Отражение и его формы в философии кратко. Формы психического отражения

2. Характеристики отражения

3. Уровни психического отражения

1. Понятие психическое отражение . Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них – отражаемый , – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором – отражающем специфический продукт: отраженное
Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. (По книге ЛЕОНТЬЕВА« Деятельность. Сознание. Личность" )

В неживой природе взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение , которое выступает в виде простой механической деформации.

Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость - отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.

Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства – чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.

Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств – способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности.

Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия.

2. Характеристики отражения . Особенности процесса Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями: – Активность. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.

- Субъективность. Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

- Объективность . В то же время психическое отражение дает возможность строить "внутреннюю картину мира", адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического - его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

- Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Неповторимость Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.

- Опережающий характер . Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.

3. Уровни психического отражения. Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Б. Ф. Ломов выделял уровни психического отражения:

1. Сенсорно-перцептивный - это базовый уровень построения психических образов, в процессе развития возникающий в первую очередь, однако не теряющий актуальности в последующей деятельности. Субъект, основываясь на информации, поступающей благодаря стимуляции органов чувств реальными объектами, выстраивает собственную тактику поведения. Проще говоря, стимул вызывает реакцию: событие, происходящее в реальном времени, влияет на последующее действие субъекта, обуславливает его.

2. Уровень представлений. Образ может возникнуть без непосредственного влияния объекта на органы чувств субъекта, т.е это воображение, память, образное мышление. За счет многократного появления объекта в зоне восприятия субъекта, некоторые наиболее важные особенности первого запоминаются, отсеиваются от второстепенных, отчего возникает образ, независимый от непосредственного наличия раздражителя. Основная функция этого уровня психического отражения: планирование, контроль и коррекция действий во внутреннем плане, составления эталонов.

3. Вербально логическое мышление или речемыслительный уровень. Операции этого уровня еще менее связаны с событийным рядом актуального времени. Индивид оперирует логическими понятиями и приемами, сложившимися в ходе культурно-исторического развития человечества. Абстрагируясь от собственного непосредственного опыта, от воображения и памяти о событиях, имевших место в его жизни, он ориентируется и строит деятельность, опираясь на опыт человечества в целом. Тех понятий, определений и умозаключений, что были произведены не им. Это предоставляет возможность планировать и регулировать события различной направленности и временной удаленности, вплоть до планирования жизненного пути личности. Несмотря на значительную разницу между третьим и первым, начальным уровнем: процессы чувственной и рациональной регуляции деятельности непрестанно перетекают из одного в другой, формируя психическое отражение в многообразии его уровней и образов.

Если отражение в неживой природе характеризуется относительно простыми формами и пассивным характером, то для биологических форм отражения уже свойственна различного уровня приспособительная активность, начиная с раздражимости как наиболее простой способности живого избирательно реагировать на воздействие окружающей среды. На более высоком уровне эволюции живого отражение принимает форму чувствительности. О психической форме взаимодействия живого организма со средой мы можем говорить тогда, когда появляется адекватное отображаемому объекту содержание отражения, не сводимое к собственным биологическим свойствам живого организма. Именно психическая форма отражения осуществляет регулятивное отражательное взаимодействие организма со средой, которое заключается в нацеливании живого организма на деятельность, воспроизводящую биологические условия его существования. сознание психика философский

Мотивация деятельности животного обеспечивается врожденными нейрофизиологическими структурами в форме определенных чувственных импульсов на базе системы безусловных рефлексов. С появлением головного мозга возможности адаптивного отражения уже реализуются, как считают некоторые исследователи, с помощью наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на фундаменте условных и безусловных рефлексов.

Сказанное имеет в своей основе отношение и к человеческой психике. Однако человек несводим к совокупности биологических условий его существования. Человек существует в пространстве социума, отражение и регулирование взаимодействия с которым осуществляется главным образом с помощью сознания. Если психика животного отражает только простые, внешние свойства вещей в чувственных образах, то человеческое сознание - сущность вещей и явлений, скрытую за их внешними характеристиками. Другими словами, психическое отражение на уровне животного осуществляется посредством отождествления внешних объектов с самим отражающим субъектом "в той форме непосредственности, в которой не существует различий между субъективным и объективным" (Г.В.Ф. Гегель).

В сознании человека, напротив, предметы и явления внешнего мира отделяются от самих переживаний субъекта, т.е. они становятся отражением не только объекта, но и самого субъекта. А значит, в содержании сознания всегда представлен не только объект, но и субъект, его собственная природа, что обеспечивает качественно новый по сравнению с животной психикой уровень адаптивного отражения на базе целеполагания. "Психический образ у человека есть результат не только воздействия конкретной ситуации, но и отражения онтогенеза индивидуального сознания, а стало быть, в известной мере и филогенеза общественного сознания", поэтому при анализе сознания как формы психического отражения необходимо учитывать трехплановость отражения. А именно, понимание сознания как "субъективного образа объективного мира" предполагает несколько уровней "образного" отражения: непосредственного, опосредованно-обобщенного отражения на уровне индивида и опосредованно-обобщенного отражения как итога всей истории социума. Сознание является высшей формой психического целенаправленного отражения действительности общественно развитым человеком, формой чувственных образов и понятийного мышления.

Итак, сознание - высшая форма отражения действительности. Естественно возникает вопрос: как возникла столь сложная и высокая форма отражения, что ей предшествовало на низших ступенях развития материи? С точки зрения диалектического материализма, сознание - продукт длительного исторического развития самой материи, которая в процессе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения - сознания - следует искать в самой материи, ее эволюции.

К. Циолковский говорил об одном удивительном свойстве материи, свойстве, которое он называл отзывчивостью. «Отзывчивы, - писал он, - все тела космоса», «отзывчива всякая частица Вселенной»11 Мир философии. Ч.1. С.475. . «Так все тела изменяются в объеме, форме, цвете, крепости, прозрачности и всех других свойствах в зависимости от температуры, давления, освещения и вообще воздействия других тел»22 Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула, 1986. С.276. (например, термометр, барометр, гигроскоп и другие научные приборы гораздо отзывчивее человека). В диалектико-материалистической философии это удивительное всеобщее свойство материи называется отражением.

Что же такое отражение? Прежде всего, важно отметить, что это свойство материи проявляется в процессе взаимодействия тел, объектов, предметов, явлений. Любое взаимодействие не остается бесследным. Способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре называется отражением. Это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии, т.е. отражение - это всегда результат взаимодействия. Можно предложить несколько определений понятия «отражение», но суть их одна: отражение - это способность материальных систем специфически воспроизводить в своей организации структуру внешнего воздействия, иными словами, «способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе» Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. М., 1997. С.150..

В приведенных выше определениях даны все универсальные характеристики отражения:

  • отражение вторично по отношению к отображаемому;
  • между отображением и отображаемым существуют отношения сходства, адекватности;
  • носителем (субстратом) отражения является уровень организации материальных систем.

Материя неоднородна по своему строению, по уровню своей организации. Следовательно, мы можем сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Если рассматривать материю с точки зрения уровня ее организации, то можно выделить следующие фазы, ступени, уровни в развитии самого отражения.

Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы отражения:

а) механическая - результаты таких механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и др. Примерами таких результатов могут быть: следы человека, животного на почве, отпечатки вымерших животных или растений в слоях земли, деформация или разрушение тел при их столкновении и т.д.;

б) физическая - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под воздействием влаги, расширение тел под воздействием тепла или сжатие под воздействием холода, изменение магнетизма тел под воздействием магнита, деформация пород под воздействием солнца, ветра, влаги и т.д. Физическая форма отражения используется в ЭВМ, при управлении с земли космическими кораблями и системами;

в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.

Химическое взаимодействие и его результаты особенно важны в том отношении, что именно в них наука видит ключ к разгадке тайны происхождения жизни на земле. Согласно взглядам наших отечественных ученых (школа академика А.И. Опарина) жизнь зародилась в первозданном океане, где различные химические элементы находились (как находятся и сейчас) в растворенном состоянии и свободно перемещались вместе с движением воды.

Это создавало условия для их взаимодействия, соединения, благодаря чему в водах океана возникали все более и более сложные углеродистые соединения, приведшие к возникновению аминокислот, нуклеиновых кислот и белка, что означало появление жизни. Жизнь возникает с появлением таких сложных органических соединений, которые способны к саморегулированию, самосохранению, самосовершенствованию и размножению.

Второй уровень - органическая материя. Этот уровень материи чрезвычайно многообразен, и его эволюция шла от низших форм к высшим. Здесь также можно выделить 3 формы отражения:

а) раздражимость как результат воздействия предметов, внешней среды, проявляющийся в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Избирательность - это реакция в соответствии с потребностями организма, это использование благоприятных факторов и «уход» от неблагоприятных. Эта элементарная форма отражения присуща всей живой материи, но у сложных, особенно высших животных она носит подчиненный характер, в то время как у микроорганизмов и растений является доминирующей или подчас единственной формой отражения, направленной на самосохранение.

У растений это проявляется в направленности их роста в результате воздействия односторонних раздражителей (механических, физических, химических и др.), например, в сторону наиболее интенсивного освещения, в сторону земного притяжения. Это проявляется в движении отдельных органов растений (веток, лепестков, листьев) по направлению к благоприятным воздействиям внешних факторов - освещения, тепла, влаги, химических веществ.

В деревьях под воздействием света (солнца) формируются годичные кольца, запечатлевается радиоактивное воздействие. Ряд растений (цветы) отвечают на воздействие насекомых - свертываются и поедают их (например, росянка). У микроорганизмов (вирусы, амебы, бактерии, инфузории, гидры и пр.) это проявляется в их свободном передвижении под влиянием односторонних раздражителей (химических, световых, температурных, электрических, механических и т.д.) по направлению к полезным раздражителям или от раздражителя, если он вреден для их жизнедеятельности, самосохранения.

В этом плане показательны многочисленные опыты И.П. Павлова с амебой и росянкой (насекомоядным растением). Павлов наблюдал такую картину: когда амеба была сыта, она спокойно проплывала мимо водорослей. Если же была голодна, то подплывала к водорослям и потребляла их. На чашечку насекомоядного растения росянки ученый воздействовал различными мелкими предметами: кусочками бумаги, спичечного коробка и т.д. Росянка не реагировала. Как только попадало насекомое, растение тут же его захватывало и поедало.

В этом суть избирательной реакции: реагирование на биологически благоприятные и неблагоприятные раздражители в соответствии с потребностями организма;

б) чувствительность животных. Эта форма отражения появляется у животных с возникновением нервов и нервной системы - развитой или неразвитой (нервные волокна, нервные клетки, узлы, цепочки, сложная нервная система). Эта форма отражения заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы. Данная форма отражения наиболее типично проявляется в безусловных и условных рефлексах.

Безусловные рефлексы (в том числе инстинкты) - это врожденные акты поведения неосознанного характера, вызываемые воздействием внутренних и внешних раздражителей. Формируются они исторически и передаются по наследству, а не приобретаются. К ним относятся рефлексы:

  • пищевые (добыча пищи, ее выслеживание, поимка, собирание и заготовка кормов и др.);
  • защитные (сохранение особи - замирание, прятание, защита зубами, когтями, рогами и т.д.);
  • половые (влечение, спаривание, токование птиц, призывы, изменение наряда и т.п.);
  • родительские (забота о потомстве - строительство гнезд, нор, добыча пищи и кормление детенышей, их охрана).

Условные рефлексы - это приобретенные акты поведения. Они возникают при постоянно или многократно повторяющемся воздействии внешних раздражителей, не связанных с жизнедеятельностью организма, т.е. биологически нейтральных. Например, после звонка собаке дается пища. После многократных повторений у собаки после звонка выделяется желудочный сок и слюна, хотя пища может и не подаваться. В данном случае вырабатывается условный рефлекс на звонок - биологически нейтральный фактор. Но здесь важно подкрепление: нейтральный внешний раздражитель подкрепляется биологически необходимым фактором, в данном примере - пищей, иначе рефлекс не вырабатывается. Если подкрепление прекращается, условный рефлекс угасает и прекращает свое действие. Вся условно-рефлекторная деятельность является сигнальной: на основе образования временных связей многократные сигналы-раздражители выполняют роль предвестников о предстоящем наступлении биологически важного для организма акта;

в) психическое отражение высших животных. Эта форма присуща высшим животным, имеющим центральную нервную систему и осуществляющим высшую нервную деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость и чувствительность в виде безусловных и условных рефлексов, но у них уже появляется более высокая форма отражения в виде психических ощущений, восприятий и даже элементарных представлений.

Особую роль играет то обстоятельство, что нервная система высших животных не только развита, но и дифференцирована, т.е. в ходе длительной эволюции под воздействием внешних факторов сформировались органы чувств - зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, а также то, что сформировались большие полушария мозга, кора этих полушарий. В результате высшие животные уже не просто чувствуют воздействие неоформленных и оформленных факторов среды, но под их воздействием в мозгу возникают соответствующие ощущения - зрительные, слуховые, осязательные и др. Более того, высшие животные способны воспринимать предметы в их целостности и даже обладают элементарными представлениями о предметах, которые животное воспринимало ранее (например, где находится корм или дом; собака с удовольствием по команде ищет мяч, с которым она привыкла играть, несет тапки хозяину или другим членам семьи и т.д.). У этих животных возникает и элементарное зачаточное мышление. Действия многих высших животных бывают настолько сложными и целенаправленными, что и человек поражается им. Бобры, например, строят под водой у берега хатки с входами и выходами, сооружают плотины для поддержания необходимого уровня воды у хаток, зубами «срезают» деревья, заготавливают впрок ветки, прокладывают каналы для транспортировки ветвей, строительного материала и т.д. Не случайно бобров называют «лесными инженерами», и вряд ли все это можно объяснить одними лишь инстинктами. Это свидетельство довольно развитой психики животных. А обезьяна способна выполнять и более сложные, более осмысленные операции, например заливать огонь, если он мешает ее доступу к пище. И все же сознания у животных нет. Все их действия носят неосознанный характер, без предварительного целеполагания и проекта.

Сознание появляется лишь на высшем - социальном уровне материи.

Третий уровень - социальная материя. Этой материи свойственны две основные формы отражения:

а) чувственная форма в виде ощущений, восприятий и представлений, имеющихся и у животных, но носящих у них неосознанный характер;

б) теоретическая форма отражения в виде понятий, суждений, умозаключений, воображения, гипотез и т.д., совершенно отсутствующая у животных.

Учитывая, что физиологическая основа психики животных и сознания человека сходна, но человек обладает сознанием, а животное нет, возникает необходимость выяснить те коренные причины, которые привели к появлению высшей формы отражения - сознанию человека.

Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система) , который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической) , отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

Право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок в обществе.

Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность.

Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства и т.д.

№26 Проблема единства мира. Единый закономерный мировой процесс.

На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.

Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира – в его материальности. Проблема единства мира по-своему решалась и другими античными мыслителями, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала – материи или духа – называется философским монизмом.

Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух.

Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р. Декарт.

В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века.

Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические «комбинации элементов» образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистически рассматривая сущность общественных явлений, русские революционные демократы не смогли до конца последовательно разрешить проблему материального единства мира.

Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа существования белковых тел, являющихся ее материальными носителями.

Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.

Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискретность строения объективной действительности. Наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем. Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во «включении» менее сложных систем в более сложные. Несводимости специфических закономерностей последних к первым.

Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира соответствует развитию естествознания того периода. Открытие электромагнитных волн и светового давления свидетельствует о материальности электромагнитного поля и о наличии массы света, который представляет собой, как оказалось, электромагнитные волны определенной длины. Открытие клетки показало единство в строении всего живого при всем многообразии его видов. Важными открытиями в этом отношении являются открытие закона сохранения и превращения энергии и создание эволюционной теории происхождения видов Дарвиным.

Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своем составе те же химические элементы, что и Земля. Многообразие химических элементов раскрывается периодической системой элементов Д.И. Менделеева.

Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже XIX-XX вв., показавшие сложную структуру атома. Обогатились представления об основных формах движения. Эти открытия отвергают субстратно-вещественную модель мира, авторы которой пытались свести всю материю во Вселенной к некоей «праматерии». Такой первоматерией всех вещей английский физик Праут считал, например, атом водорода.

Кроме субстратно - вещественной модели единства мира, существует функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной связана с другой, сколь угодно удаленной от нее. Вселенная функционирует как единый механизм, в котором каждое явление строго необходимо и занимает вполне определенное место в общей цепи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает действительность.

В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения.

Вносит свой вклад в раскрытие сущности материального единства мира и кибернетика, устанавливающая общее в различных явлениях и процессах. И вообще, интеграция наук – свидетельство материального единства мира. Вместе с тем, выход естествознания на новый уровень, где здравый смысл уже не может регулировать отношения истинности и ложности, потребовал и изменения философских трактовок Бытия. В структуру бытия была введена категория «наблюдатель». От характеристик наблюдателя (движется он или покоится, какова его масса, заряд и т.д.) зависят характеристики наблюдаемого объекта. Эта концепция, возникшая как реакция на создание Теории относительности и Квантовой механики, не могла проявить себя и в других сферах философского знания. Все большее распространение получает в философском знании замена вопроса: что такое мир, на вопрос «каким мы этот мир представляем». Так, в социальной философии все более популярной становится идея «социального конструирования реальности». Категории Бытия, по мнению сторонников этой концепции, зависят от убеждений людей, воспринимающих мир. То, что считается истинным подавляющим большинством, становится истинным по своим последствиям. Наиболее мощную попытку построить послемарксистскую концепцию Бытия предпринял немецкий философ М. Хайдеггер. По его мнению, существуют три разновидности Бытия. Первая форма или собственно Бытие есть форма существования вообще. Жизненная сила, которая позволяет предметам и явлениям пересечь границу между Бытием и Небытием. Второй разновидностью Бытия выступает по Хайдеггеру здесь-бытие: мгновенный слепок бытия единичных предметов. В этом понятии фиксируются характеристики бытия предметов, которые находятся за пределами нашего сознания. Их нельзя понять. Но их можно пережить (тяжесть, боль, страх, радость, холод и т.д.).

Сознание человека не хочет мириться с тем, что существует нечто, недоступное пониманию. Оно создает аналоги этих характеристик, выступающих в качестве атрибутов Бытия. На место холода ставится температура, на место тяжести – масса. В отличие от первых, вторые характеристики связаны с деятельностью человека. Они могут быть поняты и изучены. Эту форму Бытия Хайдеггер назвал Man (человеческое Бытие).

В последнее время неклассические трактовки Бытия начинают приобретать все больший вес в гуманитарных науках. Особенно это относится к социологии и экономике. На место прежних «объективных», независимых от мнения и сознания людей линейных законов приходят законы вероятностные, наступление действия которых оказывается связанным со статистическими закономерностями. Уже не естественные науки с их линейным детерминизмом (обязательные причинно-следственные связи) диктуют правила гуманитарным, а наоборот.

Единство мира, о котором я здесь говорю, это не всеобщее биологическое единство человеческого рода, это и не род ойкумены, которая подразумевается сама собой и которая, несмотря на все противоречия, как-то существовала среди людей во все времена в какой-либо форме. Это и не единство международных сношений, мировой торговли, Всемирного почтового союза или чего-то подобного, но нечто гораздо более сложное и жестокое. Речь идёт о единстве организации человеческой власти, которая должна планировать, управлять и овладеть всей Землёй и всем человечеством. Речь идёт о важной проблеме, созрела ли уже сегодня Земля для единственного центра политической власти.

Одно и единство - это трудная проблема вплоть до математики. В теологии, философии, морали и в политике эта проблема единства вырастает до огромных пропорций. Нелишне напомнить о многих сложных аспектах проблемы единства, перед лицом поверхностности лозунгов, которые являются сегодня общепринятыми. Все вопросы, даже вопросы чистой физики, сегодня неожиданно быстро превращаются в основополагающие проблемы. Но в вопросах человеческого порядка единство часто выступает нам навстречу как абсолютная ценность. Мы представляем себе единство как единодушие и единогласие, как мир и хороший порядок. Можем ли мы поэтому абстрактно и всеобще утверждать, что единство лучше многообразия?

Ни в коем случае. Единство, абстрактно говоря, точно также может быть усилением зла, как и усилением добра. Не каждый пастырь - это добрый пастырь, и не каждое единство тоже. Не любая хорошо функционирующая, организация соответствует уже как просто единство образцу человеческого порядка. И царство сатаны - это единство, и сам Христос имел в виду это единое царство зла, когда он говорил о дьяволе. И попытка постройки Вавилонской башни была попыткой единства. Перед лицом некоторых современных форм организованного единства мы даже можем сказать, что вавилонская путаница может быть лучше, чем вавилонское единство.

Желание хорошо функционирующего глобального единства мира соответствует господствующему сегодня, технически-индустриальному мировоззрению. Техническое развитие непреодолимо ведёт к новым организациям и централизациям. Если действительно судьбой человечества является техника, а не политика, тогда проблему единства можно рассматривать как решённую.

Единый закономерный мировой процесс

Мир - это единая материальная субстанция. Ее важнейшим способом существования является процесс развития. Материальное единство мира выражается поэтому в единстве мирового процесса развития, т. е. в едином закономерном мировом процессе. Субстанциальное единство мира проявляется в его процессуальном единстве. Идея единого мирового процесса была разработана Энгельсом и Лениным и включена в число важнейших, обобщающих идей диалектического материализма. Согласно Ленину, мир есть «вечный процесс» «мир есть вечно движущаяся и развивающаяся материя», «единый, закономерный мировой процесс».

Единый мировой процесс представляет собой закономерную последовательность ступеней, возникающих в результате спонтанного

развития субстанции, которая порождает их из самой себя в силу

своей природы.

Основой единого мирового процесса служит аккумуляция содержания в процессе развития. Каждая последующая ступень, возникая

из предшествующей, не устраняет, а сохраняет ее в себе. Тем самым субстанция «... не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя» (Гегель). Мировой процесс есть бесконечное восхождение от низшего к высшему.

Известные современной науке четыре основные формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. Представление о едином мировом процессе развития является синтезом философских и конкретно-научных обобщений.

Отражение – всеобщее свойство материи, ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов.

Отражение определяется следующими признаками:

1. оно предполагает взаимодействие объектов;

2. зависти от уровня организации и структуры взаимодействующих объектов;

3. зависит от условий, в которых происходит взаимодействие объектов;

4. отражение адекватно структуре отражаемого объекта;

5. отражение информативно, т.е. несет информацию об отражаемом объекте;

6. на биологическом уровне отражение приобретает свойство предвидения, прогнозирования.

Историческое развитие форм отражение неотделимо от общей эволюции материального мира. Чем выше уровень организации материальной системы, тем выше развита способность отражения. В неорганической природе отражение проявляется в механических изменениях (*след на земле, нагревание камня под воздействием солнечных лучей и проч.), физических (физические реакции), химических (химические реакции).

В результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения – биологическая . Элементарными формами биологического отражения являются раздражимость , т.е. активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды (*реакция растений на смену дня и ночи, времена года), и чувствительность , т.е. способность отражать свойства предметов в виде ощущения. С появлением высокоорганизованных животных возникает психическое отражение (психика – система активной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего мира). Благодаря психике животное может воспринимать более сложные отношения между предметами мира, у них формируется элементарное мышление (например, обезьяна может достать плод, пользуясь палкой, и т.д.). Именно психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания.

38. Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание.

В медико-биологическом смысле сознание рассматривается как функция специального органа – головного мозга. Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими построить картину развития материи, возникновения жизни, появления человека и формирования человеческого сознания. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляются существа, обладающие мозгом. Человек как биологическое существо отличается наивысшей степенью организации мозга.

В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может. Это подтверждается онтогенезом (процессом индивидуального развития человека): человек с раннего детства усваивает правила поведения, язык, культуру той социальной среды, в которой он живет; его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе отношений, принципов, традиций.

[Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: передвигались на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.]

В происхождении сознания выделяют два вида условий :

- природно-биологические (эволюция форм отражения, особые природно-географические условия, определенный уровень развития телесности, наличие высокоорганизованной материи – мозга),

- социальные (жизнь обществом, коллективный труд, потребность в общении, формирование языка, речи).

Наукой доказано, что мозг является органом психической деятельности и представляет собой сложно организованную систему отражения. Человеческий мозг – это сложная система, состоящая из нескольких (5) крупных подсистем, каждая из которых имеет свою организацию и особые функции. Например, кора больших полушарий головного мозга представляет собой серое вещество, состоящее из нескольких слоев нервных клеток (их насчитывается до 15 миллиардов). Полушария, в свою очередь, делятся на области, ответственные за выполнение двигательной, речевой, зрительной, слуховой и других функций.

В подтверждение того, что сознание является функцией мозга, можно привести следующие доказательства:

39. уровень сознания зависит от степени организации мозга (* сознание первобытного человека, ребенка);

40. при повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность (*при повреждении лобной доли человек не может контролировать движения; *затылочных – нарушается ориентировка в пространстве, невозможно выполнение арифметических действий и т.д.).

Значительное место в исследовании работы головного мозга принадлежит российской физиологии, особенно учениям И.М. Сеченова и И.П. Павлова , которые экспериментально обосновали единство физиологических и психических процессов, раскрыли сложный механизм духовной деятельности человека через изучение психики высших животных. Эти учения явились естественнонаучным основанием материалистического понимания проблемы сознания.

Важное значение для понимания сущности сознания человека имеет учение Павлова о двух сигнальных системах.

Отличие сознания от психики высших животных

Сознание формируется вместе с формированием человека и общества. Наука дает нам представление о жизни человекообразных существ. Они были объединены в группы, совместно добывали пищу, осуществляли примитивное общение. В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиться приспособлением к природе - с помощью созданных им орудий он воздействовал на нее. В процессе трудовой деятельности человек преобразовывал не только окружающую его среду, но и свою собственную физическую и психическую природу. Под воздействием характера деятельности изменялись морфофизиологические особенности организма: развивалась рука – развивались большие полушария головного мозга, вырабатывалось прямохождение – развивался мозжечок и т.д. Развитие головного мозга влекло за собой развитие психики. С развитием труда человек начинает рассматривать окружающий его мир как предмет своей деятельности. Труд требовал прогнозирования результатов, постановки целей и определения средств их реализации. Труд объединял людей, создавал необходимость в общении. Это привело к совершенствованию средств общения, к формированию языка, членораздельной речи. Так в процессе трудовой деятельности и в общении человек создает идеальные образы, хранит их в памяти и передает их содержание через язык, речь, письменность.

Таким образом, сознание – это общественно-историческое явление, оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе развития трудовой деятельности и общения.

Человеческая деятельность неразрывно связана с активностью сознания. деятельность сознания направлена не только на отражение внешнего мира, но и на творческое преобразование действительности. Творческая деятельность сознания связана с потребностями , возникающими под влиянием взаимодействия человека с миром. Потребности, отражаясь в сознании человека, приобретают характер цели . Способность к целеполаганию присуща только человеку и является одной из основных особенностей сознания. Благодаря способности к анализу, памяти, воображению и другим мыслительным операциям человек создает идеальные образы, строит планы на будущее. Реальность, преобразованная в мыслях, может стать действительностью в результате практической деятельности. Таким образом, идеальное превращается в материальное, сознание через практику оказывает воздействие на породившую его действительность.

[Творческая активность человека привела к созданию искусственного электронного мозга, способного выполнять многие сложные мыслительные операции. В результате этого возник вопрос: может ли искусственный мозг заменить или даже превзойти человека? Прежде всего, следует отметить, что мыслит не мозг человека, а человек с помощью мозга. Сознание не только функция мозга, оно имеет общественную природу, развивалось в процессе длительной эволюции, обусловлено многовековой культурой. Сознание активно и способно к творчеству. Оно включает в себя не только мыслительную деятельность, но также чувства, эмоции, волю, оценки. Возможности искусственного мозга ограничены: машина действует только по программе, заданной человеком, она не обладает чувствами, не способна предвидеть незапланированное изменение ситуации.]

Характер отражения Типы (уровни) отражения Формы отражения Примеры
Пассивный Отражение в неживой природе Механичес­кое Физическое Химическое Следы животных на песке Механическая деформация Отражение предметов в воде, Эхо Изменение цвета лакмусовой бумаге в щелочном и кислом растворах
Биологическое Адаптация, ведущая к приспособлению живых организмов к среде Отражение в живой природе Раздражимость Рефлексы (условные и безусловные) Элементарная психика животных Сужение зрачка при ярком свете Пищевые, оборонительные, строительные и др. инстинкты и рефлексы, обеспечивающие сохранение и развитие вида Обман лисой и др. животными охотника
Активный Социальное (осознанное) отражение Чувственное познание Логическое познание Зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные ощущения; восприятия; представления Понятия, суждения, умозаключения

базируется на общей для человека и животных физиологической основе – первой сигнальной системе, представляющей механизм, посредством которого живой организм отвечает на воздействия внешнего мира.

У позвоночных животных возникают элементарные формы психики. Психика – это все осознанные и неосознанные познавательные процессы и образования (ощущения, восприятия, представления, память, мышление). Вместе с тем, психика - это психические состояния (эмоции, настроение, бодрость, усталость и т.д.) и психические свойства личности (наблюдательность, находчивость, черты характера, типы темперамента и т.д.).

У позвоночных животных психическая деятельность проявляется в способности анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия.

Обычно у животных различают два типа поведения: 1) инстинктивное поведение, базирующееся на безусловных рефлексах; 2) индивидуально приобретенные поведенческие навыки, основывающиеся на условных рефлексах.

Инстинкт – видовое приспособительное поведение, в основе которого лежат врожденные безусловные рефлексы, посредством которых осуществляется постоянная связь организма со средой. Главнейшие инстинкты: пищевой; самосохранения; размножения; родительский; ориентировочный; общения (стадный, стайный).

По мере того, как животное вступает в контакт в различными раздражителями внешней среды, на базе безусловных рефлексов образуются условные рефлекторные связи.

Образование условных рефлексов у позвоночных животных ведет к усилению приспособительного значения отражения, то есть к дальнейшему увеличению степени активности отражения. У высших позвоночных животных можно обнаружить элементарное мышление, хотя следует отметить, что интеллект животных качественно отличается от мышления человека.

В процессе эволюции психическая форма отражения постепенно развилась в качественно новую форму отражения – сознание . Предпосылкой превращения интеллекта и психики животных в сознание является трудовая деятельность.

Таким образом, труд является решающим фактором становления и развития человека и его сознания. Человек сознательно изготавливает и применяет орудия производства и в этом качественное отличие его трудовой деятельности от предметной деятельности животных.

Орудийная деятельность способствовала объединению людей в общество. Совместная трудовая деятельность привела к возникновению языка как средства общения, сформировалась вторая сигнальная система, отличающая человека от животного. Вторая сигнальная система – специфическая, физиологическая основа человеческого сознания, представляющая собой единство рефлекса и слова. Например, слово «пожар» - не просто сигнал, а сигнал сигнала.

11.2. Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе которых эти образы сформировались. Но, отличаясь от материального, идеальное органически связано с ним. Идеальное возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств человека и существует только в материальном – в мозгу чувствующего субъекта.

Понятие «идеальное» используется в философии для обозначения того способа существования, который характерен для содержания образа, то есть представленности в образе объективной реальности. Идеальное существование образа представляет собой определенную субъективную реальность, реальность отражения действительности человеком. Эта реальность отражения проявляется в возможности будущего действия, в существовании проекта действия на основе образа.

Субъективность образов означает их принадлежность конкретному субъекту (человеку или социальной группе). Поскольку создаваемый в процессе отражения идеальный образ принадлежит субъекту, он неизбежно отражает своеобразие его жизненного пути, его социального опыта, интересов, установок, социальных и классовых позиций.

Субъективность идеального образа означает также приблизительное соответствие отражения отражаемому: отражение воспроизводит свойства и черты объективного мира в зависимости от отражательных способностей конкретного субъекта. К примеру, различными были способности Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Субъект по своей природе активен. Активность сознания связана с деятельностью человека. Активность сознания направлена, прежде всего, на познание внешнего мира, что проявляется в избирательности и целенаправленности познавательной деятельности.

Исходным моментом отражательной способности человеческого сознания является целеполагающая деятельность. Человек не только преобразует в процессе трудовой деятельности природные материалы, но и одновременно реализует свою цель. Таким образом, прежде чем действовать, субъект ставит определенную цель, определяет пути и средства ее достижения, принимает решение совершить соответствующие действия и т.д. Совершая те или иные целенаправленные действия, субъект превращает идеальные образы в реальность, превращает, таким образом, субъективное содержание своего сознания в объективное.

Именно в целеполагающей деятельности человека, направленной на преобразование внешнего мира в интересах его самого и общества в целом заключается активность сознания, являющегося высшей формой отражения, возникшей в результате длительной эволюции материи.

Сознание, будучи отражением внешнего мира, обладает творческим характером и, воздействуя на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества.

11.3 . С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной личности. Общественное сознание включает в себя знания, взгляды, общие для многих людей. Носителями (субъектами) общественного сознания являются отдельные индивидуумы и социальные группы.

Индивидуальное и общественное сознание различаются и по своему содержанию. Каждый в отдельности индивид ограничен конкретными условиями своей жизни и деятельности, и потому не в состоянии охватить своим сознанием все общественное бытие. Общественное сознание, будучи продуктом духовного творчества социальных групп, является по сравнению с индивидуальным более разнообразным, богатым по содержанию образованием, отражает действительность глубже всестороннее. Индивидуальное сознание формируется каждой личностью заново, в то время как общественное сознание передается от одного поколения к другому. По этой причине индивидуальное сознание неизбежно уже по своему объему, беднее по содержанию, чем общественное сознание.

Во взаимодействии индивидуального и общественного сознания ведущей стороной является общественное сознание. Оно проникает в индивидуальное сознание через средства массовой информации, в процессе образования и воспитания. Оно внедряется в индивидуальное сознание через сознание социальных групп и коллективов, участником которых является тот или иной индивид.

Процесс проникновения содержания общественного сознания в индивидуальное есть, с одной стороны, сознательно направляемый процесс, поскольку он осуществляется через процессы образования и воспитания. С другой стороны, этот процесс проникновения является стихийным, неконтролируемым процессом, поскольку влияние общественного сознания во многом неконтролируемо.

Общественное сознание является чрезвычайно сложным образованием, характеризующимся многообразием элементов и сложностью структуры. Анализируя структуру общественного сознания в нем можно выделить два уровня: обыденное сознание и теоретическое сознание.

Обыденное сознание порождается условиями жизни общества. В нем выражаются повседневные нужды и потребности. Обыденное сознание ограничено рамками повседневной жизни. В отличие от обыденного сознания, теоретическое сознание выходит за рамки жизненного опыта людей. Оно стремится выразить сущность общественных явлений.

Качественное различие между обыденным и теоретическим сознанием состоит в том, что обыденное сознание останавливается на поверхности явлений, а теоретическое – стремится раскрыть закономерности существования общественной жизни. Поэтому обыденное и теоретическое сознание образуют как бы два уровня или слоя общественного сознания.

Обыденное и теоретическое сознание постоянно взаимодействуют друг с другом. Возникновение обыденного и теоретического сознания является результатом общественного разделения труда на труд умственный и труд физический.

По своему содержанию обыденное сознание представляет сочетание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, повседневных взглядов и мировоззренческих установок. Обыденное сознание оперирует не теоретическими формулами, а обиходными формами. Концентрируясь вокруг непосредственных нужд и забот человека, обыденное сознание осмысляет мир под углом зрения практической полезности.

Теоретическое сознание не изолировано от обыденного, оно возникает на той же практической основе. Если бы теоретическое сознание не имело выхода на практику, то оно вращалось бы в замкнутом круге абстрактных определений. Теоретическое сознание критически анализирует обыденное сознание, стихийно сложившиеся взгляды и представления, подводит под них определенную научную основу, активно влияет на общественное мнение и общественную психологию.

Общественная психология составляет такую сторону общественного сознания, которая проявляется в обычаях, нравах, интересах, социальных привычках, традициях, идеалах, убеждениях, общественных настроениях, мнениях, авторитетах, моде и т.д. Общественная психология возникла в глубокой древности, когда общественное сознание было непосредственно включено в практическую жизнь общества. Механизм общественной психологии первобытного общества был направлен на согласование деятельности на основе единых интересов. По мере усложнения структуры общества появилась потребность в создании общественной идеологии, которая развивается как специализированное сознание, вырабатываемое отдельными теоретиками, и получает распространение в зависимости от доступа масс к образованию.

Общественная психология существует как массовое сознание, которое формируется стихийно всеми членами общности и получает распространение среди членов этой общности, побуждая их к деятельности. Массовое сознание устойчивых социальных групп называют психологическим складом или социальным характером, который представляет собой совокупность устойчивых психологических свойств, отличающих одни социальные группы от других.

Специфика общественной психологии состоит в том, что она выступает как сознание социальных общностей и выражает повседневные интересы людей, благодаря чему она содействует приспособлению масс к существующим общественным отношениям.

Общественная идеология, также как и общественная психология, обусловлена разделением труда в обществе и порождена общественными потребностями. Она одинаково необходима всем социальным слоям и группам, противоположностью интересов которых и вызвано ее возникновение. Главной чертой идеологии является ее деятельностная сторона, которая состоит в осознании и осуществлении основного группового интереса, его обосновании, укреплении и защите.

Взаимодействие общественной психологии и идеологии осуществляется в отдельных формах общественного сознания (политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, национальное сознание и пр.), выполняющих идеологические и психологические функции. При этом каждой форме общественного сознания свойственны специфические для нее способы связи с действительностью (духовные средства, учреждения и организации), с помощью которых осуществляются идеологические и психологические функции.

Вфилософии феномен человека характеризуется не только как существо социальное, но и как существо духовное , одухотворенное . Русский религиозный философ И.А.Ильин подчеркивал, что исследование внутреннего мира человека, духа и духовности является важнейшим предназначением философии. В противном случае, она окажется, по его словам, "мертвым и ненужным" грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как важнейших аспектах природы человека и его бытия в мире.

Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его бытия в мире, и поэтому оно является одним из самых древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове, как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание - это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека . В силу своей сложности и многогранности, оно является объектом изучения для комплекса наук – физиологии, психологии и педагогики, социологии и других. Сознание представляет собой специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного и философского исследования.

В истории философской мысли явление сознания трактовалось по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя. Так, с точки зрения философского идеализма ("линия Платона "), сознание ("дух") - это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Дух первичен – так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материализм ("линия Демокрита ") и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно явилось вполне закономерным следствием эволюции, постоянного усложнения материального мира и совершенствования живой природы. В этом смысле сознание вторично - так утверждают сторонники "линии Демокрита" и науки.

Впрочем, в истории философии существовали и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывал мысль о том, что якобы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. одушевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие материалисты, Д.Бруно, Ф.И. Тютчев и др .). Некоторые мыслители полагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем изначально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности, Р.Декарт в своем учении о "врожденных идеях" разума .

Обобщая данные естественных наук своего времени, в 1908 г . В.И.Ленин высказал мысль о том, что "...в фундаменте самого здания материи можно предполагать существование способности, сходной с ощущением", и поэтому "логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". Так где же та объективная предпосылка, на основе которой возникло и разви­лось сознание, это уникальное и сложнейшее явление мира?


Для решения вопроса о сущности сознания ("Что это такое ?"), естественнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения . Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (одухотворенной). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение - это универсальное (всеобщее) свойство материи, и состоит оно в следующем .

Отражение представляет собой свойство материальных предме­тов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать ) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содер­жание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии ). Отражение - это воспроизведение в себе других предметов . Оно про­является только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влия­ния друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции мате­риального мира сформировался целый спектр форм отражения, ко­торые различаются по своему носителю, степени сложности и специ­фическим особенностям, выполняемым функциям.

Отражение существует в неживой природе . Здесь оно носит пас­сивный характер и проявляется в виде изменений механических, фи­зических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обрело ак­тивный, а со временем - избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже из­менять среду своего обитания. Расположим формы отражения в по­рядке их усложнения и дадим им краткую характеристику.

Элементарное (механическое , физическое и химическое ) отраже­ние существует в неорганическом мире. Это, например, следы живот­ных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, измене­ние цвета листьев в связи с наступлением осени и т.п.

Раздражимость , как форма отражения, возникла вместе с появ­лением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточ­ных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свой­ственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрическо­го разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая актив­ность , внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствитель­ность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему мож­но сказать, что раздражимость - это подход и переход к психике как качественно иной форме отражения материального мира.

Психическое отражение (психика ) сформировалось вместе с появ­лением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свой­ства предметов, жизненно важные для существования животных-фор­му, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специаль­ных органов чувств, - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения - восприятие и представление . С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ пред­мета и долгое время сохранять этот образ в памяти.

В рамках психического отражения возникает и так называемое опе­режающее отражение - способность предвосхитить, предугадать бу­дущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его разви­тия. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события - на­ступление холода, приближение землетрясения. У человека это прояв­ляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, "вещих" (пророческих) снов. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то, что еще как бы закрыто временем, но уже нарождается.

Психика животных есть их, говоря словами И.П.Павлова , "первая сигнальная система ". Она является основой так называемого "элемен­тарного мышления " высших животных . Разумеется, слово "элементар­ный" в данном случае отнюдь не означает нечто простое, примитивное. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) име­ется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма "продуманные" реакции на конкретные ситуации. (Ф. Энгельс еще в прошлом веке отме­чал, что животным, как и людям, присущи такие формы рассудочной деятельности, как индукция и дедукция). Это мышление ("низший разум ") и есть генетическая (слово "генезис" означает происхождение чего-то) предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружаю­щая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир "духа". Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как "мыслящей вещи " (Р.Декарт ), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно - практически, т.е. преобразует его.

Что касается значения отражения, то оно состоит прежде всего в том, что данное явление и процесс представляет собой способ, меха­низм для получения, сохранения и передачи информации, а также энер­гии, от одних предметов к другим. Тем самым, отражение на уровне живого мира является важным условием приспособления к изменяю­щейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и инфор­мации. Без информации невозможен выход из-под угнетающей власти окружающего мира и обретение свободы действий в нем.