План урока на тему электробезопасность. Урок на тему «Электробезопасность

Дети - цветы жизни. И если мы хотим, чтобы цветы выросли красивыми и здоровыми, нам надо за ними ухаживать и оберегать, предупреждая любое негативное воздействие. Ведь это невыносимо больно, когда цветы погибают...

Вот и компания, в которой я работаю не любит, чтобы что-то происходило с «цветами», стараясь следить не только за состоянием своих производственных объектов, но и за образовательной составляющей населения. С этой целью вот уже третий год в Якутке реализуется программа по профилактике детского электротравматизма.

Как это происходит? В компании принята целая программа мероприятий, которые проходят в весенний период, ближе к лету, ибо по статистике летом уровень электротравматизма детей возрастает.


Для проведения мероприятий нашей пресс-службой были разработаны совместно с дизайн-студией «Пилигрим» различные образцы раздаточного материала: книжки-памятки, расписания уроков, плакаты.

В период проведения мероприятий, составляется список школ г.Якутска, которые распределяются по зонам ответственности. За каждой зоной закрепляется группа работников, которая должна будет провести несколько уроков по профилактике детского электротравматизма. Это не самодеятельность, т.к. программа проведения занятий согласована с Министерством образования РС(Я).

В общем, в эту программу попали и мы с Олей . Вызвал начальник. Поставил задачу. Ни дать, ни взять, не хлебодать.

Пошли получили «раздатку», список телефонов школ и начали готовиться. Презентацию, по которой надо было вести урок нам тоже выдали. Т.е. всё было уже подготовлено, а нам оставалось только согласовать время приезда в школу и провести сам урок.


Оля сортирует раздаточный материал

Мы приехали, встретили нас тепло. Местом проведения был актовый зал, с установленным на сцене экраном под проектор. Когда мы вошли, ученики с 1 по 8 класс были уже собраны и галдели все как кто мог. Мы зашли, взяли микрофон и..: «Здравствуйте, дети!», - и сразу не один десяток глаз обратил свой взор на нас. Урок начался.

Мы не старались сразу обрушить на детей информацию о том, что всё плохо, а начали издалека - первым вопросом после приветствия был: «Кто знает, что такое электричество?». И вот теперь точно, даже те, кто пришел просто посидеть и не заморачивался куда его привели, стал с интересом смотреть на нас. Через пару секунд после того как прозвучал вопрос одна маленькая девочка неуверенно потянула руку... «Электричество - это то, что заставляет работать мой ноутбук...», - неуверенно сказала она. «Правильно! А кто еще знает, что такое электричество?», - после этого вопроса, рук стало уже значительно больше.

- А кто знает откуда берётся электричество?
- Ну... Электричество берётся из проводов... - ответил один из детей.
- Правильно. А откуда электричество попадает в провода?
- ...
- Давайте я вам тогда расскажу... Рассказать?
- Да!!!


Так мы перешли к следующей части нашего урока. Рассказали детям, хоть в примитивной, но всё же, нам думается, познавательной форме как и где производят электричество. Какие существуют станции производящие электроэнергию. Упрощённо объяснили принцип их работы и особенности.


Что такое ГЭС?


Как работает ГЭС

Потом плавно перешли на тему того, что электричество это не только друг, но и источник опасности для человека. И самое главное, что электричество не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха - поэтому стоит соблюдать осторожность находясь вблизи электроустановок. В частности:

Нельзя играть вблизи энергообъектов;
- нельзя взбираться на опоры линий электропередачи;
- нельзя трогать висящий или лежащий электрический провод, приближаться к нему ближе, чем на 8 метров;
- нельзя проникать на территорию подстанций, открывать двери электроустановок и электрощитов;
- нельзя разбивать изоляторы, набрасывать на провода посторонние предметы;
- нельзя ловить рыбу вблизи линий электропередачи;
- нельзя разводить костры под проводами; находиться во время грозы вблизи линий электропередачи;
- нельзя тянуть вилку из розетки за провод;
- нельзя браться за провод бытовых электроприборов мокрыми руками;
- нельзя пользоваться неисправными электроприборами и разбирать их включенными;
- нельзя подходить и трогать людей, которых ударило электрическим током. Если увидели человека, которого ударило током, о нём надо сразу сообщить кому-то из взрослых.

Мы не только сказали что нельзя делать, мы постарались объяснить доступно для детей почему нельзя так делать, на простых примерах, чтобы не возникало лишних вопросов, и они сразу схватили суть. Это важно.

И еще, общаясь с аудиторией в форме диалога с элементами игры, мы постарались не только проверить, но и закрепить в сознании детей рассказанную нами информацию.

В самом конце урока мы раздали всем плакаты, и книжки-памятки.

Ну а в самом конце занятия мы показали детям пару мультиков по электробезопасности, которые сделаны по заказу компании.

Судя по всему, детям понравилось, потому, что преподавателям пришлось уговаривать детей покинуть актовый зал, каждый хотел подойти к нам и рассказать, что он запомнил и что он еще знает про электробезопасность;)

Если говорить про атмосферу, то это всегда что-то новое, когда работаешь с детьми - они всегда разные и от них просто лучится положительная энергия. И в этом, как ни странно, есть и проблема. Каждый раз надо быстро искать что-то, что может привлечь их внимание, какой-то способ, подход, который заинтересует их. Если найти с ними общий язык - они будут следить за каждым твоим действием. К примеру, как объяснить ребёнку, что «ток» - это смертельно опасно при том, что не многие из них полностью понимают, что такое смерть? Надо привести какой-то пример, сказать, что у них что-то отнимут, что-то, что для них важно. На нашем уроке мы говорили так: «Если кто-то засунет пальцы в розетку - гулять больше не пойдёт. Никогда». По глазам было видно, что это поразило многих до глубины души.

Или вот еще один нюанс. Это - дети, они любят хвастаться друг перед другом и быть в центре внимания. Поэтому самое оптимальное - устроить ток-шоу с их участием. Задавая вопрос, обязательно подойти к ребёнку, спросить его имя и дать возможность поговорить в микрофон. И в этот момент весь зал будет смотреть на того, кто отвечает, затаив дыхание. И как только отвечающий закончит свою маленькую речь, сразу возрастает напряжение - каждый хочет оказаться на его месте. Чтобы не быть скучным для детей с ними надо постоянно разговаривать. А если надо что-то объяснить, то в свое повествование можно вставить мини-сказку, про конкретный случай или пример из жизни. Дети любят сказки. Они их лучше всего запоминают.

Если говорить о том, сложно ли работать на большую аудиторию, если есть контакт - абсолютно не сложно.

Ну и бонусом пара страниц из книжки-памятки:

Урок по электробезопасности

в 1 Б классе

«В мире электричества»

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Ребята, внимательно послушайте загадку и отгадайте её:

По тропинкам я бегу,

Без тропинок не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (электрический ток)

Как вы думаете, нужен ли электрический ток человеку? Да.

Какую пользу приносит электричество человеку? От электричества работают холодильники, стиральные машины, чайники, компьютеры, телевизоры, троллейбусы.

Без электричества не смогут работать врачи, бухгалтера, учителя, монтажники, водители троллейбусов. Потому что от электричества работают многие приборы, необходимые человеку. Без электрического тока зубной врач не сможет полечить зуб, водитель троллейбуса не сможет перевозить пассажиров, монтажник не сможет выточить деталь на станке.

Вывод: Но каждый человек должен помнить - электрический ток нужен, но он не безопасен для жизни.

(Стук в дверь. Входят в класс лесные звери: заяц и лиса)

Заяц: Ой, беда, ой, беда

Помогите нам друзья!

