План урока по обществознанию человек в группе. Конспект урока по обществознанию "малая группа"

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в цветнике, огороде»

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам консультацию для воспитателей «Организация работы с детьми в цветнике, огороде». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, методистам дошкольных отделений. Консультация направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель
Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников в Учреждении.
Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.

Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.

Устройство гряд


На общем огороде каждой группе выделяются свои гряды для выращивания овощей.
Независимо от площади и места расположения огорода гряды делают установленного размера: длина – 2,5-3 м, ширина – 70-80 см, междурядья – 50-60 см. Высота зависит от влажности и структуры почвы: на ровной поверхности с легкой и рыхлой почвой – 15-20 см, на низких и сырых местах – 40-50 см. Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными (невыпуклыми), чтобы при поливе вода не скатывалась с гряд. Борта легонько прихлопывают тыльной стороной граблей, чтобы они стали немного наклонными, тогда почва не будет осыпаться.


Необходимо подготовиться к работе на огороде: подготовка сельскохозяйственного инвентаря для детей и взрослых, заготовка семян, выращивание рассады, планировка участка под огород, подготовка почвы к посеву.
Необходимо иметь достаточное количество лопат, грабель, леек, ведер, чтобы одновременно могло принимать участие в работе как можно больше детей. Очень важно, чтобы оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид.

Выбор овощных культур для огорода

При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики, поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.


Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.



Новым и более сложным является посев семян редиса, но при правильной организации работы дети хорошо справляются посевом этих мелких семян.


На участке старших групп можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: листовые – салат, капусту, корнеплоды – редис, морковь, свеклу и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыкву, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль.

На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.
Разнообразие растительных форм, сочетание и яркость красок, аромат и красота цветов возбуждают интерес детей к растениям, способствуют эстетическому воспитанию. Во время работ и наблюдений, организуемых воспитателем, дети легко и незаметно усваивают много знаний о жизни растений, приобретают навыки ухода за ними.


Растений, пригодных для оформления цветника, очень много. Иметь их все на участке невозможно, да и не нужно. Сажать можно любые из них: все они по-своему хороши и нравятся детям. Правильнее всего подобрать те растения, которые более неприхотливы и требуют меньших забот. К таким растениям прежде всего относятся многолетники и самосейки.

Организация и содержание наблюдений на огороде, в цветнике

Вторая младшая группа
Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Детей этого возраста знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде некоторых растений. Слова растет, выросло, вырастет становятся более понятными.
Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдения следует использовать различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т.п.), словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).


С детьми проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети быстро утомляются, внимание у них неустойчиво, и не со всей группой одновременно, а с небольшим количеством детей.
Первое знакомство детей с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит детей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь внимание. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. Показывает, как надо это делать – под корень, чтобы не сломать листочки. В последующие дни воспитатель привлекает детей к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, быстрее появляются цветы.
При появлении первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что нового появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Учит детей узнавать называть цветы, различать их по окраске, величине.


Знакомство с ростом овощей лучше всего начать тогда, когда у растений на грядках появится первый лист. С этого момента можно привлекать детей и к уходу за ними (к поливке).
Первые наблюдения воспитатель организует с целью закрепления представлений детей о том, что растения вырастают из семян. Предлагает пойти на огород посмотреть, что там выросло. Дети рассматривают всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка -2 растения, показать его листочки. Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком.


Позднее можно провести более продолжительное наблюдение за ростом знакомых растений. Цель их – закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений.
Не мене интересным будет для детей сбор первого урожая овощей.

Средняя группа
Детям 4-5 лет также трудно проследить весь цикл развития растений. Воспитатель на ярких убедительных примерах знакомит с некоторыми качественными изменениями растений в процессе роста, с последовательностью в наступлении отдельных фаз их развития (появление листочка, превращение бутона в цветок, цветка в плод и т.д.).
Очень важно вызвать у детей интерес к наблюдениям. Для этого используются несложные игры-поручения типа «Найди такой же», «Кто заметил?», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» (с овощами).


В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.


Очень важно научить детей сравнивать растения по цвету и форме листьев. В процессе рассматривания воспитатель задает вопросы: «Что мы недавно сажали на грядках, чтобы выросли растения? Почему растения растут рядочками? Почему на разных грядках выросли разные растения?»
В средней группе детей подводят к установлению связей и зависимостей между конкретными факторами: они не только рассматривают цветки, но и обращают внимание на готовый раскрыться бутон, ждут, когда появиться цветок. Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения.


Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В результате этих наблюдений воспитатель подводит детей к установлению зависимости состояния растений от наличия или отсутствия влаги в почве, о значении ее для жизни растений, показывает связь между их состоянием и уходом за ними.
В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни).
Воспитатель учит детей сравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.

Старшая и подготовительная к школе группы
В процессе ознакомления старших дошкольников с жизнью растений решаются более сложные задачи, чем на предыдущем этапе. Детей подводят к обобщению накопленных представлений о растениях, образованию понятий (например, «культурные» и «дикорастущие» растения), осознанию зависимости жизни растений от природных факторов и труда человека, развивают умение видеть некоторые закономерности в жизни растений (постепенность, последовательность и изменчивость в процессе роста и развития).

С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные), но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить знания.
Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить занятия на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника (например, космея и лилия, настурция и цинния).





В подготовительной группе дают более сложное задание: сравнить две-три разновидности одного и того же вида растения, например, гвоздика турецкая и китайская, бархатцы крупные махровые и карликовые.





Установление при сравнении как различных, так и схожих признаков развивает у ребенка мышление, дает возможность к элементарному пониманию сортности растений, роли человека в преобразовании природы.
При длительных наблюдениях воспитатель в течение определенного времени возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая происшедшие в нем изменения и связывая их с предыдущими, например, «Превращение цветка в ягоду», «От семечка до семечка» (горох, огурцы, подсолнух) и др.
Наблюдения нельзя перегружать, не нужно стараться в один раз сообщить все то, что важно и интересно знать детям об этом объекте. Но каждый раз нужно давать детям что-то новое, расширяющее их представления о данном растении.
Для развития интереса к растениям воспитатель может использовать различные приемы, в том числе игровые: «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Сколько лепестков у маргаритки, шиповника?». Можно давать детям угадывать цветки по запаху, овощи и фрукты – на ощупь, на вкус.

Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 6 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Урок. Практикум по теме «Человек среди людей»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели:

  • обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.
  • способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
  • создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.
  • совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия,
  • коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении.

Оборудование : карточки с заданиями, Презентация.

Основные понятия: межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Ход урока

I. Организационный момент.

На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

План:

  • Будем называть слова.
  • Будем отвечать на вопросы.
  • Будем выполнять задания.

Речевая разминка.

II. Постановка цели и задач урока.

  • Определите тему урока. Для этого отгадайте, какие слова здесь зашифрованы.

Тема: Человек среди людей.

  • Откройте учебник на стр. 3. «Оглавление».
  • Где Вы ещё видите такое же название? (Ответ: название Главы II ).
  • Как Вы думаете, мы с Вами изучили эту главу или нет? (Ответ: да )
  • Значит, какова цель нашего урока?

Цель: обобщить знания по разделу «Человек среди людей».

III. Актуализация по теме.

Использование технологии РКМ «Понятийное колесо». Свое название она получила из–за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова – ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

План:

  1. Межличностные отношения.
  2. Человек в группе.
  3. Общение.
  4. Конфликты в межличностных отношениях.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1. Правильно произнеси слова, расставляя ударение.

Личность, межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Работа сопровождается показом Презентации.

  1. Межличностные отношения.
  • Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это связь человека с окружающими людьми. (Слайд)

      • Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
      • Какие виды межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)

Задание 2. Ниже приведены примеры межличностных отноше­ний различного уровня; распредели их в соответствую­щие колонки таблицы.

  • У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваютсяпри встрече.
  • Галина и Полина, встречаясь, обмениваются ново­стями.
  • Евгений и Матвей играют в одной команде по во­лейболу.
  • Сидор и Александр всегда готовы прийти друг дру­гу на выручку.
  • Глеб и Фёдор - одноклассники.
  • Мария и Клавдия сидят за одной партой.
  • Диана и Марина вместе идут домой после уроков.
  • Лариса и Артём делают уроки вместе.
  • Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
  • Никита и Платон обмениваются марками.
  • Юлия и Яна вместе проводят свободное время.
            • Участниками, каких отношений являетесь Вы?
            • Какие стили межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)


Задание 3.
Определите стили межличностных отношений (личные или официальные):

а) друзья отправились вместе в кино _________________________________________________

б) учителя обсудили методы воспитания своих учеников на педагогическом совете ________________

в) мама с дочерью обсуждали, как они будут отдыхать на праздничных каникулах_________________

г) ученица 6-го класса советовалась с библиотекарем о том, какую литературу лучше почитать________________________________________________________________________

д) двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться___________________________________________________________________

е) президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров ___________

ж) учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой ____________________

з) родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю_________________________

и) учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка ______________________

к) девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью ___________________

Задание 3 . Прочитайте Ситуацию и ответьте на вопрос: Какие правила общения использовала Наташа?

Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут На­таша! А вас?» Мужчина ответил. Девочка продолжила: «У вас найдётся две минутки, чтобы поговорить со мной?» «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она очень любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, то поняла, что стала калекой».

Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.

«Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите, пожалуй­ста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огор­чить этого маленького гения общения. Назавтра в услов­ленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем- нибудь помочь вам?» - спросила она.

            • Какие правила общения использовала Наташа?
            • Давайте вспомним правила общения.

2. Группа .

            • Что такое ГРУППА?

ГРУППА — ограниченная в размерах общность людей. (Слайд)

            • Какие группы людей ты знаешь? (Слайд)
            • Участником, каких групп одновременно ты являешься? (Слайд)

  1. Общение .
  • Перечислите виды общения.

Задание 4. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

            • взгляд,
            • рассказ,
            • мимика,
            • жесты,
            • поза,
            • походка,
            • танец,
            • прикосновение,
            • комплимент,
            • цветы,
            • песня,
            • подарок,
            • движения,
            • поздравление в стихотворной форме.

4. Конфликт

Задание 5. Представьте, что Вам уже более сорока лет. У Вас не все ладится с работой, есть проблемы со здоровьем. Подумайте, как бы Вы повели себя в следу­ющих обстоятельствах:

а) под Вашими окнами каждый вечер десять горлас­тых мальчишек, сменяя друг друга, играют в футбол;

б) Ваш сын или дочь ежедневно по три часа сидит у телевизора, не радуя Вас своими успехами в учебе;

в) Вы ведете урок, а в классе стоит постоянный шум, и у большинства учеников на лицах написано: я делаю Вам подарок своим присутствием;

г) Вы приходите домой после работы очень устав­шим, а никто из Ваших близких не пошевелился, чтобы убрать квартиру или помыть посуду.

            • Что может возникнуть между Вами и этими людьми? (Ответ: конфликт)

Задание 6. Используй приведённый ниже алгоритм анализа конфликта и разбери одну из ситуаций, перечисленных выше.

  1. Кто конфликтует (участники)?
  2. Из-за чего возник конфликт?
  3. Способы разрешения конфликта?

V . Итог урока.

  1. Рефлексия.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок

3. Домашнее задание: Задание 5 на стр.84.

