Особенности психотерапии как вида психологической помощи. Общая характеристика психотерапии как составляющей практической психологии

1. Виды психологической помощи: психотерапия, психологическая коррекция, консультирование.

2. Профилактическая психологическая помощь.

Вопрос 1. Психотерапия и психокоррекция как разновидности психологической интервенции в случаях проблемного поведения основываются на применении одних и тех же методов и техник, поэтому их различение является условным. Оно связано с конкурентным разделением сфер влияния психиатрии и психологии, с различным пониманием механизмов и ведущих причин возникновения психических и поведенческих расстройств в этих науках, а также с различными целями применения психологических методик воздействия на личность. И психотерапия, и психокоррекция представляют собой целенаправленное психологическое воздействие на отдельные психические функции или компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: врача и больного, психолога и клиента. Этимологически термин «терапия» связан с облегчением состояния страдающего человека или избавлением его от того, что приносит ему страдание. Исторически употребление этого слова закрепилось за медициной. Основным значением термина «коррекция» является исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека. Нежелательный компонент далеко не всегда может приносить его обладателю страдание: нежелательность может быть связана с несоответствием личности, обладающей некоторым психологическим качеством или свойством, «идеальной модели» человека. И в этом смысле коррекция оказывается тесно связанной с понятием «воспитание». Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы, установки, ценностные ориентации) развития, приводя его к «оптимальному уровню» функционирования в обществе. В психокоррекционном воздействии психолог придерживается следующей схемы: что есть, что должно быть и что нужно сделать, чтобы было должное.

Таким образом, психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом психологического воздействия. Цель психотерапии – помощь в изменении или устранении болезненных симптомов или паттернов поведения, мешающих жить с чувством удовлетворенности и счастья. Цель психокоррекции – приведение психических показателей к некоторой норме, к оптимальному уровню функционирования в обществе, когда отклонения еще не приобрели болезненных форм.

В качестве самостоятельного вида психологической помощи психокоррекция выделяется только в советской и пост-советской науке и практике. Две причины: идеологическая (воспитание «нового» человека, способного жить в «новом» обществе) и методологическая (разделение сфер применения - в медицине или в немедицинской практике).



Вообще же существует две точки зрения на соотношение понятий «психокоррекция» и «психотерапия».

А) Признание полного совпадения двух понятий. Основания: идентичные требования к личности специалиста, к уровню его профессиональной подготовки, одинаковые процедуры и методы работы. Однако психотерапия не всегда предполагает коррекцию и не сводится только к ней. Это более широкое понятие, которое включает в себя и психокоррекционные мероприятия в качестве отдельных методик оказания психологической помощи. Психокоррекция как частный случай психотерапии.

Б) Психокоррекция – работа со здоровыми. Психотерапия – работа с больными людьми. Однако во многих случаях невозможно отделить расстройства поведения, вызванные патологическими процессами, и расстройства, обусловленные только психосоциальными причинами. Кроме того, в современной психиатрии все более широкое распространение получает комплексный подход, учитывающий в этиопатогенезе психических расстройств не только биологического, но и психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор выступает этиологическим в возникновении расстройства, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием врачебной психотерапии. Определить общую схему соотношения психотерапии и психокоррекции вне конкретного случая практически невозможно.

В отечественной литературе можно встретить и такую позицию, согласно которой психокоррекция отличается от психотерапии акцентом внимания на настоящем и будущем, тогда как психотерапия может использовать и глубинные методы анализа прошлого клиентов. Однако здесь следует заметить, что в англоязычной литературе имеется совершенно обратная позиция, согласно которой психотерапия обозначает такие методы оказания помощи, которые не используют приемов психоанализа.

