирение – дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?”. Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы – это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает – уж по крайней мере по отношению ко мне!).

Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании, вытекающем из того, что мы увидели?

Да, конечно, можно, и это “да, конечно” для меня обосновывается двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно воодушевляющее сказал Иоанн Кронштадтский в дневнике, где он пересказывает свой внутренний опыт. Он говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если Он не уверен, что наша вера, наша надежда достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Пока Он видит, что нам недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном неведении; во внутренних наших потемках мы различаем только опасности, которые Он предоставляет нам находить ощупью. Когда же Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, – но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое – это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться.

Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также и все остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас интереса: важно все остальное – пустыню или дебри – превратить в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же ясность взгляда, какой обладает художник.

Произведение искусства, которое хочет создать художник, определяется двумя факторами: с одной стороны, его замыслом, тем, что он хочет создать; с другой – материалом, который у него в руках. Вы знаете, что нельзя сделать одинаковые произведения из различного материала: если вы хотите сделать крест из слоновой кости, вы не возьмете куска гранита; если вы хотите соорудить кельтский крест, вы не станете высекать его из греческого мрамора, и т. д. – просто потому, что то, что вы хотите выразить, может быть выражено лишь в пределах возможностей данного материала. Итак, если только вы не безнадежно и обезнадеживающе упрямы (обезнадеживающе как для Бога, так и для себя и для других), и в ваших руках только один какой-нибудь материал, то вопрос будет не в том, “как сделать мрамор из слоновой кости или гранит из кривого сучка”; вы просто посмотрите на этот наличный материал и скажете: “Какое произведение искусства может родиться из того, что я держу в руках?” (Что не препятствует вам впоследствии осуществить другой замысел и из того материала, который вам хочется иметь.)

Так же точно мы должны были бы действовать и в нашей внутренней жизни. Мы должны научиться вглядываться разумным взором, проницательным взором, с возможно большим реализмом, с живейшим интересом в тот материал, который у нас в руках, потому что строить мы можем только из этого материала. Если вы – Петр, то вы не Антоний, и что бы вы ни делали, Антонием вы не станете. Существует присловье: “На Страшном суде никто тебя не спросит, был ли ты святым Петром, тебя спросят – был ли ты Петей”. Никто не требует от вас быть тем, чем вы не являетесь, но можно у вас спросить, можно от вас требовать, чтобы вы были самими собой. И это очень существенно: если вы не примете всего материала в целом, вы ничего не создадите. Не воображайте, что занимаясь утверждением своего ума, своего восприятия, то есть половины вашей индивидуальности, вы сможете создать целого гармоничного человека. В какой-то момент вы обнаружите, что не смогли этого сделать, но тогда перед вами уже будет урод, какая-то незавершенная статуя и огромное количество неиспользованного материала – и все!

И тут нужны мужество и вера. Прежде всего вера в том смысле, как я уже говорил, что Бог дает нам видеть только то, что мы можем вынести; и мужество: нам ведь вовсе не доставляет удовольствия видеть всю нашу безобразность. Может быть, вы помните слова св. Венсана де Поль перед зеркалом, которые случайно услышал его отец, войдя в комнату: «Боже, я слишком безобразен для людей, но, быть может, Ты примешь меня таким?». Может быть, для людей я и слишком безобразен, но Богу я желанен, потому что иначе Он не вызвал бы меня к бытию, не совершил бы этого творческого, рискованного акта, вызывая к бытию именно меня – причем не на короткое время, а для вечности.

С другой стороны, если мы хотим иметь отношения с людьми, окружающими нас, мы должны быть реальными, а не подставными личностями. Мы можем иметь друг с другом творческие вдумчивые отношения лишь постольку, поскольку я – реален и мой собеседник, тот, что стоит передо мной, – тоже реален. Эта реальность должна охватывать всего человека, он не должен довольствоваться частичной реальностью, реальностью до известного предела.

Я этим вот что хочу сказать: когда нас, детьми, вызывает к себе директор школы на головомойку, потому что мы что-то натворили, то мы видим в нем только звание директора. Здесь нет человека, а есть директор, как был бы полицейский, чиновник, прокурор, врач. Нам не приходит даже в голову, что в нем есть что-то другое.

Есть у Евтушенко очень сильное стихотворение, где он описывает преподавателя, каким видит его ученик. Ученик за ним наблюдает и думает: что с ним сегодня такое? Он какой-то странный! Он преподает математику и только что сделал две ошибки в сложении. А теперь он сломал мел, остановился и все стер, хотя и велел нам переписывать с доски, – и так далее. В конце стихотворения мы видим преподавателя, забывшего надеть пальто и шляпу и идущего через двор; и последняя фраза: “ушла жена профессора из дома”. Вот ситуация: был только преподаватель, не было человека. Это наша ситуация по отношению к другим и ситуация, в которую мы ставим других по отношению к себе. Пока мы ее не изменим, мы не будем реальностью, не будут реальностью и другие. Невозможно встретиться с призрачным существом или тем, что еще меньше индивидуума, который все же обладает какой-то реальностью, даже если это реальность болезненная, замкнутая, лишенная всякой широты. Это верно и в отношении к Богу, так же как и к людям, потому что если мы видим только преподавателя, а не человека, то, приходя к Богу, мы часто собираем обрывки знаний, какие-то понятия о Нем и становимся на молитву не перед Живым Богом, а перед идолом, которого мы собрали из образов и понятий, подлинных в той мере, в какой каждый образ и понятие чему-то соответствует в Боге, но становящихся преградой в тот миг, когда мы говорим себе: вот Бог.