Скачать Практикум к уроку можно

Скачать Презентацию к уроку можно

Скачать Конспект урока можно

Тема урока «Человек в малой группе» (5 класс ФГОС) Автор: учитель истории и обществознания Федотова Е.В. Цель урока: рассказать о значении малой группы для подростков. Задачи урока: познакомить с понятиями и терминами – малая группа, конформизм, межличностные отношения. Планируемые результаты: учащиеся узнают, почему в группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции; научатся называть и характеризовать законы межличностных отношений, выявлять признаки малой группы; давать оценку и выражать свое отношение к роли и влиянию социальной среды на формирование подростка; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся ведению дискуссии, а также применять навыки работы в группе. Формирование УУД: метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формировать целевые установки учебной деятельности; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Оборудование: учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 5 класс. ФГОС. М.: Русское слово; мультимедийная презентация, материалы для проекта. Ход урока I. Организационный момент II. Мотивационно-целевой этап Просмотр фрагмента из мультфильма «Гадкий утенок». Тема урока «Человек в малой группе» является актуальной для каждого. Как важно – проснуться утром, вспомнить, что очень скоро вас ожидает встреча с теми, кто вам близок и интересен. Тогда и настроение бодрое, и дело спорится. И наоборот. Ведь общество – совокупность самых разных групп. Человек входит в различные группы, даже сейчас вы сидите и работаете в малых группах. Ребята, я предлагаю вам подискутировать на тему «Подросток в группе». В ходе обсуждения проблемы определим два подхода: 1Группа подавляет личность и способности подростка. 2Только в группе подростки проявляют свои способности и таланты. Первая группа – утверждающая команда спикеров – доказывает первую позицию «Группа подавляет личность и способности подростка». Вторая группа – отрицающая команда спикеров – доказывает вторую позицию «Только в группе подросток проявляет свои способности и таланты». Третья группа выступит в роли жюри, их задача определить, какая из команд была более убедительной в доказательстве своей позиции. Но прежде нам предстоит погрузиться в проблему и изучить её. III. Погружение в проблему Работа в группах Группа судей работает со статьей в интернете и изучают вопрос «Что такое малая группа?». Вопросы группе:  Дайте определение понятиям: группа и малая группа.  Сколько человек насчитывает малая группа?  Приведите примеры малых групп?  Как человек попадает в те или иные группы?  Какую роль играет группа в жизни человека?  Вопрос всем группам: можно ли назвать ученический коллектив малой группой?  Какова главная цель такой группы? Что такое малая группа? Группа – это совокупность людей, в чем-либо близких друг другу. Малая группа – целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также взаимодействием. Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга (от 2-3 до 20-30 человек). Человек появляется на свет в малой группе (семье), большая часть жизни проходит с малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллектив. Один человек, как правило, состоит сразу в нескольких группах: семье, классе, в кругу друзей, кружке и т.д. Поэтому численность всех человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5-2 раза. Для того, что бы попасть в некоторые группы, мы прилагаем определенные усилия, например, поступление в ВУЗ. Другие группы нам выбирают родители – кружок, секция, школы, детский сад. Есть группы, которые мы не выбираем: семья – её состав лишь отчасти является результатом нашего выбора. Вот друзей мы можем выбирать и покидать по собственному желанию и усмотрению. Группа играет большую роль в жизни человека: в группе формируется личность, в группе формируются жизненные ценности, в группе рождаются правила, обычаи и традиции, в группе делятся друг с другом наболевшим. Люди выживают сообща. Ученический коллектив – особый тип малой группы. Школьники собираются вместе в классе; их основная цель – научиться новым знаниям. Утверждающая команда спикеров (позиция «Группа подавляет личность и способности подростка») читает легенду о Ларре из произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Вопросы группе:  Расскажите, о чем говорится в рассказе?  Можно ли пренебрегать законами и правилами группы? Какие последствия наступят в этом случае?  Перечислите способности главного героя. Мог ли он их раскрыть, живя в одиночестве?  Какую роль играет группа в жизни человека? Легенда о Ларре Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что видит Ларру, который превратился в тень, и поведала эту сказку. Много лет назад, в щедрой стране «жило могучее племя скотоводов». Однажды красивую девушку из этого племени украл орёл. О ней погоревали и забыли, а через двадцать лет она вернулась, с ней был юноша, красивый и сильный. Она рассказала, что была женой орла. Все с удивлением смотрели на сына орла, но он ничем не отличался от других, только глаза его были холодны и горды, как у отца. Он считал себя необыкновенным, и разговаривал надменно даже со старейшинами. Люди рассердились и изгнали его из племени. Он рассмеялся, подошёл к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял её. Она его оттолкнула, и тогда он убил её. Юношу схватили и связали, но не убили, посчитав это для него слишком лёгкой смертью. Разговаривая с ним, люди поняли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого». И тогда племя решило наказать его одиночеством. Юношу назвали Ларрой, что значит «отверженный». Юноша стал жить один, изредка похищая у племени скот и девушек. В него стреляли из лука, но он был неуязвим. Так прошли десятки лет. Но однажды он близко подошёл к людям, к нему кинулись, а он стоял, не защищаясь. Тогда люди поняли, что он хочет умереть, и не тронули его. Тогда он выхватил нож и ударил себя в грудь, но нож сломался как о камень. Люди поняли, что он не может умереть. С тех пор он ходит как тень, ожидая смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!» Отрицающая команда спикеров (позиция «Только в группе подростки проявляют свои способности и таланты») работает с текстом учебника стр. 185 и видеоматериалом «Конформизм». Вопросы группе:  Каким образом группа подавляет подростка?  Влияет ли подростковая группа на поведение каждого её члена?  Что такое конформизм? Задание группе: Просмотрите видео № 2, материал «Конформизм». Объясните классу, что сейчас мы увидели с вами на практике проявление особой формы поведения в ответ на групповое давление у человека, а именно – подчинение группе. Такое явление получило специальное название в науке – конформизм. Конформизм – соглашательство во всем. Конформизм – это изменение своего поведения или мнения под влиянием давления со стороны другого человека или группы людей. С одной стороны, конформизм помогает избегать конфликтов. Однако конформизм мешает утверждению независимого поведения или мнения. IV. Дискуссия «Подросток в группе» Команды спикеров представляют доказательства своих позиций. Судьи определяют, какая из групп оказалась наиболее убедительной в представлении своей позиции. V. Переговорная площадка В малой группе возникает особый тип отношений – межличностные отношения – это отношения, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения. Постоянно общаясь между собой, что-то совместно делая, люди рассказывают о своих личных переживаниях, семейных проблемах, горячо обсуждают школьные новости, отметки, новые фильмы и т.д. В подростковой группе – ваших коллективах сверстников – стихийно формируются свои кодексы чести, нормы и правила, которые заимствуются из мира взрослых. В межличностных отношениях очень важно понимание. Без него мы становимся одинокими. Одиночество чаще всего то, чего больше всего боится человек. Межличностные отношения строить не просто. Для того чтобы поговорить о проблемах межличностных отношений я приглашаю вас на переговорную площадку. На переговорной площадке присутствует психолог школы. Вопрос психологу:  Есть ли законы межличностных отношений? Психолог: Важнейший закон межличностных отношений – то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Если вы комплектуете, недовольны собой, ваше настроение и недовольство передается другим людям. Если у вас низкая самооценка, то и окружающие будут оценивать вас низко. Если у вас высокая самооценка, окружающие будут избегать общения с вами. Оптимальный вариант – средняя самооценка. Между принятием себя, принятием вами других людей и принятием вас другими людьми существует определенная связь. Восприятие себя и восприятие других – основа межличностных отношений. Восприятие себя = восприятие других. Малейший перекос ведет к невозможности выстраивания нормальных межличностных отношений. Человек лучше чувствует себя среди похожих на него людей. Просмотр видео № 3. Вопросы учащихся к психологу школы. VI. Проект Мы убедились, как не просто строить межличностные отношения. Давайте придумаем правила общения: Доверие к тому, с кем общаешься. Вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться. Уважение к тому, с кем общаешься. Признание того, что он равен тебе. Вежливость. Бережное обращение. Делать друг другу приятные сюрпризы. Изготовим открытку для человека, с которым у вас не складываются межличностные отношения или назрел конфликт. VII. Рефлексия Важно ощущать себя частью чего-то большего, чем ты сам – частью школы, семьи, класса. Продолжите фразы: «Я друг своих одноклассников, потому что … », «Я гражданин класса потому, что …», «Я гражданин школы …».