Консультирование является видом психологической помощи с целью обучения, наставничества. В отличие от терапии и психокоррекции она заключается в предоставлении советов и обмене информации. Это применение психологических знаний для достижения каких-либо прагматических результатов и подготовки людей как исполнителей, достигающих этих результатов. Консультирование основывается на сборе точной информации о проблеме и о людях, в нее вовлеченных, что нужно для оценки ситуации и предоставлении готовых вариантов решений (альтернатив) для исправления ситуации на основе каких-либо теоретических моделей. Консультирование также предполагает развитие у клиента навыков самостоятельного решения возникающих текущих (локальных) проблем, помогает развить рефлективную позицию себя в проблеме и снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. По сути консультирование изначально выступало как директивная психологическая помощью В 40-е годы консультирование стало развиваться в рамках психотерапевтической парадгимы. Консультирование здесь является психологической помощью в самых разных аспектах жизни человека с целью его адаптации к постоянно изменяющимся социальным условиям. Фокус консультирования сместился на индивидуальные проблемы. Цель – помочь клиенту самоопределиться в решении возникающих проблем, пока они еще не превратились в болезненные проблемы. Итак, консультирование ориентировано на цели образовательной, профессиональной или личностной адаптации людей. Консультирование включает методы: интервьюирование (сбор информации), оздоровление отношений (коррекция), тренинг коммуникативных навыков, предоставление интересующей информации и советов. Виды консультирования: по вопросам образования, карьеры, досуга, по вопросам развития, здоровья, увольнения, приема на работу и т.д. Помощь в выборе подходящей досуговой деятельности, работы, образования за счет повышения компетентности клиентов, мотивирование на те или иные виды деятельности.

В ряде случаев выделяют особый вид консультирования, который называется психосоциальным. Наиболее часто этот термин встречается в медицинской практике, прежде всего – при описании профилактической и паллиативной психологической помощи при ВИЧ-инфекции.

Термин «психосоциальное» широко используется в современной западной науке для обозначения таких состояний психики человека, которые вызваны социальными воздействиями и определяются факторами общественной жизни. Данный термин возник в определенной парадигме, в которой социальное и психическое долгое время рассматривались как отдельные, самостоятельные сферы бытия индивида. Именно переживание своего положения в обществе, представленность социальной сферы жизни в основных психических процессах (эмоции, мышление, воля) относятся к области психосоциального.

Другое значение этого термина определяется тем, что с психологическими факторами связывается не только поведение индивида в тех или иных общественных условиях, но и социальная организация, функционирование общества. Изменение психологии членов общества, согласно подобным представлениям, способно изменить и само общество. Прежде всего, его реакции, способы взаимодействия больших социальных групп, подходы к решению актуальных общественных проблем.

В целях успешного воздействия на психосоциальные факторы жизни общества в середине 50-х годов ХХ века возникла практика консультирования особого рода. Ее возникновение в первую очередь связано с развитием так называемой «социальной психиатрии» - попытке добиться социальных изменений с помощью психотерапевтических воздействий в процессе массовых психосоциальных консультаций населения в целях повышения его адаптивных возможностей и коррекции отклоняющегося поведения. Таким образом, изначально целью психосоциального консультирования являлось повышение готовности людей к изменению поведения через изменение социальных образов, представлений, установок у отдельных индивидов в связи с той или иной социальной проблемой.

Изменения в поведении до сих пор являются единственным средством первичной профилактики ВИЧ-инфекции. Поэтому практика психосоциального консультирования была применена в странах Запада и по отношению к проблеме эпидемии СПИДа, массовое распространение которого в первую очередь зависит как от поведения поражаемого населения, так и от адекватности реагирования на проблему представителей различных социальных институтов.

Например, цель психосоциального консультирования при обследовании на ВИЧ состоит в заострении внимания пациентов на факте реальной угрозы заражения и личных факторах риска в их поведении (даже если они и не относятся к группам повышенного риска инфицирования ВИЧ). Обследуемый с помощью консультанта должен осознать персональную ответственность за свое поведение, могущее при определенных обстоятельствах привести к заболеванию СПИДом. Задача консультанта - помочь человеку задуматься о необходимости изменения своего образа жизни, поведенческих стереотипов, помочь в планировании и осуществлении этих изменений. Поэтому психосоциальное консультирование предполагает наличие как информационного, так и обучающего аспектов. Обследуемому следует предоставить информацию о распространенности данного заболевания, динамике развития эпидемического процесса, особенностях протекания стадий ВИЧ-инфекции и диагностики, о способах предупреждения заражения и возможности соблюдения правил безопасного секса и безопасного введения наркотиков в конкретных жизненных ситуациях и т.д.