Отношение к личности совершенно иное. Я только что говорил, что здесь совершенно другая проблема: дело не в том, чтобы видеть себя как личность, – мы ведь этого не можем. Личность, персона – это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы – это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь, часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное – нет. Тогда, изучая эту бровь – технику, краски, совершенное движение кисти, ее родившей, – попробуйте снимать слой за слоем все эти записи. Сняв один слой, мы скажем: это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера; это запись, она фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже без сомнения принадлежит мастеру… И так постепенно нам удается расчистить картину, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.

И вот именно это мы и должны сделать над самими собой. Но как? Апостол Павел советует найти себя во Христе и найти Христа в себе. В такой форме это может показаться едва ли не вызовом: как найти Христа там, где, по всей очевидности, Его нет, поскольку Он совершенно скрыт слоями обезображивающих записей? Я могу дать вам простой совет, который вы сможете испробовать и который, мне кажется, может дать плоды. Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, – правда, ибо это говорит Бог, и я должен все одобрить и поддержать, потому что таким образом я займу правильную позицию в предвидении Суда Божия, – если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть три рода вещей. Одни нас ничем особенно не трогают, и в этом случае мы без труда готовы сказать: раз так говорит Бог, значит так оно и есть. И это нас ничуть не волнует, потому что мы не видим никакого применения данных слов к нашей жизни, и тем самым они не представляют никакой опасности для нашего эгоистического комфорта и для нашего отказа следовать Евангелию.

Есть другие места, и если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть – нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия – и я еще не пессимист.

Возьмем пример: Х ристос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему, – тогда действительно можно сказать “нет”. Ну так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, то есть если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, из-за того, что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно-два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути.

Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это “быть добродетельным”: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного.

Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

Итак, вот два различные, но коррелятивные пути самопознания: познания “я” – индивидуума, который себя утверждает, себя противополагает, который отвергает и отрицает другого; того “я”, которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия; того “я”, которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей; того “я”, которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более – что говорит о нем Бог, слово Божие.

И с другой стороны – личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается – то есть все больше обнаруживается – и тем самым все больше уничтожает индивидуум, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а останется только личность – ипостась, которая есть отношение. Личность – которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим – оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.

Вопросы, которые вы найдёте в этой статье, помогут вам лучше узнать себя. Примерив на себя различные ситуации и задавая себе правильные вопросы, вы сможете обнаружить те мысли и закономерности в поведении, которые обычно упускаете из виду. Берите блокнот, ручку, и приступим.

Познай самого себя.

1. Кто вы?

Как назло, ничего не приходит в голову. Вопрос настолько обширный, что даже вызывает раздражение. Мы не можем просто заглянуть внутрь себя, обычно в этом помогают психологические зеркала. Психологическое зеркало - это умный человек (в идеале - психотерапевт), который направлял бы вас. Но если таковых нет поблизости, то их заменят правильные вопросы. А также ручка и бумага, чтобы улавливать те мысли и чувства, которые могут очень хорошо замаскироваться и долго оставаться незамеченными.

2. В чём смысл жизни? Что такое любовь? Кто вы есть?

Эти вопросы имеют плохую репутацию не потому, что они некорректны. Просто они не разбиты на более точные кусочки, поэтому с трудом поддаются обработке. Вопрос о том, кто мы есть, нужно разделить, чтобы он легче усваивался. Не «Кто я?», а «Кто я на работе, в отношениях, с друзьями, детьми?».

3. Что случилось с вами в детстве?

Jordan Whitt / Unsplash.com

Вопрос кажется нелепым, но, к сожалению, это не так. Почти всё, что мы представляем из себя сегодня, - это результат моделей поведения, заложенных ещё в детстве (и благополучно забытых). Дети из-за своего склада ума не могут полностью понимать особенности собственной психики. Первые 10 лет мы проживаем вслепую, прежде чем хоть немного научимся понимать свои мотивы и эмоции. Теперь настало время вернуться и переосмыслить их.

Теория Фрейда переоценена, дискредитирована и считается неправильной, возразите вы. В некоторых ключевых направлениях так и есть. Но основная идея Фрейда считается в психологии неоспоримой и определённо верной: бессознательное и детство в значительной степени определяют выбор партнёров, сексуальные предпочтения и моральные принципы. Поэтому не остаётся ничего другого, как работать с этим непростым материалом.

4. Что изображено на этой картинке?

Это карточка из ассоциативного теста, который разработал швейцарский психолог Герман Роршах (Hermann Rorschach). Идея в том, чтобы продемонстрировать вам нечто неясное, неопределённое, а затем ваше воображение заполняет эти неясности собственными ассоциациями, в то же время выпуская некоторые ваши подавленные страхи, ожидания, желания. Люди со скрытой агрессией будут видеть враждебность, скандал. Люди, подавляющие сексуальные желания, - вагину. А что видите вы?

5. Продолжите следующие предложения:

  • В душе все мужчины…
  • Когда вы получше узнаете их, все женщины…

Излюбленная методика психологов - предложить вам быстро, не задумываясь, закончить незавершённое предложение. Мы не сможем в полной мере контролировать своё бессознательное, и потому откроем для себя некоторые важные установки, которые обычно подавляем. В процессе самопознания вас, скорее всего, напугают некоторые вещи. Но это нормально, мы все очень странные.