Долгушина Татьяна Викторовна

МКОУ «Скородумская СОШ»

Усть-Ишимский район, Омская область

Зам. директора по УВР, учитель истории

Тема урока « Малая группа»

Цель урока.

    Познакомить учащихся с понятием «малая группа», классификацией малых групп. Способствовать усвоению понятий: социальная группа, групповые нормы, групповые санкции.

    Способствовать формированию у учащихся умения работать с компьютером, выполнять шаги урока с использованием мультимедийной программы. Продолжить формирование умений работать с дополнительной информацией на уроке, извлекать главное, делать выводы.

    Воспитывать уважение друг к другу при выполнении совместных заданий, умение выслушивать друг друга и воспринимать противоположную точку зрения.

Оборудование:

    Распечатки документов.

    Тест.

    Диск «Обществознание» 8-9 классы

    Учебник “Обществознание 8-9 кл.” Н.Л. Боголюбов. - М: “Просвещение”, 2008

    Компьютеры

    Проектор

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний учащихся по теме «Межличностные отношения» и «Радости и сложности общения».

    Изучение нового материала

    1. Что такое малая группа.

      Виды малых групп.

      Роли человека в группе.

      Групповые нормы и санкции.

    Закрепление полученных знаний на уроке.

    Подведение итога урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся по теме «Межличностные отношения» и «Радости и сложности общения».

Для начала мы с вами немного разогреемся. Предлагаю вам следующее задание. Вы должны будете восполнить паузы в моих высказываниях. Будьте внимательны.

