«Ой, какая прелесть!» Как не впасть в прелесть? Прелесть - это что такое? Значение, синонимы и примеры Открытка какая прелесть.

Прелесть - это слово, которое можно встретить в различных смыслах и контекстах, поэтому и возникает путаница, чтобы ее избежать, нужно раз и навсегда уяснить для себя все возможные значения рассматриваемого определения. Этим и займемся в ближайшее время.

Значение

Обращение к словарю, как всегда, плодотворно. Он предлагает нам следующие варианты:

  1. То, что манит, привлекает внимание, соблазняет. «Прелесть этого предприятия была в том, что оно сулило большую прибыль без видимого риска».
  2. То, что чарует, обольщает, пленяет. Обычно так говорят о красивых женщинах. «Чудо, как хороша. Она просто прелесть!».
  3. Обман, соблазн, обольщение. В XIX веке в церковном языке слово носило ярко негативный характер.
  4. Наиболее полное проявление истинных качеств человека, природы. «В суровых морозах зима показала себя во всей прелести».

Смысл сохранится, если заменить «прелесть» (это мы слегка забегаем вперед) на слово «краса».

Когда значение расколдовано, то не стоит останавливаться на достигнутом. Едем дальше, следующая остановка - синонимы.

Замены слова «прелесть»

Несмотря на простоту, объект нашего исследования не так-то легко заменить. Еще бы, ведь речь о прелести. Однако мы попробуем. Некоторые синонимы покажутся слегка несуразными, но это только отражает трудность задачи. Итак, вот список возможных замен, а комментарии после:

  1. Очаровашка.
  2. Обаяшка.
  3. Красотка.
  4. Краса.
  5. Красота.
  6. Душечка.
  7. Чудо.
  8. Мечта.
  9. Шарм.
  10. Привлекательность.
  11. Экстра-класс.
  12. Выше всяких похвал.
  13. Соблазн.
  14. Обман.

Наверное, достаточно. Можно разными способами заменить слово «прелесть», синонимы будут зависеть от конкретной языковой ситуации. Например, если надо выразить восхищение красотой женщины, то подойдут первые три определения. Если нужно похвалить прекрасный характер девушки, можно использовать слово, которое отсылает нас к одному из рассказов А.П. Чехова, - «Душечка».

Нужно прокомментировать какую-либо возникшую возможность, которая открывает блестящие перспективы? Воспользуйтесь определениями 7, 8. Оценить какой-то результат труда или вещь - номер 11, 12. Если что-то опасное или злое впереди, то подойдут слова под номерами 13, 14. Все зависит от языковой ситуации и того, что именно хочет сказать говорящий, заменив определение «прелесть». Синонимы всегда нужно подбирать очень аккуратно.

Случай Голлума и коварность «Прелести»

Конечно, вряд ли Толкин, создавая Голлума, думал о том, какой сверхсмысл вложен в этот персонаж, особенно на русском. Ведь из этого образа можно извлечь много интересных выводов о природе прелести как качества. Ясно, что Кольцо Всевластия - это воплощенное зло. Если кто не верит, то может спросить у бывшего хоббита. Здесь вскрывается неожиданный смысл слова «прелесть», значение его в данном случае двумерно: для Голлума Кольцо - это воплощенная красота, цель всех стремлений, а на самом деле оно есть чистейший мрак, причем такой, которому сразу нельзя подобрать эквивалент.

Конечно, христианский смысл персонажа и его «Прелести» раскрывается без труда: идолопоклонство до добра не доводит. Но ведь случай несчастного создания заставляет подумать и о том, а так ли проста прелесть человека, природы или какого-то явления. Не скрывается ли за блестящим фасадом то, что затем ужаснет? Красота может служить приманкой, чтобы завлечь человека в ловушку, например, о природе. Когда человек смотрит на спокойное море солнечным днем, он вполне может воскликнуть: «Прелесть!». Но стоит солнцу зайти за тучи, или испортиться погоде, стихия покажет свое истинное лицо, свою прелесть, это будет уже совсем другая история.