Важной частью консультативной работы является также формирование невраждебного отношения к ВИЧ-инфицированным и представителям групп повышенного риска заражения. Ведь имеющееся общественное мнение может существенным образом влиять на развитие такого явления, как "СПИД-терроризм", которое является защитной психологической реакцией отвергаемых обществом лиц.

Психосоциальное консультирование имеет свои особенности в сравнении с другими консультативными практиками в психологии и медицине. Если в обычном психологическом консультировании акцент делается на изменении некоторых личностных характеристик клиента, то в психосоциальном консультировании по вопросам ВИЧ-инфекции перед консультантом (психологом, врачом) не ставится задача изменения личности обратившегося, даже если к этому есть прямые показания. Задача специалиста в данном случае заключается в использовании личностных и индивидуальных особенностей обследуемого для изменения компонентов в его поведении, рискованных с точки зрения эпидемиологии ВИЧ-инфекции.

Вопрос 2. Иногда в качестве самостоятельного выделяют особый, промежуточный вид психологической помощи – профилактическую . Эта помощь опережает активный запрос со стороны потенциального клиента, расширяя его поле сознания на основе естественного интереса к себе, к качеству своих межличностных отношений. Эта помощь особенно актуальная в условиях психологической неграмотности населения о возможности профессионального решения возникающих проблем.

К профилактической психологической помощи чаще относят особый вид психологических услуг – психопрофилактику .

В отечественной психолого-педагогической литературе профилактика, как правило, рассматривается в контексте проблемы отклоняющегося поведения или как разновидность процесса обучения и воспитания. Первоочередное значение профилактических задач, нацеленных на предупреждение развития дефектов, по сравнению с задачами исправления уже образовавшихся дефектов отмечал еще Л.С. Выготский. Психопрофилактика – это такой вид деятельности практического психолога, который направлен на предупреждение возможного неблагополучия в развитии личности, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья. Психопрофилактика не исключает других видов работ. В контексте психопрофилактической работы они выступают как структурные элементы и средства психопрофилактики, что изменяет их направленность:

Диагностико-коррекционная работа направлена на обеспечение информацией об особенностях развития личности в условиях определенной социальной среды. На основе такой работы формулируются гипотезы о причинах возможных психологических проблем; выбираются способы и конкретное содержание развивающей или коррекционно-профилактической работы;

Консультирование направлено на обсуждение и прояснение возможных причин возникновения проблемного поведения, личных трудностей определенного человека или группы людей с целью своевременного предупреждения или преодоления неблагоприятных тенденций, обеспечения психологического благополучия в развитии их личности;

Просвещение направляется на своевременное и адресное распространение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в жизни, в профессиональной деятельности, в межличностном общении.

Профилактическая работа может осуществляться на трех уровнях: а) универсальная профилактика, б) селективная профилактика и в) профилактика по показаниям (в прежних терминах – первичная, вторичная и третичная профилактика). Психопрофилактика различается фокусом воздействия: а) прямой фокус (на нейтрализацию или блокирование факторов, провоцирующих проблемное поведение), в) косвенный фокус (формирование успешных, позитивных жизненных навыков и повышение действия защитных факторов, препятствующих развитию проблемного поведения).

Уровень профилактического воздействия зависит от уровня выраженности проблемного поведения на момент проведения предупредительной работы. Универсальная (первичная) профилактика проводится с людьми, у которых еще нет признаков проблемного поведения с целью развития и закрепления их личностного ресурса справляться со сложными жизненными обстоятельствами адаптивными способами. При этом целевая аудитория универсальной профилактики находится в относительно благополучных условиях, и психологическая услуга направлена на повышение их стрессоустойчивости, развитие социально-психологических навыков, чтобы они были готовы адекватно вести себя при ухудшении социальной ситуации в их жизни.

