Основные разделы культуры речи. Понятие «культура речи»

Франциск Скорина - ученый, просветитель-гуманист эпохи Возрождения-оставил неизгладимый след в истории отечественной культуры, в истории общественной и философской мысли восточнославянских народов. Он был одним из самых высокообразованных людей своего времени: закончил два университета (Краковский и Падуанский), владел несколькими языками (кроме родного белорусского знал литовский, польский, итальянский, немецкий, латинский, греческий). Он много путешествовал, его деловые поездки были длительными и дальними: он побывал во многих европейских странах, посетил не один десяток городов. Скорина отличался необычайной широтой взглядов и глубиной знаний. Он - медик, ботаник, философ, астроном, писатель, переводчик. А кроме того он был искусным «книгоделателем» - издателем, редактором, типографом. И эта сторона его деятельности оказала огромное влияние на становление и развитие славянского книгопечатания. В истории же отечественного книжного дела деятельность Скорины приобретает особое значение. Его первенец - «Псалтырь», вышедшая в Праге в 1517 г., является и первой белорусской печатной книгой. А типография, основанная им в Вильнюсе около 1522 г., - это и первая типография на нынешней территории нашей страны.

Не одно столетие прошло с тех пор. Время безвозвратно стерло в памяти поколений многие факты из биографии белорусского первопечатника. Загадка возникает в самом начале жизнеописания Скорины: неизвестна точная дата его рождения (обычно указывается: «около 1490 г.», «до 1490 г.»). Но в последнее время в литературе годом рождения Скорины все чаще называют 1486 г. Дата эта была «вычислена» в результате анализа издательского знака - часто встречающейся в его книгах небольшой изящной гравюры с изображением солнечного диска и набегающего на него полумесяца. Исследователи решили, что первопечатник изобразил «гибель Солнца» (солнечное затмение), обозначив таким образом и день своего рождения (на родине Скорины солнечное затмение наблюдалось 6 марта 1486 г.).

Полоцк, где родился Скорина, был крупным по тем временам торгово-ремесленным городом на Западной Двине, входившем в состав Великого княжества Литовского. В городе насчитывалось около пятнадцати тысяч жителей, которые занимались в основном кузнечным, литейным, гончарным ремеслом, торговлей, рыболовством, охотничьим промыслом. Отец Скорины был купцом, торговал кожей и мехами.

Предполагают, что начальное образование Скорина получил в одной из полоцких монастырских школ. Осенью 1504 г. Скорина отправляется в Краков. Он успешно сдает вступительные экзамены в университет и в списке студентов появляется его имя - Франциск Лукич Скорина из Полоцка. Скорина занимался на факультете, где изучались традиционные дисциплины, сведенные в строгую систему семи «свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику (это - формальные, или словесные искусства), арифметику, геометрию, музыку, астрономию (реальные искусства). Кроме перечисленных дисциплин Скорина изучал теологию, право, медицину, древние языки.

Краков - столица Королевства Польского, город с многовековой славянской культурой. Расцвет искусства, науки, образования способствовал и сравнительно раннему возникновению здесь книгопечатания. В начале XVI в. в Кракове действовало двенадцать типографий. Особой известностью пользовались издания краковского печатника Яна Галлера, деятельность которого была самым тесным образом связана с Краковским университетом - печатник снабжал его учебными пособиями, литературой. Возможно, Скорина был знаком с Галлером и от него получил первые сведения о книгоиздательском и книгопечатном деле. Среди тех, кто пробудил в юном Скорине любовь к «черному искусству», был и преподаватель факультета «свободных искусств» ученый-гуманист Ян из Глогова, сам проявлявший интерес к книгопечатанию.

Студенческие годы пролетели быстро, и в 1506 г. Скорина, закончив Краковский университет, получает звание бакалавра свободных искусств и покидает Краков.