Учитель: Что такое? Что случилось?

Сценка (белка гладит ленточки)

Лиса: Ленту гладила белочка Анюта

И в окно увидела подруг,

И совсем забыла про утюг.

Заяц : Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки,

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Учитель: Ребята, а почему у белочки чуть не возник пожар?

(Ответы детей). Белочка бросила включенный утюг на ленточке.

Учитель: Как же быть? Как нам быть?

Как зверятам подсобить?

Учитель: Знаю я один секрет.

Чтобы не было больше бед,

Пригласим мы всех зверей

На урок к себе скорей.

Проходите лесные жители, садитесь с ребятами.

II . Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «В мире электричества».

Игра: «Что может быть опасным»

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если услышите, что-то опасное, поднимите руку.

(электроплита, книга, электрическая розетка, футбольный мяч, стиральная машина, стол, тарелка, пылесос, утюг )

III . Изучение нового материал а

Сегодня мы с вами поговорим об электрическом токе, о правилах пользования электроприборами.

Учитель: Ребята, что вы знаете об электрическом токе? Где он находится?

(Ответы детей) В проводах телевизора, холодильника, компьютера, розетках.

Учитель: Электричество - это тоже «трубы», только по ним к нам в дом поступает энергия. И как вода находит дырочку в трубе, и случается авария, также и электроэнергия становится опасной, если неисправны провода.

Человек может случайно дотронуться голой рукой до провода, и его ударит током. Провода могут соединиться, и произойдет короткое замыкание (гаснет свет), или даже может возникнуть пожар. Поэтому, если увидите оголенный провод, неисправный выключатель или розетку, надо сразу сказать об этом взрослым!

История возникновения электричества берет свое начало с 550 г. до нашей эры.

Впервые явления, ныне называемые электрическими, были замечены в древнем Китае, Индии, а позднее в древней Греции.

Сохранившиеся предания гласят, что древнегреческому философу Фалесу Милетскому было уже известно свойство янтаря, натёртого мехом или шерстью, притягивать обрывки бумаги, пушинки и другие лёгкие тела.

И вы, не раз я думаю, наблюдали за тем, что авторучка или расческа, натертая об волосы притягивает кусочки бумаги.

Давайте проведем с вами такой опыт. У вас на столе лежат авторучки и мелкие кусочки бумаги. Взяли ручки, натерли о волосы и поднесли к бумажкам. Что вы наблюдаете? Да бумажки притягиваются к авторучке. Это явление получило название электризации.

Но откуда же в наш дом приходит электричество? (ответы детей)

Электричество поступает по проводам.

Учитель: В дом электричество поступает по проводам, а к проводам оно приходит от электростанций.

Самые первые электростанции были ветряными. (слайд 2-3)

https://pandia.ru/text/78/573/images/image003_74.jpg" width="250" height="178 src=">

Потом стали строить солнечные электростанции. (слайд 5)

https://pandia.ru/text/78/573/images/image005_49.jpg" width="214" height="141 src="> и атомные электростанции

III. Физкультминутка.

Тили - бом! Тили - бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка с фонарем,

А собачка с помелом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

IV. Продолжение работы над новым материалом.

Учитель: Ребята, а чтобы не случилось такой беды как у кошки, что должен знать каждый человек? (ответы детей)

А какие правила безопасности с электроприборами знаете вы?

(ответы детей)

V Отработка правил безопасного обращения с электроприборами

Сейчас мы будем отгадывать загадки, и разъяснять, в каких случаях вещи бывают опасными.

1. На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и та на спине. (Чайник.)

- Когда чайник опасен?

(Когда электрочайник включают, не налив в него воду, втыкают вилку в неисправную розетку, дотрагиваются до работающего электрочайника мокрыми руками; обычный чайник забывают выключить после того, как в нем вскипела вода, и т. д.)

2. Идет пароход –

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать (Утюг.)

В каких случаях люди рискуют, пользуясь этим нужным прибором?

(Электрический утюг оставляют включенным без присмотра, берут мокрыми руками и т. д.)

3. Маша кофту замарала.

Но руками не стирала.

Есть особая машина -

Постирает от души нам. (Стиральная машина.)

Ребята, когда эта незаменимая для любой хозяйки вещь стано­вится опасной для детей? (Когда ее включают без разрешения родителей, берут мокрыми руками за электрическую вилку, открывают крышку во время работы и т. д.)

Молодцы! И запомните: нельзя совать руку в стиральную ма­шину во время работы, пытаясь вытащить из нее что-нибудь. Руку может затянуть и искалечить. У большинства современных моделей люк блокируется во время работы, но если нет - будьте бди­тельны сами.

4. Вот так дом, одно окно.

Каждый день в окне - кино. (Телевизор.)

(Дети и учитель обсуждают правила пользования телевизором.)

-Обобщение: Итак, все эти вещи относятся к группе опасных ве­щей - электрические приборы. Они таят в себе угрозу по двум причинам:

Во-первых, эти предметы могут вызвать пожар.

Во-вторых, по ним проходит электрический ток, который мо­жет ударить.

Учитель: Подведем итог нашим высказываниям. Какие же основные правила безопасности с электроприборами существуют:

VI .Работа с пословицами об опасных ситуациях.

Не зря народ сложил такие пословицы:

«Опасение – половина спасения»,

«Берегись бед, пока их нет»

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Ответы учащихся: надо быть осторожными, знать и соблюдать правила безопасного поведения, чтобы не попадать в сложные ситуации)

VII . Просмотр презентации «Правила электробезопасности

в быту и на улице»

Презентация. Правила обращения с электроприборами.

1. Первое правило (слайд)

Никогда не проникай в трансформаторные подстанции.

ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

2. Второе правило (слайд)

Нельзя пользоваться электроприборами в ванных комнатах, банях, бассейнах и саунах.

3. Третье правило

Не вставляй вилку в розетку мокрыми руками.

4. Четвертое правило (слайд)

Ни в коем случае не подходи к оголенному проводу и не дотрагивайся до него. Может ударить током.

5. Пятое правило (слайд)

Выдергивая вилку из розетки, никогда не тяни руками за электрический провод , может случиться короткое замыкание.

6. Шестое правило

Никогда не протирай включенные приборы влажной тряпкой.

7. Седьмое правило

Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.

Бытовая техника" href="/text/category/bitovaya_tehnika/" rel="bookmark">бытовой техники , которая работает от электрического тока. А электроприборы помогают человеку в быту. Но чтобы не стать жертвой пожара, надо правильно обращаться с электроприборами дома, в школе, на работе. Электрический ток – верный друг и помощник человека. И к электричеству мы должны относиться бережно и внимательно. А об опасностях обращения с электроприборами мы уже поговорили.

Ученик: Каждый знает, что утюг -

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Ученик: Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Учитель: Очень часто в розетку мы включаем сразу несколько электроприборов. Например: телевизор, утюг, стиральная машина, холодильник, компьютер. А этого делать нельзя. Потому что перегретая розетка тоже может стать причиной пожара или короткого замыкания.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Я думаю, наши лесные гости узнали, что такое электрический ток и как опасен он для жизни, откуда поступает в наш дом электричество, познакомились с правилами безопасного обращения с электроприборами.

Заяц: Ой, беда, ой, беда

Помогите нам друзья!

Лиса: Ленту гладила белочка Анюта

И в окно увидела подруг,

Отвлеклась всего на три минуты

И совсем забыла про утюг.

Заяц : Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки,

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Во дворе у Саши будка

На двери рисунок есть

Если хочешь быть здоровым-

В эту будку ты не лезь!

