От знаний к навыкам (номинант на самую ругательную рецензию). Дуг Лемов - От знаний к навыкам


Дуг Лемов Эрика Вулвей Кейти Ецци

От знаний к навыкам

Универсальные правила эффективной тренировки любых умений

Предисловие

Летом 2011 года мы с женой и моими родителями отправились на экскурсию в Шотландию на завод по производству виски. Казалось, наш экскурсовод вот-вот умрет со скуки. На каждой остановке она произносила заученный текст и затем спрашивала: «Вопросы есть?» - естественно, их не было, поскольку никто ее не слушал. Из всей поездки больше всего мне запомнилось - помимо желания поскорее приступить к дегустации, - что меня постоянно преследовала мысль об артисте Крисе Роке.

Незадолго до поездки я читал в «Мелких ставках» Питера Симса , как Рок отбирал материал для комических номеров. Однажды, готовясь к большому турне, Крис выбрал маленький клуб в Нью-Брансуике и выступал там день за днем почти полсотни раз; вдобавок он не расставался с блокнотом, куда все время заносил новые шутки и тут же испытывал их на зрителях. Симс так описывает этот процесс: «…Артист внимательно наблюдает за публикой, отмечая, когда зрители одобрительно кивают, реагируют жестами или длительными паузами. Иными словами, он старается уловить любую реакцию зрителей, которая могла бы подсказать правильное направление для поиска новых идей. Подобные выступления длятся около сорока пяти минут и обычно представляют собой печальное зрелище: большинство реплик не вызывают восторга у публики» .

Однако со временем Крис докопался до сути успеха и научился отбирать нужные номера. Манеры артиста стали более естественными, шутки - более острыми, а переходы от репризы к репризе - более динамичными. Если вы когда-нибудь хохотали над его репликами (вроде этой: «Район, в котором я рос, не отличался благонравием, всегда находился парень, стрелявший быстрее вас»), то благодарите за это штат Нью-Джерси и город Нью-Брансуик.

К тому моменту, как Рок закрепился на канале НВО и начал выступать в шоу Дэвида Леттермана , он уже давно не только освоил секреты мастерства, но и довел его до совершенства. Результат налицо: Крис Рок такой хохмач - считает зритель, искренне веря, будто все дается артисту без усилий и все получается само собой.

Через пару месяцев после той поездки мне пришлось выступать, и я поймал себя на том, что произношу речь совершенно автоматически, как, собственно, делал множество раз раньше. На минуту стало тошно от мысли: я ничем не отличаюсь от того горе-экскурсовода . К счастью, мне хватило благоразумия не проговориться о своей догадке и тем самым избежать большого конфуза.

Перед нами всегда стоит один и тот же выбор: быть скучным экскурсоводом или Крисом Роком; довольствоваться жизнью на автопилоте или двигаться вперед и подвергать себя испытаниям, чтобы добиться большего. Хотим ли мы погрязнуть в трясине или будем постоянно тренироваться? Эта книга предназначена стать руководством для всех, кто выбрал последнее.

Вас ждет немало открытий и заставляющих задуматься замечательных идей. Одна из них заключается в том, что благодаря тренировкам вы, скорее всего, не обретете совершенства, но обязательно достигнете стабильного результата.

Например, долгие годы вы пользовались шампунем, но от него волосы не стали лучше. Вы можете дожить до самой смерти, так и не узнав о более эффективных способах ухаживать за волосами. Регулярное выполнение каких-либо действий вовсе не означает, что мы повышаем свое мастерство. Нужно практиковаться по-настоящему, а не просто повторять уже заученное. Вспомним слова Майкла Джордана: «Можно по восемь часов в день учиться забрасывать мяч в корзину, но если делать это неправильно, то добьешься только одного - доведешь до совершенства неправильные броски». Тренировка дает стабильный результат.

В детстве мы постоянно чему-то учимся: забрасывать мяч в корзину, играть на пианино, говорить по-испански. Возможно, нам все давалось нелегко - да и какой бегун не мечтает о попутном ветре? Но если занятия были тщательно спланированы, они приносили замечательные плоды: мы достигали прогресса. От недели к неделе наши показатели становились все лучше.

Почему из нашей жизни ушла тренировка? Ведь потребность в ней не исчезла? Постоянная практика нужна офисным служащим ничуть не меньше, чем спортсменам или музыкантам. Каждому из нас не мешало бы довести до совершенства определенные навыки, и список их огромен. Назову лишь некоторые: умение проводить собрание без затягивания; умение выслушивать (по-настоящему) свою вторую половину; способность выносить напряженное дорожное движение без ненависти к окружающим и ругательств в их адрес.

На русском языке публикуется впервые
Издано с разрешения издательства John Wiley & Sons и агентства Александра Корженевского

© Doug Lemov, Erica Woolway, and Katie Yezzi, 2012
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «ВегасЛекс»

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Три причины прочитать эту книгу
– Вы поймете, как вдохновлять на новые достижения себя и других
– Вы узнаете универсальные правила тренировки любых навыков
– Вы сможете достичь совершенства практически во всех сферах жизни