В начале 1967 г. Академия наук Белорусской ССР получила из Италии (из Падуанского университета) посылку - фотокопии документов и материалов, имеющих отношение к одному важному событию в жизни Скорины. Документы свидетельствуют, что осенью 1512 г. в Падую «прибыл некий весьма ученый, но бедный молодой человек, доктор искусств, родом из очень отдаленных стран... и обратился к Коллегии с просьбой разрешить ему в качестве дара и особой милости подвергнуться испытаниям в области медицины». И далее: «молодой человек и вышеупомянутый доктор носит имя Франциска, сына покойного Луки Скорины из Полоцка». 5 ноября «Коллегия славнейших падуанских докторов искусства и медицины» допустила Скорину к испытаниям, которые и состоялись 9 ноября в епископском дворце в присутствии виднейших ученых Падуанского университета. Экзаменуемый с блеском выдержал испытания, «похвально и безупречно» отвечая на вопросы, аргументированно возражая на спорные замечания. Коллегия единодушно присвоила ему звание доктора медицины.

Находясь в Падуе, Скорина не мог, разумеется, упустить случая побывать в соседней Венеции - общепризнанном центре европейского книгопечатания, городе с многочисленными типографиями и сложившимися книгоиздательскими традициями. В ту пору в Венеции еще жил и работал прославленный Альд Мануций, издания которого пользовались всеевропейской славой. Несомненно, Скорина держал в руках альдины, а может быть, заинтересовавшись книжным делом и строя на этот счет определенные планы, встречался с самим великим издателем.

О следующих пяти годах жизни Скорины ничего неизвестно. Где пребывал он все это время? Чем занимался в эти годы? Куда направился из Падуи?

Ученые пытаются заполнить этот пробел догадками, предположениями. Одни считают, что Скорина совершил поездки в составе дипломатической миссии в столицу Дании Копенгаген, а затем в Вену. Другие полагают, что Скорина побывал в Валахии и Молдавии с намерением организовать там типографии. Третьи утверждают, что Скорина на короткое время приезжал в Вильнюс, где попытался заинтересовать своими книгоиздательскими планами некоторых богатых горожан. А может быть, сразу же из Падуи он направился в Прагу с твердым намерением заняться книгоиздательским делом?..

Итак, Прага. 151 7 г. К середине лета Скорина в основном завершил всю предварительную работу, связанную с организацией типографии, были готовы к набору рукописи. 6 августа выходит в свет его первая книга - «Псалтырь». В предисловии к книге говорится: «...я Франциск Скорина сын с Полоцка в лекарских науках доктор повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами а словенским языком...»

Пражский период книгоиздательской деятельности Скорины (1517-1519) был вообще весьма насыщенным - он выпустил еще девятнадцать небольших книг, составивших вместе с «Псалтырью» капитальное издание - «Библию русскую». Уже в первых своих книгах он проявил тонкое понимание природы книжного искусства. Скорина воспринимал книгу как цельный литературный и художественный организм, где все оформительские приемы и используемые типографские материалы должны в полной мере соответствовать содержанию книги. Пражские издания Скорины по уровню художественно-технического оформления и типографского исполнения не уступают лучшим образцам европейских книгоиздателей того времени и значительно превосходят предшествующие книги церковно-славянской печати. В трех книгах помещен гравюрный портрет самого издателя - Скорины (нужно было обладать твердым характером, чтобы решиться на столь дерзкий поступок - включить в богослужебную книгу иллюстрацию светского содержания). Гравюра выполнена очень изящно и, несмотря на множество мельчайших деталей, внимание читателя акцентируется прежде всего на человеческой фигуре. Скорина изображен в докторской мантии, перед ним раскрытая книга, ряды книг справа от него; в рабочем кабинете множество инструментов, приборов: песочные часы, светильник с рефлектором, армилярная сфера - астрономический угломерный инструмент... Но самая существенная особенность изданий Скорины (не только пражских, но и всех последующих) - это простота изложения содержания: текст всегда дается в переводе на разговорный народный язык с необходимыми комментариями и пояснениями.