Электричество полезно

Электричество прекрасно,

Но если ты на столб полезешь-

Электричество опасно!

Если видишь - провод порван-

Отойди в сторонку:

Ведь электрический заряд

Опасен для ребенка!

Знай, что провод оголенный

Вовсе не игрушка

Чуть однажды не погиб

Наш сосед Андрюшка!

В ванной можно чистить зубы,

Можно голову помыть,

Только там мы вряд ли будем

Феном волосы сушить.

Ученик: Мы б от холода дрожали,

Без него темно бы было.

Очень многое не знали,

Ну конечно плохо б было.

Ученик: Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В «Денди» тоже б не играли,

В общем, плохо было б жить.

Ученик: Каждый знает, что утюг -

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Ученик: Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Занятие по электробезопасности в начальной школе

Цель: учить детей безопасному поведению в быту

Цели урока.

Образовательные : 1. Раскрыть вопрос: что такое электрический ток

2. Сформулировать пути решения проблемы экономии электричества.

Развивающие: 1. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умений работать с научной информацией, анализировать, сравнивать, излагать свою точку зрения.

Воспитательные: 1. Формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат, чувства ответственности при эксплуатации электроприборов.

Задачи : Познакомить детей с электрическим током, с использованием его в быту;

Учить осторожному обращению с электричеством для предупреждения травматизма;

Познакомить с правилами электробезопасности;

Воспитывать бережное отношение к электричеству;

Оборудование: резиновые шарики, кусочки шерстяной ткани по количеству детей, плакаты со знаками электробезопасности.

Проблема: Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Можем ли мы внести свой вклад в решение проблемы? Можно ли снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня комфорта? Какую технику безопасности нужно соблюдать при эксплуатации электроприборов?

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а о чем мы с вами будем говорить попробуйте угадать,прослушав стихотворение.

Мой дед - большой любитель басен.

Вещает мне о том, о сем,

А чтобы смысл всегда был ясен,

Я сам читаю обо всем.

Давным-давно была пора,

Еду варили у костра,

Подъем лишь солнышко взойдёт,

Отбой - как темнота придет.

Но изменились времена,

И жизнь чудес теперь полна.

Компьютер можем мы включить,

И в город дальний позвонить,

Волны движенье уловить,

По новому людей лечить,

Дровами печи не топить,

Камином новым удивить,

И обогреть и накормить,

Что надо -ярко осветить.

Ведь электричество наш друг.

Но надо умным быть, чтоб вдруг.

Не превратилось во врага.

Во вред не сделало шага.

Мораль сей басни такова-

Должна работать голова.

И делать надо всё с умом

Чтоб слёз не проливать потом.

Учитель:

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Презентация №1 (слайд №1)

(ответы детей ) Правильно, об электрическом токе. А вы знаете, что это такое и откуда берётся электрический ток? (ответы детей ) а сейчас мы с вами проведём опыт.

Опыт с воздушным шариком и тканью. Когда натираешь предметы о ткань они получают энергию, поэтому начинают притягивать предметы более лёгкие, натирая шары о шерстяную ткань, мы с вами увидели что мелкие, мелкие бумажки) предметы притягиваются к шару.

Это происходит, потому что шар получил энергию, иначе говоря, наэлектризовался.

Существует безопасное электричество,как случае с шариками опасное, которое идёт по проводам.

Приведите, пожалуйста, примеры электрических приборов, которые использует человек.

(ответы детей)

Учитель:

Впервые способность натёртых тел притягивать к себе лёгкие предметы обнаружили древнегреческие ткачи. Они обратили внимание на то, что отдельные детали станков, изготовленные из янтаря при трении о шерсть притягивали пушинки, пылинки, соломинки и другие легкие предметы. Это свойство приписывали только янтарю. от названия которого и произошло слово «электричество», которое произошло от греческого слова «электрон» - янтарь.

Стихотворение

Мы сестрёночки - близняшки

Нас частичками зовут.

Мы на помощь к вам приходим,

Когда нам заряд дадут.

По тонким и толстым бежим проводам,

И в нужный момент попадаем мы к вам.

О каких сестренках идет речь?

Как их зовут?

А их зовут мельчайшие заряженные частицы. (слайд№2)

Электричество это поток мельчайших заряженных частиц - электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Когда этих электронов накапливается много возникает электрическое напряжение.

Как вы думаете, электричество попадает в наш дом?

(ответы детей)

Правильно по проводам. (слайд№3)

Подобно тому, как вода бежит по шлангу, так электричество попадает в наш дом по проводам. А к проводам оно подходит от электростанций, а самые первые электростанции были ветряные(слайд№4)

Как вы думаете, какое значение для нас имеет электрический ток?

(ответы детей)

А скажите есть ли на свете профессия, которая могла бы обойтись без электрического тока?

Кто же изобрёл электричество?

(слайд№5)

Как же появилась первая лампочка?

Сначала в античную эпоху появилась масляная лампа-глиняный или металлический чайничек с маслом, сквозь носик которого пропущен фитиль(слайд№6)

Лампа коптила много столетий, затем в середине 19 века из нефти получили керосин, появилась керосиновая лампа(слайд№7)

Одновременно изобретали и осваивали газ и в наш дом пришли газовые горелки (слайд№8)

А теперь отгадайте загадки (загадки про лампочку)

Она снаружи вроде груши,

Вист без дела днём.

А ночью освещает дом.

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырёк-

Загорелся огонёк!

С потолка свисает груша.

И не думай грушу скушать,

Светиться как солнце,

Уронишь - разобьётся!

Ведущий:

Лампа сутки погорит

Сто кило угля спалит!

Если светит зря она,

Где же экономия сырья?

Кто же изобрёл лампочку?

(слайд №9 фото Томаса Эдисона)

Ребята, а как вы думаете, можно ли экономить электричество?

(ответы детей)

А как?

(ответы детей)

(слайд №10«Правила экономных и бережливых ребят)

(слайд №11)

(слайд №12)

(слайд №13)

(слайд №14)

(слайд №15)

(слайд №16)

(слайд №17)

(слайд №18)

(слайд №19)

Заходит ТОК

Здравствуйте друзья! Я загадаю вам загадку. а вы отгадаете кто я.

По тропинке я бегу

Без тропинки не могу

Где меня ребята нет-

Не зажжется в доме свет! (ответы детей)

ТОК: Правильно, меня зовут электрический ток. А что вы обо мне знаете(ответы детей)

ТОК: Верно ребята. Сейчас я загадаю загадки, а вы их отгадаете. За каждый правильный ответ я вам дам жетон, тому, кто наберет больше жетонов присвоится звание главного электрика.

*Берегитесь пыль и мусор,

Живо с вами разберусь я!

И не прячьтесь по углам,

Все равно найду вас там!(слайд №20) (пылесос)

*Этот прибор идеальный

Греет воду моментально.

Стоит лишь его включить

Вскоре чай нам можно пить!(слайд №21) (чайник)

*Живет в нем вся вселенная

А вещь -необыкновенная (слайд №22)(телевизор)

*Поверчу волшебный круг

И меня услышит друг! (слайд №23) (телефон)

*Летом папа наш привёз

В белом ящике мороз

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты

Мясо, рыбу, фрукты (слайд №24) (холодильник)

*к дальним селам-городам

Кто идет по городам?

Светлое Величество-

Это……. (-ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)

ТОК:

Вы молодцы ребята! Давайте посчитаем заработанные жетоны (награждение лентой победителя)

ТОК: а теперь давайте поиграем в игру. я буду называть предмет, а вы если он электрический – сидите, а если не электрический – встаёте(телевизор,тарелка,лампочка,дерево,самолёт,стул.холодильник.вилка. утюг и т.д.)

