Основные периоды развития мирового искусства. Краткая хронология истории искусства Все эпохи человечества по порядку

Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.

Этапы (период) истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Краткая характеристика

около 2 млн. лет назад - 4-е тысячелетние до н.э.

около 2 млн. лет (20000 веков)

Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства.

4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э.

около 4 тыс. лет (40 веков)

Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи

476г. - середина 17в.

около 1200 лет (12 веков)

Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

середина 17в. - начало 20в.

около 300 лет (3 века)

Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание

Название эпохи:

Временной отрезок эпохи:

Характерные черты эпохи:

1). Древний мир

1 век до н.э. - 5 век н.э.

Синкретизм искусства (неразрывное единство нескольких видов искусства - танца, музыки, пения).

2). Средневековье

5 - 16 века.

Теоцентризм (Бог во главе всего).

3). Возрождение

15 - 16 века (в Италии - с 14 века).

Антропоцентризм (человек в центре всего)

4). Барокко

2-я половина 17-го - первая половина 18 века.

Вычурность, изобретательность, ускорение темпа жизни, перевёрнутое мировоззрение.

5). Классицизм

2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века.

Разум и порядок во главе всего.

6). Романтизм

2-я половина 19 века.

Конфликт внутреннего мира с внешним, восхищение природой, уход в себя, обострённое мироощущение.

7). Многостильность

ХХ век.

Множественность мироощущений, искажение базовых человеческих понятий.

Древний мир (1 в. до н.э. - 5 в. н.э).

Музыка в первобытном обществе : 1). ритуальный характер (сопровождала ритуалы и обряды мирного или военного характеры); музыка на раннем этапе развития была, преимущественно, ритмического и призывного характера. 2).синкретический характер (нерасторжимое единство пения, танца и музыки).

Музыка в древних государствах играла значительную роль в обрядах церковного (посвящение в правители, жрецы, войны) и светского характера (сопровождение празднеств и траурных процессий). О важной роли музыки в древних государствах свидетельствуют, прежде всего, фрески с изображением музыкантов и танцовщиц, упоминания в литературных источниках тех времён.

Египет.

«Страсти-мистерии» - высшее достижение серьёзного музыкального искусства Египта, повествующие о Богах и героях, поучительного характера. Инструменты: медные духовые, ударные, струнные (предки арфы).

Греция.

Функции музыки: 1). сопровождение обрядов; 2). сопровождение театральных представлений; 3). сопровождение чтения стихотворных текстов; 4). музыка как медицина духа (определённые лады определённым образом воспитывали душу); 5). музыка как часть математической науки (интервалами измерялись расстояния между планетами).

Крупнейший музыкальный теоретик античности: ПИФАГОР - изобрёл монохорд (6 в. до н.э) - однострунный прибор для измерения высоты звучания. Пифагор же разрабатывал теорию «гармонии небесных сфер» и эстетического воздействия музыки на человека.

Античный театр - важнейшее культурное достижение Греции, породившее многие театральные и музыкальные традиции. Особенности театральных представлений в греции: а). тексты проговаривались НАРАСПЕВ = позднее из возрождения этой традиции появилась опера; б). играли одни мужчины, использовавшие маски и катурны - обувь на высокой платформе; в). названия театральных площадок породили современные театральные термины; г). места для зрителей располагались по кругу с возвышением каждого следующего ряда над предыдущим.

Театральные античные термины:

орхестра (площадка, где стоял хор, комментирующий события) - оркестр;

скена (палатка, где переодевались актёры) - сцена.

Знаменитые слагатели трагедий (они же были и постановщиками и, часто - актёрами своих пьес): Эсхил , Софокл , Эврипид . Создали категорию катарсиса - очищения души через страдания.

Знаменитые слагатели комедий: Аристотель , Архилох.

В античности гораздо популярнее были трагедии, как несущие высокие моральные идеалы.

Парадокс античного музыкального искусства: о музыке содержится больше всего упоминаний в литературных и исторических источниках, множество скульптурных и фресковых изображений музицирующих людей, а нотных образцов практически не осталось. Те, что расшифрованы, не дают представления о величии музыкального искусства в Греции.

Средневековье (5 - 16 века).

Мировоззрение, психология, идеалы.

Мировоззрение простых людей складывалось в русле тех настроений, которые навязывала церковь. Средневековый человек ощущал себя ничтожеством перед мощью карающего Создателя, чувствовал свою бесконечную греховность, которую усиливали служители церкви в своих интересах (денежные поборы).

Отношение к жизни: как к испытанию, страданию, ожидание Страшного суда.

Характерные черты средневекового искусства: 1). аскетичность, слабая эмоциональность (особенно в первой половине средневекового искусства); 2). символичность, условность (особенно сильно это отражается в иконной живописи ранних этапов Средневековья)3). непримиримые антитезы (добро-зло, Бог - дьявол); 4). отсутствие личности как творческого идеала - всё создаётся во имя Бога (поэтому очень долго музыка и живопись Средневековья были анонимными , т. е. без указания авторов); 5).приобщение человека к постижению таинств божественного бытия - задача средневекового творца (это влияло на строгий отбор жанров и средств выражения0.

Музыка в церкви.

Строгий стиль - жёсткая система сочинения мелодии (диссонансами считались даже кварты и скачки на эти интервалы долгое время запрещались). Пение в церкви долгое время оставалось монодийным , т. е. одноголосным. Позднее, с развитием музыкального искусства, появились контрапункты, предполагавшие наличие нескольких голосов и их перестановку.Наиболееранняя форма многоголосия - органум (конец 9 века, мастера этого жанра -Леонин и Перотин).

Григорианский хорал - важнейшая мета эпохи Средневековья, отражающая единство сознания перед лицом Бога. ГХ представляет собой мужское хоровое пение в унисон отрешённого характера на латинском языке (долгое время службы в церкви проходили только на этом, непонятном для простых людей языке). ГХ были созданы из множества бытовавших на тот момент песнопений, упорядоченных папой Григорием 1 на рубеже 6-7 веков.

Секвенция « Dies irae” («День гнева») - жанр средневековой монодии, расширяющий строгие церковные напевы. Систематизацию секвенций приписывают Ноткеру Заике. « Dies irae” появилась около 13 века как отражение пика мировоззрения Средневековья с ожиданием Страшного суда и грозного возмездия за грехи. Данная секвенция очень часто цитировалась в мировой музыкальной литературе либо как знак Средневековья, либо как символ неотвратимого, неизбежного (Рахманинов, Чайковский) или даже демонического (Берлиоз, «Фантастическая симфония», 5 часть, «Шабаш ведьм»).