Взаимосвязь между людьми характеризуется понятием – межличностные отношения. Межличностные отношения как правило носят обоюдный характер и включают в себя четыре взаимо. Первое - связи друг с другом, между двумя и более людьми (взаимосвязь), второе – согласованность деятельность ( зваимодействие), третье – понимание на основе взаимности, понимание друг друга (взаимопонимание), четвертое - восприятие другим человеком окружающего мира также как его воспринимаешь ты сам (взаимовосприятие). Межличностные отношения бывают – деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Межличностные отношения могут носить - официальный и неофициальный характер. Поездка на рыбалку с приятелем носит неофициальный характер , встреча глав иностранных государств носит официальный характер , поздравление с днем рождения брата носит неофициальный характер, поздравление с юбилеем заслуженного человека сослуживцами носит официальный характер, приглашение по телефону родителей ученика в школу носит официальный характер. Взаимосвязь между людьми осуществляется через – общение. Общение это - обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами. Общение жизненно важно для человека, так как в ходе общения мы получаем знания об окружающем мире, передаем опыт, усваиваем культурные и нравственные ценности, даем оценку поступкам людей, развиваем свой интерес.

3. Изучение нового материала

1. Мотивация В настоящее время очень трудно представить себе человека, который бы не был втянут во взаимоотношения друг с другом и был бы далек от ситуации, происходящей в обществе. Давайте сравним такие понятия как “ общение” и “общество”. Что между ними общего? Ответить на этот вопрос вам поможет страница 379 учебника.

! Работа с учебником страница 379

Дети делают вывод, что общение, не возможно без общества, а общество, немыслимо без общения.

Но общество – это обширное понятие и отдельно взятый человек одновременно общаться со всем обществом не может. В течении всей жизни его общение, взаимоотношения в окружающимися происходит в малой группе. И сегодня наш урок посвящено именно «Малой группе». Глядя на первую страничку электронного учебника кто попытается сформулировать цели нашего урока? Что мы будем сегодня изучать?

Мы познакомимся с понятиями: социальная группа, малая группа, групповые нормы, групповые санкции, узнаем о роли человека в малой группе. Будем работать с компьютером.

2. Работа с тетрадью – записать число и тему урока.

3. Понятие о малой группе. Работа с диском шаг №1

Каждый человек является членом нескольких социальных групп. Они бывают большие и малые.

! Записи в тетради социальная группа – форма взаимодействия людей, их объединения.

! Фронтальная работа с классом в ходе которой, дети усваивают что в число социальных групп входят социально – классовые, социально – этнические, социально – территориальные, социально – профессиональные и

социально – демографические групп.

Малые группы играют более существенную роль, так как наша жизнь состоит из общения с семьей, с друзьями, одноклассниками.

Минимальный численный состав малой группы 2 человека (диада) по мнению других обществоведов лучше, что бы это число сводилось к трем (триада). Максимальный состав малой группы определяется тем, что в памяти человека одновременно может удерживаться от 5 до 9 объектов.

! Фронтальная работа.

- По вашему мнению понятия социальная группа и малая группа отличаются друг от друг?

-Какова численность малой группы?

-Почему минимальный состав малой группы лучше всего должен состоять из трех человек?

-Согласны ли вы с мнением, что чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействии.

Дети самостоятельно дают определение понятию «малая группа». Выслушиваются мнения. Окончательный вариант записывается в тетрадь.

! Записи в тетради.

Малая группа – объединение 2-х и более человек, связанных единой целью, сходными интересами, совместной деятельностью и находящихся в общении друг с другом.

    Виды малых групп. Работа с раздаточным материалом.

Единой классификации видов малых групп не существует. Мы познакомимся с наиболее простой и распространенной классификацией.

Текс №1

Группа и фактор времени


…Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому. Школа, деревня, предприятие заинтересованы в продолжении своего дела. Это - группы, которые не хотят исчезнуть. Их члены сменяются, но сам организм стремится быть если
не вечным, бессмертным, то, по крайней мере, как можно более долговечным. Это придает таким группам видимость независимого существования по отношению к своим членам, другие группы, напротив, с самого начала обречены на непродолжительное существование. Туристы, совершающие организованное путешествие, являются группой, время существования которой ограниченно. Наконец, существуют такие постоянные группы, члены которых собираются только через регулярные промежутки времени. Например, отряд скаутов, члены которого, встречаются каждое воскресенье по утрам.

! Вопросы для обсуждения

- Какие виды групп вам предлагаются?(временные и постоянные)

- Какие признаки полжены в основу выделения каждой из разновидностей малых групп?(время существования)

Текст№2
Формальные и неформальные группы


Формальные группы характеризуются организованной структурой. Речь идет об организации. Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно распределенные роли. В формальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Это значит, что содержание этих ролей - результат взаимодействия внутри группы.
В то время как формальная группа имеет заданную ей структуру, структуру неформальной группы создает она сама.