Гравюра из «Библии русской». Прага. 1517-1519

О пражской типографии Скорины ничего неизвестно. Как она была оборудована? Кто еще кроме самого Скорины в ней работал? Можно установить лишь ее приблизительное местонахождение. В некоторых своих книгах Скорина указывает, где располагалась типография: «в Старом Месте Пражском», В этом районе нынешней Праги, на правом берегу Влтавы, в лабиринтах старинных извилистых улиц немало прекрасно сохранившихся древних зданий. Возможно, среди них затерялся и тот дом, где Скорина начинал печатать книги.

Титульный лист «Акафистов» на «Малой подорожной книжицы». Вильнюс, около 1522 г.

Приблизительно в 1520 г. Скорина переезжает в Вильнюс, где «в дому почтивого мужа, наистаршего бурмистра славного и великого места Виленского» Януба Бабича основывает типографию и печатает две книги - «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». До недавнего времени считалось, что оба издания вышли в свет в один и тот же год - 1525. Причем соблюдалась такая очередность: сначала «Апостол», а затем «Малая подорожная книжица». Но в конце пятидесятых годов нашего столетия в Королевской библиотеке в Копенгагене была сделана сенсационная находка - обнаружен полный экземпляр «Пасхалии», последней части «Малой подорожной книжицы». И на четырнадцатом листе экземпляра был напечатан календарь на 1523 г. Таким образом было установлено, что «Малая подорожная книжица» - первая отечественная печатная книга и увидела она свет не позже 1522 г. Книга эта интересна во многих отношениях. Она предназначалась не только для богослужебных целей, но и для нужд странствующих горожан, купцов, ремесленников. Небольшая по формату (8-я доля листа) и объему, она содержит множество общеполезных советов по хозяйственным делам, медицине, практической астрономии. По сравнению с пражскими изданиями виленские книги оформлены гораздо богаче. В них шире использована двухцветная печать, шрифты отличаются большим изяществом. Книги украшены большим количеством крупных и мелких заставок, назначение которых определил сам издатель: «За каждой кафисмою заставица большая, а по каждой главе заставица меньшая для лепшего разделения чтущих положены суть». Иными словами, украшая книгу, Скорина стремился не только сделать ее высокохудожественным произведением искусства, но и помочь читателю быстро ориентироваться в содержании.

В марте 1525 г. Скорина выпустил «Апостол» (первая отечественная печатная точно датированная книга). На этом его издательская и типографская деятельность, видимо, прекратилась. Пока других книг с его издательским знаком не обнаружено. Следующее событие из жизни белорусского первопечатника носит чисто житейский характер: он женится, участвует в судебной тяжбе (раздел имущества). В 1530 г. Альбрехт, герцог прусский, приглашает Скорину к себе на службу. Скорина едет в Кенигсберг, но долго здесь не задерживается: семейные дела заставляют его вернуться в Вильнюс. Здесь он снова был вынужден участвовать в сложных судебных разбирательствах. Некоторое время занимал должность секретаря и личного лекаря виленского епископа. В середине тридцатых годов Скорина уехал в Прагу и служил при королевском дворе врачом и садовником. Умер Франциск Скорина около 1540 г.