6. Нарисуйте свою семью на листе бумаги

Изобразите на рисунке родителей, братьев и сестёр, дом, солнце, дерево. Это не строго научный метод, но он наводит на определённые мысли.

  • Тот, кого вы нарисовали рядом с собой, наиболее близок вам.
  • Тот, кто находится от вас на самом большом расстоянии, и в эмоциональном плане далёк от вас.
  • По размеру фигуры, изображающей вас, можно сказать, высокая или низкая у вас самооценка.
  • Дом - это продолжение вас, ваше эго. Он в хорошем состоянии?
  • Окна характеризуют степень вашей общительности. Есть ли в вашем доме дверь? Пускаете ли вы людей в свою жизнь?

7. Вы настроены оптимистично в отношении человечества и будущего планеты?

8. Вы хорошо спали прошлой ночью?


nomao saeki / Unsplash.com

Мы склонны отрицать, что между ответами на эти два вопроса есть какая-то связь, приписывая все свои мысли о высоком беспристрастному рациональному расчёту. Но мы должны принять тот факт, что в некоторой степени на наши мысли влияет физическое состояние: как мы , что съели на обед, как давно нас обнимали. В этом смысле, несмотря на большой мозг, мы не так далеко ушли от младенцев, какими были когда-то.

9. За что вы вините своих родителей?

Почему, как вы думаете, они были такими, какими были? Что на них давило и какие трудности они испытывали? Что может рассказать о них хороший друг?

Конечно, родители могут взять на себя большую часть вины за ваши неудачи. Но перекладывание ответственности мешает лучше понимать происходящее в вашей жизни. Ваши родители были в таком же положении по отношению к своим родителям и тоже не могут полностью отвечать за свои психические особенности. Что, если мы начнём думать о чувствах своих родителей, которые, как ни странно, тоже жертвы?

10. Допустим, что вы традиционной сексуальной ориентации. Вам никогда не хотелось прикоснуться к телу человека того же пола, что и вы?

Зигмунд Фрейд совершил гениальное открытие: многое остаётся в сфере бессознательного из-за нашей собственной брезгливости или, как он называл этот феномен, сопротивления. Бессознательное содержит те чувства и желания, которые бросают вызов нашему удобному видению себя. Но цена за комфорт высока: сложно докопаться до причин беспокойства и неврозов. Поэтому нам необходимо примириться со своими милыми странностями и противоречиями.


Nathan Walker / Unsplash.com

Люди, которых мы склонны считать привлекательными, кажутся нам такими не только по объективным причинам (потому что они дружелюбны, с ними можно поговорить о политике или они, как и вы, любят спорт). Но ещё и потому, что они тянут за собой проблемы и трудности, которые особенно притягательны для нас. Большинство из нас проживает одни и те же страдания, которые, как правило, связаны со страданиями и переживаниями, испытанными в детстве.

12. Как именно партнёр вызывает у вас раздражение?

Не нужно просто обвинять другого человека в недостатках, например в отстранённости или излишней чувствительности. Мы должны признать, что, наоборот, именно эти недостатки привлекают нас. Мы ищем их, чтобы воспроизвести модель неудовлетворённости, которую узнали в детстве.

В целом в отношениях мы ищем не того, что доставляет больше всего удовольствия, а того, что кажется знакомым, близким. Осознание природы этой движущей силы поможет нам научиться сопереживать себе и с большим пониманием относиться к партнёру. В конце концов, откуда ему знать, что мы находим его привлекательным отчасти потому, что он может расстроить нас?

13. Напишите пять качеств партнёра, с которыми вам действительно трудно жить

Хорошее партнёрство возможно не столько между двумя здоровыми зрелыми людьми (таких на нашей планете не так уж много), сколько между двумя сумасшедшими, которым повезло найти для другого человека безопасное место в себе, среди своего относительного безумия.

14. Как вы себя чувствуете, когда начинаете кому-то нравиться?

Вы можете почувствовать себя подавленным и начать надоедать этому человеку или, наоборот, попытаться сбежать от поклонника или поклонницы («Почему у него/неё такой плохой вкус?»). Это характерный ответ человека, который не умеет любить себя, а таких примерно половина (в основном потому, что самые важные для нас люди в прошлом не интересовались нами). Начните сопротивляться подозрениям в отношении себя. Хотя бы для того, чтобы не вываливать их с яростью на человека, который проявляет к вам интерес.

15. Какова главная проблема в ваших отношениях с матерью?

16. Какова главная проблема в ваших отношениях с отцом?


monkeybusiness / depositphotos.com

Возможно, эти вопросы звучат как банальное клише, но нужно время, чтобы проявилась их истинная значимость. Проведите, скажем, один час, письменно отвечая на каждый из вопросов. Если вы будете честны, то испытаете не самые приятные эмоции: грусть, злость, обиду. Но, чтобы жить дальше, нужно разобраться со своими обидами и переживаниями.

17. Что вы узнали об отношениях от своих родителей?

Человечество демонстрирует небывалый рост в плане технологического прогресса: мы узнаём всё больше и эффективнее передаём свои знания. Но мы не добились даже приблизительно такого же прогресса в эмоциональной сфере. Потому что не осознаём в достаточной степени, что негативные шаблоны поведения, которые приобретаем в детстве, мы воспроизводим и во взрослой жизни. Попробуйте распознать свои, прежде чем выпускать их наружу.

18. Какие немного нездоровые, странные вещи кажутся вам привлекательными в партнёре?