Селективная (вторичная) профилактика нацелена на людей, имеющих высокий риск возникновения проблемного поведения в сложных жизненных обстоятельствах. Как правило, этот уровень профилактики нацелен на людей, которые уже имеют психологические затруднения (но еще могут с ними справляться самостоятельно), находятся в стрессовых условиях жизни, связанных с плохим личностным или социальным функционированием, проблемными отношениями с окружающими.

Профилактика по показаниям (третичная) направлена на тех людей, у которых уже были зафиксированы единичные случаи проблемного, дезадаптивного поведения, нарушения социального или личностного функционирования, но они еще не приобрели устойчивого и тотального характера проявления, требующего психокоррекции или психотерапии.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Какова цель психотерапии?

2. Какова цель психокоррекции?

3. Какова цель психологического консультирования?

4. Каковы причины разделения психотерапии и психокоррекции в отечественной психологической практике?

5. Какие точки зрения на соотношение психотерапии и психокоррекции Вы знаете?

6. Что такое психосоциальное консультирование?

7. В чем специфика профилактической психологической помощи?

8. Перечислите уровни профилактической работы психолога. На что направлена профилактика на каждом из этих уровней?

9. По какому критерию следует выбирать уровень проведения профилактической работы?

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2001.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

3. Ромек Е.А. Психотерапия: теоретическое основание и социальное становление. – Ростов н/Д.: РГУ, 2002.

4. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы (Раздел 3).

В зависимости от основных целей помощи выделяют:
психологическое консультирование;
психотерапию;
психологическую коррекцию;
кризисное вмешательство;
психологическую реабилитацию;
психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:
«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. ... За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности. Важнейшие направления психотерапии будут рассмотрены в главе 1.4.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. РейнеккерХехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов1. Они предлагают использовать следующие критерии:
эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
степень удовлетворенности клиента;
теоретическая обоснованность.

1. Психотерапия: понятие, цели и задачи.

2. Междисциплинарные аспекты психотерапии: психотерапия и психологическое консультирование, психотерапия и психиатрия, психотерапия и психологическая коррекция.

1. Психотерапия: понятие, цели и задачи

Впервые термин психотерапии был введен в конце XIX в. Д. Тьюком. В опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело» одна из глав так и названа: «Психотерапия». Общеупотребительным термин психотерапия становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза.

Разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже единого определения психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на психологических аспектах.

В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии, можно привести следующие ее определения, которые обязательно включают такие понятия, как лечебные воздействия, больной, здоровье или болезнь. Психотерапия - «система лечебных воздействий на психику и через психику - на организм человека»; «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание» и т.д.

Однако термин психотерапия не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не являющиеся врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную - философскую и психологическую - модель психотерапии, которая основана на первичном значении этого слова - «исцеление душой» (психотерапия – от греч. psyche – душа и therapeia – лечение).

Основная цель этого подхода не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, его другом и наставником. Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального (медицинского) образования, позволяющего ставить правильный диагноз и назначать тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к клиенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Следствием такого понимания психотерапии является распространение ее методов в различных областях в педагогике, социальной работе, прикладной психологии и пр.

В качестве определений, в большей степени фиксирующих психологические подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение, можно указать следующие: психотерапия - «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»; «средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными» и т.д.

Хотя и является довольно общим, но при этом в какой-то мере объединяет эти два подхода определение С. Кратохвила: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

Подчеркивая многоплановость психотерапии, С. Ледер указывает на возможные представления о психотерапии:

1) как о методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности;

2) как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения;

3) как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля;

4) как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей.

Первое определение основывается на медицинской модели, второе связано с психологическими концепциями, третье - с социологическими, четвертое - с философией. Более подробно модели психотерапии будут рассмотрены ниже.

Недостаточная четкость определений объясняется еще одним обстоятельством: психотерапевты работают в условиях, благоприятствующих разнообразию подходов и увлечению их числа. На заре развития психотерапии единственным признанным подходом был психоанализ, затем получили признание поведенческий и гуманистический подходы. В результате с поразительной быстротой стали возникать новые направления психотерапии, а это еще больше затруднило установление основных параметров психотерапии.

Изучив вопросы, по которым существует согласие относительно сущности психотерапии, можно дать следующее определение психотерапии вне связи с той или иной теорией: Психотерапия является процессом, цель которого - вызвать изменения. Этот процесс происходит в рамках профессиональных отношений, характеризующихся наличием договорных обязательств между участвующими сторонами, доверительностью и эмпатией. В ходе этого процесса в центре внимания оказываются личность клиента, техника психотерапии или и то, и другое. В результате происходят устойчивые изменения в многочисленных сферах жизни клиента.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социокультурный контекст психологической практики
Основателем социокультурного подхода в психологии является Л.С. Выготский, хотя сам Л.С. Выготский термина «социокультурный» не использовал. Вместо этого, он и его последователи обычно говорят о «с

История становления и развития теории и практики психологической помощи
Традиции помощи среди людей уходят корнями вглубь тысячелетий. Уже в текстах Священного Писания можно встретить призывы к оказанию помощи окружающим, недаром К. Юнг писал, что «религии суть системы

Современные тенденции, проблемы и перспективы в развитии психологической помощи
В настоящее время выделяются следующие главные области применения психологической помощи: 1. Психологическая помощь в формировании психического и личностного здоровья. Психологическ

Понятие о психическом и психологическом здоровье личности
Ежегодно с 1992 года во всем мире отмечается Всемирный день психического здоровья. Эта дата установлена по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации з

Факторы и условия психического благополучия и риска
Факторы риска нарушения психологического здоровья можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особен

Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществлении психологической помощи
Психологическая помощь – широкое понятие, включающее многообразные теоретические и практические направления. Практика и теория оказывают взаимное влияние друг на друга. Исследования, непос

Теоретические подходы к пониманию психологической помощи
В настоящее время в психологии существуют следующие теоретические подходы к созданию модели практики психологической помощи: психоаналитический; бихевиоральный; когнитивный; экзистенциальный; гуман

Основные теоретические конструкты психоаналитического подхода к пониманию психологической помощи
В начале рассмотрим понятийную структуру и основные особенности психоаналитической модели психологической помощи в классическом психоанализе (З. Фрейд). С точки зрения кла

Психоаналитическое понимание сущности и целей психологической помощи
Согласно психоаналитической модели, корни самых ранних решений находятся в детском опыте клиента. Последующие психоаналитические модели допускают возможность принятия подобных принципиально важных,

Научение как базовый концепт бихевиоризма
Сторонники бихевиоральной модели психологической помощи считают, что их практика тесно связана с разработанными в ходе эксперимента принципами научения. Термин научение подразумевает приобретение и

Цели и задачи бихевиорального направления психологической помощи. Область применения
Целью бихевириального направления психологической помощи является изменение модели поведения, которая не помогала справиться с психологической проблемой (а возможно, и порождала ее), и формирование

Основные теоретические конструкты когнитивного направления психологической помощи
Когнитивное направление психологической помощи базируется на когнитивной психологии. Когнитивная психология возникла в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Она реабилитировала понятие психики

Цели и задачи психологической помощи в рамках когнитивного подхода
Целями когнитивного направления психологической помощи являются: – исправления ошибочной переработки информации; – помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неад

гуманистический подход к пониманию психологической помощи
1. Теоретические предпосылки гуманистического подхода: ценностный подход к проблеме человеческого существования. 2. Различия директивного и недирективного подхода к оказанию психологическо

Различия директивного и недирективного подхода к оказанию психологической помощи
Важная особенность недирективного подхода – глобальное доверие к человеку, тогда как для директивного подхода в целом характерно столь же глобальное недоверие к человеку. Сам человек традиционно ра

Понимание Человека в рамках экзистенциального подхода
Центральное место в философии экзистенциализма занимает изучение человека как субъекта и его субъективных переживаний своего существования. Родоначальником экзистенциального направления в

Постмодернистское видение реальности. Контекстуальный характер проблемы
Постмодернизм в качестве альтернативы предлагает психологии свое видение социальной реальности, свое представление об оказании психологической помощи. Во второй половине ХХ в. в западных с