Скорина явился выразителем духовных потребностей прогрессивно настроенных горожан Белоруссии, в мировоззрении которых под влиянием экономических, социально-политических и культурных сдвигов наметился некоторый отход от ортодоксальных феодально-церковных представлений своего времени. Вместе с тем целый ряд Скорининских идеалов и ценностей носит общечеловеческий характер. Своеобразие философско-этических взглядов Скорины проявилось в синтезе средневеково-христианских, античных и ренессанско-гуманистических идей . Существенно повлияла на них древнерусская народно-этическая и эстетическая, а также литературно-философская традиция. Библейско-христианская этика модернизируется и адаптируется Скориной в соответствии с идейными запросами эпохи Возрождения, актуальными социально-политическими и национально-культурными задачами белорусского, украинского и русского народов. В центре его внимания находилась проблема человека и общества. Скорина рассматривал и разрешал вопросы смысла жизни, духовного мира, достоинства человека, происхождения нравственных представлений, духовно-нравственной свободы, общего и индивидуального блага, гражданской активности и др. . Он сделал попытку пересмотреть ортодоксально-христианскую трактовку проблемы человеческого существования, согласно которой земная жизнь человека является только подготовкой к жизни потусторонней. Он утверждал самоценность человеческой жизни, реабилитировал земное бытие, но не отрицал и веру в жизнь загробную . Этика Скорины ориентирует человека преимущественно на реальную, общественно-полезную земную жизнь, служение "пожитку посполитому", постоянное интеллектуально-нравственное совершенствование, "абы научившися мудрости", люди "добре живучи на свете" . Проблемы смысла жизни и высшего блага Скорина рассматривал в предисловиях к книгам "Притчи Соломона", "Иисус Сирахов", "Екклесиаст" и др. В предисловии к книге "Притчи Соломона" Скорина утверждал, что главное назначение человека в совершенствовании земной жизни, объект этики - проблема "яко ся имати справовати и жити на сем свете" . Скорина с пониманием относился к реальной, земной мор&пи людей, в то же время противопоставляя ей нравственный идеал, в качестве которого у него выступает гуманистически модернизированная христианско-этическая концепция жизни . Для Скорины высшее благо - благо земное - это интеллектуально насыщенная, нравственно-совершенная и общественно-полезная жизнь на земле, прежде всего служение людям, а потом уже богу или служение богу через служение людям, общему благу. В центре внимания Скорины духовный мир человека, его ценности, идеалы, призвание. "Да совершен будет человек божий, - постулирует он, - и на всяко дело добро уготован", - яко святый апостол Павел пишет. И сего ради святые письма уставлена суть к нашему навчению, исправлению, духовному и телесному, различными обычаи" .

В основе этической концепции Скорины лежит мысль о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы, от которых зависит совершенство человеческой жизни . Он утверждал идеал мыслящего, интеллектуально устремленного человека. Интеллектуальные и нравственные добродетели трактовал как благоприобретение, результат активной творчески-познавательной и общественно-практической деятельности человека Восхвалял людей, которые стремились к познанию, и отдавал предпочтение наслаждению духа всем иным наслаждениям, например, в царя Соломона, который "не просил еси себе дней многих, ни богатства", а "мудрости и разума" . Идеалом Скорины был человек, соединивший в себе библейскую и философскую мудрость, "духа святого и философии исполненный". "Мудрость, - пишет он, - якобы мощь в драгом камени, и яко злато в земли, и ядро ув ореху. Кто ю [ее] знайдет, сей знайдзе милость и достанет благословение от господа, и приидет к нему все доброе посполу с нею, хвала и честь бесчисленная моция ея, - она убо ест мати всех добрых речей и учитель всякому доброму умению" .

Обращаясь к внутреннему миру человека, заботясь о его интеллектуальных нравственных добродетелях, Скорина утверждал один из ренессанско-гуманистических принципов, по которому истинное достоинство и благородство человека не в происхождении, знатности, общественном положении и не в религиозном усердии, а в таких качествах, как интеллект, моральный облик, способности, благодаря которым он приносит реальную пользу обществу . Белорусский мыслитель стремиться выяснить происхождение моральных представлений человека. Согласно Скорине, понятия морали имеют двойственную основу: индивидуальный разум и божественное откровение. Причем естественный нравственный закон обладает приоритетом: "прежде всех законов или прав писаных закон прироженый, всем людям от господа бога дан ест" . Основной постулат "прироженого", т.е. естественного нравственного закона, выводимого мыслителем из разума, формулируется следующим евангельским высказыванием: "То чините иным всем, что самому любо от иных всех, и того не чините иным, чего сам не хацели от иных имети". На этом нравственном принципе, полагает Скорина, основаны все "писаные" моральные законы, в том числе и библейские. Скорина, таким образом, стремится отыскать некий универсальный, рациональный нравственный принцип, приемлемый для всех людей, независимо от социального статуса и религиозной принадлежности, на основе которого можно было бы регулировать общественную жизнь. .