ТОК: Молодцы ребята! Я уверен в том, что вы усвоили, что такое электрический ток, могу спокойно вас покинуть и пойти к другим ребятам! До свидания!

Ведущий: очень помогает нам электричество. но к себе требует уважения: хочет чтобы с ним обращались как положено. (презентация №2 «Правила электробезопасности»)

Ведущий:

Ребята. Не огорчайте своих родителей своими необдуманными действиями! Предостерегите товарищей от опасной шалости вблизи электрообьектов! этим вы спасёте ему жизнь!

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дисциплина: Охрана труда

Группа: СП-08

Тип урока: урок изучения нового материала Преподаватель: Дьяченко Е.Г

Вид урока: Комбинированный урок

Тема: «Электробезопасность при сварочных работах»

Этапы

Компонент урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Реализация цели и задач

Организационный момент

2 мин

Приветствие, психологический настрой студентов на учебную деятельность.

Проверка готовности студентов к уроку.

Восприятие информации

Развитие внимательности, дисциплинированности, создание атмосферы эмоционального подъема

Актуализация опорных

знаний

4 мин

Постановка цели и учебных задач

Опрос студентов по методу «мозгового штурма»

Сообщение темы, целей и задач урока

Организационная и контролирующая; преподаватель объясняет АОЗУ:

Задание для студентов:

Перечислить в тетради «Источники электрической опасности на производстве связанном с вашей будущей профессии»

Настрой на получение новых знаний;

Постановка проблемы через показ фрагмента мультфильма «электробезопасность»

Повторение ранее пройденного на производственной практике

Восприятие информации.

Способствовать развитию мышления, умения анализировать, сопоставлять и делать выводы

Содействовать осознаю важности полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности и в жизни.

Изучение нового материала

Контроль за первичным усвоением изученного материала

Сообщение домашнего задания.

Рефлексия, подведение итогов

Вводная беседа;

Лекция с элементами проблемного изложения

Лекция с элементами опережающего обучения

Самостоятельная работа с учебником

Презентация студента

«Электрический удар»

Фронтальная беседа.

Практикум.

Отработка реанимационных действий с демонстрацией на тренажёре.

Выполнение проверочной работы в форме теста.

Взаимоконтроль студентов

Запись домашнего задания.

Выводы уроку.

Удовлетворённость уроком

беседа

Объяснение нового материала, создание проблемных ситуаций

представление выступающих студентов

Выдача задания

Выписать, - Что из себя представляют электрические травмы.

Координация работы и объяснение сложных моментов.

Беседа с демонстрацией слайдов

Демонстрация действий по ИВЛ и НМС

Инструктаж по выполнению проверочной работы.

Разъяснение критериев выставления оценок

Краткий инструктаж по выполнению домашней работы.

Обобщение результатов урока и выставление оценок.

Восприятие информации

Составляют конспект урока

Студенты выступают с сообщениями «электробезопасность при выполнении сварочных работ»

Выполняя самостоятельную работу студенты отвечают на вопросы

Презентация студента.

Восприятие информации. Конспектирование особо важных положений.

Отвечают на вопросы.

Конспектируют основные положения.

Внимательно следят за действиями преподавателя и запоминают порядок выполнения реанимационных действий.

Выполнить проверочную работу.

Проверяют работу товарища.

Записывают домашнее задание.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания

Отвечают на вопросы

Развитие познавательного интереса, активности мышления.

Умение проводить аналогии и сапоставлять.

Развитие активности мышления, внимательности, коммуникабельности.

Умение анализировать, проводить аналогии, выделять главное. Развитие внимательности.

Содействовать формированию и усвоению новых знаний у студентов.

Развитие внимательности, серьёзного отношения к происходящим действиям. Осознание необходимости полученных знаний для сохранения жизни в случаи экстренной ситуации.

Применение знаний для решения теста.

Умение анализировать.

Развитие ответственности.

Развитие внимательности, ответственности.

Умение делать личностную самооценку.

Предварительный просмотр:

Тема: Электробезопасность на производстве

Цели урока:

Обучающая : Познакомить учащихся с основными причинами поражения электрическим током. Действием электрического тока на организм человека. Оказание первой помощи при поражениях электрическим током

Развивающая : Привитие интереса к предмету

Воспитывающая: Правила поведения при сварочных работах

Вид урока : Изучение нового материала

Тип урока : Комбинированный, рассчитан на 80 минут

Оборудование: компьютер, диапроектор

Программные средства: программа Power Point

Структура урока, методы и затраты времени Этапы урока Содержание этапа Время урока

Организация Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке 0 - 3

Мотивация Объяснение темы, цели, плана проведения занятий 3 - 6

Актуализация опорных знаний и способов действий Проверка знаний учащихся по предыдущей теме (Самостоятельная работа) 6-20

Формирование новых понятий и способов действий План изложения нового материала 20-50

Закрепление полученных знаний Конспектирование новых знаний с параллельным показом презентации, ответы учащихся на вопросы преподавателя, выполнение заданий, составление алгоритмов и т.п. 50-75

Подведение итогов уроков, задание на дом Сообщение преподавателем оценок, запись учащимися домашнего задания 75-80

К конспекту прилагаются:

краткий конспект новых знаний;

карточка с заданиями на самостоятельную работу;

Электронная презентация

План изложения нового материала:

Основные причины поражения электрическим током

Действие электрического тока на организм человека и виды электротравм

Первая помощь при поражениях электрическим током.

Изложение нового материала:

1. Основные причины поражения электрическим током

Основными причинами поражения электрическим током являются: воздействие электрического тока, про ходящего в сварочной цепи; касание открытых токоведущих частей и проводов (случайное, не вызванное производственной необходимостью, или из-за ошибочной подачи напряжения во время ремонтов и осмотров); касание токоведущих частей, изоляция которых повреждена; касание токоведущих частей через предметы с низким сопротивлением изоляции; прикосновение к металлическим частям оборудования, случайно оказавшимся под напряжением (в результате отсутствия или повреждения защитных устройств); соприкосновение со строительными деталями конструкций, случайно оказавшимися под напряжением, и др.

Опасность, поражения электрическим током создает также разноо6разное оборудование: источники сварочного тока, электрический привод, (включая пускорегулирующую аппаратуру), электрооборудование подъемно-транспортных устройств, электрифицированный транспорт, высокочастотные и осветительные установки, электрические ручные машины и т. д,

Опасность поражения электрическим током связана с недостатками в конструкции и монтаже оборудования, нарушениями правил его эксплуатации, неудовлетворительной организацией рабочих мест, недостаточным инструктажем и т. д.

2. Действие электрического тока на организм человека и виды электротравм

Воздействие электрического тока на организм человека может вызвать различные электрические травмы (электрический ожог, металлизацию кожи, электрический знак и электрический удар).

Электрический ожог могут причинить электрическая дуга (дуговой ожог) или контакт с токоведущей частью (токовый ожог) за счет преобразования энергии электрического тока в тепловую.

Металлизация кожи может произойти в результате механического и химического воздействия тока, когда парообразные или расплавленные металлические частицы проникают в глубь кожи и пораженный участок приобретает жесткую поверхность

Электрический знак - следствие теплового воздействия при протекании тока относительно большой величины через малую поверхность с относительно большим сопротивлением при температуре 50 – 115 0 С и хорошем контакте.

В результате такого поражения возникают запекшиеся или обуглившиеся участки кожи либо припухлость ее, а также отпечаток от прикосновения токоведущей части.