Эту книгу хорошо дополняют:
Сила воли
Келли Макгонигал

В этом году я…
М. Дж. Райан

Цельная жизнь
Лес Хьюитт, Джек Кэнфилд и Марк Виктор Хансен

Нашим детям. Пусть они живут в мире возможностей

Предисловие

Летом 2011 года мы с женой и моими родителями отправились на экскурсию в Шотландию на завод по производству виски. Казалось, наш экскурсовод вот-вот умрет со скуки. На каждой остановке она произносила заученный текст и затем спрашивала: «Вопросы есть?» – естественно, их не было, поскольку никто ее не слушал. Из всей поездки больше всего мне запомнилось – помимо желания поскорее приступить к дегустации, – что меня постоянно преследовала мысль об артисте Крисе Роке.
Незадолго до поездки я читал в «Мелких ставках» Питера Симса , как Рок отбирал материал для комических номеров. Однажды, готовясь к большому турне, Крис выбрал маленький клуб в Нью-Брансуике и выступал там день за днем почти полсотни раз; вдобавок он не расставался с блокнотом, куда все время заносил новые шутки и тут же испытывал их на зрителях. Симс так описывает этот процесс: «…Артист внимательно наблюдает за публикой, отмечая, когда зрители одобрительно кивают, реагируют жестами или длительными паузами. Иными словами, он старается уловить любую реакцию зрителей, которая могла бы подсказать правильное направление для поиска новых идей. Подобные выступления длятся около сорока пяти минут и обычно представляют собой печальное зрелище: большинство реплик не вызывают восторга у публики» .
Однако со временем Крис докопался до сути успеха и научился отбирать нужные номера. Манеры артиста стали более естественными, шутки – более острыми, а переходы от репризы к репризе – более динамичными. Если вы когда-нибудь хохотали над его репликами (вроде этой: «Район, в котором я рос, не отличался благонравием, всегда находился парень, стрелявший быстрее вас»), то благодарите за это штат Нью-Джерси и город Нью-Брансуик.
К тому моменту, как Рок закрепился на канале HBO и начал выступать в шоу Дэвида Леттермана , он уже давно не только освоил секреты мастерства, но и довел его до совершенства. Результат налицо: Крис Рок такой хохмач – считает зритель, искренне веря, будто все дается артисту без усилий и все получается само собой.
Через пару месяцев после той поездки мне пришлось выступать, и я поймал себя на том, что произношу речь совершенно автоматически, как, собственно, делал множество раз раньше. На минуту стало тошно от мысли: я ничем не отличаюсь от того горе-экскурсовода . К счастью, мне хватило благоразумия не проговориться о своей догадке и тем самым избежать большого конфуза.
Перед нами всегда стоит один и тот же выбор: быть скучным экскурсоводом или Крисом Роком; довольствоваться жизнью на автопилоте или двигаться вперед и подвергать себя испытаниям, чтобы добиться большего. Хотим ли мы погрязнуть в трясине или будем постоянно тренироваться? Эта книга предназначена стать руководством для всех, кто выбрал последнее.
Вас ждет немало открытий и заставляющих задуматься замечательных идей. Одна из них заключается в том, что благодаря тренировкам вы, скорее всего, не обретете совершенства, но обязательно достигнете стабильного результата . Например, долгие годы вы пользовались шампунем, но от него волосы не стали лучше . Вы можете дожить до самой смерти, так и не узнав о более эффективных способах ухаживать за волосами. Регулярное выполнение каких-либо действий вовсе не означает, что мы повышаем свое мастерство. Нужно практиковаться по-настоящему, а не просто повторять уже заученное. Вспомним слова Майкла Джордана: «Можно по восемь часов в день учиться забрасывать мяч в корзину, но если делать это неправильно, то добьешься только одного – доведешь до совершенства неправильные броски». Тренировка дает стабильный результат.
В детстве мы постоянно чему-то учимся: забрасывать мяч в корзину, играть на пианино, говорить по-испански. Возможно, нам все давалось нелегко – да и какой бегун не мечтает о попутном ветре? Но если занятия были тщательно спланированы, они приносили замечательные плоды: мы достигали прогресса. От недели к неделе наши показатели становились все лучше.
Почему из нашей жизни ушла тренировка? Ведь потребность в ней не исчезла? Постоянная практика нужна офисным служащим ничуть не меньше, чем спортсменам или музыкантам. Каждому из нас не мешало бы довести до совершенства определенные навыки, и список их огромен. Назову лишь некоторые: умение проводить собрание без затягивания; умение выслушивать (по-настоящему) свою вторую половину; способность выносить напряженное дорожное движение без ненависти к окружающим и ругательств в их адрес.
Гордыня, страх и самодовольство – главные враги обучения. Ведь любая тренировка зиждется на смирении. Обращаясь к тем, кто может нас чему-то научить, мы вынуждены признать, что многого не знаем. И безусловно, желание практиковаться – вовсе не признак слабости. В конце концов, мы знаем многих чемпионов, которых на вершину успеха возвели именно неустанные тренировки: Майкл Джордан, Джерри Райс, Роджер Федерер, Миа Хэмм, Тайгер Вудс. Обучение отнюдь не свидетельствует, что я никуда не гожусь . Оно означает: я могу стать лучше .
Спору нет, каждый день мы в чем-то практикуемся – обучение происходит круглосуточно. Мы всю жизнь учимся понимать своих детей и находить общий язык с коллегами. Но нам важно другое – топчемся ли мы на месте или приобретаем опыт и развиваемся?
Поскольку у вас в руках эта книга, вы готовы учиться. Значит, вы сделали верный выбор.
Пора практиковаться в искусстве становиться лучше.

Дэн Хиз , старший научный сотрудник Центра развития социального предпринимательства при Университете Дьюка

Пролог. Почему практическая подготовка? Почему сейчас?