! Вопросы для обсуждения

- Какие виды малых групп называются в данном фрагменте?

Какие признаки положены в основу выделения каждой из разновидностей малых групп? (характер отношения внутри группы)

Вывод по этапу урока делается помощью таблицы, которая находится в шаге 1 урока.

Признак группы

    Роли человека в группе. Шаг 2 диск

Положение человека в малой группе зависит от его статуса.

Записи в тетради . Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Человек, обладающий высоким статусом, имеет престиж в обществе и является примером или авторитетом для других членов коллектива. Один и тот же человек в различных группах может иметь разный статус. Отец в семье – его авторитет и уважение не вызывает сомнения, а в футбольной команде он рядовой игрок, серая мышка.

Статус человека и характер деятельности группы определяют его поведение в той или иной группе или его социальные роли. Некоторые роли постоянно закреплены за человеком, другие роли человек исполняет в какой – то определенный период своей жизни.

Вопрос для обсуждения.

- Как вы думает в чем различие между личным статусом, приписываемым и достигаемым?

- Какие роли в жизни играете вы в настоящее время?

- Наиболее важной ролью является роль лидер. Кто такой по вашему мнению лидер? Какими качествами должен обладать лидер?

    Групповые нормы и санкции. Шаг 3 диск

В каждой группе складываются определенные правила или как мы их называет групповые нормы.

Записи в тетради Групповые нормы - совокупность правил и требований, выработанные группой и являются средством регуляции поведения человека.

Групповые нормы устанавливаются для соблюдения. Если член группы уклоняется от выполнения норм, то группа может применить по отношению к нему санкции.

Записи в тетради. Санкции – последствия несоблюдения правил.

Санкции могут быть позитивные – признанные уклонения и негативные – группа отторгает этого человека.

Картинки 1,2,3,4. Где пример негативных, а где позитивных санкций?

Приведите примеры групповых норм и санкций вашего класса, вашей компании?

4. Закрепление полученных знаний на уроке.

1. Повторение новых понятий. Шаг 4.

2. Возвращение к схему урока. Дети делают вывод, что межличностные отношения это взаимосвязь между людьми, взаимосвязь осуществляется через общение, путем обменов, которое происходит в малых группах.

3. Выполнение заданий Шага 5. Компьютер выдает % выполнения заданий.

Упражнение 1

Закончите предложение. К малым группам относятся:

А)парламент В)избиратели

Б)политическая партия Г)музыкальный ансамбль

Упражнение 2

Подберите пример соответствующий виду группы

1. Гости в день рождения А) производственная группа

2. Бригада строителей Б) досуговая группа

3. Семья В) многофункциональная группа

Упражнение 3

Выбери верное определение

    Большая совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.

    Объединение из двух и более человек (обычно до 9), находящихся в непосредственном контакте друг с другом и связанных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельностью.

    Высшая ступень живых организмов на Земле.

Упражнение 4

Распределите группы по временному признаку.

    Временные группы А) пассажиры купе

    Постоянные группы Б) семья

В) очередь в магазине

Г) класс

Д) компания старых друзей

Е) туристы в походе

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание . Дети получают инструктаж по выполнению домашнего задание, которое носит дифференцированный характер.

Для слабых учащихся

Приложение 1

Тестовые задания. Выберите правильный вариант ответ.

    Общение – это:

а) исторически развивающаяся совокупность ощущений между людьми;

б) особая форма взаимодействия и межличностных отношений между людьми;

в) общественные отношения, складывающиеся между людьми.

    Межличностные отношения возможны:

а) как среди больших групп людей, так и среди малых;

б) только среди малых групп людей;

в) только среди больших групп людей.

    Деловые отношения определяются:

а) требованиями начальника к подчинённому;

б) взаимодействием и отношениями между людьми;

в) официальными предписаниями, правилами инструкциями.

    Личные отношения носят:

а) непринуждённый характер;

б) официальный характер;

в) неформальный характер.

    Межличностные отношения строятся на:

а) чувстве личной симпатии;

б) взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей;

в) определённой позиции общества.

    Для чувства симпатии нехарактерно:

а) понимание;

б) гармония отношений;

в) неприязнь.

    Наиболее близкие межличностные отношения:

а) приятельство;

б) знакомство;

в) товарищество.

Приложение 2

Основные положения параграфа 13

11 Долгушина Т.В. Конкурсный урок