Низкие зарплаты привели к дефициту учителей в половине российских школ. Дефицит учителей в школах россии

В рамках опроса 3110 педагогов общего образования из 82 регионов, проведённого с 9 мая по 10 июня 2018 года, практически каждый второй (48%) заявил, что российская школа занимается «латанием кадровых дыр».

Как свидетельствуют данные исследования, которые приводит РБК, больше всего в школах не хватает учителей математики — об этом заявили 44%. Еще 39% отметили, что мало учителей иностранного языка, 30% - русского языка и литературы.

В пятерку «дефицитных» пропали учителя начальной школы (26%) и физики (21%). Далее следуют преподаватели по химии (15%) и истории (14%). О нехватке кадров среди учителей биологии, географии, информатики и музыки говорят по 10% опрошенных, технологии — 9%. Еще по 4% считают, что в школах мало учителей по обществознанию, физкультуре и ОБЖ.

В целом только 52% школ сообщили, что у них есть педагоги по всем предметам. В 37% - признали, что им не хватает учителей по 1-3 предметам, в 8% - по 4-5 предметам, в 3% - более чем по 5 предметам.

Судя по оценке специалистов, кадровый дефицит будет только нарастать. В России отмечается «острая нехватка» молодых преподавателей. А средний возраст учителей продолжает повышаться.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любови Духаниной, такая патовая ситуация в школах сложилась из-за тяжелых условий труда.

Новости по теме

"Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу", — цитирует ее слова РБК.

Как сказала Духанина, зачастую учителя вынуждены преподавать предметы из «чужих» областей. «Учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов — математику в средней школе», — пояснила она.

Между тем в пресс-службе Минпросвещения продолжают настаивать, что в последние годы в школах «наблюдается позитивная динамика» с кадрами. «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий — сельские учителя английского языка. Работа учителем все больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают все более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приема в последние годы», — утверждают в министерстве.

По данным Росстата, средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тысячи рублей в 2016 году до 34,9 тысяч рулей в 2017 году. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, на основе данных Росстата в феврале. Еще в двух регионах зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тысячу руб.

Напомним, согласно мартовскому исследованию РИНХиГС, более половины российских учителей недовольны своей зарплатой. Хуже всего дела обстоят в сельских школах — 60% заявили о низких заработных платах, ситуация мало чем отличается и в региональных центрах — там недовольных 59%.

В условиях кадрового дефицита учителя вынуждены преподавать непрофильные предметы: учитель истории – уроки географии, а учитель начальных классов – математику в средней школе.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина уверена, что выходом из сложившейся ситуации может стать введение национальной системы учительского роста, в которой важно предусмотреть не только требования к учителю, но и требования к условиям его труда, а также достойный оклад и снижение нагрузки.

Мы спросили Любовь Духанину о планах по введению национальной системы учительского роста и необходимых условиях для ее эффективной работы.

«Введение НСУР обсуждается уже несколько лет. Задача по ее формированию была поставлена президентом РФ по итогам заседания Госсовета 23 декабря 2015 года.

Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций, отражено и в “майском” Указе президента.

Дорожная карта по ее разработке была утверждена в августе 2017 года. Она включает в себя организационные мероприятия, формирование новой модели аттестации учителей и подготовку единых федеральных оценочных материалов, необходимые правовые изменения, разработку методических рекомендаций и предложений.

Новая система предполагает присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой деятельности педагога.

Для этого продолжается доработка уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста. Это непростой процесс, и необходимость изменений понятна всем: слишком много вопросов к сложившейся системе аттестации.

Опросы ОНФ показывают, что только 8% учителей считают, что итоги существующей процедуры аттестации влияют на карьерный рост, а 15% – на повышение знаний учителей и профессиональное развитие; 30% убеждены, что аттестация ни на что не влияет.

Для трех из десяти педагогов это формальная процедура, которая ничего не показывает. А 23% наших респондентов считают результаты аттестации совершенно необъективными.

Необходимо найти адекватный и прозрачный способ измерять педагогическую компетенцию и сделать этот процесс понятным для всех учителей, учитывая при этом требования к той среде, в которой они работают.

Важно, чтобы эти требования – по количеству времени, отводимому на методическую работу, по наличию профильной литературы, по возможности проходить эффективные курсы повышения квалификации – были обязательными для исполнения органами управления образованием.

Внедрение новой системы не должно привести к увеличению бюрократической нагрузки учителя.

Иначе вместо помощи на учителей будет просто оказываться дополнительное давление».