Книга адресована широкому кругу читателей. Однако мы, трое ее авторов, считаем себя в первую очередь преподавателями. Первоначально мы и задумывали написать книгу об учителях и для учителей, но по мере продвижения работы поняли, что нашими читателями могут стать и управляющие, и тренеры, и наставники, и руководители крупных организаций – более того, у всех у них есть дети, а значит, каждому так или иначе приходилось кого-нибудь учить. Другими словами, аудитория явно расширялась. И все-таки в первую очередь мы остались учителями, поэтому мир в книге представлен глазами преподавателя.
Надеемся, вы простите нам пристрастие к общим рассуждениям о педагогике, на которую мы смотрим с надеждой, пусть и робкой. Мы настроены оптимистично, поскольку до сих пор верим, что это самая благородная профессия в мире. И неважно, чему вы учите – проявлять терпение при осмотре пожилого пациента; решать квадратные уравнения; забивать мячи; проводить собрания, читать романы XIX века, – работа педагога представляется нам одной из величайших в мире. Вот поэтому-то мы и полны оптимизма. Сегодня из-за политической неразберихи и дефицита бюджета учителей загнали в угол. Но в конце концов временные трудности пройдут, и останутся плоды творческих исканий, которые изменят нашу профессию, обогатят ее новыми знаниями и предоставят инструменты, о которых мы раньше не догадывались. Это произойдет не только благодаря новой системе подготовки учителей, но и при помощи аналитических средств, позволяющих выявлять и собирать воедино лучшие педагогические достижения – «светлые пятна», как сказали бы братья Хиз . Кстати, именно их работы вдохновили не только нас, но и многих других педагогов.
В то же время мы скромны, поскольку, пытаясь вывести новую формулу преподавания, сами совершали немало ошибок – бывало, это происходило на публике, – и очень досадных. Мы скромны, поскольку, по нашему мнению, скромность – то есть постоянное осознание того, что можно и должно работать лучше, – основа любого труда в современном мире. Наша скромность простирается так далеко, что мы едва осмелились приступить к созданию этой книги. Но все же написали ее и надеемся: она принесет пользу как педагогам, так и представителям других профессий.
В этой книге мы, Дуг, Эрика и Кейти, делимся своим опытом работы в исключительно важном секторе экономики – системе государственного образования. Мы рассказываем, чему научились, вступая в борьбу за каждого талантливого человека и участвуя в решении сложнейшей социальной проблемы – разрыва в уровне успеваемости между детьми из обеспеченных слоев общества и детьми из нуждающихся семей. Кроме того, в книге представлены наблюдения за творческим путем и профессиональным развитием многих талантливых людей из самых разных областей деятельности. Поэтому мы убеждены, что собранный нами материал, содержащий множество примеров из педагогической практики и нашего личного опыта работы в школе, будет интересен не только специалистам системы образования, но и из других областей деятельности, да и всем тем, кто желает совершенствовать свои профессиональные навыки. Более того, мы сами уже давно применяем знания, приобретенные в узкой профессиональной сфере, в личной жизни, поэтому полагаем, что книга принесет пользу многим читателям. Ведь любой родитель неоднократно сталкивается с одними и теми же проблемами, пытаясь не только воспитать детей хорошими людьми, неравнодушными и уверенно идущими по жизни, но и сделать из них настоящих профессионалов – математиков, музыкантов, футболистов. Кстати, немало проблем возникает и при попытках самосовершенствования, когда мы учимся кататься на лыжах, забивать гвозди, вязать, управлять людьми и даже, судя по нашему последнему опыту, писать книги. Первый шаг, который следует сделать, – научиться искусству обучаться.
Во всех этих ситуациях понадобится помощник, довольно скромный и незаметный, но умеющий превращать солому в золото . Мы говорим о тренировке , роль которой многие недооценивают. Сама тренировка считается делом приземленным и рутинным; к идее тренировки часто относятся с пренебрежением и даже недоверием: слишком уж это банально, чтобы быть интересным. Однако такое понятие, как постоянная практика, заслуживает более вдумчивого отношения – глубокого изучения и правильного исполнения.
Каждый из нас троих много лет изучал проблему профессионального роста учителей. Дуг работал преподавателем, был директором школы; досконально изучил опыт лучших педагогов и обобщил его в чрезвычайно успешной и полезной книге «Учить как чемпион» (Teach Like a Champion) . Эрика была учителем, председателем аттестационной комиссии, заведующей по воспитательной работе; как молодой школьный руководитель она, стремясь найти общий язык с начинающими учителями, освоила методику Дуга. У Кейти за плечами пятнадцать лет педагогического стажа: она успела поработать учителем, директором школы и консультантом чартерных школ ; с системой Дуга она познакомилась еще до выхода книги «Учить, как чемпион», и его методология стала для нее открытием, так как появилась реальная возможность передавать новейшие методы и приемы обучения. Осенью 2008 года Эрика и Кейти пришли в возглавляемую Дугом организацию, цель которой – не только обучать тысячи ведущих школьных преподавателей и директоров, но и изменить с помощью новых подходов жизнь учителей и учеников в государственных, частных и чартерных школах по всей стране. Самое поразительное – сколько инструкторов, родителей, воспитателей, врачей, преподавателей высшей школы нашли приемам Дуга иное применение. Поэтому когда мы до конца осознали ценность постоянной практики, то обратились к тем областям деятельности, в которых, в отличие от преподавания, метод тренировки используется как основной.
По рекомендации нашего коллеги Пола Бамбрика-Сантойо мы прочитали «Код таланта» Дэниела Койла – книгу об уникальной системе выявления и выращивания талантов – и извлекли из нее весьма полезные уроки. Среди них не последним стало понимание ведущей роли тренировок в развитии способностей. Чтобы понять, как применять методики лучших преподавателей и обучать им людей, мы внимательно изучили работы Малкольма Гладуэлла, Атула Гаванде, Кэрол Дуэк и Дэниела Уиллингема. Их аргументы полностью нас убедили, более того, мы стали просто одержимы разными идеями тренировок, но нам не хватало конкретных инструкций. Поэтому, проанализировав собственные практические наработки и следуя своей интуиции, мы отобрали самые эффективные из них. Все наши разговоры вращались вокруг одной темы, вызывавшей множество вопросов. В чем секрет успешной тренировки? В чем отличие постоянной практики от обычной деятельности или повторения заученного? Какие принципы должны лежать в основе упражнений, предназначенных для повышения мастерства? Таким образом были сформулированы сорок два правила , призванные научить читателя использовать самые эффективные методы обучения, а в итоге свет увидела книга, которую вы держите в руках.
В первой главе мы просим вас переосмыслить стереотипные представления о процессе обучения. Именно с этого мы начинаем представлять свод правил, поскольку невозможно построить новую систему, не отказавшись от тенденциозного мнения. В следующих главах – второй, третьей и четвертой – мы даем практические инструкции по организации обучения, использованию примеров и установлению обратной связи. В пятой и шестой главах рассказываем, каким образом формировать команды из людей, готовых постоянно практиковаться и оптимально использовать силу тренировок. В основе успеха – личного, корпоративного, общественного и даже государственного – лежит прежде всего борьба за талант. Точнее говоря, борьба за привлечение способных людей и за их развитие. Этот принцип действовал всегда, но никогда борьба за талант не была столь острой, как сегодня – сегодня, когда конкуренция переросла границы отдельных рынков и превратилась в международную, когда любая организация остро нуждается в одаренных сотрудниках, когда узкая специализация устанавливает более высокие стандарты личной эффективности. Правила, изложенные в нашей книге, помогут вам развить собственные способности, столь необходимые в современном мире конкурирующих идей и ценностей, и одновременно научат искусству обучаться.

Введение

У всех есть желание победить, но мало у кого хватает воли на подготовку к победе.
Бобби Найт
Удивительное дело: чем больше я тренируюсь, тем больше мне везет.
Арнольд Палмер