Маньяк Буффало Билл и его собачка Прелесть

Хочется усилить впечатление, поэтому вспомним еще об одной интересной детали. Исследование ведет нас от литературы к кинематографу. Есть такой эпохальный фильм «Молчание ягнят», но речь пойдет не о Ганнибале Лектере или Кларисе Старлинг, а о том, кого они сообща ловили. Правильно, о Буффало Билле. Сейчас мало кто вспомнит, что у безжалостного садиста и убийцы был маленький пудель по кличке Прелесть. Кажется, что создатели фильма неслучайно поместили рядом с Биллом такое замечательное существо. Функция собачки довольно проста - обнажить присущую маньяку сентиментальность, характерную для многих преступников. Прелесть - это та форма красоты, которую главный антигерой фильма еще способен воспринимать. А вместе с тем люди для него - это вещи, к которым сложно что-то испытывать.

Зачем нужны здесь эти примеры? Ответ довольно легко сформулировать. Чтобы читатель знал: не так трудно подобрать синонимы к слову «прелесть», как отличить зло от добра. А так как человеческая память работает ассоциативно, то яркие образы помогут запомнить материал лучше.

Прелести, жен. [первонач. обман, обольщение]. 1. только ед. Обаяние, очарование от кого–чего–н. красивого, приятного, привлекательного (книжн.). Прелесть лица. Прелесть души, ума. «Кто не доверится… эфирной их (глаз) прелести?» Баратынский.… … Толковый словарь Ушакова

См. приятность … Словарь синонимов

Жен. что обольщает в высшей мере; обольщение, обаяние; | мана, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа; | ·стар. ковы, хитрость, коварство, лукавство, обман; | красота, краса, баса, пригожество и миловидность, изящество; что пленяет и… … Толковый словарь Даля

ПРЕЛЕСТЬ, и, жен. 1. Очарование, обаяние, привлекательность. П. детской улыбки. П. новизны. В суровости севера есть своя п. 2. мн. Приятные, пленящие явления, впечатления. Прелести сельской жизни. Узнал все прелести подневольной жизни (ирон.: о… … Толковый словарь Ожегова

- (красота) (англ. beauty) квантовое число, характеризующее определ. тип (аромат)кварка (b кварка), а также адроны, в состав к рых входит b кварк [и(или) антикварк b]. См. Красота. Физическая энциклопедия. В 5 ти томах. М.: Советская энциклопедия … Физическая энциклопедия

прелесть - трогательная (Тургенев); умильная (Тютчев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

прелесть - Прелесть новизны для кого при глаголах иметь, обладать и т. п.: привлекательность, способность прельщать вследствие новизны. Театр не потерял еще для него прелести новизны … Фразеологический словарь русского языка

Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? прелести, чему? прелести, (вижу) что? прелесть, чем? прелестью, о чём? о прелести; мн. что? прелести, (нет) чего? прелестей, чему? прелестям, (вижу) что? прелести, чем? прелестями, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

Прелесть обаяние, очарование от кого нибудь или чего нибудь красивого, приятного, привлекательного. В Викисловаре есть статья «прелесть» … Википедия

прелесть - неотразимая прелесть удивительная прелесть … Словарь русской идиоматики

Книги

  • Прелесть. Книга вторая , Хаддлстон Майк, Хон Джереми, Хёрли Джейсон А.. Прелесть - таинственный вирус, делающий человека по-настоящему красивым. Никакого фитнесса, специальных диет и дорогостоящих операций! Чтобы заразиться - достаточно одного полового акта. Но…
  • Прелесть Книга вторая , Хон Дж., Херли Дж., Хаддлстон М., Уилдин Б., Грин С.. Прелесть - таинственный вирус, делающий человека по-настоящему красивым. Никакого фитнесса, специальных диет и дорогостоящих операций! Чтобы заразиться - достаточно одного полового акта. Но…

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель Ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».
(Мф 9:10–12)

Наверное, такую тему, как прелесть, необходимо рассмотреть с ее появления в истории человечества, ее присутствия как в индивидуальной жизни человека, так и общности социальной, а также с изменения самого значения этого слова и причин этого изменения.

«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью» – такое определение дает нам святитель Игнатий (Брянчянинов) («Аскетические опыты», т. 1, «О прелести»). Это повреждение произошло через грехопадение человека в райском саду при его недоверии Богу и послушании дьяволу (Быт. 3:1–7). С этого трагического для человека момента это повреждение стало ему свойственным как в индивидуальном, так и в социальном сознании. Оно проявляется подобным образом – человек упорно не признает правды Божией и охотно принимает дьявольскую ложь. «Откроются глаза ваши, и вы будете как боги» (Быт. 3:5) – эти слова становятся девизом и частной жизни человека, и общественного развития различных стран и культур, особенно начиная с эпохи Возрождения. Критерием индивидуальной и социальной жизни человека все чаще стают не заповеди, а так называемые права человека на удовлетворение тех или иных похотей.

Как уберечься от прелести? Наверное, первое, что нам надо понять: предаваясь прелести, человек вольно согласует свою волю с волей дьявола. И не стоит убивать свою совесть глупыми возражениями вроде того, что «Бог есть любовь, поэтому я не наследую участь дьявола». Соглашаясь с волей дьявола, мы добровольно становимся врагами Богу, а значит – и самой любви. Не Господь из мести заключает нас в мучения, а мы сами добровольно становимся врагами Истины, Любви и Жизни и радости.

Почему я начал именно с этого? В эпоху свт. Игнатия и предыдущих веках критерием человеческой жизни была святость. Тогда прелесть чаще принимали за святость. В наши дни, когда мы перестали молиться и поститься, когда внебрачное сожительство считается нормой и даже имеет законодательную базу, а ортодоксы различных вероисповеданий уже бьют во все колокола, предупреждая, что следующим шагом после законодательного утверждения мужеложства будет растление детей, скотоложство, кровосмесительство и другие мерзости Содома, лесть дьявола стала более грубой. Не так уж тяжело убедить современного человека, что он «пуп земли», что все обязано приносить ему всяческое удовольствие.

Даже сам Бог человеком рассматривается как некий «Дед Мороз на побегушках», и люди искренне обижаются, если какая-то их просьба не удовлетворена.

Обратите внимание, в современном языке слово «прелесть», означающее высшую степень лжи, имеет исключительно положительное значение. Это не случайно. В современных псевдокультуре и псевдообществе нам нравится и обманывать, и быть обманутыми. Мы делаем пластические операции и пьем сомнительные препараты для того, чтобы почти в столетнем возрасте совершать грехи, присущие юности, называем детоубийство прерыванием беременности (для одних этот обман приносит неплохую прибыль, для других усыпляет еще, возможно, оставшуюся совесть), именуем воровство, разбой и казнокрадство предприимчивостью и бизнесом. Мы отчаянно врем другим ради корысти и также отчаянно врем самим себе, чтобы не увидеть своей грязи и не ужаснуться своему безобразию – потере в себе образа Божиего.

Начать мы должны с признания того, что грех поразил не только наше тело. Блуд, пьянство, сребролюбие, кровожадность – все это плоды нашего падшего ума, очерствевшего сердца, извращенной воли. В этом состоянии мы не можем и не должны оценивать ни себя, ни окружающих людей, ни происходящие события, так как мы будем о них отзываться исключительно с позиций своего эгоизма и страстности. «Все мы – в прелести… Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос» («Аскетические опыты», т. 1, «О прелести»).

Но вот человек начинает молиться дома, ходить в церковь, принимать участие в Таинствах, но почему-то не находит покоя – раздражается, гневается, отчаивается, иногда уходит из Церкви в раскол, ереси или секты под «благовидным» предлогом чужой «греховности» и своей «святости». Может дойти и до «духовного» опыта «видений», «откровений» и даже непосредственной умалишености. Почему это происходит с человеком верующим, старающимся молиться?

Причина одна и та же. Невнимательная молитва, соблюдение поста для сведения бухгалтерских счетов со своим Создателем (кто кому больше должен) ведут к неведению своих грехов, своего падшего состояния, к осознанию своей мнимой, фарисейской «праведности», а значит, к матери всех падений – гордыне. Забывая заповедь «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), мы, исполнив внешнее, но не очистив внутреннее, стараемся попасть в учителя и судьи.

Внимательная молитва, знание Священного Писания, старание сверить свою внутреннюю жизнь с учением отцов Церкви будут удерживать в нашей памяти два очень важных предупреждения – память о нашем падшем состоянии и о том, чьи нашептывания ласкают наш слух, возбуждая наше самомнение со времен грехопадения. «Речи дьявола слаще меда» («Нужные вещи» Стивена Кинга). Признание своей болезни как крайне опасной, осознание того, что Сам Бог пришел во плоти, чтобы исцелить нас, дают нам надежду быть благоразумными мытарями, принимающими исцеление, а не безумными «здоровыми» фарисеями, отвергшими Того, Кого ждали все пророки и законодатель Моисей.