Есть ли эти черты характера у ваших родителей? Согласно теории навязчивого повторения из психоанализа, всех нас тянет к проблемным вещам, с которыми мы столкнулись, будучи детьми. Это не значит, что мы будем повторять все действия, которые приведут к эмоциональной травме. В некоторых случаях мы, наоборот, будем избегать каждого аспекта, связанного с этим переживанием, и тем самым будем продолжать оставаться привязанными к нему.

19. Составьте список людей, которые действительно притягивают вас

Вы когда-нибудь испытывали, пусть даже мимолётно, сексуальное влечение любого рода по отношению к каждому человеку из этого списка? И влекло ли это притяжение какие-либо трудности за собой, неважно, по какой причине (возможно, у этого человека была пара, или он вас, или это заставило вас сомневаться в своей сексуальной ориентации)? Причины такого возбуждения всегда скрыты в нас самих.

20. Если бы вы беспристрастно оценили себя, то о чём бы предупредили друга, если бы он задумался об отношениях с вами?

Люди могут многое рассказать о себе и о своих проблемах. Ведь на самом деле нам не нужны те, кто полностью свободен от любых проблем или недостатков. Нам нужны люди, которые в состоянии объяснить свои проблемы и то, как они справляются с ними.

21. Объясните, что, по-вашему, происходит на этой картинке?

Непонятно, что происходит на этом рисунке, потому что изображение (преднамеренно) неопределённое и неоднозначное. Следовательно, всё, что вы говорите, исходит изнутри. То, какие детали вы добавляете, какую историю рассказываете, отражает состояние вашего внутреннего мира. Особенно если вы точно уверены, что понимаете изображённое на картинке, и настойчиво это доказываете. Это изображение - тест, с помощью которого психологи оценивают ваш механизм психологической защиты, проекцию.

22. Что изображено здесь?

Ещё одно неоднозначное изображение. Здесь можно увидеть много историй: мать и её больной ребёнок, жена, которая убивает мужа за мгновение до поцелуя. Напишите, что, по-вашему, тут происходит. Затем попросите друга сделать то же самое. Обсудите, какие аспекты своей жизни и личности вы, сами того не подозревая, проецируете на картинку.

23. Напишите, что вы ответите на фразу «Я очень извиняюсь, что мы забрызгали вашу одежду, хотя и очень старались объехать лужу»?

По вашему ответу можно судить об отношении к разочарованиям. Как правило, возможно три варианта:

  • мы злимся, впадаем в бешенство;
  • мы не впадаем в бешенство из-за внутреннего чувства стыда, которое не даёт нам доходить до крайней точки, даже когда на то есть причина;
  • мы не впадаем в бешенство, потому что нам кажется, что реакция других людей окажется бурной и неприятной, если мы выразим своё недовольство.

24. Как бы отреагировали другие люди, если бы вы объяснили им, что чувствуете?

В детстве у нас формируется убеждение, что наверняка произойдёт, если мы откроем свои чувства. Так как от нас часто отворачивались, мы научились прятать свои «плохие» мысли. И на первый взгляд мы можем показаться послушными и дружелюбными, но стоит только заглянуть поглубже…

Чтобы стать зрелым человеком, нужно понять основу самопознания: мир детства - это ещё не весь мир. Это одна его часть, хоть и оказывающая значительное влияние, от которой мы не могли никуда деться в своё время. Но, к счастью, мы стали более красноречивы и выносливы, чем когда нам было по пять лет. Наберитесь смелости и выразите свои чувства.

25. Какие у вас есть (или могли бы быть) недостатки как у родителя?

Очень трудно представить себе возможные недостатки, особенно если мы по-настоящему хотим быть любящими и добрыми родителями. Тем не менее недостатки у нас будут, и их можно разделить на две группы:

  • воссозданные по типу нездоровых моделей поведения из собственного детства;
  • чрезмерная реакция на нездоровые модели поведения в детстве, которые оказали влияние на наши собственные шаблоны поведения.

26. Назовите три сексуальных сценария, которые особо волнуют вас

Сексуальные фантазии можно трактовать как попытку воссоздать то, что вызывает у нас проблемы или является недоступным в мире за пределами секса. Так, например, форма может привлекать потому, что люди в погонах кажутся нам строгими и внушают страх. Или мы хотим быть увиденными и услышанными на публике, потому что наши родители были не в меру благонравными ханжами. - это маленькие утопии, которые рассказывают нам о проблемных кусочках нашей биографии.

27. Какие необычные сексуальные влечения есть у вас?


DeborahKolb / depositphotos.com

Страх оказаться (или показаться) извращенцем есть у всех. Это часть того, что делает нас цивилизованными. Тем не менее самопознание включает в себя признание того, что бессознательное по своей природе полностью порочно и это не причина для тревоги. У нас есть чрезвычайно сильные механизмы цензуры, которые в 99,9% случаев не дают претворить что-то из этого в жизнь. В то же время мы можем исследовать без опаски то, что скрыто в нас и влияет на нашу жизнь.

28. Когда вы плакали или хотели заплакать во взрослом возрасте?

Большинство слёз во взрослом возрасте вызвано не болью, а видом чего-то невероятно красивого и близкого (примирение между отцом и сыном, внезапная щедрость скупого человека, красивый сад). Мы напоминаем себе, каким хотим видеть этот , и нам становится грустно оттого, что мы так редко видим его таким.

29. Запишите пять самых важных вещей в вашей жизни. Сколько времени вы им уделяете?