Определяющая роль практической подготовки

Джон Вуден – личность легендарная. На протяжении двадцати семи лет он был бессменным тренером баскетбольной команды Калифорнийского университета. Спортивный канал ESPN назвал его лучшим тренером XX века, а журнал Sporting News – величайшим тренером всех времен и народов. Вуден вывел свою команду на уровень национальных первенств, и за двенадцать лет она десять раз становилась чемпионом. Он выиграл восемьдесят восемь игр подряд и достиг наибольшей результативности (доля побед – 0,813) за всю историю баскетбола в рамках Национальной ассоциации студенческого спорта. Постоянные победы команды и ее высочайшая репутация отчасти были обусловлены особым отношением тренера к игрокам, уделявшего развитию характера спортсменов не меньше внимания, чем их профессиональному мастерству. Выйдя на пенсию, Джон Вуден начал писать книги о своем видении жизни в баскетболе, и неудивительно, что влияние его идей распространилось далеко за пределы баскетбольной площадки. Книги, написанные Вуденом, и книги о нем помогают людям постигать не только секреты игры в баскетбол, но и открывают им нечто большее в образовании, бизнесе и самой жизни.
Даже те, кто совершенно не интересуется спортом, ищут в методах Вудена магическую силу, превращающую усилия в триумф. У Вудена много последователей, но мало кому удалось повторить его успех. Почему? Мы – авторы этой книги, постоянно помогающие многообещающим учителям становиться лучшими педагогами, – нашли верный ответ. Как правило, люди упускают один важнейший компонент системы Вудена, в котором, возможно, и кроется секрет успеха. Это старая добрая тренировка, хорошо организованная, спланированная и правильно проводимая.
Если спросить Вудена, что привело его команды к успеху, он, наверное, рассказал бы о никому не известных эпизодах в пустом спортзале. Например, когда игроки отрабатывают бросок без баскетбольной корзины. Может быть, он вспомнил бы, как вечерами расписывал программу занятий на следующий день с указанием, где точно должна находиться корзина, чтобы ни один игрок не терял времени на поиски мяча. Для Вудена тренировки были всем, он вкладывал в них столько энергии, души и ума, что его страсть стала легендой. Обычно, к всеобщему недоумению, он начинал каждую тренировку с таких мелочей, на которые другие тренеры не только не обращали внимания, но даже не вспоминали о них. В частности, как следует надевать носки и зашнуровывать кроссовки . Он рассчитывал все до минуты, продумывая, как разумнее использовать любую секунду игры, и точно планируя место игроков на площадке. Он протоколировал каждую тренировку, записывая детали в карточки – их он сохранял для будущих матчей, проверяя, что получилось, что не удалось и как в следующий раз сыграть лучше. В отличие от других тренеров, Вуден все внимание посвящал не тренировкам, воспроизводящим ситуации настоящих соревнований, а отдельным элементам игры, чтобы отработать конкретные принципы и навыки. Он проповедовал последовательный прогресс и всегда начинал инструктаж с того, что заставлял спортсменов тренироваться без мяча, постепенно усложняя задачу. Он повторял упражнения до тех пор, пока игроки не достигали совершенства, доведенного до автоматизма, – иногда в ущерб отработке более сложных навыков. В ситуациях, когда остальные тренеры считали, что их команды достигли мастерства, команда Вудена только приступала к настоящей работе. От своих игроков он неизменно требовал тщательного выполнения всех упражнений, пусть даже какие-то из них уже были отработаны ранее.
Мы помним Джона Вудена во время чемпионатов. Но по-настоящему великим его сделали тренировки. Каждый этап: объяснение, обучение, повторное выполнение, – все было организовано и продумано хоть немного, но лучше, чем у других. Сама культура тренировок, то есть атмосфера, в которой они проходили, и настрой игроков отличались чуть большей сдержанностью, чуть большей самоотдачей и чуть большим упорством. Все эти «чуть» давали мощный совокупный эффект, приводивший каждое новое поколение игроков к стабильному и систематическому успеху.
Мы уже упоминали книгу спортивного обозревателя Дэниела Койла «Код таланта». На наш взгляд, это одна из попыток осмыслить установившуюся благодаря Вудену традицию целенаправленной подготовки. Койл рассказывает об удивительных «очагах талантов», возникающих в разных точках мира, и объясняет их появление добротной подготовкой, дающей тот самый совокупный эффект. То, что мы часто называем выдающимся талантом, может оказаться блестящим навыком, сформированным в процессе незаметной, но постоянной практики. Иначе чем объяснить, что детская теннисная школа, существующая в городе с не самым благоприятным климатом и имеющая в своем распоряжении всего один старый крытый корт, – школа, которую Койл откровенно называет нищей, – воспитала с момента основания больше чемпионок, чем все американские теннисные клубы, вместе взятые?
Весь секрет в «хозяйке» школы, пожилой седовласой женщине в тренировочном костюме – педагоге Ларисе Преображенской. Ее подопечные понимают, что тренировка дает стабильный результат, поскольку переводит движения в мышечную память, следовательно, нужно не торопиться и выполнять упражнения медленно и правильно. Как и Джон Вуден, Преображенская обращает внимание на отработку меньшего количества профессиональных приемов, но тренирует навыки более качественно и скрупулезно. Она требует от учеников подражать выдающимся теннисистам, причем делает это безо всякой оглядки на авторитеты; ведь многие тренеры отказываются от подобной методики обучения, считая ее слишком унизительной и потому неприемлемой. «Благодаря своему упорству, – пишет Койл, – Преображенская фактически единолично изменила взгляды россиян на отечественный теннис». Первые яркие выступления ее учеников вызвали в стране всплеск интереса к этой игре, и на «фабрику чемпионов» хлынула толпа желающих. Последовавший за этим успех был столь огромен, что казался статистически невозможным. Сегодня Россия по праву считает себя великой теннисной державой, ибо породила игроков, абсолютно уверенных в своих силах.
Койл приводит множество примеров того, как продуманная система, состоящая из, казалось бы, самых простых приемов, создает необъяснимую концентрацию талантливых людей, способных изменить общество и устоявшиеся мнения о возможностях человека. Страсть бразильцев к футболу обеспечила им международное признание, но нам трудно представить, какое влияние оказывает на развитие бразильских игроков их страстная любовь к мини-футболу. (Эта игра похожа на футбол, но ведется менее упругим мячом на меньшей площадке и с меньшим количеством игроков и, как правило, в закрытом зале). За один час игры в мини-футбол спортсмен контактирует с мячом в шесть раз чаще, чем в обычном футболе. Благодаря ограниченным размерам спортивной площадки мастерство игроков доводится до автоматизма. «Комментаторы любят говорить о творческом подходе бразильских футболистов, но это не совсем так. Свои творческие способности они тренировали всю жизнь», – пишет Койл. Бразильский футбол сформирован за счет тренировок, состоящих из самых простых элементов, – собственно, они и вывели его на недосягаемый для других стран уровень.

Честно говоря, книга немного расстроила, ожидания были другие. Книга позиционируется обязательной к прочтению тренерам, учителям, руководителям.
На деле тем, кто проходил тренинг для тренеров, книга будет малоинформативной. Хотя учителям вполне может подойти.
Книга изобилует "открытиями" авторов: мы долго и упорно учили-учили, а потом, бац, открыли для себя... Так начинается чуть ли не каждое описание правила. Так и хочется авторам подарить книги Сидоренко, Гиппенрейтер, Эльконина."Учи матчасть, студент!" Еще многие правила повторяют друг друга.

Конечно, есть и положительные моменты.
Хотя бы одно то, что я постоянно вела диалог с авторами:)
Во-первых, хороша идея использовать опыт спортивных тренировок в обучении. А именно:
- моментальная обратная связь при отработке навыка (в тренингах, как правило, между отработкой и ОС есть немалая пауза, что, в свою очередь, снижает эффективность закрепления навыка)
- разбивка навыка на более мелкие действия, упрощение, чтобы было понятно новичку
- отработка успеха на тренировках (это логично, но, порой, на тренингах проигрываются нежелательные модели поведения, что не есть гуд. Отыгрывать только положительные, а плохие модели наблюдать, например, на видеозаписи)
- элементы соревновательности в обучении
- отработка навыков, базовых умений до автоматизма с дальнейшим усложнением (что, в свою очередь, даст место для творчества).

Во-вторых, по новому взглянула на принцип Парето 20/80 относительно обучения:
- определите 20% навыков, которые после тренировки принесут 80% результатов (собственно этим навыкам стоит уделять 80% времени тренинга)
- чтобы выявить 20% самых полезных навыков, используйте объективные показатели, что, например, по словам клиентов, они ценят больше всего.

В -третьих, понравилась идея придумывать имена для всех приемов и навыков, которые отрабатываются на тренинге. Это позволяет сократить время при обсуждении и анализе, формируется общая лексика, "птичий язык", а, следовательно, какое-то ощущение сопричастности.

В-четвертых, достаточно информативная глава про обратную связь. Один прием я усвоила хорошо и активно использую с сыном: не говорить "как классно всё ты сделал", а конкретно обозначать те действия, которые привели к результату ("ты хорошо переставлял ноги, опирался руками и, немного отталкиваясь, смог слезть с кровати").

В-пятых, не лишним было напоминание о том, как хвалить:
- хвалить не черту характера (например, ум), а конкретный поступок. Положительная оценка поступков внушает, что он может изменить свое поведение и повлиять на результаты.
- выражайте признательность, то есть благодарите, когда действия человека соответствуют ожиданиям. Хвалите за поступки, которые их превосходят.
- создать систему признаний, например, доска объявлений с благодарностями (можно было бы на доске объявлений вывешивать фио и фото участников тренинга, которые как-то проявили себя на тренинге, что-то предложили новое и интересное и прочее.)

В-шестых, требовать развернутых ответов полными предложениями. Не могу вспомнить, чтобы какие-то учителя требовали от нас такого. К сожалению. Это уже скорее имеет отношение к своим детям. На будущее.