Нотация.

Долгое время хоралы не записывались, бытуя в устной традиции. Затем начали использоваться невмы, обозначающие не ноту, а целую попевку. Постепенно стали появляться линейки, число которых варьировалось от 1-й до 18-ти. Нотный стан был усовершенствован в 11 веке Гвидо Аретинским, который вместо множества вариантов узаконил 4 линейки.

Важнейшимжанром позднего Средневековья является Месса (первая из дошедших до нас - 1364г. Г. де Машо ) - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на тексты одноимённого католического богослужения. 5 частей мессы составляют ordinarium и являются обязательными и неизменными. Части, посвящённые определённым праздникам и воскресениям составляют proprium - изменяемую часть мессы. Части проприума: 1). Kyrie eleison (Кирие элейсон - «Господи, помилуй»); 2). Gloria (Глориа - «Слава»); 3). Gredo (Крэдо - «Верую»); 4). Sanctus, Benedictus (Санктус, Бенедиктус - «Свят, Благословен»); 5). Agnus Dei (Агнус Деи - «Агнец Божий»). Высокого совершенства жанр мессы достиг в творчестве О.Лассо и Д.Палестрино.

Музыка в средневековом замке (куртуазная культура).

Обращалась к человеку, культивировала преклонение перед Прекрасной Дамой (образ часто вымышленный, собирательный). В русле светского замкового искусства развивались вокальные и инструментальные жанры. Куртуазная любовь («учтивая») -предполагала соблюдение определённых правил стихосложения, поведения и музыкального сопровождения.

Жанры куртуазной культуры (стихотворные и музыкальные): 1). канцона (разновидность лирического стихотворения); 2). сервента (песня о рыцарских подвигах); 3). альба (песня на утренней заре); 4). пастурелла или пастурель (песня на лоне природы, восхваляющая простую любовь пастушки); 5). баллата (песняэпический- повествовательного содержания); 6). рондо (хороводная песня-пляска).

Искусство вагантов, трубадуров и труверов.

Art de trobar (искусство изобретать) - искусство вольных певцов любви, зародившееся в Провансе в 11-12 веках. Трубадуры часто были состоятельными людьми (например, рыцарями), которые странствовали по родному краю и слагали песни (альбы, канцоны и т. п.) в честь Прекрасной Дамы. Некоторые трубадуры были незнатного происхождения и зарабатывали на жизнь выступлениями со своими песнями. Труверы (от корня trover - находить, изобретать) появились на севере Франции в 13 веке. Сохранилось около 2000 песен, известны некоторые наиболее известные слагатели любовных песен, например, Адам де ла Аль. В Германии певцы любви назывались миннезингерами. В творчестве этих певцов кроме темы любви присутствовали так же морально-назидательные мотивы. Миннезингеры учредили соревнования певцов (мейстерзанг), которые демонстрировали своё вокальное и поэтическое умение. Соревнование немецких певцов отразил в своей опере Р.Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры». Истории известны имена таких немецких миннезингеров, как Тангейзер (у Вагнера есть одноименная опера), Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон Фогельвейде.

Помимо трубадуров и миннезингеров были бродячие певцы иного свойства - это были выходцы из народа , искусство которых было остросоциальным и остроконфликтным, осуждало политику и церковь, тексты этих бродячих артистов часто содержали фривольные, пошлые сюжеты, что объяснимо происхождением этих артистов и тем, что они работали на потребу публики низкого уровня. В разных странах эти бродячие артисты назывались по-разному: шпильманы (игрецы) в Германии, жонглёры в Англии, скоморохи в России. Часто к данным музыкантам применяют обобщённый термин - ВАГАНТЫ, обозначающий странствующих певцов и слагателей вольных стихотворных текстов. Часто вагантами становились недоучившиеся студенты (школяры), которые не смогли выдержать тяжёлых экзаменов и бросали университеты, пускались в странствия, зарабатывая себе на хлеб тем, что обучали полученными премудростями (латыни, математике) тех, кто мог платить. Но ваганты так же могли украсть, обмануть и убить, в зависимости от того, насколько моральные устои каждого из этих представителей были крепкими. Вагантами также становились отлучённые от церкви или бежавшие монахи, обедневшие дворяне. Т. об, контингент был, преимущественно, интеллектуальный и наблюдающий изнанку жизни - жадность и лживость служителей церкви, расовые беспорядки. Жизнь многих смелых вагантов заканчивалась либо в тюрьме, либо на костре, как, например, Гуго Орлеанского.

Известные произведения на тексты вагантов:

«Во Французской стороне» в обработке Д.Тухманова;

Carmina Burana” К.Орфа.

Возрождение (15 - 16 века; в Италии - с 14 века).

Мировоззрение, психология, предмет возрождения.

Возрождение античных форм искусства (скульптуры, живописи. Архитектуры). Пристальное внимание к человеку = большая психологичность в картинах и скульптурах, большая точность в передаче анатомии и перспективы. Время великих открытий (Х. Коллумб, Магелан), формирование европейской нации.

Искусство Ars nova. ВЕЛИКИЕ ИМЕНА:

Живопись, скульптура, архитектура:

Бернини, Леонардо да Винчи , Рафаэль Санти , Микеланджелло Буаноротти , Ян ван Эйк, П.Веронезе, Джотто, Лукас Кранах, А.Дюрер, Тициан, И.Босх .

Литература, поэзия:

Данте («Божественная комедия»), Петрарка (сонеты), Боккачо (пьесы вольного характера), Э.Роттердамский («Похвала глупости»), Т.Мор (поэзия), Ф.Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Лопе де Вега (пьесы, театральное искусство).

Музыка приобрела самостоятельное значение, перестав быть только прикладной (т. е., сопровождать празднества и обряды), стала появляться музыка сама по себе. Как вид профессионального искусства.

Расцвет ренессансной полифонии в творчестве композиторов нидерландской школы - Ф.Ландино, Г.Дюфаи, Окегема, Ж.Депре, Обрехта.

Развитие инструментального исполнительства , развитие жанров только для инструментальной игры (виола, лютня).

Жанры светского музыкального искусства:

мадригалы , шансон, вилланелы, фроттолы, баллады, мотеты .

Необычный композитор Возрождения - Джезуальдо да Веноза (конец 16 - начало 17 века), создавший сложный хроматический стиль и смелые тональные сопоставления которые отразили противоречивые настроения музыкальных сочинений композитора. Веноза - крупнейший мастер мадригала (песни на родном языке). С ним же связана мрачная история убийства им жены и ребёнка, после чего композитор покончил жизнь самоубийством. Эту историю положил в основу своей оперы советский композитор А.Шнитке (опера «Джезуальдо»).