Электрический удар приводит к возбуждению живых тканей организма и сопровождается непроизвольными судорожными сокращениями мышц при прохождении через тело человека электрического тока.

Электроофтальмия приводит к воспалению наружных оболочек глаз, возникающему в результате воздействия мощного потока ультрафиолетовых лучей электрической дуги. При действии электрического тока могут быть повреждены ткани, а может он действовать и рефлекторно, т. е. повредить нервную систему. Рефлекторное воздействие выражается очень резко, так как при прохождении через организм электрический ток поражает огромное количество чувствительных нервов. Весьма существенное влияние оказывает действие электрического тока на cкилетную мускулатуру, вызывая судорогу, и особенно на сердце, вызывая фибрилляцию его.

Фибрилляция - это такое состояние сердца, когда оно перестает сокращаться как единое целое в определенной последовательности, а происходят отдельные нескоординированные “подергивания” волокон сердечной мышцы; при этом нacocная функция сердца прекращается и может наступить смерть.

Причиной смерти кроме фибрилляции может быть остановка дыхания или ожог.

Степень тяжести поражения человека электрическим током зависит от ряда факторов: сопротивления тела; величины, длительности действия, рода и частоты тока; пути тока в организме; состояния организма и условий внешней среды.

Сопротивление тела. Тело человека, включаясь в электрическую цепь, представляет собой сочетание активного и емкостного сопротивлений, величина которых зависит от многих условий и складывается из сопротивления внутренних органов и сопротивления наружных покровов тела, в основном наружного слоя кожи.

Сопротивление внутренних органов составляет 800 - 1000 Ом и зависит от приложенного напряжения а также от температуры тела.

Величина тока. Ток, при котором фиксируется начальное ощущение его, есть начальный раздражающий ток, и по мере увеличения начального тока реакции организма усиливаются (табл. 1)

Таб. 1 Ощущения возникающие при действии электрического тока различной величины

Опасным для организма является ток, при котором невозможно самостоятельно оторваться от проводников, так очень быстро происходит пробой кожи, и величина тока, проходящего через организм, быстро возрастает.

Переменный ток величиной более 25-30 мА представляет серьезную опасность; ток более 50 мА приводит к электротравме и может вызвать наступление смерти; ток в 100 мА вызывает летальный исход;

Длительность действия тока. Продолжительность протекания тока через тело человека влияет на степень физиологического воздействия и с достаточно малой вероятностью поражения величины тока имеет следующие значения:

При длительном воздействии (до 30 с), в которое с запасом укладываются все случаи протекания тока через тело человека при прикосновении к частям оборудования, оказавшимся под напряжением, величина тока не должна превышать порогового значения отпускающего тока.

Род тока. Влияние на организм человека переменного и постоянного тока различное.

Для напряжения меньше 500 В переменный ток промышленной частоты опаснее равного ему по напряжению постоянного тока. При напряжениях около 450 - 500 В опасность переменного и постоянного тока одинакова. При напряжениях более 500 В опаснее постоянный ток.

Частота тока. Исход поражения током зависит также от частоты его (наиболее опасная частота 50-60 Гц).

В диапазоне частот 50-:-500 Гц опасность переменного тока не только не уменьшается, но и несколько возрастает. При дальнейшем увеличении частоты тока опасность уменьшается; при частотах в сотни тысяч герц переменный ток в отношении электрического удара не опасен (но опасность ожогов сохраняется).

Путь электрического тока в организме. Существенное значение для исхода воздействия тока имеет его путь (“петля тока” поражения). Чем длиннее этот путь и чем он ближе к жизненно важным органам, тем тяжелее исход поражения.

Наиболее вероятные пути протекания тока: рука - рука, рука - нога, нога - нога.

Состояние организма. На исход воздействия тока влияют индивидуальные особенности организма, физическое и психическое состояние его. При заболеваниях кожи, сердца, легких, нервных и др.- опасность поражения электрическим током увеличивается.

Утомленный человек легче подвергается поражению током, и из-за утомления может быть усугублена тяжесть такого поражения. Экспериментальные данные показали, что при напряженном внимании на ожидаемое событие степень поражения ослабляется. Болезненное состояние организма, алкогольное опьянение уменьшает сопротивление организма и отягощает воздействие тока.

Любое заболевание сердца является противопоказанием для доступа к работе, связанной с опасностью поражения электрическим током.

Внешняя среда. Опасность поражения электрическим током может усиливаться условиями внешней среды.

Понижение атмосферного давления увеличивает опасность воздействия электрического тока и наоборот.

Защитное заземление.· Подавляющее большинство электрических травм, происходящих на строительно-монтажных площадках, объясняется безответственным отношением к строгому соблюдению правил эксплуатации электрических сетей, устройств, инструментов и освещения, а иногда и прямой халатностью из-за незнания существа опасности воздействия электрического тока на человека. В отдельных случаях выполняют защитное заземление сварочного аппарата или другого электрического оборудования с помощью одиночного заземлителя (рис. 1). При замыкании на корпус одного из сварочных аппаратов или другого электрического оборудования на заземлителе и во всех присоединенных к нему металлических частях на корпусе аппарата и на поверхности земли вокруг заземлителя возникает потенциал.

Рис. 1. График изменения напряжения прикосновения при одиночном заземлителе

1-наименее опасный случай прикосновения человека к заземленному оборудованию; 2- потенциальная кривая; 3,- кривая, характеризующая изменение напряжения Uпр – при изменении расстояния от заземлителя; I3 - ток, проходящий через заэемлитель; Rз - сопротивление заземлителя; Uпр - напряжение прикосновения; з - потенциал заземлнтеля; ос - потенциал основания, где стоит человек

Наиболее опасным для работающего является прикосновение к электрическому оборудованию; которое находится на расстоянии 20 м от заземлителя, и наименее опасным - прикосновение к электрическому оборудованию, которое находится непосредственно у заземлителя.

При одиночном или групповом ззземлителе может возникнуть напряжение шага (рис. 2) за счет разности потенциалов. Наиболее опасным является приближение работающего к месту установки одиночного заземлителя при большом шаге перемещения.

При прикосновении работающего одновременно к двум фазам возникает наибольшее напряжение в сети и через работающего проходит большой ток (рис. 3). При прикосновении работающего к одной фазе возникает меньшее напряжение и через работающего проходит меньший ток.

При прикосновении работающего к трехфазной трехпроводной сети (рис. 4) с изолированной нейтралью в аварийный период, т. е. когда возникло замыкание одной из фаз на землю, напряжение будет значительно больше фазного и несколько меньше линейного напряжения сети и поэтому является наиболее опасным.

При прикосновении работающего к фазе в трехфазной четырехпроводной сети с заземленной нейтралью в период ее нормальной работы более опасно, чем прикосновение к фазе нормально работающей сети с изолированной нейтралью, но менее опасно, чем прикосновение к неповрежденной фазе сети с изолированной нейтралью в аварийный период (рис. 5).

Рис. 5. Схема прикосновения человека к фазному проводу трехфазной четырехпроводной сети с заземленной нейтралью при нормальном а и аварийном б режимах

UФ - фазовое напряжение; Ih - ток, проходящий через тело человека; rо - сопротивление заземления нейтрали; r - сопротивление изоляции провода; с - емкость провода; Rh - сопротивление тела человека; rзм - сопротивление при замыкании фазы на землю; Iз - ток, проходящий при замыкании фазы на землю; Iо- ток, проходящий через заземлитель нейтрали

3. Первая помощь при поражениях электрическим током

Необходимо помнить, что пострадавший, находящийся в цепи тока, сам является проводником электрического тока

Освободить пострадавшего от действия тока

Разомкнуть цепь с помощью выключателя, рубильника, штепсельного разъема, вывертывания пробок или отключения пакетных или автоматных выключателей на щитке

Если щитка, розетки или иных средств отключения электрического тока нет, то нужно перерезать или перерубить провода (каждый провод в отдельности) при этом рукоятки ножниц или другого режущего инструмента должны быть из изоляционного материала.

Если невозможно быстро отсоединить пострадавшего от тока с помощью инструментов, можно надеть резиновые перчатки, или обернуть руки сухой материей, а на ноги надеть резиновые сапоги. Дополнительно под ноги положить сухой изолирующий предмет (коврик, доску). Оттягивать пострадавшего нужно одной рукой, за край одежды. Можно отбросить провод от пострадавшего с помощью сухой палки или доски.

Первая доврачебная помощь зависит от состояния пострадавшего

Немедленно уложить пострадавшего на спину, горизонтально, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, растереть и согреть тело;

Расстегнуть стесняющую дыхание одежду; Проверить по движению грудной клетки, дышит ли он; проверить наличие пульса (на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на шее). Широкий неподвижный зрачок указывает на отсутствие кровообращения мозга.

Искусственное дыхание путем вдыхания воздуха через рот или нос

Обеспечить пострадавшему свободное прохождение воздуха в легкие через дыхательные пути. Голову пострадавшего запрокидывают назад, для чего подкладывают одну руку под шею, а другой надавливают на лоб. Этим обеспечивается отхождение корня языка от задней стенки гортани и восстановление проходимости дыхательных путей. Рот пострадавшего обычно при этом раскрывается. Если во рту есть слизь, ее вытирают платком или краем рубашки, натянутым на указательный палец. Затем еще раз проверяют, нет ли во тру посторонних предметов, которые должны быть удалены. После чего приступают к вдуванию воздуха в рот или в нос. При вдувании воздуха в рот оказывающий помощь делает вдох, плотно (можно через марлю или носовой платок) прижимает свой рот ко рту пострадавшего и с силой вдувает в рот пострадавшего воздух, одновременно своим лицом (щекой) или пальцами рук, находящейся на лбу, зажимая пострадавшему нос, чтобы обеспечить поступление всего вдуваемого воздуха в его легкие.

При невозможности полного охвата рта пострадавшего, следует вдыхать воздух в нос, плотно закрыв при этом рот пострадавшего.

Наружный (непрямой) массаж сердца

Поддерживает кровообращение как при остановке сердца, так и при нарушении ритма его сокращений. Оказывающий помощь становится на колени сбоку от пострадавшего и занимает такое положение, чтобы иметь возможность наклонится над пострадавшим. Определить положение нижней трети грудины. Наложить на нее основание ладони (подушечку) разогнутой кисти. Ладонь второй руки накладывают поверх первой. И начинают ритмично надавливать на нижний край грудины. Надавливать на грудину надо резкими толчками: при этом грудина смещается вниз (к спине) в сторону позвонка на 3 – 4 см. Сердце сдавливается, и из его полостей выдавливается кровь в кровеносные сосуды. Надавливание необходимо повторять примерно 1 раз в секунду. Желательно, чтобы в оживлении участвовали два обученных правилам оказания первой помощи человека, поочередно, через каждые 5 – 10 минут сменяющих друг друга при проведении искусственного дыхания и массажа сердца.

Самостоятельная работа

Дать определение терминам:

охрана труда – это …

техника безопасности– это …

производственная сaнитария– это …

безопасность труда– это …

опасный производственный фактор– это …

вредный производственный фактор– это …

несчастный случай на производстве– это …

безопасность производственного оборудования– это …

безопасность производственного процесса– это …

Электробезопасность при выполнении сварочных работ

Электробезопасность - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества

Электротравма- травма, вызванная воздействием электрического тока илч электрической дуги

Электротравматизм - явление, характеризующееся совокупностью электротравм

Электри1теское замыкание на корпус - случайное электрическое соединение токоведущей части с металлическими нею сведущими частями электроустановки

Электрическое замыкание на землю - случайное электрическое соединение токоведущей части непосредственно с землей или нетоковедущими проводящими конструкциями или предметами, не изолированными от земли

Основными причинами поражения электрическим током являются воздействие электрического тока, проходящего в сварочной цепи, соприкосновение с открытыми токоведущими частями и проводами (случайное, не вызванное производственной необходимостью, или вследствие ошибочной подачи напряжения во время ремонтов и осмотров); прикосновение к токоведущим частям, изоляция которых повреждена, касание токоведущих частей через предметы с низким сопротивлением изоляции, прикосновение к металлическим частям оборудования, случайно оказавшимся под напряжением (в результате отсутствия или повреждения защитных устройств), соприкосновение со строительными деталями конс1рукций, случайно оказавшимися под напряжением, и др

Опасность поражения электрическим током создают источники сварочного тока, электрический привод (включая пускорегулируюшую аппаратуру), элeктpooбopодование подъемно-транспортных устройств, электрифицированный транспорт, высокочастотные и осветительные установки, электрические ручные машины и т д

Действие электрического тока на организм человека может вызвать различные электрические травмы (электрический ожог, металлизацию кожи, электрический знак) н электрический удар

Металлизация кожи происходит в результате механического и химического воздействия тока, когда парообразные или расплавленные металлические частицы проникают вглубь кожи и пораженный участок приобретает жесткую поверхность

Электрический знак - следствие теплового воздействия при протекании тока относительно большой величины через малую поверхность с относительно большим сопротивлением при температуре 50-115°С и хорошем контакте, в результате чего возникают запекшиеся или обуглившиеся участки кожи либо припухлость ее, а также отпечаток от прикосновения токоведущей части

Электрический удар приводит к возбуждению живых тканей организма и сопровождается непроизвольными судорожными сокращениями мышц при прохождении через тело человека электрического тока

Электроофтальмия приводит к воспалению наружных оболочек глаз, возникающему в результате воздействия мощного потока ультрафиолетовых лучей электрической дуги.

Электрический ток воздействует на нервную систему. Такое воздействие выражается очень резко, так как при прохождении через организм электрический ток поражает огромное количество чувствительных нервов Существенное влияние оказывает действие электрического тока на скелетную мускулатуру, вызывая судорогу, и особенно на сердце, вызывая фибрилляцию его (отдельные некоординированные «подергивания» волокон сердечной мышцы). При этом насосная функция сердца прекращается и может наступить смерть.

Причиной смерти, кроме фибрилляции, может быть остановка дыхания или ожог.

Степень тяжести поражения человека электрическим током зависит от следующих факторов, сопротивления тела, величины, длительности действия, рода и частоты тока; пути тока в организме, состояния организма и условий внешней среды.

Технические средства защиты. В процессе эксплуатации электросварочных установок требуется применение специальных средств защиты, которые делятся на изолирующие, ограждающие и вспомогательные

Изолирующие средства защиты делятся на основные и дополнительные.

Основные изолирующие средства способны длительное время выдерживать рабочее напряжение электроустановки, поэтому ими разрешается касаться токоведущих частей, находящихся под напряжением К таким средствам относятся: диэлектрические резиновые перчатки, инструмент с изолированными рукоятками и токоискателями.

Дополнительные изолирующие средства обладают недостаточной электрической прочностью и поэтому не могут самостоятельно защитить человека от напряжения током. К таким средствам относятся: резиновая обувь, коврики и изолирующие подставки.

Резиновую обувь и коврики как дополнительные средства защиты применяют при операциях, выполняемых с помощью основных защитных средств.

Ограждающие средства защиты предназначены: для временного ограждения токоведущих частей (временные переносные ограждения-щиты, ограждения-клетки, изолирующие накладки, изолирующие колпаки); для предупреждения ошибочных операций (предупредительные плакаты); для временного заземления отключенных токоведущих частей с целью устранения опасности поражения работающих током при случайном появлении напряжения (временные защитные заземления).

Вспомогательные средства защиты предназначены для индивидуальной защиты работающего от световых, тепловых и механических воздействий (защитные очки, специальные рукавицы и т. п).

Защитное заземление, зануление и отключение электросварочных установок и постов. Защитное заземление - преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением

Назначение защитного заземления - устранение опасности цоражения электрическим током при появлении напряжения иа конструктивных частях электрооборудования, т. е. при замыкании на корпус.

Область применения защитного заземления - трехфазные трехпроводные сети напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью.

Различают заземлители искусственные, предназначенные исключительно для целей заземления, и естественные - находящиеся в земле металлические предметы.

В качестве искусственных заземлителей применяют обычно вертикальные и горизонтальные электроды. В качестве вертикальных электродов используют стальные трубы диаметром 3- 5 см и угловую сталь размером 40X40 до 60x60 мм длиной 2,5- Зм, стальные прутки диаметром 10-12 мм. Для связи вертикальных электродов и в качестве самостоятельного горизонтального электрода используют полосовую сталь сечением не мгнее 4X12 мм или сталь круглого сечения диаметром не менее 6 мм.

В качестве естественных заземлителей применяют проложенные в земле металлические трубы, за исключением трубопроводов горючих жидкостей, горючих или взрывоопасных газов, а также трубопроводов, покрытых изоляцией для защиты от коррозии.

Занулеиие-преднамеренное электрическое соединение с нулевым защитным проводником металлических иетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением (25 2).

Назначение зануления - аналогично с назначением защитного заземления

Область применения зануления - трехфазные четырехпровод-ные сети с напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью.

Принцип действия зануления - превращение пробоя на корпус в однофазное замыкание {т. е. замыкание между фазным и нулевым проводами) с целью создания большого тока, способного обеспечить срабатывание защиты и тем самым автоматически отключить поврежденную установку от питающей сети. Такой защитой являются; плавкие предохранители и автоматические выключатели, устанавливаемые перед потребителями энергии для защиты от токов короткого замыкания Скорость отключения поврежденной установки, т е время с момента появления напряжения на корпусе до момента отключения установки от питающей электросети, составляет 5-7 с при защите установки плавкими предохранителями и 1-2 с при защите автоматами

Защитное отключение - быстродействующая защита, обеспечивающая автомагическое отключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения током

Основными частями устройства защитного отключения являются прибор защитного отключения и автоматический отключатель

Прибор защитного отключения - совокупность отдельных элементов, которые реагируют на изменение какого либо параметра электрической сети и дают сигнал на отключение автоматического выключателя Таким элементом является датчик - устройство, воспринимающее изменение параметра и преобразующее его в соответствующий сигнал

Автоматический выключатель - устройство, служащее для выключения и отключения цепей, находящихся под нагрузкой

Оказание первой помощи пострадавшему от воздействия электрического тока при сварочных работах. Первая доврачебная помощь при несчастных случаях от поражения электрическим током состоит из освобождения пострадавшего от действия тока и оказания ему медицинской помощи

Освобождение пострадавшего от действия тока можно осуществить следующим образом: отключить соответствующее части электроустановки, перерубить провода топором с деревянной рукояткой или оттянуть пострадавшего от токоведущеи части, взявшись за его одежду, если она сухая, отбросить от него провод с помощью деревянной палки и т п

Если пострадавший в сознании, но до этого был в обмороке или продолжительное время находился под током, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача или срочно доставить в лечебное учреждение

При отсутствии сознания, но сохранившемся дыхании, нужно ровно и удобно уложить пострадавшего на мягкую подстилку, расстегнуть пояс и одежду, обеспечить приток свежего воздуха, давать нюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой, растирать и согревать тело

При отсутствии признаков жизни надо делать искусственное дыхание и массаж сердца

Искусственное дыхание должно быть начато немедленно, после освобождения пострадавшего от действия тока и выявления его состояния

Наружный массаж сердца имеет целью искусственно поддержать в организме кровообращение и восстановить самостоятельную деятельность сердца

О восстановлении деятельности сердца у пострадавшего судят по появлению у него собственного, не поддерживаемого массажем регулярного пульса.

Требования электробезопасности, предъявляемые к сварочному оборудованию

На электросварочную установку (сварочный трансформатор, агрегат, преобразователь, выпрямитель) должны быть паспорт, инструкция по эксплуатации и инвентарный номер, под которым она записана в журнале учета и периодических осмотров.

В качестве источников сварочного тока могут применяться трансформаторы, выпрямители и генераторы постоянного тока, специально для этого предназначенные. Непосредственное питание сварочной дуги от силовой (или осветительной) распределительной цеховой сети не допускается. Источники сварочного типа можно присоединять к распределительным электрическим сетям напряжением не выше 660 В. Нагрузка однофазных сварочных трансформаторов равномерно распределяется между отдельными фазами трехфазной сети.

В передвижных электросварочных установках для подключения их к сети следует предусматривать блокирование рубильников, исключающее возможность присоединения и отсоединения провода, когда зажимы находятся под напряжением.

Электросварочные установки должны включать в электросеть и отключать от нее, а также ремонтировать только электромонтеры. Выполнять эти операции сварщикам запрещается. Длина первичной цепи между пунктом питания и передвижной сварочной установкой не должна превышать 10 м.

Токоведущие части сварочной цепи необходимо надежно изолировать (сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм) и защитить от механических повреждений. Сопротивление изоляции электрических цепей установки измеряют при текущих ремонтах в соответствии с ГОСТ на эксплуатируемое электросварочное оборудование. Сроки текущих и капитальных ремонтов сварочных установок определяет лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия, исходя из местных условий и режима эксплуатации, а также указаний завода-изготовителя. Установку и ее пусковую аппаратуру следует осматривать и чистить не реже одного раза в месяц. Все открытые части сварочной установки, находящейся под напряжением питающей сети, надежно ограждаются.

Сопротивление изоляции необходимо проверять не реже одного раза в три месяца, а при автоматической сварке под флюсом - один раз в месяц. Изоляция должна выдерживать напряжение 2 кВ в течение 5 мин.

Корпуса электросварочного оборудования зануляются (заземляются). Для защитного зануления (заземления) корпуса источники питания, снабженные специальными болтами, присоединяют к проводу зануляющего (заземляющего) устройства. При этом каждую сварочную установку необходимо непосредственно соединять с зануляющим (за-земляющим) проводом. Последовательное соединение установок между собой и применение общего зануляющего (заземляющего) провода для группы установок не допускается. Несоблюдение этого требования может привести к тому, что при обрыве провода, последовательно соединяющего установки, некоторые из них окажутся неза-нуленными.

Правила электробезопасности при сварочных работах

Перед включением и отключением рубильника необходимо убедиться, занулен ли его кожух и изолирована ли ручка. При наличии повреждения рубильник отключают. Прежде чем приступить к работе, необходимо привести в порядок спецодежду; осмотреть рабочее место, проверить исправность электросварочной аппаратуры, наличие запломбированных электроизмерительных приборов; вытереть.насухо пол, если он окажется скользким (облит маслом, краской, водой); проверить исправность кабелей, проводов и их присоединения к узлам сварочной машины. При наличии неисправностей к электросварке приступать запрещается. Надо следить за тем, чтобы руки, обувь и одежда всегда были сухими.

По окончании сварки электросварщик обязан выключить сварочный трансформатор или генератор, отключить сварочный кабель с электродержателем, смотать провода в бухты и сложить в специально отведенное место.

Присоединение и отсоединение от сети электросварочных установок, а также наблюдение за их исправным состоянием должны вестись электротехническим персоналом с квалификационной группой не ниже III.

Что можно использовать в качестве обратного провода при электросварке?

В качестве обратного провода, соединяющего свариваемое изделие с источником сварочного тока, можно использовать гибкие провода, а также, где это возможно, стальные шины любого профиля достаточного сечения. Обратный провод должен быть изолирован так же, как и присоединенный к электродержателю. Использование в качестве обратного провода сети заземления металлических строительных конструкций зданий, коммуникаций и несварочного технологического оборудования запрещается.

Отдельные элементы, используемые в качестве обратного провода, тщательно соединяют между собой (сваркой или с помощью болтов, струбцин или зажимов). В установках для дуговой сварки в случае необходимости (например, при выполнении круговых швов) допускается соединение обратного провода со свариваемым изделием с помощью скользящего контакта.

Особенности электросварки в особо опасных условиях

При сварке внутри металлических конструкций, котлов, резервуаров, а также наружных установок (после дож- дл и снегопада) сварщик кроме спецодежды обязан дополнительно пользоваться диэлектрическими перчатками, галошами и ковриком. При работе в закрытых емкостях необходимо также надевать резиновый шлем. Пользоваться металлическими щитками в этом случае запрещается.

Работы в закрытых емкостях ведутся не менее чем двумя лицами, причем один из них должен иметь квалификационную группу не ниже III и находиться снаружи свариваемой емкости для контроля за безопасным проведением работ сварщиком. Электросварщик, работающий внутри емкости, снабжается предохранительным поясом с веревкой, конец которой должен быть у второго лица, находящегося снаружи.

Ограничение напряжения холостого хода сварочного трансформатора

Все электросварочные установки при ручной дуговой сварке переменным током, предназначенные для сварки в особо опасных условиях (например, внутри металлических емкостей, в колодцах, туннелях, при нормальных работах в помещениях с повышенной опасностью и т.п.), должны быть оснащены устройствами ограничения напряжения холостого хода до 12 В эффективного действия с выдержкой времени не более 1 с


Урок по электробезопасности в школе

Введение

Сегодня невозможно себе представить жизнь человека без электрической энергии. Электричество – наш верный помощник дома и в школе, на работе и на отдыхе, но оно становится очень опасным для жизни человека, если с ним неправильно обращаться.

Чтобы не попасть в беду каждый из вас должен запомнить и соблюдать несколько очень простых правил, о которых мы с вами сегодня и поговорим.

Для начала давайте посмотрим, что же такое электричество? Откуда оно берется? Самый простой пример источникаэлектрической энергии – БАТАРЕЙКА! У всех вас, ребята, наверняка есть много игрушек, которые работают от батареек. Если такая игрушка перестала работать, значит в батарейке, которая у нее внутри, закончился заряд .

Кто знает, что нужно сделать, чтоб игрушка опять начала работать?

В нашей жизни используется большое количество электрических приборов. Какие электрические приборы вы можете назвать?

Для того, чтобы работали маленькие игрушки и приборчики (например, фонарик), хватает напряжения от батареек, а для того, чтобы работали большие приборы – холодильник, телевизор или электрообогреватель – нужно гораздо больше электричества. Поэтому в каждой электрической розетке имеетсянапряжение как в 150 батарейках вместе! Это - очень много!

Электричество передается по проводам. Все вы, дети, видели такие провода на улице, видели, что провода прикреплены к специальным высоким опорам и от них спускаются к каждому дому, чтобы в каждом доме было такое полезное ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Но дело в том, что электричество не только полезно, но и ОЧЕНЬ опасно!

Для того чтобы правильно и безопасно пользоваться электричеством каждому человеку необходимо знать и соблюдать несколько очень простых правил.

Электричество на улице. Что нужно помнить и выполнять.

Электричество подводится в дома, как правило, по воздушным линиям электропередачи – так называются опоры с прикрепленными к ним проводами. Опоры воздушных линий специально сделаны такими высокими для того, чтобы люди даже случайно не могли к ним прикоснуться и ли приблизиться.

Однако, из-за сильного ветра или гололеда, а также от других различных повреждений на воздушных линиях провода могут провисать или обрываться. Если притронуться к оборванному или провисшему проводу, то обязательно получишь сильный удар электрическим током! Это очень больно и опасно! Очень часто от прикосновения к проводам люди получают ожоги и даже погибают! Итак, ребята, запомните 1-е правило:

Нельзя прикасаться к оборванному или свисающему с опоры проводу воздушной линии, залезать на опоры, растущие под проводами деревья или постройки рядом с которыми проходят электрические провода!

Нельзя прикасаться к оборванным и свисающим проводам

Нельзя залезать на опоры

Но не только прикасаться к проводу опасно. Электрическим током может ударить и даже убить человека, который просто ПОДОШЕЛ к проводу, который лежит на земле, на расстояние меньше 8 метров, то есть на расстояние, равное … (наглядно показать расстояние 8 метров, используя размеры классной комнаты или другие примеры).

Итак, ребята, запомните 2-е правило:

Нельзя подходить к лежащему на земле проводу ближе, чем на 8 метров, а также не подходи к дереву, если заметил на нем оборванный провод!

Теперь, ребята, мы с вами знаем, что линии электропередачи очень опасны для людей, и поэтому провода подвешены на высоких опорах, а с этих опор спускаются к каждому дому. А откуда же приходят провода? Где начинаются воздушные линии?

Все воздушные линии подключены к трансформаторным подстанциям, в которых напряжение во много раз больше, чем розетке! Конечно же, такое напряжение еще более опасно для человека, поэтому нужно уметь отличать трансформаторные подстанции от других зданий.

Трансформаторные подстанции могут выглядеть по-разному. Это может быть небольшой кирпичный домик, может быть железный киоск, похожий на сарайчик, а может быть и железный ящик, стоящий на столбах. Для того чтобы кто-нибудь случайно не перепутал очень опасную трансформаторную подстанцию с каким-то другим домиком, на дверях подстанций рисуют специальные знаки. Например, такие:




Эти знаки предупреждают всех людей, что дальше идти НЕЛЬЗЯ! Может убить электрическим током.

Это наглядно демонстрируют рисунки, нарисованные детьми наших работников. (Вы также можете организовать конкурс детских рисунков, для закрепления полученной информации).

Конечно же, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя подходить к трансформаторным подстанциям, играть возле них, а тем более входить внутрь или залезать на них!

И это будет наше 3-е правило, ребята:

(продемонстрировать рисунки №4,№5 и №6 нарисованные детьми наших работников.)

А что же нужно делать, если вдруг кто-нибудь из вас увидит где-нибудь лежащий на земле провод? Или увидит трансформаторную подстанцию с открытыми дверями?

В таком случае, ребята, нужно как можно быстрее рассказать обо всем взрослым.

А теперь давайте вспомним все наши правила, которые мы сегодня узнали!

    Нельзя прикасаться к оборванному или свисающему с опоры проводу воздушной линии, залезать на опоры или растущие под проводами деревья!

    Нельзя подходить к лежащему на земле проводу ближе, чем на 8 метров!

    Нельзя заходить в трансформаторные подстанции, прикасаться к их дверям и решеткам, устраивать рядом с ними игры!

    Если видишь оборванный или провисший провод, открытые двери трансформаторной подстанции или что другие дети нарушают правила обращения с электричеством – немедленно расскажи взрослым!