Существует огромная разница между тем, что, как мы говорим, мы ценим, и тем, что в конечном итоге делаем. Как это ни парадоксально, мы не уделяем достаточно внимания, времени и ресурсов тем вещам, которые заботят нас больше всего. Очень важно это осознать. Старайтесь сократить эту разницу.

30. Какие вещи вы часто покупаете, хотя это не приносит вам так уж много радости?

Мы верим рекламе, которая, помимо всего прочего, мастерски убеждает нас, чего мы должны хотеть. Неудивительно, что мы часто , которые не приносят нам никакого удовлетворения, а только скуку и тревожность: одежду, которая пылится в шкафу после одного выхода, автомобили, которые не оправдывают своей высокой цены, и так далее. Мы должны следить не только за своими расходами, но и за удовольствием (скажем, по шкале от 1 до 10), которое приносят нам покупки.

31. Что вы пытаетесь сказать своей одеждой?

Любую одежду можно приравнять к форме определённой категории людей. Она отражает то, кем мы видим себя и к какой группе принадлежим. Кроме того, наш внешний вид может дать важную информацию о некоторых наших тревогах. От чего вы пытаетесь защитить себя с помощью одежды?

32. Назовите три произведения искусства, которые много значат для вас


Dutchlight / depositphotos.com

Часто мы любим в искусстве то, чего нам не хватает в нашей реальной жизни. Наш вкус - свидетельство какой-либо потребности. Например, нам нравятся умиротворяющие картины, потому что мы всё время спешим. Или беззаботная музыка, потому что чувствуем много ограничений в своей жизни. Вкус отражает не только то, кто мы есть, но и то, какими бы мы хотели видеть себя.

33. О чём вы больше всего сожалеете?

Мы так часто о чём-то сожалеем. Ведь иногда в жизни приходится принимать важные решения, не имея представления, с чем предстоит столкнуться, например, за кого выйти замуж или на ком жениться, где жить, какую профессию выбрать. Приходится идти вслепую, и в этом нет нашей вины. Мы должны научиться делиться своими сожалениями и переживаниями. Это единственный способ чувствовать себя менее одиноким.

34. От чего вы немного зависимы?

Алкоголь, шопинг, сигареты, порно, споры… Зависимость нельзя строго определить как к привязанность к одному конкретному веществу, это понятие намного шире. - это ощущение сильной потребности в чём-то, и причиной чаще всего является серьёзная проблема в какой-либо области нашей жизни. Поэтому не нужно зацикливаться на том веществе или действии, которое вызывает зависимость. Сконцентрируйтесь на печалях и тревогах, которые подпитывают вашу зависимость от него. Поймите, что вы не плохой человек, просто таким образом проявляются ваши страдания. И решение проблемы зависимости кроется в преодолении этого страдания.

35. Составьте список из трёх мелочей, которые вас раздражают в человеке рядом с вами

Маленькие незначительные вещи расстраивают нас, потому что они имеют непосредственное отношение к более глобальным проблемам. Они идут вразрез с некоторыми нашими психологическими ожиданиями, такими как пунктуальность, неприкосновенность частной жизни, организованность… В идеале нужно понять, какие глобальные вещи имеют для нас значение, и защищать именно их, со снисхождением относясь к мелочам, которые люди иногда непреднамеренно совершают.

36. Какие негативные черты вашего характера вы бы не хотели показать людям?

Почти наверняка об этих недостатках все и так в курсе. Другие люди знают о нас больше через пять минут, чем мы о себе спустя десятилетия, потому что их знания о другом не подавляются бессознательным. Честность в отношении других даётся легко. Вместо того чтобы надеяться, что никто никогда не сможет заметить ваши , предположите, что все и так знают о них. И в будущем относитесь к ним с небольшой долей юмора и самоиронии.

37. Расположите следующие понятия в порядке убывания значимости в вашей работе:

  • деньги;
  • статус;
  • творчество;
  • влияние на общество;
  • коллеги.

Наши карьерные стремления подвержены влиянию трёх сил:

  • надеждам родителей;
  • ожиданиям общества (других людей);
  • чувствам, которые появляются у нас в процессе работы.

Обычно мы меньше всего склонны прислушиваться к себе. И чаще всего побеждают первые две силы. Может пройти несколько десятилетий, прежде чем мы признаем ужасающий факт, что работали только в угоду родителю (который, может быть, уже умер) или ради посторонних и чаще всего безразличных к нам людей. Скорее всего, сейчас ещё не поздно .

38. Если бы вы знали, что не потерпите неудачи в профессии, то что попробовали бы?


emarts emarts / unsplash.com

Часто мы боимся опозориться из-за того, что наши стремления и желания относительно карьеры не соответствуют нашим реальным знаниям или умениям. И поэтому даже не пытаемся. А это точная гарантия, что ваши стремления так никогда и не станут реальностью. Мы обязаны сделать это ради себя и громко заявить о том, что мы хотим делать и кем хотим быть, даже если это будет непросто и без неудач не получится.

39. Какие вещи заставили вас завидовать в последнее время?

Нас учили, что завидовать - плохо, и строго-настрого запрещали это делать. Но на деле люди или вещи, которым мы завидуем, помогают нам лучше понять свои сокровенные желания, а это, в свою очередь, многое рассказывает нам о себе как о личности. Попробуйте вести дневник своих завистливых чувств, не копите их в себе и старайтесь воплощать свои мечты в жизнь.

40. За что коллеги по работе могут критиковать вас у вас за спиной?