Барокко (2-я половина 17-го - первая половина 18 века).

Значение термина Барокко.

В переводе с португальского - «жемчужина неправильной формы» - причудливый, странный = изобретение новых жанров и инструментов, детализация нюансов музыки.

Мировоззрение, психология.

Характерные черты времени: 1). «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?..» (Шекспир, «Гамлет») = «разорванная» картина мира (изобретение микроскопа и телескопа расширили у людей представления о мира); 2). ускорение темпа жизни (Бог - вечный часовщик; добавляются темповые динамические обозначения в произведения; Мадонны на картинах не сидят, а «парят» в креслах); 3). время понимается как чередование контрастных процессов; 4). смешение трагического и комического, нарушение законов древнегреческой трагедии (пьесы Шекспира , к примеру. В трагедиях всегда содержат комический фарс, а в комедиях имеет место серьёзность); 5).тенденция к нарушению канонов, изобретательности; 6). свобода в толковании любого жанра.

Особенности музыкального искусства.

1). разрушение представлений о логике старого голосоведения, введение параллелизмов, тритонов, неожиданных переходов в далёкие тональности (в особенности. В музыке И.С.Баха ).

2). развитие полифонического искусства (в переводе - многоголосие) - вид музыки, в котором каждый из голосов обладает определённой самостоятельной траекторией движения, и вместе с тем, подчиняется определённым правилам сочинения контапункта;

3). музыка провозглашается независимым искусством.

Композиторы: И.С.Бах , Г.Ф.Гендель (Германия); Дж.Каччини, К.Монтеверди, О.Чести (Италия); более ранние композиторы-полифонисты: Габриэли, Фрескобальди, Кунау, Букстехуде, Пахебель.

Жанры муз.произведений:

1). фуга (в переводе - «бег») - жанр полифонической музыки, в котором определённое количество голосов (от 3-х до 10) последовательно проводят тему, а затем начинают перестанавливаться относительно друг друга по правилам контрапунктической техники;

2). токката (от «токкаре» - ударять) - жанр прелюдийно- импровизационного характера, часто являющегося вступлением к строгой части произведения (например, фуге);

3). инвенция (в переводе («выдумывать», «изобретать»)- вольное название пьес свободно-имитационного построения;

4). опера (в переводе - «труд», «творение») - жанр сценического искусства, объединяющий пение, инструментальное исполнительство, балет, декоративное и постановочное мастерство.

5). сюита (в переводе - «ряд», «последовательность») - последовательность обязательных (4 старинных танца) и необязательных пьес;

6). оратория (в переводе - красноречие)- монументальное произведениедляхора, солистов и оркестра на определённую сюжетную основу, предназначенное для концертного исполнения;

7). кантата - сочинение для певцов-солистов, оркестра и, возможно, хора, состоящее из законченных номеров-эпизодов, предназначенное для концертного исполнения. Кантаты меньше, чем оратории по масштабам сюжета и по длительности во времени;

8). соната (в переводе - «звучать»)- в эпоху Барокко - всякое инструментальное произведение для четырёх инструментов с обязательным клавишным, исполнявшим партию бассо континуа;

9). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - виртуозное произведение для оркестра и солиста (в эпоху Барокко соревновались различные группы оркестра - большие и маленькие, ярко выраженная солирующая партия солиста присутствовала не у всех композиторов),

Музыкальные инструменты:

клавикорд , клавесин , скрипка (Амати, Гварнери, Страдивари), альт, виолончель.

Классицизм (2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века).

Направление, сложившееся во Франции и ставшее ведущим для этой страны и Германии.

Мировоззрение, психология.

Разум во главе всего. Стремление к рациональному решению конфликтов, назидательность в пьесах, литературных произведениях (возвращение к античным формам стройности пьес). Новые формы дизайна городов как отражение новой психологии: прямые дорожки, подстриженные под определённые геометрические фигуры кусты и т. п.

Появление энциклопедистов (Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро и др.), систематизировавших огромные знания в первые энциклопедии.

Особенности музыкального искусства.

Упорядоченность формы основных жанров, приведение их разнообразия к общему стандарту. Классический - в переводе «образцовый».

Активное развитие инструментальных жанров.

Доминирование сонатной формы - одна из самых сложных музыкальных форм, сравнимая по драматургической сложности с романом. Сонатная форма предполагает наличие экспозиции, разработки и репризы, в которых происходит показ, развитие и возвращение тем в первоначальную тональность.

Жанры:

1). симфония (в переводе - «созвучие») - обычно - 4-х частный цикл для симфонического оркестра, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

2). соната (в переводе - «звучать»)- 3-х частное произведение для фортепиано или для солирующего инструмента (инструментов) и фортепиано, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

3). квартет (в переводе - «четвёртый») - 4-х частное произведение для 4-х инструментов (чаще всего это струнные - скрипка, альт, виолончель, контрабас), в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

4). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - 3-х частное виртуозное произведение для оркестра и солиста, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

5). тема с вариациями - жанр, призванный продемонстрировать виртуозное владение композитором или исполнителем мастерства обрабатывать тему (композиторы или исполнители часто импровизировали на концертах на заданную залом тему). Тема могла заимствоваться из любого сочинения (даже из оперного) своего или чужого.

Композиторы:

Д.Скарлатти (ранний классицизм), Й.Гайдн («отец» жанров симфония, соната и квартет - т. е., он привёл эти жанры в образцовый, классический вид), В.Моцарт ,Л.ван Бетховен .

Романтизм (2-я половина 19 века).

Мировоззрение, психология.

1). Романтик - человек с обострённым восприятием событий внешнего мира, ранимый, чувствительный, склонный к драматизации или идеализации событий.

2). Противоречие внутреннего и внешнего миров;

3). Ощущение одиночества;

4). Чувство враждебности внешнего мира;

5). Восхищение природой, наделение её одушевлёнными качествами;

6). Интерес к народной культуре (обработка народных мелодий, использование народных текстов).

Особенности музыкального искусства.

1). повышенная эмоциональность музыки или её медитативно -размышляющий характер;

2). значительная связь с литературными и художественными образами (от программных заголовков до лейтмотивов, имеющих конкретные образные выражения);

3). тенденция к выбору малых форм (экспромты, музыкальные моменты, экосезы) = доверительность высказывания, расчитанного на небольшой круг самых близких, понимающих людей;

4). ощущение импровизационности;

5). сложная эмоционально-драматургическая основа музыки;

6). усложнение фактуры (часто смешанного типа с несколькими солирующими голосами в виде диалога - Шуман, Шопен) и гармонии (переходы в далёкие тональности, усложнение состава гармонических функций).

Литераторы:

Г.Гейне , Э.Гофман , В.Гюго , О.Бальзак, А.Дюма.

Композиторы:

Ранний романтизм: К.-М. Фон Вебер, Ф.Мендельсон , Ф.Шуберт, Дж.Россини.

Зрелый романтизм: Р.Шуберт , Ф.Шопен , Б.Сметана, Р.Вагнер, Дж.Верди.

Поздний романтизм: А.Дворжак , Р.Вагнер, Дж.Верди, Г.Малер , Дж.Пуччини .

Многостильность (ХХ век).

Мировоззрение, психология.

1. социально-исторические катаклизмы (Мировые войны, революции);

2. НТХП (научно-технический прогресс);

3. множественность мироощущений;

4. плюрализм - вседозволенность; всё относительно, даже вечные категории добра, красоты и истины = циничность, жестокость восприятия;

5. общее ускорение темпа жизни.

Отличие направлений от стиля: стиль проявляется во всех видах искусства, направление - в одном или нескольких (например, в литературе и живописи). Стиль имеет более всеобъемлющее значение, чем направление и может дать название целой эпохе (например, Средневековье и Барокко).

Особенности музыкального искусства.

1. тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами);

2. трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров;

3. изобретение новых жанров и техник.

Композиторы:

Зарубежные:

К.Дебюсси , М.Равель , А.Шёнберг , А.Берг, А.Веберн , К.Орф , Б.Барток , Д.Мийо , Ф.Пуленк , Ж.Тайфер, П.Хиндемит , П.Булез, Д.Лигетти, К.Пендерецкий.

Отечественные:

С.Прокофьев , Д.Шостакович , Г.Свиридов , В.Гаврилин , А.Шнитке , С.Губайдулина, Уствольская.

Новейшее время (21 век, уральские и российские композиторы):

О.Викторова, В.Якимовский, О.Пайбердин, В.Кобекин, А.Жемчужников, Д.Павлов, Л.Табачник, Л.Гуревич.

Название данному периоду дали историки Возрождения, определяя серединный «провал» между идеальной Античностью и возрождением её традиций в 14-16 веках. Термин «Средневековье» долгое время носил негативно-пренебрежительный характер.

Комедия не в смысле, что текст содержит что-то смешное, а по античному принципу: начинается плохо-заканчивается хорошо (в трагедии наоборот).

Первобытное общество – от появления первых предков человека до возникновения городов, государств и письменности. Этот период еще называют доисторическим, но я с этим не согласна: раз появился человек, значит, началась и история человечества, пусть даже мы узнаем о ней не через письменные источники, а посредством различных археологических находок. В это время человек освоил земледелие и скотоводство, начал строить дома и города, зародилась религия и искусство. А это уже история, пусть и первобытная.

Древний мир – от первых древних государств, до падения Западной Римской империи (5,5 тыс. лет назад – V век нашей эры) . Цивилизации Древнего Востока, Античная Греция и Древний Рим, Древняя Америка. Удивительное время, в которое появилась письменность, зародилась наука, новые религии, поэзия, архитектура, театр, первые представления о демократии и правах человека, да разве всё перечислишь!

Средневековье (V –XV вв) – от падения Западной Римской империи в конце античной эпохи, до Великих географических открытий, изобретения книгопечатания. Феодальные отношения, инквизиция, рыцари, готика – первое что всплывает в памяти при упоминании средних веков.

Новое время (XV в – 1914 г) – от Великих географических открытий до начала I мировой войны. Период Ренессанса в науке и культуре, открытие испанцами Нового Света, падение Константинополя, Английская и Французские революции, Наполеоновские войны и многое другое.

Новейшее время - период в истории человечества (с 1914 года и по настоящее время).

Другие подходы разделения истории человечества на периоды:

формационный , в зависимости от общественно-экономического строя: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (то, что нам вбивали в школе);

по способам производства: аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество;

- по уровню развития материальной культуры: первобытный период, архаический период, тёмные века, античность, средневековье, возрождение, новое время, современность;

по периодам правления выдающихся правителей;

по периодам исторически-значимых войн;

С хронологической точки зрения история делится на первобытную, древнюю, средневековую, новую, новейшую. Эта периодизация, в основных чертах принятая в 19 в., подходит только для Западной Европы.

История первобытного общества охватывает период с момента возникновения человека 2,5-1 млн. лет назад (см. ст. Антропосоциогенез) до образования первых государств в Азии и Африке (рубеж 4-3 тыс. до н. э.).
При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации, опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда, история первобытного общества разделяется на ряд эпох: ранний (окончился ок. 100 тыс. лет назад), средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний (ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс. лет назад) и неолит (5 тыс. лет назад; в его рамках выделяют также энеолит). Затем следуют бронзовый век (до 1 тыс. до н. э.) и железный век, когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было чётко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй (см. ст. Род, Племя).



История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Греция Древняя, Рим Древний) с момента возникновения до 5 в. н. э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476 г.). Однако эта хронологическая грань не имеет значения для других цивилизаций (см. ст. Китайская цивилизация, Мезоамерики цивилизации). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение (см. ст. Рабство).

История Средних веков затрагивает 5-15 вв., концом европейского Средневековья считается открытие Америки X. Колумбом (1492 г.). Средневековое европейское общество существовало в условиях феодализма. Сам термин «Средние века» впервые использовал итальянский гуманист Ф. Бьондо (1392-1463) для обозначения периода между Античностью и Ренессансом. Европейское Средневековье делится на Раннее (5-10 вв., т. н. Тёмные века), Высокое (11-13 вв.) и Позднее (14-15 вв.).


Новой историей называют период 16 - кон. 18 в. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни учёные считают начало Великой французской революции 1789-1799 гг, другие - окончание Первой мировой войны 1914-1918 гг. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией, Контрреформацией и первой общеевропейской войной (см. ст. Тридцатилетняя война). Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм.
Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 г. до окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг., а по мнению других - с 1918 г. по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами, началом колониализма к колониальной системы падением. Господствовавшей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия.

Современная история ведёт свой отсчёт с окончания Второй мировой войны. Некоторые учёные считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие исследователи выделяют в самостоятельный период развития человечества - постиндустриальную цивилизацию. Для неё характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества (см. ст. Постиндустриального (информационного) общества теория), «холодная война» и крах социалистического лагеря, масштабное загрязнение окружающей среды, борьба с международным терроризмом.

Исторические периоды принято выделять с точки зрения общих идей и направлений. Названия эпохам даются ретроспективно, после оценок прошлых событий. Такая периодизация сильно влияет на точность последующих исследований, поэтому тут стоит быть предельно осторожными. Какие исторические эпохи на данный момент представлены?

Хронология исторических эпох

Античность

В этой эпохе существует еще несколько основных периодов:

  • Ранняя античность;
  • Классическая античность;
  • Поздняя античность.

Этот период истории длился с начала VІІІ века до н. э., до конца VІ века н. э. культурное наследие античных времен сохранилось в быту, языке, культуре и традициях многих романских народов. Элементы классической античности долго сохранялись в ядре Восточной Римской империи до самого ІХ века н. э.

Средневековье

Средневековье. Наступило после конца античной эпохи. Началом этой ветви истории считается крушение Западной Римской империи в конце V века. А вот по поводу того, когда пришел конец эпохи, до сих пор существует много споров. Существует несколько вариантов того, что стало концом Средневековья:

  • Падение Константинополя в 1453 году;
  • Открытие Америки в 1492 году;
  • Начало Реформации в 1517 году;
  • Начало Английской революции в 1640 году;
  • Конец Тридцатилетней войны в 1648 году.

В последнее время конец эпохи относится на XV-XVІ века. Вернее всего считать эту великую эпоху всемирным процессом, а также особенным периодом в развитии каждой страны. Какие есть эпохи в дальнейшем ракурсе истории?

Возрождение

Далее наступила эпоха Возрождения. Какой век относится к ее началу? Примерным отсчетом начала этой эпохи считается начало XІV века, а приблизительный конец наступил в XVІ веке. Самой отличительной и характерной чертой возрождения принято считать то, что она носила светскую сторону культуры и интерес к деятельности человека, а также к самой личности. Происходит возрождение античной культуры. Такая парадигма возникла после того, как произошли изменения в обществе Европы. В городах появились светские центры искусства и науки, деятельность которых была неконтролируема церковью. Страной зарождения этой эпохи стала Италия.

Барокко

Барокко. Центром этой культуры также считается великая Италия. В итальянских городах эпоха зародилась в XVІ-ХІVІ веках, а именно в Риме, Венеции, Флоренции и Мантуе. Такой поворот истории принято считать началом триумфа становления «западной цивилизации». Какая эпоха начинается вслед за неожиданным Барокко?

Классицизм

  • Классицизм. Это направление художественного стиля в европейском искусстве наступило вслед за Барокко в XVІІ веке, а завершилось в XІX. В основе такого направление лежал рационализм. Например, художественные произведения эпохи классицизма должны быть построены на строгих канонах. Для классицизма интерес представляло только вечное и неизменное. Классицизм установил строгую иерархию всех жанров, которые никак не подлежали смешиванию:
    • Эпопея;
    • Трагедия;
    • Комедия;
    • Сатира;
    • Басня.

Романтизм

Романтизм, наступивший в XVІІІ веке, утверждает духовно-творческую жизнь каждой личности, изображает сильные и боевые характеры. Распространение пошло на все сферы деятельности человека. Романтическим стали называть все странное, неизведанное, фантастическое, оригинальное, существующее только в книгах, а не в реальной жизни. Какие существуют эпохи после того, как нахлынуло романтическое восприятие действительности?

Импрессионизм

Импрессионизм зародился во Франции в XІX веке, а затем распространился по всему миру. Все представители такого направления старались изобразить все вокруг в реальных очертаниях, но в ракурсе подвижности и с внедрением своих впечатлений. Наиболее важным было правильно суметь передать свои впечатления в картине, в литературе и музыке.

Экспрессионизм

Экспрессионизм – это то течение в искусстве Европы, которое стало развиваться в ХХ веке во время становления модернизма. Наиболее большого признание и роста было достигнуто в Германии и в Австрии. Экспрессионизм стремится не только к тому, чтобы изобразить и передать действительность, но и к тому, чтобы наиболее четко передать все эмоции автора. Он реализовался во многих направлениях: живопись, театр, литература, музыка, танцы и архитектура. И это является первым течением, которое нашло свою реализацию в кинематографе.

Почему возникла эта эпоха? Это была болезненная реакция на уродство капиталистической цивилизации. Передавалось много эмоций: страх, тревога, разочарование и отчаяние. Для каждого экспрессиониста характерным является субъективность всего творческого процесса, потому как выражение должно преобладать над изображением. Тут часто можно уловить мотив крика и боли.

Радикальный конструктивизм

Радикальный конструктивизм – это не отражение реальности, а отражение каждым индивидуумом того, как он субъективно видит каждую реальную вещь. Ведь это происходит после того, как человек познает все вокруг. Каждый человек в эту эпоху рассматривается как закрытая система.

Неоклассицизм

Неоклассицизм. Творению, которое было создано в такой период, характерно проявление античности, возрождения, классицизма. Неоклассицизм характерен для удивительного архитектурного искусства и изобразительного направления в искусстве.

Какая сейчас эпоха развития? На данном историческом этапе наступило Новое время. В данный отрезок истории происходит становление новой цивилизации, системы отношений европейского мира и распространение в другие уголки мира. То, какие бывают эпохи, удивляет многих, оставляет различные загадки, которые будут разгадывать следующие поколения всего мира!

(составлена в соответствии с курсом лекций)

«Мы раздавлены наследием. Современный человек изнурен обилием своих технических средств, но и столь же обеднен переизбытком своих богатств... Мы становимся поверхностными. Или же делаемся эрудитами. Но в делах искусства эрудиция есть род немощи... Она подменяет ощущения гипотезами и встречу с шедевром-бесчисленными воспоминаниями... Венера становится документом»

П. Валери

«Как бы не была совершенна теория, она только приближение к истине.»

А. М. Бутлеров

«Искусство – это не способ мышления, а способ восстановления ощутимости мира. Формы искусства меняются для того, чтобы сохранить ощутимость жизни.»

В. Шкловский

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
Ок.40 тыс.лет до н.э. Палеолит (древнекаменный век). Возникновение искусства
Ок.25 тыс.лет до н.э. Палеолит. Первые изображения на стенах пещер. Палеолитические "венеры".
Ок.12 тыс.лет Палеолит. Росписи и петроглифы в Ла Мадлен, Алтамире, Фон де Гом.
Ок.5-4 тыс.лет до н.э. Неолит (новый каменный век). Изображения и петроглифы на скалах Онежского озера и Белого моря.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
5-4 тыс.лет до н. э. Искусство Раннего царства в Египте. Искусство Двуречья до образования государств
28-26 век до н.э. Искусство Древнего Царства в Египте. Пирамиды в Саккара и Гизе: Хеопса, Хефрена Миккерина. Раннединастический период в Двуречьи.Шумерское искусство.
24 век до н.э. Искусство Аккада
22 век до н.э. Искусство позднешумерского периода. Статуя Гудеа.
21 век до н.э. Искусство Среднего Царства Египта. Гробницы номархов, изображения царей, бюст Сенусерта, Сфинкс.
19 век до н.э. Искусство Старовавилонского периода. Стелла Хаммурапи. Искусство Хеттов.
16-14 век до н.э. Искусство Нового царства в Египте. Амарнское искусство. Храмовые комплексы Карнака и Луксора. Изображения Эхнатона и Нефертити. Гробница Тутанхамона.
13-11 век до н.э. Искусство раннего Ирана. Искусство позднего времени в Египте. Династия Рамессидов. Храм Сети в Абидосе,храм в Абу-Симбеле.
9-7 век до н.э. Искусство новоассирийского царства. Дворцы Саргона II, Ашшурнацерпала, висячие сады, зиккурат Мардука-Этеменанки
6-5 век до н.э. . Искусство Урарту. Нововавилонское царство. Ворота Иштар.
АНТИЧНОСТЬ
30-13 век до н.э. Эгейское искусство. Крито-микенское искусство. Дворец в Кноссе, Львиные ворота в Микенах, гробница Атрея.
11 век до н.э. Гомеровская Греция
8-7 век до н.э. Этрусское искусство. Гробницы в Тарквиниях
7-6 век до н.э. Греческая Архаика. Храм Апполона в Коринфе, статуи Клеобиса и Битона, куросы и коры.
5-4 век до н.э. Греческая классика. Афинский Акрополь, статуи Фидия, Мирона, Поликлета. Галикарнасский мавзолей.
3-2 век до н.э. Эллинистическая Греция. Статуи Праксителя, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Искусство Римской республики. Пантеон.
1-4 век до н.э Искусство Римской империи. Помпейские росписи. Статуи Августа, Цезаря, Колизей, римские термы, базилика Максенция.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
1-5 век н.э. Раннехристианское искусство. Живопись катакомб.- Мозаики мавзолея Санта Констанца, базилика Санта Мария Маджоре в Риме, баптистерий в Ровенне.
313 г. Официальное признание христианства
.6-7 век н.э. Эпоха Юстиниана в Византии. Храм Св.Софии в Константинополе,Сан-Витале в Ровенне. Эпоха варварских королевств в Европе.Мавзолей Теодориха, Эхтернахское евангелие
8-9 век н.э. Эпоха иконоборчества в Византии. Усиление роли светского искусства, прикладное искусство. Империя Карла Великого в Европе. Каролингское возрождение. Капелла в Ахене, Утрехтская псалтырь.
сер. 9-10 век Македонское возрождение в Византии. Античные традиции. Мозаики Св.Софии Константинопольской. Миниатюры. Оттоновская эпоха в Европе. Евангелие Оттона, распятие Геро,вестверк церкви в Кельне.
10-12 век Средневизантийская культура. Крестовокупольная архитектура. Упрочение иконографического канона. Мозаики в Фокиде, на Хиосе и Дафни, фрески Нерези, Парижская псалтырь, Владимирская Богоматерь. Романское искусство в Европе. Церковь Сент-Этьен в Новере, рельефы церкви в Тулузе, Нотр Дам в Пуатье, соборы в Майнце и Вормсе. Домонгольская архитектура Др.Руси. Соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде, Мирожский монастырь во Пскове, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Гиоргиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом, Церковь Спаса на Нередице.
13-15 век Поздневизантийское искусство. Палеологовское возрождение. Исихазм. Фрески Студенице, Сапочан, мозаики Кахрие-Джами, фрески Феофана Грека. Готическое искусство вЕвропе. Нотр Дам в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Солсбери, Кельне, скульптура в Наумбурге, ратуши европейских столиц и городов (Брюгге и др.). Послемонгольская архитектура Др.Руси. Кремли древнерусских городов, церковь в Изборске, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, фрески Снетогорского монастыря, церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде с фресками Феофана Грека, церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом. Расцвет иконописи Новгорода и Пскова.
1453 г. Падение Византии
13 век Проторенессанс в Италии. Джотто (1266-1337), Дуччо (1250-1319), Симоне Мартини (1284-1344).
14 век-15 век Раннее Возрождение в Италии. Архитектура Брунеллески (1377-1446), скульптура Донателло(1386-1466), Вероккио (1436-1488), живопись Мазаччо (1401-1428), Филиппо Липпи (1406-1469), Доменико Гирландайо (1449-1494). Пьерро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431- 1506). Сандро Ботичелли (1445-1510), Джорджоне (1477-1510)
15 век Начало Возрождения в северной Европе.
16-17 века Упрочение Московского государства. Московский кремль и соборы, колокольня Ивана Великого, Соловецкий монастырь, церковь Вознесения в Коломенском. Андрей Рублев, Дионисий (Ферапонтово). Поганкины палаты во Пскове, московские палаты Кириллова. Нарышкинское барокко. Церковь Покрова в Филях, Сухарева башня, Кижский погост. Симон Ушаков (1626-1686), Прокопий Чирин Годуновский и Строгановский стили в иконописи.
нач.16 века Высокое Возрождение в Италии. Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Тициан (1477-1576)
2-я пол.16в. Позднее Возрождение и Маньеризм в Италии. Тинторетто (1518-1594), Веронезе (1528-1568)
15-нач.17 века Возрождение в Северной Европе. Нидерланды: братья Ван Эйк (к.14-сер.15в). Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Гуго ван дер Гус(1435-1482), Иероним Босх (1450-1516), Питер Брейгель Старший (1532-1569). Германия: Ганс Голбейн Младший (1477-1543), Албрехт Дюрер (1471-1528), Матиас Грюневальд (1475-1530). Франция: Жан Фуке (1420-1481), Жан Клуэ (1488-1541). Испания: Эль Греко (1541-1614)
НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ЕВРОПА
17 век
БАРОККО
Италия. Римское Барокко:М. Фонтана, Л. Барромини, Лоренцо Бернини (1596-1680). Фландрия: П-П. Рубенс (1577-1640), А. ван Дейк (1599-1641), Я. Йорданс (1593-1678), Ф.Снейдерс (1579-1657). Франция: Версальский дворец. Ленотр, Лебрен
АКАДЕМИЗМ И КЛАССИЦИЗМ
Италия, Болонский академизм:братья Караччи (сер.16-н.17в.), Гвидо Рени. Франция: Н. Пуссен (1594-1665), К. Лоррен (1600-1652)
РЕАЛИЗМ
Италия: Караваджо (1573-1610). Испания: Х. Рибера (1551-1628), Д. Веласкес (1599-1660), Э. Мурильо (1618-1682), Ф. Сурбаран (1598-1664). Франция: братья Ленен (к,16-сер.17в.в.) Жорж де Латур (1593-1652), Голландия: Ф. Хальс (1680-1666), Рейсдаль (1603-1670), Ян Стен (1620-1679), Г.Метсю (1629-1667), Г.Терборх (1617-1681), Ян Вермер Дельфтский (1632-1675), Рембрандт (1606-1669)
18 век.
БАРОККО
Италия: Ж.Тьеполо (1696-1770). Россия. Петровское барокко: Д. Трезини (1670-1734), А.Шлютер, И.Коробов. Русское барокко: Ф.- Б. Растрелли(1700-1771)
РОКОКО
Франция: А. Ватто (1684-1721), Ф. Буше (1703-1770), Ж. Фрагонар (1732-1806). Россия: И. Вишняков (н.18-сер.18в.)
АКАДЕМИЗМ И КЛССИЦИЗМ
Англия: Д.Райнольдс (1723-1792), Т. Гейнсборо (1727-1788).Франция: революционный классицизм Ж.-Л. Давид (1748-1825), Россия: Д. Левицкий (1735-1822). Архитектура строгий классицизм: А. Кокоринов (1726-1772), М. Казаков (1738-1812), И. Старов (1745-1808), Д. Кваренги (1744-1817), Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800). Скульптура: М. Козловский (1753-1802)
РЕАЛИЗМ
Италия: А.Каналетто (1697-1768), Ф.Гварди (1712-1793). Англия: У.Хогарт (1697-1764). Франция: Шарден (1699-1779), Ж.-Б. Грез (1725-1805). Россия: И. Никитин (1680-1742), А. Матвеев (1702-1739), А. Зубов. (к.17-сер.18в), М. Махаев (1718-1770), А. Антропов (1716-1795), И. Аргунов (.1729-1802), Ф. Шубин.(1740-1805)
РОМАНТИЗМ
Италия: С. Роза(сер.17-к.17в), А.Маньяско (1667-1749). Россия: В. Баженов (1738-1799), Ч. Камерон (1740-1812), Ф. Рокотов(1730-1808), В. Боровиковский (1757-1825), С. Щедрин (1745-1804)
19 век
РОМАНТИЗМ
Франция: Т. Жерико (1791-1824), Э. Делакруа (1798-1863). Англия: Д.Констебл (1776-1837). Германия: назарейцы: К-Д. Фридрих(1774-1840), Ф. Овербек (1789-1869), П,Корнелиус (1783-1867). Россия: О.Кипренский (1782-1836)
КЛАССИЦИЗМ И АКАДЕМИЗМ
Франция: Ж.-Д. Энгр (1780-1807). Россия. Архитектура высокий классицизм: А. Воронихин (1759-1814), А.Захаров (1761-1811), Тома де Томон (1760-1813), К. Росси (1778-1849), В. Стасов (1769-1848). Скульптура. И. Мартос (1752-1835) Академизм. Живопись: П. Клодт (1805-1867), К. Брюллов (1799-1852), Ф. Бруни (1799-1875), А. Иванов (1806-1858)
РЕАЛИЗМ
Франция: О.Домье (1808-1879), Ж. Милле.(1814-1875), Г.Курбе (1819-1877), К. Коро (1796-1875), барбизонцы - Т. Руссо (1812-1867), Ж. Дюпре (1811-1889), К. Тройон (1810-1865), Ш.-Ф. Добиньи (1817-1878). Германия: А. Менцель (1815-1905), бидермаейер - М. Швиндт (1804-1871), К. Шпицвет (1808-1885). Россия: В.Тропинин (1776-1857), А. Венецианов (1780-1847), П. Федотов (1815-1852), В.Перов (1834-1882). Передвижники: И.Крамской.(1837-1887), Н. Ге (1831-1894), Н. Ярошенко (1846-1898), В.Верещагин (1842-1904), А. Саврасов (1830-1897), И. Шишкин (1832-1898), А.Куинджи (1842-1910), И. Репин (1844-1930), В.Суриков (1848-1916), И. Левитан (1860-1900), В. Серов (1865-1911)
СИМВОЛИЗМ
Англия. Прерафаэлиты (Братство прерафаэлитов-1848-53) Д.-Г. Росетти (1828-1898), Дж.-Э. Миллес (1829-1896),У. Моррис (1834-1896). Франция: Пюви де Шаван(1824-1898), Г. Моро (1826-1898), О. Редон(1810-1916). Группа"Наби": П. Боннар (1867-1947), Э. Вюйяр (1868-1940), М. Дени(1870-1943). Россия: М. Врубель (1856-1910), М. Нестеров (1862-1942), Мир искусства": М. Сомов (1869-1939), А. Бенуа (1870-1960), М. Добужинский (1875-1942), Н. Рерих (1874-1947), А. Остроумова-Лебедева (1871-1955). "Голубая роза": В. Борисов-Мусатов (1870-1905), П. Кузнецов (1878-1968), скульптура А. Матвеев (1878-1960), С. Коненков (1874-1971). Германия: М. Клингер.(1857-1920)
2-я пол.19в.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Франция (1 выставка-1874, последняя 1884): Э. Мане (1832-1883), К. Моне (1840-1926), О. Ренуар (1841-1919), Э. Дега (1834-1917), О. Роден (1840-1907). Россия: К.Коровин (1861-1939), И. Грабарь (1871-1960), А. Голубкина (1864-1927)
к.19-н. 20в.
МОДЕРН. СЕЦЕССИЯ
Архитектура. Россия: Ф. Шехтель (1859-1926). Испания: А. Гауди-и-Корнет (1852-1926)
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
А. Тулуз-Лотрек (1864-1901), А. Модильяни (1884-1920), П. Сезани (1839-1906). В.Ван Гог (1853-1890), П. Гоген (1848-1903)
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ
Ж.Сера (1859-1891), П. Синьяк (1863-1953)
20 век
ФУНКЦИОНАЛИЗМ.
В. Гропиус (1883-1969), Ле Корбюзье (1887-1965), Мис Ван Дер Рое (1886-1969), Ф.-Л. Райт (1869-1959).
КОНСТРУКТИВИЗМ
Россия:. Архитектура: братья Веснины (Леонид 1880-1933, Виктор 1882-1950, Александр 1883-1959), К. Мельников (1890-1974), И. Леонидов (1902-1959)., А. Щусев (1878-1949) Живопись. Группа ОСТ: А. Дейнека (1899-1969), Ю. Пименов (1903-1977), Д. Штернберг (1881-1948), А. Лабас (1900-1983)
ФОВИЗМ
Франция: А. Матисс (1869-1954), А. Марке (1875-1947)
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Германия: "Синий всадник" Ф. Маркс (1880-1916). Г. Грос(1893-1954), О. Дикс (1891-1969), Э. Барлах (1870-1938), Грундиг Х. (1901-1958) и Л. (1901-1977), О. Нагель(1894-1967). Скульптура: В. Лембрук (1881-1919), К. Кольвиц (1867-1945).
КУБИЗМ,
Франция: П. Пикассо (1881-1973), Ж. Брак (1882-1963), Ф. Леже (1881-1955).
КУБОФУТУРИЗМ
Россия: "Бубновый валет" (1910-1916): И. Машков (1881-1944), А. Лентулов (1882-1943), П. Кончаловский (1876-1956), М. Ларионов (1881-1964), Н. Гончарова (1881-1962),-Н. Фальк (1886-1958)
ФУТУРИЗМ
Италия: У. Боччони (1882-1916), К. Карра (1881-1966), Д. Балла (1871-1958), Ф.-Т. Маринетти (1876-1944)
ПРИМИТИВИЗМ
Франция: А. Руссо (1844-1910). Россия: М. Шагал (1887-1985), Н. Пиросмани (1862-1918)
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Россия: В. Кандинский (1866-1944), К. Малевич (1878-1935), П. Филонов (1883-1941), В. Татлин (1885-1953), О. Розанова (1885-1918). Америка: П. Мондриан (1872-1944), Д. Поллок. (1912-1956)
СЮРРЕАЛИЗМ
С. Дали (1904-1989), А. Бретон (1896-1966), Д. ДеКирико (1888-1978), Р. Магритт (1898-1967)
ПОП-АРТ 60-г.20в
Америка: Р. Раушенберг (1925-к. 90-х), Д. Розенквист, Э. Уорхол Р. Лихтенстайн (р.1923),
РЕАЛИЗМ 20 в.
Италия. Неореализм: Р. Гуттузо (1912-1987), А. Пиццинато (1910- 80-е г.), К. Леви (1902-1975), Д. Манцу (р.1908- к.90-х). Франция. Неореализм: А. Фужерон (р. 1913) , Б. Таслицкий (р. 1911). Мексика: Д.-А. Сикейрос (1896-1974),Х.-К. Ороско (1883-1942), Д. Ривера (1886-1957). США: Р.Кент (1882-1971). Советский Союз. Социалистический реализм. Живопись: К. Петров-Водкин (1878-1939), И. Бродский (1883-1939), Б. Греков (1882-1934), А. Пластов (1893-1983), В. Фаворский (1886-1964), С. Герасимов(1885-1964), П. Корин (1892-1967), Кукрыниксы (М. Куприянов 1903-1993, П. Крылов 1902-1990, Н. Соколов р. 1903), М. Сарьян (1880-1972). Скульптура: Андреев Н. (1873-1932), И. Шадр (1887--1941), В. Мухина (1889-1953). Суровый стиль 60-х г. (аналог неореализма). Живопись: Г. Коржев (р.1925), Т. Салахов (р.1928), братья Смолины, В. Попков (1932-1974), Н. Андронов (1929-1998), Дм. Жилинский (р.1928), М.Савицкий (р.1922), П. Оссовский (р. 1925), Т. Яблонская (р.1917), Д. Бисти (р.1925). Ленинградская школа: Е. Моисеенко (1916-1988), В. Орешников (1904-1987), А. Русаков (1898-1952), А. Пахомов (1900-1973), В. Пакулин (1900-1951) , В. Звонцов (р. 1917), Я. Крестовский (р. 1925), В. Мыльников, М. Аникушин (1917-1997) и др. Прибалтийская школа: Заринь И. (р. 1929), Скульме Д., Красаускас С. (1929-1977). Архитектура: В.Кубасов Посохин М., братья Насвитасы Гротескный реализм 70-х г.: Назаренко Т. (р1944), Н Нестерова (р.1944,), Овчинников В..Салонный реализм (кич, натурализм): И. Глазунов И. (р. 1930), Шилов А., Васильеев В.
ПОСТМОДЕРНИЗМ 80-90 г.г. 20 в.


Схема общей цикличности истории искусства

(по Ф. И. Шмиту и В. Н. Прокофьеву)

Общая спираль эволюции искусства во времени показывает как чередуются в реальной художественной практике этапы господства ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО и ПОДРАЖАТЕЛЬНОГО начал. Таким образом, вся левая часть I) представляет творческие методы, основанные на выразительности (символическое и абстрактное искусство, нетяготеющее к формам реального мира), правая же часть II) - на подражательности (натуралистическое реалистическое, классическое искусство, стремящееся к воплощению своих идей в формах близких реальности). Но это не означает, что в "выразительные" эпохи полностью отсутствуют "подражательные" направления и наоборот. Речь идет именно о ведущей тенденции. Для более точной характеристики того или иного этапа необходимо ввести еще такие понятия как канонические и неканонические стили в искусстве (по другой терминалогии норматиивные и ненормативные стили). Эти параметры могут соединятся как с "подражательностью", так и с выразительностью", что создает дополнительное многообразие вариантов и лишает данную схему монотоности. Так, например, в Новое время существуют несколько стилей. Их разнобразие складывается в том числе и благодаря тому, что в одном случае это каноническая подражательноость, а в другом - неканоническая. Необходимо отметить и особое положение такого направления как реализм. В виде определенной тенденции он существует с самого момента возникновения искусства и до сего дня (с 17 в. как метод и с 19 как полнооценный художественный стиль). По своей сути он является неким синтезом подражательности и выразительности, каноничности и неканоничности, чем, вероятно, и можно объяснить его универсальность и постоянное присутствие в любых эпохах.

Примечания:

1.Понятие каноничности – от термина канон (греч. норма, правило), то есть система правил, закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства. 2.Основные работы, в которых рассмотрена и прокоментирована предложенная схема циклов развития искусства: Шмит Ф. И. Искусство - его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков. 1919, его же: Искусство. Основные понятия теории и истории. Л. 1925, Прокофьев В. Об искусстве и искусствознании. М. 1985, Климов Р. Б. Заметки о Фаворском. Советское искусствознание – 74, – 75. М. 1975 и М. 1976.