И несколько цитат с моими мыслями в скобочках:
"Гордыня, страх и самодовольство - главные враги обучения. Ведь любая тренировка зиждется на смирении." (о, да! сколько их, экспертов с тремя высшими образованиями, которые работают охранниками, и считающих, что обучение это ниже их достоинства, "ВЕДЬ ОНИ И ТАК ВСЁ ЗНАЮТ!").
"Один из приемов, отличающий первоклассных учителей от просто хороших, - использование невербальных сигналов для коррекции поведения учеников на уроке" (я так всегда делаю! взглядом, жестами, если уж совсем "разбушевались" участники тренинга, то молча подхожу к ним).
"Правило 10 тысяч часов: именно столько времени нужно потратить на обучение и тренировку, чтобы стать профессионалом мирового уровня в любой сфере деятельности" (уже не первый раз встречаю эту идею. Имеет смысл!)
"Если необходимо запустить творческое мышление, займитесь механической работой - разгрузите мозг" (открыла для себя еще давно, когда активно участвовала в ночных покатушках на велосипеде. На работе, если надо "покреативить", сначала убираюсь на столе).
"Если хотите быть тренером, купите свисток" (а это идея! я правда использую колокольчик, но свисток вызывает ассоциации тренировки).
"Люди сознательно или неосознанно подражают действиям своего руководителя, тренера. Если пример не будет показан доступно или выполнен правильно, то обучающиеся так и не узнают, что такое идеальная профессиональная модель" (вывод, надо постоянно работать над собой, быть примером).
"Ежедневно... вы показываете личный пример, поэтому при любой возможности нужно обнаруживать тот класс профессионализма, которого хотите добиться от других" (то, о чем говорилось выше).
"В глазах бизнесменов любое стремление повышать свой профессионализм равносильно нежеланию выполнять свою работу" (соу тру! особенно в крупных бюрократических компаниях. У работника есть желание обучаться, а руководитель считает, что он хочет отлынить от работы).
"Если сотрудник вашей компании великолепно справляется со своей работой, нужно немедленно придумать, где еще можно применить его таланты" (для развития сотрудника это очень здорово, главное, знать меру и не закрывать все белые пятна одним работником).
"То, что кажется противодействием, на самом деле - отсутствие понимания" (Дэн и Чип Хиз) (к вопросу о сопротивлении изменениям).
"Всякая профессия есть заговор против непосвященного" (Б. Шоу).

Дуг Лемов Эрика Вулвей Кейти Ецци

От знаний к навыкам

Универсальные правила эффективной тренировки любых умений

Предисловие

Летом 2011 года мы с женой и моими родителями отправились на экскурсию в Шотландию на завод по производству виски. Казалось, наш экскурсовод вот-вот умрет со скуки. На каждой остановке она произносила заученный текст и затем спрашивала: «Вопросы есть?» - естественно, их не было, поскольку никто ее не слушал. Из всей поездки больше всего мне запомнилось - помимо желания поскорее приступить к дегустации, - что меня постоянно преследовала мысль об артисте Крисе Роке.

Незадолго до поездки я читал в «Мелких ставках» Питера Симса, как Рок отбирал материал для комических номеров. Однажды, готовясь к большому турне, Крис выбрал маленький клуб в Нью-Брансуике и выступал там день за днем почти полсотни раз; вдобавок он не расставался с блокнотом, куда все время заносил новые шутки и тут же испытывал их на зрителях. Симс так описывает этот процесс: «…Артист внимательно наблюдает за публикой, отмечая, когда зрители одобрительно кивают, реагируют жестами или длительными паузами. Иными словами, он старается уловить любую реакцию зрителей, которая могла бы подсказать правильное направление для поиска новых идей. Подобные выступления длятся около сорока пяти минут и обычно представляют собой печальное зрелище: большинство реплик не вызывают восторга у публики».

Однако со временем Крис докопался до сути успеха и научился отбирать нужные номера. Манеры артиста стали более естественными, шутки - более острыми, а переходы от репризы к репризе - более динамичными. Если вы когда-нибудь хохотали над его репликами (вроде этой: «Район, в котором я рос, не отличался благонравием, всегда находился парень, стрелявший быстрее вас»), то благодарите за это штат Нью-Джерси и город Нью-Брансуик.

К тому моменту, как Рок закрепился на канале НВО и начал выступать в шоу Дэвида Леттермана, он уже давно не только освоил секреты мастерства, но и довел его до совершенства. Результат налицо: Крис Рок такой хохмач - считает зритель, искренне веря, будто все дается артисту без усилий и все получается само собой.

Через пару месяцев после той поездки мне пришлось выступать, и я поймал себя на том, что произношу речь совершенно автоматически, как, собственно, делал множество раз раньше. На минуту стало тошно от мысли: я ничем не отличаюсь от того горе-экскурсовода . К счастью, мне хватило благоразумия не проговориться о своей догадке и тем самым избежать большого конфуза.

Перед нами всегда стоит один и тот же выбор: быть скучным экскурсоводом или Крисом Роком; довольствоваться жизнью на автопилоте или двигаться вперед и подвергать себя испытаниям, чтобы добиться большего. Хотим ли мы погрязнуть в трясине или будем постоянно тренироваться? Эта книга предназначена стать руководством для всех, кто выбрал последнее.

Вас ждет немало открытий и заставляющих задуматься замечательных идей. Одна из них заключается в том, что благодаря тренировкам вы, скорее всего, не обретете совершенства, но обязательно достигнете стабильного результата.

Например, долгие годы вы пользовались шампунем, но от него волосы не стали лучше. Вы можете дожить до самой смерти, так и не узнав о более эффективных способах ухаживать за волосами. Регулярное выполнение каких-либо действий вовсе не означает, что мы повышаем свое мастерство. Нужно практиковаться по-настоящему, а не просто повторять уже заученное. Вспомним слова Майкла Джордана: «Можно по восемь часов в день учиться забрасывать мяч в корзину, но если делать это неправильно, то добьешься только одного - доведешь до совершенства неправильные броски». Тренировка дает стабильный результат.

В детстве мы постоянно чему-то учимся: забрасывать мяч в корзину, играть на пианино, говорить по-испански. Возможно, нам все давалось нелегко - да и какой бегун не мечтает о попутном ветре? Но если занятия были тщательно спланированы, они приносили замечательные плоды: мы достигали прогресса. От недели к неделе наши показатели становились все лучше.

Почему из нашей жизни ушла тренировка? Ведь потребность в ней не исчезла? Постоянная практика нужна офисным служащим ничуть не меньше, чем спортсменам или музыкантам. Каждому из нас не мешало бы довести до совершенства определенные навыки, и список их огромен. Назову лишь некоторые: умение проводить собрание без затягивания; умение выслушивать (по-настоящему) свою вторую половину; способность выносить напряженное дорожное движение без ненависти к окружающим и ругательств в их адрес.

Гордыня, страх и самодовольство - главные враги обучения. Ведь любая тренировка зиждется на смирении. Обращаясь к тем, кто может нас чему-то научить, мы вынуждены признать, что многого не знаем. И безусловно, желание практиковаться - вовсе не признак слабости. В конце концов, мы знаем многих чемпионов, которых на вершину успеха возвели именно неустанные тренировки: Майкл Джордан, Джерри Райс, Роджер Федерер, Миа Хэмм, Тайгер Вудс. Обучение отнюдь не свидетельствует, что я никуда не гожусь. Оно означает: я могу стать лучше.