Письменным источником моральных норм, по мнению Скорины, является главным образом Библия. Из религиозно-этического учения Скорины следует, что человек посредством Библии осуществляет прямой и интимный диалог с богом; он самостоятельно, без церковного посредничества может разобраться в морально-этическом смысле "божественного откровения" и достичь нравственного совершенства. Исходные положения морали в представлении Скорины выступают как веление нравственного долга и совести. Скорина обосновал мысль о личной ответственности человека за свои деяния. Религиозно-нравственную позицию Скорины можно квалифицировать как проявление ренессансного индивидуализма, утверждавшего мораль внутренних помыслов в противоположность официальной церковной морали загробного воздаяния . Скорина стремится раскрыть в религии не ее внешнюю, догматически обрядовую сторону, постичь ее внутреннюю сущность, преимущественно философско-этическую, осмыслить некоторые аккумулированные христианством фундаментальные общечеловеческие моральные ценности.

Скориной ставится и решается одна из важнейших философско-этических проблем - соотношение индивидуального и общего блага. Мыслитель рассматривает человека как существо общественное, и для его этики характерно утверждение примата общего блага перед индивидуальным. В предисловии к "Книге Есфирь" Скорина следующим образом формулирует понятия общественного долга: "Не толико бо сами народился на свет, но более ко службе божией и посполитого доброго" . Собственную деятельность Скорина также рассматривал, прежде всего, как служение общему благу ("посполитому доброму"), как выполнение своего долга перед народом, "братьями русью" и родиной. Эта мысль подчеркивается им почти в каждом предисловии и послесловии. Из этического учения Скорины косвенно вытекало, что людей, прежде всего, должна объединять идея общего блага.

Характернейшей особенностью этико-гуманистического мировоззрения Скорины является патриотизм. Скорина бал основоположником национально-патриотической традиции в истории белорусской культуры и общественной мысли . Патриотическое начало в мировоззрении Скорины - результат конкретизации идеи "общего блага". Оно развивается в русле традиций древнерусской культуры.

Обосновывая свою деятельность интересами "пожитку посполитого", белорусский гуманист постоянно конкретизирует ее направленность: "Наболей с тое причины, иже мя милостивый бог с того языка на свет пустил" . Свой патриотизм, любовь к родине Скорина выразил в следующих замечательных словах: "Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыне, знают ямы свае; рибы, плывающея по морю и в реках, чують виры свае; пчилы и тым подобная борнять ульев своих - тако ж и люди, игде зродился и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають" . Этика Скорины, таким образом, воспитывала в человеке гражданина и патриота, формировала в нем качества, необходимые для активной общественно-практической деятельности на благо своего народа.

Скорина не абсолютизирует "общее благо" в ущерб "благу индивидyaльнoмy", а пытается гармонически решить проблему взаимоотношения между этими двумя морально-этическими добродетелями. Чтобы быть полезным обществу, способствовать его оздоровлению, совершенствованию, сохранению ценности, человек должен постоянно развивать свою духовность, воспитывать в себе необходимые для общественной жизни моральные качества. Важнейшей моральной добродетелью человека Скорина, в соответствии с христианской этикой, считает любовь. "Каждый хрестианин, - пишет мыслитель, - наиболей любовь ко всим да соблюдает, еже ест совершенна над все иные дарования, без нея же ничто проспешно ест" . Утверждение в качестве идеала активной, общественно-полезной мирской жизни являлось выражением самосознания торгово-ремесленных слоев городского населения, выступало одним из моментов формирующейся раннебуржуазной идеологии Возрождения .

Франциск Скорина стоял у истоков отечественной ренессансно-гуманистической социально-политической мысли. Он попытался определить некоторые идеальные политико-правовые формы, заимствованные преимущественно из истории Древнего мира. Библии. Политический идеал Скорины - просвещенная, гуманная и сильная монархическая власть. Социальные отношения Скорина оценивал также евангельско-христианским абстрактно-гуманистическими принципами человеколюбия и справедливости. Человеческое общество базируется на мире и согласии, "с нея же все доброе всякому граду и всякому собранию приходит, незгода бо и наибольшие царства разрушает" . Скорина пропагандировал идеи раннехристианской филантропии, убеждал людей относится "спомогающе друг друга со всякою любовию" . Он осознавал отличие между реальной социальной действительностью своей эпохи и идеалом.