Социальный конструкционизм как методологическое основание постмодернистских моделей психологической помощи
Конкретным воплощением постмодернистского подхода в психологии считается «социальный конструкционизм», который, по мнению многих исследователей, был одной из первых школ психологии, подвергавших кр

Понятие о психологической службе как системе практического применения психологии
В настоящее время происходит интенсивное развитие практической психологии, становится массовой новая специальность – практический психолог, а психологическая службастановится необх

Краткий исторический очерк становления психологической службы за рубежом, в России и в Республике Беларусь
Психологическая служба как организованная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически сложилось так, что в России и в Беларуси наибольшее развитие получил

Беларусь
Первым организатором психологической службы в Республике Беларусь по праву можно назвать Л.С. Выготского (1896–1934). В мае 1923г. Л.С. Выготский организовывает психологический школьный кабинет при

Цели и задачи психопрофилактики
Психологическая профилактика является одновременно и направлением деятельности психолога и видом психологической помощи. Идея психологической профилактики возникла в середине XIX века. Сог

Уровни психопрофилактики
Выделяют 3 уровня психопрофилактики: первичную, вторичнуюи третичнуюпсихопрофилактику. I уровень- так называемая первичная профилактика.

Формы и методы проведения психологического просвещения
К психопрофилактике тесно примыкает такой вид работы, как психологическое просвещение. Психологическое просвещение – раздел практической деятельности психолога, направленный на формировани

Наглядные средства психологического просвещения
Психологический листок и буклет. В санитарном просвещении такие формы как "Санитарный листок", "Санитарный бюллетень", буклет, витрина применяются довольно широко. В прак

Вербальные средства психологического просвещения
Беседа. Беседа может эффективно использоваться как незаменимый инструмент психотерапевтического и психопрофилактического воздействия специалиста на его клиентов. Коммуникатор должен четко пр

Публицистика
Преимущества такого варианта воздействия в том, что статья или заметка в газете, независимо от темы выступления, всегда найдет своего читателя. К тому же печатное слово всегда вызывает большее дове

Интерактивные средства психологического просвещения
Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для просветительской работы предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.). Использование р

Методологические основы получения психодиагностических данных
Психологическая диагностика – основа деятельности любого практического психолога, чем бы он не занимался – индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психологическим консультир

Принципы организации диагностической деятельности
К основным положениям и принципам, непосредственно касающимся диагностической составляющей деятельности психолога, относятся следующие: 1. Теоретико-методологическое «позиционир

Понятие о психологическом консультировании
На сегодняшний день психологическое консультирование является одной из наиболее разработанных областей консультативной психологии. Имеется много сходных определений психологического консул

Цели, задачи и предмет психологического консультирования
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. О

Понятие о коррекционной и развивающей деятельности практического психолога
Под коррекционно-развивающей понимается деятельность психолога, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных сред

Виды психологической коррекции
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать. 1. По характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую и каузал

Понятие психологического тренинга
В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. В наиболее широком контексте термин «тренинг» используют для обозначения

Особенности тренинга как вида психологической помощи
Тренинг как вид психологической помощи, обладает рядом особенностей, которые обусловлены преимуществом групповой работы. К. Рудестам указывает на преимущества работы тренинговых групп.

Психотерапия больше занимается не постановкой этих целей, а средствами их достижения
Для достижения поставленных целей психотерапевту необходимо уметь решать следующие задачи: · осуществлять диагностику и выявлять проблемы, имеющиеся у клиента; ·

Коучинг как новый вид психологической помощи
1. Коучинг: понятие, цели и задачи. 2. Основные принципы коучинга. 3. Виды коучинга. 1. Коучинг: понятие, цели и задачи В настоящее время тема к

Основные принципы коучинга
В коучинге сочетаются два принципа - осознанности и ответственности. Когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Эта свобода поя

Виды коучинга
На сегодняшний день существуют различные основания для классификации видов коучинга: 1. По области применения различаются: · бизнес-коучинг (коучинг по нов

Основная
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 480 с. 2. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и прак

Дополнительная
1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. 2. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, орга