Спору нет, каждый день мы в чем-то практикуемся - обучение происходит круглосуточно. Мы всю жизнь учимся понимать своих детей и находить общий язык с коллегами. Но нам важно другое - топчемся ли мы на месте или приобретаем опыт и развиваемся?

Поскольку у вас в руках эта книга, вы готовы учиться. Значит, вы сделали верный выбор.

Пора практиковаться в искусстве становиться лучше.

Дэн Хиз , старший научный сотрудник Центра развития социального предпринимательства при Университете Дьюка

Почему практическая подготовка? Почему сейчас?

Книга адресована широкому кругу читателей. Однако мы, трое ее авторов, считаем себя в первую очередь преподавателями. Первоначально мы и задумывали написать книгу об учителях и для учителей, но по мере продвижения работы поняли, что нашими читателями могут стать и управляющие, и тренеры, и наставники, и руководители крупных организаций - более того, у всех у них есть дети, а значит, каждому так или иначе приходилось кого-нибудь учить. Другими словами, аудитория явно расширялась. И все-таки в первую очередь мы остались учителями, поэтому мир в книге представлен глазами преподавателя.

Надеемся, вы простите нам пристрастие к общим рассуждениям о педагогике, на которую мы смотрим с надеждой, пусть и робкой. Мы настроены оптимистично, поскольку до сих пор верим, что это самая благородная профессия в мире. И неважно, чему вы учите - проявлять терпение при осмотре пожилого пациента; решать квадратные уравнения; забивать мячи; проводить собрания, читать романы XIX века, - работа педагога представляется нам одной из величайших в мире. Вот поэтому-то мы и полны оптимизма. Сегодня из-за политической неразберихи и дефицита бюджета учителей загнали в угол. Но в конце концов временные трудности пройдут, и останутся плоды творческих исканий, которые изменят нашу профессию, обогатят ее новыми знаниями и предоставят инструменты, о которых мы раньше не догадывались. Это произойдет не только благодаря новой системе подготовки учителей, но и при помощи аналитических средств, позволяющих выявлять и собирать воедино лучшие педагогические достижения - «светлые пятна», как сказали бы братья Хиз. Кстати, именно их работы вдохновили не только нас, но и многих других педагогов.

В то же время мы скромны, поскольку, пытаясь вывести новую формулу преподавания, сами совершали немало ошибок - бывало, это происходило на публике, - и очень досадных. Мы скромны, поскольку, по нашему мнению, скромность - то есть постоянное осознание того, что можно и должно работать лучше, - основа любого труда в современном мире. Наша скромность простирается так далеко, что мы едва осмелились приступить к созданию этой книги. Но все же написали ее и надеемся: она принесет пользу как педагогам, так и представителям других профессий.

В этой книге мы, Дуг, Эрика и Кейти, делимся своим опытом работы в исключительно важном секторе экономики - системе государственного образования. Мы рассказываем, чему научились, вступая в борьбу за каждого талантливого человека и участвуя в решении сложнейшей социальной проблемы - разрыва в уровне успеваемости между детьми из обеспеченных слоев общества и детьми из нуждающихся семей. Кроме того, в книге представлены наблюдения за творческим путем и профессиональным развитием многих талантливых людей из самых разных областей деятельности. Поэтому мы убеждены, что собранный нами материал, содержащий множество примеров из педагогической практики и нашего личного опыта работы в школе, будет интересен не только специалистам системы образования, но и из других областей деятельности, да и всем тем, кто желает совершенствовать свои профессиональные навыки. Более того, мы сами уже давно применяем знания, приобретенные в узкой профессиональной сфере, в личной жизни, поэтому полагаем, что книга принесет пользу многим читателям. Ведь любой родитель неоднократно сталкивается с одними и теми же проблемами, пытаясь не только воспитать детей хорошими людьми, неравнодушными и уверенно идущими по жизни, но и сделать из них настоящих профессионалов - математиков, музыкантов, футболистов. Кстати, немало проблем возникает и при попытках самосовершенствования, когда мы учимся кататься на лыжах, забивать гвозди, вязать, управлять людьми и даже, судя по нашему последнему опыту, писать книги. Первый шаг, который следует сделать, - научиться искусству обучаться.

От знаний к навыкам (номинант на самую ругательную рецензию)

Да уж... :(

Издательство МИФ загадало мне загадку, предоставив на рецензирование книгу коллектива авторов (Дуга Лемова, Кейти Ецци и Эрики Вулвей) " От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений " (страничка книги на сайте издательства; книга на Озоне ).

Суть загадки: как сказать хорошим людям (чтобы их не обидеть) о том, что книгу они издали крайне слабенькую?

Ещё часть загадки: на страничке книги на сайте издательства куча восторженных отзывов на книгу от разного рода "гуру". Почитал я эти отзывы... Или уважаемые гури книгу просто не читали (в полном объеме), или (о ужас!) они элементарно не понимают, о чём книга, и просто не в состоянии её профессионально оценивать:(

Вопрос к уважаемой аудитории: чем профессионал в области обучения отличается от непрофессионала? Ответов может быть много, но, как минимум, одно из основных отличий - этокомпетентность в МЕТОДАХ обучения (ибо это рабочий инструмент, в котором -если ты профессионал, конечно - надо бы разбираться на все 300%).

Увы, сегодня обучением других людей занимаются в основном "говорящие обезьяны " (...и даже среди "гуру" их предостаточно ). "Говорящая обезьяна" - это чел, невесть откуда раздобывший сценарий некоего учебного занятия/тренинга, и потом данный сценарий тупо повторяющий.Хорошо-хорошо - не тупо, а с некими креативными-от себя-добавками...

Но суть от этого не меняется: на каждом, скажем, тренинге шаблонно копируетсяодна и та же методика обучения . Часто не своя методика - заимствованная у кого-то. При этом учитель-дрессированная-обезьяна в принципе не знает (и часто не хочет знать) о других методиках обучения.

А раз он не знает о других методиках обучения (т.е. в сознании попросту нет "базы данных" для корректного сравнения ), то свои собственные методы он обычно считает самыми-самыми лучшими и "уникальными".

По той же самой причине (слабость профессиональной базы) учитель-обезьяна легко западает на очередные "самые новые и самые продвинутые" методики обучения. Хотя часто эти "новейшие методики " - очередная победа маркетинга над здравым смыслом:(Но непрофессионал этого просто не заметит:(((И напишет хвалебный отзыв / рецензию...

Ладно, хватит предисловий... Начну с того, что книга "От знаний к навыкам"вогнала меня в глубокую ностальгическую тоску . Просто-таки погрузила в пучину воспоминаний, оживив в моем сознании годы, которые я проработал в качестве штатного препода в педагогическом институте и в качестве ведущего курсов повышения квалификации для учителей в нашем областном ИПКРО (Институт повышения квалификации работников образования).