В качестве социального идеала Скорина утверждал раннехристианский принцип "ровная свобода всем, общея именея всех" . Социальный идеал Скорины свидетельствует о влиянии на его мировоззрение радикально-реформационных идей. Ему присущ социальный демократизм. Мыслитель ориентировался на "людей простых, посполитых".

Итак, выдающаяся заслуга Ф. Скорины - в постановке проблемы человека и общества в социально-философской мысли Белоруссии эпохи Возрождения и попытке решения этой проблемы в духе ренессансного гуманизма. В то же время следует отметить абстрактный характер скорининской трактовки данной проблемы и недостаточно четкую связь его учения с конкретной исторической реальностью. Эстетические взгляды.

Скорина большое значение придавал эстетическому воспитанию и вообще духовому совершенствованию людей средствами искусства. Об этом свидетельствует его панегирик "Псалтыри" - книге, которая из всех частей Библии более близка к искусству - поэзии и музыке. По мнению мыслителя, она многозначна по своему содержанию и функциональному назначению. Песни и стихи ее "всяки нимощи, духовные и телесными, уздравляють, душу и смыслы освещають, гнев и ярость усмиряють, мир и покой чинять, смуток и печаль отгоняют, чувстивие в молитвах дають, людей в присядь заводят, лавку и милость укрепляють"; они "покой денным суетам и роботам, защититель маддых и радость старым, потеха и песня, женам набожная молитва, детям малым початок всякое доброе науцы, дорослым помножение в науце, мужам модное утвержение"; псалом и свято украшает" и "жестокое сердце мягчить", он "вкупе тело пением веселить и душу учить" . Тут содержится догадка мыслителя относительно смысловой многозначности и многофункциональности искусства в отличие от смысловой однозначности научных логических суждений. Скорина убежден во всестороннем воспитательном воздействии поэзии и музыки и соответствующем богатстве эстетического переживания. "Псалтырь" он рассматривал как художественное произведение, поэтому его оценка может быть с полным основанием перенесена и на художественное творчество вообще. Скорина пытается преодолеть христианско-средневековое учение о красоте как категории по преимуществу божественной. Он стремится обнаружить прекрасное главным образом в самом человеке, трактуя красоту как гармонию нравственно-интеллектуальных и гражданских добродетелей. Для Скорины характерна эстетизация познавательной деятельности человека .

Красота у Скорины тождественна с добрым человеколюбием, справедливостью, общественным благом, с гражданственностью и патриотизмом. На базе слияния этического, социально-политического и эстетического Скориной решается проблема идеала . Мыслитель стремится создать идеальный образ личности, гражданина, государственного деятеля, военачальника, составить представление об идеальном законе, государственном и общественном строе. Он использует творческий принцип художников эпохи Ренессанса, которые вкладывали в библейские образы и аллегории актуальное социально-политическое и эстетическое содержание, решали с их помощью новые художественно-эстетические задачи.

Прекрасными у Скорины являются не только человеческий дух, разум, добродетели, но и в какой-то мере физическая природа человека, его здоровье и в целом красота материального мира. Рассуждая, например, о земной, реальной человеческой жизни, мыслитель довольно терпимо относится к стремлению человека заботиться о "здравием, красоте и крепости телесной" . Хотя "красота телесная" и не играет у Скорины такой большой роли, как красота духовная, тем не менее, подчеркивание этого момента свидетельствует о некотором отходе от средневекового аскетизма и о влиянии на него гедонистической этики и эстетики эпохи Возрождения. Государственно-правовые взгляды.

Новые правовые идеи о государственном (народном) суверенитете и о единстве права для всего государства и всех людей, которые проповедовал Скорина, четко отражены в его трудах и были учтены в определенной степени в текстах Статута Великого княжества Литовского 1529 года . Скорина придерживался идеи главенства народа в государстве и правотворчестве. Он считал, что "права земская, еже единый кажный народ с своими старейшими ухвалили суть подле, яко же ся им налепей видело быти" {2, с 137-138]. Высказанная Скориной мысль о главенстве народа, народном суверенитете отчетливо видна и в его словах о том, что "справа всякого собрания людского и всякого града, еже верою, соединением ласки и згодою посполитое, доброе помножено бываеть" . Только государство или город, в котором граждане живут в согласии и заботятся об общих интересах, по мнению Скорины, будут процветать.

Провозглашая новые идеи о законодательстве необходимым, чтобы закон был "почтивый, справедливый, можный, потребный, пожиточный подле прирожения, подлуг обычаев земли, часу и месту пригожий, явный не имея в собе закрытости, не к пожитку единого человека, но к посполитому доброму написанный" . В этой записи содержится целый комплекс правовых принципов, основанных на теории естественного права. Закон должен быть пригодным для исполнения, полезным для населения и соответствовать обычаям, времени и места.

Представляют интерес взгляды Скорины на классификацию права. Он считал, что право следует подразделять по источнику на естественное и писаное. Согласно Скорине, естественное право присуще каждому человеку в равной степени, и каждый или наделен от рождения независимо от классовой и сословной принадлежности. Писаное право он делил на божеское, церковное и земское. Земское право подразделялось в зависимости от общественных отношений, регулировавшихся определенными нормами. В предисловии к книге "Второй закон" Скорина писал: "Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чините всем иным, что самому любо ест от иных всех, и того не чините иным, чего сам не хощеши от иных имети. Сей закон прироженый написан ест в серци единого кажного человека. А тако прежде всех законов или прав писаных закон прироженый всем людям от господа бога дан ест" . Сам по себе факт предпочтения естественного права Библии к каноническому праву свидетельствует о гуманистических взглядах Скорины и о его свободомыслии. В период феодализма теория естественного права была идейным оружием, направленным против сословного неравенства и угнетения простых людей .

Земское право Скорина подразделял на: посполитое, которое включает в себя нормы гражданского и семейного права "яко мужа и жены почтивое служение, детей пильное выхование, близко живущих схождение речи позыченое навращение, насилию силою отпрение, ровная свобода всем, общее имение всех"; международное, которое Скорина называл "языческое, от многих убо языков ухвалено ест"; государственное и уголовное (царское); "рицерское или военное, еже на войне соблюдаемо бывает"; городское, морское иторговое (купеческое) право .

Такое деление права в значительной степени содействовало развитию не только правовой теории, но и кодификационной практики. Подобная классификация была применена при подготовке Статута 1529 года .

Скорина высказывался и по одному из наиболее важных вопросов уголовного права - о цели наказания. По его мнению, цель уголовного наказания - устранение преступника: "И вчинены суть права, или закон, для людей злых, абы боячися казни, усмирили смелость свою и моци не имели иным ушкодити, и абы добрый межи злыми в покои жити могли" .

Анализ основных государственно-правовых идей Скорины позволяет сделать вывод о его прогрессивных гуманистических взглядах и о значительном вкладе, внесенном или в правовую науку, особенно в теорию государства и права. Сопоставления правовых идей Скорины и содержания Статута 1529 года позволяет сделать вывод о практическом воплощении некоторых его идей в законодательстве, что, в свою очередь, наводит на мысль о его возможном участии в разработке Статута 1529 года.

Мировоззренческая мысль эпохи Возрождения. Ф. Скорина Поворотным этапом в развитии белорусской национальной духовности и культуры явилось развертывание в XVI-начале XVII в. на белорусских землях общеевропейских процессов Возрождения. Непосредственными выразителями ренессансной культуры были ученые, философы, писатели, художники, книгоиздатели, учителя, врачи. Именно в их среде утверждается и развивается новое, гуманистическое мировоззрение, основу которого составляют «учения о свободе, или о великих возможностях человека в отношении к миру, самому себе, познанию, творчеству, представление о самоценности человеческой жизни, или возрожденческий антропоцентризм, где главной является не проблема загробного вознаграждения, а земного предназначения человека; натурализм как преимущественный способ интерпретации природно-социальной действительности и человека»1. Франциск Скорина (ок. 1490-1541) - наиболее выдающийся деятель белорусского Возрождения. Ему принадлежит важная мировоззренческая идея о неразрывном единстве общечеловеческих ценностей, принявших в эту эпоху форму христианско-гуманистических ценностей, с ценностями национальной жизни беларусов. 1Падокшын, С.А. Беларуская думка у кантэксце псторьп i культуры / С.А. Падокшын. Мшск, 2003. С. 70. Заново осмысливая такие философские и религиозно-нравственные понятия, как вера, любовь, справедливость, общее благо, индивидуальный и общественный долг, моральный и юридический закон, теория и практика, Скорина, по утверждению известного белорусского философа С.А. Подокшина, не только гуманизирует их, но и обеспечивает их национальную конкретизацию, истолкование сообразно с особыми условиями жизни беларусов. Именно Скорина утвердил в сознании наших соотечественников гуманистический смысл национально-патриотических ценностей, выражаемых любовью человека к своей родине, своему языку, к культурным традициям своего народа. Глубоко проанализировав творчество Скорины, С.А. По-докшин отмечает, что этот выдающийся сын белорусского народа значительно развил и обогатил византийско-право-славную идею соборности, по-новому обосновал персона-листйческую концепцию человека.

Расширяя границы юг-дивидуальной духовной свободы, он утвердил право человека на познание и творчество, сопряженное с личной моральной ответственностью за совершаемые действия. Эта персоналистическая установка и раньше была присуща верхним слоям белорусского общества, права которых закреплялись великокняжескими и королевскими грамотами, а затем и Статутом ВКЛ. Православные братства на белорусских землях оказывали значительное влияние на религиозную жизнь, самостоятельно интерпретируя Священное писание. Персоналистическая тенденция отчасти связана с влиянием Реформации, но главным образом обусловлена тем, что в Беларуси в течение длительного времени нормой жизни была веротерпимость. В текстах Скорины, как отмечают, исследователи, отсутствуют термины «православие» и «католицизм»; речь в них идет о христианстве вообще, т.е. о том общем, что объединяет и примиряет представителей различных ветвей христианства. Идея веротерпимости затем была законодательно закреплена в Статуте ВКЛ и доминировала до тех пор, пока не начались окатоличивание белорусов и принудительный перевод их в униатство. Скорине принадлежат важные выводы о верховенстве закона и необходимости упрочения правовых основ государственной жизни. Утверждая естественное происхождение права, он прежде всего сверяет его с моралью. Мировоззрение Скорины в целом характеризуется четко выраженной этической доминантой, которая сказывается и на решении им вопроса об отношении белорусов к культурным ценностям православного Востока и католического Запада. Решение значимого для судеб белорусского народа вопроса Скорина видит на путях осуществления культурного синтеза, исключающего какое бы то ни было принуждение. Усвоение достижений западной науки и системы образования, полагает он, должно быть соединено с христианской системой ценностей.

Переводя Библию на родной ему язык, сопровождая этот перевод многочисленными предисловиями и комментариями, Скорина подчеркивает просветительскую и патриотическую направленность всей своей деятельности, диктуемую стремлением приобщить всех белорусов к духовно-нравственному богатству текстов Священного писания. Комментируя эти тексты и попутно излагая свои собственные социально-философские воззрения, Скорина как бы возрождает аристотелевскую концепцию общего блага, связанную с признанием необходимости достижения общественного согласия в отношении базовых ценностей социальной жизни. Скорининский персонализм не тождественен индивидуализму; призвание личности он видит в осознанном служении «посполитому доброму», т.е. общему благу народа.