10:07 — REGNUM Начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева утверждает, что школы города укомплектованы учителями на 100%. Тем не менее она отметила ряд проблем, которые ещё предстоит решить. Пользователи социальных сетей бурно отреагировали на слова чиновницы, передаёт корреспондент .

По словам Екатерины Сибирцевой, несмотря на укомплектованность, вакансии учителей в школах есть, так как ряд преподавателей работает с перегрузками. При этом наибольшая нехватка ощущается среди учителей начальных классов.

«Нам колоссально не хватает учителей начальной школы, сегодня акцент смещён на начальную школу, большое количество первоклассников. Учитель начальной школы — сегодня самый дефицитный работник для большинства образовательных организаций. Есть некий дефицит учителей русского языка и литературы, математики, иностранного языка, но мы это достаточно легко закроем. А начальная школа — это самое сложное», — цитирует издание « » заявление главы департамента.

«По всей стране эта беда. И не только началка. Учителя бегут», — сообщил один из участников интернет-форума.

С ним согласны и другие пользователи. Они предлагают муниципальным чиновникам из отделов образования идти в учителя, так как все они, как правило, имеют педагогическое образование.

«У дочки в 1-м классе учительница — бабушка 80-летняя. А все потому, что работать некому…», — констатирует другая участница форума.

Также ряд комментаторов согласились с тем, что учителя действительно сильно загружены.

«В прошлом году у нас классный руководитель на два класса пахала (2-й и 4-й класс), вот это треш, как выжила-то с нашими «обормотами» в две смены», — написал о проблемах в школе пользователь.

Другие участники форума предположили, что проблема может быть связана с небольшими зарплатами педагогов.

«Наша учитель тоже в две смены работает — 3-й и 4-й класс ведет. Новых учителей в младшем блоке давно не видела. Не выживают, видимо, на зарплату такую», — написала она.

Её поддержал другой комментатор, напомнив про высказывание главы правительства Дмитрия Медведева о зарплатах преподавателей и что им делать, если она их не устраивает.

«Учителя, видимо, выполняют заветы Медведева — массово пошли в коммерцию. Шутки шутками, а сейчас человек может выбирать где работать, пока не пересмотрят ситуацию с з/п, так и будет», — отметил он.

С ними согласилась педагог из Екатеринбурга.

«Работаю в школе 20 лет. Зарплата 19 000. Стимулирующую часть не выплачивают три года. Молодые практически не приходят. Студенты педагогических вузов уже на практике говорят о нежелании идти в школу. Кто ещё пойдёт за такую зарплату работать? Дошло до смешного: стыдно говорить, что работаешь в школе», — сообщила учитель.

Напомним, что в 2017 году 1 сентября в Екатеринбурге начали работу 163 школы, а за парты сядут 149 тысяч учащихся. Согласно данным государственной статистики, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности в Свердловской области за январь — июнь 2017 года составила 40 940 рублей.

Начался с плохой новости. И так напряженная ситуация на рынке учителей, скорее всего, в ближайшие годы обострится в беспрецедентном масштабе. Миграция, динамичное повышение рождаемости требуют больше персонала, но многие учителя в настоящее время выходят на пенсию, а из университетов приходит слишком мало новых. Рассказывает Наталья Маурер.

Родители, ученики и педагоги Германии бьют тревогу. Катастрофическая нехватка учителей на начало нового учебного года ведет к серьезным пробелам в образовании. Больше всего учителей недостает в начальных и средних школах. На сегодняшний день это почти 40.000. «Эта худшая ситуация за последние 30 лет», - сказал президент ассоциации учителей Германии (Deutsche Lehrerverband (DL) Хайнц-Питер Майдингер. В результате, сильно увеличилось количество учеников в классах, а по некоторым предметам в аттестатах даже нет оценок, так как в течение года из-за отсутствия преподавателей по данному предмету вообще не проводились занятия.

Пробелы в знаниях практически невозможно заполнить в будущем, потому что в новом учебном году будет также некому заниматься с учениками дополнительно. Родители и дальше будут вынуждены платить за дополнительные занятия вне школы. Для страны без природных ресурсов, в которой самым важным являются образование и инновации, такая ситуация абсолютно неприемлема. Отмене занятий сегодня не радуются даже ученики.

Дефицит учителей будет расти В будущем ситуация с нехваткой педагогов станет еще более драматичной. По информации международного фонда Бертельсманн (Bertelsmann Stiftung), к 2025 году в Германии ожидается на один миллион школьников больше. «Никто не рассчитывал на такое большое количество школьников», - сказал член правления Фонда Йорг Драгер. Основная причина - это миграционная волна 2015 года. В связи с неожиданным приростом населения к 2025 году будет необходимо построить 2.400 новых детских садиков и начальных школ, а потом, соответственно, и средних школ. Расходы государства на образование, по мнению фонда, к 2030 году должны увеличиться на 4,7 миллиардов евро. Данные для составления прогноза фонд Bertelsmann взял из статистики рождаемости за 2016 год.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105.000 учителей начальной школы, однако университеты в состоянии подготовить за этот период всего 70.000 молодых специалистов, что приводит к дефициту в 35.000 учителей начальных классов. Ситуация с воспитателями в детских садах ни чуть не лучше. К 2025 году в стране будет не хватать более 300.000 воспитателей.

Новый эксперимент Обучение преподавателя - это длительный процесс, поэтому министерство образования старается решить проблему нехватки учителей привлечением в школы специалистов из других отраслей, так называемых Quereinsteiger. Это люди, изучавшие в институте математику, информатику, химию, биологию, спорт или музыку, не имеющие педагогического образования, но желающие работать в школе. Мотивы у всех разные: кто-то потерял работу и не может найти новое место, кто-то недоволен зарплатой и надеется, работая на государство, заработать побольше денег, кто-то хочет радикально сменить профессию и работать с людьми. Количество учителей -"непедагогов" в школах постоянно увеличивается, например, в Берлине в 2017 году оно составляло уже 41%.

Акция протеста учителей в Берлине

Преподавать в школе и параллельно изучать вечерами или по выходным педагогику, психологию и методику преподавания довольно тяжело. А вероятность того, что и эта профессия принесет разочарование очень высока. Большая нагрузка и при этом невысокая зарплата по сравнению с педагогами, закончившими педагогические вузы, часто не соответствуют первоначальным ожиданиям «новых» педагогов. Они чувствуют себя людьми «второго класса» и поэтому выходят на улицы с акциями протеста. Одна из таких акций протеста прошла в Берлине, учителя требовали одинаковую оплату труда, за одинаковую работу (Gleicher Lohn für gleiche Arbeit!). Пока сложно сказать, как этот эксперимент отразится на качестве школьного образования, но в любом случае лучше, когда хоть кто-то преподает, чем полная отмена уроков.

Парадокс системы В то время, как в стране не хватает огромного количества учителей, более 5.000 преподавателей, окончивших педагогические вузы, работают по временным контрактам. Школы принимают их на работу к началу учебного года, а перед летними каникулами снова увольняют, чтобы не платить зарплату за 6 недель каникул. Только земля Баден-Вюртемберг экономит на этом 12,5 миллионов евро в год. В результате, учителя становятся на этот период безработными и не имеют права на пособие по безработице, так как для этого надо проработать полные 12 месяцев. Учителя могут рассчитывать только на социальную помощь Hartz IV (социальная помощь для граждан, находящихся длительное время без работы, введенная в 2002 году). Но получить ее не так просто, необходимо пройти длительную бюрократическую процедуру, поэтому не все временно безработные учителя обращаются за ней на биржу труда, и реальное количество увольняемых на время летних каникул много больше.

Хорошо, если учитель уже в конце учебного года знает, что в начале года снова получит работу. Информацию о том, сколько рабочих часов ему предоставят и какие предметы будет преподавать, школа выдает непосредственно перед началом занятий. В такой ненадежной ситуации, чтобы не остаться совсем без работы, учителя вынуждены параллельно искать место в других школах. В некоторых учебных заведениях из-за этого постоянно меняются преподаватели. Каждый учитель использует свой метод преподавания, детям снова и снова приходится привыкать как к новому человеку, так и к новому методу преподавания. Государство экономит - дети страдают.

Временные контракты не дают преподавателям возможность отложить деньги, брать кредит в банке, планировать семью. Неудивительно, что все меньше и меньше молодых людей хотят работать в школе. Ситуация усложняется также большим количеством мигрантов, дети плохо владеют немецким языком, поэтому работать в начальной и общеобразовательной школе намного сложнее, чем в гимназии. Неудивительно, что все стремятся работать именно в гимназии, там проще работать и больше платят. Раньше в гимназии, как правило, принимали преподавателей только с очень хорошими оценками в дипломах, опыт работы не имел при этом большого значения. Сейчас же из-за дефицита кадров планка немного снизилась, и в этом году уже и у учителей со средними оценками появилась возможность получить место в гимназии. Многие учителя воспользовались этой возможностью и перешли из средней школы работать в гимназию. Снизив планку для квалификации преподавателей, гимназии тем самым решили проблему дефицита кадров.

Например, за пять лет обучения в Friedrich-Ebert-Gymnasium в Гамбурге, у нашей дочери сменилось шесть классных руководителей, и почти каждый год меняются учителя по основным предметам (математика, немецкий и английский языки). Если в начале на родительских собраниях родители приветствовали нового учителя улыбками и аплодисментами, то теперь мрачно стучат по деревянному столу, боясь сглазить, ведь впереди еще целых четыре года. В этом году в гимназию пришло много новых учителей из средних школ, поэтому есть надежда, что ситуация улучшится.

Роль учителя в эпоху дигитализации Технологический прогресс и дигитализация происходят сегодня настолько быстро, что обычные учителя за ними просто не успевают. Один из критиков немецкого образования Рихард Давид Прехт считает, что намного продуктивнее будет привлекать в старшие классы средней школы и в гимназии настоящих специалистов. Тех, кто использует физику, математику, химию, биологию и другие науки на производстве или в исследованиях. «На уроках математики сегодня три ученика из тридцати знают математику лучше преподавателя, в то время как остальные не понимают материал вообще», - объясняет Давид Прехт.

Вместо сухих и скучных уроков математики, физики или биологии ученикам было бы намного полезнее послушать лекции настоящих специалистов своего дела. Учитель, как правило, имеет только общие теоретические знания предмета и не имеет никакого отношения к практике. Тоже самое касается и гуманитарных наук, таких как философия, история или социология. Ученые и практики специализируются на каком-то одном вопросе, изучают его глубоко и, соответственно, в отличие от учителя могут преподать ученикам актуальный интересный материал. Учитель же при такой системе образования - это скорее организатор учебного процесса, его задача - не учить детей, а предоставить им возможность послушать интересные лекции специалистов онлайн или в режиме реального времени.

Человек, рассказывающий школьникам, об интересных открытия, экспериментах или инновациях на производстве, сам не должен быть педагогом. В этом как раз и есть отличие от педагогов- Quereinsteiger, которые меняют одну профессию на другую, и в результате становятся чем-то средним: и не совсем педагог и больше не специалист в своей области.

Школе необходима реформа Острый дефицит учителей и воспитателей - это основной показатель кризиса системы немецкого образования в целом. Неудачные школьные реформы последних лет, различные системы образования в разных землях, постоянно меняющаяся длительность обучения в школе, недостаточное количество мест в педагогических университетах, наплыв мигрантов - все эти факторы сильно усложняют работу учителей и воспитателей, сильно демотивируют молодых специалистов. Совершенно ясно, что стране как можно быстрее необходим новый актуальный концепт и инвестиции в систему образования, иначе появится еще одно «потерянное поколение», неспособное найти свое место в эпоху дигитализации.

Нехватка молодых специалистов в школах

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Приятно видеть вас всех здесь. Сегодня мне хотелось бы озвучить свою позицию по одному из направлений развития общего образования.

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль исчезает.

Согласно статистике, сегодня по всей стране сложилась поистине драматическая ситуация с привлечением молодых специалистов для работы в школе. В кадровом составе образовательных учреждений постоянно увеличивается число педагогов пенсионного возраста. Средний возраст учителей по всей России составляет 52 года.

Приоритетным направлением развития образования на сегодняшний день является развитие учительского потенциала. Данное направление занимает в президентской национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое место. Одной из задач направления является необходимость пополнения школ новым поколением учителей.

На сегодняшний день проблема нехватки молодых специалистов в сфере образования очень актуальна.

Но возникает вопрос «Где взять молодых педагогов? Ведь большинство выпускников педагогических вузов не идут работать по специальности.

Как привлечь компетентного начинающего учителя и, самое главное, что необходимо для того, чтобы удержать такого специалиста в школе?

В своем выступлении я рассмотрю два основных вопроса. Для начала попробую сформулировать основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя, в том числе я, работая первые годы в школе. После этого постараюсь сформулировать пути решения существующих проблем.

По данным статистики, меньше половины выпускников педагогических вузов выбирают школу для своей карьеры, а большинство из них уходят из образовательной сферы через несколько лет. Причин тому несколько: низкая заработная плата и статус учителя, трудная адаптация молодого специалиста и проблема взаимоотношений между учителем и учениками, а также их родителями.

Зарплата учителей считается важным фактором для привлечения выпускников к педагогической профессии. Заработная плата во многом определяется категорией, которую учитель получил за свою карьеру и педагогической нагрузки, по которой он работает. Но учитывая, что вначале учитель не имеет категории, становится понятно, что зарплата будет низкая. Конечно, каждый молодой специалист получает стимулирующие выплаты к зарплате, но они слишком малы.

Вопрос адаптации молодого педагога в коллективе и профессии в целом не менее актуален. Говоря об этом, замечу, что, по мнению психологов, обычно через полгода-год у молодого учителя проявляется синдром эмоционального выгорания (Синдром эмоционального выгорания –состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически). Вот почему многие молодые учителя в этот период уходят из школы. В моей практике такое тоже наблюдалось, но об этом чуть позже.

Следующая проблема, которую я хотела отметить - это взаимодействие между учениками и учителями. Как Вы считаете «Трудно ли учить СОВРЕМЕННОГО ребенка? (отвечают )

Да, это так. Но еще сложнее, если вы молодой учитель и у вас недостаточно педагогического опыта.

Есть еще одна проблема, на мой взгляд, которая может постигнуть, но к радости, не всех - конфликт с родителями. Получить классное руководство в первый же год работы в школе – серьезное испытание. Реакция некоторых родителей на действия именно молодого педагога может быть не всегда положительной. Иногда родители оказываются недостаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни, а не уходить в область критики и осуждения, замечая каждый промах, случайную ошибку.

Также не могу оставить без внимания следующий момент: многие молодые семьи распадаются на первых этапах совместной жизни из-за нехватки понимая со стороны супруга (супруги);из-за постоянных составлений конспектов, из-за постоянной подготовки к занятиям, из-за нервных перегрузок на уроках у молодых учителей возникают проблемы в личной жизни.

Решения некоторых проблем молодого учителя, конечно, не в компетенции учебного заведения, но, по-моему мнению, проблема адаптации, создание дружеской атмосферы и методической поддержки могут быть решены в стенах школы.

Во-первых, у каждого молодого учителя должен быть тьютор (наставник), опытный преподаватель. Большинство начинающих учителей очень позитивно относятся к поддержке, которую они получают от опытного педагога, потому что это важно для них.

Во-вторых, на мой взгляд, администрация должна относится к молодым педагогам более снисходительно, предупреждать ошибки, а если они случаются, они должны стать средством роста, а не поводом для наказания.

В-третьих, в школе должен работать клуб молодого педагога, чтобы помочь адаптироваться к работе в школе, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по предмету и методике его преподавания.

Мною был проведен опрос среди молодых учителей. Большинство молодых специалистов отметили, что им требуется больше времени и усилий на подготовку к урокам, нежели педагогам со стажем, и чтобы работа была более качественной и эффективной, для них просто необходима небольшая нагрузка. Кроме того, нехватка опыта может вызвать ощущение некомпетентности. Сокращение количества уроков (без изменения заработной платы) может быть очень существенной поддержкой молодому педагогу.

Я, как молодой педагог, придя в школу в 2015 году, тоже испытывала ряд трудностей. Но при умелом руководстве со стороны администрации школы, при доброжелательном отношении и наставничестве опытных педагогов, в частности руководителя школьного методического объединении учителей математики и физики, а также при огромной поддержки своей семьи, которые стараются с пониманием относиться к моей работе, моя адаптация в школе, в коллективе, можно сказать, прошла успешна. На сегоднешний день я чувствую себя в коллективе уверенно. Конечно, есть ряд вопросов, по которым я советуюсь с коллегами. Но гордо могу сказать, что некоторые вопросы я уже могу решать самостоятельно.

И закончить свое выступление мне хочется следующим стихотворением

Учитель – не профессия,

Учитель – жизнь моя.

В иной другой профессии

Не мыслю я себя.

Я в школу с увлечением

Который год иду

И снова до забвения

Уроки я учу.

Как сделать интересными

Занятия свои,

Чем душу тронуть детскую,

Чем сердце покорить?

Учитель вечно в поиске:

Как новое внедрить,

И чтоб при этом новеньким

Ребятам не вредить.

Сберечь здоровье детское,

Развить таланты, ум.

От творчества учителя

Зависит всё вокруг!

Спасибо за внимание!

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущег Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

    Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем

    Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

    Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

    Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

    Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

    Переход на новые образовательные стандарты

    2. Развитие системы поддержки талантливых детей

    3. Совершенствование учительского корпуса

    4. Изменение школьной инфраструктуры

    5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

    6. Расширение самостоятельности школ

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.