Дело в том, что книгу "От знаний к навыкам" написали учителя (педагоги) изначально для своей целевой аудитории - т.е.для учителей обычных школ, желающих повысить свою квалификацию. Теперь вопрос (риторический:)) ) : читали ли вы в своей жизни что-нибудь более жуткое, чем нечто, написанное одним педагогом для других педагогов?!?! :)

/Очень доставил неоднократно встречающийся в книге пример про то, как отучали детей от жуткого дисциплинарного нарушения - они "ложились", клали голову на парту:) /

Для непрофессионалов заметим, что есть такие секретные трактаты:)), которые называютсяучебники по дидактике и изучаются (если мне не изменяет память) то ли на 2, то ли на 3 курсе любого педвуза. Вот книга "От знаний к навыкам" - это такой крайне упрощенный и попсовый пересказ учебника по дидактике.

Кстати, если бы гуру-специалисты не поленились открыть какой-нибудь классический учебник дидактики (вроде старенького Бабанского или более новогоХуторского), то там бы они нашли наааамного большепринципов и методов дидактики , чем в рецензируемой книге.

В советские и перестроечные годы (не знаю как сейчас) лучших школьных учителей просто обязывали обучать других школьных учителей; на базе ИПКРО их опыт обобщался и издавался в виде методичек. Конечно, не все педагогические находки были уровняпедагогов-новаторов:) , но некоторые из этих методичек я до сих пор храню (как источник интересных идей для проектирования собственных методов обучения).Книга "От знаний к навыкам" - уровня тех самых методичек:(Разве что в литературной обработке (т.е. "воды" больше).

Теперь по существу: о чём книга? Авторы книги сделали ну очень гениальное открытие о том, что в качестве прототипа ЛЮБОГО обучения можно использоватьметодику обучения моторным (двигательным)навыкам , используемую в спортивных тренировках. Собственно, этому самому гениальному открытию уже лет 70:)

Осознанно или нет, авторы книги пересказали основные принципы т.н. "программированного обучения ", придуманного их же соотечественником Скиннером ещё в 40-х годах 20 века. В нашей стране эта тема была популярна в педагогике ещё в 70-80-х.Как щас помню вал научных статей и диссертаций по этой теме:) И нельзя сказать, что тему эту "закрыли", и что методика совсем устарела - просто появилось чёткоепонимание ограничений этого метода.Но об этом чуть дальше...

Обобщим: книга - это описание педагогических находок авторов, которые они сделали, пытаясь применить в своей практике обучающие методы и приёмы из спортивных тренировок. Практика авторов: обучение детей; обучение школьных учителей; и ОЧЕНЬ мало примеров использования этих методов в бизнес-обучении:(

Свои педагогические находки авторы свели в42 совета . Каждый совет - это некий принцип или приёмчик, который можно использовать в обучении и самообучении. Лично мне большая часть советов показалась банальностью:(К тому же можно было эти 42 совета сократить до нескольких ключевых принципов, которые авторы просто повторяют в разных контекстах. Например:

1) Дробите (декомпозируйте) изучаемую деятельность на максимально мелкиедискретные операции

2) Каждую операцию доводитедо автоматизма путем многократных повторений

3) Освоение сложной деятельности происходит постепенно - какпоследовательное освоение операции за операцией

4) Последовательное движение (освоение целостной деятельности) невозможно безобратной связи по каждому из этапов (каждой изучаемой операции). Обратная связь должна быть качественной (быстрой; инструктирующей; мотивирующей и т.д.).

5) Освоение операций происходит через ихмоделирование . При этом используются разные способы моделирования: демонстрация (правильного результата и правильного процесса); составление ООД (ориентировочной основы деятельности); использование профессионального сленга и т.п.

6) В процессе обучения моделируются не только отдельные операции, но ицелостная деятельность . Следует различать "тренировку" (моделирование операций) и "репетицию" (моделирование деятельности). Для моделирования деятельности используются свои собственные методы: деловые и ролевые игры, "полевые" тренинги и т.п.

Вообще, друзья мои, в очередной раз читаю очередной западный трактат по обучению, и убеждаюсь, что лучше отечественнойпсихологии деятельности (в частности - психологии учебной деятельности) вряд ли что-то придумано. Вот толькомы - воистину! - "иваны, не помнящие родства" :( Вместо того, чтобы знать и применять своих же классиков (например, начиная с П.Я.Гальперина), которые в данной теме гораздо круче, мы восхищаемся очередной бледной копией.

Я не могу сказать, что книга совсем уж плохая. Если вы совсем "чайник" в обучении (самообучении), то наверняка найдете в книге много полезного для себя.

Книга может быть интересна и специалистам - какими-то мелочами, интересными идеями. Вот, например, какие интересные идеи "накопал" в этой книге я для себя:

1 -автоматизация отдельных операций (правило 4) -является базой для творчества . Во время выполнения автоматических действий сознание свободно для творческих идей. Следовательно, чем больше автоматизированных операций в структуре нашей деятельности, тем более творческим получается весь ее процесс.

Скорее всего, подлинное состояние "потока" возможно только тогда, когда бОльшая часть операций внутри конкретной деятельности выполняется "на автомате" (что, кстати, и отличает профессионала от новичка. Т.к. новичок пристально контролирует каждую операцию).

2 - мысль о том, что не надо бороться со своими слабостями, а надо сосредоточиться на развитии своих УЖЕ сильных сторон (совет 6) - далеко не нова. Но очень классной мне показалась идея о том, что наше развитие определяетсяширотой переноса навыков .

Т.е. это означает, что надо пытаться применять свои наиболее сильные способности/навыки в самых разных жизненных ситуациях, для решения самых разных жизненных проблем. Понятно, что не всегда уместно "открывать круглый замок квадратным ключом", но очень часто использование навыков/умений высокого уровня из одной профессиональной сферы в другой профессиональной сфере даёт взрывной эффект.

3 - идея о том (совет 13), что планирование необходимо не столько ради самого плана (некой зафиксированой на бумаге последовательности действий). На самом делепланирование - это репетиция , один из способов моделирования целостной деятельности.

И, кстати, в этом ключе слова Эйзенхауэра "Планы - ничто, планирование - это всё!" приобретают совсем понятный смысл:)

4 - понравилась идея о том (совет 16), что обучение, это, в сущности -расстановка приоритетов ИЛИ управление фокусом внимания ученика. Любой деятельности мы учимся через моделирование, которое может быть или простым (подражание) или сложным (тренировки, игры и т.п.).

Но ЧТО ИМЕННО мы усваиваем в процессе моделирования? Это зависит от того, на что именно обращено внимание ученика, что он выборочно усваивает. Именно поэтому первостепенная роль/задача любого учителя - быть для ученика таким своего рода "внешним информационным фильтром". Учитель как бы маркирует реальность: "Вот это важно в первую очередь, это - во вторую, а это пока совсем не важно".

Тут возникает и много других интересных идей:) Чтобы обучение было по-настоящему успешным, ученик должен "впустить" в свое сознание, интегрировать этот "информационный фильтр" (т.е. учителя). А от чего это зависит (интеграция "фильтра")? Тема дико интересная:), но тут мы уже слишком далеко вылезем за пределы данной книги...

5 - понравилась (в общем-то тоже не новая) мысль о том, как следует использовать в обученииошибки (совет 31). На начальных этапах обучения ошибки воспринимаются как "абсолютное зло", которое надо искоренять. Избавление от ошибок означает некую стандартизацию навыков, стабильно высокий уровень их исполнения.