И здесь не на что обижаться. Ваши страхи вполне обоснованны. Всё, о чем вы подозреваете, могло прийти другим в голову, а это уже реальность. Дело не в том, чтобы постараться избежать таких воображаемых сплетен, а в том, чтобы принять меры по борьбе с их существованием: не давайте другим повода для критики, стремитесь быть лучше.

41. С чем или кем вы себя ассоциируете?

  • Если бы я был(а) погодой, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) мебелью, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) маркой автомобиля, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) жанром музыки, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) едой, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) животным, я бы был(а)…
  • Если бы я был(а) шрифтом, я бы был(а)…

Для самих себя мы нечто туманное и бесформенное, но иногда ключевые черты своей личности мы можем узнать через метафоры и аналогии. Животное чаще всего оказывается особо показательным.

42. Бывали ли вы несправедливы по отношению к другим?

Составьте список событий, вызывающих чувство вины, когда вы были особо несправедливы по отношению к конкретным людям и сорвались на них.

Что заставляет вас беспокоиться? Если бы вы поделились своим беспокойством, ситуация могла бы измениться? В будущем попытайтесь рассказать другим, что вы находитесь в расстроенных чувствах, вместо того чтобы устраивать скандал по мелочам.

43. Как вы реагируете на раздражители?

Кто-то вас раздражает. Что вы скажете: «Ты так раздражаешь, когда…» или «Я чувствую раздражение, когда ты…»?

Психологам больше нравится вторая формулировка: по их мнению, в таком подходе и заключается суть хорошего общения. Описывая, какое воздействие на вас оказывают другие, а не обвиняя их, вы не ставите людей в оборонительную позицию. Поэтому, скорее всего, они выслушают вас. Самопознание помогает разделять, что относится к вам, а что к окружающим людям.

44. Какое из утверждений относится к вам?

  • Когда мой партнёр расстраивает меня, я теряю интерес, отстраняюсь и хочу побыть в одиночестве.
  • Когда мой партнёр расстраивает меня, я паникую, впадаю в ярость и начинаю скандал.

Это две самые распространённые и нездоровые реакции, когда вас ранят в . Психологи описывают первую ситуацию как избегание привязанности, а вторую как тревожную привязанность. Правильно выбрать третий вариант: объяснить, что вас ранит, спокойно, уверенно и без лишней мстительности. Только 10% людей поступают так. Но это самое верное решение, если вы хотите построить зрелые отношения.

45. Запишите всё плохое в своих отношениях с родителями, а затем - с любимым человеком

Обратите внимание на то, что проблемы всплывают одни и те же. Или, по крайней мере, можно увидеть связь между ними. В этом есть ирония. Возможно, пора решать конфликты?

46. Что мешает вам принимать решения?

У нашего мозга есть свои недостатки. Будьте готовы, что, принимая важные решения, вы на себе их прочувствуете. Воспринимайте ошибки как возможность узнать о своих слабостях и предпринять меры. Будьте бдительны, когда придёте к выводам о своих недостатках, не дайте им мешать вам.

47. Назовите первую пришедшую в голову ассоциацию, когда вы слышите эти слова:

  • юбка;
  • морковь;
  • шерсть;
  • замок;
  • фильм;
  • выстрел.

Мы так хорошо научились скрывать то, что происходит у нас на душе, что единственный способ распознать, что нас на самом деле беспокоит, - отключить на время свой ум. Проанализируйте свои ответы, подумайте, о каких скрытых страхах и желаниях они могут свидетельствовать.

48. Как вы можете описать себя?

Опишите себя, выбрав четыре прилагательных. Попросите трёх друзей сделать то же самое. Сравните и сопоставьте оценки. Что вы упустили? Что узнали о себе?

49. Составьте карту своих неудач

Запишите свои неудачи, указывая приблизительную дату, когда они произошли. Рядом с каждой неудачей напишите, чему она вас научила.

Вы должны распознать закономерности. И лучшее, что мы можем сделать, - понять, какое поведение приводит нас к и что в итоге они нам дают.

50. О чём вы буквально только что соврали кому-либо из своего окружения?

Никто из нас не живёт в абсолютно идеальных условиях. Белая ложь - это цена за принадлежность к обществу. Стремление к полной прозрачности - наивная и опасная иллюзия.

51. Продолжите фразы:

  • Если бы по-настоящему добрый человек захотел похвалить меня, он бы сказал…
  • Если бы по-настоящему жестокий человек оценивал меня, он бы сказал…

Учитесь придерживаться золотой середины между этими двумя крайностями. Будьте требовательным, но великодушным другом для себя.

52. В сексе вы доминируете или подчиняетесь? А в остальной жизни?

Обычно второй ответ противоположен первому. Другими словами, секс - это компенсация и снятие напряжения от обычного существования.

53. Какие вещи в вашей жизни заставили бы ваших близких волноваться, если бы они узнали о них?

Совершенно нормально иметь секреты, о которых не подозревают даже самые родные люди. Мы стараемся не пугать тех, кого любим.

54. Чего бы вы хотели достичь в карьере через год, пять, десять лет?

Иметь собственные планы - значит не быть исполнителем чужих.

55. Что вы больше всего любили делать в детстве?

Испытываете ли вы подобные чувства сейчас? Хорошая карьера предполагает связь вашей взрослой деятельности и детских увлечений и ощущений.

Экология сознания. Психология: Большинство людей никогда не задавали себе этих вопросов. А если и задавали, то не пытались найти на них правдивый ответ. Дело даже не в самом ответе, а в его поиске. Каждый из этих вопросов способен натолкнуть вас на определенные размышления о себе самом и мире вокруг, даже если вы не найдете ответа. Кого-то они способны сдвинуть с мертвой точки и заставить думать о том, о чем они обычно не хотят думать.

Большинство людей никогда не задавали себе этих вопросов - 100 вопросов, чтобы познать себя

Большинство людей никогда не задавали себе этих вопросов. А если и задавали, то не пытались найти на них правдивый ответ. Дело даже не в самом ответе, а в его поиске. Каждый из этих вопросов способен натолкнуть вас на определенные размышления о себе самом и мире вокруг, даже если вы не найдете ответа . Кого-то они способны сдвинуть с мертвой точки и заставить думать о том, о чем они обычно не хотят думать.

Порядок вопросов не имеет особого значения, я их публиковал в той последовательности, в какой они приходили в голову. Хотя несколько вопросов, которые идут друг за другом могут быть связаны логически.

Не надо зацикливаться на формулировке вопроса и поиске ответа на него. Прежде всего, вы должны начать думать, размышлять и это основная задача, которую я вкладываю в эту статью. Поэтому не нужно искать никакой скрытой подоплеки в формулировках. Просто думайте.

Предупреждаю, многие вопросы неудобные, они могут задевать ваше самолюбие, наводить на воспонимания о чем-то неприятном, но задавать их себе надо, потому что многие проблемы не получится просто игнорировать. И лучше задать их себе сейчас, внимательно обдумать и прийти к какому-нибудь решению, чем пожинать последствия заблуждений и неправильного выбора потом.

Пускай эти вопросы и наталкивают на неприятные чувства, но цель этих вопросов это не огорчить вас, а побудить к определенным действиям. Не свыкнуться с проблемами, а найти для них решение! Многие из этих вопросов я задавал и задаю себе сам, и они помогают мне узнать себя глубже и, пользуясь этим знанием, двигаться дальше. Если вы не уверены в своих моральных силах, страдаете депрессией, то лучше эту статью пропустить, так как в этом случае, вопросы могут ввергнуть вас в уныние.

Если я понимаю, что мне сложно общаться с некоторыми людьми, то я думаю как этого избежать. Если я понимаю, что я ленив, то я думаю о том, как укрепить дисциплину.

В общем, я настроен на решение проблемы, а не на то, чтобы просто опустить голову и покорно смириться с обстоятельствами. Я хочу, чтобы также были настроены и вы.

Как отвечать на вопросы?

Не обязательно отвечать на все сразу. Возможно, придется основательно подумать. Не спешите сразу дать ответ на вопрос, это может оказаться шаблонный ответ, обусловленный стереотипами, сложившимся в вашем мышлении. Эти стереотипы призваны упрощать ваше мышление и оберегать ваше самолюбие от возможности самообвинений. Они срабатывают мгновенно, предлагая вам наиболее психологически «комфортный» ответ. Но такой ответ не значит честный. Поэтому выделите время, чтобы поразмышлять, постарайтесь докопаться до сути и быть максимально честными с собой.

Подсказка: большинство проблем заключены в вас самих, а не во внешнем мире. И эти проблемы можно решить работая над собой.

Некоторые вопросы включают в себя утверждение. Например, «почему вы курите?» Если вы не курите - пропускайте вопрос это к вам не относится. То же самое касается всех подобных вопросов.

Одни вопросы могут озадачить одних, но оставить равнодушными других людей. Это нормально. Нельзя заранее предсказать по какому пути пойдет ваша цепочка мышления и что способно обратить на себя ваше внимание.

Вопросы:

1. Почему меня должно тревожить мнение других людей о себе?

2. Как ко мне относятся знакомые?

3. Почему я не могу оставаться один?

4. Почему я пью алкоголь?

5. Зачем я стесняюсь и робею?

6. Как ко мне относятся мои дети?

7. Почему мне трудно заводить друзей?

8. Разве я должен быть абсолютно во всем лучше остальных?

9. Судьба несправедлива со мной. Ну и что?

10. Почему я много ругаюсь матом?

11. Что происходит в мире?

12. Что происходит в моей стране?

13. Что происходит на моей работе?

14. Чего я хочу от жизни?

15. Почему мои планы не исполняются?

16. Доволен ли я своим выбором?

17. Зачем нервничать и волноваться?

18. Кто несет ответственность за то, что в моей жизни сложилось в так, а не иначе?

19. Кто несет ответственность за то, что я стал таким?

20. Неужели тот жизненный путь, который я избрал для себя, единственно возможный?

21. Что мне мешает жить той жизнью, которой я хочу жить?

22. Разве мне кто-то чем-то обязан?

23. Разве я кому-то чем-то обязан?

24. Почему я ругаюсь с женой/мужем? Какой в этом смысл? Приходим ли мы к чему-то ценному в результате этих конфликтов?

25. Почему мои эмоции берут надо мной верх?

26. У меня плохое настроение. Ну и что?

27. Зачем мне десятое платье или третьи часы?

28. Что будет со мной через десять, двадцать, тридцать лет? Моя жизнь как-то изменится, если я буду продолжать делать то что делаю? Меня устраивают эти перспективы?

29. Что будет с моим здоровьем, если я буду продолжать вести тот образ жизни, который веду сейчас?

30. Что со мной будет когда я состарюсь и не смогу находить удовольствие в тех вещах, которые мне доставляют радость сейчас (секс, еда, выпивка)?

31. Мне нравится моя работа?

32. Устраивает ли меня моя работа в качестве источника дохода и дела всей жизни?

33. Почему я не могу организовать другие источники дохода?

34. Что будет, если я лишусь работы?

35. Почему я не работаю удаленно?

36. Почему я не занимаюсь своим бизнесом?

37. Мне повезло меньше чем другим. Ну и что?

38. Что я буду делать на этих выходных? А на следующих? Что я делаю каждые выходные?

39. Зачем я курю?

40. Хватает ли мне отдыха?

41. Мне хватает свободного времени?

42. Я высыпаюсь?

43. Я нахожусь в хорошей физической форме?

44. Я хорошо себя чувствую?

45. Удается ли мне сохранять концентрацию внимания?

46. Как правильно питаться?

47. Я достаточно уделяю времени близким?

48. Зачем я задерживаюсь на работе? Что будет, если я стану уходить во время?

49. Почему я исповедую именно эту религию, а не другую? Все другие религии ошибаются?

50. Я прилежно выполняю заповеди своей веры? Если нет, то как я могу быть уверен в спасении души?

51. Какой смысл в страдании?

52. Какие мои интересы, хобби? Чем я увлекаюсь?

53. Сколько я провожу времени в социальных сетях?

54. Сколько времени я смотрю телевизор?

55. Сколько я прочитал книг за последний год?

56. Какая есть еще интересная музыка?

57. Я достаточно образован и эрудирован?

58. Почему Земля не падает на Солнце?

59. Каким образом кодируется генетическая информация?

60. Из чего состоит атом?

61. Сколько иностранных языков я знаю?

63. Когда я последний раз соглашался с чужим мнением, которое было отлично от моего и открыто это признавал?

64. Какой смысл в тех спорах, в которых каждый участник не хочет принимать мнения другого? Разве в таких спорах рождается истина?

65. Зачем мне кому-то что-то доказывать?

66. Когда я последний раз хвалил людей, говорил им искренние комплементы?

67. Чем я лучше тех людей, которых не люблю?

68. За что меня не любят некоторые люди?

69. За что меня любят?

70. За что я люблю тех кого люблю?

71. Достаточно ли я приложил сил, чтобы усилить свои сильные качества и избавиться от недостатков?

72. Давно ли я дарил подарки просто так, без повода?

73. Давно ли я навещал своих пожилых родственников?

74. Много ли существует людей, которые окажут мне бескорыстную помощь, если я в ней буду нуждаться?

75. Когда я последний раз убирался дома?

76. Часто ли я остаюсь один и размышляю о жизни?

77. Когда я последний раз делал то, что другие не одобряли, а в итоге я осталися доволен своим выбором?

78. Я доводижу дела до конца?

79. Развитое ли у меня чувство юмора?

80. Много ли я смеюсь?

81. Получаю ли я удовольствие от жизни?

82. Счастлив ли я?

83. Часто ли я жалуюсь на жизнь?

84. Многие люди живут в условиях голода, недостатка жилья и их жизнь подвергается постоянной опасности. Почему я считаю свои проблемы такими значительными и серьезными?

85. Все ли я делаю для того, чтобы улучшить свою жизнь?

86. Почему происходят войны?

87. Откуда происходят мои страхи? Почему я боюсь мышей, если они не могут причинить мне вреда?

88. бЗачем мне обижаться на других?

89.Зачем мне притворяться тем, кем я на самом деле не являюсь?

90. Какие мои самые серьезные жизненные ошибки?

91. Почему я одинок?

92. Чем помогают мне мои принципы, мое мировоззрение?

93. Что за люди мои друзья? Почему мы вместе?

94. Что определеяет мое поведение?

95. Когда я последний раз наводил порядок в своей квартрие или на рабочем месте?

96. Что такое хорошо, что такое плохо?

97. Внимательно ли я слушаю других людей?

98. Много ли я страдания доставил окружающим?

99. Почему я стыжусь своих близких?

100. Что я знаю о смерти? опубликовано .

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Эта проблема остается актуальной, так как самопознание является неотъемлемой частью жизни человека.

Смысл данного высказывания заключается в том, что самопознание достигается только путем действий. Созерцая действие невозможно познать себя.

Я полностью поддерживаю мнение великого поэта и мыслителя Гёте. Познать себя личность может путем совершения определенной деятельности. Попадая в те или иные ситуации, обстоятельства, можно узнать, каковым будет поведение человека. И деятельность эта должна быть разной.

Ведь поведение человека проявляется по-разному, в зависимости от условий, в которых находится личность. В той или иной ситуации проявляются определенные черты человека, принципы, ценности, которые являются одними из факторов самопознания.

Само понятие «самопознание» означает изучение собственных физических и психологических особенностей. Это осмысление самого себя.

Действие- это активное поведение людей

Созерцание- это способ познавательной деятельности. Но в этой деятельности не всегда реально познать самого себя.

Яркой личностью, которая познавала себя путем действий является Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Совершая определенные поступки, он открывал себя. Его самопознание происходило путем его действий на протяжении всего произведения. В результате, он спорил с самим собой. Только после осмысления своих деяний, он понимал, каким он является в душе, какие у него ценности и принципы.

Таким образом, подводя итог, я могу отметить то, что самопознание личности невозможно без познания себя в определенных ситуациях и действиях."

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда- путем созерцания. Попробуй исполнить свой долг и тотчас познаешь себя