Но проблема заключается в том, что в развитии рано или поздно наступает стадия плато, застой. Вроде бы достигнут неплохой профессиональный "средний уровень", но одновременно появляется ощущение, что "выше головы не прыгнуть". Авторы называют это застойное состояние "ловушка ОК ".

Найти выход из "ловушки ОК" помогают именно ошибки. Ошибки начинают выступать в роли фактора хаоса, случайности, создающей неожиданные возможности. Ошибки генерируют разнообразие в системе деятельности, и это разнообразие дает импульс к новому развитию.

Поэтому к ошибкам надо относиться положительно:) За ними надо наблюдать, их надо систематизировать и стандартизировать, анализировать и делать на их основе конструктивные выводы. По сути дела ошибки (если с ними правильно обращаться) - ценнейшая разновидность обратной связи:)).

6 - озадачила идея о том (совет 32), что лучшая тренировка - этопубличная тренировка . Т.е. подлинно эффективной будет тренировка только ВМЕСТЕ с другими людьми, и полностью открытая другим людям.

Рациональное зерно в этой идее есть. Человек устроен так, что он бессознательно жалеет себя, потакает своим слабостям и страхам. Тренируясь (обучаясь, развиваясь) в одиночестве мы найдем сотни поводов, чтобы "не заметить" каких-то своих ограничений, и чтобы не делать то, что выводит нас из зоны комфорта. Т.е. обучение "только для себя" имеет все шансы превратиться в псевдообучение.

С другой стороны, нет ничего более жестокого чем "суд толпы". Публичные тренировки - это такой экстрим:) Для развития круто, конечно, но все ли к этому морально готовы? :) Хотя проблема решаема: надо лишь найти свою "стаю", т.е. сообщество, учиться ВМЕСТЕ с которым вам будет и приятно и полезно.

7 - хороша идея (совет 35) о том, что подлинное обучение случается лишь тогда, когда ВСЕ участники обучения берут на себяВЗАИМНУЮ ответственность за его процесс и результаты.

Я, например, всегда говорил, что вопрос "И чему ты можешь меня научить? " - тупой и бессмысленный:) Надо спрашивать себя: "Чему я хочу научиться? " и "Как мы можем организовать наше сотрудничество, чтобы я учился, а ты помогал мне в этом? ".

8 - понравились мысли (совет 40) о том, что один из типичных результатов корпоративного обучения - формированиеединого понятийного поля (общего "словаря") - гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд. Наличие общего словаря не только упрощает понимание, но и снижает операционные издержки, связанные с процессами управления и внутренних коммуникаций в организации.

В качествезаключения ... Несмотря на то, что книга повергла меня в тоску, полезные знания в ней найти можно:) И среди 42 советов по более эффективному обучению (на стр.251-253 можно прочитать сразу все советы списком;) ), и в "заключении". В "заключении", кстати есть неплохая подборка рекомендаций, которую авторы назвали "утро понедельника".

"Утро понедельника " - это из разряда "начну новую жизнь с понедельника" :) Это такой способ прокрастинации, с помощью которого мы откладываем позитивные изменения в своей жизни. Чтобы преодолеть "утро понедельника", авторы книги дают советы о том, с чего именно начать менять свою стратегию обучения руководителям, тренерам и людям, которые занимаются самообучением.

Кроме того, в Приложениях к книге есть даже какие-то типатренинговые упражнения на развития навыков обучения. Мне они не понравились, т.к. ориентированы исключительно на школьных учителей. Можно, конечно, попробовать как-то эти упражнения модифицировать. Но зачем!? (тем более, что уже есть замечательные упражненияу Фоппеля;) ).

Открою ещё страшную тайну:) Выше я уже упоминал, что программированное обучение (про которое книга ) имеет свои ограничения. Собственно, авторы сами пишут про то, что существует большая категория профессий, которые условно можно назвать "исполнительскими ". Профессионализм в них представлен только в форме сложных умений и проявляетсятолько во время актуального целостного взаимодействия с другими людьми.

Примером исполнительской профессии может быть, к примеру, профессия педагога (выступающего со сцены артиста, выступающего с трибуны политика и т.п.). Суть в том, что для исполнительских профессий простой тренаж (в виде оттачивания до автоматизма отдельных навыков) мало эффективен. Например, если вы, как оратор, доведёте до совершенства свою дикцию, вас это никак не спасет от провала, если вы не сможете установить и поддерживать контакт с аудиторией. При этом дикцию можно тренировать как отдельный навык, а контакт с аудиторией - нельзя. Во-первых, нужно наличие самой аудитории на каждой такой тренировке; во-вторых, нужно наличие РАЗНЫХ аудиторий (т.к. в жизни они будут разные:)).

Исполнительские профессии не исключают тренировок (как тренажа простых поэлементных навыков), но этого явно недостаточно. Авторы сами пишут, что есть большая разница между тренировкой и репетицией; и что для обучения и развития в исполнительских профессиях нужны в первую очередь репетиции.

Репетиция - это весь процесс деятельности целиком, но как бы "понарошку". Это моделирование / симулирование реальности в виде ролевых, деловых, имитационных игр, тренажеров, практик и т.п. Короче, это огромный пласт методов и технологий обучения, которых авторы книги даже и не касаются:(

Собственно, ещё в 80-е доказали, что процесс обучения - нелинеен. Что усвоение сложных умений (интеллектуальных, коммуникативных, социальных и проч.) ничего общего не имеет с усвоением относительно простых моторных навыков.

К тому же пошаговая отработка навыков - чудовищно времяёмкий процесс. Для начала-середины 20 века (или для обучения самым базовым навыкам в начальной школе) эти учебные методы ещё востребованы. Но для "информационного взрыва" и для скоростей века 21 - сомневаюсь...Книжечка по своей идеологии устарела лет на 50 как минимум:(

Книжка - слабенькая :(Так и хочется предложить любимому издательству свои услуги в качестве научного редактора - т.к. его им явно не хватает.

Если у вас есть приличное гуманитарное образование - книгу можно смело не читать.

Если вы "народный учитель" (по аналогии с "народным целителем" :))), т.е. не имеете серьезной методической подготовки как педагог, тренер и т.п. ), то книгу можно и почитать. Но без фанатизма:)))

Если вы профессионал, то книгу можно полистать, и прочитать "по диагонали". Просто на предмет поиска каких-нибудь свежих идей, "фишечек".

Если помнить о том, что не нас учат, а мы учимся, то что-нибудь полезное в книге обязательно найдется;)

PS В качестве примера таких "фишек". В одном из разделов об обратной связи авторы пишут банальную в целом мысль о том, что чем быстрее ученик получает обратную связь (желательно в виде четкой инструкции), тем проще ему скорректировать свое поведение. В идеале "быстрее" - это немедленно.

Первое, что мне пришло в голову - это наши "полевые" тренинги продаж. Стандартно проводим так: продавец обслуживает клиента; тренер наблюдает за его действиями; после ухода клиента тут же делается "разбор полетов" (обратная связь), и уже при общении с новым клиентом продавец должен продемонстрировать скорректированное поведение. А теперь представляете - корректируем диалог продавца с клиентом в реальном времени через блютус-гарнитуру! Надо будет обязательно попробовать;)

Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно !